СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02. История к ОПОП по специальности 21.02.15 Открытые горные работы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине  ОГСЭ.О2  История  предназначены для студентов 4 курса специальности  21.02.15 «Открытые горные работы»  и направлены на оказание методической помощи студентам.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02. История к ОПОП по специальности 21.02.15 Открытые горные работы»


28



Государственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное автономное учреждениеАМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАЙЧИХИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»







РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦК общих гуманитарных,

социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин

Зам.директора по УПР

_________________А.Н.Балбалин

Протокол № ______

«_____»_______2020 г.

от «_____»_______2020г.


Председатель ЦК

______________/ О.А.Ковтун




Приложение _______

к ОПОП по специальности

21.02.15 Открытые горные работы





Методические рекомендации

по выполнению самостоятельных работ

по учебной дисциплине

ОГСЭ.02. История















2020 г.


Пояснительная записка

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОГСЭ.О2 История предназначены для студентов 4 курса специальности 21.02.15 «Открытые горные работы» и направлены на оказание методической помощи студентам.

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории в объеме 10 часов проводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся в процессе изучения дисциплины является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное качество будущего гражданина страны.



1.Общие положения

Под самостоятельной работой обучающихся понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе обучающихся, или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цель самостоятельной работы обучающихся – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачи самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.


Уровни самостоятельной деятельности

Задания по каждому виду самостоятельной работы могут выполняться на одном или нескольких уровнях.

1. Репродуктивный (тренировочный) уровень.

Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу. Познавательная деятельность обучающихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование конкретных умений, навыков. Самостоятельные работы по образцу готовят обучающихся к планированию и управлению своей деятельностью, вооружая их базовыми познавательными умениями. Кроме того, работы репродуктивного характера обеспечивают более глубокое понимание изучаемого материала, овладение наиболее распространенными способами познавательной деятельности как инструментарием последующей творческой деятельности.

Виды репродуктивной самостоятельной работы:

  1. Составление плана текста;

  2. Конспектирование текста, источника информации;

  3. Выписки из текста, источников информации;

  4. Работа со словарями и справочниками;

  5. Ознакомление с нормативными документами;

  6. Составление тезисного плана;

  7. Составление опорных конспектов;

  8. Объединение сведений из нескольких источников.

  9. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, задачи, тесты).

  10. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету).


2. Продуктивный уровень.

В результате выполнения продуктивных самостоятельных работ у учащихся начинает формироваться первый опыт творческой самостоятельности. В процессе таких работ происходит перестройка принимаемых решений, моделирование содержания информации на основе разработанного плана и заготавливаемых тезисов.

Виды продуктивной самостоятельной работы:

  1. Составление сравнительных таблиц для систематизации учебного материала;

  2. Ответы на контрольные вопросы;

  3. Составление тематических вопросов, кроссвордов, тестов, викторин;

  4. Составление схем по правлению царей, правителей советского и современного периодов;

  5. Поиск необходимой информации через Интернет;

  6. Составление вопросов, викторин, кроссвордов, тестов;

3. Творческий (поисковый) уровень.

Творческая самостоятельная работа требует от студента самостоятельного критического анализа проблемной ситуации, в результате которого он получает новую исходную информацию. Студентам уже необходимо не просто преобразовывать и совершать перенос имеющихся знаний и способов деятельности, а самостоятельно определять цели, предмет своей исследовательской деятельности, разрабатывать план решения познавательной задачи и прогнозировать конечный результат.

Виды творческой самостоятельной работы:

  1. Выполнение творческих заданий;

  2. Выполнение индивидуальных опережающих заданий;

  3. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов;

  4. Написание эссе;

  5. Составление вопросов, викторин, кроссвордов, тестов;

  6. Поисковая краеведческая работа (сбор краеведческого материала);

  7. Создание бюллетеней, стенгазет;

  8. Отчет по экскурсиям;

  9. Составление генеалогического древа своей семьи;

  10. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.

  11. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.

  12. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.


Процесс организации самостоятельной работы:

1. Подготовительный этап включает определение целей, задач, составление программы (плана) с указанием видов работы, её сроков, результатов и форм контроля, подготовку методического обеспечения, согласование самостоятельной работы с преподавателем.

2. Основной этап состоит в реализации программы УД в части самостоятельной работы, использовании приемов поиска информации, усвоении, переработке, применении и передаче знаний, фиксировании результатов работы. На основном этапе обучающийся может получить консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его самостоятельной работой.

