СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению рабочих программ»



Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края


ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края









Рекомендации по составлению
рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью


Рекомендованы к использованию решением учебно – методического объединения в системе общего образования Краснодарского края (протокол № 2 от 14.04.2016)






















Краснодар 2016



Кузма Л.П., Шевченко Л.Е.




Рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью



































Рекомендации по составлению
рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью



Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598), федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599), методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07).

В соответствии с указанными выше федеральными государственными образовательными стандартами образовательными организациями разрабатываются адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП) для каждой группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающихся с ОВЗ) на основе вариантов примерных адаптированных основных образовательных программ (далее – ПАООП).

ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ для каждой группы обучающихся с ОВЗ предусматривает следующие варианты АООП:

1) для глухих обучающихся: АООП НОО вариант 1.1., АООП НОО вариант 1.2., АООП НОО вариант 1.3., АООП НОО вариант 1.4.;

2) для слабослышащих и позднооглохших обучающихся: АООП НОО вариант 2.1., АООП НОО вариант 2.2., АООП НОО вариант 2.3.;

3) для слепых обучающихся: АООП НОО вариант 3.1., АООП НОО вариант 3.2., АООП НОО вариант 3.3., АООП НОО вариант 3.4.;

4) для слабовидящих обучающихся: АООП НОО вариант 4.1., АООП НОО вариант 4.2, АООП НОО вариант 4.3, АООП НОО вариант 4.4.;

5) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР): АООП НОО вариант 5.1, АООП НОО вариант 5.2.;

6) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА): АООП НОО вариант 6.1, АООП НОО вариант 6.2, АООП НОО вариант 6.3, АООП НОО вариант 6.4.;

7) для обучающихся с задержкой психического развития: АООП НОО вариант 7.1., АООП НОО вариант 7.2.;

8) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС): АООП НОО вариант 8.1., АООП НОО вариант 8.2., АООП НОО вариант 8.3., АООП НОО вариант 8.4.

Обращаем внимание, что для обучающихся со сложными дефектами (тяжелыми множественными нарушениями развития) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ предусматривается четвертый вариант в АООП НОО для следующих групп обучающихся с ОВЗ: АООП НОО для глухих обучающихся вариант 1.4., АООП НОО для слепых обучающихся вариант 3.4., АООП НОО для обучающихся с НОДА вариант 6.4., АООП НОО для обучающихся с РАС вариант 8.4.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает разработку АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) и АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).

Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются педагогами образовательных организаций в соответствии с примерными программами учебных предметов, курсов, представленных в содержательном разделе каждого варианта ПАООП.

Составление рабочих программам учебных предметов, курсов осуществляется в соответствие с нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»:

п.2, образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

п.З. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

пп.3.6 разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

пп.3.7 разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

п.6. образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

пп.6.1 обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

п.7, образовательная организация несет ответственность в установленном Законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В Законе отсутствует требование о формировании в каждой образовательной организации положения о рабочих программах. Однако допускается наличие такого положения, что позволит образовательной организации определить подходы к формированию педагогами школы рабочих программ и особенностей их разработки.

Разработка рабочих программ образовательной организацией осуществляется с учетом Приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Рабочая программа, утвержденная образовательной организацией, является локальным документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, коррекционного курса и курса внеурочной деятельности, требования к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися с ОВЗ.

Рабочая программа, как компонент основной образовательной программы образовательной организации, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, коррекционных курсов и курсов внеурочной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной организации.

Рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается для обучающихся с ОВЗ с учетом рекомендуемого им ПМПК варианта АООП.

В зависимости от варианта АООП рабочая программа по предмету, курсу должна соответствовать требованиям и положениям:

ФГОС начального общего образования (для обучающихся с ОВЗ по первому варианту АООП НОО), ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (для обучающихся с ОВЗ по второму, третьему и четвертому вариантам АООП НОО) или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (для обучающихся по первому и второму вариантам АООП образования обучающихся с умственной отсталостью);

варианту ПАООП для категории обучающихся с ОВЗ, которые обучаются в образовательной организации;

АООП для категории обучающихся с ОВЗ, разработанной образовательной организацией на основе соответствующего варианта ПАООП.

