СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения  высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет»

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРЛОВСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

____________ Е.М. Стрельченко

«____»_________20____ г.






Методические рекомендации по реализации

Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет»






















Горловка – 2018

Методические рекомендации по реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет».



Разработчик:

Павлова С.И., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель ГПОУ «ГАТТ» ГОУВПО «ДонНТУ», специалист высшей категории.



Методические рекомендации педагогических работников техникума с целью оказания методической помощи в реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в техникуме.


Рецензенты:

1. Рангаева С.И., преподаватель, специалист высшей квалификационной категории_________________________________________________________

2. Евсеева Е.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет», специалист высшей категории, преподаватель-методист_______________________________________________________




Одобрены и рекомендованы с целью практического применения цикловой комиссией «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и физическая культура» протокол № ___ от «___»_________2018 г. Председатель ЦК_________________________










СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИКУМЕ



5

2. НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ



8

3. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ



15


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20




























Пояснительная записка


Современные социально-экономические условия диктуют необходимость повышения уровня образованности подрастающего поколения, формирования новых жизненных позиций, отвечающих интересам общества, государства и личности.

Патриотизм представляет собой своеобразный фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов, относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания на протяжении всей истории развития человечества.

Воспитание гражданина, патриота страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе образования граждан Донецкой Народной Республики и в частности в образовательном процессе Государственного профессионального образовательного учреждения «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» (далее – техникум).

В Донецкой Народной Республике основополагающим документом в организации и проведении воспитательной работы среди молодежи является Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденная приказом МОН ДНР № 322 от 17.07.2015 г. и приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015 г.

Концепция определяет цели, задачи, принципы, направления и содержание деятельности, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Донецкой Народной Республике.

Целью разработки настоящих методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогическим работникам техникума по реализации Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в техникуме.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной приказом МОН ДНР № 322 от 17.07.2015 г. и приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015 г. и Методических рекомендаций для педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по повышению уровня патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, формированию активной жизненной позиции, утвержденных приказом МОН ДНР от «15» июля 2016 г. № 763.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИКУМЕ


Патриотизм играет важную роль в становлении и развитии личности студента. В отдельные периоды истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны, силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес исследователей к вопросам патриотизма и патриотического воспитания.

В научной и учебной литературе существуют различные толкования термина «патриотизм».

Владимир Даль трактовал патриотизмкак «любовь к отчизне». Патриот по Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Энциклопедические словари практически ничего нового к понятию «патриотизм» не добавляют. Более современные трактовки «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Ученые в понятии «патриотизм» выделяют три бесспорных основных компонента.

Первый. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма (зиждущегося на более высоких уровнях сознания) широта их эмоций совпадает с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими его уровнями, граничащими с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

Второй. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра ‒ благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, являющимися гражданами данного государства, т.е. осознание общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

Третий. Направленность на конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее обустройства, на помощь и взаимовыручку своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания опрятности, порядка проживания и упрочения дружеских отношений с соседями в подъезде, доме, дворе до достойного развития своего города, района, края Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории, улучшение условий проживания на ней — все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем более весомы его каждодневные деяния на благо данной территории и ее обитателей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинее его патриотизм.

Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики выделяет ключевые понятия – «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельностичеловека, он всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

Патриотизм – это основа существования и развития государственности.

Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Формирование патриотического сознания у подрастающего поколения имеет особую значимость, учитывая многонациональность и поликонфессиональность Донецкой Народной Республики.

Патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов.

Таким образом, под патриотическим воспитанием студентов техникума будем понимать деятельность техникума по формированию у студентов высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Целью патриотического воспитания студентов в техникуме является формирование и развитие у них патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) способствовать формированию у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны;

2) обеспечить условия для воспитания студентов в духе уважения к Конституции Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни;

3) обеспечить условия для пропаганды, популяризации в студенческой среде символов государства символов государства – Герба, Флага, Гимна Республики, воспитания у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и других исторических святынь;

4) обеспечить условия для изучения, развития и функционирования русского языка в образовательной среде;

5) обеспечить условия для формирования у студентов интернационального сознания, расовой, национальной, религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами, толерантного отношения к культуре народов, проживающих в Донецкой Народной Республики, на основе разъяснения государственной языковой и этнополитики;

6) способствовать формированию у студентов позитивного отношения к воинской службе и повышению ее престижа;

7) создать условия для формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания нации и страны;

8) создать условия и обеспечить реализацию возможностей студентов в полноценной социализации и активном вовлечении их в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других вопросов и проблем путем расширения студенческого самоуправления;

9) создать условия для непримиримого отношения к деструктивным и асоциальным проявлениям, активизации работы по борьбе с религиозным экстремизмом.