3. Заключительный этап означает анализ результатов и их систематизацию, контроля качества, продуктивности и эффективности

Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения самостоятельной работы:


ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.



Формы контроля самостоятельной работы

  1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.

  2. Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.

  3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

  4. Тестирование.

  5. Письменный опрос.

  6. Устный опрос.

  7. Индивидуальное собеседование.

  8. Собеседование с группой.

  9. Защита презентаций.


Критерии оценки результатов самостоятельной работы:

  • уровень освоения студентов учебного материала;

  • сформированность общеучебных умений;

  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Оценка самостоятельной работы студентов осуществляется по четырехбалльной системе.


2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы


2.1. Памятка - по подготовке домашнего задания по учебнику

1. По названию параграфа определите его главную тему.

2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.

3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:

-выясняйте значения новых для вас слов;

- самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;

-обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;

-внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.

4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.

5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.

6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.

7.Найди на карте географические названия.


Критерии оценивания домашнего задания по учебнику:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы


1


2


3



определение главной темы по параграфу;


ответы на вопросы в конце параграфа;


составление своих вопросов;



0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 6 баллов «3» - 3 балла

«4» - 5-4 баллов «2» - меньше 3 баллов



2.2. Памятка - как высказать свою точку зрения

  1. Позиция: в чем заключается ваша точка зрения.

«Я считаю, что …»

  1. Обоснование: на чем основывается ваша позиция, доводы в её поддержку.

« Потому, что …»

  1. Пример: приведи факты, иллюстрирующие твои доводы.

« Например …»

  1. Следствие: вывод.

«Поэтому …»

Критерии оценивания доказательства своих суждений:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1

2

3

определение своей позиции

доводы и аргументы в поддержку своей точки зрения

формулирование вывода


0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 6 баллов «3» - 3 балла

«4» - 5-4 баллов «2» - меньше 3 баллов


2.3. Как составлять план текста

План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.

План может быть простым или сложным.

Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.

Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые раскрывают содержание главных вопросов.

Внимательно прочитайте текст.

Разделите текст на законченные по смыслу части.

Выделите главную мысль каждой части.

Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.

Пункты плана формулируйте кратко и точно.


Критерии оценивания составления плана текста:


№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1

2

3

4

5



Разделение текста на законченные по смыслу части;

выделение главной мысли каждой части;

оглавление каждой части текста;

формулирование пунктов плана кратко и точно

эстетичность оформления

0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 7-6 балла

«2» - меньше 5 баллов



2.4. Как составить конспект

  1. Включай в конспект план, тезисы, цитаты и другие виды записей.

  2. Сначала изучи текст, сокращенно запиши основные мысли.

  3. В основу конспекта положи план. Запиши краткие ответы на вопросы плана, используй заголовки и подзаголовки текста, выделяй определения, подчеркивай основные положения.

  4. На полях конспекта записываются дополнительные сведения.



Критерии оценивания конспекта:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1

2

3

4

5

6

соответствие содержания теме;

правильная структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

соответствие оформления требованиям;

аккуратность и грамотность изложения;

работа сдана в срок.


0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 7-6 балла

«2» - меньше 5 баллов



2.5. Как работать с текстом или с документом.

  1. Причины и обстоятельства появления документа.

  2. Время издания документа.

  3. Автор документа.

  4. Влияние этого документа на исторический процесс.

  5. Содержащаяся идеология.

  6. Фактический материал.

  7. Составить вопросы к тексту.

  8. Выписать незнакомые термины.

  9. Проанализировать содержание следующим способом:

  • знакомо « +»

  • незнакомо «- »

  • уточнить «?»

  • интересно «!»

  • очень важно « NB»


Критерии оценивания работы с текстом или с документом:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1

2

3

4

5

умение охарактеризовать документ;

правильная структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

умение составить вопросы к тексту

умение анализировать документ


0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 7-6 балла

«2» - меньше 5 баллов



2.6. Как составить схему

  1. прочитай текст.

  2. выбери ключевые слова, фразы.

  3. расположи ключевые слова или фразы в хронологической, логической последовательности.

  4. представь подготовленный материал в виде одной из схем.

Схемы бывают:

  1. цепочка событий:








  1. графическая схема:
















Критерии оценивания составления схемы:

№п/п

Критерии оценивания

Баллы

1

2

3

4

5

6

соответствие содержания теме;

правильная структурированность информации.

наличие логической связи изложенной информации;

аккуратность выполнения работы;

творческий подход к выполнению задания;

работа сдана в срок.


