СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по самостоятельной работе ЕН 02 ИТПД

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности», предназначены для обучающихся профессиям и специальностям естественно - научного профиля

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по самостоятельной работе ЕН 02 ИТПД»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»




УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»

А.Н. Сакеев

« » 2021 г.









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности»





Рассмотрено


Одобрено методическим

На заседании ПЦК

филиала


Советом ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»


Протокол № _______

Председатель ПЦК

Морозова Т.А.


От «____» __________ 20___ г.



_________________




Разработал преподаватель:



Мартишкина Н.А.





Самара, 2021

Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности», предназначены для обучающихся профессиям и специальностям естественно - научного профиля. Данная дисциплина изучается на 1 -2 курсах.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке по профессии рабочих.

Организация-разработчик:

ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»

Разработчики:

Мартишкина Н.А.., преподаватель ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»


Рассмотрено на заседании ПЦК филиала

Председатель ПЦК Морозова Т.А. __________________

Протокол №______От «___»___________2021г.















Оглавление


Пояснительная записка…………………………………………………….4

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины…………………7

Методические рекомендации по выполнению презентаций……………9

Методические рекомендации по составлению конспекта ……………..14

Методические рекомендации по выполнению реферата…………........16










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальностям/профессиям СПО.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке по профессии рабочих.

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент должен знать:

  1. представление о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

  2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

  3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

  4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

  5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

  6. представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

  7. базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент должен уметь:

Использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации.

Обучающиеся не имеющие ПК выполняют индивидуальную самостоятельную работу в кабинете информатики. (каб. № 2.3)


Уровни освоения учебного материала

Признаки проявления освоения материала

Ознакомительный

1.Пользоваться различными каталогами для поиска необходимой информации;

2.Отбирать вербальную и невербальную информацию для выполнения заданий с точки зрения целостности и достаточности;

3.Правильно фиксировать и оформлять вербальную и невербальную информацию;

Репродуктивный

1.Переводить вербальную информацию в невербальную (знаково-символическую, графическую) и наоборот;

2.Оформлять аналитический отчет по итогам самостоятельной работы.

3.Анализировать выбранную актуальную проблему

4.Вычленять и формулировать противоречия;

Продуктивный

1.Определять оптимальные подходы к разрешению противоречий и проблемы;

2.Делать адекватные выводы;

3.Отстаивать свою позицию при обсуждении подходов к разрешению противоречий и проблемы;

4.Оформлять сложный по структуре аналитический отчет.




Общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса

ОК 2

Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

ОК 6

Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7

 Исполнение воинской обязанности, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)






















Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

личностные:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

  • осознание своего места в информационном обществе;

  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций.

метапредметные:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания;

  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий.

предметные:

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;

  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
































МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ



Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

В презентации необходимо раскрыть заданную тему.

Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.

Примерная структура презентации

Титульный лист

1 слайд

Описание объекта и предмета исследования, целей и задач проводимой работы, анализ проведенной работы

1-2 слайда

Основная часть

Необходимое количество слайдов

Краткие выводы

1-2 слайда


Требования к презентации

На первом слайде размещается:

  • название презентации;

  • автор: ФИО, группа, название учебного;

  • год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов


Стиль

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;

  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

  • для фона и текста используются контрастные цвета;

  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;

  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде


Представление информации


Содержание информации

  • следует использовать короткие слова и предложения;

  • время глаголов должно быть везде одинаковым;

  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;

  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;


  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • для заголовков не менее 24;

  • для остальной информации не менее 18;

  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;

  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку

  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Этапы подготовки презентации:

  • Сбор и анализ информации для презентации. Изучить материалы темы, выделяя главное и второсте­пенное;

  • Установить логическую связь между элементами темы.

  • Создать проект презентации на бумажном носителе.

  • Создать электронную презентацию в программе MS Power Point.

  • Настроить анимации, подготовить слайд-фильма к показу.

  • Оформить работу и предоставить к установленному сроку.

  • Репетиционная демонстрация презентации. Настройка времени показа и управления презентации. Устранение возможных технических неполадок.

  • Демонстрация презентации

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания презентации теме;

  • глубина проработки материала;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 5-10 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 5 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 5 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию в срок.

