СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02История к ОПОП по специальности 21.02.15 Открытые горные работы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием, работа с картой.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02История к ОПОП по специальности 21.02.15 Открытые горные работы»

18


Государственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное автономное учреждениеАМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАЙЧИХИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»







РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦК общих гуманитарных,

социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин

Зам.директора по УПР

_________________А.Н.Балбалин

Протокол № ______

«_____»_______2020 г.

от «_____»_______2020г.


Председатель ЦК

______________/ О.А.Ковтун




Приложение _______

к ОПОП по специальности

21.02.15 Открытые горные работы





Методические рекомендации

по выполнению практических занятий

по учебной дисциплине

ОГСЭ.02История















2020 г.



Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации составлены на основе профессиональной образовательной программы курса «История» ОГСЭ.02 в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 21.02.15 Открытые горные работы.

Методическое пособие включает в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием, работа с картой.

История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин.

Целью преподавания дисциплины является формирование целостного представления о всемирном историческом процессе, выработка четкого мировоззрения и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке событий, происходящих в мире и обществе.

Целью данного практикума является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений.

Наличие данной цели обусловило ряд задач:

- сформировать представления о современном историческом процессе и истории РФ как неотъемлемой части всемирной истории;

- вооружить студентов необходимыми знаниями о фактах, событиях, процессах современной истории России;

- выявить основные тенденции общественно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития современной России;

- обозначить основные проблемы исторического развития новейшей России и познакомить студентов с актуальными общественными дискуссиями по этим вопросам;

- привить обучаемым навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования;

- развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, гистограммами, графиками, таблицами и схемами);

- развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов;

- сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации;

- повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны;

- развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность;

- развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.

Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. (НАТО, ОДКБ, ШОС, ЕВРАЗЕС и т.д.)

Дисциплина «История» как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.

Критерии оценок: оценивается работа по четырехбалльной системе.

Оценка «5» выставляется, если студент:

- безошибочно выполнил задание;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент:

- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если студент:

- имеет отдельные представления о материале;

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки



Темы практических занятий

Номер занятия

Тема

Кол-во часов

19-20

Семинар на тему «Модернизация экономики России как условие национальной безопасности государства».

Основные направления модернизации экономики России в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию. Наука и инновационный бизнес как основа модернизации экономики России. Роль государства в регулировании российской экономики. Обеспечение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке в условиях глобализации. Необходимость развития малого бизнеса

2

29-30

Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ (к.XX- н.XXI вв)

Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Чеченская война в России. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Аджарии, суверенитеты Абхазии и Южной Осетии. Крах вооружённого нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии в 2009 году


2

41-42

Глобальные проблемы человечества и международные отношения

Понятие «глобальная проблема». Причины появления глобальных проблем. Сущность глобальных проблем: 1) проблемы окружающей среды и природных ресурсов (экология, водо- и энерго-обеспечение, голод); 2) демографические и социальные проблемы (демография, преступность); 3) проблемы безопасности (региональные и локальные конфликты, гонка вооружений, международный терроризм, ядерное и обычное оружие: проблема распространения и применения).


2

47-48

Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире

Постмодернизм – новая культурная эпоха, ее мировоззренческие установки (М.Фуко, Ж.Деррида, Р.Рорти). Центральная проблема постмодернизма –проблема языка и концепция знака. Постмодерн в искусстве. Универсализация, или вестернизация культуры. СМИ и массовая культура. Развитие национальных культур. Культурные традиции России.

2






Практическое занятие № 1Семинар на тему «Модернизация экономики России как условие национальной безопасности государства».


Учебная цель: Закрепить и структурировать знания, полученные ранее по теме: «Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему».

Учебные задачи:

1. Продолжить формировать умение выделять главное, анализировать и сопоставлять информацию. Высказывать свою точку зрения, приводить доводы.

2. Развивать навыки работы с текстовым материалом.


Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:

Студент должен

уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:

  • Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.

  • мультимедиапроектор


Приобретаемая компетентность: самостоятельность мышления, умение ставить и решать задачи.


Задания для практического занятия:


Задание 1. Работа с текстом (послание Президента РФ на текущий год).

Творческое задание на дом: разработать презентацию по основным направлениям, указанным в послании Президента РФ Федеральному Собранию на текущий год (по выбору студента).


Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете – это работа-исследование.


Требования к оформлению презентаций

1.     Структура материалов в электронном виде

  • Титульный слайд;

  • Информационные слайды;

  • Завершающий слайд.

   В титульном слайде указываются:

  • Тема доклада, которая должна полностью соответствовать теме опроса;

  • Фамилия, имя составителя.

Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные. Графические материалы, предназначенные для более  четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе. Выбор типа информации, схем структурирования данных, очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком. Завершающий слайд содержит те же данные, что и титульный слайд.


2. Оформление слайдов

  • Рекомендуется использовать светлый фон слайдов

  • Используемые шрифты TimesNewRoman, Arial, ArialNarrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Начертания: обычный, курсив, полужирный

  • Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда

  • Рекомендуемые размеры шрифтов – для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18.

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. Следует использовать рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. Все рисунки, схемы, таблицы должны

быть подписаны.



Задание 2. Защита презентаций.



Практическое занятие № 2

Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ (к.XX- н.XXI вв)


Учебная цель: охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности, в России и странах СНГ (к.XX- н.XXI вв); определить каковы последствия национальных конфликтов.

Учебные задачи:

1. Продолжить формировать умение выделять главное, анализировать и сопоставлять информацию. Высказывать свою точку зрения, приводить доводы.

2. Развивать навыки работы с текстовым материалом, историческими источниками.

3. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей, расовой принадлежности, культурных ценностей


Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:

Студент должен

уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:

  • Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.

  • мультимедиапроектор


Приобретаемая компетентность: самостоятельность мышления, умение ставить и решать задачи.


Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.

Задания для практического занятия:


Задание №1: После просмотра видеоматериала, ответьте на вопросы:

1) Перечислите факторы, влияющие на межнациональные конфликты

2) Как зарождались межэтнические конфликты в России и странах СНГ (к. XX - н.XXIвв)?


Задание №2: Проанализируйте данные источника (приложение 1), и заполните таблицу

«Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX - в начале XXI вв.»

Название конфликта

Дата

Причины

Содержание

Итог








Приложение 1

Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX - в начале XXI вв.

Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Чеченская война в России. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об истории и современном состоянии развития межнациональных и религиозных конфликтов в западных государствах

Знать:причины межнациональных конфликтов в Испании, Франции, Бельгии, Великобритании, США и Канаде, а также меры, предпринимаемые для их разрешения.

Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в странах Запада и степень приемлемости этого опыта для современной России. 


Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и антинационалистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией. Еще в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - автономной области в составе Азербайджана. 74 % ее населения составляли армяне. Поскольку их жалобы на неравноправное положение игнорировались, в Карабахе в 1988 г. был проведен референдум. Большинство его участников высказались за присоединение области к Армении. Ее отноше­ния с Азербайджаном резко обострились, в городах обеих рес­публик начались погромы. Армяне бежали из Азербайджана, азербайджанцы - из Армении. Вмешательство Советской ар­мии лишь усугубило положение. В 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил независимость и, опираясь на помощь Армении, сформировал боеспособную армию. В 1992-1994 гг. разверну­лись полномасштабные военные действия, в результате кото­рых армянские и карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. С 1993 г. при посредничестве Организации по бе­зопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) шли переговоры о мирном урегулировании конфликта. В мае 1994 г. был подпи­сан протокол о прекращении огня. Однако окончательного ре­шения проблемы так и не найдено. Позиция ОБСЕ состоит в том, что необходимо сохранить территориальную целостность Азербайджана и одновременно гарантировать защиту прав ар­мянского населения Карабаха. Но Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то что он не признан междуна­родным сообществом. Продолжается блокада границ Армении со стороны Азербайджана и дружественной ему Турции.К 1993 г. армяне контролировали не только территорию НКР, но и часть азербайджанских территорий. В результате поражений азербайджанской армии власти пришел Г. Алиев, предпринявший шаги к улучшению отношений с Москвой. В результате 24 сентября 1993 г. Азербайджан в СНГ, а 12 мая 1994 г. при посредничестве России в Бишкеке был подписан договор о прекращении огня. Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России ведется без видимого успеха до настоящего времени. Угли непогашенного костра тлеют до сих пор!

