СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по решению сложных вопросов ОГЭ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по решению сложных вопросов ОГЭ по химии»

Методические рекомендации по решению сложных вопросов ОГЭ по химии

Методические рекомендации по решению сложных вопросов ОГЭ

по химии

Задание 1. Понятие химического элемента и простого вещества.  Базовые знания.  Химическим элементом называют совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра.  Элементы в природе могут находиться в виде  отдельных атомов, образовывать простые вещества, входить в состав сложных веществ (химических соединений).  Как отличить химический элемент от простого вещества по высказываниям?

Задание 1. Понятие химического элемента и простого вещества.

Базовые знания.

Химическим элементом называют совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра.

Элементы в природе могут находиться в виде

отдельных атомов,

образовывать простые вещества,

входить в состав сложных веществ (химических соединений).

Как отличить химический элемент от простого вещества по высказываниям?

Чтобы не ошибиться, необходимо выбирать утверждения  с необходимыми словами - указателями  Химический элемент  Простое вещество Входит в состав веществ (минералов) Входит в состав веществ клеток живых организмов (белков, жиров, углеводов, гемоглобина и т. п.) Указывается содержание в % (в литосфере, воде и т.п.) Даётся информация из таблицы Менделеева (номер группы, номер периода, степень окисления, валентность, электронное семейство, количество протонов, нейтронов и т.п.) Химический элемент (вид атомов) настолько мал, что человек не может его увидеть, почувствовать, использовать.  Реагирует с другими веществами (химические свойства) Входит в состав смесей Описывается применение вещества Говорится о способе получения вещества Перечисляются физические свойства вещества (цвет, запах, агрегатное состояние и др.)  Простое вещество человек может ощутить одним из органов чувств, может найти ему применение.

Чтобы не ошибиться, необходимо выбирать утверждения с необходимыми словами - указателями

Химический элемент

Простое вещество

  • Входит в состав веществ (минералов)
  • Входит в состав веществ клеток живых организмов (белков, жиров, углеводов, гемоглобина и т. п.)
  • Указывается содержание в % (в литосфере, воде и т.п.)
  • Даётся информация из таблицы Менделеева (номер группы, номер периода, степень окисления, валентность, электронное семейство, количество протонов, нейтронов и т.п.)

Химический элемент (вид атомов) настолько мал, что человек не может его увидеть, почувствовать, использовать.

  • Реагирует с другими веществами (химические свойства)
  • Входит в состав смесей
  • Описывается применение вещества
  • Говорится о способе получения вещества
  • Перечисляются физические свойства вещества (цвет, запах, агрегатное состояние и др.)

Простое вещество человек может ощутить одним из органов чувств, может найти ему применение.

Пример задания 1.   Выберите два высказывания, в которых говорится о железе как химическом элементе: 1) Железо реагирует с хлором (в этом предложении говорится о химическом свойстве железа. Слово «железо» относится к простому веществу) 2) Железо быстро ржавеет во влажном воздухе (если железный предмет ржавеет, изменяется его цвет, происходит химическая реакция. Слово «железо» относится к простому веществу) 3) Пирит является сырьём для получения железа (в этом предложении говорится о способе получения вещества железа. Слово «железо» относится к простому веществу) 4) Гемоглобин, содержащий железо, переносит кислород (сложное вещество гемоглобин содержит в своём составе атомы железа. Слово «железо» относится к химическому элементу) 5) В состав ржавчины входит железо(ржавчина содержит в своём составе атомы железа. Слово «железо» относится к химическому элементу) Ответ : 4 5

Пример задания 1. Выберите два высказывания, в которых говорится о железе как химическом элементе:

1) Железо реагирует с хлором

(в этом предложении говорится о химическом свойстве железа. Слово «железо» относится к простому веществу)

2) Железо быстро ржавеет во влажном воздухе (если железный предмет ржавеет, изменяется его цвет, происходит химическая реакция. Слово «железо» относится к простому веществу)

