СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению практических занятий учебного предмета основы философии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли философия помочь современному человеку в решении его жизненных проблем, т.е. быть практической? Не только может, но и должна, поскольку она отвечает на самые человеческие из всех вопросов: о смысле жизни, истине, бессмертии, любви и т.п. Философия может не только объяснять мир, но и изменять его (причем кардинальным образом), что она и демонстрировала неоднократно на протяжении всей своей истории

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению практических занятий учебного предмета основы философии»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ





















































Содержание





Практическое занятие №1 (доклады по темам ,рефераты)

1.Общие черты немецкой классической философии.

2.Регуляторы поведения человека в обществе согласно философии, И. Канта.

3.Роль мышления в эволюции мира согласно философии Г.Ф.Гегеля

Практическое занятие № 2 (диспут):

Христианские идеалы, нашедшие свое отражение в русской религиозной философии. Н.А.Бердяев «О судьбе России».

Практические занятие №3 (доклады):

Проблема бытия в античной философии.. Проблема бытия-как основной вопрос философии. Роль и место философии в структуре мировоззрения.

Практическое занятие №4 (доклады):



Проблема познания мира-как определяющая тема развития философии.

Характеристика познавательных способностей человека.

Единство чувственного и рационального познания- как основное определяющее теории познания.










Пояснительная записка

Может ли философия помочь современному человеку в решении его

жизненных проблем, т.е. быть практической? Не только может, но и должна,

поскольку она отвечает на самые человеческие из всех вопросов: о смысле

жизни, истине, бессмертии, любви и т.п. Философия может не только объяс-

нять мир, но и изменять его (причем кардинальным образом), что она и де-

монстрировала неоднократно на протяжении всей своей истории. Без антич-

ной философии не было бы мировых религий, без философии Нового време-

ни не возникли бы идеологии, а если бы и возникли, то совсем в ином виде.

Главное предназначение философии – это формирование научного ми-

ровоззрения будущих специалистов, развитие их творческого мышления, ме-

тодологической культуры. Для решения этих задач обучающемуся предстоит

углубленно изучать систему законов, принципов и категорий философии,

практиковаться в философском анализе теоретического и социально-

практического материала. Хотя философия и не сводится к точным наукам,

но ей присуща своя специфическая точность – строгая логика, четкий смысл

философских понятий и законов, определенные системы связей, зависимо-

стей, отношений между явлениями материального мира.

В рекомендациях по проведению практических занятий дисциплины

«Основы философии» предлагается комплекс упражнений и заданий по узло-

вым вопросам курса основ философии, выполнение которых ориентировано

на решении следующих конкретных задач:

1) анализ важнейших философских теорий, концепций, положений,

а также высказываний различных крупнейших философов, оценка их теоре-

тического содержания и значения;

2) формирование и уточнение студентом своей собственной позиции

на ту или иную философскую проблему;

3) нахождение правильного ответа на тот или иной вопрос, построе-

ние системы доказательств, аргументов в пользу истинного решения;

4) развитие навыков работы с философской литературой (первоис-

точниками, монографиями, учебниками, словарями, энциклопедиями, кон-

спектами лекций).

Содержание методических рекомендаций представляет собой комплекс

заданий, отражающих основные разделы философии: историю философии,

онтологию, гносеологию, антропологию, этику, социальную философию, ме-

тодологию.

В методическом плане при изучении основ философии и проведении

практических занятий предполагается использование различных видов и

форм уроков, разнообразных путей организации познавательной деятельно-

сти обучающихся, привлечение широкого круга источников знаний и инфор-

мации.

Познавательные задания, представленные в данных рекомендациях,

являются средством создания ситуаций проблемного поиска. Особое значе-

ние приобретают задания, направленные на активизацию рефлексии, на ана-

лиз собственной познавательной деятельности. Целесообразно использова-

ние творческих, рефлексивных, индивидуализированных заданий (написание

философских афоризмов, эссе и т. п.), использование проблемно-поисковых

заданий открытого и закрытого типа, заданий, содержащих элемент игры,

философских лабиринтов.