2. Направления патриотического воспитания студентов в техникуме


В соответствии с Концепции патриотического воспитания основными направлениями патриотического воспитания студентов в техникуме являются:

-гражданско-патриотическое,

-военно-патриотическое,

-духовно-нравственное,

-историко-патриотическое (краевеведческое),

-культурно-патриотическое,

-спортивно-патриотическое.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения направлено на формирование и развитие гражданственности и патриотизма, утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины, традициям народа, воспитание активной жизненной позиции.

Основополагающие принципы патриотического воспитания – гуманизм и демократизм, научность, единство теории и практики, приоритетность исторического, культурного наследия Донецкой Народной Республики, преемственность в развитии подрастающих поколений, разнообразие форм, методов и средств, которые используются для обеспечения эффективности воспитания.

Работа по патриотическому воспитанию студентов в техникуме должна проводиться комплексно. Патриотическое воспитание студентов осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеаудиторной работы. Работа по патриотическому воспитанию студентов должна быть направлена на формирование и развитие гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения, утверждение в сознании и чувствах студентов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей Родины, к традициям, воспитания толерантного отношения к представителям разных народностей, воспитание активной жизненной позиции.

В техникуме должна быть создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, конструктивном сотрудничестве педагогического, студенческого и родительского коллективов, разработана система традиционных мероприятий, творческих проектов, должна развиваться музейная работа, студенческое самоуправление.

В процессе общественной

деятельности студенты совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей. Историческое сознание личности помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений.

Патриотический компонент включается в содержание программ всех изучаемых дисциплин и основывается на принципах:

- служения Отечеству;

- исторической и социальной памяти;

- преемственности духовного опыта;

-социокультурной и национальной идентификации;

-гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого;

-священности символов и смыслов Отечества;

-соборности в воспитании духовных основ патриотизма;

-опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции;

-связи традиций и инноваций в патриотическом воспитании.

Важное значение в патриотическом воспитании молодых людей имеют: формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений, показ достижений соотечественников в области мировой культуры, науки и искусства; привитие любви и бережного отношения к родному языку; приобщение к народным традициям и ритуалам; глубокое изучение природных, географических, демографических, социальных, политических, геополитических и других особенностей государства; разъяснение смысла и содержания основных государственных символов страны — ее герба, флага и гимна; изучение славных страниц военной истории, ратных подвигов ее народа, биографий выдающихся полководцев и военачальников, внесших наиболее весомый вклад в славные победы нашего государства; привитие уважения к истории и национальным традициям народов, населяющих наше государство.

Большую роль в патриотическом воспитании студентов играет краеведение и краеведческая работа – изучение истории родного края, его экономической и промышленной специфики, знакомство с выдающимися людьми, прославившими наш край, изучение культуры нашего края, пополнение музея техникума новыми историческими документами и экспонатами – все это способствует развитию духовного, творческого потенциала молодежи, патриотического самосознания, формирует чувство гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходит его учеба и трудовая деятельность. В этой работе целесообразно проводить музейные экскурсии, выставки-конкурсы декоративно-прикладного творчества, фото, рисунков, встречи с интересными людьми, создание электронных книг, альманахов, съемки любительских фильмов, ведение коллективных блогов и т.д.

Музей техникума являются центром по патриотическому воспитанию молодежи, воспитанию у молодежи чувства любви к малой родине, уважения к предыдущим поколениям, эффективной формой организации и подачи краеведческого учебного материала, базой углубленного изучения истории, жизни техникума, города, массового вовлечения студентов в краеведческую и поисковую деятельность.

Музей дает возможность студентам самим принять участие в более

В патриотическом воспитании подрастающего поколения главная роль отведена ветеранам Великой Отечественной войны, воинам-афганцам и военнослужащим Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики.

Встречи с ними, выступления на уроках мужества, рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей служат толчком к началу активизации сознания молодого человека.

Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания студентов, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и будущаятрудовая деятельность.

Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест, расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания.

Важным аспектом патриотического воспитания студентов является осознание необходимости участия в общественной жизни Республики, техникума. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного и гражданского содержания, что ведет к развитию эгоизма личности и является недопустимым.

