СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по реализации коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по реализации коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Методические рекомендации по реализации коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития  Закеряева Лариса Николаевна, методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»  Макарова Елена Викторовна,  учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Методические рекомендации по реализации коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Закеряева Лариса Николаевна,

методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Макарова Елена Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

 Цель:   обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы

Цель:

обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы

 Программно-методический материал  Зрительное восприятие  Слуховое восприятие  Кинестетическое восприятие  Восприятие запаха  Восприятие вкуса

Программно-методический материал

  • Зрительное восприятие
  • Слуховое восприятие
  • Кинестетическое восприятие
  • Восприятие запаха
  • Восприятие вкуса
 От простого к сложному  Расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляция активности  Формирование сенсорно-перцептивных действий

От простого к сложному

  • Расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляция активности
  • Формирование сенсорно-перцептивных действий
Примерное содержание занятий по сенсорному развитию Зрительное восприятие ( фиксация, прослеживание, узнавание цвета ) Слуховое восприятие (локализация, прослеживание, соотнесение) Кинестетическое восприятие (прикосновения человека, соприкосновение с материалами, разными видами поверхностей, различение. Реакция на вибрацию, давление. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Восприятие запаха Восприятие вкуса

Примерное содержание занятий по сенсорному развитию

  • Зрительное восприятие ( фиксация, прослеживание, узнавание цвета )
  • Слуховое восприятие (локализация, прослеживание, соотнесение)
  • Кинестетическое восприятие (прикосновения человека, соприкосновение с материалами, разными видами поверхностей, различение. Реакция на вибрацию, давление. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела.
  • Восприятие запаха
  • Восприятие вкуса
    Разделы содержания программного материала для обучающихся с умеренной умственной отсталостью Объёмные фигуры (шар, куб, конус, брусок (кирпичик) Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник, овал) Размер Цвет  Слуховое восприятие Вкусовое восприятие Обоняние Кинестетическое восприятие (проприоцептивное, вестибулярное) Тактильное восприятие

Разделы содержания программного материала для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

  • Объёмные фигуры (шар, куб, конус, брусок (кирпичик)
  • Плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник, овал)

  • Размер
  • Цвет
  • Слуховое восприятие
  • Вкусовое восприятие
  • Обоняние
  • Кинестетическое восприятие (проприоцептивное, вестибулярное)
  • Тактильное восприятие
 Виды учебной деятельности (шар) ощупывает шарик, удерживает его всеми пальцами ощупывает разнофактурные шарики (гладкий – шершавый, колючий, мягкий – твердый, легкий – тяжёлый) рассматривает и осуществляет манипулятивные действия с шариками разной величины;  (большой удерживает в руке, маленький прячет в кулаке, впоследствии различение по величине 5-7 предметов) дифференцирует шарики по размеру (большие в большую коробку, маленькие – в маленькую) знакомится с шариками разной величины (большой, средний, маленький)

Виды учебной деятельности (шар)

  • ощупывает шарик, удерживает его всеми пальцами
  • ощупывает разнофактурные шарики (гладкий – шершавый, колючий, мягкий – твердый, легкий – тяжёлый)
  • рассматривает и осуществляет манипулятивные действия с шариками разной величины;

(большой удерживает в руке, маленький прячет в кулаке, впоследствии различение по величине 5-7 предметов)

