СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по методике обучения иностранному языку для студентов СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для обучающихся 3 курса специальности 44.02.01 Преподавание в начальных классах, изучающих междисциплинарный курс Иностранный язык с методикой обучения иностранному языку. Данные рекомендации помогут обучающимся выполнить курсовую работу в соответствии с требованиями и Положением КГБ ПОУ НПГТ о выполнении курсового проектирования.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по методике обучения иностранному языку для студентов СПО»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»





УТВЕРЖДЕНЫ

Заместитель директора по УПР

_______________Боровик С.В.

«__»_________________2019 г.







Методические рекомендации

по выполнению курсовой работы

по методике обучения иностранному языку
















г. Николаевск-на-Амуре

2019

Составитель:

Е.А. Полупанова, преподаватель иностранного языка высшей квалификационной категории, КГБ ПОУ НПГТ



Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по методике обучения иностранному языку /сост. Е.А. Полупанова – Николаевск-на-Амуре: КГБ ПОУ НПГТ, 2019 – 12 с.



Методические рекомендации предназначены для обучающихся 3 курса специальности 44.02.01 Преподавание в начальных классах, изучающих междисциплинарный курс Иностранный язык с методикой обучения иностранному языку. Данные рекомендации помогут обучающимся выполнить курсовую работу в соответствии с требованиями и Положением КГБ ПОУ НПГТ о выполнении курсового проектирования.











Методические рекомендации согласованы и утверждены на заседании предметно-цикловой комиссии.

Протокол № 9 от «8» мая 2019 г.

Председатель ПЦК____________________

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………… ……………………….. ……....4

Основная часть …………………………………………………………………..5

1. 1 Требования к выполнению курсовой работы …………………………….5

1. 2 Рекомендации по написанию введения ……………………………………6

1.3 Рекомендации по написанию основной части и заключения ………….....8

1.4 Оформление курсовой работы ……………………………………………. 10

1.5 Критерии оценки курсовой работы …………………………………….... 11

1.6 Процедура защиты ………………………………………………………… 12

Заключение …………………………………………….………………………. 14

Список литературы …………………………………………..………………...15


















Введение


Курсовая работа по методике обучения иностранному языку является важным этапом в работе обучающихся по овладению ими теорией и практикой предметов педагогического цикла. Это самостоятельная творческая работа гуманитарного профиля, которая имеет научно-исследовательский реферативный характер. При написании курсовой работы, обучающиеся должны проявлять умения самостоятельно работать с научно-методической литературой, критически подходить к ней, анализировать и делать выводы, а также применять теоретические положения на практике, например, спланировать работу над определенным материалом, подобрать упражнения и составить их в комплекс и т.д.

Теоретическое и практическое исследование, представленное в курсовой работе, должно располагаться в русле основных дисциплин гуманитарного и общепрофессионального циклов. В курсовой работе обучающиеся обязаны продемонстрировать владение научно-исследовательскими компетенциями в таких предметных областях как иностранный язык, психология, педагогика, методика обучения иностранному языку. Кроме того, студенты должны уметь обрабатывать полученные данные с помощью методов математической обработки информации.

В процессе выполнения курсовой работы обучающиеся приобретают такие умения самостоятельной научно-исследовательской деятельности, как:

• освоение современных методов ведения научного исследования;

• развитие творческого мышления в процессе обработки источников, литературы и нормативных документов;

• аргументированное и корректное представление собственной точки зрения.



Основная часть

1. 1 Требования к выполнению курсовой работы


Курсовая работа по методике обучения иностранным языкам должна соответствовать ряду требований.

1. Соответствие учебному плану направления подготовки. Курсовая работа должна быть оформлена и представлена в сроки, соответствующие учебному плану III курса по специальности 44.02.01 Преподавание в начальных классах. В содержательном плане курсовая работа должна соответствовать специфике междисциплинарного курса Иностранный язык с методикой обучения иностранному языку (МДК. 01.09).

