СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Культурология».

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Культурология».»

министерство образования и молодежной политики рязанской области

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский строительный колледж имени героя советского союза беглова в.а.»










Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Культурология».

























Рязань, 2020

Организация-разработчик: ОГБПОУ РСК

Рекомендована методической комиссией ОГСЭЦ

Протокол №____________ от «____»__________2020г.

Методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) для специальностей СПО

Председатель Т.И.Соболева






Разработчик: Беляева Е.В.- преподаватель РСК.



Аннотация

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Культурология» предназначены для всех студентов, обучающихся по специальности СПО:

Главная задача методических указаний - помочь студентам овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с учебной литературой, отвечать на поставленные вопросы, выделять главное, творчески подходить к решению практических задач.






СОДЕРЖАНИЕ




  1. ВВЕДЕНИЕ с 4-5


  1. СТРУКТУРА и содержание методических указаний по ВСРС с5-6


  1. объем времени, рекомендуемый для всрС с- 6


  1. используемые виды вср с-6
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВСРС С 6-16


  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВСРС С16


  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВСР С16-19


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С - 19


ВВЕДЕНИЕ


Внеаудиторная самостоятельная работа (далее – ВСР) студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.


Рекомендации включают в себя перечень видов самостоятельных работ и разъяснения по их выполнению. Выполнение студентами ВСР направлено на решение следующих задач:

- получение новых знаний, обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных на аудиторных занятиях знаний;

- формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля;

- совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде, брать на себя ответственность, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным во ФГОС СПО.

Выполнение самостоятельной работы позволит студентам приобрести необходимый культурологический понятийный аппарат для самостоятельного анализа культурных явлений, научиться на практике, использовать накопленный культурный потенциал, знать основные этапы развития, как мировой, так и русской культуры, приобщиться к культурному наследию родного края.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:     

-ориентироваться в общих проблемах культуры, познания ценностей, смысла жизни как основе формирования культуры будущего специалиста;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры;

- заботиться о сохранении и приумножении национального культурного наследия;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знаний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие культура, сущность и предназначение культуры;

- основные школы и концепции культурологии;

- формы и типы культур;

- основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- историю культуры России, ее место в системе мировой культуры;

- условия формирования личности и ответственности за сохранение культуры, социальных и этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники;

- достижения культуры родного края.


2. Структура методических рекомендаций

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов представляет собой логическое продолжение обязательных аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по культурологии состоит из:

 Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

 Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

 Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж по выполнению задания, который включает указание цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.


3 Рекомендуемое количество часов на самостоятельную работу обучающегося по освоению программы учебной дисциплины «Культурология» 10 часов.


4 .Используемые виды ВСР ВСР студентов по дисциплине «Культурология» складывается из нескольких составляющих:

- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, материалами сети «Интернет»;

- работа с визуальным материалом: графиками, схемами, таблицами, просмотр учебных и других фильмов и иного видеоматериала (в зависимости от специальности и направления подготовки);

- написание докладов, рефератов, отчетов о посещении музеев

- участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад и др.;

- подготовка к зачетам и экзаменам;

- 1) для освоения знаний:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками;

- ознакомление с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

2) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции (обработка текста);

- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов;

- составление библиографии, тематических кроссвордов;

- тестирование и др.;

3) для формирования умений:;

- подготовка к деловым играм;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.


5 .Методические рекомендации студентам по выполнению ВСР, критерии оценивания.


Перед началом ВСР студентам следует рекомендовать изучить содержание задания по самостоятельной работе, его краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя.

(Примерный расчёт объёма часов самостоятельной работы по каждому виду заданий 1ч)

1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее.

Роль преподавателя:

 определить тему и цель сообщения;

 определить место и сроки подготовки сообщения;

 оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

 рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;

 оценить сообщение в контексте занятия.


