СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ по мдк 02.06 психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО МДК 02.06 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПМ 02        ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

для обучающихся специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по мдк 02.06 психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО МДК 02.06 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

для обучающихся специальности 44.02.01 Дошкольное образование


форма обучения – очная

уровень обучения - углубленный




















Добрянка, 2019


Рассмотрено

на заседании П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла

ОДОБРЕНО методическим

советом ГБПОУ ДГТТ им. П.И. Сюзева

«__» ______________ 2019 г.

Протокол № __ от «__» ________ 2019.


Председатель П(Ц)К Дисциплин профессионального цикла

Заместитель директора

_________________ Е.И. Катаева

________________ Е.А. Шевырина



Заведующий структурным подразделением

________________ М.К. Рябкова




Составители: Ушакова Галина Геннадьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»



Рецензенты:

Внешние:



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………..

4

Практическая работа № 1……………………………………………………………………..

11

Практическая работа № 2……………………………………………………………………..

12

Практическая работа № 3……………………………………………………………………..

13

Практическая работа № 4…………………………………………………………………….

15

Практическая работа № 5……………………………………………………………………..

16

Практическая работа № 6……………………………………………………………………..

Практическая работа № 7……………………………………………………………………..

Практическая работа № 8……………………………………………………………………

Практическая работа № 9……………………………………………………………………

Практическая работа № 10…………………………………………………………………..

Практическая работа № 11…………………………………………………………………..

Практическая работа № 12…………………………………………………………………..

Практическая работа № 13………………………………………………………………….

Практическая работа № 14………………………………………………………………….

Практическая работа № 15………………………………………………………………….

Практическая работа № 16………………………………………………………………….

Практическая работа № 17…………………………………………………………………..

Практическая работа № 18………………………………………………………………….

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы…………………………………………………………………


18

19

21

23

25

26

27

28

29

30

31

31

32


35



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации разработаны для повышения качества подготовки студентов по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» (углубленный уровень) при изучении ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей. Данные методические указания призваны помочь студентам в выполнении самостоятельных практических работ по междисциплинарному курсу 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста, поскольку содержат конкретные виды самостоятельной работы, правила выполнения и оформления работ, алгоритм выполнения и критерии оценивания.

Данный профессиональный модуль относится к обязательной части профессиональных модулей обязателен для изучения всеми студентами. Содержание направлено на формирование готовности будущего воспитателя детей дошкольного возраста к решению профессиональных задач и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (углублённый уровень).

В результате изучения МДК студенты должны овладеть профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать и проводить мероприятия по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

Д1. планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей; (формулировка ПС: Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; Планирование и проведение учебных занятий; Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся; Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;

Д2. организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические); (формулировка ПС: Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни; Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Д3. организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;

Д4. организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности; (формулировка ПС: Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

Д5. организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;

Д6. организации и проведения развлечений;

Д7. участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении;

Д8. наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;(формулировка ПС: Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;

Д9. наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников; (формулировка ПС: Формирование мотивации к обучению; Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;

Д10. оценки продуктов детской деятельности; (формулировка ПС: Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

Д11. разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей; (формулировка ПС: Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка; Оказание адресной помощи обучающимся; Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста; Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;

уметь:

У1. определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей; (формулировка ПС: Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Формулировка WS: определять цели и задачи театрализованной деятельности в соответствии: с возрастом детей дошкольного возраста; литературного произведения, выбранного для театрализации; этапа проведения данного мероприятия; формулировать цели и задачи занятия по конструированию с использованием конструктора Lego Education Wedо; применять методы и приемы работы с конструктором Lego Education Wedо на занятиях с детьми дошкольного возраста; формулировать цель дидактической игры, ставить дидактическую и игровую задачи;

У2. определять педагогические условия организации общения детей; (формулировка ПС: Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

У3. играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей; (формулировка ПС: Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства; Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской). Формулировка WS: поддерживать интерес детей дошкольного возраста различными методами и приемами; организовывать проведение дидактической игры с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах;

У4. использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой; (формулировка WS: владеть специальной терминологий; объяснять правила игры и игровые действия;

У5. организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой труд, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

У6. ухаживать за растениями и животными;

У7. общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении; (формулировка ПС: Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

У8. руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;

У9. оценивать продукты детской деятельности; (формулировка ПС: Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик;

У10. изготавливать поделки из различных материалов;

У11. рисовать, лепить, конструировать; (формулировка WS: применять методы и приемы работы с конструктором Lego Education Wedо на занятиях с детьми дошкольного возраста; распределять обязанности по созданию конструкции между детьми и взрослым;

У12. организовывать детский досуг; (формулировка ПС: Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;

У12. осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;

У13. анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;(формулировка ПС: Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения. Формулировка WS: организовывать театрализованную деятельность с детьми дошкольного возраста; владеть техникой вождения кукол;

У14. анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей; (формулировка ПС: Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;

У15. анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции; (формулировка ПС; Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

У16. анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;

Знать:

З1. теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей; (формулировка ПС: Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Формулировка WS: теории и практики разработки и проведения дидактических игр (структуру дидактической игры; этапы ознакомления и проведения дидактической игры);

