СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению классными руководителями II и III уровней образования классного часа «Ценность жизни», направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих установок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению классными руководителями II и III уровней образования классного часа «Ценность жизни», направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих установок»

Методические рекомендации по проведению классными руководителями II и III уровней образования классного часа «Ценность жизни», направленного на профилактику суицидальных тенденций у подростков и формирование жизнеутверждающих установок.

У жизни есть начало и конец и самое главное между ними есть огромное пространство – наш жизненный путь. Это наше бесценное богатство. Молодые люди находятся в начале жизненного пути, пожилые близки к его завершению. Мы, знаем, что длина этого пути у всех разная: у кого-то жизненная дорога весьма длинная, у кого-то совсем короткая, у некоторых младенцев не успев начаться, уже заканчивается. Есть люди, которые посвей воле, прерывают жизненный путь и ставят точку раньше времени – это самоубийцы. Пройти по жизни нелегко и не просто. В жизни бывает всякое: бури, ураганы, грозы, штормы, штили, затишье. Без всего этого не существует жизни. Мы только должны знать, что со всеми трудностями модно всегда справится. Жизнь – тельняшка, на смену темной полосе приходит светлая.
Есть люди, которые кое-как проходят свой жизненный путь, некоторые «прожигают жизнь», у них не остается ни чего позади, нет ни чего стоящего и в настоящем, А задача каждого человека – пройти свой жизненный путь достойно, наполнить жизнь содержанием и смыслом.
«Для чего мы живем? В чем смысл жизни?» – эти извечные философские вопросы задают себе многие. У каждого человека свой жизненный смысл, свои цели, человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя. После смерти жизнь человека продолжается в его творениях, делах поступках, во всем, к чему прикасались душа и руки умершего.
Сейчас мы поговорим о смысле жизни каждого из вас.
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна в настоящее время. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентаций современной молодежи доминируют не ценности-цели, а ценности-средства. Сценарий классного часа дает учителю материал для организации общения детей на тему истинных и мнимых ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей. Классный час не требует длительной подготовки. В основном строится в форме беседы.



Цель классного часа - открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков.

^ Задача тренинга - научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.


1. Мотивация учащихся для разговора.

Добрый день, ребята. Сегодняшнюю встречу мы вновь посвятим самим себе. «Радость и счастье подобны зерну, брошенному в землю. Нужно обильно полить ее, прежде чем взойдет росток, и неустанно трудиться, чтобы этот росток не увял, а вырос и дал плоды».

Весь день загружен различными делами и проблемами, с утра до позднего вечера мы спешим что-то сделать, закончить, завершить. И не остается ни одной свободной минуты, чтобы подумать о себе: кто я, что я хочу, чего добился, чему научился, кому я дорог и необходим. А о том, что ближе всего, без чего нельзя и дня прожить думаем и того реже. Может быть, кто-то находит время подумать? Нам всегда кажется, что проблемы обойдут нас стороной, что с нами ничего не случится. Но проблемы никогда не спрашивают нашего мнения. Наша школа - это маленький мир и в ней, хоть и в малых размерах, существуют проблемы большого мира. Взять хотя бы вредные привычки: сколько ваших друзей может похвастаться, что ведет здоровый образ жизни. В чем это проявляется и каковы причины подобного поведения. Давайте посмотрим результаты исследования, проведенного в одном из классов нашей школы. Легче предупредить, чем лечить. Легче научить, чем переучивать. Это известно всем. Но часто ли мы задумываемся о том, как мы проживаем драгоценные моменты жизни.
Для тех, кто решает идти в старшую школу, это тоже совершенно новый этап. И там и там, по сути, идет выбор профессионального пути. В стенах ли школы, других ли учебных заведениях будут новые коллективы, новые требования, новые радости и новые трудности.

Поэтому именно сейчас уместен и нужен серьезный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и успехах.

^ 2. Использование техники «Жизненная прямая».

Учащимся предлагают нарисовать линию и представить, что это - символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Далее следует обсудить, все ли события были радостными.