  • дифференцирует шарики по размеру (большие в большую коробку, маленькие – в маленькую)
  • знакомится с шариками разной величины (большой, средний, маленький)
дифференцирует шарики по размеру (раскладывает по трем коробкам – большая, средняя, маленькая) скатывает шарики с разными свойствами по наклонной поверхности, сопоставляет выбирает шарики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (из мозаики, фасоли и т. п.) выбирает шарики «на ощупь» с использованием «волшебного мешочка» выбирает шарики на ощупь различные по величине ( большой – маленький)
  • дифференцирует шарики по размеру
  • (раскладывает по трем коробкам – большая, средняя, маленькая)
  • скатывает шарики с разными свойствами по наклонной поверхности, сопоставляет
  • выбирает шарики из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор (из мозаики, фасоли и т. п.)
  • выбирает шарики «на ощупь» с использованием «волшебного мешочка»
  • выбирает шарики на ощупь различные по величине ( большой – маленький)
подбирает шарики одинаковые по цвету (без называния цвета (такой – не такой) выбирает один шарик из 2-х контрастных цветов: красный – синий(впоследствии предъявление жёлтого, зелёного, коричневого, оранжевого) выбирает из двух, различных по размеру, цвету или фактуре, контрастные по звучанию шарики(«пищащий, пыхающий») практикуется в осуществлении выбора предметов, имеющих форму шара ( мяч, воздушный шарик, бусины, фрукты, овощи) выбирает фрукты, овощи круглой формы (банан- яблоко; банан- груша- яблоко); огурец – помидор - морковь; впоследствии – апельсин, редис, ягоды, арбуз; лук, капуста, и т.п.)
  • подбирает шарики одинаковые по цвету (без называния цвета (такой – не такой)
  • выбирает один шарик из 2-х контрастных цветов: красный – синий(впоследствии предъявление жёлтого, зелёного, коричневого, оранжевого)
  • выбирает из двух, различных по размеру, цвету или фактуре, контрастные по звучанию шарики(«пищащий, пыхающий»)
  • практикуется в осуществлении выбора предметов, имеющих форму шара ( мяч, воздушный шарик, бусины, фрукты, овощи)
  • выбирает фрукты, овощи круглой формы (банан- яблоко; банан- груша- яблоко); огурец – помидор - морковь; впоследствии – апельсин, редис, ягоды, арбуз; лук, капуста, и т.п.)
знакомится с запахом, различным вкусом, цветом и размером яблок ( красное, сладкое, впоследствии жёлтое, зелёное, кислое, большое и маленькое, крупное, среднее, мелкое) знакомится с запахом, вкусом, цветом, размером помидора ( красный, кислый) и луковицы (резкий, горький) соотносит реальный предмет «яблоко, апельсин» с цветной картинкой узнаёт яблоко, апельсин на картинках без предъявления реального предмета; узнаёт изображение яблока, апельсина в чёрно-белом варианте
  • знакомится с запахом, различным вкусом, цветом и размером яблок ( красное, сладкое, впоследствии жёлтое, зелёное, кислое, большое и маленькое, крупное, среднее, мелкое)
  • знакомится с запахом, вкусом, цветом, размером помидора ( красный, кислый) и луковицы (резкий, горький)
  • соотносит реальный предмет «яблоко, апельсин» с цветной картинкой
  • узнаёт яблоко, апельсин на картинках без предъявления реального предмета;
  • узнаёт изображение яблока, апельсина в чёрно-белом варианте
узнаёт изображение яблока, апельсина по контуру составляет картинки «яблоко, апельсин» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации соотносит реальный предмет «помидор, лук» с цветной картинкой узнаёт помидор, лук на картинках без предъявления реального предмета составляет картинки «помидор, лук» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации узнаёт изображения помидора, луковицы в чёрно-белом варианте лепит из пластилина, солёного теста предметы круглой формы обводит рисунок яблока, луковицы по контуру
  • узнаёт изображение яблока, апельсина по контуру
  • составляет картинки «яблоко, апельсин» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации
  • соотносит реальный предмет «помидор, лук» с цветной картинкой
  • узнаёт помидор, лук на картинках без предъявления реального предмета
  • составляет картинки «помидор, лук» из 3 -4 частей от простой до сложной конфигурации
  • узнаёт изображения помидора, луковицы в чёрно-белом варианте
  • лепит из пластилина, солёного теста предметы круглой формы
  • обводит рисунок яблока, луковицы по контуру
раскрашивает, выполняет штриховку обводит по трафарету и шаблону составляет сериационные ряды из шаров по возрастанию, убыванию ( от 3-х и более) составляет ритмически повторяющийся рисунок ( по цвету, по размеру АБ, АББ в различных вариациях) нанизывает шарики на стержень, шнур с учётом цвета и размера вкладывает шарики в отверстия разного диаметра выполняет различные упражнения с массажными мячиками разной величины, фактуры и твёрдости выбирает предметы круглой формы из окружающих предметов
  • раскрашивает, выполняет штриховку
  • обводит по трафарету и шаблону
  • составляет сериационные ряды из шаров по возрастанию, убыванию ( от 3-х и более)
  • составляет ритмически повторяющийся рисунок ( по цвету, по размеру АБ, АББ в различных вариациях)
  • нанизывает шарики на стержень, шнур с учётом цвета и размера
  • вкладывает шарики в отверстия разного диаметра
  • выполняет различные упражнения с массажными мячиками разной величины, фактуры и твёрдости
  • выбирает предметы круглой формы из окружающих предметов
 Игры с шарами  Дифференциация по фактуре Ощупывание разнофактурных (контрастных) шариков двумя руками

