СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине БД.01 Русский язык для специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине БД.01 Русский язык для специальности среднего профессионального образования  54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине БД.01 Русский язык для специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям)»

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Промышленно-экономический колледж













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО БД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК




Специальность среднего профессионального образования


54.02.01 Дизайн (по отраслям)





Базовой подготовки





Форма обучения

очная















Орехово-Зуево, 2021 г.

Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и направлены на оказание методической помощи при организации практической работы.

В рекомендациях содержатся результаты освоения, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе выполнения практической работы, а также содержание практических работ обучающихся, методические рекомендации по их выполнению, рекомендуемые источники.





Автор-составитель: Попова Е.И. – преподаватель ПЭК ГГТУ









Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.



Протокол № от « » июня 2021г.



Председатель предметно-цикловой комиссии: __________________/Борисова О. В./

подпись ФИО

























СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….


4

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ………………..


4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………


6

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ……………………………………………………………………



7

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ …………………………………………………

19


ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………..

20



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебная дисциплина БД.01 Русский язык является частью основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Методические рекомендации разработаны с учетом требований ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с рабочей программой дисциплины БД.01 Русский язык.

Методические рекомендации помогут обучающимся в выполнении практических заданий в процессе изучения дисциплины.

В данных методических рекомендациях представлено содержание практических работ обучающихся, а также требования к результатам освоения дисциплины.

Практическая работа выполняется обучающимся на учебных занятиях и включает в себя следующие виды деятельности:

  • осуществление поиска информации в интернете и различных источниках;

  • работа с различными видами словарей;

  • работа с основной и дополнительной литературой по предмету;

  • выполнение тренировочных упражнений;

  • выполнение разных видов языковых разборов;

  • лингвистический анализ текста.

Форма отчётности:

  • выполненная практическая работа;

По результатам выполнения вышеперечисленных форм работы обучающимся выставляется оценка.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

личностных:

Л1. воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

Л2. понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

Л3. осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

Л4. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л5. способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Л6. готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Л7. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных:

М1. владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

М2. владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

М3. применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

М4. овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

М5. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М6. умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных:

П.1 сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

П2. сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

П3. сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

П4. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

П5. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

П6. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

П7. сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

П8. сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

П9. способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

П10. владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

П11. сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

П 12. для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;

сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся

слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

П.13. для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

владение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;

приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.

личностных результатов программы воспитания:

ЛР1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности

ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР13 Выбирающий оптимальные способы решения профессиональных задач на основе уважения к заказчику, понимания его потребностей

ЛР22 Понимающий сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляющий к ней устойчивый интерес

ЛР23 Осваивающий социальные нормы, правила поведения, в группах и сообществах; участвующий в студенческом самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

ЛР24 Формирующий коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ



Раздел 2. Язык и речь

Тема 2.5. Комплексный анализ текста

Практическое занятие №1 «Комплексный анализ текста»


Цель работы: сформировать общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и к самообразованию;

Время выполнения работы: 1 час

Результаты освоения: Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7; ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24; М1, М2, М3, М4, М5, М6; П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10, П11, П12, П13.

Содержание работы:

  1. Прочитайте параграф 5 на страницах 21-24 и параграф 9 на страницах 57-59.

  2. Познакомьтесь с лингвостилистическим анализом текста на примере материалов учебника и выполните самостоятельный анализ текстов в упражнении 19.

  3. По предложенным в параграфах 5 и 9 образцах выполните анализ текста 1, 2, 3 из упражнения 19.

  4. Характеристику текстов запишите в тетради для самостоятельных работ по предложенному в упражнении плану.

Форма отчета: выполненная практическая работа

Критерии оценивания: Приложение 1

Рекомендуемые источники: для студентов: 1;2; интернет- ресурсы: 1,2,3

Раздел 3. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография

Тема 3.5. Правописание приставок на З и С. Правописание И – Ы после приставок

Практическое занятие № 2. Выполнение тренировочных упражнений по орфографии


Цель работы: сформировать общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и к самообразованию; совершенствовать навыки умения в построении алгоритмов написании определенной орфограммы.