Через аудиторную деятельность и систему внеаудиторных мероприятий у студентов формируется бережное отношение к родным истокам, традициям своего народа, своей культуре, эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным ценностям как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

Для патриотического воспитания имеют большое значение «Спартакиады» ко дню Освобождения Донбасса и Дню Победы, рассчитанные на пропаганду военной службы, прикладных видов спорта, на участие большого количества студенческой молодежи. «Спартакиада» пропагандирует положительный образ воина, который позволяет молодым людям осознать гражданский долг перед Родиной, ответственность за себя и товарищей за судьбу своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, жизнь и способности укреплению могущества и ее процветания. Игры эффективно готовят юношей к организованным действиям в сложных ситуациях и позволяют ощутить себя в роли защитника Отечества. Они позволяют студентам достичь личных рекордов, показать слаженные действия и боевой дух команд.

Спустя 70 лет после Победы советского народа в Великой Отечественной войне фашизм вновь поднял голову, и на нашей земле опять бушует война, и сегодня слова «Родина», «патриотизм», «самопожертвование» приобрели для молодого поколения совершенно иной новый смысл.

Именно поэтому проблемы воспитания современной молодежи требуют от каждого конкретного педагога кропотливой работы, больших затрат сил и времени. Прививая студентам основы морали - совесть, честь, гордость, справедливость и трудолюбие, мы воспитываем патриотическое самосознание студенческой молодежи, ориентированного на формирование четкой гражданской позиции.

Через систему кружков, студий, клубов, секций техникума можно реализовать такие формы работы по патриотическому воспитанию как историческая реконструкция, моделирование, исследование отечественной истории, которые открывают доступ к аналитическому изучению большого фактологического материала.

В проведении работы по патриотическому воспитанию студентов определенное место занимает волонтерская работа, которая через конкретную практическую деятельность способствует формированию моральных и духовных качеств гражданина, воспитывает уважение к людям старшего поколения, убеждает молодежь в том, что они несут моральную ответственность за них. Волонтерская работа предусматривает проведение акций, направленных на оказание посильной адресной помощи пожилым людям, пострадавшим во время боевых действий, семьям в уборке домов, квартир, обработке приусадебных участков, участие в оказании помощи одиноко проживающим ветеранам: доставку им продуктов питания, лекарств, оказание помощи в решении бытовых вопросов.

Воспитание молодежи невозможно без взаимодействия с такими учреждениями, как музеи, дворцы молодежи и дома культуры.

Техникум, контактируя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщает молодежь к культурному, национальному и историческому наследию своей страны.

Широкий выбор возможностей для студентов представляет внеаудиторная музыкально-эстетическая работа в различных её формах.

Это и кружки и массовые мероприятия: посещение концертов, музыкальных театров, музеев; организация творческих встреч с известными музыкантами, ветеранами и участниками Великой Отечественной войны; участие в массовых народных праздниках, организация конкурса военной и солдатской песни «Салют Победы», угадай мелодию «Забытая песня» и т. д.

Это и изучение народного фольклора, произведений и творчества местных писателей и поэтов.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует о важной роли литературы в осознании того, что патриотизм представляет собой высшее нравственное чувство защитника своей Родины. Каждое художественное произведение и каждый литературный образ играют и просветительскую и коммуникативную роль, что обеспечивает литературе чрезвычайно сильное комплексное, воспитательное влияние на личность; в художественно-образной, относительно простой по восприятию форме она охватывает мир во всей его целостности, полноте и многообразии, что обусловливает широкие возможности для культурного развития личности на основе чтения лучших литературных произведений; воздействуя на эмоционально-чувственный мир человека, литература затрагивает самые глубокие стороны его личности (совесть, внутренние эмоциональные переживания и ценностные установки), делает процесс воспитания глубоко индивидуальным; как никакая другая форма общественного сознания, она способна формировать и развивать творческие способности человека, вызывать у него чувство глубокого сопереживания.

Патриотическое воспитание – это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально-нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние общества и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия.

Патриотическое воспитание осуществляется путем формирования духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданско-патриотических, социальных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с религией народа. Нравственность человека выражается в свободном принятии им абсолютных нравственных императивов и проявляется в его поведении и поступках.

Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Работа по патриотическому воспитанию студентов в техникуме должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование гражданско-патриотического сознания.

