СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по учебному предмету "Основы специальной психологии и коррекционной педагогики"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит рекомендации по изучению учебного предмета "Основы специальной психологии и коррекционной педагогики", в которой представлены варианты домашних контрольных работ и рекомендации по их выполнению, а так же перечень теоретических вопросов для подготовки и написания ОКР

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по учебному предмету "Основы специальной психологии и коррекционной педагогики"»

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление по образованию

Минского областного исполнительного комитета

Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе учреждения образования «Солигорский государственный колледж»

__________Л.С.Бузун

«__»____________2022 г.





ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И

КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Методические рекомендации по изучению учебного предмета

и выполнению домашней контрольной работы для учащихся

заочной формы получения образования

по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»

для реализации образовательной программы, обеспечивающей подготовку специалиста со средним специальным образованием
















Солигорск, 2022



Автор:

Буснюк Наталия Михайловна, преподаватель учреждения образования «Солигорский государственный колледж»


Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин учреждения образования «Солигорский государственный колледж» «__»________2022 г., протокол № __.













СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ………………………………………………………..6

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………….….7

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………….…9

4. НОМЕРА ВАРИАНТОВ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………12

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………..13

6. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ………………………………………….….….45

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………....47

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……….……………………………..….49

















ВВЕДЕНИЕ


Учебный предмет «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики» является структурообразующим, фундаментальным учебным предметом в системе подготовки педагогов со средним специальным образованием к работе с детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Цель преподавания учебного предмета – обеспечить владение теоретическими, нормативными правовыми и методическими основами специального и инклюзивного образования детей с ОПФР и оказания коррекционно-педагогической помощи детям данной категории.

Содержание программного учебного материала непосредственно связано с содержанием учебных дисциплин «Психология» и «Педагогика».

В целях закрепления теоретического материала и формирования необходимых умений и навыков предусмотрено проведение практических занятий.

В результате изучения учебного предмета учащиеся должны

знать на уровне представления:

современные проблемы и предметное поле специальной психологии и коррекционной педагогики;

общие принципы специальной психологии;

периоды эволюции отношений общества и государства к лицам с ОПФР;

основные параметры дизонтогенеза;

причины нарушений психофизического развития;

психолого-педагогическую характеристику детей с ОПФР;

специфику коррекционной работы с детьми с ОПФР и условия ее обеспечения;

образовательные технологии и методы обучения детей с ОПФР;

знать на уровне понимания:

теоретические основы и основные понятия специальной психологии и коррекционной педагогики;

специфические принципы и методы специальной психологии;

классификации нарушений психофизического развития;

закономерности развития детей с ОПФР;

структуру нарушения развития при различных вариантах дизонтогенеза;

особенности развития психики в условиях депривации;

особенности и значение психолого-педагогического изучения развития детей с ОПФР, компенсации и коррекции нарушений развития;

нормативные правовые основы организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи в Республике Беларусь;

особенности организации интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования;

современные подходы к организации и содержанию обучения и воспитания детей с ОПФР;

методические основы обучения детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), интеллектуальной недостаточностью, с нарушением слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

особенности создания образовательной среды для детей с ОПФР;

способы организации совместной деятельности обучающихся и роль педагогов в формировании коллектива группы (класса) интегрированного обучения и воспитания;

направления и формы взаимодействия учреждения образования и семьи ребенка с ОПФР для формирования у них психолого-педагогической компетентности;

уметь:

использовать методы и методики изучения личности и познавательной сферы детей с ОПФР в профессиональной деятельности;

соотносить модально-неспецифические закономерности развития с вариантами дизонтогенеза;

анализировать психолого-педагогические характеристики детей с ОПФР;

отбирать образовательные технологии и методы обучения для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с ОПФР.

Для закрепления теоретических знаний и формирования необходимых умений программой предусмотрено проведение практических занятий. В методических рекомендациях приведены задания для домашней контрольной работы, рекомендации по их выполнению.


