СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по обществознанию»


ГАПОУ

« Новотроицкий строительный техникум»



















методические указания по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

для специальности

40.02.02. «Правоохранительная деятельность»





















Новотроицк

2019

Составлены в соответствии с требованиями к Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки Составлено в соответствии с требованиями к Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39,от (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69)) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) для специальности 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»




Рассмотрено ПЦК гуманитарных дисциплин

Протокол №_______от «____»____________ 20__ г.

Председатель__________Е.А. Красильникова



Согласовано

Зам. директора по ООД__________Ю.Н. Маркелова

от «____»___________ 20__г.
























Содержание


стр

1. Общие положения ………………………………………………….…………………….…..4

2. Характеристика заданий……………………………………………………………………...5

3. Перечень самостоятельных работ по обществознанию……………………………..…....16

4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов…………..…..…17

5. Приложения………………………………………………………………………………….18

6. Литература………………………………………………………………………….………..21
















1. Общие положения

В связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По дисциплине обществознание практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы обучающихся:

  • Лабораторные и практические работы;

  • индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, исследовательские работы и др.);

  • тестирование по материалам, разработанным преподавателем;

  • деловая игра;

  • подготовку к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

  • отработку изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

  • Изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

  • подготовка к практическим, лабораторным занятиям;

  • выполнение контрольных, самостоятельных работ;

  • выполнение семестровых индивидуальных заданий;

  • подготовка кратких сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя);

  • работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.), проектов;

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, вовремя внеклассных мероприятий, дома.

Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. 

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Обучающемуся предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Обучающийся должен уметь планировать и выполнять свою работу.

В связи с этим напоминаем правила по планированию и реализации самостоятельной учебной дея­тельности:

  1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.

  2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.

  3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.

  4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.

  5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.

  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь

2. Характеристика заданий


1. Подготовка информационного сообщения – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современ­ный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей обучающегося и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • наличие элементов наглядности.


2. Написание проекта – это более объемный, чем сооб­щение, вид самостоятельной работы обучающегося, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного доку­мента – научной работы, монографии, статьи. Проект может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания проекта – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются пре­подавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.

 Порядок сдачи и защиты проектов.    

    1. Проект сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия

    2. При оценке проекта преподаватель учитывает

  • качество

  • степень самостоятельности обучающегося и проявленную инициативу

  • связность, логичность и грамотность составления

  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

    3. Защита тематического проекта  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному проекту при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

    4. Защита проекта обучающимся предусматривает 

  • доклад по проекту не более 5-7 минут

  • ответы на вопросы оппонента.

На  защите запрещено чтение текста проекта.

    5. Общая оценка за проект выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 


Содержание и оформление разделов проекта

Титульный лист.   Является первой страницей проекта и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.

          В среднем поле дается заглавие проекта, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего проект, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название специальности (профессии), фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

          В нижнем поле указывается  год написания проекта.

    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание проекта, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора проекта с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного проекта.

      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника) , с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.

          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)). 

Критерии оценки проекта

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления проекта требованиям.


3. Создание материалов-презентаций – это вид само­стоятельной работы обучающихся по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч

Критерии оценки

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

  • работа представлена в срок.


4. Подготовка и презентация доклада. Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.

Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям ССУЗа и быть указаны в докладе.

Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.

Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

Докладом также может стать презентация проекта обучающегося, соответствующая теме занятия.

Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное  время преподавателем, и в срок. 

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название презентации (доклада) 

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета  изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности  подхода 

Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. 
 Примерный план публичного выступления

1. Приветствие

«Добрый день!»

«Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)

« Уважаемые присутствующие!»


2. Представление (Ф.И., группа, и т.д.)

«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...группы, техникума №..., города....»


3. Цель выступления

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.


4. Название темы

«Название темы»


5.Актуальность

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»


6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения

«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»

получены новые знания следующего характера:...,

выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,

определены новые проблемы (задачи)»


7. Благодарность за внимание

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»


8. Ответы на вопросы

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

А) Мой ответ...

Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.


9. Благодарность за интерес и вопросы по теме

«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной теме. Всего доброго»


Факторы, влияющие на успех выступления

До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления.


Внешний вид докладчика

Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.

Прическа – аккуратная.

Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.

Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.

Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.


Речь

Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.

Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.

Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.


Критерии оценки доклада

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления доклада требованиям.


5. Написание конспекта первоисточника (статьи, моногра­фии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеауди­торной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов ис­точника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки кон­спектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч

Критерии оценки:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;

  • отражение основных положений, результатов работы
    автора, выводов;

  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

  • наличие схем, графическое выделение особо значимой
    информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • грамотность изложения;

  • конспект сдан в срок.

6. Содержание и оформление опорных конспектов. Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.

Опорный конспект должен содержать все то, что обучающийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы (приложение 3).

Основные требования к содержанию опорного конспекта

  1. Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.

  2. Логически обоснованная последовательность изложения.


Основные требования к форме записи опорного конспекта

  1. Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.

  2. По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .

  3. Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.

  4. Не должен содержать сплошного текста.

  5. Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).


Методика составления опорного конспекта

  1. Разбить текст на отдельные смысловые пункты.

  2. Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.

  3. Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).

  4. Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.


Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных осо­бенностей обучающегося и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • аккуратность и грамотность изложения;

  • работа сдана в срок.


7. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 4). Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Крат­кость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создают­ся как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оцени­вается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и опреде­ляется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры таблицы;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.

8. АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЭССЕ

Эссе– это рассуждение на определенную тему с приведением аргументов в защиту своего мнения. Эссе необходимо писать по следующему плану:

Сформулировать смысл проблемы:

«В данном высказывании автор поднимает проблему…»,

«Автор считает, что…»;

Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора:

«Я согласна с мнением автора…»,

«Я не согласен с мнением автора …»,

«Не могу не согласиться с мнением автора…»,

«Анализируя высказывание автора, можно отметить…»,

«Далее следует сказать…»,

«Следует считать верным…»,

«Это можно опровергнуть тем, что…»,

«Кажется на первый взгляд верным…»,

«Это можно опровергнуть тем, что…» и т.д.

Теоретическая обоснованность – в рассуждении использование терминов, понятий, цитат, ссылок на источники или другие точки зрения.

Примеры – 2-3 шт. из истории, литературы, обществознания, собственного опыта.

Обобщение:

«Таким образом, приведенные научные положения (точки зрения, данные теории)…»,

«Примеры подтверждают, что…» и т.д.

Свои предположения о перспективах решения поднимаемой автором проблемы.

Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представление о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена и пояснена собственная позиция

1

Представлена без пояснения собственная позиция (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).

ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.

0

К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

 

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

3

 

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

2

 

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

 

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

 

Максимальный балл

5


Если вы набираете 4-5 баллов, то вы получаете оценку 5.

Если вы набираете 3 балла, то вы получаете оценку 4.

Если вы набираете 2 балла, то вы получаете оценку 3.

Если вы набираете менее 2 баллов, то вы получаете оценку 2.


9. Составлению схем

Действия при составлении схемы могут быть такими

Подберите факты для составления схемы.

Выделите среди них основные, обще понятия.

Определите  ключевые  слова,  фразы,  помогающие  раскрыть  суть основного понятия.

Сгруппируйте факты в логической последовательности.

Дайте название выделенным группам.

Заполните схему данными.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры схемы;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.