Время выполнения работы: 1 час

Результаты освоения: Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7; ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24; М1, М2, М3, М4, М5, М6; П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10, П11, П12, П13.

Содержание работы:

    1. Обратите внимание на следующие слова. Разберите их по составу. Определите и запишите значение этих слов: расчёт, бессчётный, рассчитать, расчистка, исступлённый, растроганный, расстроенный

    2. Вставьте пропущенные з или с.

..бывшиеся мечты, бе..пардонный вопрос, бе..вкусно одетый, ра..строенный взгляд, мирово..зрение, ра..считать доход, чере..чур большой, наговорил ..горяча, ..доровый вид, подробно ра..спросить, ра..троганный до слез, бе..цельное шатание, ..дешние места, и..подтишка глянуть, ..дуру выбросил, бе..конечно большой, четкий ра..чёт, и..ступленный вопль, чре..мерное прилежание. ни..падающие локоны, вылезти и..-под стола

Качественная ...борка, бе..брежный океан, бе..счетное количество, бе..корыстный поступок, ра..считать время, чре..мерное волнение, удивительный ра..сказчик, бе..вкусное блюдо, бе..шумный шаг, ра..строенный, бе..чувственный человек, чере..чур быстро, бе..цельная жизнь, ра..чёт, ра..чистка пустыря, ..дешний обитатель, ..зади дома, …делать и..подтишка.

Вставьте пропущенные е или и. Устно определите значение слов.

пр..зреть опасность, пр..клонить голову перед героем, непр..ходящие ценности, пр..творить мечты, пр..подать урок, пр..дать друг друга, пр..зреть бездомных детей, пр..клонить ветви к земле, пр..ходящий учитель, пр..творить окно, пр..падать к руке, пр..дать форму, пр..бывать на отдыхе, пр..даваться воспоминаниям, пр..емственность поколений, пр..вратности судьбы, пр..пираться с кем-то, пр..дел мечтаний, пр..ступить закон, пр..мчаться на лошади.

Вставьте пропущенные ъ или ьи или ы, где это нужно. Выясните условия написания.

Под..езд, под..тожить, без..ответственный, с..обез..янничать, дез..нфицирующий, мурав..ед, транс..атлантический, без..скусный, лос..он, меж..ярусный, контр..атака, из..скание, сверх..з..сканный, без..звестный, меж..институтский, раз..грать, без..нтересный, пред..стория, сверх..нтеллигентный, пред..юльский, без..мянный, пред..дущий.
Трёх..язычный, батал..он, пред..юбилейный, фельд..егерь, необ..ятный, нав..ючить, п..едестал, кон..юнктура, об..ект, кинос..ёмка, двух..этажный, из..ян, пред..угадать, дез..нформация, трёх..мпульсный, без..сходность, об..грать, без..дейный, меж..здательский, вз..скание, пред..нфарктный, мед..нститут, из..мать, дез..нтеграционный.

Форма отчета: выполненная практическая работа

Критерии оценивания: Приложение 1

Рекомендуемые источники: для студентов: 1;2; интернет- ресурсы: 1,2,3


Раздел 4. Лексика и фразеология

Тема 4.5. Использование лексических средств в языке.

Практическое занятие № 3. Использование лексических средств в языке. Сочинение-рассуждение.

Цель работы: сформировать общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и к самообразованию; совершенствовать навыки написания текста с рассуждением.

Время выполнения работы: 1 час

Результаты освоения: Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7; ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24; М1, М2, М3, М4, М5, М6; П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10, П11, П12, П13.

Содержание работы:


  1. Рассмотрите таблицу. Выясните разницу между пословицами и поговорками. Разделите предложенные вам выражения на пословицы и поговорки. Ответ запишите цифрами:

Пословица

Поговорка

Общее

Краткость суждений.