Конфликт вокруг Приднестровья. Другой конфликт, возникший на постсоветском простран­стве и до сих пор сохраняющий остроту, связан с восточной ча­стью Молдовы - Приднестровьем. Значительную часть его насе­ления составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдове, провозгласили ее госу­дарственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ на это в Приднестровье в 1990 г. образова­лась Приднестровская Молдавская Республика. Первоначально выдвигалось требование признания федеративного статуса этой республики в рамках Молдовы. Затем, в 1991 г., было заявлено о независимости Приднестровья.

В результате и в Молдове, и в Приднестровье стали созда­ваться собственные воинские формирования. В 1992 г. между ними начались боевые действия. Они были прекращены толь­ко в результате вмешательства российских войск, находивших­ся на территории Приднестровья. В 1997 г. при посредничестве России и Украины удалось подписать соглашение, по которо­му Молдова признавалась единым государством, обязанным уважать интересы населения Приднестровья. Однако само­провозглашенная республика продолжает считать себя незави­симой.

Противоречия в Абхазии и Южной Осетии. Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. Абхазия до 1931 г. имела статус союзной республики в составе СССР, а затем - автономной республики в составе Грузии. В 1990 г. Аб­хазия объявила о своем суверенитете. На ее территории с 1991 г. начались вооруженные столкновения. В 1994 г. в Абхазию всту­пили миротворческие силы СНГ. В зону конфликта прибыли наблюдатели ООН. Это позволило добиться прекращения во­енных действий, однако политическое урегулирование кон­фликта до сих пор не достигнуто. Абхазия по-прежнему являет­ся не признанным международным сообществом государством. Ее статус не устраивает Грузию.

Автономная республика в составе Грузии - Южная Осетия в 1990 г. также выдвинула требования о своем преобразовании в союзную республику. Это было ответом на приход к власти в Грузии националистического правительства во главе с З.К. Гам- сахурдией, который провозгласил лозунг «Грузия для грузин» и заявил о ликвидации автономий.

Вопрос о Южной Осетии также пока не нашел окончатель­ного решения. В 1995 г. ее статус автономии по настоянию ОБСЕ был восстановлен. Военные действия прекратились, однако Южная Осетия продолжает настаивать на признании своего суверенитета.

Большие трудности возникли в среднеазиатских государ­ствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклановых и религиозных противоречий вспыхнула крово­пролитная гражданская война. Сторонники исламизации Тад­жикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. Мусульманские экстремисты проникали и на территорию других среднеазиатских стран СНГ.

При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых со­ставляли российские войска, боевые действия удалось прекра­тить. В 1997 г. между президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и лидерами оппозиции при посредничестве России было заключено Соглашение об установлении мира и националь­ного согласия. Оппозиция получила около трети мест в прави­тельстве, ее вооруженные формирования вошли в состав госу­дарственных силовых структур. В 2000 г. большая часть миротворческих сил покинула территорию Таджикистана. Российские войска остались лишь для охраны таджикско-аф-ганской границы.

Восстановление конституционного порядка в Чечне

История возникновения конфликта

Корни чеченской проблемы уходят в XIX в., когда между Российской империей и Великобританией велось соперничество за контроль над Черным морем и его проливами. Орудием в этой борьбе британцы видели кавказских горцев, которым стали поставлять радикально-исламистскую литературу и оружие.50 лет на Северном Кавказе чеченцы вместе с другими горскими народами под руководством имама Шамиля вели активную борьбу с русской армией. После окончания Кавказской войны и пленения Шамиля поддержка сепаратизма со стороны Великобритании, Турции и других стран прекратилась, и на Кавказе воцарился относительный мир.

Октябрьская революция 1917 г. вновь разогрела ситуацию, но Советская власть в короткий срок навела порядок без большого числа жертв. В годы Второй мировой войны некоторая часть населения Чечни поддержала немецких захватчиков, за что чеченский народ был депортирован в Казахстан. В 1960-е годы эти репрессивные меры были отменены, началось возвращение чеченцев из ссылки и уравнение их в правах с другими народами СССР. Так, позже чеченцы смогли достичь больших высот в политике, науке, экономике. Будущий лидер сепаратистов Джохар Дудаев был генералом, ученый Руслан Хасбулатов - спикером Верховного Совета России.

