СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных работ по дисциплине "Бухгалтерский учет" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных работ по дисциплине "Бухгалтерский учет" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных работ по дисциплине "Бухгалтерский учет" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)»

Министерство образования Нижегородской области.

ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»













Методические рекомендации для студентов

по выполнению внеаудиторных работ


по ОП.07 Бухгалтерский учет


специальности 32.08.04 «Коммерция (по отраслям)»




Пояснительная записка

Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется обучающимися

по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Рабочей программой дисциплины «Бухгалтерский учет » - предусмотрено 60 часов внеаудиторной самостоятельной работы. Все часы разбиты пропорционально основному учебному времени. Предусмотрены следующие виды заданий для самостоятельной работы.

- для овладения знаниями: конспектирование текста, подготовка докладов, чтение текста, составление таблиц, изучение графиков;

- для закрепления и систематизации знаний: решение задач;

- для развитие знаний написание сообщений.

Перед выполнением работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания. Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы проходит в устной или письменной форме. В качестве форм и методов контроля используются зачеты, тестирование, контрольные работы. Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы являются: уровень усвоения обучающимися учебного материала, умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач, сформированность общеучебных умений, обоснованность и четкость изложения ответа, оформление материала в соответствии с требованиями.
















Тематический план

Самостоятельных работ.


п/п сам. работ

№ п/п

тем

Наименование темы

Вид задания

Цели работы

Время, затраченное на выполнение самостоятельной работы (час

Раздел 1

ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


1

Тема 1.1

Бухгалтерский учет, его объекты и задачи

Решение задач

Закрепление знаний по группировке средств предприятия по составу и источникам образования

2

2

Решение задач

Закрепление знаний по группировке средств предприятия по составу и источникам образования

1

3

Написание сообщения

Развитие знаний на тему :«Нормативные документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии» (по видам)

1

4

Тема 1.2

Бухгалтерский баланс

Решение задач

Закрепление знаний по составлению бухгалтерского баланса

1

5

Решение задач

Закрепление знаний по группировке средств по составу и содержанию.

1

6

Решение задач

Закрепление знаний по составлению бухгалтерского баланса.

1

7

Тема 1.3

Счета и двойная запись

Решение задач

Закрепление знаний по определению номера счета и отнесение его в соответствующий раздел

1

8

Решение задач

Закрепление знаний по характеристике и классификационным признакам счетов бухгалтерского учета

1

9

Решение задач

Закрепление знаний по составлению бухгалтерских проводок.

1

10

Решение задач

Закрепление знаний по составлению бухгалтерских проводок.

1

11

Тема 1.4

Принципы учета основных хозяйственных процессов

Решение задач

Закрепление знаний по учету процесса снабжения .

1

12

Решение задач

Закрепление знаний по учету процесса производства.

1

13

Тема 1.5

Документация и инвентаризация

Написание сообщения на тему.

Развитие знаний связанных с порядком проведения инвентаризации различного вида имущества предприятия

1

14

Написание сообщения на тему.

Развитие знаний связанных с учетом естественной убыли

1

15

Тема 1.6

Технология обработки учетной информации

Чтение лекции

Закрепление ранее изученного материала

1

16


Решение задач

Закрепление знаний по исправлению ошибок в учетных регистрах

1


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

17

Тема 2.1

Учет денежных средств

Решение задач

Закрепление знаний по учету денежной наличности в кассе

1

18

Написание сообщения на тему

Освоение новых знаний

1

19

Решение задач

Закрепление знаний по учету денежных средств на расчетных счетах в банках

1

20

Решение задач

Закрепление знаний учету денежных средств на специальных счетах в банках

1

21

Решение задач

Закрепление знаний учету денежных средств на валютных счетах.

1

22

Тема 2.2

Учет долгосрочных инвестиций и финансовых вложений

Решение задач


Закрепление знаний по учету финансовых вложений.

1

23

Написание сообщения,


Развитие знаний по теме «Виды и порядок бухгалтерского учета финансовых вложений предприятия»,


1

24

Ответы на вопросы

Развитие знаний

1

25

Тема 2.3

Учет основных средств

Решение задач

Закрепление знаний по учету основных средств.