Весьма уместно на уроках применение интерактивных форм сотрудни-

чества (сократовские беседы, круглые столы, дискуссии, ситуативно-

практические задания, социологические опросы и т. п.), использование само-

стоятельных форм работы - индивидуальной, групповой, фронтальной, кол-

лективной.

Методические рекомендации включает в себя различные типы заданий.

Задания на установление соответствия между понятием и оп-

ределением. В таких заданиях определения не совпадают с понятиями. Каж-

дое из приведенных понятий необходимо соотнести с предложенным опре-

делением и, обнаружив ошибку, найти то единственное, которое будет соот-

ветствовать этому понятию. Задания можно выполнять, переписывая понятия

и определения, соответствующие друг другу, в тетрадь так же, как это сдела-

но в технологических картах (понятие - определение), или оформить ответ в

виде таблицы, где в одном столбце будет понятие, а в другом - определение.

Задания на восполнение недостающих понятий. В этих заданиях из

логического ряда исключены некоторые понятия. Обучающийся должен до-

писать их, опираясь на те понятия, которые ему известны.

Задания на исправление ошибок в определениях. В заданиях даются

неверные утверждения. Нужно найти в учебнике, в конспекте лекций подхо-

дящий материал и на его основе исправить ошибку. Задания можно выпол-

нять письменно, переписав правильный вариант из соответствующей литера-

туры, или устно.

Задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью или

только пропущенные графы.

Задания на составление схем. Схемы составляются на основе пред-

ложенных понятий, взаимосвязь между которыми необходимо проследить по

тексту учебника, конспекта лекций. В соответствии с примером схемы могут

быть горизонтальными и вертикальными.

Задания по работе с высказываниями философов, ученых, с перво-

источниками. Внимательно прочитав приведенные цитаты, выдержки из

философских произведений нужно ответить на вопросы, сформулированные

в задании.

Весь комплекс заданий, предложенный в методических рекомендациях,

позволит обучающимся полнее усвоить материал курса дисциплины «Осно-

вы философии», создать собственное индивидуальное мировоззрение и луч-

ше ориентироваться в современном мире.































Практическое занятие №1 (доклады по темам ,рефераты)

1.Общие черты немецкой классической философии.

2.Регуляторы поведения человека в обществе согласно философии, И. Канта.

3.Роль мышления в эволюции мира согласно философии Г.Ф.Гегеля

Основные понятия немецкой классической философии

Цель занятия: привести общую характеристику немецкой классиче-

ской философии, раскрыть содержание учений ее основных представителей

Оборудование и раздаточный материал: методические рекоменда-

ции, учебно-методическое пособие, философский словарь, конспект лекций

Краткие теоретические сведения

Немецкая классическая философия возникла на рубеже XVIII – XIX вв.

Общие черты немецкой классической философии: 1) рационализм; 2) кри-

тика механицизма; 3) разработка диалектического метода мышления; 4)

критика созерцательности и разработка принципа деятельности, активности;

5) разработка философии истории; 6) критика метафизики и стремление пре-

вратить философию в науку; 7) преемственность в развитии философских

идей.

Основные представители немецкой классической философии: И.Кант,

Г.Гегель, Л.Фейербах.

Основоположник немецкой классической философии – Иммануил Кант

(1724 – 1804). Основные работы: «Критика чистого разума» (гносеология),

«Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения»

(эстетика).

Творчество Канта делится на два основных периода: докритический и

критический. В докритический период в его творчестве преобладали вопросы

наук о природе. В критический период он рассматривал собственно фило-

софские вопросы (после 1770 г.). Их три: 1) Что я могу знать? - на него отве-

чает гносеология. 2) Что я должен делать? - этика. 3) На что я могу надеять-

ся? – находится на стыке философии и религии.

В теории познания Кант раскрыл взаимосвязь чувственного и рацио-

нального, выдвинул три ступени и три источника познания: чувственность,

рассудок и разум, отстаивал позиции агностицизма. Он впервые перенес ак-

цент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека.

По мнению Канта существует два мира. Действительный мир – мир «вещей-

в-себе», который мы познать не можем. И мир видимости – мир явлений, ко-

торый мы познаем.