0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 12 баллов

«4» - 10-11 баллов

«3» - 9-7 балла

«2» - меньше 6 баллов

2.7. Как работать над проектом.


Проект – происходит от латинского слова и буквально означает «камень, брошенный в пустоту». Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы.

  1. Актуализация проблемы.

    • Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.

    • Поставь несколько проблемных вопросов к данной теме или найди противоречие в рамках указанной темы. Вопросы могут начинаться со слов:

- почему, - с какой целью, - в каком случае, - вследствие чего,

- как доказать, что, - чем объяснить, что

    • Выбери проблему, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.

    • Опиши подробно, в чем ты видишь проблему, в каких взаимоотношениях она проявляется.

  1. Анализ ситуации.

    • Вспомни несколько ситуаций из жизни, которые подтверждают, что выдвинутая тобой проблема действительно существует.

    • Опиши эти ситуации.

    • Если ты знаешь количественные данные (сколько) по своей проблеме приведи их.

    • Можно провести социологическое исследование по выдвинутой проблеме, опросив окружающих людей.

  2. Целеполагание.

    • Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему.

    • Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.

    • Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.

  3. Стратегия реализации.

    • Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.

№ п.п

Что сделать

Когда

Кто отвечает

Что нужно


  1. Опиши конкретные планируемые результаты проекта.

    • Кому станет лучше после реализации проекта.

    • Какие вещи будут изготовлены, построены.

    • Какие материалы будут собраны и.т.д.


Критерии оценивания проекта:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1


2


3


4


5

актуальность темы;


соответствие содержания теме;


глубина проработки материала;


грамотность и полнота использования источников;


соответствие оформления проекта требованиям

0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 7-6 балла

«2» - меньше 5 баллов


2.8. Как создать презентацию


Создание презентаций – это вид само­стоятельной работы обучающихся по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающегося навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов не менее 20 с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.


Требования к оформлению презентаций

1.     Структура материалов в электронном виде

  • Титульный слайд;

  • Информационные слайды;

  • Завершающий слайд.

   В титульном слайде указываются:

  • Тема доклада, которая должна полностью соответствовать теме опроса;

  • Фамилия, имя составителя.

Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные. Графические материалы, предназначенные для более  четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе. Выбор типа информации, схем структурирования данных, очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком. Завершающий слайд содержит те же данные, что и титульный слайд.


2. Оформление слайдов

  • Рекомендуется использовать светлый фон слайдов

  • Используемые  шрифты TimesNewRoman, Arial, ArialNarrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Начертания: обычный, курсив, полужирный

  • Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда

  • Рекомендуемые размеры шрифтов – для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18.

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. Следует использовать рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. Все рисунки, схемы, таблицы должны

быть подписаны.





Критерии оценивания создания презентаций:


№п/п

Критерии оценивания

Баллы

1


2

3


4


5

соответствие содержания теме;


правильная структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

работа представлена в срок

0 баллов – признак отсутствует

1 балл – выполнено частично

2 балл – выполнено правильно, полностью


Оценка: «5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 7-6 балла

«2» - меньше 5 баллов


3. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ


Вид и содержание внеаудиторных самостоятельных работ

Количество часов

1

Интеграция развитых стран и ее последствия

2

2

США на рубеже тысячелетий

2

3

Распад СССР: что приобрела и что потеряла новая Россия

2

4

Модернизация экономики России как условие национальной безопасности государства

2

5

Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире

2


Итого

10



4. Задания по самостоятельной работе





Самостоятельная работа № 1 " Интеграция развитых стран и ее последствия "


Прочитайте текст и заполните таблицу:


Позитивные последствия интеграции

Негативные последствия

интеграции




Интернационализация хозяйственной деятельности развивалась на всех этапах формирования мировой экономики, составляя ее основу. Но в течение последних десятилетий под влиянием научно-технической революции и ряда других факторов интернационализация жизни приобретает новое качество, которое и назвали глобализацией. Глобализация – это качественно новый уровень интернационализации всех сторон жизни современного общества производства, обмена товарами, экономических, социально-политических и культурных отношений и т. д. При этом речь идет не только о широте охвата явлений, но и о качественных изменениях. Понятие глобализации вошло в научный оборот в начале 80-х годов XX в и определяло прежде всего масштабность всех происходящих в мировой цивилизации социально-экономических изменений. В 1983 г американский ученый Р. Робертсон впервые использовал термин «глобализация» в названии одной из своих статей, а в 1992 г он одним из первых изложил концепцию глобализации.