Резюме: в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают какие-то отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что «так тяжело будет всегда, и никогда не кончится этот кошмар, и нет никакой надежды», но... (привести примеры, когда терпение побеждало).

^ 3. Групповое обсуждение темы «Жизненный успех».

...Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке».

Составление группового портрета «успешного» человека.

Откуда берутся «успешные» люди? Природа? Судьба? Дано свыше? Или результат усилий самого человека?

Во время обсуждения необходимо внимательно слушать, руководить процессом разговора, приводить примеры «везунчи­ков», потерпевших жизненный крах, а также «успешных» людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко. (Возможные примеры: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Вален­тин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон и др.) Как они сумели добиться своего успеха наперекор судьбе?

Примеры: фильм «Жизнь прекрасна», судьба Виктора Франкла и его книга «Человек в поисках смысла» или др.

Рассказ-притча Л. Пантелеева о лягушках: одна утонула в сметане, а другая, барахтаясь и пытаясь выбраться, сбила масло и выпрыгнула.

Вывод: на каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает в жизни лишь тот, кто сумеет их преодолеть.

^ 4. Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни».

Для дополнительной стимуляции учащихся к разговору следует заметить, что человек, который не видит трудностей, еще маленький - незрелый и невзрослый. Можно вместо устного обсуждения темы предложить написать «трудности» анонимно на листочках и сдать учителю. Далее последовательно обсудить ситуации из записок.

Предложить всем учащимся написать как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы. Заметить, что победит тот, кто предложит больше вариантов. Победит и здесь, в классе, и, безусловно, в жизни.

(Примеры трудных ситуаций для данного возраста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты в семье с ро­дителями, в школе с учителями, позор, разборки и др.)

Обсуждение следует провести по каждой предложенной ситуации. При обсуждении любой ситуации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь - это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.

I этап - знакомство. Для целевого позитивного тренинга предлагается придумать себе тренинговое имя, заключающее в себе какую-то положительную характеристику, например «Весельчак» или «Затейник». Далее в течение всего тренинга обращаться друг к другу именно так.

В рамках других тренингов на этапе знакомства предлагается представиться другим ребятам аналогичным образом: я - внимательный и хороший друг и т. п. (самокомплимент).

II этап - упражнения.

«Словарь хороших качеств». По кругу вспомнить и назвать все синонимы и оттенки качеств «хороший» и «красивый» (или «радостный»). К каким жизненным явлениям при-ложимы данные качества? Постараться найти как можно больше объектов для применения этих синонимов. Рефлексирование: какие чувства, ассоциации, воспоминания возникают при произнесении слов «великолепный», «очаровательный», «прелестный» и т. д. Как влияет этот словарь на настроение и состояние души?

Упражнения на двигательную активность. Можно использовать какую-либо подвижную игру, например «Паровозик», «Путаница» или подобную.

Обоснование. Один из самых эффективных способов самозащиты - «выведение» стрессов по мышечным каналам. Как минимум, в период нервно-психологического перенапряжения необходимо искать различные поводы для того, чтобы увеличить двигательную активность: бег, спорт, отказ от транспорта, различные игры. Кроме того, терапевтический эффект игр, например, увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, тренирующего навыки взаимодействия.

«Неоконченные предложения».

Первый шаг: одно-два предложения пускаем по кругу, и они обрастают снежным комом предложений. Второй шаг: несколько предложений (4—5) на листочках раздаются участникам тренинга для завершения в письменном виде. Затем ведущий собирает варианты неоконченных предложений (позитивная индукция):


  • Хочу поделиться своей радостью...


  • Мне пришла в голову отличная мысль...


  • Мне нравится в себе, что я...


  • Мне хочется доставить радость... (кому?)


  • Всякая погода - благодать, даже вот и сегодня на улице...


  • Больше всего удовольствия я получаю от...


  • У меня теплеет на душе, когда я думаю о...


  • Мне очень помогает в жизни...


  • Когда мне трудно, я утешаюсь мыслью о...


  • Чтобы доставить радость родителям, я мог бы...
    Разбиться на-тройки.

