СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ по астрономии для профессий и специальностей СПО

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению практических работ по астрономии разработаны в соответствии с ФГОС для СПО

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по астрономии для профессий и специальностей СПО»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

--------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«богучарский многопрофильный колледж»





МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по выполнению

практических работ

по дисциплине АСТРОНОМИЯ





Для профессий:

23.01.03 Автомеханик

35.01.13 Тракторист-машинист с/х производства.




















Богучар



2020




Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Астрономия» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства,

23.01.03Автомеханик



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

ГБПОУ ВО «БМК»

___________ Е.В. Жданова





Программа рассмотрена на заседании УМО ГБПОУ ВО «БМК»

протокол № 1 от 28 августа 2020 г.



Разработчик программы:

_________Л.В. Коломойцева, преподаватель ГБПОУ ВО «БМК»








Пояснительная записка.

Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Астрономия».

Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса астрономии.

Характеристика практических заданий:

п/п

Тема практической работы

Кол-во

часов

Раздел

Формируемые умения

метапредметные

предметные

1.

Работа с подвижной звёздной картой (ПЗК) (1. Изменение вида звездного неба в течение суток.

2.

Изменение вида звездного неба в течение года. )

2

Практические основы астрономии

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила

2.

Определение координат небесных объектов

1

Практические основы астрономии

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

3.

Конфигурации планет и законы движения планет

1

Строение Солнечной системы

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

4.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

Строение Солнечной системы

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

5.

Физические условия на поверхности планет земной группы(Пр. р. Система Земля-Луна. ПР. р. Природа Луны. Пр. р. Планеты земной группы)


2

Природа тел Солнечной системы

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал


владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: описание; объяснять полученные результаты и делать выводы

6.

Сравнительная характеристика планет (Пр.р.

«Планеты- гиганты». Пр.р.

«Плутон»)

2

Природа тел Солнечной системы

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы

7.

Определение основных характеристик звёзд (Пр.р.

«Строение

Солнца»

Пр.р.

Расстояние до звезд.)

1

Солнце и звёзды

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

8.

Определение скорости движения звёзд в Галактике Пр.р.

«Физическая природа звезд». Пр. р.

«Строение Галактики».

1

Строение и эволюция Вселенной

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов



Оценка результата выполнения практических заданий:



Предъявленные умения

Базовые компетенции

«5»

«4»

«3»

Корректное поведение при выполнении работы

эмоционально-психологические

+

+


Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки

регулятивные

+

+

+

Содержание информации соответствует требуемой

социальные

+

+

+

Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки

аналитические

+

+


Ответы достоверны

самосовершен-ствования

+





Практическая работа № 1.

«Работа с подвижной звёздной картой (ПЗК)».

  1. Рассмотрите ПЗК, которая состоит из двух частей: карты звёздного неба и накладного круга с небесным меридианом (нить).

  2. Внимательно прочитайте задания 1 - 9, выполните указания к ним, запишите полученные ответы.

  1. В каком созвездии находится Солнце 15 октября? На карте звёздного неба найдите эклиптику, определите в каком созвездии находится точка эклиптики, соответствующая дате 15 октября.

  2. Какие яркие звёзды видны 15 января в 22 часа? Совместите дату 15 января на карте звёздного неба и время 22 часа на накладном круге. Выпишите названия ярких звёзд, используя таблицу «Основные сведения о наиболее ярких звёздах».

  3. В какой стороне неба 5 мая в 23 часа видно созвездие Близнецов? Совместите дату 5 мая на карте звёздного неба и время 23 часа на накладном круге. Для определения стороны неба используйте подписи на накладном круге: С – север, Ю – юг, В - восток, З – запад.

  4. Когда 10 января происходит верхняя кульминация Спики? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Спика ( Девы). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 января на карте звёздного неба.

  5. Когда 15 февраля происходит нижняя кульминация Веги? Расположите накладной круг так, чтобы меридиан (нить) проходил через звезду Вега ( Лиры) между северным полюсом мира (центр карты звёздного неба) и точкой севера (точка С на накладном круге). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 15 февраля на карте звёздного неба.

  6. Когда 25 мая восходит Альтаир? Расположите накладной круг так, чтобы звезда Альтаир ( Орла) находилась на линии горизонта в восточной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки В). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 25 мая на карте звёздного неба.

  7. Когда 10 мая заходит Арктур? Расположите накладной круг так, чтобы звезда Арктур ( Волопаса) находилась на линии горизонта в западной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки З). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 мая на карте звёздного неба.

  8. Когда 10 мая восходит Солнце? Расположите накладной круг так, чтобы точка эклиптики, соответствующая дате 10 мая, находилась на линии горизонта в восточной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки В). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 10 мая на карте звёздного неба.