1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебным планом для учащихся заочной формы получения образования на изучение учебного предмета «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики» выделено 40 часов из них: 6 часов - обзорные занятия, 2 часа – практические, 32 – на самостоятельное изучение. По окончанию изучения учебного предмета проводится обязательная контрольная работа, по результатам которой выставляется отметка по учебному предмету за семестр.

Основной метод изучения учебного предмета — самостоятельная работа учащихся. Домашняя контрольная работа проводится с целью руководства самостоятельной работой учащихся и текущего контроля за их работой над учебным материалом.

Содержание и объем домашней контрольной работы даны в настоящих методических рекомендациях.

Для получения ответов на возникшие в процессе самостоятельной работы вопросы предусмотрены консультации.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


те-мы

Раздел, тема

Количество учебных часов в заочной форме получения образования

Всего

В том числе на практические занятия



Раздел 1. Основы специальной психологии

4

1

1.1.

Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками. Теоретические основы специальной психологии

СО


1.2.

Классификации нарушений психофизического развития

1


1.3.

Принципы и методы специальной психологии

СО


1.4.

Закономерности развития детей с особенностями психофизического развития (ОПФР)

1


1.5.

Параметры дизонтогенеза

СО


1.6.

Особенности развития психики в условиях депривации

СО


1.7.

Компенсация и коррекция нарушений развития. Социально-психологическая реабилитация и абилитация

СО


1.8.

Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие

1

1

1.9.

Задержанное развитие

1


1.10.

Дефицитарное развитие

СО


1.11.

Искаженное развитие

СО


1.12.

Дисгармоническое развитие

СО



Раздел 2. Основы коррекционной педагогики

4

1

2.1.

Проблемное поле, категориальный аппарат и предметные области коррекционной педагогики. История коррекционной педагогики

СО


2.2.

Нормативные правовые основы организации специального образования и коррекционно-педагогической помощи

СО


2.3.

Интегрированное обучение и воспитание. Инклюзивное образование

1


2.4.

Содержание образования детей с особенностями психофизического развития

СО


2.5.

Коррекционная направленность процесса обучения детей с особенностями психофизического развития

СО


2.6.

Образовательные технологии и методы обучения детей с особенностями психофизического развития

СО


2.7.

Методические основы обучения детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

1


2.8.

Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

1

1

2.9.

Методические основы обучения детей с нарушениями слуха и зрения

СО


2.10.

Методические основы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

СО


2.11.

Методические основы обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

СО


2.12.

Формирование коллектива группы (класса) интегрированного обучения и воспитания

СО


2.13.

Взаимодействие учреждения образования и семьи ребенка с особенностями психофизического развития

СО



Обязательная контрольная работа

1



Итого

8

2




3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Когда работа выполнена, ее необходимо привести в соответствующий вид согласно ГОСТам:

  • контрольную набирают в Word или другом текстовом редакторе с аналогичным функционалом;

  • при наборе нужно использовать шрифт Times New Roman;

  • интервал между строк — одинарный;

  • размер шрифта — 14 пт;

  • текст выравнивается по ширине;

  • в тексте делают красные строки с отступом в 1,25 мм;

  • нижнее и верхнее поля страницы должны иметь отступ в 20 мм;

  • слева отступ составляет 30 мм, справа — 15 мм;

  • контрольная всегда нумеруется с первого листа, но на титульном листе номер не ставят;

  • номер страницы в работе всегда выставляется в верхней, центральной части страницы;

  • заголовки работы оформляются жирным шрифтом;

  • в конце заголовков точка не предусмотрена;

  • заголовки набираются прописными буквами;

  • все пункты и разделы в работе должны быть пронумерованы арабскими цифрами;

  • названия разделов размещаются посередине строки, подразделы – с левого края;

  • работа распечатывается в принтере на листах А4;

  • текст должен располагаться только на одной стороне листа.

Работа имеет такую структуру:

  1. Титульный лист;

  2. Оглавление и введение;

  3. Основной текст контрольной;

  4. Заключительная часть работы;

  5. Перечень использованной литературы и источников;

  6. Дополнения и приложения.