Выражение народной мудрости, накопленной веками.

Обладают рифмой и ритмом.

Различия

Является законченным суждением.

Часть законченного суждения.

Всегда несет четкий дидактический характер.

Средство характеристики человека в устной форме.


Одно слово обычно заменяется образом.

  1. Бог правду видит, да не скоро скажет.

  2. Ваши-то речи да богу в уши.

  3. Все птички крыльями машут, да не все летают.

  4. Не всё то золото, что блестит.

  5. Бог не выдаст - свинья не съест.

  6. Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

  7. Кто к чему родится, тот к тому и пригодится.

  8. Веселым пирком да и за свадебку.

  9. Для бешеной собаки семь верст не крюк.

  10. Чует кошка, чье мясо съела.

Поговорки:


Пословицы:



  1. Составить словарик пословиц и поговорок с иллюстрациями (3 темы по 5-7 пословиц на каждую).

  2. Придумать и записать короткую историю, выводом из которой может быть пословица.

Форма отчета: выполненная практическая работа

Критерии оценивания: Приложение 1

Рекомендуемые источники: для студентов: 1;2; интернет- ресурсы: 1,2,3



Тема 4.5. Использование лексических средств в языке.

Практическое занятие № 4. Использование лексических средств в языке.

Цель работы: сформировать общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и к самообразованию; совершенствовать навыки словоупотребления.

Время выполнения работы: 1 час

Результаты освоения: Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7; ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24; М1, М2, М3, М4, М5, М6; П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10, П11, П12, П13.

Содержание работы:


Вариант № 1
1.Составьте словосочетания со словами с учетом поставленного ударения: 
Образец выполнения: Подвижной состав – подвижный ребёнок.
собрались-собрались, выкупать-выкупать, пропуски-пропуска, цветы-цвета.
2.Объясните значения слов иноязычного происхождения: 
Образец выполнения: Раритет - редкость.
Дайджест, спикер, рейтинг, инвестор, менеджер, слайд, менталитет, брокер.
3.Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний, запишите их в исправленном виде.
1.Катерина оказала протест против «темного царства».
2.Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

3.Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
4.Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению. 
Образец выполнения: Бежать сломя голову – бежать быстро . Иди спокойно , не надо бежать сломя голову. 
Втирать очки, вилять хвостом, пир во время чумы, ахиллесова пята.
5.Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.
1.(индустрия, промышленность) в постперестроечный период переживает кризис.
2.Дня через два организм вырабатывает (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает.
3.Его очерки запечатлели (специфический, характерный) черты северной природы.
6.Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения и запишите в исправленном виде.

  1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.

  2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

  3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.

  4. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

  5. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

  6. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями,

  7. Уж топтался на одном месте: он не мог влететь.

  8. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.


Вариант № 2

  1. Составьте словосочетания со словами с учетом поставленного ударения: 
    Образец выполнения: Подвижной состав – подвижный ребёнок.
    Поддержание — поддержка, укачанный — укаченный, крёстный — крестный, будний — будничный.

  1. Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Образец выполнения: Раритет - редкость.
Менеджмент, спич, ланч, инвестиции, официозный, паритет, паблисити, осанна.
3. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.
1. В документе акцент ставился на необходимости акционировать капитал.

  1. Ему принес благодарность сам генерал!

  2. Когда милиционер предложил хулигану выйти, тот оказал неповиновение.

  3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.
    Образец выполнения: Бежать сломя голову – бежать быстро . Иди спокойно , не надо бежать сломя голову. 
    Бить баклуши, менять кукушку на ястреба, живой как ртуть, по Сеньке шапка.
    5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариантЗапишите предложения.

  1. (Дефекты/ изъяны), обнаруженные в нашей продукции, являются заводским браком, поэтому товар подлежит обмену.

  2. Дети, между «что» и «то», когда они вместе означают «нечто, что-нибудь», нужно ставить

(дефис/ черточку).


6. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложении и запишите в исправленном виде.
1.Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.
2.С помощью цифр, расположенных слева и вверху таблицы, расшифруйте зашифрованный рисунок.
3.Одни растения могут быть гораздо дороже других.
4.Выступающий на собрании поставил акцент на активности участия студентов в проводимых мероприятиях.
5.Это лекарство поможет вернуть радость и полноту движения.
6.У меня закралось мнение, что в этом случае какие-то махинации, что-то нечисто.
7.Дидактический метод Холмса достоин восхищения.
8.После первой же встречи их отношения стали вражескими.

Форма отчета: выполненная практическая работа

Критерии оценивания: Приложение 1

Рекомендуемые источники: для студентов: 1;2; интернет- ресурсы: 1,2,3


Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография

Тема 5.3. Чередование в корнях.

Практическое занятие № 5. Морфемика и словообразование. Выполнение тренировочных упражнений

Цель работы: сформировать общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и к самообразованию; выработать навыки грамотного письма, орфографической зоркости с помощью анализа состава слова.

Время выполнения работы: 1 час

Результаты освоения: Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7; ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24; М1, М2, М3, М4, М5, М6; П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10, П11, П12, П13.

Содержание работы:

Вариант № 1
1. Укажите неверные утверждения:
Образец выполнения: 1- А
А) Корень- это значимая часть слова.
Б) Окончание является словообразующей морфемой.
В) Основа – часть слова, выражающая лексическое значение слова.
2. Укажите способ образования слов: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, морфологический.
Образец выполнения: пароход - сложение
А) восходить Б) подоконник В) гниль Г) спецкор
3. Образовать родственные (однокоренные) слова от слова « вера».
4. Выполните разбор слова по составу: вырвали.
5.Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.
Образец выполнения: игривый шимпанзе.
Вульгарн… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… драпри, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн… конферансье.
6. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значения и выбор грамматической формы.
Образец выполнения: Дано предложение: В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых учёных. 
Медресе - высшая духовная школа мусульман. Родовое понятие «школа» - существительное женского рода – следовательно : В Багдаде я учился в большой медресе у знаменитых учёных..
1. Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль. 

2. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю. 

3.У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 

4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини. 

5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно.
7. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными; отредактируйте предложения.
Образец выполнения: Дано предложение: Трое портних были награждены поездкой в Москву. 
Форма «трое» является неверной, так как собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода.- надо: три портнихи.
1. Четверым балеринам предложили участие в конкурсе. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

Вариант № 2
1. Укажите неверные утверждения:
Образец выполнения: 1- А
А) Морфемы - это значимые части слова.
Б) Основа является морфемой.
В) Окончание выражает грамматическое значение слова.
2. Укажите способ образования слов: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, морфологический.
Образец выполнения: пароход – сложение

А) отдых Б) рассвет В) ткацкий Г) МХАТ
3. Образовать родственные (однокоренные) слова от слова «цвет».
4. Выполните разбор слова по составу: снова.
5. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Образец выполнения: игривый шимпанзе.

Вкусн… кули, прохладн… мацони, уважаем… кюре, сочн… манго, молод… марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, матов… габбро, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго.
6. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значения и выбор грамматической формы.
Образец выполнения: Дано предложение: В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых учёных. 
Медресе - высшая духовная школа мусульман. Родовое понятие «школа» - существительное женского рода – следовательно : В Багдаде я учился вбольшой медресе у знаменитых учёных..

1.Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн… денди. 2. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби. 3. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен… зеро. 4. Местных жителей мучил… бери-бери, котор… казал… неизлечим… 5. Женщины выдергивали жирн… иваси, застрявш… в сетях. 
7. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными; отредактируйте предложения.
Образец выполнения: Дано предложение: Трое портних были награждены поездкой в Москву. 
Форма «трое» является неверной, так как собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода.- надо: три портнихи.
1. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 2. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 3. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток. 
Форма отчета: выполненная практическая работа

Критерии оценивания: Приложение 1

Рекомендуемые источники: для студентов: 1;2; интернет- ресурсы: 1,2,3


Раздел 6. Морфология и орфография

Тема 6.16. Части речи и их использование.

