СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 

 

Пояснительная записка

 

         Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

 

Целью самостоятельной работы студентов является овладениетеоретическими знаниями по дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

 

Задачами самостоятельной внеаудиторной работы являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений;
  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам. 

 

Время для внеаудиторной самостоятельной работы студента   -    часов.

 

 

I.Общие положения

 

1.1.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная

работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа

студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа расписанием занятий не регламентируется.

 

1.2. Целями самостоятельной работы являются:

 

✓воспитание потребности студента в самообразовании, развитие его познавательных и творческих способностей;

✓формирование профессиональных умений и навыков;

✓побуждение к учебно-исследовательской работе;

✓реализациякомпетентностного подхода в образовании.

1.3. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого характера в решении проблем учебного и профессионального уровня.

 

1.4. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

✓в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, по каждой дисциплине;

✓в рабочих программах учебных дисциплин - с распределением по разделам или конкретным темам;

✓в календарных учебных графиках с ориентировочным распределением часов по каждому занятию.  

1.5. Формы и тематика самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, учитываются при разработке рабочих  программ учебных дисциплин и профессиональных модулей и утверждаются на заседаниях ПЦК .

 

1.6. Результаты контрольных проверок выполнения заданий самостоятельной работы учитываются при подведении итогов текущей успеваемости студентов и выставляются в классном журнале в виде оценок.

 

1.7. При разработке заданий для самостоятельной работы :

 

✓четко формулируются цели работы и требования к её выполнению;

✓студентам предоставляется возможность использования научно–технической и справочной литературы;

✓при выдаче заданий учитываются индивидуальные способности и   наклонности студентов.

II. Планирование самостоятельной работы студентов

 

2.1. Основой для планирования самостоятельной работы студентов являются:

 

✓ Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  профессионального образования ;

✓требования к общим и профессиональным компетенциям специалиста;

✓учебный план специальности;

✓рабочие учебные программы дисциплины;

2.2. Перечень заданий для самостоятельной работы студентов зависит от особенностей изучаемой дисциплины, объема запланированных часов на самостоятельную работу, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

 

2.4.Эффективность планирования самостоятельной работы студентов определяется: 

 

✓оптимальным сочетанием аудиторной и внеаудиторной работы в рамках

✓ календарно-тематического плана;

✓методической организацией самостоятельной работы студента;

✓осуществлением учета достижений студента в самостоятельной работе по освоению дисциплины;

✓разработкой и внедрением в образовательный процесс мер, стимулирующих самостоятельную работу студента. 

III. Организация самостоятельной работы студентов

 

3.1.Видами самостоятельной работы в техникуме являются:

 

✓чтение и конспектирование литературы по дисциплине;

✓самостоятельное углубленное изучение вопросов, которые входят в программу дисциплины;

✓подбор материала и написание реферата;

✓выполнение творческих заданий и др.

3.2. Организация самостоятельной работы студентов должна быть

 

обеспечена:

 

✓информационными ресурсами (учебники, учебные пособия);

✓методическими материалами (указания, руководства и др.);

✓контролирующими материалами (тесты, вопросы для самоконтроля и др.);

IV. Контроль (мониторинг) самостоятельной работы студентов 

 

4.1. Мониторинг самостоятельной работы студентов проводится преподавателями дисциплин для оценки степени усвоения студентами учебных материалов и осуществляется в виде непрерывного текущего контроля .

 

4.2.Формами текущего контроля самостоятельной работы студентов являются:

 

✓устный опрос;

✓контрольная работа;

✓проверка домашнего задания;

✓тестовый контроль.

4.3. Оценки за выполнение самостоятельной работы выставляются в классном журнале и учитываются при подведении итогов текущего контроля.

 

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 

Качество выполнения внеаудиторной СРС оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием пятибальной системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объёма приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.

 

Может проводиться проводится в письменной, устной или смешанной формах.

 

 

Методические рекомендации к составлению таблицы

Таблица (от польск. Tablica<лат.tabula - доска, таблица) - набор, составленный из нескольких колонок, имеющих самостоятельные заголовки и отделенных друг от друга продольными линейками. Данные располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и граф, и строк.