Игры с шарами

Дифференциация по фактуре

Ощупывание разнофактурных (контрастных) шариков двумя руками

 Дифференциация по фактуре Сравнение разнофактурных (контрастных) шариков

Дифференциация по фактуре

Сравнение разнофактурных (контрастных) шариков

 Дифференциация по фактуре Сравнение разнофактурных (контрастных) шариков Сравнение шариков, менее контрастных по фактуре

Дифференциация по фактуре

Сравнение разнофактурных

(контрастных) шариков

Сравнение шариков, менее контрастных по фактуре

 Дифференциация по фактуре. «Волшебный мешочек»

Дифференциация по фактуре. «Волшебный мешочек»

 Дифференциация по размеру Сравнение шариков, различных только по размеру Сравнение по размеру разнофактурных шариков

Дифференциация по размеру

Сравнение шариков, различных только по размеру

Сравнение по размеру разнофактурных шариков

 Дифференциация по размеру Сравнение по размеру разноцветных шариков

Дифференциация по размеру

Сравнение по размеру разноцветных шариков

 Составление сериационных рядов Ритмически повторяющийся рисунок по цвету АБ Ритмически повторяющийся рисунок по цвету ААБ

Составление сериационных рядов

Ритмически повторяющийся рисунок по цвету АБ

Ритмически повторяющийся рисунок по цвету ААБ

Плоскостные фигуры  Квадрат Удерживает, ощупывает, обследует, рассматривает, составляет, группирует, дифференцирует, выбирает, соотносит, сортирует, сопоставляет, выстраивает порядок и последовательность, классифицирует, подбирает, осваивает последовательность действий, располагает в определённом порядке, обводит, рисует, вырезает, вкладывает, размазывает, раскрашивает, штрихует, составляет, знакомится с запахом и вкусом некоторых продуктов, имеющих квадратную форму, выбирает по вкусу по инструкции из ранее предложенных знакомых пищевых продуктов

Плоскостные фигуры Квадрат

Удерживает, ощупывает, обследует, рассматривает, составляет, группирует, дифференцирует, выбирает, соотносит, сортирует, сопоставляет, выстраивает порядок и последовательность, классифицирует, подбирает, осваивает последовательность действий, располагает в определённом порядке, обводит, рисует, вырезает, вкладывает, размазывает, раскрашивает, штрихует, составляет, знакомится с запахом и вкусом некоторых продуктов, имеющих квадратную форму, выбирает по вкусу по инструкции из ранее предложенных знакомых пищевых продуктов

 Игры с квадратами Дифференциация, различение квадрата

Игры с квадратами

Дифференциация, различение квадрата

Дифференциация, различение квадрата

Дифференциация, различение квадрата

Дифференциация, различение квадрата

Дифференциация, различение квадрата

Дифференциация по размеру Сравнение квадратов, различных только по размеру Сравнение по размеру разноцветных квадратов

Дифференциация по размеру

Сравнение квадратов, различных только по размеру

Сравнение по размеру разноцветных квадратов

Дифференциация по размеру. «Волшебный мешочек»

Дифференциация по размеру. «Волшебный мешочек»

Соотнесение формы предмета с квадратом Соотнесение формы предмета с квадратом Выбор предметов квадратной формы

Соотнесение формы предмета с квадратом

Соотнесение формы предмета с квадратом

Выбор предметов квадратной формы

 Размер однородные предметы разной величины разнородные предметы разной величины различные по величине продукты питания различные по размерам звучащие игрушки