З2. сущность и своеобразие игровой деятельности раннего и дошкольного возраста; (формулировка ПС: Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. Формулировка WS: принципов конструирования; терминологии Lego Education Wedо;

З3. содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников; (формулировка WS: построения занятия по конструированию с использованием конструктора Lego Education Wedо для детей дошкольного возраста; методики конструирования и разработок (инструкции) Lego Education Wedо;

З4. сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;

З5. содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;

З6. способы ухода за растениями и животными;

З7. психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;

З8. основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;

З9. сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;

З10. содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;

З11. технологии художественной обработки материалов;

З12. основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;

З13. особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;

З14. теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников; (формулировка WS: целей, задач театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста; методики проведения театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста;

З15. виды театров, средства выразительности в театральной деятельности; (формулировка WS: техники вождения кукольных персонажей; техники вождения кукольных персонажей;

З16. теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;

З17. способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей. (формулировка ПС: Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;


В процессе изучения по МДК 02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста, предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая работу с учебной литературой: конспектирование, составление таблиц, схем, тезисов, написание рефератов, подготовка презентаций и др.; разработка дидактических материалов на основе примерных, подобранных студентом и рекомендаций преподавателя: составление конспектов организации физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкультурных досугов, туристических походов: оформление альбомов и др.

При выполнении практических работ основными методами обучения являются самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

Студенты на практических занятиях в зависимости от формы и сложности заданий работают:

- индивидуально;

- в парах;

- в группах (4-6 чел.);

- всей группой.

По окончании работы студенты самостоятельно или с помощью преподавателя осуществляют взаимоконтроль, обсуждают результаты и подводят итоги работы.

Оценка преподавателем выполненной обучающимся работы осуществляется комплексно:

- по результатам выполнения заданий;

- по устной работе;

- по выполненной домашней работы;

- оформлению работы.

Критерии оценки:

Оценка «5» - “отлично” - своевременное и точное выполнение задания преподавателя, полное овладение практическими навыками и их теоретическое обоснование.

Оценка «4» - “хорошо” – при выполнении практических и теоретических заданий допущены не существенные ошибки.

Оценка «3» - “удовлетворительно” - не всегда своевременное и точное выполнение заданий преподавателя.

Оценка «2» - “неудовлетворительно” - не полное овладение навыками и не способность их теоретически обосновать. На занятиях пассивен, небрежен в выполнении заданий преподавателя.


Тема занятия

Тип задания;

задания


Кол-во часов

Тема 1.1. Функции педагогического общения.

Практическое занятие № 1

Семинар «Функция и роль общения в психическом развитии».

2

Тема 1.2. Психолого-педагогические условия организации общения детей дошкольного возраста.

Практическое занятие № 2

Семинар «Условия организации общения детей»

4

Тема 1.3. Культура педагогического общения.

Практическое занятие № 3

Семинар-практикум «Стили педагогического общения»

2

Тема 1.3. Культура педагогического общения.

Практическое занятие № 4

Семинар-практикум «Стиль отношения к детям и стиль руководства детским коллективом»

2

Тема 1.3. Культура педагогического общения.

Практическое занятие № 5

Семинар-практикум «Педагогическое общение. Особенности познания воспитателем детей»

2

Тема 1.3. Культура педагогического общения.

Практическое занятие № 6

Семинар «Условия оптимального педагогического общения»

2

Тема 1.4. Вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей дошкольного возраста.

Практическое занятие № 7

Семинар-практикум «Средства стимулирования и поддержки детей дошкольного возраста»

4

Тема 1.5. Воспитание коммуникативной культуры дошкольников.

Практическое занятие № 8

Семинар-практикум «Развитие речи и коммуникативного поведения»

6

Тема 2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

Практическое занятие № 9

Семинар-практикум «Развитие общения как смена форм общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная».

4

Тема 2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

Практическое занятие № 10

Семинар-практикум «Содержание потребности в общении, ведущие мотивы общения. Основные средства общения».

2

Тема 2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

Практическое занятие № 11

Семинар «Особенности общения ребенка с родителями»

4

Тема 2.1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

Практическое занятие № 12

Семинар-практикум «Особенности общения ребенка с воспитателем. Отношение дошкольника к личности воспитателя»

2

Тема 2.2. Развитие общения дошкольников со сверстниками

Практическое занятие № 13

Семинар-практикум «Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка»

2

Тема 2.2. Развитие общения дошкольников со сверстниками


Практическое занятие № 14

Семинар-практикум «Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная»

4

Тема 2.3. Затруднения общения детей дошкольного возраста.

Практическое занятие № 15

Семинар-практикум «Организация общения с детьми, испытывающими затруднения в общении»

4

Тема 2.3. Затруднения общения детей дошкольного возраста.

Практическое занятие № 16

Семинар «Причина трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей, пути их устранения»

4

Тема 3.1. Учет типологических и гендерных особенностей в организации общения детей дошкольного возраста.