Наиболее важными формами проявления глобализации сегодня выступают:

1) развитие мирового производства;

2) интернационализация мирового обмена, в том числе торговли и финансовых потоков;

3) углубление международного разделения труда;

4) развитие новых связей между странами и их группировками, важнейшие из которых носят интеграционный характер.

Еще в середине XIX в. в мире преобладало местное производство, когда свыше 90 % использовавшихся на предприятиях сырых материалов, топлива и полуфабрикатов привозилось из соседних районов, удаленных от места потребления не более чем на 150 – 200 км. А сегодня производство имеет международные масштабы. Только на 63 тыс. транснациональных предприятий, а также на 690 тыс. их филиалов и других предприятиях, связанных с транснациональными корпорациями (ТНК), активы превышают 10 – 11 трлн. долл., что составляет 33 % валового мирового продукта. Деятельность транснациональных корпораций постоянно расширяется. В каждой отрасли хозяйства сегодня существует всего несколько компаний, способных удовлетворить подавляющую часть потребностей населения земного шара в товарах и услугах. Они концентрируют 33 % производственных фондов частного сектора в мире и около 40 % общего объема производства развитых стран.

В 2000 г. в докладе Французского института международных отношений о положении мировой экономической системы и стратегии подчеркивалось, что рост глобализации обусловливает все большее значение международного экономического сотрудничества. Показателем растущей глобализации экономики служит также активность в сфере международной торговли. По приблизительной оценке, в середине XIX в. объем мирового товарооборота составлял примерно 15 млрд. долл. (по курсу доллара на начало 90-х годов XX в.). По данным ООН, в 1993 г. он достиг 7 З68 795 млн. долл. А в начале XXI в. мировой товарооборот превысил 14 трлн. долл. (это почти в 1000 раз выше показателей середины XIX в.). В настоящее время достигнут такой уровень международного разделения труда, что практически не осталось страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы ограничились бы пределами национального государства. Внешняя торговля из относительно изолированного сектора экономики, компенсирующего импортом нехватку отдельных видов ресурсов и товаров, превратилась в необходимый элемент хозяйственной жизни. Нередко она оказывает влияние на все основные хозяйственные процессы, включая динамику производства, ускорение технического развития и повышение экономической эффективности.

Основными экспортерами и импортерами капиталов являются наиболее крупные развитые страны. Иностранный капитал стал важной составной частью экономики многих государств. Доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом, в общем объеме производства обрабатывающей промышленности в Канаде, Австралии и ЮАР превышает 33 %, а в ведущих западноевропейских странах составляет 21 – 28 %. Даже в США (при их гигантском внутреннем рынке) уже к середине 80-х годов XX в. иностранные компании контролировали не менее 10 % промышленного производства страны, а в настоящее время их доля, очевидно, составляет 13 – 14 %. Каждая крупная развитая страна имеет за границей как бы «вторую экономику». На заводах, принадлежащих американским компаниям за пределами США, работают более 6 млн. человек, на предприятиях, контролируемых германским капиталом, – 3 млн. человек, французским – более 2,4 млн. человек. По мнению западных экспертов, глобализация экономики наиболее интенсивно развивается в сфере финансовых отношений. Финансовая глобализация проявляется в гигантском росте международных финансовых потоков, бурном развитии рынков и финансовых инструментов.

Объективное развитие международных экономических связей приводит к росту объединительных, интеграционных процессов. Интеграцию называют высшей формой интернационализации производства и обмена. Теоретически все это так, поскольку интеграция предполагает создание вместо нескольких прежде независимых экономических агентов их экономического союза, вплоть до возникновения единого образования. Но на практике положение значительно сложнее. Процесс интеграции проходит разные этапы. Однако до полного объединения участников союза дело пока не доходило ни разу.

Сегодня интеграция (а существует уже несколько десятков экономических объединений) имеет главным образом региональный характер: от создания разных форм торговых союзов, от объединений в рамках отдельных секторов и отраслей – к формированию регионального экономического союза. Наибольшее развитие экономическая интеграция получила в Западной, Центральной и Восточной Европе. Угрозы и вызовы современной эпохи.

Сегодня глобализация – важная составляющая мировой системы. Она представляет собой одну из наиболее влиятельных сил, определяющих будущее планеты. Глобализация имеет множество аспектов – экономический, политический, социальный, технологический, культурный, связанный с безопасностью, сохранением окружающей среды и др. Глобализация экономики и политики поставила человечество перед опасностями, связанными с терроризмом, организованной преступностью, болезнями и экологическими катастрофами. К тому же противоречивое развитие мировой экономики в последние годы проявляется и в том, что пропасть между богатыми и бедными странами продолжает углубляться.