10. Создание фильма

ЗАМЫСЕЛ Замысел – это то, с чего начинается творчество. Он начинается с того, что хочет сказать своим произведением художник. Иногда эмоциональный настрой, иногда наблюдение над действительностью или придуманный образ. Но что бы это ни было, в замысле должна присутствовать мысль, потому что даже экранное произведение – это высказывание, но сделанное языком определѐнного вида искусства. В данном случае визуальным языком. Если я не знаю, что хочу сказать, то не смогу внятно этого сделать, а, следовательно, я не буду и понят тем, к кому обращено моѐ высказывание. 1. Надо искать мысль, а уж потом всѐ остальное. 2. Необходимо определиться с формой будущего произведения. Что вы будете делать: игровой или документальный видеофильм, музыкальный или видовой клип, мультфильм, социальная реклама или что-то ещѐ. Важно 2 понять: а может ли быть реализована ваша мысль в конкретной, выбранной вами форме будущего экранного произведения. 3. Определите жанр будущего произведения. Что такое ЖАНР? Проще всего в поисках ответа на этот вопрос ответить себе, а как я хочу, чтобы реагировал зритель на то, что я ему покажу. Я хочу, чтобы он засмеялся. Или чтобы задумался. То есть, какие чувства я хочу пробудить в нѐм при восприятии моего произведения. Современная система жанров далеко ушла от классических – «комедия», «трагедия», «драма», «эпос». Время синтетически объединило их и привнесло новые. Поэтому главное, что надо помнить, – это то, что жанр – это природа чувств будущего произведения. И, выбрав жанр однажды, менять его нельзя на всѐм протяжении произведения. Как нельзя менять и связанную с жанром меру условности вашего произведения. Мера условности – это как бы договор со зрителем о том, во что мы играем. Зритель должен понять это, и тогда он поддерживает нас своим восприятием и участием в нашем произведении. Если же не выдержать жанр и меру условности, а поменять еѐ, например, в середине, зритель почувствует себя обманутым и перестанет сопереживать увиденному на экране.

СЦЕНАРИЙ После того, как определены замысел, форма и жанр, можно приступать к сочинению сценария. Что такое сценарий? Сценарий – это особенное драматическое литературное произведение, которое написано специально для съѐмки. Поэтому оно должно соответствовать определѐнным требованиям технологии. А главное, оно должно нести в себе драматургию будущего фильма, мультфильма, клипа. Сейчас для простоты понимания часто употребляют вместо слова «драматургия» слово «история» и говорят, что фильм должен рассказывать историю. Будем соответствовать времени, тем более что суть не меняется. Каждая история должна иметь своѐ начало, как- то должна развиваться и как-то заканчиваться, то есть иметь завязку, развитие, кульминацию и развязку. Необязательно, что в экранном произведении всѐ будет рассказано в хронологической последовательности, но она должна быть. Главной особенностью сценария является то, что он должен нести описание предполагаемого визуального ряда. Конечно, в ходе работы что-то может измениться, но первый визуальный образ будущего экранного произведения уже должен присутствовать на сценарном этапе. В современном документальном произведении часто сценарий – это рассказ о чѐм-то, как говорится, за кадром. При этом всѐ то, что говорилось о начале, развитии, кульминации и развязке, должно присутствовать и в этом рассказе. Как и всѐ то, что говорилось об экранном произведении в главе «Замысел». Важно при этом помнить, что текст, который будет звучать за кадром, должен быть рассчитан на слуховое восприятие. То есть это должна быть простая история, рассказанная простыми словами и фразами, стилизованными под разговорную речь.3 Наиболее сложным представляется рассказ, построенный на визуальных образах. При создании такого экранного произведения надо помнить, что важную драматургическую нагрузку берѐт на себя музыка. Надо не просто подобрать еѐ по настроению визуальных образов, а найти синтез с ними.