Данное направление работы по патриотическому воспитанию студентов решает задачи формирования у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания студентов в духе уважения к основному закону – Конституции Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни. Реализуется через организацию лекций по общественно-политической проблематике; организацию торжественных собраний студенческого и трудового коллектива, посвященных государственным праздникам; встречи студенческой молодежи с представителями власти, правоохранительных органов; проведение тематических воспитательных часов, круглых столов с приглашением общественных объединений и др.; студенческие патриотические акции, дебатные турниры, конкурсы и олимпиады на знание истории, конкурсы патриотической песни и пр.

2. Пропаганда и популяризация государственных символов Республики.

Данное направление патриотического воспитания решает задачи пропаганды и популяризации в студенческой среде символов государства символов – Герба, Флага, Гимна Республики, воспитания у студентов чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и других исторических святынь. Реализуется через организацию уголков государственной символики; организацию и проведение студенческих патриотических акций «Это – мой Герб!», «Это – мой Флаг!», «Это – мой Гимн!»; проведение конкурсов и олимпиад на знание государственной символики Республики.

3. Формирование поликультурного сознания и межэтнической толерантности.

Данное направление патриотического воспитания студенческой молодежи решает задачи формирования у студентов интернационального сознания, расовой, национальной, религиозной терпимости, развития дружеских отношений между народами.

4. Военно-патриотическое воспитание.

Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования у студентов позитивного отношения к воинской службе и повышения ее престижа. Реализуется через организацию встреч студенческой молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла; посещение воинских частей; встречи с личными составами воинских частей; организацию совместных военно-патриотических акций и месячников оборонно-массовой работы; организацию конкурсов патриотической песни с участием студентов и военнослужащих; организацию военно-спортивных соревнований и игр и т.п.

5. Пропаганда здорового образа жизни как основы здоровья нации и развития страны.

Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания нации и страны.

Реализуется через организацию работы спортивных секций (по видам спорта); организацию спартакиад среди студентов и преподавательского состава; организацию фестивалей здоровья и спортивных марафонов; участие студентов в региональных, республиканских спортивных состязаниях; встречи студентов с известными спортсменами, чемпионами Республики, мира.

6. Развитие студенческого самоуправления.

Данное направление реализуется через создание и функционирование студенческих советов, студенческих парламентов, клубов по интересам, творческих коллективов и др. и решает задачи вовлечения студентов в решение организационных вопросов, активную социализацию и формирование организационно-управленческих умений и навыков.

Патриотическое воспитание студентов должно осуществляться систематически и целенаправленно в учебном процессе и внеаудиторной деятельности. В учебной деятельности задачи формирования патриотического сознания, гражданско-патриотических ценностей, чувства верности своему Отечеству – Донецкой Народной Республике, реализуются в процессе изучения дисциплин, предусмотренных Государственными образовательными стандартами среднего общего образования (ОДБ.01 Литература, ОДБ.04 История Отечества, ОДБ.08 Уроки гражданственности и духовности Донбасса, ОДБ.09 Обществознание, ОДБ.16 Начальная военная подготовка/Медико-санитарная подготовка) и среднего профессионального образования (ОГСЭ.02 Отечественная история, ОГСЭ.06 Социология).

























3. эффективные Формы и методы патриотического воспитания студентов в техникуме


Эффективными формами организации работы по патриотическому воспитанию являются следующие:

-массовые;

-групповые (коллективные);

-индивидуальные.

Массовые формы патриотического воспитания студентов:

Лекция – одно из главных звеньев воспитательного процесса, форма работы по патриотическому воспитанию, представляющая собой устное систематизированное и последовательное изложение материала по гражданско-патриотической проблематике, направленная на формирование основ мировоззрения, первичное овладение знаниями и представлениями в данной сфере, обеспечивающая теоретическую основу, развивающая интерес к конкретной проблематике, формирующая у студентов ориентиры для самостоятельного изучения и осмысления проблем патриотического воспитания.

Результативность лекции достигается за счет педагогического мастерства педагога, его высокой речевой культуры и ораторского искусства.

Массовые лекции организуются в актовом зале техникума.

Собрание – форма публичного мероприятия, совместное заседание членов какой-либо организации. Собрание трудового и студенческого коллективов – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая совместное заседание представителей преподавательского и студенческого коллективов с целью обсуждения вопросов гражданско-патриотической направленности. В техникуме традиционными могут быть торжественные собрания преподавательского и студенческого коллективов, посвященные государственному празднику – Дню Донецкой Народной Республики, юбилейным датам и др.