Практическое занятие № 17

Семинар-практикум «Особенности общения детей с разным типом темперамента»

4

Тема 3.2. Методика планирования организации общения детей в процессе различных видов деятельности

Практическое занятие № 18

Практикум «Общение детей в процессе различных видов деятельности.


11



Практическое занятие № 1

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний по теме психолого-педагогические основы общения ребенка со взрослыми

Вопросы для обсуждения

1. Особенности общения дошкольника со взрослыми.

2. Формы общения ребенка со взрослым.

3. Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

4. Как учить ребенка общаться.

5. ФГОС ДО об образовательных областях, обеспечивающих развитие коммуникативной сферы дошкольника.

Задание.

1.Докажите значимость общения для психического развития ребенка:

Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития:

1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания.

2) Передает информацию.

3) ___________________________________________________________________.

4) ___________________________________________________________________.

5) ___________________________________________________________________.

6) ___________________________________________________________________.

2. Раскройте сущность понятия:

Глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания называется __________________________ . Это приводит к следующим физическим и психическим отклонениям _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. М.И.Лисиной было выделено три категории мотивов общения. Назовите их по описанию:

Мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности


Мотивы, которые возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познание нового



Мотивы, которые важны для общения как самостоятельного вида деятельности, оно общение побуждается самим человеком, его личностными особенностями




Практическое занятие № 2

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний по теме психолого-педагогические основы общения ребенка со взрослыми

Вопросы для обсуждения

1.Назовите мотивы общения, роль взрослого и значение общения для ребенка.

2. Дайте характеристику моделям взаимодействия взрослого с ребенком.

Задание.

1.Укажите основные признаки форм общения ребенка со взрослыми:

Ситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослым

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Ситуативно-деловая форма общения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Внеситуативное общение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Заполните таблицу «Мотивы общения»

Мотивы


Роль взрослого


Для ребенка важно




(сотрудничество в игре,

общей деятельности)




(получение впечатлений, познание нового)




(общение как самостоятельный вид деятельности)


2. Заполните таблицу «Модели взаимодействия взрослого с ребенком»

Модель учебно-дисциплинарная


Модель «невмешательства» в жизнь ребенка


Личностно- ориентированная модель

1. Назначение общения






2. Способы общения






3. Тактика общения






4.Поведение ребенка






5. Результат общения







Практическое занятие № 3

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний. Формирование самостоятельности мышления.

Вопросы для обсуждения.

1. Принципы организации специальных занятий, направленных на развитие общения взрослого с ребенком.

2. Цель и задачи, исходя из ФГОС ДО по образовательной области социально-коммуникативное развитие.

3. Целевые ориентиры, предполагающие коммуникативные результаты.

Задание. 1.

Перечислите принципы организации специальных занятий, направленных на развитие общения взрослого с ребенком:

1) Опережающая инициатива взрослого.

2) _____________________________________________________________________.

3) _____________________________________________________________________.

4)_____________________________________________________________________.

5) _____________________________________________________________________.

6) _____________________________________________________________________.

7) _____________________________________________________________________.

8)_____________________________________________________________________.

9) Чаще находите повод, чтобы похвалить ребенка.

Задание 2. Заполните таблицу:

Язык принятия

Язык непринятия

- похвала;

- ласковые слова;

- ___________________________;

- ______________________________


- сравнение не в лучшую сторону;

- _______________________;

- ___________________________________

Задание 3. Сформулируйте цель и задачи, исходя из ФГОС ДО по образовательной области по выбранной теме:

Образовательные области


Целевые ориентиры, предполагающие коммуникативные результаты

социально-коммуникативное развитие

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Тема ______________________________________________________________

Цель_________________________________________________________________

Задачи: _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Задание 4. Взрослые в процессе общения с ребенком учат его правильно общаться. Решите педагогические ситуации, выделив принцип организации общения:

Ситуация


Ваш вариант решения ситуации

Ситуация 1. Бывает, что ребенок расстраивается, огорчается, терпит неудачу. Например, он может в сердцах заявить: «Больше дружить с Игорем не буду!».

Как отреагировать взрослому на такое заявление ребенка?


Ситуация 2. Перед вами огорченный или расстроенный ребенок.

Как выяснить причину его обиды?


Ситуация 3. Мама спросила сына: «Что ты здесь делаешь?» Не дождавшись ответа, она задала ему новый вопрос: «О чем ты думаешь, когда я с тобой разговариваю?»

Любой ли вопрос предполагает ответ?


Ситуация 4. Мама любит говорить сыну: «Мой тебе совет — сначала нарисуй домик, а уже затем — деревья…». Но Витя упорно не слушает ее, делает все по-своему.

Почему сын не следует советам мамы?


Ситуация 5. Мама хвалит Витю: «Молодец, ты просто гений!», «Ты у меня самый умный!» и т. п. Мама же Олега, одобряя поступки своего сына, использует местоимения я и мне вместо ты: «Я очень рада твоим успехам в садике», «Мне понравилось чтение стихотворения».

Оцените различные подходы к похвале детей.



Практическое занятие № 4

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний по теме развитие общения ребенка в младенчестве и раннем детстве.

Вопросы для обсуждения.