Для обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по первому варианту АООП НОО, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе программ предмета, курса, представленных в следующих формах:

1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования;

2) примерной программы учебного предмета, составленной на основе ФГОС начального общего образования;

3) программы (рабочей программы) автора учебно-методического комплекта по учебному предмету (если в программе есть ссылка, что она составлена в соответствии с примерной программой учебного предмета и учебники этого УМК включены в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию);

4) программы (рабочей программы) учебного предмета к учебнику, используемому в образовательной организации, включенному в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.

Обращаем внимание, что разработка рабочей программы на основании материалов, указанных в пункте 4 допускается при отсутствии документов, указанных в пунктах 1 - 3.

Для обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по второму и третьему варианту АООП НОО, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе программ предмета, курса, представленных в следующих формах:

1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

2) программы (рабочей программы) учебного предмета к учебнику, используемому в образовательной организации, включенному в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе для категории обучающихся с ОВЗ в 2016-2017 учебном году.

Обращаем внимание, что разработка рабочей программы учебного предмета на основании материалов, указанных в пункте 2, допускается только при условии приведения существующей программы учебного предмета по использующемуся в образовательной организации учебнику в соответствии с примерной программой этого учебного предмета, включенной в содержательный раздел рекомендованного ПМПК варианта примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся с ОВЗ, обучение которых осуществляется по четвертому варианту АООП НОО, предусматривающему разработку на каждый год специальной индивидуальной программы развития (СИПР), рабочая программа учебного предмета, курса составляется на основе примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел четвертого варианта примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся с умственной отсталостью, обучение которых осуществляется по первому варианту АООП обучающихся с умственной отсталостью, рабочая программа учебного предмета, курса разрабатывается на основе программ предмета, курса, представленных в следующих формах:

1) примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ;

2) программы (рабочей программы) учебного предмета к учебнику, используемому в образовательной организации, включенному в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.

Разработка рабочей программы учебного предмета на основании материалов, указанных в пункте 2, допускается также лишь при условии приведения существующей программы учебного предмета по использующемуся в образовательной организации учебнику в соответствии с примерной программой этого учебного предмета, включенной в содержательный раздел второго варианта примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся с умственной отсталостью, обучение которых осуществляется по второму варианту АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, предусматривающему разработку на каждый год специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР), рабочая программа учебного предмета, курса составляется на основе примерной программы учебного предмета, курса, включенной в содержательный раздел второго варианта примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.

Примерные программы учебных предметов, курсов размешены непосредственно в текстах Примерных основных образовательных программ начального общего образования, Примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Примерных адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-­методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5 и протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Полное изложение примерных программ учебных предметов, представленных в ПООП НОО, а также вариантах ПАООП для обучающихся с ОВЗ, размещено на сайте «Реестр примерных ООП» http//fgosreestr.ru/node/2068.

В примерной ООП НОО и вариантах ПАООП НОО приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам при получении НОО обучающимися с ОВЗ, которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Вместе с тем, обращаем внимание, что для обучающихся по СИПР содержание и объем рабочих программ учебных предметов, курсов отбирается индивидуально для каждого обучающегося, в т.ч. может быть дополнен с учетом особых образовательных потребностей этих детей.

Содержание учебных предметов, курсов первого варианта ПАООП образования обучающихся с умственной отсталостью должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов разрабатываемых организацией АООП образования обучающихся с умственной отсталостью. Для обучающихся с умственной отсталостью по СИПР содержание и объем рабочих программ учебных предметов, курсов отбирается, в т.ч. может быть сокращен, а также при необходимости дополнен с учетом особых образовательных потребностей этих обучающихся.

Программы разрабатываются с учетом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с ОВЗ, их возрастных и типологических психофизиологических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.

В образовательной организации каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания, способов организации учебной деятельности, уровня психического развития обучающихся с ОВЗ раскрывает возможности для формирования универсальных (базовых – для третьего и четвертого вариантов АООП НОО, а также вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью) учебных действий и достижения личностных результатов. Виды УУД (БУД), формируемые в процессе изучения определенных учебных предметов, должны быть представлены (в таблице иди схеме) в программе формирования универсальных (базовых) учебных действий соответствующего варианта АООП.