Если в работе есть приложения, о них надо упоминать в оглавлении.

Ссылки нумеруются арабскими цифрами, при этом учитывают структуру работы (разделы и подразделы).

Оформление по ГОСТу рисунков и таблиц в работе

В контрольной работе могут быть иллюстрации, и различные таблицы. Более того, они даже желательны. Такие элементы также должны соответствовать государственным стандартам. В частности, и иллюстрации, и таблицы должны быть расположены либо сразу после упоминания о них (то есть в самом тексте), либо на отдельной странице, следующей за той, где это упоминание есть. Иллюстрации, таблицы и схемы сопровождаются пояснениями. Например, «Рисунок 1», «График 12», «Таблица 2».


Оформление списка литературы и ссылок по ГОСТу

ГОСТом руководствуются при оформлении всей работы – от титульного листа и до списка литературы. Источники в списке литературы располагаются одним из двух способов:

  • по мере того, как ссылки на работы появляются в тексте;

  • в алфавитном порядке.

Титульный лист контрольной по ГОСТ:

  • текст набирается шрифтом 14 пт;

  • при наборе используют шрифт Times New Roman;

  • шрифт должен быть черным;

  • нельзя использовать курсив;

  • поля страницы имеют стандартные отступы по 20 мм сверху и снизу, по 15 мм слева и справа;

  • титульный лист должен иметь формат А4.

Структура титульного листа:

  • данные об учебном заведении, отделении;

  • название работы;

  • ФИО автора и преподавателя;

  • год и город написания.

В начале работы указывается вариант и перечень вопросов согласно варианту (оглавление). Раскрытие каждого вопроса следует начинать с новой страницы, выделяя заглавие жирным шрифтом. Заканчивать рассмотрение вопроса следует обобщением или выводами по содержанию текста. В конце работы приводится список использованной литературы с указанием автора книги, ее названия, года издания; работа может содержать приложение; последней записью является подпись автора, дата выполнения работы, вкладывается чистый лист для написания рецензии преподавателем.

Выполненные домашние контрольные работы высылаются учащимися в учреждение образования «Солигорский государственный колледж» для рецензирования в сроки, установленные учебным графиком, который утверждается руководителем учреждения образования.

Результаты выполнения домашней контрольной работы оцениваются отметками «зачтено», «не зачтено». В книжку успеваемости учащегося запись не делается. После проверки работы необходимо ознакомиться с указаниями и замечаниями преподавателя, при необходимости доработать ответы.

Домашние контрольные работы, которые оценены отметкой «не зачтено», подлежат доработке и повторному рецензированию.

Домашняя контрольная работа должна быть зачтена до начала лабораторно-экзаменационной сессии, выполненная после установленного учебным графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения заведующего заочным отделением учреждения образования.

Отметка «зачтено» выставляется при условии:

  • работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, ответы на теоретические вопросы даны полно, последовательно, имеются ссылки на литературные источники; практическое задание выполнено и проанализирован результат, сделаны выводы и заключения по каждому рассмотренному вопросу; работа оформлена в соответствии с указанными требованиями

  • работа может быть зачтена, если она содержит единичные несущественные ошибки:

- описки, не искажающие сути ответа на теоретические вопросы;

- неточности, допущенные при ответе на теоретические вопросы;

- недостаточный список используемой литературы (2-3 источника) или несоответствие его оформления требованиям.

Отметка «не зачтено» выставляется при условии:

  • работа выполнена не в полном объеме, или содержит следующие существенные ошибки:

- не раскрыто основное содержание вопросов задания;

- ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебной литературы, без адаптации к заданию контрольной работы, со ссылками на нормативные документы других стран;

- отдельные вопросы в работе освещены не в соответствии с вариантом задания

  • контрольная работа, выполненная небрежно, а так же не по заданному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причины возврата.




















4. НОМЕРА ВАРИАНТОВ

ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

учащегося

по списку

Номер варианта контрольной работы

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Вариант 1. История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками

План:

1. Роль и значение Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии.