Размер

  • однородные предметы разной величины
  • разнородные предметы разной величины
  • различные по величине продукты питания
  • различные по размерам звучащие игрушки
манипулирует с предметами разной величины ( вкладывает в отверстия в соответствии с размером) - выбирает по инструкции предмета заданного размера с опорой на зрительный анализатор (словесная , жестовая инструкция) выбирает по инструкции предмет заданного размера «на ощупь» (словесная , жестовая инструкция) различает картинные изображения изученного объёмного предмета (большой -маленький) соотносит объёмный предмет с его изображением в соответствии с размером различает изображения предметов на глаз и способом наложения группирует по размеру (большой – маленький) составляет ритмически повторяющейся рисунок ( большой – маленький) лепит выполняет аппликацию рисует способом «пластилинография» обводит раскрашивает выполняет штриховку обводит по трафарету, шаблону
  • манипулирует с предметами разной величины ( вкладывает в отверстия в соответствии с размером)
  • - выбирает по инструкции предмета заданного размера с опорой на зрительный анализатор (словесная , жестовая инструкция)
  • выбирает по инструкции предмет заданного размера «на ощупь» (словесная , жестовая инструкция)
  • различает картинные изображения изученного объёмного предмета (большой -маленький)
  • соотносит объёмный предмет с его изображением в соответствии с размером
  • различает изображения предметов на глаз и способом наложения
  • группирует по размеру (большой – маленький)
  • составляет ритмически повторяющейся рисунок ( большой – маленький)
  • лепит
  • выполняет аппликацию
  • рисует способом «пластилинография»
  • обводит
  • раскрашивает
  • выполняет штриховку
  • обводит по трафарету, шаблону
 Игры на формирование представления о величине

Игры на формирование представления о величине

 Дифференциация по размеру

Дифференциация по размеру

Дифференциация по размеру. Вкладыши Сравнение по размеру разноцветных квадратов

Дифференциация по размеру. Вкладыши

Сравнение по размеру разноцветных квадратов

Дифференциация по размеру. Вкладыши

Дифференциация по размеру. Вкладыши

Дифференциация по размеру. Вкладыши Сравнение по размеру разноцветных фигур. Многоуровневый вкладыш.

Дифференциация по размеру. Вкладыши

Сравнение по размеру разноцветных фигур.

Многоуровневый вкладыш.

Дифференциация по размеру Сравнение по размеру разноцветных предметов (бомбошек)

Дифференциация по размеру

Сравнение по размеру разноцветных предметов (бомбошек)

Дифференциация по размеру Сравнение разноцветных предметов (элементы конструктора, 2 размера) по размеру Сравнение разноцветных предметов (элементы конструктора, 3 размера) по размеру

Дифференциация по размеру

Сравнение разноцветных предметов (элементы конструктора, 2 размера) по размеру

Сравнение разноцветных предметов (элементы конструктора, 3 размера) по размеру

Дифференциация по размеру Сравнение по размеру предметов разной формы и цвета

Дифференциация по размеру

Сравнение по размеру предметов разной формы и цвета

Дифференциация по размеру Сравнение по размеру предметов. Использование графических навыков

Дифференциация по размеру

Сравнение по размеру предметов. Использование графических навыков

 Составление сериационных рядов по размеру Ритмически повторяющийся рисунок по размеру АБ предметов (элементы мозаики) Ритмически повторяющийся рисунок по размеру и цвету (АБ) предметов (элементы мозаики) Ритмически повторяющийся рисунок по размеру и цвету (АБ) предметов (счетные палочки Кюизенера)

Составление сериационных рядов по размеру

Ритмически повторяющийся рисунок по размеру АБ предметов (элементы мозаики)

Ритмически повторяющийся рисунок по размеру и цвету (АБ) предметов (элементы мозаики)

Ритмически повторяющийся рисунок по размеру и цвету (АБ) предметов (счетные палочки Кюизенера)

 Составление сериационных рядов по размеру Ритмически повторяющийся рисунок предметов по размеру и цвету (АББ) Ритмически повторяющийся рисунок предметовпо размеру, цвету и форме (АБВ)

Составление сериационных рядов по размеру

Ритмически повторяющийся рисунок предметов по размеру и цвету (АББ)

Ритмически повторяющийся рисунок предметовпо размеру, цвету и форме (АБВ)

 Составление сериационных рядов по размеру Составление сериационного рада «От большего к меньшему» из картинок

Составление сериационных рядов по размеру

Составление сериационного рада «От большего к меньшему» из картинок

 Цвет игрушки, предметы и явления окружающего мира продукты изучаемого цвета выбирает по инструкции предметы заданного цвета с опорой на зрительный анализатор сравнивает два объёмных предмета, различающихся цветом группирует по цвету различает два картинных изображения изученного объёмного предмета, отличающиеся цветом составляет ритмически повторяющийся рисунок сравнивает и группирует по цвету предметы, разные по размеру и форме и т.д.