Роль студента:

 собрать и изучить литературу по теме;

 составить план или графическую структуру сообщения;

 выделить основные понятия;

 ввести в текст дополнительные данные, характеризую-щие объект изучения;

 оформить текст письменно;

 сдать на контроль преподавателю и озвучить в установлен- ный срок.


Критерии оценки:

 актуальность темы;

 соответствие содержания теме;

 глубина проработки материала;

 грамотность и полнота использования источников;

 наличие элементов наглядности.


2Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, моно графии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме.

Роль преподавателя:

 выбор источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);

 составление плана реферата (порядок изложения материала);

 формулирование основных выводов (соответствие цели);

 оформление работы (соответствие требованиям к оформлению).


Роль студента:

 выбор литературы (основной и дополнительной);

 изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

 оформление реферата согласно установленной форме.


Критерии оценки:

 актуальность темы;

 соответствие содержания теме;

 глубина проработки материала;

 грамотность и полнота использования источников;

 соответствие оформления реферата требованиям.



3. Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов

• усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;

• консультирование при затруднениях.

Роль студента:

 прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

 установить логическую связь между элементами темы;

 записывать только то, что хорошо уяснил;

 выделять ключевые слова и понятия;

 заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными (свертывание);

 разработать и применять свою систему условных сокращений.


Критерии оценки:

 содержательность конспекта, соответствие плану;

 отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

 ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

 наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

 соответствие оформления требованиям;

 грамотность изложения;

 конспект сдан в срок.

Письменная проверочная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний.

Для письменных проверочных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения.
При выполнении таких работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.

При оценивании результатов следует учитывать уровни освоения программы

Критерии оценки:100%-90% максимальной суммы баллов –

Оценка « 5»(отлично)

89%-79%-оценка « 4»( хорошо)

69%-50%-оценка «3»(удовлетворительно)

49%-0-%-оценка «2»(неудовлетворительно)

Следует учитывать:

правильность выполнения задания,

полноту ответа на вопрос,

ошибки по русскому языку исправляются, но не учитываются.


Метод проектов - выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности. Проектная деятельность состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат. На первом этапе проводятся мини-исследования, осуществляют выбор и обоснование темы проекта, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование размещения материала. На втором этапе подготавливается мультимедийная презентация, иллюстрирующая тему проекта, выполняют оформление пояснительной записки в виде доклада. На заключительном этапе проводится защита проекта.
К защите студент представляет презентацию и пояснительную записку следующего содержания:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основная часть:
5. Заключение.
6. Библиография.
Доклад должен быть аккуратно оформлен, напечатан на одной стороне бумаги формата (А4).
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и учебная группа (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.
Во введении к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Если тема позволяет, желательно включать в работу материалы краеведческого характера.
Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.
Защита работы перед учебной группой на занятии. Для выступления каждому дается 5-7 минут. В своем выступлении студент должен:
- рассказать о цели проекта, аргументировать выбор темы;
- рассказать о поставленных перед собой задачах;
- дать краткую историческую справку по теме проекта;
- рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);
- сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач);
После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От студента, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Роль преподавателя:

помочь определить тему и цель проекта;

 определить путь исследования

 оказать консультативную помощь при формировании структуры проекта;

 рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;

 оценить проектную работу в контексте дисциплины.


Роль студента:

 собрать и изучить литературу по теме;

 составить план или графическую структуру проекта;

 выделить основные понятия;

 ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

 оформить текст письменно;

Предоставить презентацию, соответствующую теме проекта

 сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценивания проектной работы

  • Правильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, библиографии);

  • композиционная стройность, логичность изложения;

  •  качество оформления (структура текста, качество эскизов, схем, рисунков);





Критерии оценивания презентации проектной работы :

  • Качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);

  • объем и глубина знаний по теме;

  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

  • представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории);

  • ответы на вопросы (полнота, аргументированность, логичность, убежденность, дружелюбие);

  • правильно оформленная презентация

Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Роль преподавателя:

 определить тему, рекомендовать источник информации;

 проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.