Студенческая патриотическая акция (лат. actio – действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели (например, политическая акция) – форма работы по патриотическому воспитанию, ставящая целью формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности. Акция может включать: официальную часть, торжественный митинг; выступления официальных лиц, руководства техникума, представителей молодежных организаций города; массовое исполнение государственного гимна; массовое шествие; концерты; спортивные состязания; танцевальные шоу, флэш-мобы, дискотеки; праздничные фейерверки и пр.

Праздничные концертные программы и театрализованные представления - виды массовых зрелищных мероприятий, построенных по законам драматургии, на основе разработанного сценария.

Театрализованные представления могут включать и объединять различные виды художественного творчества – театрально-драматического, музыкального, танцевального, инструментального, поэтического и др.

Содержание концертных программ и театрализованных представлений определяется тематикой.

Театрализованное шествие – форма патриотического воспитания, массовое прохождение людей по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания. Театрализованное шествие совершается в специально установленные дни, праздники, в связи с конкретными обстоятельствами и пр. Совершается по улицам города или района по заранее разработанному сценарию и предусматривает наличие костюмированного действия, исторических персонажей, различных атрибутов и пр. Персонажи, атрибуты, костюмы соответствуют содержанию праздника, которому посвящается шествие и пр.

Фестиваль национальных культур – массовое зрелище, празднество, основанное на народных традициях, с использованием произведений народного художественного творчества (песни, игры, театрализации и пр.), включающее театрализованное представление, концерты, конкурсы художественного творчества, спортивные состязания и пр. Целью организации фестивалей народного творчества является создание условий для эмоционально-положительного восприятия художественной культуры, культурных традиций народов, проживающих в Республике. Фестивали национальных культур организуются в рамках празднования Дня Республики.

Военно-патриотическая акция – форма патриотического воспитания, цель которой заключается в формировании позитивного отношения к воинской службе, образу Защитника Отечества, уважения героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Может включать концертные и театрализованные программы, встречи с военнослужащими, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами войны в Афганистане, литературно-музыкальные вечера, выезды в воинские части, приглашение творческих коллективов воинских частей, благотворительные акции и пр.

Групповые (коллективные) формы патриотического воспитания

студентов:

Воспитательный час – форма работы по патриотическому воспитанию, проводимая под руководством классного руководителя (куратора) в студенческой группе. Воспитательные часы, как правило, имеют тематическую направленность. В свою очередь, содержательные формы воспитательных часов могут быть различны: беседа, диспут, лекция-беседа, игра, встреча и т.п. Тематика воспитательных часов: «Конституция Республики – гарант мира и спокойствия»; «Государственные символы Донецкой Народной Республики»; «Я – патриот своей страны»; «Уроки мужества»; и др.

Круглый стол – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая беседу, обсуждение «за круглым столом» некоторого вопроса с целью обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы.

Тематическая выставка – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая показ достижений в различных областях экономики, науки, техники, культуры, искусства и других. Представляет собой публичную демонстрацию книг, электронных ресурсов, студенческих научных и творческих работ. Выставка может быть результатом ранее проведенного конкурса или самостоятельным мероприятием, демонстрирующим результат творческий деятельности студентов. Выставка может быть приурочена к знаменательному событию, календарной дате; может носить ознакомительный характер, демонстрируя достижения и ресурсы студенческой группы, техникума в целом. Выставки могут быть в техникуме, городскими, республиканскими.

Дебатный турнир – это форма работы по патриотическому воспитанию, основанная на взаимодействии сторон, представляющих определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т.д.).

Дебатные турниры как форма воспитательной работы решают задачи развития кругозора и интеллектуального уровня его участников (и зрителей), способствуют формированию лидерских качеств, умению выступать публично, логически выстраивать свою речь, аргументированно отвечать на выступления соперников, отстаивать свою точку зрения, ориентироваться в незнакомой ситуации, расширять уровень самостоятельности своих суждений, развивают умения работать в команде, свободно ориентироваться в широком информационном пространстве и пр.

Конкурсы и олимпиады – форма работы по патриотическому воспитанию студентов, основанная на соревновании нескольких лиц (или групп) в какой-либо области – знании истории и содержательного значения государственной символики Республики, знание истории, традиций, культуры народов Республики, государственного языка и др. – с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу. Направлены на закрепление и развитие знаний студентов, а также на пропаганду и популяризацию государственных символов Республики в студенческой среде.

Конкурс патриотической песни – форма работы по патриотическому воспитанию, вид творческого соревнования на лучшее исполнение песни патриотического содержания, с целью выявления наиболее ярких и талантливых исполнителей, выдающегося (или выдающихся) конкурсанта –претендента на победу.

