Методические рекомендации по теме : «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе на основе коммуникативно-деятельностного подхода»
Методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, работающих над формированием читательской грамотности младших школьников, и призваны оказать помощь в выборе педагогических технологий и приёмов работы, а также способов диагностики показателей достижения результатов.
Данный материал может быть использован для организации уроков литературного чтения и внеурочной деятельности по предмету.
В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения
В данном разделе познакомимся с наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий.
Технология критического мышления (РКМЧП)
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:
служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Такой приём можно использовать, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети назвали послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на
которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? |
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Технология проблемного обучения
Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.
Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:
Тип противоречия | Приемы создания проблемной ситуации |
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением” | |
Между двумя (или более) положениями | - Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. - «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания. 1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек»: - Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе? 2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Блока «Ветхая избушка»: - Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант). - Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему? |
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом | - Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. Ответить на вопрос заглавия к рассказу Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» до чтения текста. Затем сообщение учащегося о научном объяснении явления и вывод. |
Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.
Проектная технология
Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.
Так, работая над баснями И.А. Крылова, на уроках (произведения, предложенные для изучения в учебнике) и дома (басни, прочитанные дополнительно) ученики заполняли проектные листы (задание 1, 2). После изучения темы в качестве домашнего задания выполнили №3 и №4. Эти творческие работы (кроссворды, ребусы) впоследствии можно включить в обобщающий урок по разделу.
Проект по литературному чтению «Уроки дедушки Крылова»
уч-ся 3 класса _______________________________________
Задание 1.
Отметь слова или словосочетания, которые характеризуют басню как литературный жанр:
олицетворение волшебство
чаще стихотворное произведение мораль
повествование о событиях, близких к реальности
Задание 2.
Работая с баснями, заполни таблицу.
Название басни | Главные герои | Мораль |
| | |
Знаком «+» отметь те басни, которые тебе особенно понравились.
Задание 3.
Напиши сочинение-рассуждение на тему «Чему учат басни И.А. Крылова?»
Задание 4.
Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по прочитанным басням, сочини свою басню.