РЕЖИССУРА Строго говоря, сценарий пишется для режиссѐра. Он берѐт его, пишет свой уже режиссѐрский сценарий, рисует раскадровку и снимает фильм. Но на практике часто режиссѐр вступает в работу уже на этапе создания литературного сценария. В чѐм главная задача режиссѐра? Он должен перевести литературное произведение в произведение экранного искусства, то есть рассказать историю языком кинематографа, первоэлементами которого являются «кадр» и «монтаж». Именно то, какие кадры будут сняты на следующем «съѐмочном этапе» и в какой последовательности они будут смонтированы на «этапе монтажа», и является так называемой «раскадровкой». Для всего дальнейшего процесса создания экранного произведения именно «раскадровка» – руководство к действию. Но работа режиссѐра не ограничивается только еѐ созданием. Режиссѐр организует и проводит весь съѐмочно-монтажный процесс, в который входит и озвучание (озвучание – процесс создания окончательного варианта фонограммы фильма, ролика, телевизионной или радиопередачи, который получается путем сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд на единый носитель). На этом этапе он взаимодействует со всеми членами съѐмочной группы, направляя их работу в нужное русло. Режиссѐр постоянно отвечает себе и всем на вопрос «Как?». Как будет снято, как смонтировано и озвучено, как будут играть актѐры. Музыка в фильме задает и поддерживает жанровость, стиль, атмосферу. Она же поддерживает драматургическую линию своими акцентами. Поэтому очень важно определиться с музыкальным материалом уже на предсъѐмочном этапе. Визуальное творчество – это творчество коллективное, задуманный результат получается только при слаженной работе, которую направляет и организует режиссѐр.

СЪЁМКА – это реализация раскадровки, созданной режиссером. Но, как и в случае работы над сценарием, когда режиссѐр участвует в этой работе, так и в создании раскадровки, желательно, чтобы принимал участие будущий оператор. Вместе с оператором они должны обсуждать визуальные образы будущего фильма, стилистику его визуального ряда, придумывать содержательные в смысловом и эмоциональном смысле кадры будущего фильма. Вместе они должны отсмотреть в предсъѐмочный период будущие места действия и интерьеры. Кроме того, что это позволяет оператору лучше понять замысел режиссера, это ещѐ и экономит время на съѐмке.4 Оператор мыслит кадром, для оператора важно найти композицию кадра. Но важно помнить, что кадр существует не сам по себе, а в «монтажной фразе», выполненной с соблюдениями определѐнных законов монтажа. Ещѐ одной важной стороной в работе оператора является свет. Часто, когда выполняют домашнюю съемку, о нѐм просто забывают. Но существуют законы света, которые надо знать. Если их не учитывать, то результат съѐмочного периода может быть неудовлетворительным. Завершающим шагом этого этапа является подготовка к монтажу. Начинается она с отсмотра отснятого материала. Эту работу надо выполнять оператору вместе с режиссѐром. Если на съѐмке не ленились и делали дубли, варианты разной крупности и ракурса, то будет из чего выбирать. Как правило, съѐмочный период вносит свои коррективы в раскадровку, подготовленную режиссѐром до съѐмок. Еѐ приходится корректировать, а иногда и переделывать. Не надо бояться этого. Творчество – это поиск, и если на съѐмке вы искали то, как сделать лучше, то результат на отсмотре вас порадует. Если же отсмотр показал, что часть снятого материала вас не устраивает, то стоит переснять его. Важно на каждом этапе добиваться положительно результата. В противном случае мысль вашего произведения потеряется в неточности и приблизительности.