Роль студента:

 прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

 подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

 оформить работу и представить в установленный срок.


Критерии оценки:

 соответствие терминов теме;

 многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

 соответствие оформления требованиям;

 работа сдана в срок.


Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной, так и разделы разных тем. Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.

Роль преподавателя:

 определить тему и цель;

 осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.


Роль студента:

 изучить информацию по теме;

 выбрать оптимальную форму таблицы;

 информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

 пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.


Критерии оценки:

 соответствие содержания теме;

 логичность структуры таблицы;

 правильный отбор информации;

 наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

 соответствие оформления требованиям;

 работа сдана в срок.



Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логичных рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, яркость, образность, художественную оригинальность изложения. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.

Роль преподавателя:

помочь в выборе источников по теме;

помочь в формулировании темы, цели, выводов;

консультировать при затруднениях.


Роль студента:

внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;

подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них ин- формацию;

выбрать главное и второстепенное;

составить план эссе;

лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к её решению;

оформить эссе и сдать в установленный срок.


Критерии оценки:

новизна, оригинальность идеи, подхода;

полезность и реалистичность предложенной идеи;

художественная выразительность, яркость, образность изложения;

грамотность изложения;

эссе представлено в срок.


Самостоятельная работа в Интернете. Новые информационные технологии могут использоваться для:
поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных,
пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами,
автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;
организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных конференций;
написание реферата-обзора
анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
составление библиографического списка
подготовка фрагмента занятия
подготовка доклада по теме
подготовка дискуссии по теме

Мультимедийная презентация.

Презентация выполняется в программе PowerPoint.

Презентация должна состоять из 10-15 слайдов. На каждый слайд должна быть выведена основная информация.
Содержание слайдов: 1 слайд должен быть заголовочный – представление те

мы, студента. Второй слайд – цели и задачи выполненного задания. Несколько слайдов, которые описывают данную проблему или результат. Последний слайд должен содержать информацию о том, что доклад окончен, докладчик готов ответить на вопросы. На каждый слайд должна быть вынесена информация, рассказ о которой длиться не более 20-40 секунд. Показ слайдов должен сопровождать доклад и также по времени не должен превышать 7- 10 мин. Количество строк текста в слайде должно не превышать 7-8. Изображение должно занимать не более 60% размера слайда. Не следует увлекаться спецэффектами в оформлении презентации, т.к. это отвлекает внимание от излагаемой информации и мешает восприятию


Роль преподавателя:

 помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

 консультировать при затруднениях.


Роль студента:

 изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

 установить логическую связь между элементами темы;

 представить характеристику элементов в краткой форме;

 выбрать опорные сигналы для акцентирования главной ин формации и отобразить в структуре работы;

 оформить работу и предоставить к установленному сроку.


Критерии оценки:

 соответствие содержания теме;

 правильная структурированность информации;

 наличие логической связи изложенной информации;

 эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

 работа представлена в срок.

6 Критерии оценивания в дисциплине « Культурология»:


Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Культурология», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

В результате выполнения ВСР по дисциплине, студент должен обладать следующими умениями и навыками, знаниями, которые формируют следующие общие и профессиональные компетенции:

У1.Ориентироваться в наиболее общих проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

У2. Определять значение культурологии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции, профессиональных навыков;

У3. Определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

У4.Сформулировать представление об истине и смысле жизни

З 1.Знать основные категории и понятия культурологии;

З 2.Знать роль культуры в жизни человека и общества;

З 3 Знать связь культурологии с основами философского учения о бытии;

З 4 Знать сущность процесса познания;

З 5 Знать основы научной, философской и религиозной картин мира;

З 6 Знать условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни ,культуры и окружающей среды,

З 7 Знать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.



ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

7 Типовые задания для самостоятельной внеаудиторной работы студента.