2. Научность представления результатов исследования. Поскольку курсовая работа является теоретико-практическим описанием методов или технологий обучения иностранным языкам, то она должна по содержанию и форме представлять собой научный текст, в котором рассмотрены теоретические подходы к представленной методической проблеме.

3. Самостоятельность в изучении и представлении решения научной проблемы. Курсовая работа должна показать умение обучающегося самостоятельно изложить проблему, выявить и осветить наиболее важные вопросы, применить элементы теоретического и практического исследования, представить собственные выводы по изученному материалу.

4. Применимость результатов исследований. В отличие от научных докладов и аудиторных выступлений курсовая работа должна быть выполнена каждым обучающимся в письменной форме. Между тем, обучающиеся должны уметь представлять рассматриваемую в курсовой работе проблематику в виде научной статьи и в устном выступлении на конференциях различного уровня.

5. Достоверность результатов исследования. Курсовая работа должна быть научным, завершённым исследованием, подтверждённым фактами и аргументами, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, процессами и действиями по улучшению обучения иностранным языкам в начальной школе, содержать элементы новизны: обобщение литературы по заявленной теме, результаты исследования в контексте собственного видения решения проблемы. Цель, задачи и методы исследования должны быть подчинены данным положениям.

6. Соблюдение обязательного структурирования работы. Обязательными структурными частями как курсовой, так и дипломной работы являются:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы.

Работа может также содержать приложения. Общий объём курсовой работы (без приложений) – 25–30 листов.


1. 2 Рекомендации по написанию введения


Введение – это краткое обоснование выбора темы работы. Для того, чтобы введение полностью отражало всю работу, его надо начинать до написания основной части работы, а заканчивать лишь после ее завершения, поскольку некоторые моменты введения можно грамотно изложить только после изучения литературы по теме.

Введение по объему занимает примерно 10% от всего текста, поэтому оптимальный объем введения составляет от 2 до 3 страниц.

Введение – важная часть курсовой работы, так как оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Во введении автор обосновывает выбор темы, описывает ее актуальность, формулирует цель работы и круг задач, которые необходимо решить для ее достижения.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. То, как автор умеет выбрать тему, насколько правильно он понимает и оценивает эту тему с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его профессиональную подготовленность и научную зрелость. Обоснование актуальности исследования начинается с изложения современного состояния объекта изучения в методике обучения иностранному языку и смежных науках – педагогике, психологии, лингвистике. Как правило, это общее резюме по вопросу с указанием достижений тех авторов, которые внесли определенный вклад в разработку данного вопроса. Тем самым студент должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Данный обзор литературы в итоге должен привести к выводу о том, что именно данная тема еще не раскрыта или раскрыта частично, или не в том аспекте, и потому есть необходимость в дальнейшей разработке.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой исследования, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, избранные для изучения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе.

Предмет исследования – это то, что подлежит непосредственному изучению в данной работе и находится в границах объекта исследования, и потому является главным, определяющим для конкретного исследования. Предмет исследования всегда ýже объекта исследования. Другими словами, объект объективен, а предмет субъективен.

Обязательным элементом введения является формулировка цели предпринимаемого исследования, а также указание конкретных задач (3 – 5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, разработать методику и т.п.).

Далее указываются методы исследования. Следует помнить, что методы могут быть:

- эмпирическими (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент);

- теоретическими (анализ, синтез, индукция, дедукция);

- математическими и статистическими.

В конце введения следует раскрыть структуру самой работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и указать основные вопросы, которые в них рассматриваются в них.


1.3 Рекомендации по написанию основной части и заключения


Основная часть работы обычно состоит из 2 глав (реже из 3-х), обе из которых носят теоретический характер. Каждая глава должна быть озаглавлена и разбита на отдельные, обязательно озаглавленные, параграфы. Названия глав и параграфов должны точно отражать их содержание.

