МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЕЙС-МЕТОДА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА» НАПРАВЛЕНОГО
НА ОСВОЕНИЕ ПРОФССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТМЕТЦИЙ
Методическая разработка по использованию кейс методов на уроках физики, направленных на освоение профессиональных компетенций
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр |
1. | Введение | 2 |
2. | Кейс-метод и его возможности в профессиональном обучении | 3 |
3. | Технология создания кейса | 3 |
4 | Методика использования кейс-технологии на уроках физики | 4 |
5. | Заключение | 12 |
6. | Список используемой литературы | 14 |
Введение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее важных в теории и практике обучения. Сегодня решение этой проблемы становится как никогда актуальной, так как современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей показывают, что рынку труда нужны не только профессионально подготовленные кадры, обладающие необходимыми компетенциями, но кадры, способные к «командной» работе, сотрудничеству, обладающие навыками решения разнообразных проблем в типовых и нестандартных ситуациях, способные к непрерывному самообразованию, работе с информацией.
Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, о профессиональных компетенциях: специальных и ключевых.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения в сфере «педагог-студент». Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога с обучающимся.
Новые государственные образовательные стандарты провозглашают сегодня принцип вариативности, который дает возможность учебным заведениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.
В этом направлении идет и процесс образования: разработка различных вариантов его
содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важная роль отводится «диалогу» различных педагогических систем и технологий обучения, их использованию и сотрудничеству в практике образования.
Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, выбирать те из них, которые отвечают требованиям времени и способствуют формированию как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций будущего специалиста.
Обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если:
- обучающиеся активно включаются в процесс обучения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельность и оценки своего
потенциала;
- могут подготовиться к тем проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в реальной жизни;
- могут не бояться высказать свои мысли, не получить осуждения за допущенные ошибки.
Всему выше перечисленному способствует кейс-метод - техника обучения,
использующая описание реальных ситуаций и предполагающая разрешение этих ситуаций коллективным методом.
Использование же в последнее время кейс-технологии показывает, что эффективность усвоения учебного материала учащимися на уроках значительно увеличивается, если приходится решать нестандартные ситуации, требующие не только знания учебного материала, но и жизненного опыта, и рассуждения, и коллективного анализа предложенной ситуации, и умения «добывать» необходимую информацию.
Данная методическая разработка предлагается коллегам, осуществляющим
подготовку квалифицированных кадров в направлении активизации познавательной деятельности и формирования общих и профессиональных компетенций на уроках физики.
Кейс-метод и его возможности в профессиональном обучении
Кейс-метод (метод «кейс-стади») впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году. Выступая способом коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах и взаимный обмен информацией, кейс-метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Обучающиеся анализируют ситуацию, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные варианты решения и выбирают лучший из них.
По сути, кейс-метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии с той разницей, что в проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
Кейс-метод объединяет в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирует личностные качества обучаемых. Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания:
Метод, интегрированный в кейс-метод | Характеристика его роли в кейс-методе |
Моделирование | Построение модели ситуации |
Системный анализ | Системное представление и анализ ситуации |
Мысленный эксперимент | Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования |
Методы описания | Создание описания ситуации |
Проблемный метод | Представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
Метод классификации | Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации |
Игровые методы | Представление вариантов поведения героев ситуации |
Мозговая атака | Генерирование идей относительно поведения героев ситуации |
Дискуссия | Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения |
Так как кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие и формировать способности учащихся к анализу, самостоятельной разработке алгоритма принятия решения, продуктивной работе в команде, активизирует инициативность и самостоятельность, готовность к плодотворной профессиональной деятельности, необходимость его использования в педагогической практике очевидна.
А с учетом перехода профессионального образования на стандарты третьего поколения, ориентированные на потребности сферы труда, реальную трудовую деятельность и предполагающие значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения, использование метода кейс – стади становится особенно актуальным.
Вот почему на своих уроках я применяю названную методику преподавания, стараясь организовать самостоятельную работу учащихся таким образом, чтобы каждый имел возможность овладеть учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, реализовать личностный потенциал.
Технология создания кейса
Технологическая деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа. Вначале преподавателю предстоит работа по созданию кейса и вопросов для его анализа.
Эту работу можно представить в виде последовательных операций:
определение раздела программы, которому посвящена ситуация;
формулирование целей и задач;
определение проблемной ситуации, формулировка проблемы;
поиск необходимой информации;
создание и описание ситуации.