 

Алгоритм составления таблиц:

1) Прочитайте текст.

 

2) Определите признаки (критерии) по которым можно систематизировать материал (по функциям, правовой природе, географическому положению, характеру и т.д.).

 

3) Начертите таблицу с определенным количеством граф.

 

4) Впишите название признаков в графу.

 

5) Запишите в соответствующие графы материал из текста в сокращенном виде.

 

6) Сделайте вывод.

 

7) Дополнить текст собственными соображениями, систематизируя их в таблицу.

 

Правила составления таблиц:

 

1. Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой.

2. Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание. В нем стараются указать время, территорию, к которым относятся данные, единицы измерения, если они выступают едиными для всей совокупности.

3. В заголовках граф (вертикальных столбцов) и строк (горизонтальных столбцов) должны содержать единицы измерения, соответствующие поставленным в подлежащем и сказуемом показателям. При этом используются общепринятые сокращения единиц измерения, например: чел., руб. и т. д. Если графы имеют единую единицу измерения, то она выносится в заголовок таблицы.

4. Для удобной работы с цифровым материалом числа в таблицах следует расставлять в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой и т. д., четко соблюдая при этом их разрядность.

5. В таблицу можно включать примечания, в которых будут указываться источники данных, более подробное содержание показателей и другие необходимые пояснения.

6. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

 

7. Между заголовком таблицы и ее нижней границей оставляются пробелы в одну строку, отделяющие ее от текста.

8. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно таблице, при необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

9.Таблица слева, справа, снизу, как правило, ограничиваются линиями.

10. При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не приводят.

11.  Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы, при этом наименование граф (шапку) не надо переписывать, а следует проставлять их номера с предыдущей страницы.

 

 

 

Критерии оценивания выполнения таблицы

  1. Полное заполнение граф таблицы;
  2. Правильно и грамотно выделены критерии для сравнения;
  3. Проведено аналитическое сопоставление материала согласно заданию таблицы;
  4. Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;
  5. Эстетичность оформления работы.

 

 

Критерии оценивания устных и письменных ответов

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что обучающийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
  • верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
  • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
  • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
  • на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

 

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что обучающийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).

 

Оценка «4» ставится,

если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится,

если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

 

Оценка «2»

 

может связно отвечать на вопросы преподавателя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы»

8


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы



Пояснительная записка


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.


Целью самостоятельной работы студентов является овладениетеоретическими знаниями по дисциплине, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.


Задачами самостоятельной внеаудиторной работы являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.


Время для внеаудиторной самостоятельной работы студента - часов.



I.Общие положения


1.1.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная

работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа

студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа расписанием занятий не регламентируется.


1.2. Целями самостоятельной работы являются:


✓воспитание потребности студента в самообразовании, развитие его познавательных и творческих способностей;

✓формирование профессиональных умений и навыков;

✓побуждение к учебно-исследовательской работе;

✓реализациякомпетентностного подхода в образовании.

1.3. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого характера в решении проблем учебного и профессионального уровня.


1.4. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

✓в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, по каждой дисциплине;

✓в рабочих программах учебных дисциплин - с распределением по разделам или конкретным темам;

✓в календарных учебных графиках с ориентировочным распределением часов по каждому занятию.

1.5. Формы и тематика самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, учитываются при разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей и утверждаются на заседаниях ПЦК .


1.6. Результаты контрольных проверок выполнения заданий самостоятельной работы учитываются при подведении итогов текущей успеваемости студентов и выставляются в классном журнале в виде оценок.


1.7. При разработке заданий для самостоятельной работы :


✓четко формулируются цели работы и требования к её выполнению;

✓студентам предоставляется возможность использования научно–технической и справочной литературы;

✓при выдаче заданий учитываются индивидуальные способности и наклонности студентов.

II. Планирование самостоятельной работы студентов


2.1. Основой для планирования самостоятельной работы студентов являются:


✓ Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ;

✓требования к общим и профессиональным компетенциям специалиста;

✓учебный план специальности;

✓рабочие учебные программы дисциплины;

2.2. Перечень заданий для самостоятельной работы студентов зависит от особенностей изучаемой дисциплины, объема запланированных часов на самостоятельную работу, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.


