Составляя презентацию: 1. Первым делом решите для себя, что вы хотите сказать своей презентацией, выработайте её концепцию, структуру, содержание. Затем приступайте к выбору дизайнерского решения. 2. Не превращайте её в краткий пересказ работы. Не помещайте весь или почти весь текст на экран. 3. Помните, что только самое интересное и яркое запомнится слушателям. 4. Помните о главном правиле — гармоничное сочетание визуального и текстового материала. 5. Соблюдайте логичность, научность и доступность представления информации. 3.7.Исследование На этапе исследования вы становитесь настоящими исследователями. И, как все исследователи, вы можете поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом. Возможно, вам понадобится самостоятельно искать необходимую информацию во множестве источников, применять разнообразные методы исследования. Ведь настоящие исследователи сами ставят вопросы и сами ищут на них ответы. Каждое исследование имеет объект и предмет. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта. Логика исследования: 1 . Обоснование актуальности выбранной темы. 2 . Постановка цели и конкретных задач исследования. 3 . Определение объекта и предмета исследования. 4 . Выбор методов (методики) проведения исследования. 5 . Выдвижение гипотезы. 6 . Построение плана исследования. 7 . Проверка гипотезы в ходе исследования. Описание процесса исследования. 8 . Оформление результатов исследования. 9 . Формулирование выводов и оценка полученных результатов. 10 . Определение сферы применения найденного решения. Основные этапы процедуры исследования: постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез. Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в Интернете, опросы (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент. 3.8.Правила работы над проектом в группе 1. Будь уверен, что тема проекта такая, которая нравится каждому в группе, потому что вы её выбирали, чтобы сотрудничать, а не ссориться. 2. Будь уверен, что тема многогранная, предполагающая множество мнений, позволит всем ребятам высказаться согласно их умениям и темпераменту. 3. Будь уверен, что проект предлагает широкий спектр видов деятельности – не только «написанная» работа. Постарайтесь включить аудиоэлементы, коллажи, игры, рисунки, музыку, фотографии. 4. Учись пользоваться словарями, справочной литературой, энциклопедиями; искать информацию в сети Интернет. 5. Учись сотрудничать, т.е. выполнять какое-то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей (ролей), идти друг другу на уступки, уважать и учитывать мнения других. 6. Проявляй сочувствие, т.е. оказывай помощь другим. 7. Сдерживай свои желания и капризы. 3.9.Защита проекта Как вы уже знаете каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта. На презентационном этапе вы выбираете (предлагаете) форму презентации, готовите и проводите презентацию. Организационные формы презентации: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей, праздничная программа и т.д. При выборе формы презентации посоветуйтесь со своим руководителем. Примерная схема защиты: 1. Постановка проблемы, ее актуальность. 2. Высказывание гипотезы, аргументация её положений. 3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ. 4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта. 5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия). Помните! Во вступлении, кроме основной задачи – постановки проблемы, уместны были бы следующие приемы: риторический вопрос, прямое обращение к слушателям, цитата, пословица, поговорка. В заключение следует сделать краткие выводы, возможно выразить свое мнение или отношение к проблеме и её решению, ответить на такие вопросы: «Насколько успешно решена проблема?», «Насколько Я был успешен в процессе проектирования?». При защите проекта не следует говорить слишком быстро, используйте логические ударения, паузы, изменение тона и т.п. Всё это в сочетании с подходящими к случаю внешним видом помогут вам провести успешную презентацию. Оценивание защиты вашего проекта пройдет согласно критериям, с которыми вы ознакомитесь в Приложении 4. 4.Словарь проектной деятельности АКТУАЛЬНЫЙ – важный, существенный для настоящего момента (для науки, для практики, лично для автора и т.п.). АЛГОРИТМ – 1) совокупность действий, правил для решения данной задачи; 2) упорядоченная совокупность проектных действий, включающих основные этапы реализации и проблемные области творческого проектирования. АЛЬТЕРНАТИВА – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. АНАЛИЗ – метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. АСПЕКТ – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. ВАРИАНТ – видоизменение, разновидность. ВОЗМОЖНОСТЬ – средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь. ГИПОТЕЗА – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. ЗАДАЧИ – то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца. ИЗУЧИТЬ – 1) постичь учением, усвоить в процессе обучения; 2) научно исследовать, познать; 3) внимательно наблюдая, ознакомиться, понять. ИНФОРМАЦИЯ – 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии человека. ИССЛЕДОВАТЬ – 1) подвергнуть научному изучению; 2) осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь. КАТАЛОГ – это составленный в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов и т.п.). КАЧЕСТВО – то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь. КОНСУЛЬТАНТ – специалист в какой-либо области, дающий советы по вопросам своей специальности. КОНСУЛЬТАЦИЯ – 1) совет, разъяснения специалиста по какому-либо вопросу; 2) один из видов учебных занятий – беседа преподавателя с учащимися с целью расширения и углубления их знаний. КОНТРОЛЬ – проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки. КОРРЕКТИВ – частичное исправление, поправка. КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка, суждение, определение или классификация чего-либо. ЛАКУНА – пропуск, пробел, недостающее место в тексте. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это непосредственный носитель той или иной проблемы, то, что изучает исследователь в процессе своей познавательной деятельности. ОПЕРАЦИЯ – отдельное действие в ряду других подобных. ОПТИМАЛЬНЫЙ – наиболее благоприятный. ОТЧЁТ – подробное письменное сообщение о своей работе, о выполнении какого-либо задания (например, проект). ОЦЕНКА – мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь. ПЛАН – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. ПОИСК – действия ищущего, розыски чего-нибудь. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это наиболее существенные с практической точки зрения свойства и стороны объекта, их познание важно для решения выбранной проблемы. ПРЕЗЕНТАЦИЯ – публичное представление, предъявление своего продукта. ПРОБЛЕМА – 1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний. ПРОЕКТ – это самостоятельно выполненный учащимся комплекс действий по решению проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. ПРОЦЕСС – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. РЕСПОНДЕНТ - человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот, у кого берется интервью. РЕСУРС – 1) запасы, источники чего-нибудь; 2) средство, к которому обращаются в необходимом случае. РЕФЛЕКСИЯ – 1) размышление о своём внутреннем состоянии; 2) самоанализ, самопознание, самонаблюдение. САМООЦЕНКА – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. СПОСОБ – действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь. ТВОРЧЕСТВО – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. ТЕМА – предмет, основное содержание рассуждения, изложения. ТЕХНОЛОГИЯ – 1) совокупность производственных методов и процессов, а также научное описание способов производства; 2) процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт. ЦЕЛЬ – 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. ЭТАП – отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса. 5.Заключение Опираясь на теоретическую литературу учитывая свою практику, могу сделать вывод: проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала. Данные рекомендации помогут детям стать более самостоятельными, дадут ответы на непонятные для них вопросы. 6.Список литературы 1. Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В.,ЧижиковаВ.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с. 2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с. Интернет ресурсы Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] // http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_on=12763. http://svetlana-plus.ucoz.com/load/uchim_uchimsja/rabotam_nad_proektom_po_predmetu_quotmuzykaquot/8-1-0-46 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/10/25/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-raboty-nad-proektami http://dpish.ucoz.ru/2015/metod_rekomendisii.pdf |