Можно использовать кейсы, основанные на реальных событиях («полевые») и «кресельные» (вымышленные) кейсы. Важно, чтобы центральное место занимала реальная проблема, которую необходимо разрешить. Чтобы вызвать живой интерес учащихся к ситуации, желание справиться с заданием, проблему можно предъявить в неявном, замаскированном виде, скрытом в многоплановости сюжета, прикрыть другой, менее значимой проблемой. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация.
Благодаря своему активизирующему воздействию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже «молчуны». Поэтому даже вымышленную ситуации стараюсь сделать реальной, используя прямую речь действующих лиц, и конкретные факты.
Кроме того, ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации для ее разрешения, быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой.
Язык изложения должен быть простым и доходчивым. Поэтому, создавая конкретную учебную ситуацию, часто использую прямую речь ее персонажей – это зрительно «дробит» текст, делает его легко читаемым для учащихся. А ситуация, принимая эмоциональный характер, лучше запоминается.
Важным является и тот факт, что текст ситуации не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы, а сама ситуация должна сопровождаться необходимыми инструкциями по работе с нею. При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы учащиеся не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.
Если же говорить об идеальной конкретной ситуации то, на мой взгляд, это:
- занимательная история конкретного бизнеса или имевшегося случая из истории данного бизнеса;
- внутренняя интрига, головоломка, требующая решения;
- обилие информации, анализ которой требует поиска дополнительной информации;
- актуальная проблема, способная дать продолжение ситуации в будущем;
- более или менее типичная ситуация, требующая знания конкретной темы, конкретного вопроса.
Второй этап работы – это деятельность преподавателя в аудитории, где ему предстоит выступить со вступительным и заключительным словом, организовать работу малых групп и дискуссию, поддерживать деловой настрой в аудитории, не давая ситуации зайти в тупик, оценить работу учащихся.
Схематично эту работу можно представить в виде следующей технологической схемы:
1.Определение темы |
2.Постановка образовательных целей и задач |
3.Определение типа проблемной ситуации |
Жизненная реальность | Учебная (противоречие между разными положениями, между житейскими представлениями и научными фактами, между необходимостью и невозможностью выполнить задание преподавателя) | Научно - исследовательская |
4. Определение вида ситуации |
Иллюстративная | Нормативная | Функциональная | Стратегическая |
5.Выбор источника ситуации |
Художественная литература | Видеоматериалы | Статистические материалы | Публицистическая литература | СМИ | Научные статьи, монографии | Местный материал | Интернет |
6. Создание и описание ситуации |
7.Выбор техники решения проблем |
SWOT - анализ | Лист для решения проблем | «Идеал» | Мозговой штурм | Софт-анализ |
8.Составление листа оценки (определение критериев оценки деятельности учащихся) |
9.Работа в аудитории |
1.Введение в кейс | 2.Анализ ситуации | 3.Презентация решения по кейсам | 4.Общая дискуссия | 5.Подведение итогов, завершающее выступление преподавателя |
Методика использования кейс-технологии на уроках физики
При изучении курса физики в ходе лекций студенты получают теоретические знания по всем разделам, в том числе и «Электродинамика». Поэтому преподавателю, стремящемуся пробудить интерес студентов к овладению умениями и навыками профессионального труда, можно провести занятие на основе «Кейс-метода» с учетом профессиональной направленности и связи ее с физикой.
Разработка данного кейс-задания позволяет студентам применить к практической ситуации полученные теоретические знания по физике и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей. Разбор кейса способствует более глубокому усвоению знаний по разделу «Электродинамика» и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейса развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире. В задании обозначены учебные темы, на которые опирается данный кейс, что позволяет преподавателю оценить уровень знаний, полученных студентами на занятиях физики.
Опираясь на ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), разработанный кейс способствует освоению общих компетенций:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
5. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Задачи:
1. Закрепление теоретических знаний студентов по разделу «Электродинамика».
2. Развитие самостоятельности у студентов в работе.
3. Развитие инициативы, коммуникативных навыков, памяти, внимания, логического мышления, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
4. Воспитание культуры труда.
5. Реализация профессиональной направленности в преподавании физики через «Кейс-метод».
Межпредметные связи: ОП.07. Основы материаловедения, МДК.02.05 Технология производства сварных конструкций, ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы, ОП.12. Безопасность жизнедеятельности.
Планируемый результат:
Студенты научатся анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо любому профессионалу в современной рыночной экономике.
Студенты научатся принимать решения в нестандартных ситуациях, вырабатывать модели решения проблем и нести за них ответственность.
Студенты научатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Научатся отстаивать свою точку зрения, владеть словом.