Практическое занятие № 6. Анализ морфологических особенностей частей речи в тексте.

Цель работы: сформировать общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и к самообразованию; выработать навыки грамотного письма, орфографической зоркости с помощью анализа морфологических особенностей слова; сформировать умение пользоваться нормами русского литературного языка и применять знания о них в письменной речевой практике.

Время выполнения работы: 1 час

Результаты освоения: Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7; ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24; М1, М2, М3, М4, М5, М6; П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10, П11, П12, П13.

Содержание работы:

    1. вариант

1. Что обозначает имя прилагательное как часть речи?

А) предмет; Б) признак предмета; В) действие предмета.

2. Найдите правильное утверждение:

А) Род имен существительных – это непостоянный признак.

Б) Имена существительные изменяются по родам (в ед.ч.), числам и падежам.

В) Постоянными признаками имени существительного являются:

род, склонение, отнесение их к собственным или нарицательным именам, одушевлённым или неодушевлённым.

3. Укажите ряд слов, в котором все существительные одушевлённые:

А) человек, народ, котёнок, медведь; Б) кукла, матрёшка, воробей, динозавр;

В) взвод, стая, валет, туз;

4.Укажите ряд слов, в котором все существительные относятся к мужскому роду.

А) рояль, шампунь, мозоль, лебедь, атташе; Б) бандероль, тюль, рояль, бра, маэстро;

В) шимпанзе, конферансье, какаду, картофель.

5.Укажите имя существительное женского рода: 
А) туннель; Б) тюль; В) шинель; Г) ковыль. 
6. Как называются следующие имена существительные: болтунишка, лежебока, непоседа, грязнуля, плакса, умница и т.п.

А) имена сущ-е общего рода; Б) несклоняемые имена сущ-е; В) разносклоняемые им. сущ-е.

7.Каким способом было образовано существительное «сотрудник»?

А) приставочным; Б) приставочно-суффиксальным; В) суффиксальным.

8.Какое(ие) имя (имена) существительное было образовано(ы) способом сложения с соединительной гласной:

А) камнепад; Б) сокурсник; В) орденоносец;

Г) спортгородок; Д) северо-восток; Е) лесоруб.

9.В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется «Е»?

А) уступать в скорост…; Б) изменения в расписании…; В) идти по алле…

10.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется «Ь»? 
А) доч…; клич…; брош…; чуш…  В) печ…., дич… чертёж...  Б) суш..., глуш…, врач…, трубач… Г) фальш…, пустош…, роскош…
11. В каком слове на месте пропуска пишется «Ы»? 
А) 
птиц…но перо; Б) новый ц...линдр; 

Б) ц...рковое представление;  Г) пушистый ц...плёнок.

12.В каком слове пропущена буква «О»? 
А)
 нар...щение; В) неприк...саемый;

Б) пог...релец; Г) оз...ряющий.

13.В каком ряду(ах) «НЕ» со словами пишется слитно:

А) (не)аккуратность ученика; прослыть (не)веждой;

Б) (не)аккуратность, а опрятность; рассказывать (не)былицы;

В) большие (не)взгоды); (не)точность в ответе.

14.В каком ряду в обоих словах пропущена буква «Ё»? 
А) крыж…вник, ш…рох, ч…рный; В) ш…колад, ж…нглер, ч…лка;
Б) реш…тка, щ…лкать, ч…рствый; Г) щ…тка, пч…лка, ш…в.

15.Укажите ряд слов, в котором все сложные существительные пишутся через дефис.

А) (микро)район, ( пол)ложки; Б) (пол)абрикоса, (пол)страны;

В) (премьер)министр, (юго)восток; Г) (полу)месяц, (универ)маг.

