СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проверке и проведению муниципального этапа ВсОШ по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проверке и проведению муниципального этапа ВсОШ по истории

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проверке и проведению муниципального этапа ВсОШ по истории»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проверке заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2018/2019 учебного года


Проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам по всей стране, и развития тех традиций проведения этих этапов, которые сложились в различных регионах и учитывают местные особенности.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно-методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады утверждает требования к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады и по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады.

В муниципальном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимают участие обучающиеся 7–11 классов образовательных организаций:

победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года;

победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях.


Муниципальный этап проводится для параллелей учащихся 7–11 классов.

Время для проведения этапа:

– два астрономических часа для 7 и 8 классов;

– три астрономических часа для 9–11 классов.

Максимальное количество баллов за задания 7–8 классах – 100 баллов.

Максимальное количество баллов за эссе или развёрнутый ответ в 9, 10, 11 классах – 15 баллов.

Общее количество баллов за весь комплект заданий в 7–11 классах максимально – 100 баллов.


Типы заданий

В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 2 декабря 2009 г. № 695) (п. 7), задания составляются на основе рекомендаций и примеров заданий, разработанных центральной предметной комиссией. При составлении заданий разработчики стремились к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательных знаний. От участников Олимпиады требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение.

Участник Олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников, статистические данные). Часть заданий связана со знаменательными датами и юбилеями уходящего года, обращающими нас к событиям прежде всего отечественной истории.


При разработке заданий авторы ориентировались на базовый уровень подготовки учащихся в соответствии с учебными программами и степень освоения ими содержания в каждом классе к моменту проведения олимпиад. В соответствии с новыми нормативными документами задания для 7 класса построены на содержании курса истории 6 класса (исключения только для заданий регионального компонента), задания для 8 класса – на содержании курсов истории 6 и 7 классов и т.д. Задания для 9-11 классов разработаны на содержании основного курса истории Отечества, включающего для 9 класса период до окончания Великой Отечественной войны.

Большинство заданий посвящено отечественной истории; вместе с тем, присутствуют и задания, требующие знаний ключевых событий, персоналий, процессов всемирной истории. Проблематика заданий затрагивает как политическую историю, так вопросы общественного развития, экономики, внешней политики и культуры.

Хорошей традицией Олимпиады является включение в комплект заданий нескольких вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании.


Примеры заданий

В этом разделе мы представляем основные типы заданий для каждого класса. В Методических рекомендациях 2018/19 года блоки заданий для 7 и 8 класса открывают задания на выбор.

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).


    1. Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является.

«Беззаконный же…., разоритель христианства, пошел на Русь со мно­гими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И со­творил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жалова­лись великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих лю­дей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени».

1) "Хождение за три моря" 2) "Повесть о Шевкале" 3) "Задонщина" 4) "Домострой"


    1. Укажите имя митрополита, при котором кафедра была перенесена в Москву из Владимира

1) Филипп 2) Илларион 3) Пётр 4) Алексий


В этих заданиях верным может быть лишь один вариант ответа. От этих заданий в КИМ ЕГЭ в текущем году отказались, однако для 7 и 8 классов вполне целесообразно начать выполнение олимпиадных заданий именно с таких простых типов, позволяющих учащимся настроиться на выполнение более сложных типов заданий.

Другим типом заданий на выбор является множественный выбор – участнику Олимпиады предстоит выбрать несколько верных ответов из предлагаемых вариантов.


Выберите несколько верных ответов в каждом задании (2 балла за каждое задание):

2.1. Членов Опричного двора

1. Афанасий Ордин-Нащокин

2. Борис Годунов

3. Алексей Адашев

4. Нил Сорский

5. Малюта Скуратов


2.2. Выберите из предложенного перечня события, относящиеся к ХII в.

1) создание «Правды» Ярославичей

2) съезд князей в Любече

3) первое летописное упоминание о Москве

4) поход Игоря Святославовича на половцев

5) создание первых школ при храмах и монастырях

6) Убийство Андрея Боголюбского


Если за каждое задание максимально выставляется два балла, то и верных ответов может быть только два, не больше. В случае, когда участник выделяет большее количество «верных» ответов, учитываются только два, но при этом каждый лишний ответ убавляет количество баллов. Если участник выделил четыре «верных» ответа из четырех или пяти вариантов, он получит 0 баллов.


Следующим типом заданий является работа с рядами исторических фактов, дат, персоналий, географических реалий, изображений, понятий на определение принципа их построения. Участнику дается логический ряд и предлагается определить, по какому принципу он построен. При разработке заданий такого типа мы старались уйти от возможности вариации правильных ответов, поскольку в заданиях могут быть не предусмотренные, но верные варианты ответов.


3.2. Дайте краткое обоснование ряда.