    Роли: художник, зритель, «портрет».

    «Портрет» изображает лицом, позой, статичными жестами отрицательное эмоциональное состояние. «Художник» «стирает» это изображение и исправляет его на позитивный антипод, давая словесные инструкции: «Уголки губ подними кверху, разверни плечи» и т. д. «Зритель» должен отгадать первоначальное состояние и замысел «художника». Затем ролями меняются. Обсуждается, какая роль была самой трудной и почему. Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим указаниям? Отражается ли на внутреннем состоянии изменение «маски»?

    «Успокойте Бирбала». Индийская легенда рассказывает о Бирбале, нерадивом советнике царя Акбара, который однажды опоздал к царю на целых 3 часа - проспал. Чтобы оправдаться перед царем, Бирбал сказал, что никак не мог успокоить ребенка. Акбар не поверил, что ребенка нельзя было успокоить быстрее. Тогда Бирбал предложил царю выступитьв роли утешителя, а сам «заплакал», изображая неутешное горе. Через час бесплодных попыток Акбар сдался и простил своего советника.

    Участники тренинга выбирают «Бирбала», которого по очереди пытаются успокоить, используя различные способы утешения: слово, прикосновение, какие-либо стимулы. Затем Бирбал выбирает, чье утешение было самым убедительным и эффективным.

    «Портрет в розовых тонах». Предлагается вспомнить человека, к которому испытываешь неприязнь. Нужно попытаться написать его словесный портрет, используя только позитивную лексику, то есть, оставляя «в уме» негативные качества, писать только о тех, что можно оценить как положительные. Можно несколько изменить задание, предложив написать портрет неприятного человека с позиции тех, кто его любит.

    Для более младших подростков в качестве объекта предлагается выбрать киногероя или литературного персонажа, и так же написать его «портрет». Обсудить, меняется ли отношение к человеку после такого сочинения.

    «Цепочка». Упражнение, направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной информации

    Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.


  • «Неприятность эту мы переживем...». Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать...», или «Подумаешь, важность какая...», или «Вот так фокус...». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздраженно, но здесь включается цепочка зависимости: слово - действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.


  • «Зеркало». Та же цепочка зависимости включается, когда мы сознательно задаем своему лицу то или иное выражение. Перед зеркалом отрепетируйте непринужденную улыбку, утвердитесь в ней, привыкните. Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку, вспомните какую-либо неприятную ситуацию, случившуюся с вами. «Держите улыбку». Отбросьте воспоминание, переключитесь на что-то хорошее. Отрефлексирование: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям; повлияла ли внешняя благость на восприятие и оценку былой неприятности?


З аключительный этап посвящается обсуждению своих впечатлений от классного часа. Упражнение «Комплименты» завершает общение.
В заключение должна быть сформулирована мысль, что любые трудности и кризисы в нашей жизни неслучайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.



Приложение


Афоризмы можно зачитывать дважды, можно проводить короткие обсуждения.
Душа, как и тепло, живет тем, чем питается.
Д. Холланд
Изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными.
Я. Коменский
Кто мудр? – всех чему-нибудь научающийся.
Л.Н. Толстой
Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения.
Ж.Ж. Руссо
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
М. Аврелий
Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
И.С. Тургенев
Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.
Сенека
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Ж. Любрюйер
Жизнь – трагедия для тех, кто живет чувствами, и комедия для тех, кто живет умом
Ж. Любрюйер
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло, она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратите ее.
М. Монтень
Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
В.О. Ключевский
Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению жизни, то вы научились очень многому.
А. Азад
Ведущий: Каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Чувствовать это мгновение жизни, наслаждаться им – огромное счастье. Умение ощутить радость бытия и красоту мироздания – это талант. Так будем же в этом все талантливы.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут? Примерные ответы детей:

- Разговор о ценностях был очень полезным.

- Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.

- Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.

- Понял, что главное - это иметь цель в жизни. От цели зависит жизненный успех.

- Мало поставить цель, нужно все делать для ее осуществления.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!