Хотя действительный мир недоступен для познания, он открывается

для практического разума в виде высшего нравственного закона, основанного

на долге. Его И.Кант называет «категорический императив»: поступай так,

чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства. То

есть поступай всегда максимально по-человечески, не делая никаких уступок

себе и никак не оправдывая своих слабостей.

Георг Гегель (1770 – 1831). Основные произведения: «Феноменология

духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

34

Основное понятие философии Гегеля – абсолютная идея, объединяю-

щая все сущее. Это абсолютная мощь, неисчерпаемое начало, исток всего.

Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через дея-

тельность человека (духовную культуру) идея познает себя. Духовная куль-

тура представлена тремя формами:

1) субъективный дух – душа, сознание, личность

2) объективный дух – право, мораль (нравственность)

3) абсолютный дух – искусство, религия, философия.

Величайшая заслуга Гегеля – в разработке проблем диалектики – уче-

ние о развитии, о противоположностях в мире и его вещах. Источником раз-

вития он считал противоречие. Любое развитие проходит по определенной

схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждение (антитезис) и от-

рицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Синтез есть тезис

на новом, более высоком уровне развития. Например, зерно, посаженное в

землю (тезис), превращается в росток, который не является зерном, отрицает

его (антитезис). Росток в свою очередь превращается в колос, который отри-

цает уже росток. Колос есть отрицание отрицания (синтез). Синтез - возвра-

щение к тезису, т.е. к тому же изначальному зерну, но уже на более высокой

качественной основе.

Данная система диалектического метода Г.Гегеля называется триадой,

т.к. в ней три основных элемента. Кроме того Гегель определил три основ-

ных закона диалектики: 1) единства и борьбы противоположностей; 2) закон

перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания от-

рицания.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Основные работы: «К критике фило-

софии Гегеля», «Сущность христианства», «Тезисы к реформированию фи-

лософии».

Фейербах явился представителем материализма. Он рассматривал ма-

терию как природное объективное начало мира. Анализировал такие свойст-

ва материи как движение, пространство и время. Природа главный предмет

изучения философа. По его мнению, природа вечна и бесконечна в простран-

стве. В теории познания Фейербах высоко оценивал роль чувств, т.е. высту-

пал как сенсуалист. Человек познает мир через ощущения, которые являются

проявлением природы.

Фейербах явился родоначальником антропологического материализ-

ма. Его философия антропологична, т.к. в центре его исследования – чело-

век, которого он рассматривал, главным образом, биологически, через связь с

природой.

Философия Фейербаха носила атеистический характер (атеизм – без-

божие). Он отрицал религию, считая ее источником отчуждения человека от

реальности. Средством борьбы с религией называл просвещение.

Порядок проведения занятия

1. Привести основные черты немецкой классической философии.

35

2. Заполнить таблицу «Основные представители немецкой классиче-

ской философии».

3. Определить основные этапы творчества И.Канта.

4. Показать сущность «категорического императива» И.Канта.

5. Показать сущность теории об абсолютной идее.

6. Ответить на вопрос, в чем сущность диалектического метода

Г.Гегеля?

7. Раскрыть содержание антропологического материализма

Л.Фейербаха.

8.Закончить предложение.

По мнению Г.Гегеля, абсолют – идеальная субстанция, выражающая

разумное единство природы, общества и ________________.

9. Ответить на вопросы теста.

Содержание отчета

1. Приведите основные черты немецкой классической философии.

2. Заполните таблицу «Основные представители немецкой классиче-

ской философии».

И.Кант Г.Гегель Л.Фейербах

Основные работы

Направления, ко-

торых придержи-

вались

Основное поня-

тие философской

системы

Теория познания

(как человек по-

знает мир)

3. Определите основные этапы творчества И.Канта.

4. Покажите сущность «категорического императива» И.Канта.

5. Покажите сущность теории об абсолютной идее.

6. Раскройте содержание диалектического метода Г.Гегеля.

7. Раскрыть содержание антропологического материализма

Л.Фейербаха.