  9. Когда 5 октября заходит Солнце? Расположите накладной круг так, чтобы точка эклиптики, соответствующая дате 5 октября, находилась на линии горизонта в западной части неба (внутренний вырез накладного круга вблизи точки З). Определите время на накладном круге, которое совпадает с датой 5 октября на карте звёздного неба.



Практическая работа № 2.

«Определение координат небесных объектов».

  1. Разберите решение задачи. Каково склонение звёзд, которые в Москве ( ) кульминируют на высоте ?

Дано: Решение.

Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .

Преобразуйте формулу и выразите склонение:

Найти: Рассчитайте склонение: .

=? Ответ: склонение звёзд равно .

  1. Разберите решение задачи. На какой географической широте звезда Альтаир кульминирует в зените?

Склонение звезды Альтаир ( Орла) найдите в таблице «Основные сведения о наиболее ярких звёздах». Высота зенита равна .

Дано: Решение.

Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .

Преобразуйте формулу и выразите широту: .

Найти: Рассчитайте широту: .

? Ответ: северной широты.

  1. Разберите решение задачи. Какова высота Солнца в полдень в день зимнего солнцестояния в Мурманске ( )?

Полдень – это верхняя кульминация Солнца. В день зимнего солнцестояния склонение Солнца равно .

Дано: Решение.

Запишите формулу высоты светила в верхней кульминации: .

Рассчитайте высоту:

Найти: Ответ: (Солнце находится под горизонтом, в Мурманске – полярная ночь).

  1. Решите задачу. Каково склонение звёзд, которые в Ростове-на-Дону ( ) кульминируют в зените?

  2. Решите задачу. На какой географической широте звезда Спика кульминирует на высоте ?

  3. Решите задачу. Какова высота Солнца в полдень в день весеннего равноденствия в Новосибирске ( )?



Практическая работа № 3

«Конфигурации планет и законы движения планет»

  1. Разберите решение задачи. Через какой промежуток времени повторяются нижние соединения Меркурия?

Дано: Решение:

Т = 1год Определите синодический период Меркурия:

Т = 0,24 года Выполните преобразования формулы:

Выполните расчёты: года

Найти: S-? Переведите синодический период из лет в сутки:

Ответ: нижние соединения Меркурия повторяются через 117 суток.



  1. Разберите решение задачи. Рассчитайте продолжительность года на Венере.

Дано: Решение:

Т = 1год Запишите III закон Кеплера:

а = 1 а.е. Выполните преобразование формулы:

а = 0,72 а.е. Выполните расчёты:

Переведите звёздный период в сутки:

Н айти: Т -? Ответ: год на Венере длится 223 дня.





  1. Решите задачу. Через какой промежуток времени повторяются верхние соединения Венеры?



  1. Решите задачу. Рассчитайте продолжительность года на Юпитере.



Практическая работа № 4.

«Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе».

  1. Разберите решение задачи. На каком расстоянии от Земли находится Сатурн, когда его горизонтальный параллакс равен 0,9”?

Дано: Решение:

Запишите формулу суточного параллакса в угловых секундах:

R = 6371 км Преобразуйте формулу:

Найти: Рассчитайте расстояние: км

r - ? Переведите расстояние в а.е.: а.е.

Ответ: расстояние до Сатурна 9,7 а.е.



  1. Разберите решение задачи. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры?

Дано: Решение:

Переведите расстояние Венеры от Солнца в км:

D = 1392000 км Запишите формулу углового радиуса светила:

Угловой диаметр в 2 раза больше углового радиуса:

Найти: -? Рассчитайте угловой диаметр:

Переведите угловой диаметр в угловые минуты и градусы:

Ответ: угловой диаметр Солнца, видимый с Венеры, .



  1. Решите задачу. Чему равен суточный параллакс Юпитера в противостоянии?



Решите задачу. Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Марса?



Практическая работа № 5.

«Физические условия на поверхности планет земной группы».

  1. Прочитайте § 31 (1) учебника (Л. Э. Генденштейн Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2018. – 367с.)

  2. Заполните таблицу:

Название планеты

Условное обозначение

Состояние атмосферы

Средняя температура, оС

Рельеф поверхности

Наличие и состояние воды

Существование жизни

Химический состав

Плотность

Давление



Меркурий










Венера













Земля













Марс













Практическая работа № 6.

«Сравнительная характеристика планет».

По данным таблицы 1 заполните таблицу 2.

Таблица 1. Основные сведения о планетах.

Название планеты

Среднее расстояние от Солнца, а. е.