1. Вандалы, вестготы, гунны, остготы - ___________________________

2. Вятичи, древляне, дреговичи, поляне - _______________________

3. 912 г., 945 г., 1015 г., 1054 г. - ________________________________

4. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - ______________________________________

5. Годуновы, Романовы, Рюриковичи - _______________________________


Задания на определение последовательности предусматривают расстановку событий в хронологическом порядке, обычно по возрастанию. При проверке этих заданий необходимо учитывать, что сбой в одной позиции влечет за собой нулевую оценку всего задания. Поэтому следует осуществлять проверку по определенной схеме: сначала проверяется правильность указания первого и последнего событий, затем выделяются устойчивые связки – верная последовательность двух и более событий. При наличии ошибок высший балл не выставляется.

Задания на приведение в соответствие предусматривают установление соответствия двух рядов данных, причем один из них имеет дистрактор – то есть один неверный вариант ответа, а другой соответственно имеет на одну позицию меньше. При проверке заданий такого типа следует учитывать только верные варианты соотнесения.


5.2. Установите соответствие (3 балла).

1. Венчание Ивана Грозного на царство А. 1572 г.

2. Стоглавый Собор Б. 1547 г.

3. Битва при Молодях В. 1552 г.

4. Взятие Казани


Особое внимание следует обратить на задания на восстановление текста источника или документа, либо фрагмента сочинения историка. В заданиях такого типа участник должен заполнить пробелы в тексте необходимыми данными – именами, датами, терминами и т.д. При оценивании следует учитывать возможность верных по смыслу ответов, но не совпадающих с критериями («ключами»). В таких случаях жюри должно принять коллегиальное решение, допускающее признание таких ответов верными.


Вставьте имена князей в пропуски текста.

«Князь ____________(1) по прозвищу Святой и Красное Солнышко, умер, желая завещать престол свой одному из младших сыновей, ____________(2) Ростовскому. Однако, (2), как и его брат ____________(3) Муромский были хитростью убиты своим сводным братом ____________(4) Окаянным. В конце XI века (2) и (3) стали первыми святыми на Руси.»


При работе с заданиями с иллюстративными источниками (изображениями) следует учитывать, что при распечатке таких изображений часто сильно теряется качество, что затрудняет либо делает вовсе невозможным для участника изучение изображения. В таких случаях организаторы олимпиады обязаны иметь комплект качественных изображений, выдаваемых участникам по их просьбе – в распечатанном либо в электронном виде. Задания на работу со зрительным рядом не просто требуют узнать, идентифицировать изображение, но и применить свои познания и аналитические способности.


А. Б. В.

_________________ _________________ __________________

Г.

__________________


В представленном зрительном ряде участники должны:

1) указать имя (ФИО) и примерное (с точностью до полувека) время жизни и деятельности исторических персонажей;

2) указать, что их объединяет;

3) кратко охарактеризовать достижения и заслуги запечатленных на данных фотографиях людей.


Задания на анализ исторической карты, во-первых, связаны, как и задания на анализ зрительного ряда, с качеством распечатки раздаточного материала. Соответственно, важно убедиться в наличии полиграфических возможностей для распечатки таких заданий либо иметь комплект качественно распечатанных карт или их электронный вариант для демонстрации на экране.

Во-вторых, как и в случае со зрительным рядом, данные задания ориентированы не на проверку памяти учащихся, а на их умение анализировать приводимую в исторической карте информацию. Кроме того, следует учитывать, что задача разработчиков – не ограничиться проверкой географических познаний участников, поэтому собственно глубоких географических познаний данные задания и не подразумевают. В то же время вовсе не знакомый с историческими картами участник едва ли успешно справится с такими заданиями. Кроме того, сложные на первый взгляд задания по карте на самом деле не столь уж сложны, если уметь читать представленную карту и находить информацию, необходимую для выполнения задания. Кажущиеся простыми карты, напротив, могут быть использованы как основа для весьма сложных заданий.

Приводимое ниже задание является примером комплексного задания, включающего как работу с иллюстративным рядом, так и с картой.


Вам даны изображения сражений XVIII – первой половины XX вв. Назовите их, дав датировки. Соотнесите данные сражения с номерами мест на карте, где они произошли.


А.

Б.

В.


Г.



Буква изображения

(не заполняется)

Сражение, операция

Год

Номер на карте

А




Б




В




Г





Задания на ответ «да» или «нет», редко используемые на олимпиадах в настоящее время, однако весьма популярные в недавнем прошлом, рассчитаны на получение конкретного однозначного ответа на заданный вопрос. В сущности, это аналог задания на простой выбор, однако ответ на такой вопрос может потребовать от участника и весьма глубоких знаний, и большого исторического кругозора, поскольку обычно такие вопросы содержат либо подвох, либо указывают на частное проявление глобальных процессов.