В этих условиях возрастает роль укрепления связей между странами. Все большая зависимость государств друг от друга должна привести к получению выгод от скоординированных действий. А это означает необходимость расширения и углубления интеграционных процессов. В условиях глобализации важны такие аспекты, как расширение мировой торговли и всех других видов обмена, увеличение открытости национальных экономик, изменения в деятельности производственных фирм, в сфере идеологии и культуры. Но одновременно отмечаются многие негативные стороны глобализации, в частности то, что она способствует распространению кризисных процессов из одной страны на большие регионы и мир в целом. Процесс глобализации требует со стороны государств пересмотра фундаментальных подходов к проведению их внешней и внутренней политики.

Большое значение в современных глобализационных процессах имеет развитие технологий. Так, эксперты американской корпорации «Rand» говорят о всестороннем технологическом развитии мира. По их мнению, уже сегодня огромную роль играют технологии интеграции данных, голоса и видеоизображения как в национальных, так и в глобальных коммуникационных сетях; технологии объединения любых устройств для создания локальных сетей; развитие домашних сетей, объединяющих бытовую электронику; распространение широкополосных радиоканалов; создание высокоскоростных оптических линий связи; технологии, позволяющие существенно увеличить плотность хранения данных; био- и нанотехнологии с возможным применением квантовых вычислений и др. Создание товаров и услуг на основе этих технологий позволит сделать информационные устройства максимально высокоэффективными. Они обеспечат взаимопроникновение физического мира и киберпространства, позволив информационным системам и реагировать на изменения в окружающей среде, и оказывать на нее воздействие. На базе этих технологий будут развиваться, в частности, дистанционное образование, а также системы приема платежей за электронные услуги.

Развитие глобализации уже породило новые бизнес-модели, которые трансформируют деловой и финансовый мир. Они предназначены как для внутреннего использования в корпорациях, так и для внешних коммуникаций – с клиентами, поставщиками и конкурентами. Глобализация уже привела к созданию гигантских транснациональных корпораций (ТНК). В современных условиях усложняется организационная структура ТНК, возникают новые формы их объединений – различных стратегических, в частности финансовых, альянсов. ТНК переходят на новую ступень развития, которая пытается сочетать централизацию с автономизацией отдельных частей. Все больше ТНК переводят свои штаб-квартиры в развивающиеся страны, а также все шире отдают руководящие посты представителям бизнеса тех стран, где действуют их филиалы и отделения. Как считают эксперты, многие из бизнес-моделей со временем будут все более основываться на той или иной форме электронной торговли, что приведет к повышению ее значения уже в ближайшем будущем.

Основная черта современной глобализации состоит в концентрации ресурсов (финансовых, промышленных и др.) в странах Северной Америки, Европы и отдельных частях Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие этого процесса усилит разрыв между «золотым миллиардом» и остальным человечеством, при этом резко возрастут масштабы конфликтов. Прежде всего опасные столкновения возможны на границах «цивилизованного мира» и беднейших стран. В ближайшие годы поляризация богатых и бедных стран будет одной из ключевых проблем всего мира. Многие эксперты предрекают углубление разрыва между политической, интеллектуальной и экономической элитой и остальной частью населения не только в развивающихся, но и в развитых странах. Будет меняться соотношение сил и между развитыми регионами. По мнению экспертов корпорации «Rand», США сохранят свое место в авангарде глобализационных процессов и «информационной революции». Их военное руководство видит в той форме глобализации, которую осуществляет американское правительство, инструмент сохранения господства США в мире. Опасность этой стратегии состоит в том, что она привела к чрезвычайному расслоению мирового сообщества: по одну сторону границы оказались в высшей степени глобализованные страны Северной Америки, Западной Европы и Япония, а по другую – бедные государства Африки, Азии и Латинской Америки. Экономика США, как и американское общество в целом, хорошо подготовлена к вызовам «информационной революции». Страна имеет развитую инфраструктуру и подготовленное население, которое легко адаптируется к различным изменениям. Характеризуя сильные стороны основных конкурентов США – стран Евросоюза, аналитики из «Rand» считают, что «информационная революция» будет развиваться здесь медленнее, чем в США, и несколько иным путем. По их мнению, европейцам, с одной стороны, свойственна большая экономическая и социальная активность, а с другой стороны, европейцы менее склонны к рискам, рынок Европы сильнее регламентирован. К тому же стремление не отстать от США вносит напряжение в развитие экономики и общества европейских государств. Когда «отставшие» и «проигравшие» появятся и в пределах Европы, это может создать напряжение и в НАТО.