2. Предмет, отрасли специальной психологии, связь с другими науками.

3. Задачи специальной психологии (по В.И. Лубовскому).

4. Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии.

Методические рекомендации

Специальная психология как научный курс, предметом которого является развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях.
Основные отрасли современной специальной психологии. Систематизация задач специальной психологии (по В.И. Лубовскому).

Роль и значение Л.С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии.

Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии. Исследования современных белорусских ученых в области специальной психологии.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 2. Классификации нарушений психофизического развития

План:

1. Классификация особенностей психофизического развития детей в зависимости от вида оказания им помощи в Республике Беларусь.

2. Классификация психических и поведенческих расстройств по Международной классификации болезней (МКБ).

3. Классификация В.В. Лебединского.

Методические рекомендации

Классификация как метод научного познания. Классификация детей с особенностями психофизического развития в зависимости от вида оказания им помощи в Республике Беларусь. Классификация психических и поведенческих расстройств международной системы болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Современная классификация В.В. Лебединского.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 3. Причины нарушений психофизического развитии

План:

1. Патогенные факторы.

2. Психосоциальные факторы отклоняющегося развития.

3. Факторы резистентности и уязвимости.

4. Опосредующие факторы.

Методические рекомендации

Патогенные факторы: биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности). Психосоциальные факторы отклоняющегося развития (депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития, сущность депривационных феноменов).

Факторы резистентности и уязвимости.

Опосредующие факторы: преимущественная локализация вредоносного воздействия, его интенсивность, экспозиция, частота, собственные свойства индивида (возраст, компенсаторные возможности), качество оказываемой помощи. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 4. Закономерности развития детей с особенностями психофизического развития

План:

1. Общие закономерности психического развития
2. Модально-неспецифические закономерности развития психики детей с ОПФР.

3. Модально-специфические закономерности развития психики детей с ОПФР.

Методические рекомендации

Общие в норме и при ОПФР закономерности развития: взаимодействие биологического и социального факторов развития; единство психики и деятельности; поэтапность развития; системность развития.

Модально-неспецифические закономерности: нарушение в приеме, переработке, сохранении и воспроизведении различного вида информации; снижение общей психической активности в познании предметного и социального мира; снижение общего уровня развития; возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с ОПФР; более медленный темп развития, несовпадение с сензитивными периодами; изменения в развитии личности ребенка; наличие потенциальных возможностей формирования психики у детей с ОПФР в виде зоны ближайшего развития.

Модально-специфические закономерности: возможность выработки новых условных связей без участия речи или при частичном словесном опосредовании у детей с интеллектуальной недостаточностью; низкий уровень познавательной активности при относительно высоких потенциальных возможностях обобщения и отвлечения, проявляющихся при сотрудничестве со взрослым у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.

Вариант 5. Компенсация и коррекция нарушений развития. Социально-психологическая реабилитация и абилитация

План:

1. Компенсация как категория специальной психологии.

2. Защитные механизмы и копинг-стратегии.

3. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы.

4. Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

Методические рекомендации
Понятие о компенсаторных феноменах. Внутрисистемная компенсация. Межсистемная компенсация. Уровни реализации компенсаторных процессов. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Теория о сверхкомпенсации А.Адлера.

Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы.

Понятие «коррекция», «реабилитация», «абилитация» как категории специальной психологии.
Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.

Вариант 6. Психическое недоразвитие

План:

1. Понятие «умственная отсталость». Степени олигофрении, их психологическая характеристика.
2. Клинико-патогенетическая классификация Г.Е. Сухаревой.
3. Классификация М.С. Певзнер.
4. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных
отношений при нарушениях интеллекта. Особенности социализации и
социальной адаптации при нарушениях интеллекта.
Методические рекомендации

Понятие «умственная отсталость» (интеллектуальная недостаточность), «олигофрения». Этиология олигофрении. Структура нарушения развития. Степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности, их психологическая характеристика.