8. Вставьте пропущенное слово в предложении.

По мнению Г.Гегеля, абсолют – идеальная субстанция, выражающая

разумное единство природы, общества и ________________.

9.1. Основоположник немецкой классической философии - …

а) Ф.Шеллинг б) И.Кант в) И.Фихте г) Г.Гегель

9.2..Выражение: «Разум - свойство человека» определяет сущность

философии…

а) Л.Фейербаха б) И.Канта в) Г.Гегеля г) Ф.Шеллинга

36

Вывод

Контрольные вопросы

1. Представителями какого направления философии - идеализма или

материализма - являются Г.Гегель и И.Кант? Ответ аргументируйте.

2. Каков вклад И.Канта в теорию познания?

3. Каковы особенности диалектики Г.Гегеля?

4. Каковы особенности отношения Л.Фейербаха к религии?



























Практическое занятие № 2 (диспут):

Христианские идеалы, нашедшие свое отражение в русской религиозной философии. Н.А.Бердяев «О судьбе России».

Цель занятия: определить значение русской философии, охарактери-

зовать ее основные идеи и направления

Оборудование и раздаточный материал: методические рекоменда-

ции, учебно-методическое пособие, философский словарь, конспект лекций

Краткие теоретические сведения

Главными особенностями русской философии являются ее религиоз-

ный характер, тесная связь с этикой и нравственностью, социальная пробле-

матика, смысл истории, тема человека.

Своим источником русская философия имеет произведения великого

князя киевского Владимира Мономаха (1053-1125), митрополита Климента

Смолятича (конец 11 в.-1164), псковского монаха Филофея (XVI в.). Особую

роль в становлении русской философской мысли имел киевский митрополит

Илларион (конец X – начало XI вв.). Он впервые поставил вопрос о месте

русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им

христианства. Его работы: «Слово о законе и благодати», «Молитва», «Испо-

ведание веры». В произведении «Слово о законе и благодати» содержатся

глубокие размышления о судьбе России, о высоком предназначении русского

народа и русского государства в мире. Илларион создает богословско-

историческую теорию, по которой русская земля включилась в процесс твор-

чества божественного света, достижения божественной Благодати.

Особое место в становлении русской философской мысли сыграли:

М.В. Ломоносов (1711-1765), который был склонен к материалистическому

объяснению природы; Г.С.Сковорода (1722-1794), в центре внимания кото-

рого человек и этико-гуманистические проблемы; А.Н. Радищев (1749-1802),

приводивший аргументы в пользу смертности и бессмертия человеческой

души; П.Я. Чаадаев (1794-1856), по мнению которого физический мир по-

строен из атомов и молекул, т.е. «элементов материальных», из которых об-

разуются все тела. Человек, согласно Чаадаеву, есть единство двух миров – физического и духовного. Это существо свободное подчиненное необходи-

мости и свободе.

Появление оригинальных философских концепций и школ в России

связано с XIX веком. В 40-х годах XIX в. обостряется проблема историческо-

го пути России. Какие ориентиры она должна выбрать в своем дальнейшем

развитии, куда и как двигаться? В решении этого вопроса оформились две

позиции: западничество и славянофильство.

Западники считали, что существует единый общечеловеческий путь

развития, при этом западные народы здесь опередили все остальные. Россия

идет по тому же пути, но несколько отстает. Поэтому Россия должна учиться

у Запада. Они выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отно-

шений и развитие России по капиталистическому пути. З ап ад ни ки:

В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.П.Огарев (1813-1877),

Д.И.Писарев (1840-1868).

43

Славянофилы же полагали, что у России свой собственный самобыт-

ный путь развития, связанный, в частности, с влиянием православия на рус-

ский народ. Они провозглашали идею соборности - множества, объединен-

ного в свободное и органическое единство силой любви. Идеализировали

патриархальную семью и петровскую Русь. Критиковали западную цивили-

зацию за господство эгоизма, наживы и прагматизма. К числу виднейших

с ла вя но фи ло в относились А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-

1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876).

Остальные направления русской философии XIX –начала XX вв.: на-

родничество, революционно-демократическое, религиозная философия, кос-

мизм, философия всеединства, марксизм идр.