Этапы-кейс-задания | Деятельность педагога | Деятельность студентов | время |
Ознакомительный | Знакомит с ситуацией, её особенностями, дает задание, методические рекомендации, делит студентов на три подгруппы | Получают кейс-задание, распределяют функциональные роли в подгруппе. Изучают методические рекомендации по работе с кейсом (Приложение 1) | 10 мин |
Аналитический | Руководит обсуждением кейса в подгруппах, наблюдает за обстановкой | Анализируют ситуацию в группе, выделяют основные проблемы, факторы, персоналии. Разрабатывают варианты решений, готовят выступление. | 20 мин |
Презентация | Организует и поддерживает презентацию в форме дискуссии. Обращает внимание студентов на правила ведения дискуссии (приложение 2). Задает вопросы. | Представитель от каждой подгруппы дает устную презентацию своей программы действий, направленных на решение проблемы. Участники, задают выступающему вопросы, на которые он отвечает, либо вносят обоснованное возражение, в ходе презентации. Дают определение физических явлений, понятий и законов, используемых в процессе решения кейса. | 10 мин |
Оценивание | Дает оценку работе каждой подгруппы, а также каждого участника обсуждения ситуации | Наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы, измеренное уровнем активности студента | 5 мин |
Распределение функциональных ролей в подгруппе:
– ведущий (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;
– аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
– протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед группой, чтобы представить мнение, позицию своей команды;
– наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы, измеренное уровнем активности студента.
На основе заданных преподавателем критериев, участие студентов в дискуссии или презентации оценивается не только набор определенных знаний, полученных на предыдущих занятиях по физике, но и умение студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить.
Критерии оценивания выполнения задания:
Баллы:
1 балл – недостаточно просматривается
2 балла – просматривается частично
3 балла – реализуется полностью
Оценка:
27-25 б – оценка 5
24-22 б – оценка 4
21-19 б – оценка 3
18б – оценка 2
Критерии | Индикативные показатели | Баллы | оценка |
Презентация работы | Грамотная речь | | |
Емкость, лаконичность, полное раскрытие темы, решение проблемы | |
Качество ответов на дополнительные вопросы | |
Оценка знаний студентов | Выявление физических явлений и законов, используемых в процессе изготовления заказа | |
Формулировка физических законов | |
Обозначение физических величин и единиц измерения | |
Работа в группе | Существенные дополнения к выступлению | |
Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания | |
Участие в обсуждении проблемы | |
Конкретная ситуация:
Иванов Ф.Ф. приехал на частное предприятие «Таимер», которое занимается производством металлических конструкций (двери, решетки, трубы и т. д.) с намереньем заказать емкость для воды. Он заказал бак для воды в баню из нержавеющей стали, предоставил эскиз изделия, сообщив точные размеры, марку стали и толщину стального листа. Одной из бригад, под руководством бригадира Попова В.В., было дано задание, выполнить данный заказ. Все члены бригады: Петров А.С., Сидоров Р.М., Зайцев Ф.Р. получили задание на утренней планерке и начали подготовку инструментов, металла, электродов к работе. Бригадир получил на складе металл и оборудование. Психологическая обстановка в бригаде в этот день была неважной. Петров А.С. в силу своих семейных проблем, пришел на работу не в настроении и повздорил с Зайцевым Ф.Р. Но, несмотря на это, бригада приступила к работе.
Петров А.С. начал подготовку металла, которая заключалась в следующем:
1. Очистка от грязи и ржавчины (Fe O) металлической щеткой.
2. Правка листа от неровностей.
Сидоров Р.М начал производить операцию разметки листа под установку ребер жесткости, контролируя при этом диагональность с помощью рулетки по предложенному чертежу.
Процесс изготовления каркаса емкости представляет собой следующую последовательность:
1. Подбор режимов сварки.
2. Сборка и прихватка деталей.
3. Сварка изделия.
4. Контроль качества изготовления изделия.
После того как работа была завершена, бригадир проверил изготовленное изделие на качество. Убедившись, что сварные швы выполнены без дефектов, он позвонил заказчику и предложил забрать заказ. Иванов Ф.Ф. приехал, забрал бак, заплатил нужную сумму и поблагодарил за работу. Но спустя два дня, Иванов Ф.Ф. привез заказ назад и потребовал вернуть деньги, мотивируя тем, что бак для воды не подошел.
Задание для студентов:
Проанализируйте описанную ситуацию.
Кто участники ситуации?
Объясните, что явилось причиной возврата бака для воды изготовителям?
На каком этапе изготовления заказа была допущена ошибка? Кто её допустил?