Верно или неверно? Номера верных суждений занесите в левый столбик, неверных – в правый.

1. Первая редакция «Повести временных лет» была составлена в X веке

2. Половцы впервые появились у границ Руси во второй половине XI века

3. В XII в. владимиро-суздальским ратям удавалось взять Киев дважды

4. Ярослав Осмомысл и Юрий Долгорукий – двоюродные братья

5. Отец Александра Невского – Ярослав Владимирович – никогда не был князем в Новгородской земле

6. Младший сын Александра Невского Даниил стал основателем династии князей московского княжества

7. Иван Калита присоединил к Московскому княжеству Нижний Новгород и Суздаль

8. Во время нашествия Тохтамыша на Москву её обороной руководил Василий Дмитриевич, сын великого князя


Наконец, задания на анализ исторических документов, которые обычно являются одними из наиболее сложных для участников, предусматривают, с одной стороны, атрибуцию данного источника, указание его автора, времени и места создания. С другой же, они подразумевают характеристику описываемого исторического события, аналитическую работу с данными источника.

В качестве такого источника могут выступать и массивы данных, графики, таблицы и т.п., однако работа со статистическими материалами требует также определенных математических познаний и специфических вариантов анализа (сопоставление данных, выявление исторических причин и следствий, исторического фона появления таких данных и т.д.).


Одним из соседей Российской Федерации является Япония. Перед Вами отрывки из документов, характеризующих отношения двух стран. Ваша задача – назвать каждый из документов, датировать его (с точностью до года), пояснив свой ответ. Представьте его в виде таблицы.

А. «Статья 1. Обе договаривающиеся стороны обязуются поддерживать мирные и дружественные отношения между собой и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другой договаривающейся стороны.

Статья 2. В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.

Статья 3. Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратификации обеими договаривающимися сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет. Если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет…»


Б. «Мы, действуя по приказу и от имени Императора, Японского Правительства и Японского императорского генерального штаба, настоящим принимаем условия Декларации, опубликованной 26 июля в Потсдаме Главами Правительств Соединённых Штатов, Китая и Великобритании, к которой впоследствии присоединился и СССР, каковые четыре державы будут впоследствии именоваться Союзными державами.

Настоящим мы заявляем о безоговорочной капитуляции Союзным державам Японского императорского генерального штаба, всех японских вооружённых сил и всех вооружённых сил под японским контролем вне зависимости от того, где они находятся.

Настоящим мы приказываем всем японским войскам, где бы они ни находились, и японскому народу немедленно прекратить военные действия, сохранять и не допускать повреждения всех судов, самолётов и военного и гражданского имущества, а также выполнять все требования, которые могут быть предъявлены Верховным командующим Союзных держав или органами Японского Правительства по его указаниям…»


Помимо перечисленных типов, блоки олимпиадных заданий включают так называемый региональный компонент и задания на связь с мировой историей. В первом случае при разработке таких заданий привлекается материал региональной истории, в том числе на связь событий местных и общероссийских, подчеркивается самобытность региональной истории. В данном случае, это история Московского края.

Задания на связь с мировой историей не предполагают особенно глубоких познаний отдельных событий всеобщей истории, однако заставляют вспомнить, во-первых, события и процессы мировой истории, связанные с историей России, во-вторых, отражающие наиболее значимые, ключевые явления мировой истории.


На муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории у учащихся в настоящее время есть выбор – либо написание эссе, либо развернутый ответ на предложенные вопросы. Мы советуем тем, кто собирается бороться за победу на последующих этапах олимпиады, сосредоточиться на написании эссе, поскольку именно эссе является обязательным испытанием на региональном и заключительном этапах. Обращаем внимание, что историческое эссе предлагается для написания, начиная с 9 класса.

Логика написания и проверки эссе давно отработана и не требует особых замечаний. Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу. Темы, как правило, охватывают основные периоды истории России и касаются различных сфер – политики, экономики, общества и т.д.

Напомним, что основополагающими критериями при оценке эссе являются:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

По каждому критерию выставляется не более 3 баллов. Итого – 15 баллов.


Проверка заданий и подведение итогов Олимпиады

При проверке нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50 % от максимального числа баллов, не могут стать победителями или призерами вне зависимости от места в турнирной таблице (Положение, пп. 26, 33) и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе Олимпиады. Нежелательна ситуация, когда из-за чрезмерной сложности заданий лишь немногие участники преодолевают 50%-ный барьер: во-первых, часть потенциально сильных участников отсекается еще на раннем этапе, а кроме того, такая практика порождает у многих школьников чувство разочарования, лишает их стимула к участию в Олимпиаде на следующий год. В то же время задания не должны предполагать 100%-ного выполнения, высший результат должен быть достижим по отдельным содержательным блокам только для самых сильных, специально интересующихся данной проблематикой участников.