Оценка «2» (не удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее 5 слайдов; оформлена с нарушением требований, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует теме; выстроена не логично; студент не представил свою презентацию в срок.




















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА


  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

  2. Выделите главное, составьте план.

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если конспект выполнен в полном объеме; студент раскрыл основные понятия, в тексте приведены цитаты; конспект не содержит речевых и грамматических ошибок, конспект выполнен аккуратно.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если конспект выполнен в полном объеме; студент раскрыл основные понятия, конспект не содержит речевых и грамматических ошибок, конспект выполнен аккуратно.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если конспект выполнен не в полном объеме; студент не полностью раскрыл основные понятия, в конспекте имеются речевые и грамматические ошибки, конспект представлен с нарушением сроков.

Оценка «2» (не удовлетворительно) выставляется, если конспект выполнен не в полном объеме; студент не раскрыл основные понятия, в конспекте имеются речевые и грамматические ошибки, конспект представлен с нарушением сроков.






















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА


Реферат (от латинского refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

В учебном процессе реферат понимается в более широком смысле: это — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п.

Реферату должны быть присущи следующие категории:

  • целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

  • связность (логическая и формально-языковая),

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

  • завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на: информативные, или рефераты–конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста, и индикативные, или рефераты–резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств.

Основные этапы работы над рефератом

1 этап — подготовительный.

Включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

2 этап — исполнительский.

Включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.

Виды записей: выписки, цитаты, тезисы, конспект.

Выписка осуществляется тогда, когда нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше, всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность хорошо изучить литературу, создать задел, пригодный на будущее.

Цитаты (от лат. zito — «призываю в свидетели») — это выписки из текста книг (статей) — выдержки, сведения словами автора. Правила цитирования:

  1. Цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, небольшими абзацами).

  2. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки: «…у учащихся следует развивать мыслительные умения более высокого уровня, позволяющие глубже понимать факты, анализировать их, делать хорошо обоснованные выводы и видеть более общую картину явлений» (Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: учеб.-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 5402200 (050200) «Физико-математическое образование»/[под ред. Е.Н.Ястребцевой;пер. с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Кнышевой]. [Текст] М.: Институт.ру, 2011. 168 с.).

В случае пропуска одного или нескольких слов в середине цитируемого текста вместо пропущенного также вставляют три точки: «Усвоение знаний… путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника.» (Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно—коммуникационных средств [Текст] М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.).

Три точки ставятся также в конце цитаты, перед кавычками, если из предложения выпущены последние слова текста.

«В мультимедийном формате для доведения сообщения могут использоваться тексты, аудиозаписи, графические изображения, видео…» (Интернет-обучение:технологии педагогического дизайна/Под ред. к.п.н. М.В.Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004 [Тест]. 224 с.)

  1. Цитируя, необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив и т.п.). Если какие-либо выделения вносятся самим читателем, то это должно быть особо отмечено.

  2. После каждой цитаты нужно указывать ее источник. Обычно в квадратных скобках ставят номер, под которым источник указан в списке использованной литературы. В случае использования одного и того же источника, уже упомянутого в предыдущей цитате, указывают в скобках или в с списке: «там же».

Тезис (от греч. tezo — «утверждаю») — более сложная и более совершенная форма записи. Тезисы бывают простыми (краткими), если развиваемые в них мысли содержат одно утверждение и ничем больше не подтверждаются, и сложными (их еще называют развернутыми, распространенными), если они подкрепляются доводами, аргументами.

По способу изложения тезисы можно разделить на текстуальными и свободные.

В текстуальных тезисах излагается мысль словами тезируемого текста. В свободных тезисах важно сохранить, не исказив, главную мысль источника (текста), изложить же ее можно, как говорят, своими словами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость и лаконичность.

Конспект (от лат. conspectus — «обзор, изложение») — наиболее сложная и наиболее совершенная форма записи прочитанного, т.к. объединяет в себе многие виды записей — пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.

3 этап — заключительный.

Включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Структурными элементами реферата являются:

  1. титульный лист;

  2. содержание (оглавление) реферата;

  3. введение;

  4. основная часть;

  5. заключение;

  6. список использованных источников;

  7. приложения.