16.У какого прилагательного неверно определён разряд? 

А)  Холодный (ветер) – качественное прилагательное;

Б)  классный (журнал) – относительное прилагательное;

В) лисья (нора)  -  притяжательное;

Г)  железная (дверь) – качественное прилагательное.

17.Укажите правильную характеристику выделенного в предложении слова: 
Над сырыми крышами БЛИЖАЙШИХ домов неясно маячили верхушки деревьев.
А) прилагательное в простой сравнительной степени 
Б) прилагательное в составной сравнительной степени 
В) прилагательное в простой превосходной степени 
Г) прилагательное в составной превосходной степени 

18.Каким членами предложения являются выделенные прилагательные?

Корень учения ГОРЕК, да плод его СЛАДОК.

А) сказуемыми; Б) определениями; В) обстоятельствами.

    1. вариант

1.Что обозначает имя существительное как часть речи?

А) действие предмета; Б) признак предмета; В) предмет.

2.Найдите правильное(ые) утверждение(я):

А) Род имен прилагательных – это непостоянный признак.

Б) Относительные имена прилагательные не имеют краткой формы и степеней сравнения.

В) Притяжательные прилагательные имеют степени сравнения.

3. Укажите ряд слов, в котором все существительные неодушевлённые:

А) народ, группа, матрёшка; Б) кукла, кисточка, альбом;

В) отряд, стая, полк;

4.Укажите ряд слов, в котором все существительные относятся к среднему роду.

А) шампунь, мозоль, меню; Б) бра, маэстро, полотенце;

В) конферансье, бра, озеро; Г) повидло, досье, меню.

5.Укажите имена существительные мужского рода: 
А) мозоль; Б) тюль; В) шинель; Г) маэстро. 
6. Как называются следующие имена существительные:

ворота, ножницы, вилы, качели, санки, брюки и т.п.

А) несклоняемые имена сущ-е; Б) разносклоняемые им. сущ-е.

В) имена сущ-е, имеющие только форму множ. числа;

Г) имена сущ-е, имеющие только форму един.числа;

7.Каким способом было образовано прилагательное «неприятный»?

А) приставочным; Б) приставочно-суффиксальным; В) суффиксальным.

8.Какое(ие) имя (имена) существительное было образовано(ы) способом сложения без соединительной гласной:

А) водопад; Б) сотрудник; В) друзья-приятели;

Г) спортплощадка; Д) спецодежда.

9.В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется «И»?

А) на небосклон …; Б) написать в сочинени…; В) о зимней стуж…

10.В каком ряду во всех словах на месте пропуска не пишется «Ь»? 
А) клич…; чуш…, палач…  В) дич…, чертёж..., меч…. Б) глуш…, врач…, трубач… Г) страж…, грабёж…, трикотаж…
11. В каком слове на месте пропуска пишется «И»? 
А) 
наб…рать союзников; Б) разб…ру вещи; 

В) зап….реться на ключ;  Г) зам…рли в ожидании

12.В каком слове пропущена буква «А»? 
А)
 утренняя р…са; В) утренняя з…ря;

Б) заг…рел на пляже; Г) маленький р…сточек.

13. В каком ряду «НЕ» со словами пишется слитно:

А) (не)грамотные ученики;; (не)хороший, а плохой;

Б) (не)вежливый человек; случилось (не)счастье;

В) (не)точность в ответе; (не)внимательный, а рассеянный.

14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква «О»? 

А) крыж…вник, ш…рох, пч…лы,; В) ш…колад, ж…нглер, ж…кей;
Б) реш…тка, обж…ра, ш…в; Г) щ…тка, ч…порный, ш…в.

15. Укажите ряд слов, в котором все сложные существительныепишутся слитно.

А) (микро)космос, ( пол)луны; Б) (аэро)вокзал, (пол)часа;

В) (пол)страны; (вагон)ресторан; Г) (полу)мрак, (пол)огурца.