Тема 1. Введение в культурологию.

Самостоятельная работа0 .5ч.: Домашнее задание: работа со словарем.

Приведите основные значения понятия

«культура», «цивилизация», «гуманность», «эстетика», «культурный уровень», материальная культура, духовная культура.

Вид работы «составление глоссария» З1,У1,ОК2

Дайте ответы на вопросы :

Что изучает культурология?

Перечислите типы культур

Чем характеризуются духовная и материальная культуры?

Дайте определение культурологии

Каковы особенности типов культурологии?

Подготовить: Творческое задание - исследование по теме:

«История моего имени»

Тема 2. Основные направления и школы в культурологии.


Самостоятельная работа1ч.:Работа по учебнику Культурология под ред.Радугина АА, гл.2 с.16-29.

Вид работы Составление сводной таблицы по теме

ОК2,ОК9,З-3,У3



Название школы, направление учения


Представители школы

Главные идеи, отличительные характеристики школы



Тема 3. Культурологическая мысль в России в 19-20 вв.

Самостоятельная работа1ч. Вид работы « подготовка сообщения»,У1,У2,ОК2,ОК3.,ОК9:

Подготовить сообщение о ярких представителях культурологической мысли в России. Форма сообщения может быть представлена в презентации.

Например: Темы : Идеи Н.Я. Данилевского.

К.Н. Леонтьев о русской культуре

Культурологические воззрения Г.В .Плеханова

Идеи евразийцев :Г.В .Вернадского, С. Трубецкого, Л.П. Карсавина


Тема 6. Первобытная культура.

Самостоятельная работа:1ч. Вид работы , составление глоссария, работа с текстом, видеоматериалами, анализ материала ОК1,ОК2;,ОК9,З5, У4

Дайте определение терминам «синкретизм», «тотемизм», «фетишизм», «анимизм»

Найдите в литературных или видео источниках примеры, иллюстрирующие такие явления, как «тотемизм», «фетишизм», «анимизм». Какие природные материалы дали возможность зафиксировать проявление первобытной культуры в природе?


Тема 7. Культура древних цивилизаций.

Самостоятельная работа 1ч.:подготовить рефераты или презентации по теме «Культуры цивилизаций Древнего Востока» У2,ОК5,ОК4ОК6,ОК9 З5.

Темы рефератов:

Культура Древнего Египта.

Культура Древней Месопотамии.

Культура Древней Индии.

Культура Древнего Китая.

Подготовить ответы на вопросы по разделу «Культуры цивилизаций Древнего Востока».

    1. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

    2. Назовите наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта, охарактеризуйте их особенности.

    3. Особенности религии Древнего Египта, как они относились к смерти?

    4. В чем состоит отличие вавилонской архитектуры и изобразительного искусства от искусства и архитектуры Египта?

    5. Назовите важнейшие памятники шумерской литературы.

    6. Охарактеризуйте культуру Индии в Харрапский период.

    7. Охарактеризуйте памятники эпической культуры Индии

    8. Объясните суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии.

    9. Назовите основные религиозно- философские системы древнего Китая, укажите их влияние на жизнь древнекитайского общества

    10. Назовите основные достижения культуры Древнего Китая.

Тема 9. Искусство Древней Греции и Древнего Рима.1ч.

Самостоятельная работа, вид работы – составление сводной таблицы У1,У2,З2,З7,ОК2,ОК4,ОК11,ОК9 провести сравнительный анализ культур Греции и Рима, заполнить таблицу:


Название культуры, хронология

Боги и герои

Литературные памятники

Наука

Памятники архитектуры

Скульптура








Написать вывод (Дайте ответы на вопросы)

Что нового внесли римляне в архитектуру?

-В чем сходство и различие в скульптурных изображениях Древней Греции и Древнего Рима?

Подготовить презентацию по теме

Архитектура, скульптура, живопись культуры древней Греции

Архитектура, скульптура, живопись культуры древнего Рима

Тема 10. Культура и искусство европейского средневековья.1ч.