Цвет

  • игрушки, предметы и явления окружающего мира
  • продукты изучаемого цвета
  • выбирает по инструкции предметы заданного цвета с опорой на зрительный анализатор
  • сравнивает два объёмных предмета, различающихся цветом
  • группирует по цвету
  • различает два картинных изображения изученного объёмного предмета, отличающиеся цветом
  • составляет ритмически повторяющийся рисунок
  • сравнивает и группирует по цвету предметы, разные по размеру и форме и т.д.
 Игры на формирование представления о цвете Дифференциация по цвету

Игры на формирование представления о цвете

Дифференциация по цвету

 Дифференциация по цвету Сравнение предметов (бомбошки) по цвету

Дифференциация по цвету

Сравнение предметов (бомбошки) по цвету

 Дифференциация по цвету Сравнение по цвету предметов разной формы (машины и колеса)

Дифференциация по цвету

Сравнение по цвету предметов разной формы (машины и колеса)

 Составление сериационных рядов Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБ) предметов (элементы мозаики) Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБ) предметов (крышки) )

Составление сериационных рядов

Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБ) предметов (элементы мозаики)

Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБ) предметов (крышки)

)

 Составление сериационных рядов Ритмически повторяющийся рисунок предметов по цвету и форме (АБ) Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБВ) предметов (элементы мозаики)

Составление сериационных рядов

Ритмически повторяющийся рисунок предметов по цвету и форме (АБ)

Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБВ) предметов (элементы мозаики)

 Составление сериационных рядов Ритмически повторяющийся вертикальный рисунок предметов (элементы конструктора) по цвету (АБ) Ритмически повторяющийся вертикальный рисунок предметов (элементы пирамидок) по цвету и форме (АБ)

Составление сериационных рядов

Ритмически повторяющийся вертикальный рисунок предметов (элементы конструктора) по цвету (АБ)

Ритмически повторяющийся вертикальный рисунок предметов (элементы пирамидок) по цвету и форме (АБ)

 Составление сериационных рядов Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБ). Использование графических навыков

Составление сериационных рядов

Ритмически повторяющийся рисунок по цвету (АБ). Использование графических навыков

 Слуховое восприятие  Неречевые звуки бытовые шумы звучащие игрушки музыкальные инструменты (дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан, металлофон) звуки окружающего мира (улица, природа)  Речевые звуки  восприятие, локализация, различение, эмоциональная окраска, сила, тембр, длительность, двигательно-слуховые связи

Слуховое восприятие

Неречевые звуки

  • бытовые шумы
  • звучащие игрушки
  • музыкальные инструменты (дудка, колокольчик, маракас, бубен, барабан, металлофон)
  • звуки окружающего мира (улица, природа)

Речевые звуки

  • восприятие, локализация, различение, эмоциональная окраска, сила, тембр, длительность, двигательно-слуховые связи
 Игры на развитие слухового восприятия

Игры на развитие слухового восприятия

 Вкусовое восприятие  Обоняние различает (сладкое, солёное, горькое, кислое) соотносит вкусовое ощущение с конкретным продуктом применяет правила безопасного поведения при знакомстве с новыми продуктами ознакомлен с безопасным пищевым поведением дифференцирует вкусы продуктов и блюд по личным предпочтениям ознакомлен с запахами, присущими реальным предметам, объектам живой и неживой природы соотносит конкретный запах с предметом или явлением дифференцирует запахи на основе собственных ощущений

Вкусовое восприятие Обоняние

  • различает (сладкое, солёное, горькое, кислое)
  • соотносит вкусовое ощущение с конкретным продуктом
  • применяет правила безопасного поведения при знакомстве с новыми продуктами
  • ознакомлен с безопасным пищевым поведением
  • дифференцирует вкусы продуктов и блюд по личным предпочтениям
  • ознакомлен с запахами, присущими реальным предметам, объектам живой и неживой природы
  • соотносит конкретный запах с предметом или явлением
  • дифференцирует запахи на основе собственных ощущений
 Кинестетическое восприятие   Проприоцептивное удержание заданной позы формирование и расширение спектра физических действий (бег, лазание, ползание, вис, топанье, прыжки, отжимание, толкание и подтягивание предметов, сгребание, заворачивание, прижимание и др.) качество движений (быстрые – медленные), техника движений (отрывистые - плавные) способы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика) работа с ритмом; имитация движений с воображаемыми предметами