Современный этап развития духовной культуры России характеризует-

ся возрождением национальной философской традиции, подтверждая этиче-

ский характер русской философии.

Русская идея - совокупность понятий, выражающих историческое

своеобразие и особое призвание русского народа. Предполагается, что рус-

ская идея сформировалась в XVI веке и выразилась в идее православной мо-

нархии (идея инока Филофея - Москва - Третий Рим).

Непосредственно сам термин «русская идея» введен Ф.М. Достоевским

(1821-1881), а затем осмыслен В.С. Соловьевым (1853-1900) и Н.А. Бердяе-

вым (1874-1948).

По мысли сторонников, русская идея выражает «замысел Божий о Рос-

сии», т.е. сакральную и, часто, эсхатологическую миссию русского народа и

российского государства. Русская идея содержит представление о русском

народе как богоносце. Это выражается в особом почитании русских святых

(С вя та я Р ус ь). При этом подчеркивается, что русский определяется не по

крови или происхождению, а по принадлежности к русской православной

церкви. Этим подчеркивается вселенский характер русской идеи, её собор-

ность и универсализм. (Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum - священ-

ное, посвященное богам) - всё имеющее отношение к Божественному, рели-

гиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому.

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον - «конечный», «последний» + λόγος- «слово»,

«знание») - система религиозных взглядов и представлений о конце света,

искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в каче-

ственно новое состояние).

Порядок проведения работы

1. Показать основные этапы развития философии в России.

2. Определить общее и различие во взглядах представителей западни-

чества и славянофильства.

3. Раскрыть содержание философии всеединства Вл. Соловьева.

4. Показать основные идеи Н.А.Бердяева.

5. Заполнить таблицу. «Основные направления русской философии

XIX –начала XX вв.»

6. Ответить на вопросы теста.

7. Показать сущность русской идеи.

44

Содержание отчета

1. Покажите основные этапы развития философии в России.

2. Определите общее и различие во взглядах представителей западни-

чества и славянофильства.

3. Раскройте содержание философии всеединства Вл. Соловьева.

4. Покажите основные идеи Н.А.Бердяева.

5. Используя материал учебно-методического пособия, заполните таб-

лицу «Основные направления русской философии XIX –начала XX вв.»

Основные направления русской

философии

Представители и

идейные течения

Основные

идеи

Народничество

Русская религиозная филосо-

фия

Русский космизм

Направление

революционеров - демократов

Русский марксизм

6.1. Как оригинальное направление мировой философии русская фило-

софия возникла в…

а) IX в. б) XVIII в. в) XIX в. г) XX в.

6.2. К русским религиозным философам относятся…

а) В.В.Розанов, В.Соловьев, Н.Бердяев

б) А.Герцен и Н.Чернышевский

в) Г.Плеханов и В.Ленин

г) М.Бакунин и П.Кропоткин

6.3. У истоков русской философской мысли стоял…

а) Н.Я.Данилевский б) М.В.Ломоносов в) Илларион г) Вл. Мономах

7. Показать сущность русской идеи.

Вывод

Контрольные вопросы.

1. Каковы истоки русской философской мысли?

2. В чем заключаются предпосылки появления славянофильства и за-

падничества в общественной жизни России XIX в.?

3. Каковы основные направления русского народничества? Назовите их

представителей.

4. Каковы радикальные направления русской философии?

5. Каковы особенности русского марксизма?

__

































Практические занятие №3 (доклады):

Проблема бытия в античной философии.. Проблема бытия-как основной вопрос философии. Роль и место философии в структуре мировоззрения.



Цель занятия: определить основные понятия онтологии, показать их

сущность, охарактеризовать формы существования материи и их основные

свойства

Оборудование и раздаточный материал: методические рекоменда-

ции, учебно-методическое пособие, философский словарь, конспект лекций

Краткие теоретические сведения

Бытие - главная философская категория, определяющая весь реально

существующий мир.

Понятие бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выде-

лив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, бла-

гость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия

и противопоставлял Бытие – небытию.