Окончательные результаты проверки ответов всех участников Олимпиады фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады.

Участник муниципального этапа Олимпиады, набравший наибольшее количество баллов в данном классе, признается его победителем при условии, что количество набранных им баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победитель в каждом классе не определен, в муниципальном этапе Олимпиады определяются только призёры.

Количество призеров муниципального этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором регионального этапа Олимпиады: победителями и призерами могут быть объявлены до 25 % участников. К участию в региональном этапе Олимпиады допускаются только победители.

Призерами муниципального этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все его участники, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника муниципального этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри муниципального этапа Олимпиады.

В случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады жюри имеет право создать апелляционную комиссию.


Требования к проведению Олимпиады

Проведение олимпиады по истории не требует специальных технических средств, однако сопряжено с распечаткой и последующей проверкой олимпиадных заданий достаточно большого объема.

Для проведения этапа необходимы:

1) Аудитории, позволяющие разместить участников таким образом, чтобы исключить списывание (запрещается использование участниками Олимпиады любых носителей информации);

2) Множительная техника, позволяющая распечатать комплекты заданий в установленные сроки, в необходимом количестве и в требуемом качестве. Методической комиссии муниципального этапа рекомендуется заранее сообщить исполнителям, ответственным за размножение заданий, если в комплекте заданий предполагаются элементы, требующие особых полиграфических мощностей (иллюстрации, карты);

3) Организаторам рекомендуется иметь запас необходимых расходных материалов (шариковые ручки и т.п.). Для черновиков и для написания ответов, требующих большого объема текста (только в старших классах) используются листы белой бумаги формата А4, проштампованные штемпелем организаторов.

Возможно, что при тиражировании качество иллюстраций будет потеряно, однако разработчики рекомендуют обращать внимание прежде всего на наиболее явные, очевидные детали, позволяющие получить необходимую информацию и помогающие верно выполнить задание. В случае технического брака, носящего массовый характер, необходимо обратить на это внимание проверяющих задания. При явном браке, делающем невозможным выполнение задания, и отсутствии возможности исправить брак следует считать данные задания выполненными всеми участниками.


Специфика проведения муниципального этапа Олимпиады

Муниципальный этап олимпиады проводится в один тур. Определение порядка регистрации участников, процедуры шифрования и дешифрования работ, сроков проверки работ относится к компетенции Оргкомитета муниципального этапа. Важно, чтобы организация проведения этапа, доставки работ в места их проверки, объявления результатов обеспечивали единство возможностей для всех участников. Жюри этапа должно объявить баллы, полученные всеми участниками, в том числе не ставшими победителями и призерами.


При проверке заданий муниципального тура Олимпиады необходимо учитывать, что задания муниципального тура не рассчитаны на стопроцентное выполнение.

Оргкомитет проведения муниципального тура Олимпиады имеет право при обнаружении вариантов ответов, допускающих двойственное толкование, признавать верными ответы, даже не соответствующие критериям, предложенным разработчиками, но по сути верные. Все сомнения рекомендуется решать в пользу участников.

При проверке заданий, предполагающих развернутый ответ, не следует ограничиваться критериями, предлагаемыми разработчиками, но и оценивать умение участников формулировать ответ, оперировать специальными терминами и понятиями, историческими фактами.



Открытая Олимпиада школьников по истории

Обращаем внимание организаторов муниципального этапа Олимпиады по истории, что в текущем году будут проведены заочный и очный туры Открытой Олимпиады по истории. Цель участия в Открытой Олимпиаде – получение права на участие в региональном туре Всероссийской Олимпиады по истории.


Рекомендуемая литература

Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

История. Всероссийские Олимпиады. Районный и областной туры. Основные типы олимпиадных заданий для 9, 10 и 11 классов. Авт.-сост. В.В. Сухов, Е.Г. Жигирева, А.С. Клемешов. М., 2008.

Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

Методические рекомендации для проведения школьного, муниципального, регионального и заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории (сост. к.и.н., доц. А.А.Талызиной и к.и.н., доцентом Д.А.Хитровым (МГУ им. М.В.Ломоносова)). Эти рекомендации, утвержденные на заседаниях Центральной предметно-методической комиссии по истории, публиковались в 2018 г.

Олимпиады по истории: тестовые задания по истории Беларуси и всемирной истории / Прохоров А.А. и др. Минск, 2008.

Пискарев В.И., Сафонова И.В., Фокеева И.М. Олимпиадные задания по истории России. 9-11 кл. М., 2006.

Ресурсы Интернета:

www.hist.msu.ru

www.hrono.ru

www.rosolymp.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!