В процессе изучения всех учебных предметов обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов освоения ООП ООО школы всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

При разработке рабочей программы необходимо соблюдать основополагающие принципы специальной педагогики; обеспечивать преемственность изучения предмета на разных уровнях общего образования и практико-ориентированную направленность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса. Моделирование программного содержания производится на основе современных технологий обучения, коррекции развития, абилитации и реабилитации обучающихся с ОВЗ, с учетом механизмов достижения планируемых результатов освоения АООП.

Рабочая программа учебных предметов, курсов разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в соответствии с требованиями соответствующего стандарта, целями и задачами АООП школы с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля степени освоения содержания учебного предмета обучающимися с ОВЗ и достижения ими планируемых результатов образования.


Структура рабочей программы

Структура программ отдельных учебных предметов, курсов для различных вариантов АООП приведена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью с учетом специфики образования различных категорий обучающихся с ОВЗ.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО (пункт 19.5. в редакции от 31.12.2015 г.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения первого варианта АООП НОО.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (пункт 2.9.5.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (второй – четвертый вариант).

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

– требований к результатам освоения АООП НОО;

– программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса;

3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АООП НОО программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать только личностные и предметные результаты, указанные в приложениях №№ 1-8 стандарта);

6) содержание учебного предмета, коррекционного курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП НОО с учётом основных направлений программ, включённых в структуру ПАООП НОО.

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (пункт 2.9.5.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе:

– требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;

– программы формирования базовых учебных действий.

Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;

2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;

5) содержание учебного предмета, коррекционного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

В вышеуказанных структурах рабочих программ жирным шрифтом выделены компоненты обязательные для АООП, составленных в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.

Пояснительная записка конкретизирует:

нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная АООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);

общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса, категории обучающихся с ОВЗ;

– роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса), а также решения задач коррекции развития;

- обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательных отношений/компонента образовательной организации.

Общая характеристика учебного предмета, курса

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей образования категории обучающихся с ОВЗ (с опорой на концепцию Стандартов специального образования), современных требований к результатам освоения АООП. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами социализации и дальнейшей социальной адаптации лиц с ОВЗ.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Данный раздел предполагает указание классов, в которых планируется освоение данной рабочей программы, и количества часов, выделенных на освоение программы, а также разделение на инвариантную и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений/компонент образовательной организации) части. Возможна разбивка общего количества часов по неделям и годам обучения в табличном виде.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в соответствующем ФГОС, а формулировки результатов из ПАООП. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса (далее третьего и четвертого вариантов АООП НОО и вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью – только личностные и предметные), согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают как общие (общественные и государственные), так и особые (для данной категории обучающихся с ОВЗ) образовательные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов. Необходимо показать связь планируемых образовательных результатов с достижением коррекционных целей образования в ходе освоения содержания учебного предмета обучающимися с ОВЗ.

В данном разделе могут фиксироваться элементы общей стратегии, направления и технологии, а также специальные требования к условиям формирования УУД (БУД) у обучающихся с ОВЗ, раскрыты ожидаемые результаты сформированности УУД (БУД) в учебном предмете, курсе. Кроме того, в данном разделе рабочих программ педагогам рекомендуется представить особенности содержания индивидуально ориентированной работы, определенные программой развития УУД (БУД) образовательной организации.

Содержание учебного предмета, курса включает:

– наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий;

– перечень планируемых видов деятельности, экскурсий;

– направления проектной деятельности обучающихся;

– использование резерва учебного времени.

Проектирование содержания (порядок изучения разделов и тем) учебного предмета, количество часов на изучение каждой темы осуществляется в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью индивидуально учителем (автором или коллективом авторов рабочей программы) с учётом используемого УМК, особенностей образовательной организации и категории обучающихся с ОВЗ.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) включает:

– разделы программы (должны совпадать с наименованиями разделов, указанными в предыдущем компоненте рабочей программы «Содержание учебного предмета»);

– темы, входящие в данный раздел;

– основное содержание по темам;

– характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на уровень образования или на учебный курс по предмету. Указывается разбивка содержания образования по часам и годам обучения. Для обучающихся по СИПР тематическое планирование разрабатывается на один учебный год.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

– печатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоение тем и разделов рабочей программы по учебному предмету);

– экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

– технические средства обучения (средства ИКТ);

– цифровые и электронные образовательные ресурсы;

– учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

– натуральные объекты;

– демонстрационные пособия;

– музыкальные инструменты;

– натуральный фонд.