После начала «перестройки» в середине 1980-х годов  в Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республике (ЧИАССР) активизировались националистические движения. В ноябре 1990 года в Грозном прошёл Первый Чеченский Национальный Съезд, на котором был избран Исполком Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН). ОКЧН ставил своей целью выход Чечни не только из состава РСФСР, но и СССР. Возглавлял его генерал-майор советских Военно-Воздушных сил Джохар Дудаев. 15 сентября 1991 г. лидеры ОКЧН объявили о переходе верховной власти к ним и отменили действие российских законов. . 27 октября 1991 года  Дудаев был избран Президентом никем не признанной Чеченской Республики Ичкерии (ЧРИ).

8 ноября 1991 года Президент РСФСР Борис Ельцин издал Указ о введении чрезвычайного положения в ЧИАССР. После дудаевского переворота ЧИАССР распалась на Чечню и Ингушетию. Ингушетия вошла в состав Российской Федерации на правах республики, в то время как Чечня заявила о своём суверенитете. Официально, по Конституции РСФСР ЧИАССР прекратила своё существование 10 декабря 1992 года.


Период фактической независимости.

После провозглашения независимости Чечня стала де-факто независимой республикой, однако она не была признана ни одним государством в мире, включая Россию.

В реальности новая государственная система была крайне неэффективна. Экономика полностью криминализировалась, криминальные структуры делали бизнес на захватах заложников, наркоторговле, хищении нефти, в республике процветала работорговля. Также осуществлялись этнические чистки, приведшие к исходу всего нечеченского (прежде всего, русского) населения из республики.

Первая чеченская война

30 ноября 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики», явившийся фактическим началом войны. 11 декабря 1994 г. подразделения российских войск вошли в Чечню, наступая с трёх направлений - из Ингушетии, Ставропольского края и Дагестана. Первоначальной целью было взятие столицы Чечни - города Грозного, в котором были сосредоточены основные силы сепаратистов. Штурм начался 31 декабря; в городе завязались ожесточённые уличные бои, в которых обе стороны понесли большие потери. Российские войска окончательно смогли взять город лишь к марту 1995 года. Отряды сепаратистов отступили в южные горные районы республики, где продолжалось активное сопротивление. В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием Шамиля Басаева совершил налет на г. Буденновск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех, находившихся в городской больнице, и других жителей города. При попытке их освободить погибло свыше 130 человек. Ради спасения жизни 1600 заложников руководству РФ пришлось выполнить требования боевиков и начать с ними мирные переговоры. Но после покушения на командующего Российскими войсками генерала А. С. Романова военные действия возобновились.

В январе 1996 г. отряд Салмана Радуева совершил нападение на г. Кизляр (Дагестан) и занял здание больницы. Были захвачены в заложники жители ближайших домов (всего свыше 3000 чел.). В результате террористической атаки погибло 25 мирных граждан. После этого Б.Н. Ельцин отдает приказ на устранение Дудаева. 21 апреля он был убит ударом авиаракеты в районе чеченского села Гехи-Чу.

Хасавюртовские соглашения

31 августа 1996 года представителем России Александром Лебедем и представителем Ичкерии Асланом Масхадовым в российском городе Хасавюрте были подписаны мирные соглашения, согласно которым российские войска выводились из Чечни, а решение о статусе республики откладывалось на пять лет (до 31 декабря 2001 года). Чечня вновь стала де-факто независимым, но непризнанным государством.

Межвоенный кризис в Чечне

После гибели Дудаева временным исполняющим обязанности Президента стал Зелимхан Яндарбиев. На президентских выборах в январе 1997 года Президентом ЧРИ стал Аслан Масхадов. Однако мира и спокойствия в республике не наступило. Реальная власть принадлежала полевым командирам, поделившим всю республику на зоны влияния, а правительство фактически контролировало лишь город Грозный, превращённый в ходе боевых действий в руины. Разрушенные города и сёла не восстанавливались, экономика по-прежнему оставалась криминализованной. Между тем, в республике нарастало влияние ваххабизма, распространяемого наёмниками из арабских стран.