Требования к структурным элементам реферата

  1. Титульный лист

Является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Структурные элементы:

    • Надзаголовочные данные (т.е. данные, стоящие выше заголовка — имени автора). В учебных рефератах они обозначают учебное заведение, где обучается учащийся. Название учебного заведения пишут прописными буквами.

    • Заголовок (это фамилия автора). Указывается фамилия, инициал имени (без отчества), а также класс, в котором автор обучается. Фамилия — с прописной буквы, слова «учащийся …» — строчными.

    • Заглавие (название темы реферата). Пишется всегда прописными буквами. Слова «тема» или «на тему» не пишутся.

    • Подзаголовочные данные. Это сведения, относящиеся к заглавию, уточняющие его, называющие вид работы и т.п. Вид работы (доклад, реферат) указываются ниже наименования темы строчными буквами.

    • Сведения об ответственности. Здесь указываются фамилия (фамилии) лица (лиц), имеющего отношение к подготовке реферата, т.е. руководителя (или руководителей).

    • Выходные данные. Надзаголовочные данные не дают ответа, где находится указанное учреждение. Поэтому в нижней части титульного листа пишут название города. Здесь же указывается год написания реферата. Здесь же указывают год написания реферата. При этом ни слово «год», ни буквы «г» не пишутся. Пример правильно оформленного титульного листа приведен в приложении.

  1. Содержание (оглавление) реферата

Включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов и заключение с указанием номеров начальных страниц.

Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение (обоснование выбранной темы)

  • Основная часть

  • Заключение (выводы)

  • Список использованных информационных ресурсов;

  • Приложения (если таковые имеются)

  1. Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.

Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.


Языковые клише, используемые во введении:


Тема

  1. Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу…

  2. Реферат посвящен характеристике проблемы…

  3. Темой реферата является…

  4. В реферате… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.

А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.


Проблема

    1. В центре внимания автора находятся…

    2. На первый план автором выдвигаются…

    3. Главные усилия автора направлены на…

    4. В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.


Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат

  1. Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…

  2. Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…

  3. Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)

  4. В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…


Характеристика первоисточников, используемых автором реферата

  1. Автор привлекает к анализу следующие материалы…

  2. Материалом исследования послужили…

  3. В основе реферата лежат материалы исследований…


  1. Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема.

В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.


Оформление ссылок и сносок

Ссылки и сноски в тексте реферата необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.

Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: [7, с.15]. Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером.

Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.


  1. Заключение

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

Языковые клише, используемые в заключении:

  1. Автор приходит к выводу, заключению о том…

  2. В заключение можно сказать…

  3. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…

  4. Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)

  5. Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)

  6. На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.


  1. Список информационных ресурсов

Список использованных информационных ресурсов завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Список используемой для написания реферата литературы составляется по следующему правилу: Порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Тип издания (Текст, изопродукция, электронное издание и т.д.). Место (город) издания. Издательство. Год издания – цифра без буквы «г.». Количество страниц (или другая информация об объеме издания, соответствующая его типу).

Статья из сборника записывается так: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи [Тип издания] // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.

Статья из журнала или газеты: Порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи [Тип издания] // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи.

Например:

Книги:

  1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. по- собие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014 Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —М., 2013.

  2. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014

  3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  4. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреж- дений сред. проф. образования. — М., 2015.

Журнал:

  1. Александрова, З. Правовое регулирование труда государственных служащих [Текст] //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 2014. №1. С. 16 – 19.

  2. Семенов, Ю. Непримиримость: Роман-хроника [Текст]//Смена 2013. №20. С.25–32; №21. С.24 – 32; №22. С. 24–31; №23. С.24–31; №24. С.24–32.

Особое внимание следует обратить на оформление таких информационных ресурсов как источники Интернет и электронные ресурсы на компакт-дисках (электронные энциклопедии, электронные учебники).

Например:

Веб-документ:

  1. Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. Центр «Информика». [Электронный ресурс] http://www.informika.ru/text/school/its.html

Электронная почта:

  1. Виктор Кривощеков О конкурсе ThinkQuest в России. Личная перписка (12 апреля 2022).