Рабочая программа может включать систему оценки планируемых результатов обучения, выраженную в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности обучающихся и их индивидуальных достижений в соответствии с утвержденной в образовательной организации системой оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов, представленной в целевом разделе АООП.

Содержательное наполнение разделов рабочей программы для обучащихся по первому варианту АООП НОО с учетом специфики отдельных предметов можно найти в «Методических рекомендациях о преподавании отдельных предметов в образовательных организациях Краснодарского края», разработанных специалистами ККИДППО и размещенных на сайте kkidppo.ru/nauchno-metodicheskaya- rabota/metodicheskiye-rekomendatsii.



Рекомендуемый порядок рассмотрения и утверждения

рабочей программы

  1. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую программу к утверждению» отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования:


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей от № ,


подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.


  1. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательной организации и требованиям ФГОС, а также проверяется наличие в школьной библиотеке и в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования:


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора (подпись) Расшифровка подписи. Дата.


  1. После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе.

  2. Рецензирование рабочих программ по специально разработанным учебным курсам, обеспечивающим интересы и потребности участников образовательных отношений, (часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений/компонент образовательной организации) осуществляется:

1) для программ элективных курсов и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения – в территориальных методических службах,

2) для программ учебных курсов (в том числе, обеспечивающих углубленную подготовку обучающихся) по заявке общеобразовательной организации и рекомендации территориальной методической службы – на предметных кафедрах, а также кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования или в других организациях профессионального образования, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

  1. Полный перечень рабочих программ, используемых в образовательной организации в учебном году, утверждается ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательной организации (в том числе и ранее утвержденные программы).

  2. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора образовательной организации и утверждены на заседании педагогического совета школы (на титульном листе делается соответствующая запись о дате внесения изменений).

  3. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательной организации и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.

  4. Рабочие программы размещаются на сайтах образовательных организаций.

  5. Администрация образовательной организации осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.






























Образец титульного листа


_________________________________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


_________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 20 года протокол № 1

Председатель

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По­__________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов

Учитель ____


Программа разработана на основе_



(указать программу/программы, издательство, год издания)

Рекомендуемый вариант последней страницы рабочей программы

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР


методического объединения

учителей (указать предмет, курс) ОО подпись ф.и.о.

от 20 года № 1 20 года



подпись руководителя МО Ф И О.

Рекомендации по составлению
календарно-тематического планирования

В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

В связи с этим считаем целесообразным календарно-тематическое планирование (далее – КТП) не включать в состав рабочей программы и не делать приложением к ней.

Тематическое планирование составляется на уровень образования или на учебный курс по учебному предмету, курсу (в т. ч. коррекционному) с разбивкой содержания образования по часам и годам обучения.

КТП составляется на один учебный год.

Классный журнал заполняется в соответствии с КТП.

Предлагаем несколько вариантов КТП с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий), образцы КТП приведены в приложении.

Структура КТП:

  • дата проведения урока (возможно указание планируемой недели с последующим уточнением фактической даты проведения урока);

  • раздел учебной программы по предмету;

  • тема урока;

  • количество часов, отведенных на освоение программного материала;

    • оборудование (учитывая, что в последние годы в школы поступает большое количество современного компьютерного, учебного и учебно-­лабораторного оборудования, считаем обязательным отражение его использования на уроках);

  • универсальные (или базовые) учебные действия (далее – УУД или БУД), соответствующие пункту «характеристика основных видов деятельности ученика» раздела «Тематическое планирование» данной рабочей программы учителя.

В КТП возможно указывать требования к уровню подготовки обучающихся (результат), вид контроля (измерители).