1. Эмоционально-личностное общение как предпосылка к овладению речью.

2. Общение со взрослым по поводу предметной деятельности.

3. Особенности общения с ребенком в период кризиса 3лет.

Задание 1.

1.Заполните в тексте пропущенные термины

Зрительное и слуховое сосредоточение, улыбка, гуление, оживление моторики ребенка в ответ на появление взрослого называется _____________________. Л.С. Выготский называл это признаком социальной ситуации «___________», в которой ребенок связан со взрослым.

Это явление характерно для детей ______________ возраста. Ведущим видом деятельности для ребенка является _____________________________________________ .

2. Назовите элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.

Ответ:

 происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;

 _______________________________________________________________;

 ________________________________________________________________;

 _________________________________________________________________.

Охарактеризуйте экспрессивную речь взрослого

Ответная реакция ребенка






Задание 2.

1. Перечислите требования, предъявляемые к игрушке детей младенческого и раннего возраста.

1) ________________________________________________________________;

2) ________________________________________________________________;

3) ________________________________________________________________;

4) ________________________________________________________________;

5) ________________________________________________________________.

2. Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Докажите значение общения ребенка со взрослым по поводу предметной деятельности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое автономная речь ребенка? Как взрослые должны формировать правильную речь ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическое занятие № 5

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний. Формирование самостоятельности мышления.

Вопросы для обсуждения.

1. Эмоционально-личностное общение как предпосылка к овладению речью.

2. Общение со взрослым по поводу предметной деятельности.

3. Особенности общения с ребенком в период кризиса 3лет.

Задание 1.

1. Дайте рекомендации родителям ребенка о том, как должно быть организовано общение в период кризиса 3 лет.

1)__________________________________________________________________________;

2) __________________________________________________________________________;

3) __________________________________________________________________________;

4) __________________________________________________________________________;

5) ___________________________________________________________________________.

2.Составьте вопросы для общения взрослого с трехлетним ребенком при совместном рассматривании картины «Дети на прогулке».



Задание 2.

1. Как правильно организовать овладения предметной деятельностью, которая становится в раннем детстве ведущей?

Заполните таблицу.

Действия ребенка


Действия взрослого

1.Соотносящие

Цель: приведение предметов (их частей) в определенные пространственные отношения.


2.Орудийные.

Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы.


3. С полифункциональными предметами (палочками, шишками, камешками и т. п.).

Цель: замещение отсутствующих предметов.


4. С игрушками (куклами, зайками, мишками и т. п.).

Цель: ребенок учится подражательным действиям.


2. Решите педагогические ситуации, выделив возрастные особенности детей, проявляющиеся в общении:

Ситуация


Ваш вариант решения ситуации

Ситуация 1. Мама, стремясь не баловать своего малыша, не приучает его к излишнему вниманию: сухо и формально исполняет свои родительские обязанности, по часам кормит, перепеленывает, гуляет и т. д., не выражая при этом никаких радостных чувств.

Как скажется такое воспитание


Ситуация 2. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.

Правильно ли, на ваш взгляд, поступает мама? О развитии каких сторон речи заботится мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?


Ситуация 3. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Например, мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!», на что сын ей отвечает: «Не беспокойся, мама,

я удеру и придеру!».

С чем связано подобное явление?


Ситуация 4. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», — и выжидательно посмотрела на бабушку.

Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?


Ситуация 5. Папа с Петей (3 года) чинят сломанную машинку.

Как использовать эту (или подобную) ситуацию для развития правильной речи ребенка и для того, чтобы у ребенка



Практическое занятие № 6

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний по теме психолого-педагогические основы общения дошкольников со сверстниками.

Вопросы для обсуждения.

1. Особенности общения дошкольников со сверстниками.

2. Формы общения дошкольников со сверстниками.

3. Общение в игровой деятельности.

4. Общение мальчиков и девочек.

Задание 1.

1. Назовите условия успешной адаптации ребенка в первые дни пребывания в дошкольном учреждении. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

2. Дополните перечень существенных особенностей общения дошкольников со сверстниками:

1) большое разнообразие коммуникативных действий.

2) _____________________________________________________________________;

3)_________________________________________________________________; 4)_____________________________________________________________________;

5) преобладание инициативных действий над ответными.

Задание 2.

1. Охарактеризуйте формы общения дошкольников со сверстниками

Заполните таблицу.

Форма общения

Характеристика

1

Эмоционально-практическое общение со сверстниками ради себя


2

Ситуативно-деловая



3


Внеситуативно-деловая (не у всех детей)



4


Эмоционально-практическое общение ради сверстника



2. Докажите, что потребность в общении развивается на основе игровой деятельности. (заполните таблицу)


Что требует игра от ребенка


Какие личностные качества формируются


Действия воспитателя
















Практическое занятие № 7

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Углубление и расширение теоретических знаний. Развитие творческой инициативы.

Вопросы для обсуждения.

1. Особенности общения дошкольников со сверстниками.

2. Формы общения дошкольников со сверстниками.

3. Какой точки зрения в воспитании мальчиков и девочек Вы придерживаетесь. Обоснуйте свое мнение.

- Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.