Кинестетическое восприятие

Проприоцептивное

  • удержание заданной позы
  • формирование и расширение спектра физических действий (бег, лазание, ползание, вис, топанье, прыжки, отжимание, толкание и подтягивание предметов, сгребание, заворачивание, прижимание и др.)
  • качество движений (быстрые – медленные), техника движений (отрывистые - плавные)
  • способы невербальной коммуникации (мимика, пантомимика)
  • работа с ритмом; имитация движений с воображаемыми предметами
 Оборудование для игр на развитие кинестетического восприятия

Оборудование для игр на развитие кинестетического восприятия

 Оборудование для игр на развитие кинестетического восприятия

Оборудование для игр на развитие кинестетического восприятия

 Вестибулярное  управление глазодвигательными мышцами (фиксация и прослеживание взглядом перемещаемых предметов) выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в горизонтальной плоскости выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в вертикальной плоскости выполняет поступательно-возвратные движения вращательные движения выполняет упражнения на статико-динамическую устойчивость

Вестибулярное

  • управление глазодвигательными мышцами (фиксация и прослеживание взглядом перемещаемых предметов)
  • выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в горизонтальной плоскости
  • выполняет доступные движения телом, руками, ногами, головой в вертикальной плоскости
  • выполняет поступательно-возвратные движения
  • вращательные движения
  • выполняет упражнения на статико-динамическую устойчивость
 Игры на развитие вестибулярного восприятия  Движение глазами Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу.

Игры на развитие вестибулярного восприятия

Движение глазами

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

 Артикуляционная гимнастика Буду подражать слону!  Губы хоботом тяну.  А теперь их отпускаю  И на место возвращаю.

Артикуляционная гимнастика

Буду подражать слону! Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

 Пальчиковая гимнастика В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому  Указательный и средний, Безымянный и последний.  Сам мизинчик-малышок Постучался о порог.  Вместе пальчики — друзья,  ( Друг без друга им нельзя. 

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому 

Указательный и средний,

Безымянный и последний. 

Сам мизинчик-малышок

Постучался о порог. 

Вместе пальчики — друзья,  (

Друг без друга им нельзя. 

 Движения телом, руками, ногами Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. Чтоб не мерзли лапки.

Движения телом, руками, ногами

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

Чтоб не мерзли лапки.

 Тактильное восприятие демонстрирует положительную ответную реакцию на прикосновения руками педагога, предметами и материалами разнообразных фактур, разнотемпературные воздействия, вибрацию, давление выполняет движения руками и пальцами в ходе пальчиковых игр демонстрирует понимание слов: твёрдый – мягкий, мокрый – сухой, жидкий – густой и т.д. определяет свойства и признаки предметов и материалов, доступных для восприятия, путём ощупывания через тактильные ощущения с опорой на зрительный анализатор без опоры на зрительный анализатор

Тактильное восприятие

  • демонстрирует положительную ответную реакцию на прикосновения руками педагога, предметами и материалами разнообразных фактур, разнотемпературные воздействия, вибрацию, давление
  • выполняет движения руками и пальцами в ходе пальчиковых игр
  • демонстрирует понимание слов: твёрдый – мягкий, мокрый – сухой, жидкий – густой и т.д.
  • определяет свойства и признаки предметов и материалов, доступных для восприятия, путём ощупывания через тактильные ощущения с опорой на зрительный анализатор
  • без опоры на зрительный анализатор

Программное содержание раздела «Кинестетическое восприятие» для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

Проприоцептивное восприятие

Виды деятельности 1

Виды деятельности 2

- формирование умений управлять движениями собственного тела:

- проявление нейтральной (спокойной ) реакции на:

- удержание заданной позы некоторое время (стоит без опоры, сидит на стуле и др.);

- массаж и пассивную гимнастику;

- формирование ощущения собственного тела через:

- массаж,

- сгибание, разгибание, приподнимание рук и ног;

- изменение положения тела, осуществление поворотов со спины на правый или левый бок, на живот (с помощью персонала)

- заворачивание в плед,

- изменение положения тела (усаживание, вертикализация)

- прижимание подушками,

- обнимание,

- прокатывание большого мяча по телу ребёнка (с осторожностью с головой и шеей).

- проявление положительной или нейтральной (спокойной ) реакции на массаж, заворачивание, прижимание, обнимание, прокатывание мяча;

- формирование и расширение спектра доступных физических действий:

- топанье,

- ползание,

- перемещение предмета (коробки) с одного места на другое,

- обнимание другого человека;

 Проприоцептивное восприятие

Проприоцептивное восприятие

 Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!