Конкретный анализ развития экономики США и стран Евросоюза на основе эволюции индекса глобализации не подтверждает некоторые прогнозы корпорации «Rand». Темпы развития ЕС не уступают и в ряде секторов превосходят показатели развития американской экономики. К тому же европейская интеграция ориентирована на преодоление разрыва внутри ЕС. Но можно полностью согласиться с экспертами из «Rand» в том, что стремительное развитие информационных технологий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона приведет к быстрому вовлечению этих государств в глобализирующийся мир. Уровень интернетизации в Республике Корея, Гонконге, Японии и Австралии уже превышает степень интернетизации в США, близок к этому уровень развития интернет-технологий в Сингапуре, на Тайване и в Новой Зеландии. Главным игроком на мировом рынке высоких технологий может стать Китай, который является основным производителем высокотехнологичных материалов, компонентов и изделий не только для азиатских стран, но и для рынков США и Европы.

Процесс глобализации оказывает влияние на функционирование государственных и общественных институтов. В отдельных регионах мира государства передают часть своих экономических и политических функций в межнациональные органы, о чем свидетельствует работа над Конституцией Евросоюза, а также возникновение общих рынков и интеграционных объединений в Латинской Америке и других регионах. Благодаря деятельности транснациональных корпораций, наряду с региональной интеграцией происходит трансконтинентальная интеграция.



Самостоятельная работа № 2 " США на рубеже тысячелетий "

Задание 1. Заполните таблицу «США на рубеже тысячелетий»
Особенности экономического развития Социальные отношения Политическая система Внешняя политика
Задание 2. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте. 1. Объясните, что способствовало превращению США после Второй мировой войны в лидера западного мира. 2. Охарактеризуйте позиции США в политической, экономической и культурной сферах жизни в современном мире. 3. Почему США считается государством, стремящимся к мировому лидерству? Приведите примеры.


Источники: Загладин, Н.В., Симония, Н.А. История. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень / Н.В. Загладин, Н.А. Симония – М.: «Русское слово – учебник», 2018; лекция.



Самостоятельная работа № 3 " Распад СССР: что приобрела и что потеряла новая Россия "

Оцените, как изменилось положение новой России (РФ) после распада СССР по предложенным в таблице критериям. В третьем столбце «Оценка» в зависимости от того, как вы оцениваете происходящее в России после распада СССР, нужно поставить «+» (положительно) или «-» (отрицательно).

 Критерий

Положение РФ

Оценка, +/-

Влияние на международной арене

   

 

Экономические показатели

 

 

Социальная проблемы и возможности их решения

 

 


Рекомендуемая литература:

1. Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010 – 520 с. (гл. 59, 63, 64).

2. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2007. – с. 552. (гл. 34).

3. Маринченко А.В. Геополитика. М.: ИНФРА-М, 2009. – 429 с. (гл. 3).

4. Мировая экономика: глобальные тенденции за сто лет. Под ред. И.С. Королева. М.: Юристъ, 2003. – 604 с. (Раздел IV).

5. Экономическая безопасность России: Общий курс. Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. – 896 с. (гл. 6).



Самостоятельная работа № 4 " Модернизация экономики России как условие национальной безопасности государства "


Работа с текстом (послание Президента РФ на текущий год).

Разработать презентацию по основным направлениям, указанным в послании Президента РФ Федеральному Собранию на текущий год (по выбору студента).


Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете – это работа-исследование.


Требования к оформлению презентаций

1.     Структура материалов в электронном виде

  • Титульный слайд;

  • Информационные слайды;

  • Завершающий слайд.

   В титульном слайде указываются:

  • Тема доклада, которая должна полностью соответствовать теме опроса;

  • Фамилия, имя составителя.

Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные. Графические материалы, предназначенные для более  четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе. Выбор типа информации, схем структурирования данных, очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком. Завершающий слайд содержит те же данные, что и титульный слайд.


2. Оформление слайдов

  • Рекомендуется использовать светлый фон слайдов

  • Используемые шрифты TimesNewRoman, Arial, ArialNarrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Начертания: обычный, курсив, полужирный

  • Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда

  • Рекомендуемые размеры шрифтов – для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18.