МОНТАЖ Это завершающий этап работы над экранным произведением. Он включает в себя как непосредственно монтаж – соединение отснятых кадров, так и монтаж звука, который называют «озвучанием». Запись звука в съѐмочный период – одна из самых проблемных позиций. Если ей не уделить особого внимания, то плохое звучание фильма испортит впечатление от него. Какая у вас будет звуковая дорожка надо обсуждать на предсъѐмочном этапе. Звук фильма может быть трѐх видов с точки зрения технологии его создания. 1. весь звук делается на этапе монтажа и в этом случае на съѐмках записывается только рабочий звук. 2. звук пишется во время съѐмок и это требует определѐнной аппаратуры и опыта работы с ней. В этом варианте монтаж звука такая же трудоѐмкая работа, как и монтаж визуального изображения. 3. используются оба варианта вместе. Это самый сложный вариант. При монтаже визуального изображения также надо определиться с технологией. И здесь есть три подхода. 1. вначале создаѐтся звуко-музыкальная дорожка, а потом на неѐ монтируется изображение. 2. первичным является монтаж визуального изображения, а работа со звуком делается на втором этапе монтажа. 3. в этом варианте используют в разных эпизодах разные походы. Главное, чтобы в результате работы появился синтез изображения и звука. На этом этапе надо относиться к смонтированному экранному произведению не просто как к реализованному сценарию, а как к5 самостоятельному произведению. Если же отсмотр материала покажет, что какой-то эпизод не удался или лишний, а может, и уводит от главной мысли придуманного экранного произведения, то не надо бояться отказываться от него и сокращать материал. Так же стоит поступать, если созданная вами композиция экранного произведения при реализации замысла оказалась не очень удачной: потеряла ритмичность или единство. Всегда критерием оценки сделанного произведения должна оставаться главная мысль, которую оно передаѐт зрителю.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА И вот видеофильм готов. Как оценить результат? Первое, что надо помнить при оценке результата, то, что кино никогда не получается таким, как задумано. Каждый из этапов работы будет привносить что-то новое в первоначальный замысел. И правильно, если вы это учитывали и корректировали его. Главное, что должно сохраняться при переходе от этапа к этапу работы, – главная мысль и тема.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • логичность структуры фильма;

  • правильный отбор информации;

  • наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.


11. Создание графиков, диаграмм

Создание графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения обучающегося выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем обучающимся как обязательные для подготовки к практическим занятиям. Затраты времени на составление схем зависят от объёма информации и её сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1 ч. Роль преподавателя: конкретизировать задание, уточнить цель; проверить исполнение и оценить в контексте задания. Роль студента: изучить информацию по теме; создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму; представить на контроль в установленный срок.


Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации.

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • аккуратность выполнения работы;

  • творческий подход к выполнению задания;

  • работа сдана в срок.


12. Письменные ответы на вопросы


Для выполнения задания обучающийся должен ответить на вопросы из списка, количество вопросов – не менее трех, либо строго определенное автором программы. Ответы в электронном виде сдаются на проверку. Объем каждого ответа не менее 2 страниц машинописного текста. В каждом ответе обязательно должны присутствовать схемы, иллюстрирующие текст и обобщающие таблицы.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации.

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • аккуратность выполнения работы;

  • творческий подход к выполнению задания;

  • работа сдана в срок.


3. Перечень тем самостоятельных работ по обществознанию (включая экономику и право)

  1. Социальные науки (схема)

  2. Человек. Индивид. Личность (конспект)

  3. Личность современного студента (эссе)

  4. Многообразие культур (презентация)

  5. Философия. Проблема познаваемости мира (конспект)

  6. Многообразие наук (презентация)

  7. Виды искусства (таблица)

  8. Основные институты общества (схема)

  9. Эволюция и революция как формы социального изменения (таблица)

  10. Процессы глобализации (схема)

  11. Социальная стратификация (конспект)

  12. Социальная мобильность (схема)

  13. Культура общения в социальных сетях (презентация)

  14. Пути разрешения этносоциальных конфликтов (конспект)

  15. Конституция РФ (конспект)

  16. Конституция РФ (схема)

  17. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ (конспект)

  18. Современная демографическая ситуация в РФ (диаграмма)

  19. Церковь и государство (эссе)

  20. Политика в моей жизни (эссе)

  21. Власть и государство (презентация)

  22. Виды политических систем (конспект)

  23. Россия – демократическое государство (конспект)

  24. Признаки демократии (схема)

  25. Я – гражданин (эссе)

  26. Политическая идеология (письменные ответы на вопросы)

  27. Политическая элита современности (сообщение)

  28. Черный пиар (презентация)

  29. Особенности политического процесса в РФ (презентация)

  30. Моя избирательная кампания (фильм)