- Другие ученые доказывают, что природные различия между мальчиками и девочками предполагают и определенные социальные роли в будущем.

- Сторонники половой типизации убеждены, что следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Задание 1.

Решите педагогическую задачу.

А. Миша (6 лет) пришел в слезах домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым» (у мальчика действительно рыжие волосы и множество веснушек).

Как мама должна поступить в этой ситуации? Какое значение имеет общение ребенка со сверстниками? Как наладить отношения ребенка со сверстниками?

Решение._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Б. Петя (6 лет) в игре должен был бросить мяч в цель. А Коля в этот момент «под руку» говорит: «Мимо! Мимо!» С проявлением каких качеств личности может быть связана подобная ситуация? Каким должно быть поведение взрослого, если он видит, что взаимоотношения между детьми складываются подобным образом? Решение.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 2.

Разработайте циклограмму реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых). на одну неделю для старшей группы с указанием темы недели, целей и видов (форм) деятельности.


Тема недели


Режимные моменты


Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

ПН


Утро

1. Вид деятельности (игровая, трудовая, общение), тема

2. Цель

3.Форма организации (индивидуальная, групповая, фронтальная )



СР


Прогулка

1. Вид деятельности

2. Цель

3. Форма организации



ПТ


Вечер

1. Вид деятельности

2. Цель

3. Форма организации




Практическое занятие № 8

Время выполнения – 6 часов.

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний по теме психолого-педагогические основы управления общением детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Вопросы для обсуждения.

1. Виды трудностей в общении дошкольников и их причины

2. Методики выявления трудностей в общении дошкольников

3. Методы выявления популярных и непопулярных детей

Задание 1.

1. Охарактеризуйте детей, имеющих трудности в общении со сверстниками, и возможные причины этих трудностей. Заполните таблицу.

Виды трудностей в общении


Характерные особенности детей


Возможные причины трудностей

Импульсивность (гиперактивность)




Заторможенность (пассивность)



Задание 2.

А) Дайте оценку трудностей дошкольника в общении со сверстниками при показателях, указанных в таблице:

Методики

Показатели

произвольности (время ожидания)


осознанности

творческой

самостоятельности

Максим.


Факт

Максим.


Факт

Максим.


Факт

Ситуация 1. Сон»

15мин


3 мин

3, 3, 3 балла

3,2,2 балла

4 балла


1 балл

Ситуация 2. «Конструктор»

5 мин


1 мин

5,3,3 балла

1,2,3 балла

4 балла


2 балла

Ситуация 3. «Рисунок»

5мин


2 мин

5,3,3 балла

2,2,1 балла

4 балла


2 балла

Ситуация 4. «Игрушка»

5 мин


1 мин

5,3,3 балла

1,2,1 балла

4 балла


2 балла

Всего

30 мин

7мин

42 балла

22 балла

16 баллов

7 баллов

Интерпретация. Высокий показатель произвольности у детей, у которых суммарный показатель произвольности окажется не менее 15 баллов (т.е. 50% от максимума). Если соответствующий показатель оказался менее 8 баллов, то ребенок попадает в группу с низкой произвольностью. Группу со средним уровнем развития произвольности составят дети, у которых показатель колеблется от 8 до 15 баллов.

Количественный показатель осознанности подсчитывается путем начисления условных баллов за каждый ответ ребенка в беседе. Он включает три составляющие: осознанность способа действия, осознанность действий партнера и осознанность своих собственных действий. Дети с показателем более 23 баллов составляют группу с высокой осознанностью, а с показателем менее 12 баллов - с низкой.

Уровень творческой активности и самостоятельности ребенка выявляется через выполнение творческой, ненормированной части заданий. Это сочинение сказки или рассказ о себе (методика «Сон»), характер постройки (методика «Конструктор»), оригинальность рисунка (методика «Рисунок»), изобретательность показанных действий с игрушкой (методика «Игрушка»).

Степень творческой самостоятельности ребенка можно оценить количественно с помощью следующей условной шкалы:

0 баллов - полное отсутствие самостоятельных творческих проявлений: ребенок не знает, что рассказывать, строить или рисовать, смотрит на взрослого, ждет его указаний;

1 балл - воспроизведение действий сверстников: ребенок подражает другим детям, заимствует сюжеты и характер их рассказов, рисунков, построек и действий с куклами;

2 балла - низкий уровень творческой самостоятельности: ребенок сочиняет примитивный рассказ (из одного предложения), строит шаблонную постройку, рисует стандартный рисунок (домик или цветочек), показывает свое, но примитивное действие с куклой;

3балла - средний уровень: ребенок составляет рассказ о себе или сочиняет свою сказку (из 2-3 предложений) строит свою более или менее оригинальную постройку и может ее назвать, придумывает свой сюжет рисунка (из 2-3 деталей) и может рассказать, что нарисовал, показывает простое, но оригинальное действие с куклой;

4 балла - высокий уровень: ребенок составляет свой развернутый рассказ или сказку, которые содержат более трех предложений, строит оригинальную постройку из конструктора, комментируя свои действия, создает оригинальный сюжетный рисунок или придумывает достаточно сложное действие с игрушкой.