Вторжение боевиков в Республику Дагестан

Кульминацией роста ваххабизма стало вторжение 7 августа 1999 года боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба на территорию входящей в состав России Республики Дагестан. Целью вторжения являлось воссоединение с боевиками в ваххабитском анклаве - Кадарской зоне Дагестана, а затем захват власти в Дагестане и выход к Каспийскому морю. Боевики натолкнулись на сопротивление российской армии и дагестанского ополчения и после почти месячных боёв, в сентябре 1999 года были вынуждены отступить на территорию Чечни. Несмотря на осуждение вторжения Масхадовым, российское правительство, главой которого стал бывший директор ФСБ Владимир Путин, приняло решение провести новую военную операцию против самопровозглашённой республики, которая стала началом Второй чеченской войны.

Вторая чеченская война

Российские войска вошли в Чечню и заняли равнинные зате́речные районы республики, 18 октября 1999 г. форсировав реку Терек. 17 декабря крупный десант ВДВ был высажен близ чеченского участкаГосударственной границы России, таким образом, перекрыв сообщение ЧРИ с Грузией.

26 декабря начался новый штурм Грозного. По характеру он значительно отличался от предыдущего штурма 1994-1995 гг. - в город не вводилась уязвимая в уличных боях бронетехника; вместо этого применялись массированные артиллерийские и авиационные удары. 30 января 2000 года боевики прорвались из города через минные поля, неся при этом большие потери, а 6 февраля Грозный был окончательно взят российскими войсками. 22-29 февраля началсябой за райцентр Шатой - последнюю крупную базу сепаратистов. 28 февраля крупный отряд боевиков Хаттаба попытался прорваться через Аргунское ущелье. В бою у высоты 776 двухтысячному отряду боевиков противостояло девяносто российских десантников; в итоге высота была занята боевиками. 7 марта 2000 года отступивший из Грозного отряд боевиков чеченского полевого командира Руслана Гелаева был блокирован в селе Комсомольское. Село было взято российскими войсками, но Гелаеву с частью боевиков всё же удалось уйти в Панкисское ущелье Грузии.

К концу марта 2000 года активная фаза боевых действий завершилась и боевики перешли к тактике партизанской войны.

Чечня в составе Российской Федерации

С началом Второй чеченской войны была сформирована пророссийская администрация Чеченской республики. Возглавил её муфтий Ахмат Кадыров, перешедший на сторону России. В 2003 году была принята новая Конституция республики, согласно которой Чечня являлась субъектом Российской Федерации. В этом же году состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Ахмат Кадыров. 9 мая 2004 года Ахмад Кадыров погиб в городеГрозном в результате террористического акта.Новым президентом Чеченской Республики стал Алу Алханов. В 2007г. после отставки Алу Алханова президентом Чечни стал Рамзан Кадыров, сын Ахмата Кадырова.

Во время второй чеченской войны вследствие распространения в республике идеологии ваххабизма сепаратисты стали широко использовать смертников. Среди терактов, организованных Ш. Басаевым и его «соратниками» на деньги международных «покровителей», захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве 23 октября 2002 г. (см. «Норд-Ост»); взрыв Дома правительства в Грозном 27 декабря 2002 г.; теракт в с. Знаменское Надтеречного р-на Чечни 12 мая 2003 г.; взрывы на рок-фестивале «Крылья» в Москве (5 июля 2003 г.), в электричке в Ессентуках (5 декабря 2003 г.), у гостиницы «Националь» в Москве (9 декабря 2003 г.); взрыв в Грозном 9 мая 2004 г., в результате которого погиб президент Чечни А. Кадыров; взрывы двух российских пассажирских лайнеров 24 августа 2004 г.; захват школы в г. Беслан (1 сентября 2004 г.) и проч. Эти теракты привели к гибели многих сотен мирных жителей России.

8 марта 2005 г. «президент» Ичкерии Аслан Масхадов был уничтожен в результате спецоперации Российских войск в с. Толстой-Юрт под Грозным. Его полномочия перешли к «вице-президенту» Абдул-Халиму Садулаеву. В 2006 г. он был ликвидирован в г. Аргун. Полномочия «президента» Ичкерии были возложены на «вице-президента» Доку Умарова. Его заместителем стал Ш. Басаев. 10 июля 2006 г. Басаев был уничтожен в результате взрыва сопровождаемого им грузовика с взрывчаткой.Ликвидация одиозного лидера сепаратистов означала разгром остатков организованного бандитского подполья. Многие участники незаконных вооруженных формирований воспользовались амнистией и сложили оружие (к 30 января 2007 г. - свыше 500 человек).15 июня 2011 г. журнал Forbes назвал Доку Умарова в списке десяти самых опасных в мире криминальных главарей, разыскиваемых ФБР. Издание называет его «российским Усамой бен Ладеном». Умаров взял на себя ответственность за организацию взрывов в московском метро и в аэропорту "Домодедово" в 2010 году.