Теоретические части предполагают тщательное изучение и анализ теоретической литературы по теме. Изложение взглядов тех или иных авторов должно сопровождаться их анализом и вести к определенным выводам. Это предполагает выявление общих позиций у ряда авторов и различий в трактовке тех или иных понятий, а также обоснование собственной точки зрения на ту или иную проблему. Каждый параграф должен завершаться абзацем, содержащим выводы из изложенного выше материала и логическую связь со следующим параграфом.

В изложении теоретического материала важно избегать плагиата – «присвоение чужих мыслей и выдача их за свои собственные». В работе должно быть ясно, какие слова принадлежат обучающемуся, а какие – авторам изученных им книг. Для этого необходимо давать ссылки после фамилии автора работы.

Вторая глава работы представляет собой самостоятельное исследование, в котором студент, применяя теоретические положения первой главы, разрабатывает практические рекомендации по конкретной методической проблеме.

Каждая глава и параграф должны иметь заголовок, обозначаемый в оглавлении.

Содержание основной части должно соответствовать поставленной цели и задачам. В конце каждого параграфа делаются предварительные выводы, и намечается переход к следующему.

Важно помнить, что в конце каждой главы пишутся выводы по главам. Они должны быть сформулированы кратко и четко и вытекать из сказанного в соответствующих частях работы. Выводы должны быть сформулированы в соответствии с обозначенными целями и задачами исследования.

Объем основной части должен составлять не менее 15 – 20 страниц машинописного текста

Заключение характеризует итог всей работы. Оно должно содержать основные выводы по работе и результатам исследования. Выводы должны быть краткими и иметь законченный характер.

В заключении студент должен отразить, как в результате исследования достигнута цель и решены основные задачи, сформулированные во введении, дать методические рекомендации с целью практического использования материалов работы в преподавании иностранного языка в школе или вузе.

В заключение можно остановиться на дальнейших перспективах работы над темой. Оптимальный объём заключения – 2-3 страницы.

Список литературы включает не только цитированные источники, но и работы общего характера, которые помогли сформировать теоретическую позицию и разработать практические рекомендации.


1.4 Оформление курсовой работы


Оформление курсовой работы должно отвечать ряду требований. Во-первых, работа оформляется и сдается только в печатном варианте. На титульном листе помещаются (по порядку):

1) название министерства, учебного заведения;

2) название работы;

3) фамилия и общие данные исполнителя и руководителя;

4) город;

5) год.

Требования по техническому оформлению работы:

- формат листа А-4;

- шрифт - Times New Romans;

- межстрочный интервал – полуторный;

- количество строк на странице: 28-30 (1800 печатных знаков);

- абзац: 1, 25 см (5 знаков);

- поля (мм): Левое – 30, правое – 10; верхнее и нижнее – 20;

- общий объем (без приложений): 25 – 30 страниц машинописного текста;

- нумерация страниц: арабскими цифрами, сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не ставится;

- последовательность приведения структурных частей работы: титульный лист, задание для курсовой работы, результаты нормоконтроля, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение;

- оформление структурных частей работы: каждая глава начинается с новой страницы. Наименования приводятся по ширине строки. Точка в конце не ставится. Расстояние между заголовками и текстом соответствует 2 интервалам. Подчеркивание заголовка и переносы в словах не допускаются;

- структура основной части: 3 главы, каждая из которых делится на 2 – 3 параграфа. Главы должны быть соразмерны, как по структурному делению, так и по объему;

- состав библиографического списка: 10 – 15 библиографических описаний документальных и литературных источников. Наличие нормативно-правовых актов обязательно;

- приложения: схемы, диаграммы, таблицы и т. д. не включаются в общую нумерацию страниц. Количество приложений должно быть необходимым и достаточным для иллюстрации работы;

- оформление содержания: содержание включает в себя введение, заголовки всех глав, параграфов, заключение, список литературы, приложения с указанием страниц начала каждой части.