Высокую творческую активность можно констатировать в тех случаях, когда соответствующий суммарный показатель превышает 8 баллов, а низкую - если он меньше 4. Детей с суммарным показателем творческой самостоятельности от 4 до 8 баллов можно отнести к группе со средним уровнем творческого развития.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Спланируйте личностно-ориентированную модель общения на занятиях с ребенком, учитывая данную характеристику.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Задание 3.

1. Заполните аналитическую карту «Изучение уровня развития общения дошкольника со взрослым»


Показатели развития общения со взрослым (1-2 балла)


ФИ ребенка

Способность к разным контактам (личностный, познавательный, деловой)

По собственной инициативе вступает в общение со взрослым

Способность разговаривать доброжелательным тоном

Слушает и слышит взрослого

Поддерживает тему разговора, возникшую по инициативе взрослого

Отвечает на вопросы взрослого

Отзывается на просьбы взрослого

Не теряется, не нервничает при обращении к нему взрослого

Интерес к общению и совместной деятельности со взрослым

Общий уровень развития общения со взрослым

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


























2. Перечислите используемые методы изучения:

Наблюдение за общением ребенка со взрослыми (режимный момент)________________________________________________________,

моделирование проблемных ситуаций (краткое описание) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Определить уровень развития общения со взрослыми.

Достаточный уровень: 12-18 баллов, преобладают личностные мотивы;

Приближенный к достаточному уровню: 6-11 баллов, преобладают познавательные мотивы;

Недостаточный уровень: 0-5 баллов, преобладают деловые мотивы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Спланируйте групповую и индивидуальную работу с ребенком по развитию общения со взрослыми.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .


Практическое занятие № 9

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по теме психолого-педагогические основы управления общением детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Вопросы для обсуждения.

1. Виды трудностей в общении дошкольников и их причины

2. Методики выявления трудностей в общении дошкольников

3. Методы выявления популярных и непопулярных детей

Задание 1.

1. Охарактеризуйте особенности детей, имеющих определенное положение среди сверстников. Заполните таблицу.

Статус детей среди сверстников


Характерные особенности детей


Причины, определяющие положение ребенка среди сверстников

Популярные








Непопулярные








Задание 2.

1. Заполните аналитическую карту «Изучение уровня развития общения дошкольника со сверстниками» в отношении 1-2 детей.

ФИО

статус ребенка в коллективе


наличие конфликтов

избирательность контактов


широта круга общения

частота вступления в контакт


интенсивность контактов (насыщенность)

длительность общения


общий уровень




























2. Перечислите методы изучения:

- наблюдение за общением ребенка со сверстниками (место, время) _____________________________________________________________________________,

- эксперимент в форме игры (название) ___________________________________________________________________________,

- моделирование проблемных ситуаций - (краткое описание) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Определите уровень развития общения со сверстниками.

Высокий (достаточный) уровень - лидер в коллективе, конфликты отсутствуют, либо редки, низкая избирательность, круг общения достаточно широкий, часто вступает в контакт по собственной инициативе, интенсивность контактов высокая, может долго общаться со сверстником.

Средний (приближенный к достаточному) уровень - предпочитаемый, имеются конфликты с другими детьми, которые иногда разрешаются с помощью воспитателя, избирательность средняя (общается с большинством детей группы, но с некоторыми детьми контакты устанавливает не самостоятельно, а с помощью воспитателя), круг общения достаточный, но иногда вступает в контакт по инициативе воспитателя, частота вступления в контакт средняя (иногда с помощью воспитателя), средняя интенсивность контактов (не всегда эмоционально насыщенны), длительное общение наблюдается в игровой деятельности, особенно с лидерами, с новыми детьми наблюдаются кратковременные контакты.

Низкий (недостаточный) уровень - непредпочитаемый или изолированный, наблюдаются частые конфликты с другими детьми, не умеет их разрешить самостоятельно и прибегает к помощи воспитателя, избирателен в общении, круг общения узкий (1-2 ребенка), редко самостоятельно вступает в контакты с детьми, ждет помощи от воспитателя, интенсивность низкая (не выражена или слабо выражена), длительность общения снижена (кратковременные контакты).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

4. Опишите кратко конкретные ситуации, свидетельствующие о популярности или непопулярности ребенка среди сверстников и их причины. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

5. Спланируйте групповую или индивидуальную работу с ребенком по развитию общения со сверстниками _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 3.

1. Решите педагогическую задачу.

Часто отмечается, что ребенок в группе имеет очень низкий статус. И если ему предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он часто ссорится с другими, обижается, плачет.

Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры? Каковы при этом действия взрослого? От чего зависит популярность и непопулярность дошкольников среди сверстников? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическое занятие № 10

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов по теме типологии дошкольников с трудностями в общении.

Вопросы для обсуждения.

1. Психологические особенности детей, склонных к агрессии

2. Психологические особенности обидчивых детей

3. Психологические особенности застенчивых детей

4. Особенности поведения демонстративных детей.

Задание 1.

1. Выделите психологические особенности детей, склонных к агрессии.

1)_____________________________________________________________________;

2) _____________________________________________________________________;

3)_____________________________________________________________________ .

2. Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Назовите их.

1) ______________________________. Для таких детей важно продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Они используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи), их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других.

2) ___________________________________ используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия становятся средством достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, ведущей роли в игре, выигрыша у своих партнеров.

3) _____________________________________ - дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.


3. Выделите психологические особенности обидчивых детей.

1)_____________________________________________________________________;

2) _____________________________________________________________________;

3)_____________________________________________________________________;

4) _____________________________________________________________________;

5) ____________________________________________________________________ .

4. Выделите психологические особенности застенчивых детей.

1)_____________________________________________________________________;

2) _____________________________________________________________________;

3)_____________________________________________________________________;

4) _____________________________________________________________________;

5) ____________________________________________________________________ .

5. Выделите психологические особенности демонстративных детей.

1)_____________________________________________________________________;

2) _____________________________________________________________________;

3)_____________________________________________________________________;

4) _____________________________________________________________________;

5) ____________________________________________________________________ .

Задание 2.

1. Решите педагогическую задачу.

Вы работаете воспитателем в средней группе. Вам предстоит организовать сюжетно-ролевую игру «Гараж» с детьми 4 -5 лет.

- предложите различные способы руководства игрой со стороны педагога (воспитателя), чтобы организовать общение и предупредить проявление нежелательных личностных качеств детей;

- смоделируйте общение воспитателя с детьми в процессе подготовки (или организации) игровой деятельности________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Практическое занятие № 11

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Углубление и расширение теоретических знаний по теме психолого-педагогическая коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1. Игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками.

2. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.

3. Методические рекомендации по организации общения дошкольников.

Задание.

1. Охарактеризуйте значимость названной игры для развития общения дошкольников со сверстниками. Заполните таблицу.

Название игры


Задачи развития


Условия, средства, приемы, обеспечивающие развитие общения дошкольника

«Солнышко и дождик»




«Раздувайся, пузырь»




«Лохматый пес»





«Лиса и гуси»





Практическое занятие № 12

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Углубление и расширение теоретических знаний по теме психолого-педагогическая коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1. Игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками.

2. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.

3. Методические рекомендации по организации общения дошкольников.

Задание.

1. Покажите психолого-педагогические возможности игр в коррекции общения старших дошкольников на различных этапах. Заполните таблицу.

Этап


Название игры


Условия, приемы, обеспечивающие коррекцию коммуникативной сферы дошкольника

Первый этап - преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других

«Добрые волшебники»


«Царевна Несмеяна»



«Подарки»


«Конкурс хвастунов»


Второй этап направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения,

«Испорченный телефон»



«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»


«Эхо»



«Бабушка Маланья»


«Утка с утятами»


Третий этап - дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах

«Живые куклы»



«Гномики»


«Старенькая бабушка»


На последнем этапе становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими

«Мозаика в парах»



«Рукавички»



Практическое занятие № 13

Время выполнения – 2 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний. Формирование самостоятельности мышления.

Вопросы для обсуждения.

1. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.

2. Методические рекомендации по организации общения дошкольников.

Задание.

1. Определите назначение игр для коррекционной работы с дошкольниками, имеющими трудности в общении. Заполните таблицу.

Название игр


Особенности игр


Назначение в коррекции

«Жизнь в лесу» «Волны» «Муравьи» «Ожившие игрушки»

Общение без слов

отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия, чтобы исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д.

«Переходы» «Разговор сквозь стекло» «Кто сказал?» «Запрещенное движение»

Внимание к другим


«Живые картины» «Слепой и поводырь» «Мостик»

Согласованность действий


«Злой дракон» «Заблудившиеся утята» «Курица с цыплятами»

Общие переживания


«Бабушки и дедушки» «Живые куклы»

Взаимопомощь в игре

кроме сопереживания другому, дают детям возможность помочь и поддержать сверстника

«Спящая красавица» «Пожелания» «Добрые волшебники» «Волшебные очки»

Добрые слова


«Закончи рисунок» «Рукавички» «Мастер и подмастерья»

Помощь в совместной деятельности


Задание 2. Допишите методические рекомендации для организации игр на развитие и коррекцию общения дошкольников.

1. В игре важно научить выполнять два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия - это___________________________________________________. . Правила общения - это ___________________________________________________.

2. Доказательством того, что игра принята, являются _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3. Выбор игры определяется _____________________________________________.

4. Подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо.

5. Соблюдать принцип безоценочности, т.е.________________________________.

6. _____________________________________________________________________.


Практическое занятие № 14

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний. Формирование самостоятельности мышления.

Вопросы для обсуждения.

1. Направления работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников

2. Назовите формы работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников.

Задание.

1.Заполните таблицу «Формы работы с родителями по развитию коммуникативной сферы дошкольников», и дайте им характеристику.

Направления


Задачи


Формы

Педагогическое

просвещение

родителей

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у дошкольников


Включение

родителей

в деятельность

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников




Практическое занятие № 15

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по теме формы работы с родителями по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1. Формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников

2. Методические рекомендации родителям и педагогам по развитию общения.