16.У каких прилагательных верно определён разряд? 

А)  медвежья (берлога) – относительное прилагательное;

Б) материнская (забота)  -  притяжательное;

В)  стальная (дверь) – относительное прилагательное.

17. Укажите правильную характеристику выделенногов предложении слова: 
Митраша был МОЛОЖЕ сестры на два года.

А) прилагательное в простой сравнительной степени 
Б) прилагательное в составной сравнительной степени 
В) прилагательное в простой превосходной степени 
Г) прилагательное в составной превосходной степени 

19. Каким членом предложения является выделенное

прилагательное?

Я вспомнила САМЫЙ РАДОСТНЫЙ день в своей жизни.

А) сказуемым; Б) определением; В) обстоятельством.

Форма отчета: выполненная практическая работа

Критерии оценивания: Приложение 1

Рекомендуемые источники: для студентов: 1;2; интернет- ресурсы: 1,2,3



Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема 7.7. Бессоюзные предложения

Практическое занятие № 7. Синтаксический анализ текста

Цель работы: сформировать общекультурные компетенции: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность к самоорганизации и к самообразованию; выработать навыки грамотного письма, орфографической зоркости с помощью анализа синтаксической структуры предложения.

Время выполнения работы: 1 час

Результаты освоения: Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7; ЛР1, ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24; М1, М2, М3, М4, М5, М6; П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10, П11, П12, П13.

Содержание работы:


Вариант №1
I. Согласование сказуемого с подлежащим.
- Исправьте предложения, объясните ошибки.
Образец выполнения: Дано предложение: У сарая стояло три тройки.
Числительные два, три, четыре требуют употребления сказуемого во множественном числе. Правильно будет: У сарая стояли три тройки.

  1. Ряд столов стояли посередине аудитории.

  2. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

  3. На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

  4. Прошли сто лет.
    II. Согласование определений и приложений
    -Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

  1. Три (соседние - соседних) здания были построены недавно.

  2. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом - глазами).
    - Допишите, где нужно, окончания в приложениях - географических названиях. 

  1. Некоторое время он жил в городе Алма - Ат…

  2. Пароход приближался к острову Кипр…

  3. Поезд приближался к станции Тул…
    III. Управление
    - Исправьте предложения, объясните ошибки.
    Образец выполнения: Дано предложение: Мать сильно беспокоилась за сына.. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления.: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь. Правильно будет: Мать сильно беспокоилась о сыне.

  1. Докладчик оперировал с непроверенными данными.

  2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

  3. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

  4. В выходной день мы с товарищем были в опере.
    IV. Предложения с однородными членами
    - Исправьте предложения, объясните ошибки.
    Образец выполнения: Дано предложение: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия. Имеется в виду , что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно. 

  1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

  2. Организована производственная практика учащихся средних школ на заводах, МТС и колхозах.

  3. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
    V. Причастный оборот
    - Исправьте предложения, объясните ошибки.
    Образец выполнения: Дано предложение: Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы, поплатятся жизнью. Ошибочна форма причастия со значением будущего времени., так как у причастия нет будущего времени. Правильно будет: … , которые попытаются

  1. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

  2. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка.

  3. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

  4. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
    VI. Деепричастный оборот
    - Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение

  1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав указания сестре).

  2. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала).

  3. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль).

  4. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

VII. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Запишите цифры, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

  1. Луна осветила равнину... и стала круто взбираться по звездному куполу неба.

  2. Погода была тихая... и пруд словно заснул.

  3. Отец и мать дали тебе жизнь... и живут для твоего счастья.

  4. Душно стало в сакле ... и я вышел освежиться.

  5. В нашей стране растут новые города... и строятся тысячи мощных предприятий.

VIII. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Запишите цифры, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

  1. В ... действительности все оказалось гораздо сложнее.

  2. Не трогайте ничего: все ... должно быть... на своих местах.