Укажите связь технологических процессов с физическими явлениями, законами и понятиями и дайте им соответствующие определения.
Как изменились бы результаты работы, если бы все законы физики были учтены?
Дайте ответы на контрольные вопросы.
Алгоритм ответов:
Участники ситуации:
1. Иванов Ф.Ф. — заказчик
2. Попов В.В. — бригадир
3. Петров А.С., — сварщик
4. Сидоров Р.М., — сварщик
5. Зайцев Ф.Р. — сварщик
Ошибка могла быть допущена на этапе подбора режима сварки.
Подбор режима сварки:
1. Подбираем силу сварного тока (I=40–60А), который влияет на количество теплоты, выделяемое в зоне сварки (закон Джоуля-Ленца).
2. При нагревании происходит расширение металла (изменение свойств и структуры металла, его кристаллической решетки при нагреве, деформация бака).
3. Подбираем диаметр электрода по его толщине (сила тока, напряжение).
4. Порядок выполнения сварных швов происходит вразброс, для неравномерного нагревания металла.
Ошибка могла быть допущена при разметке металлического листа, которую осуществлял Сидоров Р. Он мог не внимательно изучить чертеж, следовательно, нарушив законы механики, мог допустить ошибку.
В силу эмоционального расстройства после конфликта с Петровым А., ошибку мог допустить Зайцев Ф., подобрав не правильный режим сварки, выполнив не по порядку сварные швы, стенки бака могли деформироваться, изменить размеры, претерпеть коррозию.
Мог быть виноват бригадир, который проверял качество сварных швов и работы в целом. Бригадир совершил оплошность и доверил работу низко квалифицированному сварщику.
Мог быть виновен кладовщик, выдавший не тот металл для изготовления двери или сырой электрод, который при работе сразу дает дефекты.
Различные варианты студентов.
Связь с физикой
1. Разметка металлического листа — единицы измерения, цена деления шкалы.
2. Вальцовка — деформация металла, (прочность сварного шва).
3. Процесс сварки — электризация тел, сила тока, напряжение, понятие электрона и положительного иона (сварка при I= 200А, U= 70В).
4. Обнаружение дефектов сварного шва можно осуществить визуально, используя лупу - оптика.
5. Начало сварки — электрическая цепь, источники тока, короткое замыкание.
6. Резка металла — сила тока (до 1000А), напряжение.
7. Сборка каркаса, заземление сварочного трансформатора — виды соединения проводников.
8. Сварка — закон Ома для участка цепи, зависимость силы тока сварки от электрического сопротивления свариваемых деталей.
9. Выделение количества теплоты при сварке — тепловое действие электрического тока.
10. Контроль качества — метод дефектоскопии сварных швов, магнитный, ультразвуковой, под давлением воздуха- магнитное поле токов.
Использование инструментария физики для объяснения процессов, встречающихся в профессиональной деятельности обучающихся:
Электродинамика.
Электрическое поле.
Проводники и диэлектрики.
Электрический ток.
Соединение проводников.
Напряжение.
Сила тока.
Источники тока.
Напряжение.
Сила тока.
Источники тока.
Проводники электрического тока.
Сопротивление.
Магнитное поле.
Ферромагнетики.
Сила Ампера.
Магнитное поле.
Электрический ток в металлах.
Электрический ток в полупроводниках.
Электрический ток в вакууме.
Электрический ток в газах.
Термоэлектронная эмиссия.
Ионизация.
Плазма.
Колебания.
Трансформатор.
Явление электромагнитной индукции.
Генераторы.
Ультразвук.
Электромагнитные излучения и их свойства.
Ультрафиолетовые лучи.
Дефектоскопия.
Рентгеновское излучение
Гамма излучение.
Спектры. Спектральный анализ.
Контрольные вопросы:
Высокое напряжение необходимо при «зажигании» дуги, в дальнейшем ток поддерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электрические заряды при горении дуги?
Ответ: Свободные заряды создаются за счет ионизации и термоэлектронной эмиссии.
Почему по правилам пожарной безопасности нельзя включать одновременно в сеть электроприборы с суммарной мощностью, превышающей расчетную для цепи?
Ответ: При включении в сеть приборов с суммарной мощностью, превышающей расчетную, ток в соединительных проводах и контактах достигает опасного значения. Это приводит к перегреву проводов, контактов, следовательно, к пожару.
Пламя электрической дуги безвредно для зрения, если дуга горит в воде. Почему?
Ответ: Вода поглощает УФ лучи.
Почему выбор прозрачности стекла в щитках сварщика зависит от режима сварки?