Задание 1.

Формы работы с родителями можно разделить на группы. Приведите примеры их использования в ДОУ.

Информационно-аналитические: _______________________________________________.

Наглядно-информационные: ___________________________________________________.

Познавательные: _____________________________________________________________.

Досуговые: ___________________________________________________________________.

Задание 2.

1. Подготовьте рекомендации для родителей по вопросу развития коммуникативной сферы ребенка.

2. Давая рекомендации родителям о правилах развития коммуникативной сферы ребенка, научите их использовать нужные выражения:

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты мой любимый", "___________________________________________________________________________".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "___________________________________________________________________________".

3. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Поддерживайте словами «___________________________________________________».

4. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, подержите его словами__________________________________________________ .

5. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " ___________________________________________________________________________».

6. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.«_____________________________________________________________________».

7.Оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил, дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно, не сравнивайте ребенка с другими детьми._____________________________________________________ .

_______________________________________________________________________.



Практическое занятие № 16

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по теме формы работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1. Формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников

2. Методические рекомендации родителям и педагогам по развитию общения.

Задание.

1. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения важно преодолевать «барьеры» общения. Объясните смысл таких «барьеров».

2. Заполните таблицу.

барьер занятости



барьер взрослости



барьер "воспитательных традиций"



барьер "дидактизма"




Практическое занятие № 17

Время выполнения – 4 часа

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Формирование теоретических знаний и практических умений. Закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по теме формы работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.

2. Методические рекомендации по организации общения дошкольников.

Задание .

1. Составьте фразы для совершенствования коммуникативных умений детей:

 для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам" «___________________________________________________________________________»;

 если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом «___________________________________________________________________________»;

 для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты", «___________________________________________________________________________»;

 для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, детей. Предложите упражнения или игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его" «__________________________________________________________________________»;


Практическое занятие № 18

Время выполнения – 11 часов

Условия выполнения – работа на уроке.

Цель. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний. Планирование работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.

Вопросы для обсуждения.

1. Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников.

2. Методические рекомендации по организации общения дошкольников.

Задание.

1. Спланируйте виды деятельности, указав тему и цель.

В раннем возрасте (до трех лет) главной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловая форма. Для нее характерны:

1) потребность в сотрудничестве,

2) деловые мотивы

3) предметно-действенные средства общения.

Воспитатель может показать детям, как можно играть в игрушки, пользоваться атрибутами, предметами. Например, можно показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню.

Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия.

Для этого планируем, например, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

К четырем-пяти годам складывается внеситуативно-познавательное общение ребенка со взрослым. Для него характерны:

1)хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;

2) познавательные мотивы общения, любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;

3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки.

Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.

Ответы взрослого не должны искажать действительность, они должны отражать реальное положение вещей.

Важно поощрять ребенка за его деятельность, поддерживать веру ребенка в свои способности.

Для этого планируем, например, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

К концу дошкольного возраста складывается внеситуативно - личностное общение. Для него характерны:

1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;

2) личностные мотивы;

3) речевые средства общения.

Ребенка начинают интересовать человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей. Воспитатель должен давать ответы на вопросы «Что можно, а что нельзя», «кто добрый, а кто злой», «что хорошо, а что плохо».

Для этого планируем, например, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Разработайте циклограмму реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на одну неделю для одной из групп: для первой младшей группы, для второй младшей группы, для средней группы, для старшей группы или для подготовительной к школе группы с указанием темы недели, целей и видов (форм) деятельности.


Тема недели


Режимные моменты


Совместная деятельность


Самостоятельная деятельность

ПН

Утро

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Прогулка

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Вечер

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации



ВТ

Утро

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Прогулка

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Вечер

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации



СР

Утро

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Прогулка

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Вечер

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации



ЧТ

Утро

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Прогулка

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Вечер

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации



ПТ

Утро

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Прогулка

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации

Вечер

1. Вид деятельности, тема

2. Цель

3. Форма организации



Коллективные формы работы с родителями

Тема_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель. ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальные формы работы с родителями

Тема_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель. ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЛИТЕРАТУРА

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 208 с.

2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст]: - М., 2014.-164 с.

3. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. [Текст]: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.

4. Дубровина И.В. Психология. [Текст]: учеб. для студентов пед. учеб. заведений. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 464с.

5. Дмитриева В.Г 365 развивающих игр и упражнений для детей; [Текст]: Издательство Астрель/Сова Год издания 2009- 256 с.

6. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет [Текст]: Издательство Мозаика-Синтез Год издания, 2015 -128 с.

7. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы [Текст]: / авт.-сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2014. - 215 с.

8. Лесина С.В.. Индивидуальное развитие детей в дошкольных общеобразовательных учреждениях: диагностика, планирование, конспекты занятий. [Текст]: - Волгоград: Учитель, 2010. - 298 с.

9. Смирнова, Е.В., Холмогорова, В.В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст]: // Дошкольное воспитание, 2013, № 8. – С. 73-77. 10. Смирнова О.Е. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. [Текст]: Учебное пособие, М. 2016, 305с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!