  3. Ему никто... наверное... не был нужен.

  4. Счастье... казалось... таким огромным.

  5. В общем... готов писать бесконечное письмо, которое тебе наскучит.


Вариант № 2.
I. Согласование сказуемого с подлежащим
- Исправьте предложения, объясните ошибки.
Образец выполнения: Дано предложение: У сарая стояло три тройки.
Числительные два, три, четыре требуют употребления сказуемого во множественном числе. Правильно будет: У сарая стояли три тройки.

    1. На экскурсию пошли все десять школьников.

    2. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

    3. Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

    4. Много выпускников нашей школы пошли работать на завод.

II. Согласование определений и приложений
- Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

  1. Квартира делилась на две (неравные-неравных) части.

  2. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны-сторон).
    - Допишите, где нужно, окончания в приложениях - географических названиях.

    1. Упорные бои шли на реке Висл…

    2. Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид…

    3. Астрономы изучали движение планеты Марс

III. Управление
- Исправьте предложения, объясните ошибки.
Образец выполнения: Дано предложение: Мать сильно беспокоилась за сына.. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления.: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь. Правильно будет: Мать сильно беспокоилась о сыне.
1. Ответ по заявлению был получен немедленно.
2. Посевы производились согласно указаний агронома.
3. Мой брат недавно вернулся с Крыма.
4. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.
Предложения с однородными членами
- Исправьте предложения, объясните ошибки.
Образец выполнения: Дано предложение: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия. Имеется в виду, что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно. 
1) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
2) Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся восьмых классов.
3) Работа профкома ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.
V. Причастные обороты.
- Исправьте предложения, объясните ошибки.
Образец выполнения: Дано предложение: Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы, поплатятся жизнью. Ошибочна форма причастия со значением будущего времени., так как у причастия нет будущего времени. Правильно будет: … , которые попытаются

  1. Писатель рассказывал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

  2. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.

  3. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
    VI. Деепричастные обороты.
    - Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.

  1. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освящая ее неярким светом).

  2. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (ведя его за руку; посадив на стул).

  3. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете).

  4. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то).

  5. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

VII. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Запишите цифры, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

  1. Я хорошо закончил школу... и, хотя мы жили в Киеве, приехал в Москву поступать в университет.

  2. Близкие живут в нашей памяти... и память эта всесильна.

  3. Рука бойцов колоть устала... и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.

  4. Тысячи насекомых проснулись в высокой траве... и наполняли воздух непрерывными звуками.

  5. Во влажном саду стояла тишина... и крепко пахло душистым тополем.


VIII. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Запишите цифры, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

  1. Она ... должно быть... много горя перенесла на своем веку.

  2. Пожалуй ... самыми заметными жителями поселка были мальчишки.

  3. До станции... примерно... час ходьбы.

  4. Она отнеслась... к несчастью... совершенно спокойно.

Форма отчета: выполненная практическая работа

Критерии оценивания: Приложение 1

Рекомендуемые источники: для студентов: 1;2; интернет- ресурсы: 1,2,3




РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ


Для студентов:

  1. Антонова, Е. С. Русский язык : учебник для студентов СПО / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 8-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 409 с.

  2. Воителева, Т. М. Русский язык : сборник упражнений : учебное пособие для студентов СПО / Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 174 с

Интернет-ресурсы:

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblioclub.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

3. Электронная библиотечная система «Юрайт» biblio-online.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblio-online.ru/, свободный. – Загл. с экрана.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии оценки

Оценка «5» - выставляется, если обучающийся дает правильные формулировки, точные определения основных понятий, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «4» - выставляется, если обучающийся удовлетворяет тем же требованиям, но допускает единичные ошибки, неточности, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» - выставляется, если обучающийся знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке основных понятий, излагает материал недостаточно последовательно.

Оценка «2» - выставляется, если обучающийся обнаруживает существенные пробелы в знаниях основного материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающих их смысл, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!