Допускаем возможность составления «гибкого» КТП, в котором планируется распределение тем по четвертям с возможностью корректировки сроков изучения темы в пределах четверти в связи со спецификой деятельности образовательного учреждения и контингента обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от реализуемого варианта АООП предлагается оформлять КТП в соответствии с прилагаемыми ниже образцами,

При реализации первого и второго вариантов АООП НОО обучающихся с ОВЗ могут быть использованы на выбор: форма 1 КТП, форма 2 КТП или форма 3 КТП.

При реализации третьего варианта АООП НОО обучающихся с ОВЗ и первого варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью рекомендуется использовать форму 4 КТП или форму 5 КТП.

Форму 6 КТП рекомендуется использовать при реализации четвертого варианта АООП НОО обучающихся с ОВЗ и второго варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, предусматривающих разработку СИПР и определение содержания учебного предмета, курса на основе индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.



Образец титульного листа

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

_______________ ________

подпись ФИО.



20 года

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

(наименование образовательной организации)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По ­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Класс ___________________________

Учитель ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

Количество часов: всего часов; в неделю __ часов;

Планирование составлено на основе рабочей программы__________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)


Планирование составлено на основе:

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

___________________________________________________________________________________________________

(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)

В соответствии ­­­­_____________________________________________________________

(ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)

Учебник:___________________________________________________________________

(если используется или на его основе составлена программа)


Номер

Урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

Материально-техническое

оснащение

Универсальные учебные действия (УУД)





план

факт


Указать раздел, главу учебника

Указать общее количество часов



Указать печатные (электронные) пособия, экранно-звуковые пособия, технические средства обучения, цифровые и электронные образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование,

демонстрационные пособия и др. оборудование, используемое при изучении данного раздела, главы

Указать формируемые и развиваемые УУД при изучении данного раздела, главы (по видам: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Указать номер урока напротив тем, которые будут на нём изучаться


Указать темы, которые будут изучаться при раскрытии данного раздела, а также практические и контрольные работы

Указать количество часов, отводимое на изучение данной темы, а также на проведение практических и контрольных работ


Возможно, указывать неделю, когда будет изучаться данная тема

Конкретная

дата

проведения

урока



ИТОГО:

-

час.




к/р,





КТП (форма 2)


№п/п

Раздел

Тема

занятия

Сроки

Планируемые результаты

Основные виды

деятельности

Материально- техническое обеспечение, в т. ч. ЭОРы

Формы

организации

образовательной

деятельности

Личностные

Метапредметные:

регулятивные, познавательные, коммуникативные

УУД






Предметные

1



1 неделя сентября







2


1 неделя сентября






3


2 неделя сентября






4


2 неделя сентября






5










6





















КТП (форма 3)

№ п/п (дата)

Тема

урока

Основные

элементы

содержания

Планируемые результаты обучения и формируемые компетенции:

Средства обучения; (в т.ч. демонстрации /лабораторные/ эксперимент)

Формы

контроля

Дом,

задание

Предметные

Метапредметные

(УУД, работа с текстом, ИКТ, межпредметные понятия)

Личностные

Раздел 1.

1









2









3













































КТП (форма 4)


№ п/п

Раздел программы

Тема

занятия

Сроки

Планируемые результаты по ФГОС

Формируемые базовые учебные

действия (БУД)

Основные виды

деятельности

Материально- техническое обеспечение, в т. ч. ЭОРы

Формы

организации

образовательной

деятельности

Личностные

Предметные





1



1 неделя сентября







2


1 неделя сентября







3


2 неделя сентября







4


2 неделя сентября







5










6

























КТП (форма 5)

№ п/п (дата)

Тема

урока

Основные

элементы

содержания

Планируемые результаты

по ФГОС

Формируемые базовые учебные

действия (БУД)




Средства обучения и коррекционной работы

Формы

контроля

Дом,

задание

Личностные

Предметные







Раздел 1.

1









2









3
































КТП (форма 6)


№ п/п

Раздел

программы

Тема

занятия

Сроки

Планируемые результаты

по ФГОС, определенные в СИПР

Формируемые базовые учебные

действия (БУД) по СИПР

Основные виды

деятельности

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Формы

организации

деятельности

Личностные

Предметные





1



1 неделя сентября







2


1 неделя сентября







3


2 неделя сентября







4


2 неделя сентября







5










6



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!