1

26

Решение задач

Закрепление знаний по учету затрат на восстановление основных средств

1

27

Написание сообщения

Освоение новых знаний по моральному и материальному износу

1

28

Решение задач

Закрепление знаний по переоценке и инвентаризация основных средств

1

29

Тема 2.4

Учет нематериальных активов

Решение задач

Закрепление знаний по учету нематериальных активов

1

30

Решение задач

Закрепление знаний по учету нематериальных активов

1

31

Тема 2.5

Учет материально-производственных запасов

Решение задач

Закрепление знаний по поступлению материальных запасов

1

32

Ответы на вопросы

Развитие знаний

1

33

Решение задач

Закрепление знаний по учету поступления материалов

1

34

Решение задач

Закрепление знаний по транспортно - заготовительным расходам

1

35

Ответы на вопросы

Разкитие знаний

1


УЧЕТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

36

Тема 3.1

Учет труда и заработной платы .

Доклад по теме.

Изучение видов, форм и систем оплаты труда, применяемые на предприятиях, их учет и документирование

1

37

Решение задач

Закрепление знаний по начислению и выплаты заработной платы

1

38

Решение задач

Закрепление знаний по учету удержаний из заработной платы работников.

1

39

Тема 3.2

. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Решение задач

Закрепление знаний по учету расчетов по социальному страхованию и обеспечению

1

40

Решение задач

Закрепление знаний по учету расчетов по социальному страхованию и обеспечению

1

41

Тема 4.1

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)

Решение задач

Закрепление знаний по учету производственных затрат

1

42

Ответы на вопросы

Развитие знаний

1

43

Решение задач

Закрепление знаний по учету производственных затрат

1

44

Тема 4.2

Учет готовой продукции и ее продажи

Решение задач

Закрепление знаний по учету готовой продукции

1

45

Решение задач

Закрепление знаний по учету продажи продукции

1

46

Решение задач

Закрепление знаний по учету продажи продукции

1

47

Доклад

Освоение новых знаний по коммерческим расходам

2

48

Тема 4.3

Учет текущих операций и расчетов

Решение задач,

Закрепление знаний по формам расчетов.


1

49

Решение задач,

Закрепление знаний по формам расчетов.


1

50

Ответы на вопросы

Развитие знаний

1

51

Тема 5.1

Учет финансовых результатов и использования прибыли

Решение задач

Закрепление знаний по учету финансовых результатов.

1

52

Решение задач

Закрепление знаний по учету операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов.

2

53

Тема 5.2

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Решение задач

Закрепление знаний по учету расчетов с бюджетом по налогам и сборам

1

54

Решение задач

Закрепление знаний по учету расчетов с бюджетом по налогам и сборам

1

55

Тема 6.1

Тема 6.1. Учетная политика организации (предприятия)

Чтение лекции

Закрепление материала пройденного на занятии.

1

56

Тема 7.1

Бухгалтерская отчетность

Чтение лекции.

Закрепление материала пройденного на занятии.

2

итого


60








































МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к дифференцированному зачету, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них - самый известный - метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод - метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно провести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, С помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов. Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу.

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?

  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ.


Общий алгоритм для решения экономической задачи прочитывается так:

1. Чтение и анализ условия задачи. Вы должны понять, о чём идёт речь в задаче, какие понятия используются, о каких принципах, законах или явлениях идёт речь.

2. Анализ данных. Подумайте, каким способом по ним можно получить требуемый результат. Это может быть использование готовых формул, вывод формул, построение логических цепочек.

3. Применение способа к исходным данным, в частности, проведение вычислений.

4. Анализ ответа с точки зрения его смысла и соответствия условию

Методические рекомендации по подготовке ответов на вопросы

Контрольные вопросы дают возможность оперативной оценки подготовленности студентов по данной теме и определения готовности к изучению новой темы.

Контрольные вопросы должны быть нацелены на решение следующих задач:

  • проверка понимания учебной дисциплины;

  • воспроизведение фактического материала;

  • выделение главного, сравнение, доказательство, конкретизация;

  • обобщение и систематизация знаний.

Ответ на вопрос должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

При оценке ответа учитывается:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности и понимания изученной темы;

  • грамотное построение ответа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;

  • сообщение основной идеи;

  • современную оценку предмета изложения;

  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

  • интересную для слушателей форму изложения;

  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!