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. Следует использовать рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. Все рисунки, схемы, таблицы должны

быть подписаны.


Самостоятельная работа № 5 " Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире "


Разработать презентации по любой выбранной теме:

1. "Постмодернизм- новая культурная эпоха".

2. Постмодерн в искусстве

3. Универсализация, или вестернизация культуры

4. Развитие национальных культур

5. Культурные традиции России.


Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете – это работа-исследование.


Требования к оформлению презентаций

1.     Структура материалов в электронном виде

  • Титульный слайд;

  • Информационные слайды;

  • Завершающий слайд.

   В титульном слайде указываются:

  • Тема доклада, которая должна полностью соответствовать теме опроса;

  • Фамилия, имя составителя.

Информационные слайды могут содержать диаграммы и графики, также текстовые, табличные. Графические материалы, предназначенные для более  четкого восприятия аудиторией информации, излагаемой в докладе. Выбор типа информации, схем структурирования данных, очередности их изложения осуществляется непосредственно докладчиком. Завершающий слайд содержит те же данные, что и титульный слайд.


2. Оформление слайдов

  • Рекомендуется использовать светлый фон слайдов

  • Используемые шрифты TimesNewRoman, Arial, ArialNarrow. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Начертания: обычный, курсив, полужирный

  • Цвет и размер шрифта должен быть подобран так, чтобы все надписи отчетливо читались на выбранном поле слайда

  • Рекомендуемые размеры шрифтов – для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18.

  • Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Оптимальное число строк на слайде от 6 до 11. Следует использовать рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами. Все рисунки, схемы, таблицы должны

быть подписаны.


Литература


Основные источники:

  1. Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2017. – 256 с.

  2. Артемов В.В. История для проф. и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: дидактические материалы: учебное пособие для нач. и сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2016. – 320 с.

  3. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 320 с.

  4. Артемов В.В. История Отечества: с древнейших времен до наших дней: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2015. – 360 с.

  5. Артемов В.В. История: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИУ «Академия», 2016. – 448 с.


Дополнительные источники:

  1. История России ХХ – начало ХХI века: учеб. для 11 кл. общеобр. учрежд. / А. А. Левандовский, Щетинов Ю. А. – 10-е изд. – М.: «Просвещение». 2016. - 420 с.

  2. Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России: учеб. пособие / В.В. Баталина. – М.: Издательство «Окей-книга», 2019. – 176 с.

  3. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: Работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 127 с.

  4. Мировая (всеобщая) история. Школьный справочник / Составители С.А. Бабаркин, М.А. Буланакова, Н.В. Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.

  5. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитрина О.В. Всеобщая история. Справочник студента. – м.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма изд-во АСТ» 2000. – 640 с.

  6. Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2018. – 496 с.

  7. Трещёткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2018. – 80 с.

  8. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10 – 11 классы: элективный курс / сост. Е.Н. Сорокина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 169 с.

  9. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX в.: Пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – м.: Дрофа, 2018. – 400 с.


Интернет ресурсы

  1. Агентство политических новостей (журнал научной и общественно-политической мысли) – (Режим доступа: http://www.apn.ru).

  2. Валлерстайн И. Миро-системный анализ. – (Режим доступа: http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm).

  3. Единая коллекция современных образовательных ресурсов. – (Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20).

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам – Режим доступа: http://window.edu.ru.

  5. История США: материалы к курсу – Режим доступа: http://www.ushistory.ru.

  6. Коллекция рефератов. – (Режим доступа: http://www.ronl.ru/).

  7. Коммерсант (ежедневная общенациональная деловая газета / ЗАО «Коммерсант. Издательский дом») – Режим доступа к газете: http://www.kommersant.ru.

  8. Мировая экономика и международный бизнес. Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К. 5-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2018. — 688 с. – (Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ211.htm).

  9. Образовательные ресурсы Интернета. История. – (Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/hist.htm).

  10. Перечень всех учебных материалов: учебники по истории. – (Режим доступа: http://txtb.ru/istoriya.html).

  11. Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина». – (Режим доступа: http://www.istrodina.com/).

  12. Суперинф. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. – (Режим доступа: http://www.superinf.ru/helpstud_istoriya.php).

  13. Внутренние вооруженные конфликты в современном мире. Политико-правовой анализ. – (Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/16-24.htm).

  14. Защита прав человека в условиях внутренних вооруженных конфликтов. – (Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/16-24.htm).