2.4.Эффективность планирования самостоятельной работы студентов определяется:


✓оптимальным сочетанием аудиторной и внеаудиторной работы в рамках

✓ календарно-тематического плана;

✓методической организацией самостоятельной работы студента;

✓осуществлением учета достижений студента в самостоятельной работе по освоению дисциплины;

✓разработкой и внедрением в образовательный процесс мер, стимулирующих самостоятельную работу студента.

III. Организация самостоятельной работы студентов


3.1.Видами самостоятельной работы в техникуме являются:


✓чтение и конспектирование литературы по дисциплине;

✓самостоятельное углубленное изучение вопросов, которые входят в программу дисциплины;

✓подбор материала и написание реферата;

✓выполнение творческих заданий и др.

3.2. Организация самостоятельной работы студентов должна быть


обеспечена:


✓информационными ресурсами (учебники, учебные пособия);

✓методическими материалами (указания, руководства и др.);

✓контролирующими материалами (тесты, вопросы для самоконтроля и др.);

IV. Контроль (мониторинг) самостоятельной работы студентов


4.1. Мониторинг самостоятельной работы студентов проводится преподавателями дисциплин для оценки степени усвоения студентами учебных материалов и осуществляется в виде непрерывного текущего контроля .


4.2.Формами текущего контроля самостоятельной работы студентов являются:


✓устный опрос;

✓контрольная работа;

✓проверка домашнего задания;

✓тестовый контроль.

4.3. Оценки за выполнение самостоятельной работы выставляются в классном журнале и учитываются при подведении итогов текущего контроля.


Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов


Качество выполнения внеаудиторной СРС оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием пятибальной системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объёма приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.


Может проводиться проводится в письменной, устной или смешанной формах.



Методические рекомендации к составлению таблицы

Таблица (от польск. Tablica


Алгоритм составления таблиц:

1) Прочитайте текст.


2) Определите признаки (критерии) по которым можно систематизировать материал (по функциям, правовой природе, географическому положению, характеру и т.д.).


3) Начертите таблицу с определенным количеством граф.


4) Впишите название признаков в графу.


5) Запишите в соответствующие графы материал из текста в сокращенном виде.


6) Сделайте вывод.


7) Дополнить текст собственными соображениями, систематизируя их в таблицу.


Правила составления таблиц:


1. Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой.

2. Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание. В нем стараются указать время, территорию, к которым относятся данные, единицы измерения, если они выступают едиными для всей совокупности.

3. В заголовках граф (вертикальных столбцов) и строк (горизонтальных столбцов) должны содержать единицы измерения, соответствующие поставленным в подлежащем и сказуемом показателям. При этом используются общепринятые сокращения единиц измерения, например: чел., руб. и т. д. Если графы имеют единую единицу измерения, то она выносится в заголовок таблицы.

4. Для удобной работы с цифровым материалом числа в таблицах следует расставлять в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой и т. д., четко соблюдая при этом их разрядность.

5. В таблицу можно включать примечания, в которых будут указываться источники данных, более подробное содержание показателей и другие необходимые пояснения.

6. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.


7. Между заголовком таблицы и ее нижней границей оставляются пробелы в одну строку, отделяющие ее от текста.

8. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно таблице, при необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

9.Таблица слева, справа, снизу, как правило, ограничиваются линиями.

10. При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не приводят.

11. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы, при этом наименование граф (шапку) не надо переписывать, а следует проставлять их номера с предыдущей страницы.




Критерии оценивания выполнения таблицы

  1. Полное заполнение граф таблицы;

  2. Правильно и грамотно выделены критерии для сравнения;

  3. Проведено аналитическое сопоставление материала согласно заданию таблицы;

  4. Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

  5. Эстетичность оформления работы.



Критерии оценивания устных и письменных ответов

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что обучающийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

  • верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

  • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

  • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

  • на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.


Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что обучающийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).


Оценка «4» ставится,

если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится,

если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.


Оценка «2»


может связно отвечать на вопросы преподавателя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!