Одной из основных категорий бытия и философского материализма яв-

ляется понятие материи (от латыни – вещь, вещество).

Материя – объективная реальность, данная человеку в его ощущениях

и существующая вне и независимо от его сознания, которую он может и пы-

тается познать.

Материя как объективная реальность имеет множество свойств: актив-

ность, движение, пространственно-временная форма существования, объек-

тивность, бесконечность, отражение, неисчерпаемость, познаваемость, не-

уничтожимость (абсолютность), структурность. Структурность означает рас-

члененность материи на качественно разные уровни организации: неживая

материя, живая материя, общество. В свою очередь система неживой приро-

ды делится на:

1) микромир (микроэлементарный уровень) – взаимодействие полей и

элементарных частиц

2) макромир (атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды)

3) мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей.

Важнейшими формами бытия, формами существования материи явля-

ются пространство, время, движение.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая порядок су-

ществования и расположенность вещей и предметов, их структурность и про-

тяженность.

Свойства пространства:

- протяженность - сущность пространства и характеризует способность

вещей существовать одно возле другого;

- однородность - отсутствие в нем каких-либо выделенных точек;

- изотропность - равноправность всех возможных направлений;

- трехмерность - положение любого объекта в пространстве может быть

определено с помощью трех независимых величин.

Время – форма __________бытия материи, характеризующая взаимодействие объ-

ектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

К основным свойствам времени относятся:

56

- длительность - сущность времени, способность явлений существовать

одно после другого;

- одномерность - линейная последовательность событий;

- необратимость - невозможность возврата в прошлое;

- однородность - равноправие всех его моментов.

Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности

изменяться, переходить из одного состояния в другое. Противоположностью

движения является покой, как состояние временного равновесия и неизмен-

ности вещей. Движение вечно, абсолютно, покой относителен и краток.

Порядок проведения занятия

1. Привести определения понятий: «онтология», «бытие», «монизм»,

«плюрализм», «дуализм», «субстанция», «материя», «пространство», «вре-

мя», «движение».

2. Заполнить схему «Основные виды бытия».

3. Показать сущность материи, как основного понятия философского

материализма.

4. Выбрать из предложенных суждений то, которое в полной мере рас-

крывает содержание материи.

5. Привести сравнительную характеристику форм существования мате-

рии.

6. Показать сущность движения как коренного способа существования

материи? Что является противоположностью движения?

Содержание отчета

1. Приведите определения понятий: «онтология», «бытие», «монизм»,

«плюрализм», «дуализм», «субстанция», «материя», «пространство», «вре-

мя», «движение».

2. Заполните схему «Основные виды бытия».

Бытие

Природ-

ное бытие

Социаль-

ное бытие

Духовное

бытие

Бытие че-

ловека

57

3. Покажите сущность материи, как основного понятия философского

материализма.

4. Выбрать из предложенных суждений то, которое в полной мере рас-

крывает содержание материи.

а) Материя - философская категория для обозначения материальной

основы бытия

б) Материя - философская категория для обозначения объективной

реальности, данной нам в ощущениях

в) Материя есть символ, отражающий ощущения различных наших

чувств

г) Материя - это человеческая деятельность

5. Приведите сравнительную характеристику форм существования ма-

терии.

6. Покажите сущность движения как коренного способа существования

материи. Что является противоположностью движения?

Вывод

Контрольные вопросы

1. В рамках какого раздела философии рассматриваются проблемы бы-

тия?

2. Какие существуют основные формы бытия?

3. Каковы основные свойства материи?

4. Каковы основные формы существования материи?

5. Почему движение является коренным способом существования ма-

терии?__



































Практическое занятие №4 (доклады):



Проблема познания мира-как определяющая тема развития философии.

Характеристика познавательных способностей человека.

Единство чувственного и рационального познания- как основное определяющее теории познания

Цель занятия: определить сущность процесса познания, показать ос-

новные формы познания и их роль в отражении человеком объективной дей-

ствительности(1 ЧАС)

Оборудование и раздаточный материал: методические рекоменда-

ции, учебно-методическое пособие, философский словарь, конспект лекций

Краткие теоретические сведения

Учение о познании в философии называется гносеологией (теорией по-

знания). В этом разделе философии изучается природа познания и его воз-

можности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверно-

сти и истинности познания.