Сидерический период, годы

Эксцентриситет орбиты

Орбитальная скорость, км/с

Средний радиус



Период

вращения

Средняя плотность, г/см3

Ускорение свободного падения, м/с2

Масса, в массах Земли

Число спутников

Кольцевая система

в км

в радиусах Земли

R

Меркурий

0,39

0,24

0,206

47,9

2440

0,38

58,7д

5,5

3,7

0,06

нет

Венера

0,72

0,61

0,007

35,0

6 050

0,95

243,1д

5,2

8,9

0,82

нет

Земля

1,00

1,00

0,017

29,8

6 371

1,00

23Ч56М4С

5,5

9,8

1,0

1

нет

Марс

1,52

1,88

0,093

24,1

3 397

0,53

24Ч37М22С

3,9

3,7

0,11

2

нет

Юпитер

5,20

11,86

0,048

13,1

69 900

11,2

9Ч 50М

1,3

25,8

318

не менее 63

есть

Сатурн

9,54

29,46

0,054

9,6

58 000

9,5

10 Ч 14М

0,7

11,3

95,2

не менее 47

есть

Уран

19,19

84,02

0,046

6,8

25 400

3,9

10 Ч 49м

1,4

9,0

14,6

не менее 27

есть

Нептун

30,07

164,78

0,008

5,4

24 300

3,9

15ч48м

1,6

11,6

17,2

не менее 13

есть

Плутон

39,52

247,7

0,253

4,7

1 140

0,2

6,4 д

2,0

0,6?

0,002

не менее 1

нет

Таблица 2. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет- гигантов.

Название группы

Объекты

Среднее расстояние от Солнца, а.е.

Средний радиус, радиусах Земли

Масса в массах Земли

Средняя плотность, г/см3

Период вращения

Число спутников

Наличие колец

Планеты земной группы









Планеты - гиганты











Практическая работа № 7.

«Определение основных характеристик звёзд».

  1. Разберите решение задачи. Параллакс звезды Арктур 0,085”. Определите расстояние до звезды.

Дано: Решение.

Запишите формулу для определения расстояния:

Найти: Подставьте значения:

r - ? Выразите расстояние в световых годах:

Ответ: расстояние до звезды Арктур 38 св. лет.

  1. Разберите решение задачи. Если бы по орбите Земли двигалась звезда с такой же массой, как у Солнца, каков бы был период её обращения?

Дано: Решение.

А = 1 а.е. Запишите формулу для определения массы двойных звёзд:

m 1 +m2 = 2M Преобразуйте формулу, выразив период обращения звёзд:

Найти: Подставьте значения:

T - ? Ответ: период обращения звёзд был бы равен 0,7 лет.

  1. Разберите решение задачи. Во сколько раз Денеб больше Солнца?

Светимость и температуру поверхности звезды выпишите из таблицы «Основные сведения о наиболее ярких звёздах, видимых в России».

Дано: Решение:

L = 16000 Запишите формулу для определения радиуса звезды:

T = 9800 K Подставьте значения:

T = 6000 K



Найти: Ответ: Денеб больше Солнца в 47 раз.

R - ?



  1. Решите задачу. Параллакс звезды Денеб 0,005”. Определите расстояние до звезды.



  1. Решите задачу. У двойной звезды период обращения 100 лет. Большая полуось орбиты 40 а.е. Определите сумму масс двойной звезды.



  1. Решите задачу. Во сколько раз Капелла больше Солнца?



Практическая работа № 8

«Определение скорости движения звёзд в Галактике»

  1. Разберите решение задачи. Собственное движение звезды составляет 0,2” в год. Расстояние до неё 10 пк. Какова тангенциальная скорость звезды?

Дано: Решение.

Запишите формулу для определения тангенциальной скорости:

r = 10 пк Рассчитайте тангенциальную скорость звезды:



Найти: Ответ: тангенциальная скорость звезды 9,5 км/с.

  1. Разберите решение задачи. В спектре звезды из задачи № 1 смещение линии гелия 5876 составляет 0,6 . Определите лучевую скорость звезды.

Дано: Решение.

Запишите формулу для определения лучевой скорости звезды при помощи

спектрального анализа на основании эффекта Доплера: , где

Найти: - скорость света.

Рассчитайте лучевую скорость звезды:

Ответ: лучевая скорость звезды 31 км/с.



  1. Разберите решение задачи. Определите пространственную скорость звезды, используя ответы к задачам №№ 1 и 2.

Дано: Решение:

Запишите теорему Пифагора для определения пространственной скорости звезды:

. Рассчитайте пространственную скорость звезды:

Найти:

v - ? Ответ: пространственная скорость звезды 32 км/с.



  1. Решите задачу. Собственное движение звезды составляет 0,1” в год. Расстояние до неё 50 пк. Какова тангенциальная скорость звезды?

  2. Решите задачу. В спектре звезды из задачи № 4 смещение лабораторной длины волны 5000 составляет 0,17 . Определите лучевую скорость звезды.

  3. Решите задачу. Определите пространственную скорость звезды, используя ответы к задачам №№ 4 и 5.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!