Клинико-патогенетическая классификация Г.Е. Сухоревой.

Классификация М.С. Певзнер.

Психолого-педагогическая характеристика. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при психическом недоразвитии. Особенности социализации и социальной адаптации при психическом недоразвитии.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 7. Поврежденное развитие

План:

1.Органическая деменция. Систематика органической деменции исходя из критерия динамики болезненного процесса.

2. Классификация поврежденного развития (по Г.Е. Сухаревой).

3. Динамика деменции и олигофрении. Психолого-педагогическая характеристика.
4. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при нарушениях интеллекта. Особенности социализации и социальной адаптации при нарушениях интеллекта.

Методические рекомендации

Органическая деменция. Этиология. Виды органической деменции по этиологическому критерию (эпилептическая, травматическая, склеротическая и т.д.). Систематика органической деменции исходя из критерия динамики болезненного процесса: резидуальная и прогрессирующая. Структура нарушения развития. Классификация поврежденного развития (по Г.Е. Сухоревой). Понятие «полевое поведение». Различия в динамике деменции и олигофрении.

Психолого-педагогическая характеристика. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при поврежденном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при поврежденном развитии.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 8. Задержанное развитие

План:

1. Понятие «задержка психического развития». Этиология. Структура нарушения развития (по Е.С. Слепович).

2. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С.Лебединской.

3. Психический статус ребенка с ЗПР. Различие в динамике умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) и ЗПР.

4. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при ЗПР. Особенности социализации и социальной адаптации при нарушениях ЗПР.

Методические рекомендации

Задержка психического развития. Этиология. Структура нарушения развития (по Е.С. Слепович).

Классификация ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С.Лебединской.

Понятие «психический инфантилизм», «гармонический инфантилизм», «моторный инфантилизм», «соматогенный инфантилизм», «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм».

Психический статус ребенка с ЗПР. Различие в динамике умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) и ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при ЗПР. Особенности социализации и социальной адаптации при задержанном развитии.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 9. Дефицитарное развитие

План:

1. Систематика нарушений сенсорной сферы. Этиология. Структура нарушения развития.
2. Детский церебральный паралич. Этиология ДЦП. Формы ДЦП (по К.Т. Семеновой). Структура нарушения развития.
3. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дефицитарном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дефицитарном развитии.
Методические рекомендации

Нарушение развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. Систематика нарушений сенсорной сферы. Этиология. Взаимосвязь степени выраженности сенсорного нарушения от времени его возникновения. Структура нарушения развития.

Нарушения развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. Этиология детского церебрального паралича (ДЦП). Формы ДЦП (по К.Т. Семеновой): спастическая диплегия (болезнь Литтла), двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, отонически-астатическая форма, гемипаретическая форма. Структура нарушения развития.

Психолого-педагогическая характеристика. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дефицитарном развитии, особенности социализации и социальной адаптации при дефицитарном развитии.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 10. Искаженное развитие

План:

1. Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления.
2. Искаженное психическое развитие: этиология, четыре группы детей с аутизмом. Структура нарушения развития (по В.В. Лебединскому).
3. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при искаженном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при искаженном развитии.

Методические рекомендации

Синдром раннего детского аутизма (РДА). Характерные признаки проявления РДА. Этиология.

Классификация состояний по степени тяжести: полная отрешенность от происходящего, активное отвержение, захваченность аутистическими интересами, трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми. Структура нарушения развития (по В.В. Лебединскому).

Психолого-педагогическая характеристика. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при искаженном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при искаженном развитии.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 11. Дисгармоническое развитие

План:

1. Дисгармоническое психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, виды по происхождению.

2. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (по О.В. Кербикову.

3. Структура нарушения развития (по В.В. Лебединскому).
4. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дисгармоническом развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дисгармоническом развитии.

Методические рекомендации

Психопатия. Этиология. Виды психопатий по происхождению: ядерные (конституциональные), краевые (приобретенные), органические.

Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (по О.В. Кербикову): возбудимый, неустойчивый, тормозимый, психастенический, шизоидный, мозаичный.

Структура нарушения развития (по В.В. Лебединскому).

Психолого-педагогическая характеристика. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при дисгармоническом развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дисгармоническом развитии.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 12. Проблемное поле, категориальный аппарат и предметные области коррекционной педагогики

План:

1. Коррекционная (специальная) педагогика как педагогическая наука, ее объект, предмет, задачи. Понятие «лицо с ОПФР». Категории лиц с ОПФР, их психолого-педагогическая характеристика.

2. Предметные области коррекционной педагогики (тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедагогика, олигофренопедагогика), их характеристика. Основные понятия коррекционной педагогики.

3. Актуальные проблемы коррекционной педагогики. Предметное поле исследований в белорусской коррекционной педагогике.

Методические рекомендации

Коррекционная (специальная) педагогика как педагогическая наука, ее объект, предмет, задачи. Основной задачей коррекционной педагогики является клинико - физиологическое, психолого - педагогическое и социокультурное изучение объективных закономерностей и особенностей физического и психического развития детей с разными видами отклонений. Понятие «лицо с ОПФР». Категории лиц с ОПФР, их психолого-педагогическая характеристика.

Предметные области коррекционной педагогики (тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедагогика, олигофренопедагогика), их характеристика.

Основные понятия коррекционной педагогики: коррекция, компенсация, абилитация, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальная интеграция.

Актуальные проблемы коррекционной педагогики. Ученые-дефектологи изучают сущность и структуру нарушений развития, коррекционно-компенсаторные возможности детей с различными онтогенетическими отклонениями, разрабатывают их психолого-педагогические классификации. Это позволяет научно обоснованно решать конкретные задачи, стоящие перед корреционной педагогикой.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 13. Образовательные технологии и методы обучения детей с особенностями психофизиче­ского развития

План:

1. Педагогическая (образовательная) технология. Классификация образовательных технологий (по Г.К. Селевко).

2. Педагогика М.Монтессори. Вальдорфская педагогика. Кэмпхиллское движение и его развитие в современных условиях.

3. Современные классификации методов обучения, возможности и специфика их использования в коррекционной педагогике.

Методические рекомендации

Педагогическая (образовательная) технология. Соотношение понятия «технология» и других педагогических понятий (А.М. Кушнир). Педагогическая система и педагогическая технология. Отличие технологии от методики.

Классификация образовательных технологий (по Г.К. Селевко), проблема их адаптации к образовательному процессу детей с ОПФР.

Педагогика М. Монтессори, реализация идей М. Монтессори в коррекционной педагогике. Вальдорфская педагогика. Кэмпхиллское движение и его развитие в современных условиях.

Современные классификации методов обучения, возможности и специфика их использования в коррекционной педагогике. Словесные методы. Наглядные методы. Практические методы. Применение элементов программированного и проблемного обучения.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 14. Методические основы обучения детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

План:

1. Содержание образования детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

2. Реализации общедидактических принципов в работе с детьми с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

3. Корреционная направленность обучения детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Специфика применения методов обучения.

Методические рекомендации

Содержание образования детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении): учебные планы, программы, учебники и учебные пособия.

Реализации общедидактических принципов: принцип наглядности, принцип коррекционно-воспитательного обучения, принцип доступности, принцип научности, принцип сознательного обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности в обучении, принцип связи обучения с жизнью, принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Корреционная направленность обучения детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Коррекционное образование детей с особенностями психофизического развития по Б.К. Тупоногову (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие). Специфика применения методов обучения, сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, наглядностью и действием. Классификации методов обучения учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 15. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

План:

1. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Реализации общедидактических принципов.

3. Корреционная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Специфика применения методов обучения.

Методические рекомендации

Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью (учебные планы, программы, учебники и учебные пособия).