  31. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов (таблица)

  32. Анализ типичных социальных ситуаций (письменные ответы на вопросы)

  33. Что такое хорошо и что такое плохо в современных реалиях? (эссе)

  34. Ценности и нормы (таблица)

  35. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества (презентация)

  36. Политическая психология и политическое поведение (письменные ответы на вопросы)


4. Критерии оценки

внеаудиторной самостоятельной работы

обучающихся

Оценка 5 ставится, если обучающийся

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответ­ствующий материал

  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

  • использует компьютерные технологии (презентация Power Point, Flash–презентация, видео-презентация  и др.);

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы препода­вателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала

Оценка 4

неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;

  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

Оценка 3 – неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;

  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;

  • знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

Оценка 2 – неполно (менее 50% от полного) изложено задание;

  • при изложении были допущены существенные ошибки.
    Оценка 1 – работа обучающимся не представлена.

Приложения

____________________________________________________


Приложение 1

Образец титульного листа




Наименование

учебного заведения





ПРОЕКТ


Тема:








Выполни л (а)

Ф. И. О. студента,

курс, группа,

специальность



Руководитель:

Ф.И.О. преподавателя




Новотроицк 20___







Образец оглавления



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ............................................................................................... 2


Глава 1 .................................................................................................. 3


Глава 2 .................................................................................................. 6


Глава 3 ................................................................................................ 10


Заключение ........................................................................................ 14


Список литературы............................................................................ 16



Приложение 2


Образец оформления конспекта



КОНСПЕКТ

Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)


«_______________________________________________»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность



Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания


План (схема простого плана):


1.

2.

3.

4.

План (схема сложного плана):


1. ________________________;

________________________:

а) _____________________;

б) _____________________;

в) _____________________.

1.2. _______________________:

а) _____________________;

б) _____________________.

2. ________________________.

2.1. __________________ и т.д.


(далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.




Приложение 3

Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)


Опорный конспект темы

"Человек"


выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Мировоззрение:

обыденное, религиозное, мифологическое, научное, философское, гуманистическое.

Деятельность – человеческая активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и себя. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект – то, на что деятельность направлена.

Структура деятельности:

Мотив——цель—— средства——-действия——результат.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Приложение 4


Образец сводной (обобщающей) таблицы по теме

Сводная таблица по теме

"Человек"

выполнена Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Человек

Индивид

Индивидуальность

Личность

Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры

Единичный представитель человеческого рода

Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные)

Совокупность социально-значимых черт, характеризующих человека как члена данного общества, человек как субъект отношений и сознательной деятельности

Теории происхождения: религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин), марксистская (труд сделал человека). Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Человек

Животное

Изменяет, преобразует природу, не только физические, но и духовные, культурные потребности, обладает сознанием, речью, деятельность, целеполагание.

Приспосабливается к природе, существует инстинктами, изменяется по потребностям своего вида.





Литература.

  1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. Обществознание (базовый уровень) 10 класс. издательство «Просвещение». 2014
  2. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвинова В.А. Обществознание (базовый уровень) 11 класс. издательство «Просвещение». 2014
  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Издательство ОИЦ «Академия». 2014
  4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. Издательство ОИЦ «Академия». 2014
  5. Учебное пособие «Обществознание»/ под редакцией М.Н. Марченко. –М., 2015
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2012–2015.
  7. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2012.
Нормативные правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2015.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ))
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 30 октября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 08.06.2015 № 14-П)
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015)
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 13.07.2015 № 265-ФЗ)
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ (в ред. от 13.07.2015)
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 № 290-ФЗ)
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании» 26.12.2012  № 273 (в ред. ФЗ от 03.02.2014 № 15-ФЗ)
  9. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 31.12.2014)
  10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015)
  11. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред.  от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ)
  12. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1992 г. № 2300 –ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  13. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 12.11.2012 № 182-ФЗ)
  14. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014)

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!