Экскурсия – форма работы по патриотическому воспитанию, коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, памятника культуры, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, познавательной, научной, спортивной или развлекательной целью. Особое место в патриотическом воспитании студентов занимают выездные экскурсии, походы по местам боевой славы в своем регионе, они способствуют расширению кругозора студентов, дают возможность студентам познакомиться и с другими значимыми в жизни народа и всей страны историческими местами.

Организация и функционирование творческих коллективов – одна из форм работы по патриотическому воспитанию, способствующая пропаганде и популяризации в студенческой среде жанров и традиций народного музыкально-художественного творчества.

Индивидуальные формы патриотического воспитания:

1) беседы;

2) выполнение индивидуальных заданий по подготовке к конкурсам, концертам, акциям, диспутам и пр.;

3) вовлечение студентов в работу в рамках студенческого самоуправления;

4) индивидуальные занятия в кружках художественной самодеятельности;

5) индивидуальное участие в конкурсах патриотической направленности –на знание государственной символики, государственного языка, патриотической песни и пр.

С целью повышения уровня патриотического и духовно-нравственного сознания молодежи, формирования активной гражданской позиции студентов предлагаем для проведения следующие мероприятия:

1. Конкурс стенгазет «Мы - патриоты Республики», где сами студенты представят свое видение того, что значит «патриотизм» и как это быть патриотом;

2. Просмотр фильмов о событиях Второй мировой войны с обязательными пояснениями исторических аспектов преподавателями истории, проведение параллелей, формулирование выводов («В бой идут одни старики», «Я русский солдат», «Список Шиндлера», «В августе 44-го», «Враг у ворот», «Мы из будущего», «Они сражались за Родину» и др.).

3. Реконструкция событий второй мировой войны с использованием исторических карт, сборников документов, писем и дневников очевидцев тех событий, чтобы понять сложность жизненного пути простого человека в годы боевых действий.

4. Проведение занятий гражданственности в рамках Единого Информационного дня для студентов техникума.

5. Проведение викторин на знание истории родного края «Мое отечество - Донбасс», на знание событий военных лет «Доблесть русского солдата», на знание культурных особенностей проживающих здесь народов «Донбасс многонациональный».

6. Проведение акции «Спасибо прадеду и деду за ту Великую Победу», оказание помощи ветеранам войны и труженикам тыла, работа волонтеров.

7. Участие в акции «Бессмертный полк».

8. Тематические классные часы «Наш поклон ветеранам живым, наша память погибшим солдатам» для всех студентов техникума.

9. Интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, записи их воспоминаний о фронтовых событиях.

10. Проведение внеаудиторного мероприятия «Письмо неизвестному солдату» - в литературной форме студенты пишут письма, сочинения, стихи и рассказы, основным содержанием которых были события Великой Отечественной войны (в виде треуголок).

11. Проведение тематических экскурсий в музей Великой Отечественной войны, краеведческий музей города.

12. Проведение тематических родительских собраний, лекториев для родителей на духовно-нравственные темы с целью информирования родителей об особенностях формирования современного сознательного гражданина.

13. Организация круглых столов, конференций по патриотической тематике.

14. Организация тематических концертных программ.

15. Проведение единых тематических часов-бесед о толерантном отношении ко всем видам и формам инакомыслия, вероисповедания, культуры и национальности.

16. Проведение соревновательных спортивных мероприятий с целью воспитания лидерских качеств в среде студенческой молодежи.

Формирование гражданско-патриотического сознания молодежи – это многогранный, динамический процесс, в котором участвуют все общественные институты: семья, техникум, средства массовой информации и другие. Ведь будущее государства зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.

Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы молодым людям в семье и обществе прививали такие чувства, как любовь к отечеству, трепетное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Именно патриотическое и, в целом, духовно-нравственное воспитание молодежи способно заложить крепкое основание для единения граждан Донецкой Народной Республики и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в государстве.

Только объединив усилия семьи, педагогов, государственных и общественных организаций возможно воспитать духовно нравственного человека, с активной гражданской позицией, с высоким чувством патриотизма, гражданской ответственности, верного своему Отечеству, достойного гражданина Донецкой Народной Республики.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, утвержденная приказом МОН ДНР № 322 от 17.07.2015 г. и приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015 г.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования по повышению уровня патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, формированию активной жизненной позиции, утвержденных приказом МОН ДНР от «15» июля 2016 г. № 763.








20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!