Реализации общедидактических принципов: принцип наглядности, принцип коррекционно-воспитательного обучения, принцип доступности, принцип научности, принцип сознательного обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности в обучении, принцип связи обучения с жизнью, принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Корреционная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционное образование детей с особенностями психофизического развития по Б.К. Тупоногову (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие).

Специфика применения методов обучения, сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, наглядностью и действием. Классификации методов обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 16. Методические основы обучения детей с нарушением слуха

План:

1. Содержание образования детей с нарушением слуха.

2. Реализации общедидактических принципов обучения детей с нарушением слуха.

3. Корреционная направленность обучения детей с нарушением слуха. Специфика применения методов обучения.

Методические рекомендации

Содержание образования детей с нарушением слуха (учебные планы, программы, учебники и учебные пособия).

Реализации общедидактических принципов: принцип наглядности, принцип коррекционно-воспитательного обучения, принцип доступности, принцип научности, принцип сознательного обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности в обучении, принцип связи обучения с жизнью, принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Корреционная направленность обучения детей с нарушением слуха. Коррекционное образование детей с особенностями психофизического развития по Б.К. Тупоногову (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие).

Специфика применения методов обучения, сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, наглядностью и действием. Классификации методов обучения учащихся с нарушением слуха.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 17. Методические основы обучения детей с нарушениями зрения

План:

1. Содержание образования детей с нарушениями зрения.

2. Реализация общедидактических принципов обучения детей с нарушениями зрения.

3. Корреционная направленность обучения детей с нарушениями зрения. Специфика применения методов обучения.

Методические рекомендации

Содержание образования детей с нарушениями зрения. (учебные планы, программы, учебники и учебные пособия).

Реализации общедидактических принципов: принцип наглядности, принцип коррекционно-воспитательного обучения, принцип доступности, принцип научности, принцип сознательного обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности в обучении, принцип связи обучения с жизнью, принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Корреционная направленность обучения детей с нарушениями зрения. Коррекционное образование детей с особенностями психофизического развития по Б.К. Тупоногову (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие).

Специфика применения методов обучения, сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, наглядностью и действием. Классификации методов обучения учащихся с нарушениями зрения.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.


Вариант 18. Методические основы обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

План:

1. Содержание образования детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

2. Реализации общедидактических принципов обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

3. Корреционная направленность обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Специфика применения методов обучения.

Методические рекомендации

Содержание образования детей с нарушениями функций опорно-двига-тельного аппарата (учебные планы, программы, учебники и учебные пособия).

Реализации общедидактических принципов: принцип наглядности, принцип коррекционно-воспитательного обучения, принцип доступности, принцип научности, принцип сознательного обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности в обучении, принцип связи обучения с жизнью, принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Корреционная направленность обучения детей с нару-шениями функций опорно-двигательного аппарата. Коррекционное образование детей с особенностями психофизического развития по Б.К. Тупоногову (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие).

Специфика применения методов обучения, сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, наглядностью и действием. Классификации методов обучения учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Рекомендуемые источники

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНРОЙ РАБОТЕ


1. Дайте определение понятию «Дизонтогенез» (2 балла)

2. Дайте определение понятию «Коррекция» (2 балла)

3. Дайте определение понятию «Олигофрения» (2 балла)

4. Дайте определение понятию «Задержка психического развития» (2 балла)

5. Дайте определение понятию «Заикание» (2 балла)

6. Перечислите общие закономерности психического развития (3 балла)

7. Перечислите общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР (3 балла)

8. Перечислите причины задержки психического развития (3 балла)

9. Перечислите варианты дизонтогенеза по В.В.Лебединскому (3 балла)

10. Перечислите основные направления (отрасли) специальной психологии (3 балла)

11. Охарактеризуйте методические основы обучения детей с ЗПР (трудностями в обучении) (5 баллов)

12. Охарактеризуйте понятие «Легкая интеллектуальная недостаточность», охарактеризуйте восприятие, мышление и речь детей при этом состоянии (5 баллов)

13. Охарактеризуйте принципы специального образования (5 баллов)

14. Охарактеризуйте понятие «Тяжелая интеллектуальная недостаточность», охарактеризуйте восприятие, мышление и речь детей при этом состоянии (5 баллов)

15. Охарактеризуйте организацию обучения и воспитания детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (5 баллов)




7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Отметка

в баллах

Показатели оценки

1

(один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных понятий и определений специальной психологии и коррекционной педагогики и т. д.)

