СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине огс.01. основы философии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГС.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине огс.01. основы философии»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»




Специальность

40.02.01 Право и организация социального обеспечения



(код и наименование)


Дисциплина


ОГСЭ. 01 Основы философии


(наименование учебной дисциплины)








методические рекомендации по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ


по учебной дисциплине

ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ























Усть-Лабинск, 2017 г.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля:


ОГСЭ. 01 Основы философии

(наименование дисциплины)


для специальности


40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(код и наименование дисциплины в соответствии с учебным планом)





Разработчик:




Э.С. Кравченко

(подпись)

(И.О. Фамилия)


преподаватель





(квалификационная категория)




Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании учебно-методического объединения преподавателей социально-экономического профиля


Протокол №____ от «___»________________2017 г.


Проверено в соответствии с рабочей программой

председатель УМО преподавателей социально-экономического профиля


______________________/Дегтярева Н.Ю/

(подпись) (расшифровка подписи)



СОДЕРЖАНИЕ



  1. пояснительная записка

3



  1. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы


9



  1. Рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы


14



Приложения

18



Список рекомендуемой литературы

21


1. пояснительная записка


1.1 Общие положения


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии, являющейся общеобразовательной учебной дисциплиной для студентов социально-экономического профиля и устанавливающей знания для получения профессиональных навыков обучающимися по специальности


40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(код и наименование специальности)


разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины


для студентов

2

курса

очной

формы обучения.


По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение данной учебной дисциплины предусмотрено:


48

часов

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося;

12

часа

внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося.


Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Основными задачами методических рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе являются:

  • активизация самостоятельной работы студентов;

  • содействие развитию творческого отношения к учебной дисциплине;

  • выработка умений и навыков рациональной работы в ходе освоения учебной дисциплины.

  • управление познавательной деятельностью обучающихся.

Функции методических рекомендаций по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся заключаются в:

  • определении содержания работы обучающихся по овладению знаниями и умениями по учебной дисциплине

  • установлении требований к результатам изучения и освоения учебной дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности внеаудиторной самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.

Целями преподавания учебной дисциплины являются:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся представляет собой планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является:

    • овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой учебной дисциплины;

    • закрепление и систематизация знаний;

    • формирование умений и навыков;

    • овладение опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

    • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

    • углубление и расширение теоретических знаний;

    • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

    • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

    • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

    • развитие исследовательских умений;

    • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельной внеаудиторной работы на практических занятиях, при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы, для эффективной подготовки к зачётам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, а её объём определяется учебным планом.

Внеаудиторная самостоятельная работа становится средством контроля, обеспечивая обратную связь обучающихся с преподавателем, и стимулирует познавательную активность.

Объём времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

    • в учебном плане – в целом по теоретическому обучению, по циклам, дисциплинам, по профессиональным модулям и входящим в их состав междисциплинарным курсам;

    • в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или темам.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер учитывают специфику специальности, изучаемой учебной дисциплины:

    1. для овладения знаниями:

  • работа с дополнительными источниками;

  • учебно-исследовательская работа;

    1. для закрепления и систематизации знаний:

  • составление таблиц для систематизации учебного материала;

  • подготовка сообщений;

    1. для формирования умений:

  • составление схем;

  • составление таблиц;

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся используются:

  • устный и письменный опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • защита практических работ;

  • конференции;

  • деловые игры;

  • самоотчеты.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;

  • сформированность общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;

  • обоснованность и чёткость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос;

  • оформление отчётного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Для оценивания внеаудиторной самостоятельной работы применяется бальная система оценивания.


1.2 Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой обучающихся


Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счёт объёма времени, отведённого на изучение учебной дисциплины.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель проводит консультации за счёт общего бюджета времени, отведённого на консультации по учебной дисциплине.

Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся осуществляется в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине.

В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по учебной дисциплине/профессиональному модулю, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, правил оформления документов, формы контроля выполненного задания.

При выполнении самостоятельной работы необходимо:

  • освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем, в соответствии с программой учебной дисциплины;

  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;

  • самостоятельную работу обучающийся должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по учебной дисциплине.

  • выполнять самостоятельную работу и отчитываться по её результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчётности по самостоятельной работе.

Выполняя самостоятельную работу, обучающийся может:

  • предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;

  • в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчётности по её результатам;

  • предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

  • использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, другие разработки и Интернет-ресурсы сверх предложенного преподавателем/мастером производственного обучения перечня;

  • использовать контроль и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ



Наименование разделов и тем

Количество часов

Вопросы для самостоятельного изучения

Вид самостоятельной работы

Форма контроля самостоятельной работы

Тема 1. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.


1

  1. Дать определение понятиям: понятийность, логичность, дискурсивность.

  2. Каковы черты становления философии из мифологии?


Работа с текстами - Платон «Апология Сократа»; Горелов А.А. Основы философии, 2014 г.


Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 2. Предмет и определение философии.

0.5



1) Дать определение понятию

«Что такое предмет философии?»



Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».


Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 3. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

1

  1. Какую роль играет изучения предпосылок философии в Древнем мире (Китай и Индия).

Подготовить сообщение


Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 4. Основные философские школы.

0.5

1) Назвать основные философские школы и привести свои примеры.




Подготовить сообщение

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 5. Рационализм в теории познания.

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

1

  1. Что такое позитивизма? Какова его роль?

  2. Что такое эволюционизм? Какова его роль?


Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.

(3-4 – по выбору обучающихся).


Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 6. Философия позитивизма и эволюционизма.

0.5

1) Что такое позитивизм? Какова его роль?

2) Что такое эволюционизм? Какова его роль?


Письменно ответить на вопрос: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 7. Основные направления философии ХХ века

0.5

1) Опишите основные направления философии ХХ века

Работа с текстами Ж.П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса, В.С. Соловьева, М.Фуко, Ж.Бодрийяра.

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 8. Особенности русской философии.

1

  1. Опишите особенности русской философии.

Составить план конспект урока


Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы

Тема 9. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный

1

  1. Назовите основные методы философии?

  2. Какую функцию они выполняют?

  3. Привести примеры.

Составить план конспект урока

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 10. Строение философии и ее основные направления

0.5

1) Опишите основные направления философии?

Ответить на вопросы параграфов

Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания в группе

Тема 11. Онтология – учение о бытии.

1

  1. Что изучает наука Онтология?

  2. Какова её роль в философии?

Выполнение индивидуального творческого задания «Социальная роль науки»

Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы

Тема 12. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность, порядок и хаос

0.5

1) Что представляет собой современные онтологические представления?

Подготовить сообщение по данной теме

Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания в группе

Тема 13. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1

  1. Причины возникновения этических проблем, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Подготовка эссе на тему: «Россия в эпоху глобализации».


Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 14. Типы общества.

Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

0.5

1) Назовите и опишите типы общества?

Работа с учебником

§45, заполнить таблицу

Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания в группе

Тема 15. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

1

  1. Письменно ответить на вопрос в чем сходства и отличия философии от искусства, религии, науки и идеологии?

Подготовка эссе на тему: «Философия и смысл жизни»

Обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 16. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

0.5

1) Устно ответить на вопрос: Какова роль философии в современном мире.

2) Будущее философии. В чем смысл данной науки?

Выполнить тестовые задания

Самопроверка и взаимопроверка выполненного задания в группе






3. РЕКОМЕНДАЦИИ по ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, конспекта лекции)

Основными видами работы над учебным материалом являются:

  1. аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), её содержания, источников, характера и назначения;

  2. планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

  3. тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

  4. цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

  5. конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчёркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы.

Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у обучающихся, которые столкнулись с большим объёмом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при её запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа обучающегося, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, ёмкий и универсальный по содержанию.


Методические рекомендации по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

  2. Выделите главное, составьте план.

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

  4. Законспектируйте материал, чётко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести чётко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от обучающихся целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.


Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.


Составление сводной (обобщающей) таблицы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающихся по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося а к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свёртыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объёма информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля.

Оформляется письменно.


Использование информационных технологий

В рамках изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии необходимо использовать передовые информационные технологии - компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. При использовании Интернет-ресурсов обучающимся следует учитывать следующие рекомендации:

  • необходимо критически относиться к информации;

  • следует научиться обрабатывать большие объёмы информации, представленные в источниках, уметь видеть сильные и слабые стороны, выделять из представленного материала наиболее существенную часть;

  • необходимо избегать плагиата (плагиат – присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесённых заимствователем). Поэтому, если текст источника остаётся без изменения, не забывайте сделать ссылки на автора работы.


Полезные адреса в сети Интернет:

  1. www.philosophy.ru

  2. www.intencia.ru

  3. www.anthropology.ru

  4. www.ido.rudn.ru

  5. www.philosophy.ru





Подготовка к зачёту/экзамену

Подготовка к зачёту способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачёту, обучающийся ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачёте студент демонстрирует то, что он приобрёл в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

При подготовке к зачёту сначала следует просмотреть весь материал по учебной дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключении ещё раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Наименование ПОО



Специальность/

профессия:



(код и наименование)

Дисциплина/

профессиональный модуль/МДК:





(наименование учебной дисциплины, ПМ или МДК))









сообщение


по теме:















Группа:


:


Обучающийся:





(подпись)


(И.О. Фамилия)

Преподаватель:





(подпись)


(И.О. Фамилия)






Город, 201__ г.

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Наименование ПОО



Специальность/

профессия:



(код и наименование)

Дисциплина/

профессиональный модуль/МДК:





(наименование учебной дисциплины, ПМ или МДК))









реферат


по теме:















Группа:


:


Обучающийся:





(подпись)


(И.О. Фамилия)

Преподаватель:





(подпись)


(И.О. Фамилия)






Город, 201__ г.

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

1.

2.

3.





Дополнительные источники:

1.

2.

3.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!