3) Пирит является сырьём для получения железа (в этом предложении говорится о способе получения вещества железа. Слово «железо» относится к простому веществу)

4) Гемоглобин, содержащий железо, переносит кислород (сложное вещество гемоглобин содержит в своём составе атомы железа. Слово «железо» относится к химическому элементу)

5) В состав ржавчины входит железо(ржавчина содержит в своём составе атомы железа. Слово «железо» относится к химическому элементу)

Ответ : 4 5

   Задание 3. Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева В периоде слева направо: Радиус атома уменьшается Металлические свойства ослабевают Неметаллические свойства возрастают Восстановительные свойства ослабевают Окислительные свойства возрастают Электроотрицательность возрастает Число валентных электронов возрастает Основные оксиды через амфотерные сменяются кислотны ми

Задание 3. Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева

В периоде слева направо:

  • Радиус атома уменьшается
  • Металлические свойства ослабевают
  • Неметаллические свойства возрастают
  • Восстановительные свойства ослабевают
  • Окислительные свойства возрастают
  • Электроотрицательность возрастает
  • Число валентных электронов возрастает
  • Основные оксиды через амфотерные сменяются кислотны ми

Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева В группах сверху вниз: Радиус атома возрастает Металлические свойства возрастают Неметаллические свойства ослабевают Восстановительные свойства возрастают Окислительные свойства ослабевают Электроотрицательность уменьшается Число валентных электронов постоянно и равно номеру группы

Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе Д.И. Менделеева

В группах сверху вниз:

  • Радиус атома возрастает
  • Металлические свойства возрастают
  • Неметаллические свойства ослабевают
  • Восстановительные свойства возрастают
  • Окислительные свойства ослабевают
  • Электроотрицательность уменьшается
  • Число валентных электронов постоянно и равно номеру группы
Примеры задания 3  Расположите химические элементы – 1) азот 2) кислород 3) углерод в порядке увеличения их электроотрицательности. Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке. Ответ: 3 1 2  Расположите химические элементы – 1) висмут 2) сурьма 3) мышьяк в порядке уменьшения электроотрицательности. Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке.  Ответ:  3 2 1

Примеры задания 3

Расположите химические элементы –

1) азот 2) кислород 3) углерод

в порядке увеличения их электроотрицательности.

Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке.

Ответ: 3 1 2

Расположите химические элементы –

1) висмут 2) сурьма 3) мышьяк

в порядке уменьшения электроотрицательности.

Запишите номера выбранных элементов в соответствующем порядке.

Ответ:  3 2 1

Задание 18. Вычисления массовой доли химического элемента в сложном веществе. Вычислите массовую долю калия в сульфате калия (в процентах). Запишите число с точностью до сотых. Решение. Массовая доля элемента в данном веществе (w) – отношение относительной атомной массы данного элемента, умноженной на число его атомов в молекуле к относительной молекулярной массе вещества.       n · A r (элемента) w(элемента) = ------------------------   *100 %         M r (вещества)  w – массовая доля элемента в веществе,  A r – относительная атомная масса, n– индекс в химической формуле,  M r – относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли выражают в процентах или в долях.   M r (К 2 SO 4 ) = 39 · 2 + 32 + 16 · 4 = 174  2 · 39 w(К) = ---------- *100 % = 44, 83%  174

Задание 18. Вычисления массовой доли химического элемента в сложном веществе.

Вычислите массовую долю калия в сульфате калия (в процентах). Запишите число с точностью до сотых.

Решение.

Массовая доля элемента в данном веществе (w) – отношение относительной атомной массы данного элемента, умноженной на число его атомов в молекуле к относительной молекулярной массе вещества.

      n · A r (элемента)

w(элемента) = ------------------------   *100 %

        M r (вещества)

w – массовая доля элемента в веществе, 

A r – относительная атомная масса,

n– индекс в химической формуле,

M r – относительная молекулярная масса вещества.

Массовые доли выражают в процентах или в долях.