2

(два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (основных понятий и определений специальной психологии и коррекционной педагогики и т. д.); осуществление соответствующих практических действий

3

(три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление отраслей специальной психологии, типов дизонтогенеза, методов изучения детей с ОПФР, актуальных проблем коррекционной педагогики и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (определение методов исследования при разных нарушениях развития, особенностей содержания образования детей с ОПФР и т. д.)

4

(четыре)

Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения методов исследования в специальной психологии, общих, модально-неспецифических, модально-специфических закономерностей психического развития, организации образовательного процесса и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (определение структуры нарушения развития, специфики применения методов обучения детей с ОПФР и т.д.); наличие единичных существенных ошибок

5

(пять)

Осознанное воспроизведение программного учебного материала (описание методов специальной психологиии с объяснениемприменительно к каждому варианту нарушений, специфики применения методов обучения и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (определение структуры нарушения развития, специфике применения методов обучения детей с ОПФР и т. д.); наличие несущественных ошибок

6

(шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение специфики методов исследования в специальной психологии, общих, модально-неспецифических, модально-специфических закономерностей психического развития, специфики применения методов обучения и т. д.), выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (составление психолого-педагогической характеристики ребенка с ОПФР, анализ учебных занятий (уроков) и т. д.); наличие несущественных ошибок

7

(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение специфики методов исследования в специальной психологии общих, модально-неспецифических, модально-специфических закономерностей психического развития, специфики применения методов обучения, обоснование и доказательство влияния структуры нарушения развития на особенности развития ребенка с ОПФР с формулированием выводов, обоснование выбора образовательных технологий и методов обучения и т. д.); недостаточно самостоятельное выполнение заданий (по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка с ОПФР, анализу учебных занятий (уроков) и т. д.) и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок

8

(восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение с приведением примеров из практики (наблюдений) специфики методов исследования в специальной психологии общих, модально-неспецифических, модально-специфических закономерностей психического развития, специфики применения методов обучения; раскрытие структуры нарушения развития при разных вариантах нарушенного развития, обоснование и доказательство влияния структуры нарушения развития на особенности развития ребенка с ОПФР с формулированием выводов, обоснование выбора образовательных технологий и методов обучения с привлечением опыта наблюдений и т. д.); самостоятельное

составление психолого-педагогической характеристики ребенка с ОПФР и т. д.); наличие единичных несущественных ошибок

9

(девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение программного учебного материала при выдвижении предположений и гипотез о нарушениях развития, предложение путей решения методических задач и т. д.)

10

(десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельное описание, анализ, объяснение понятий и явлений специальной психологии и коррекционной педагогики, подкрепление ответа примерами, доскональное владение терминологией, логичное и последование формулирование выводов , владение дополнительным самостоятельно изученным программным учебным материалом; при выполнении практических заданий используется творческий подход т. д.)


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.

Винникова, Е.А. Основы специальной психологии: программно-методический комплекс / Е.А. Винникова. Минск, 2009.

Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. Москва, 2007.

Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2013.

Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск, 2012.

Хитрюк, В.В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.В. Хитрюк. Минск, 2009.

Дополнительная

Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения : учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич [и др.]; под общ ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. Минск, 2006.

Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии : учеб.-метод. пособие / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003.

Специальная педагогика : учеб. пособие / Л.И. Аксенова [и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. М., 2010.

Специальная психология : учеб. пособие / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.

Слепович, Е.С. Белорусская специальная психология: преемственность и новации / Е.С. Слепович, А.М. Полякова // Журнал практического психолога. 2006. № 6. С. 61-75.

Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014.


38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!