Познание - процесс отражения мира в сознании людей. Это движение от

незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точ-

ному.

В структуре познания выделяются субъект и объект познания. Явления

или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, на-

зывают объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную дея-

тельность, становится субъектом познания. Это может быть индивид, груп-

па, общество в целом.

Основными формами познания являются чувственное и рациональное.

Чувственное познание осуществляется на основе ощущений, восприятий,

представлений. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или

явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы

чувств (например, ощущения горького, соленого, теплого, красного, кругло-

го, гладкого и т.д.). Восприятие есть целостное отражение внешнего матери-

ального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (на-

пример, образы автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т. д.).

Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не

воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался.

Элементами рационального познания являются понятия, суждения, умо-

заключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные при-

знаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в

языке выражаются отдельными словами («портфель», «трапеция») или груп-

пой слов, т. е. словосочетаниями («студент железнодорожного техникума»,

«производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.).

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отри-

цается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в

форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и

сложными. Например: «Саранча опустошает поля» - простое суждение, а су-

ждение «Наступила весна, прилетели грачи» - сложное, состоящее из двух

простых.

63

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или

нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным прави-

лам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много. Их изучает

логика.

Большинство проблем философской теории познания, так или иначе, кон-

центрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее.

Истина – адекватное отражение действительности, воспроизведение ее

такой, какой она есть на самом деле. Критерием истины выступает практика

– материальная чувственно-предметная деятельность человека, направленная

на преобразование мира.

Порядок проведения занятия

1. Привести определение понятий: «гносеология», «познание», «ощу-

щение», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «умозак-

лючение», «истина».

2. Показать основные элементы структуры познания.

3. Определить значение чувственного и рационального познания.

4. Показать основные виды истины. Заполнить таблицу.

5. Выполнить тестовые задания.

Содержание отчета

1. Привести определение понятий: «гносеология», «познание», «ощу-

щение», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «умозак-

лючение», «истина».

2. Показать основные элементы структуры познания.

3. Определить значение чувственного и рационального познания.

4. Показать основные виды истины. Заполнить таблицу.

№ Виды истины Содержание

5. Выполнить тестовые задания

5.1. Установите соответствие между утверждением и видом истины.

1) Истина, для которой характерны статичность и неизменность.

2) Истина, для которой характерно отражение текущего уровня нашего

знания о природе явлений.

3) Истина, для которой характерно такое содержание знаний, которое не

зависит от субъекта по содержанию.

а) относительная б) случайная в) объективная г) абсолютная

5.2. Установить соответствие между формами чувственного познания и их

сущностью.

1) ощущение а) целостный символ

64

2) восприятие б) образ воспринятого явления

3) представление в) элементарная форма

5.3. В ходе ____________ выявляются разнообразные грани бытия.

а) истории б) жизни в) эволюции г) познания

Вывод

Контрольные вопросы

1. В каком разделе философии рассматривается тема познания?

2. Приведите основные формы познания и их элементы.

3. Что такое истина? Покажите ее основные виды и свойства.

Цель занятия: определить основные понятия гносеологии, показать их

сущность, раскрыть значение науки и научного познания(1ЧАС)

Оборудование и раздаточный материал: методические рекоменда-

ции, учебно-методическое пособие, философский словарь, конспект лекций



Краткие теоретические сведения

Особым видом познавательной деятельности, направленной на получе-

ние, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и

обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении является наука.

Научное познание – процесс отражения и воспроизведения действи-

тельности в мышлении субъекта, результатом которого является новое зна-

ние о мире. Научному познанию присущи: логическая обоснованность, дока-

зательность, воспроизводимость познавательных результатов. Существуют

два основных уровня научного познания эмпирический и теоретический.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опира-

ется на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне научного позна-

ния преобладает чувственное познание как живое созерцание. Важнейшим

элементом эмпирического исследования и формой научного знания является

факт - реальное событие, результат.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развити-

ем понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание ре-

альности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень на-

учного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания

– понятий, теорий, законов и других форм мышления.