 

M r 2 SO 4 ) = 39 · 2 + 32 + 16 · 4 = 174

2 · 39

w(К) = ---------- *100 % = 44, 83%

174

Задания 19. Вычисления массы элемента по его массовой доле в веществе  При подкормках бобовых в почву вносят 2,3 кг сульфата калия на 100 м 2 . Вычислите, сколько граммов калия поступает при этом в почву, если площадь земельного участка  равна 25 м 2 . Запишите число с точностью до целых.  Задачу можно решить двумя способами. При решении используются данные, полученные при решении задания 18 (массовую долю калия).  Способ 1 . Вычислим массу сульфата калия (х), которую необходимо внести на 25 м 2 почвы по пропорции:  2,3 кг сульфата калия вносят на 100 м 2 почвы, Х кг сульфата калия вносят на 25 м 2 почвы Х = 2,3 кг · 25 м 2 : 100 м 2 = 0, 575 кг = 575 г  Вычислим массу калия, которая поступает на 25 м 2 почвы, округляя полученную величину до целого числа: m (К)= m (К 2 SO 4 ) · w(К) : 100%= 575 г · 44, 83% : 100%= 258 г       

Задания 19. Вычисления массы элемента по его массовой доле в веществе

При подкормках бобовых в почву вносят 2,3 кг сульфата калия на 100 м 2 . Вычислите, сколько граммов калия поступает при этом в почву, если площадь земельного участка равна 25 м 2 . Запишите число с точностью до целых.

Задачу можно решить двумя способами. При решении используются данные, полученные при решении задания 18 (массовую долю калия).

Способ 1 . Вычислим массу сульфата калия (х), которую необходимо внести на 25 м 2 почвы по пропорции:

2,3 кг сульфата калия вносят на 100 м 2 почвы,

Х кг сульфата калия вносят на 25 м 2 почвы

Х = 2,3 кг · 25 м 2 : 100 м 2 = 0, 575 кг = 575 г

Вычислим массу калия, которая поступает на 25 м 2 почвы, округляя полученную величину до целого числа:

m (К)= m 2 SO 4 ) · w(К) : 100%= 575 г · 44, 83% : 100%= 258 г

 

Задания 19. Вычисления массы элемента по его массовой доле в веществе При подкормках бобовых в почву вносят 2,3 кг сульфата калия на 100 м 2 . Вычислите, сколько граммов калия поступает при этом в почву, если площадь земельного участка  равна 25 м 2 . Запишите число с точностью до целых. Решение Способ 2.  Вычислим массу калия, которая поступает на 25 м 2 почвы, округляя полученную величину до целого числа: m (К)= m ( К 2 SO 4 ) · w(К) : 100%= 2300 г · 44, 83% : 100%= 1031 г Вычислим массу калия (х), которая поступает на 25 м 2 почвы, округляя полученное значение до целого числа по пропорции: 1031 г калия поступает на 100 м 2 почвы, Х г калия поступает на 25 м 2 почвы. Х = 1031 г · 25 м 2 : 100 м 2 = 258 г  

Задания 19. Вычисления массы элемента по его массовой доле в веществе

При подкормках бобовых в почву вносят 2,3 кг сульфата калия на 100 м 2 . Вычислите, сколько граммов калия поступает при этом в почву, если площадь земельного участка равна 25 м 2 . Запишите число с точностью до целых.

Решение

Способ 2.

Вычислим массу калия, которая поступает на 25 м 2 почвы, округляя полученную величину до целого числа:

m (К)= m ( К 2 SO 4 ) · w(К) : 100%= 2300 г · 44, 83% : 100%= 1031 г

Вычислим массу калия (х), которая поступает на 25 м 2 почвы, округляя полученное значение до целого числа по пропорции:

1031 г калия поступает на 100 м 2 почвы,

Х г калия поступает на 25 м 2 почвы.

Х = 1031 г · 25 м 2 : 100 м 2 = 258 г

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!