Ответ: Стекло не пропускает УФ лучи и защищает глаза сварщика. В зависимости от режима сварки, мощность излучения меняется, поэтому подбирают стекло определенной прозрачности.
С какой целью корпуса электродвигателей и электрических щитков заземляют?
Ответ: При заземлении корпуса потенциал на нем близок к нулю, поэтому прикосновение к корпусу безопасно.
Назовите правила, которые необходимо помнить при работе с электрическим током.
Ответ:
1. опасно прикасаться одновременно двумя руками к двум оголенным проводам.
2. Опасно прикасаться к оголенному проводу стоя на земле, на сыром полу или на цементном полу.
3. Опасно пользоваться неисправными электрическими приборами.
4.Нельзя собирать, разбирать и исправлять что-либо в электрическом приборе, не отключив его от источника тока.
5. Нельзя производить какие - либо операции с электрической аппаратурой, не отключив ее от сети.
Приложение 1
Как работать с кейсом (методические рекомендации):
1. Прочитайте кейс два раза: один раз, чтобы ознакомиться, второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.
2. Выпишите главных персонажей ситуации и дайте характеристику каждому из них, отметив их положительные и отрицательные черты.
3. Составьте список проблем, с которыми придется иметь дело.
4. Примените уже имеющиеся у Вас знания и полученную информацию к обозначенным проблемам и составьте основательный анализ имеющейся ситуации.
5. Разработайте план выхода из сложившейся ситуации, пути решения проблем.
6. Предложите свое решение членам группы.
7. Обсудите в группе каждое решение.
8. Определите критерии, по которым можно сделать вывод, что проблема решена.
9. Выберите наиболее приемлемое решение.
10. Подготовьте аргументы в защиту вашей точки зрения.
11. Проконтролируйте собственный план действий, чтобы проверить,
действительно ли проблема рассмотрена со всех сторон.
12. Если это необходимо, подготовьте иллюстративный материал: рисунки, схемы, таблицы и др.
Приложение 2
Правила ведения дискуссии (рекомендации для студентов):
1. Во время дискуссии не нарушайте доброжелательную атмосферу!
2. Возражать лучше по формуле: «Да - но». Например: «Все это, конечно так, но…», «Вы правы, но если взглянуть с другой стороны…», «Хотелось бы принять Ваш довод, но…» и т.д.
3. Вопросы выступающим задавайте в корректной форме: «хотелось бы уточнить», «интересно узнать» и т.п.
4. Уважайте точку зрения другого человека, стремитесь понять ее.
5. Сосредоточьтесь на теме дискуссии, не перебивайте, следите за ходом мысли оппонента.
6. Не высмеивайте и не унижайте участника дискуссии, не торжествуйте, если победили.
7. Если проиграли, сохраняйте чувство собственного достоинства, поблагодарите оппонента за полезный разговор.
Заключение
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время связано с решением двух задач:
1) применение кейс-метода ориентировано не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации и т.д.;
2) применение кейс-метода способствует развитию у будущего специалиста способности оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни.
Метод кейс-технологий может применяться для решения различных дидактических задач. Анализ ситуации проводится в аспекте конкретного задания: найти проблему, решить ее, сформулировать вопрос, осуществить решение по предложенной схеме, выбрать из предложенных решений и т.п.
Таким образом, кейс-технологии развивают умение:
— анализировать и устанавливать проблему,
— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,
— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс-технологии помогают:
— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,
— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,
— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Ценность кейс-метода на уроках физики и других наук естественно-математического цикла заключается в том, что данный метод предполагает не овладение ребенком готовым знанием, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения; способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания; обучающийся имеет возможность дать собственную оценку рассматриваемому вопросу, аргументировать свою точку зрения.
Тем самым кейс – метод позволяет в процессе обучения активизировать каждого обучающегося и вовлечь его в процесс анализа и принятия решений. Обучающийся на уроках физики может применить полученные знания не только при решении абстрактных задач из учебника, а разрешить реальную проблему из жизни, которую он, в общем-то, и будет решать после окончания колледжа; разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания; в процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.
Список используемой литературы
1. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. N 4. С. 22–23.
2. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. — 2008. — № 8. — С. 12–16.
3. Жигилей, И. М. Формирование профессиональных компетенций с помощью кейс-метода в высшем образовании / И. М. Жигилей // Преподаватель ХХI век. — 2012. — № 1. — С. 29–36.
4. Еремин, А. С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода / А. С. Еремин // Инновации в образовании. — 2010. — № 4. — С. 77–90.