Установление легитимной власти на территории Чечни как субъекта РФ, восстановление конституционного порядка на ее территории и возвращение республики в правовое и экономическое поле Российской Федерации, стабилизация социально-политической обстановки, энергичные меры по восстановлению разрушенной инфраструктуры - вот главный итог второй чеченской кампании. Не менее важно и то, что без нее Россия столкнулась бы с серьезнейшей угрозой своей национальной безопасности.

Вторая чеченская война официально завершилась с выходом приказа председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) директора ФСБ России А. Бортникова, согласно которому с 16 апреля 2009 г. на территории республики отменяется режим контртеррористической операции, действовавший с 1999 г.

По данным, опубликованным Госсоветом Чечни, с 1991 по 2005 г. в республике погибли 160 тыс. человек, из которых только 30 - 40 тыс. чеченцы. Большинство жертв конфликта - русские. Также пострадали дагестанцы, ингуши и другие народы.





Практическое занятие № 3

Глобальные проблемы человечества и международные отношения




Учебная цель: Расширить знания о глобальных проблемах человечества и осуществить поиск их решения.

Учебные задачи:

1.Выявить глобальные проблемы, угрожающие человечеству всей планеты.

2.Расширить кругозор с помощью привлечения дополнительной информации, активной мыслительной деятельности.

3.Сформировать чувство готовности к решению глобальных проблем человечества, осознанию, что от каждого человека планеты зависит благоприятный исход в решении всеобщих задач.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:

Студент должен

уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;


Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:

  • Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.

  • мультимедиапроектор


Приобретаемая компетентность: самостоятельность мышления, умение ставить и решать задачи.


Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.

Задания для практического занятия:


Римский клуб - международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет около 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет исследовательские проекты и публикует доклады Римскому клубу, которые привлекли внимание к глобальным проблемам и вызвали острую полемику.


Задание 1. Представьте, что вы члены Римского клуба, которым было поручено выявить глобальные проблемы человечества, и составить кластер с выявленными проблемами, а также предложениями решения глобальных проблем человечества. Работая в паре, обсудите выявленные проблемы, нарисуйте и заполните нижеприведенные кластеры.






















Практическое занятие № 4

Семинар на тему: "Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире"


Учебная цель: Закрепить и структурировать знания, полученные ранее по разделу: «Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций».


Учебные задачи:

1. Изучить материал, отражающий проблемы экспансии западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».

2. Продолжить формировать умение анализировать материал по проблеме сохранения традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.

3.Формировать положительное отношение к идее поликультурности как условия интеграции России в мировое и европейское социально-культурное пространство.


Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:

Студент должен

уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:

  • Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.

  • мультимедиапроектор


Приобретаемая компетентность: самостоятельность мышления, умение ставить и решать задачи.


Задания для практического занятия:


Задание 1. Работа с текстом.

Творческое задание на дом: разработать презентации по любой выбранной теме:

1. "Постмодернизм- новая культурная эпоха".

2. Постмодерн в искусстве

3. Универсализация, или вестернизация культуры

4. Развитие национальных культур

5. Культурные традиции России.


Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете – это работа-исследование.


Требования к оформлению презентаций

1.     Структура материалов в электронном виде

  • Титульный слайд;

  • Информационные слайды;

  • Завершающий слайд.

   В титульном слайде указываются:

  • Тема доклада, которая должна полностью соответствовать теме опроса;

  • Фамилия, имя составителя.

Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные. Графические материалы, предназначенные для более  четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе. Выбор типа информации, схем структурирования данных, очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком. Завершающий слайд содержит те же данные, что и титульный слайд.


2. Оформление слайдов

  • Рекомендуется использовать светлый фон слайдов

  • Используемые шрифты TimesNewRoman, Arial, ArialNarrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Начертания: обычный, курсив, полужирный

  • Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда

  • Рекомендуемые размеры шрифтов – для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18.

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. Следует использовать рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. Все рисунки, схемы, таблицы должны

быть подписаны.



Задание 2. Защита презентаций.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!