Телеконференция:

  1. Розина И.Н. [email protected] Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 января 2012. — [email protected] GROUP emissia.offline, ART 629 (18 atdhfkz 2012).

Электронный ресурс на компакт-диске:

  1. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. — Электрон. текстовые, граф., Зв. дан. и прикладная прог. (546 Мб). М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 2015. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв., 12 см + рук. пользователя (1л.)+открытка (1л.).

  1. Приложения

Приложения к реферату позволяют повысить уровень работы, более полно раскрыть тему.

В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии, схемы, диаграммы и т.д. Приложения располагаются в конце реферата. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок, например: (Приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА В ТАБЛИЧНОЙ ФОРМЕ

Таблица применяется в том случае, если необходимо систематизировать цифровой или текстовый материал в виде граф (колонок), либо выделить различные параметры.

Основные элементы таблицы

Таблица может иметь заголовок. Его выполняют строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков точек не ставят. Главное слово заголовка ставят в единственном числе. Заголовки и подзаголовки граф выполняют через один интервал.

Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. При переносе на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Если таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяется боковик таблицы. Слово «Таблица», заголовок (при его наличии) и порядковый номер (цифра без символа №) таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, над последующими частями пишут слово «Продолжение таблицы…», если работа содержит две и более таблицы.

Графу «№ п.п.» в головку таблицы включать не рекомендуется. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием. Для облегчения ссылок в тексте работы допускается нумерация граф.

Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей.

Цифры в графах таблиц располагают, ориентируя классы чисел один под другим. Если цифровые или иные данные в таблице не приводят, то в графе ставят прочерк. Таблицы, если их в работе более одной, нумеруют в пределах раздела или в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишут. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера и сокращенно, если она имеет номер, например: «…в табл.3.2».

Оформление иллюстраций

К иллюстрациям относят графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и т.п. Каждый вид иллюстрации должен иметь название, состоящее из следующих частей, помещенных под иллюстрацией:

1. Условное сокращенное название «Рис.».

2. Порядковый номер в пределах работы, обозначаемый арабскими цифрами без знака №.

3. Название иллюстрации, отражающее ее основное содержание. Например, Рис.3. Схема структуры управления ОАО «Беркут».

При необходимости иллюстрации снабжают пояснительными данными (подрисуночный текст). Если приводится только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут. Обычно иллюстрации располагают после первого упоминания их в тексте, чтобы было удобно их рассматривать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке. На все иллюстрации, приведенные в тексте и приложениях, необходимо делать ссылку.


Требования к оформлению реферата

  1. Страницы текста и приложений реферата должны соответствовать формату А4 (210x297).

  2. Объем реферата не должен превышать 20 – 25 страниц печатного текста (без приложений). При наличии приложений объем реферата может быть расширен до 30 — 35 страниц.

  3. Для текста, выполненного на компьютере — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк —1,5-2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего —20 мм, нижнего — 20 мм.

  4. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

  5. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

  6. Расстояние между названием раздела (заголовками главы и параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Переносы в заголовках не допускаются.

Критерии оценки реферата

Критерии оценки реферата могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

  • соответствие реферата теме,

  • глубина и полнота раскрытия темы,

  • адекватность передачи первоисточника,

  • логичность, связность,

  • доказательность,

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение),

  • оформление (наличие плана, списка информационных источников, культура цитирования, сноски и т. д.);

  • языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

1. Критерии оценки введения:

  • наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

  • наличие сформулированных целей и задач работы,

  • наличие краткой характеристики первоисточников.

2. Критерии оценки основной части:

  • структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

  • наличие заголовков к частям текста и их удачная формулировка;

  • проблемность и разносторонность в изложении материала,

  • выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование,

  • наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3. Критерии оценки заключения:

  • наличие выводов по результатам анализа,

  • выражение своего мнения по проблеме.

















Образец титульного листа реферата



Министерство образования и науки Самарской области
ГБПОУ «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»





Специальность/профессия СПО







РЕФЕРАТ

по дисциплине «Информатика»

на тему «_____»





Работа выполнена студентом (кой)

ФИО

Группа № _________

Преподаватель

ФИО









г. Самара, 2018







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!