Самостоятельная работа :вид работы

подготовка презентации по темам,

ОК2,ОК5,ОК6,ОК1,ОК2,З5,З2,З7

1)-3)Средневековые архитектурные стили ( дороманский, романский, готический периоды)

4)Особенности средневековой живописи.

5)Особенности литературы средневековья, эпосы.

6)Городская культура средневековья.

7)Искусство Византии как переходный период от Античности к Христианству.

Творческое задание Подготовить презентацию на тему: Арабо-персидская культура средневековья.(Основные понятия :«арабески», «суфизм», «сунниты», «шииты», «ислам», «сура», «садж»)

Тема 11. Русское средневековое искусство. 0.5 ч.


Самостоятельная работа: Отчет- эссе о посещении Художественного музея им. И. П. Пожалостина (зал древнерусского искусства).

Вид работы: написание письменной работы ,эссе. У1,ОК1,У3,ОК3,ОК8.


Тема 12.Культура и искусство эпохи Возрождения.1ч.

Самостоятельная работа: Титаны эпохи Возрождения.

Вид работы подготовка мультимедийной презентации о творчестве представителей Ренессанса .У3,У1,36,32, ОК1,ОК3,ОК9,ОК5

Темы презентаций:

Литература эпохи Возрождения.

Творчество Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джорджоне, Эль Греко, Микеланджело и др.

Архитектура эпохи Возрождения(Д. Браманте, Брунеллески)



Подготовить ответы на вопросы:

Какие изменения произошли в эпоху Возрождения?

Как Возрождение изменило культурное развитие человечества?

Определите характерные признаки культуры 17-18 вв.?


Тема 13.Культура и искусство 17-19 веков.

Самостоятельная работа: Стилевые и жанровые особенности искусства эпохи Просвещения в России.

1.В чем заключалась самобытность Русского просвещения? Ответить на вопрос в письменной форме.1ч .

2.Вид работы: письменная, анализ текста. ОК3,ОК4,ОК5,ОК6,У1,З2,З5.

Отчет о посещении Художественного музея им. И.П. Пожалостина (зал русского искусства18-19, конца19-20вв). 0.5ч.

Вид работы: написание письменной работы ,эссе. У1,ОК1,У3,ОК3,ОК8.

3.Творческое задание – презентации по темам:

«Архитектура17-19 вв».

«Музыка17-19 вв»

«Мифы славян»

«Ученые 17-19 вв.»

«Литература 17-19 вв»

«Живопись17-19 вв»


Тема 14. Культура 20-21 веков.0.5ч.

Посещение музея истории молодежного движения. Написать отчет, эссе

Вид работы: написание письменной работы ,эссе. У1,ОК1,У3,ОК3,ОК8

Итого 10 ч.



8 Информационное обеспечение обучения

Печатные издания.

Основные источники:


1.Гуревич . — М.: Гардарики, 2007. История мировой культуры / Под ред. . — Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 307с

2.Радугин А.А. Культурология Москва.: Центр,2017-. 304с

3.Сапрыкин В.А. Культурология. Учебное пособие,2017-611с.

4.Силичев Д.А. Культурология - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. -393с.

5.Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Марковой А.Н.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2077.-319 с.


Дополнительные источники:

1.Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры .-Белый город, 2016.-559с.

2.Курс по культурологии Г.В. Драча – Ростов- на-Дону: Феникс, 2015-

Электронные ресурсы:

Studentam.net Дата обращения:1.06.2018

www.knigafund.ru/products/167 Дата обращения:1.06.2019

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Дата обращения:1.06.2019

http://www.bibliotekar.ru/reff2.htm Дата обращения:1.06.2019

http://ortho-socio.ru Дата обращения:1.06.2019

window.edu.ru/catalog Дата обращения:1.06.2019

http://cyberleninka.ru Дата обращения:1.06.2019


25







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!