1. 5 Критерии оценки курсовой работы


Оценка «отлично» ставится, если курсовая работа:

- отражает творческое методическое мышление, эрудицию и самостоятельность исследовательской позиции и выводов, учитывающих последние достижения в области методической науки;

- показывает умение разработать практические методические рекомендации с теоретических позиций;

- показывает владение понятийным аппаратом; отличается логичностью, обоснованностью выводов, четким изложением, ясностью оценки результатов;

- в процессе защиты студент демонстрирует умение представить содержание работы в краткой и емкой форме; оперировать иллюстративным материалом; уверенность и последовательность в ответах на вопросы и замечания.

Оценка «хорошо» ставится, если:

- в курсовой работе допущены отдельные неточности в выборе обоснования и методики исследования, постановке задач, формулировке выводов;

- в процессе защиты студент демонстрирует неуверенность в ответах на вопросы и замечания;

- имеются незначительные упущения в библиографическом аппарате или оформлении работы;

- в процессе защиты работы студент проявляет неуверенность в ответах на вопросы и замечания.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

- в курсовой работе слабо представлен анализ теоретический литературы по проблеме;

- имеет место несоответствие теоретической концепции и практических результатов;

- плохо разработаны методические рекомендации;

- работа оформлена неаккуратно, с нарушениями требований к оформлению.


1.6 Процедура защиты


Курсовая работа должна пройти процедуру публичной защиты. Состав аудитории и время проведения защиты не регламентируются: это может быть специально организованное кафедрой и проводимое по графику мероприятие или же защита может быть проведена во время семинарского занятия, заседания творческой группы, студенческой научной конференции.

На защиту приглашаются преподаватели техникума, научные руководители курсовых и выпускных квалификационных работ, студенты других специальностей.

Для изложения содержания работы студенту предоставляются 8-10 минут. В ходе защиты студенты должны использовать наглядность, современные информационные технологии. После выступления студенту задаются вопросы по теме курсовой работы, присутствующие могут выступить по существу работы. Затем выступает руководитель работы.

Оценивается курсовая работа научным руководителем по пятибалльной шкале. По результатам защиты научный руководитель даёт рекомендации относительно целесообразности продолжения работы по данной теме с целью написания студентом выпускной квалификационной работы по методике обучения иностранному языку.
























Заключение


Написание курсовой работы способствует реализации профессиональных интересов студентов, прививает интерес к научным изысканиям, вырабатывает навыки самостоятельной исследовательской деятельности. В целом, выполнение курсовой работы должно показать, насколько глубоко и в какой мере студент овладел теоретическими знаниями в области методики преподавания иностранного языка и умениями применять эти знания при разработке той или иной методической проблемы.

Курсовая работа свидетельствует, насколько у студентов сформированы навыки планирования, организации и проведения исследования, каков уровень самостоятельного творческого решения проблемы, как у него развито методическое мышление, насколько студент ориентирован на овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.

Важность успешного выполнения курсовой работы по теории и методике обучения иностранному языку обусловливается также тем, что она является средством подготовки студента к выполнению выпускной квалификационной работы по педагогике, психологии и методике.













Список литературы


1. Положение по выполнению и защите курсовой работы (курсового проекта) в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум», http://npgt.ru/ct-menu-item-10/ct-menu-item-14

2. Методическими рекомендациями по оформлению письменных, курсовых работ (курсовых проектов) и выпускных квалификационных работ обучающихся. КГБ ПОУ НПГТ, 2015.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория и практика обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2014

4. Колкнер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М., 2014

5. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 2004

6. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов-на-Дону, 2014

7. http://uchebana5.ru/cont/2745881.html

8. https://pandia.ru/text/78/117/15866.php

9. http://komane.ru/nuda/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-referatov-kursovih-i/main.html

10. http://top-bal.ru/psihologiya/12477/index.html?page=20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!