Рассматривая теоретическое исследование как высшую и наиболее разви-

тую форму научного знания, можно выделить следующие его структурные

компоненты - проблему, гипотезу, теорию.

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой вы-

ступает то, что еще не познано человеком.

Гипотеза – форма теоретического знания, структурный элемент науч-

ной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фак-

тов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательст-

ве.

Теория является наиболее развитой и сложной формой научного зна-

ния. Специфика теории по сравнению с другими формами научного знания

заключается в том, что она дает целостное представление о закономерностях

и существенных связях определенной области действительности объекта

данной теории.

Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке про-

исходит при помощи научных методов.

Метод (от греч. metodos путь исследования или познания) совокуп-

ность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения

66

действительности. Существуют различные типы классификации методов, в

совокупности образующих методологию, которая понимается и как система

принципов и способов организации и построения теоретической и практиче-

ской деятельности, и как учение об этой системе.

Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик

предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдае-

мом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение,

сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от на-

блюдения тем, что исследователь с его помощью активно воздействует на

предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявле-

ния ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является

заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.

Анализ - это простое разложение целого на его составные, более про-

стые элементарные части. Синтез - это, наоборот, соединение компонентов

сложного явления.

Индукция - метод перехода от знания отдельных фактов к знанию об-

щего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к ча-

стному их проявлению.

Порядок проведения занятия

1. Привести определение понятий: «гносеология», «познание», «ощу-

щение», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «умозак-

лючение», «истина».

2. Показать сущность науки и научного познания.

3. Используя материал учебно-методического пособия, заполнить таб-

лицу «Основные виды истины».

4. Определить основные уровни научного познания.

5. Охарактеризовать основные элементы эмпирического и теоретиче-

ского исследования.

6. Ответить на вопросы теста.

7. Заполнить таблицу «Методы научного познания».

Содержание отчета

1. Привести определение понятий: «гносеология», «познание», «ощу-

щение», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «умозак-

лючение», «истина».

2. Покажите сущность науки и научного познания.

3. Заполните таблицу «Основные виды истины», используя материал

учебно-методического пособия.

Субъективная Объективная Относительная Абсолютная

4. Определите основные уровни научного познания.

67

5. Охарактеризуйте основные элементы эмпирического и теоретическо-

го исследования.

6.1. Утверждение, доказывать истинность которого нет необходимости

- это…

а) аксиома б) гипотеза в) парадигма г) теорема

6.2. К функциям науки не относится:

а) объяснительная б) эстетическая;

в) познавательная г) прогностическая.

7. Заполнить таблицу «Методы научного познания»

Методы научного по-

знания

Содержание метода

Наблюдение

Эксперимент

Моделирование

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

Вывод

Контрольные вопросы

1. В каком разделе философии рассматривается тема познания?

2. Каковы особенности уровней научного познания?

3. Какова совокупность методов научного познания?

4. Каково значение научного познания?__









































Литература

1. Основная литература:

1.1 Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.,

Форум: Инфра-М, 2014

1.2 Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для средних учеб-

ных заведений. – М., Академия, 2015

1.3 Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М., Форум: Ин-

фра-М, 2014

1.4 Философия. Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д, Феникс,

2014

2. Дополнительная литература:

2.1 Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие. – М., Инфра-

М, 2014

2.2 Кириллов В.И. Логика: учебник для средних учебных заведений. –

М., Норма, 2015

2.3 Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы

философии: учебник. – М., КНОРУС, 2014

2.4 Марушан С.В. Основы философии: учебно-методическое пособие. –

Ростов-на-Дону, 2013 (http://tihtgt.ru)

2.5 Марушан С.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы филосо-

фии». - ТТЖТ, 2014

2.6 Марушан С.В. Методические рекомендации по организации и вы-

полнению самостоятельной работы студентов в изучении общественных

дисциплин. - ТТЖТ, 2015

2.7 Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – М, Инфра-М,2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!