  15. Радчук А. Большая ядерная игра в XXI веке: разоружение или война?. – (Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/gos/bolshaja_jadernaja_igra_v_xxi_veke_razoruzhenije_ili_vojna_2010-04-02.htm).

  16. Стратегическая стабильность и ядерное разоружение в XXI веке. – (Режим доступа: http://army-news.ru/2012/11/strategicheskaya-stabilnost-i-yadernoe-razoruzhenie-v-xxi-veke/).

  17. История и этапы создания Европейского союза. – (Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/istoriya-es.html).

  18. Экспансия США и необходимость противостоять «Одинокой сверхдержаве. – (Режим доступа: http://bookzie.com/book_1051_glava_6_EHkspansija_SSHA_i_neobkhodimo.html).

  19. Черников Г. П., Черникова Д. А. Европа на рубеже XX–XXI веков. – (Режим доступа: http://modernlib.ru/books/gennadiy_pavlovich_chernikov/evropa_na_rubezhe_xxxxi_vekov_problemi_ekonomiki/read_1/).

  20. Ломакин В.К. Мировая экономика. – (Режим доступа: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-mirovaya-ekonomika/mirovaya-ekonomika-uchebnik-dlya.html).

  21. «Малые» развитые страны – члены Европейского союза. – (Режим доступа: http://bookzie.com/book_1051_glava_32_5.2.2._JURIDICHESKIE_LI%D0%A1A.html).

  22. Европейский союз – Евросоюз стран объединенной Европы. – (Режим доступа: http://geosfera.info/evropa/276-evropejskij-soyuz-evrosoyuz-stran-obedinennoj-evropy.html).

  23. Что ожидает новых членов Евросоюза в 2013 год? – (Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/1105611/).

  24. Проблемы расширения ЕС в современных условиях. – (Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/11644/).

  25. Страны Азии, Африки и Латинской Америки – путь развития в 20 веке. – (Режим доступа: http://www.nado5.ru/e-book/puti-razvitiya-azii-afriki-i-latinskoi-ameriki).

  26. История России XX – начала XXI века. – (Режим доступа: http://www.telenir.net/istorija/istorija_rossii_hh_nachala_xxi_veka/p1.php).

  27. Международные организации. – (Режим доступа: http://ukrmap.su/ru-g11/948.html).

  28. Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. – (Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/ecunions/osce.htm).

  29. Чем отличается культура Востока от культуры Запада. – (Режим доступа: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-kultura-vostoka-ot-kultury-zapada/).

  30. Запад и Восток как два культурных ареала. – (Режим доступа: http://moy-bereg.ru/kultura-vostoka/kultura-vostoka.-zapad-i-vostok-kak-dva-kulturnyih-areala-2.html).

  31. Место и роль России в мировой культуре. – (Режим доступа: http://uchebniki.ws/140510035605/kulturologiya/mesto_rol_rossii_mirovoy_kulture).

  32. Кадыров А.М. Культурология. Мировая и отечественная культура. – (Режим доступа: http://uchebnikfree.com/kultura/kulturnaya-modernizatsiya-rossii-14955.html).

  33. Основные правовые системы современности. – (Режим доступа: http://www.be5.biz/pravo/tami/20.htm).

  34. Правотворчество. – (Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravotvorchestvo.html).

  35. Всеобщая декларация Прав человека. – (Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805).

  36. Конвенция о правах ребенка. – (Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959;dst=0;ts=79AA22C12BE446DBC913BC6ABF1E5A25;rnd=0.39439549262475226).

  37. Стратегический ресурс общества. – (Режим доступа: http://kisi.kz/img/docs/963.pdf).

  38. Конституция РФ. – (Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;dst=0;ts=217D152F569D55377AED3DAB5CFBC132;rnd=0.33599388891252724).

  39. Законы и подзаконные акты РФ. – (Режим доступа: http://www.finteoria.ru/zakony.html).

  40. Библиотека исторического факультета мгу им. М.В. Ломоносова. – (Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html).

  41. Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. – (Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/).

  42. Газетные старости: обзор русских газет начала XX в. – (Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/5397786/post361169339).

  43. Геосинхрония: атлас всемирной истории. – (Режим доступа: http://historyatlas.narod.ru/).

  44. Историк: общественно-политический журнал. – (Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/572/43572).

  45. Онлайн-энциклопедия: «Кругосвет». – (Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/).

  46. Родина: российский исторический иллюстрированный журнал. – (Режим доступа: http://www.istrodina.com/).

  47. ХРОНОС. Всемирная история в Интернете. – (Режим доступа: http://hrono.ru/).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!