МКОУ «Основная школа с.Русский Мелекесс
Ульяновской области»
Учитель информатики
КОНДРАШОВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
В настоящее время в ряде регионов государственная (итоговая) аттестации выпускников IX классов по некоторым предметам проводится в новой форме с использованием тестовых технологий.
Проект экзаменационной работы для проведения ГИА по информатике и ИКТ по своей структуре схож с Единым государственным экзаменом. По проекту на выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут). Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют оценить общеобразовательную подготовку учащихся за курс основной школы и обеспечить необходимую дифференциацию выпускников при отборе в профильные классы.
Назначение предложенных в данном пособии тренировочных вариантов заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом знакомят учащихся с требованиями к полноте и правильности ответа.
Содержание тестовых заданий для девятиклассников разрабатывалось на основе государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
В пособии представлены три варианта, каждый из которых состоит из трёх частей. Часть 1 содержит 9 заданий базового и повышенного уровней сложности и предполагает выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 содержит 11 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.
Часть 3 содержит 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения и направлены на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
Части 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов. Задания части 3 выполняются учащимися на компьютере, на котором должны быть установлены необходимые программы.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационно-коммуникационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации», «Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов», «Проектирование и моделирование», «Математические инструменты, электронные таблицы», «Организация информационной среды, поиск информации».
Пособие предназначено для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по информатике и ИКТ. Задания из пособия могут быть использованы учителями информатики при подготовке к урокам, а учащимися IX классов — для самостоятельной проверки уровня усвоения учебного материала.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного в 2004 г.
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики, объединенных в следующие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4 кодификатора), «Основные устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов» (разделы 2.2 и 2.3 кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.5 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информационной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).
В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменующегося требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
Третья часть работы является практическим заданием, проверяющим наиболее важные практические навыки курса информатики: умение работать с текстами в текстовом редакторе, умение обработать большой информационный массив данных и умение разработать и записать простой алгоритм.
Экзаменационные задания не требуют от учащихся знаний конкретных операционных систем и программных продуктов, навыков работы с ними. Проверяемыми элементами являются основные принципы представления, хранения и обработки информации, навыки работы с основными категориями программного обеспечения (текстовый редактор, электронная таблица, среда формального исполнителя), а не знание особенностей конкретных программных продуктов. Практическая часть работы может быть выполнена с использованием различных операционных систем и различных прикладных программных продуктов.
Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ.
Значительная часть заданий с выбором ответа и кратким ответом по типу аналогичны заданиям ЕГЭ по информатике, но по содержанию и уровню сложности соответствуют стандарту основного общего образования. При этом в работу включены задания из некоторых разделов курса информатики, не входящих в ЕГЭ по информатике (например, задания, относящиеся к технологии обработки текстовой информации).
Одним из отличий в структуре работы является сокращение части 1 (задания с выбором ответом) за счет переноса заданий в часть 2 (задания с кратким ответом). Это сделано для уменьшения вероятности случайного угадывания ответа при выполнении работы.
Другим существенным отличием является формат части 3 работы (задания с развернутым ответом). В отличие от ЕГЭ, где часть 3 выполняется на бланке и результатом выполнения работы является записанное решение, проверяемое экспертом, в ГИА часть 3 выполняется на компьютере и проверяемым результатом выполнения задания является файл. Это позволяет существенно расширить возможную тематику заданий и множество проверяемых умений и навыков, а также позволяет в дальнейшем перейти к исключительно компьютерной форме сдачи экзамена.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей:
Часть 1 содержит 8 заданий базового и повышенного уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 содержит 12 заданий базового и повышенного уровней сложности.
В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.
Часть 3 содержит 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
Задание 23 дается в двух вариантах – 23.1 и 23.2, учащийся должен выбрать один из вариантов задания.
Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по темам «Организация информационной среды, поиск информации».
Часть 2 включает задания по всем темам, кроме темы «Проектирование и моделирование».
Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм. При этом задание 23 дается в двух вариантах: вариант 23.1 предусматривает разработку алгоритма для формального исполнителя, задание 23.2 заключается в разработке и записи алгоритма на языке программирования.
Учащийся самостоятельно выбирает один из двух вариантов задания, в зависимости от того, изучал ли он какой-либо язык программирования.
Часть 1 экзаменационной работы содержит 6 заданий базового уровня сложности и 2 задания повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 7 заданий базового уровня сложности и 5 заданий повышенного уровня сложности.
Часть 3 содержит 1 задание повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня 60-90%.
Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня 40-60%.
Предполагаемый процент выполнения заданий третьей части менее 40%.
Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки проверяется с помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом.
Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной работе используются задания с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут). После решения частей 1 и 2 учащийся сдает бланк для записи ответов и переходит к решению части 3.
Время, отводимое на решение частей 1 и 2 не ограничивается, но рекомендуется на выполнение заданий части 1 и части 2 отводить 1 час (60 минут). На выполнение заданий части 3 рекомендуется отводить 1 час (60 минут).
Части 1 и 2 выполняются учащимися без использования компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность заданий не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения равенства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.
Части 3 выполняются учащимися на компьютере. На компьютере должны быть установлены знакомые учащимися программы.
Для выполнения задания 21 учащимся необходим текстовый редактор, позволяющий набирать текст с различными атрибутами символов и абзацев, вставлять в текст изображения, графики, формулы, списки и таблицы.
Для выполнения учащимися задания 22 необходима программа для работы с электронными таблицами.
Задание 23 на составление алгоритма дается в двух вариантах по выбору учащегося. Первый вариант задания 23.1 предусматривает разработку алгоритма для исполнителя «Робот». Для выполнения задания 23.1 рекомендуется использование учебной среды исполнителя «Робот». В качестве такой среды может использоваться, например, учебная среда разработки «Кумир», разработанная в НИИСИ РАН (http://www.niisi.ru/kumir) или любая другая среда, позволяющая моделировать исполнителя «Робот». В случае, если синтаксис команд исполнителя в используемой среде отличается от того, который дан в задании, допускается внесение изменений в текст задания в части описания исполнителя «Робот». При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решения задания 23.1 записывается в простом текстовом редакторе.
Второй вариант задания 23.2 предусматривает запись алгоритма на изучаемом языке программирования (если изучение темы «Алгоритмизация» проводится с использованием языка программирования). В этом случае для выполнения задания необходима система программирования, используемая при обучении.
Решением каждого задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице). Учащиеся сохраняют данные файлы в каталог и под именами, указанными организаторами экзамена.
Основным отличием КИМов 2011 года является наличие двух вариантов задания 23, что вызвано тем, что во многих школах изучение темы «Алгоритмизация» производится вместе с изучением одного из языков программирования, поэтому учащимся удобней записывать алгоритмы на изучаемом языке программирования, а не в системе команд учебного исполнителя. Вариант задания 23.1 совпадает с заданием 23 КИМ 2010 года и предусматривает разработку алгоритма для учебного исполнителя «Робот». Вариант задания 23.2 предусматривает разработку алгоритма, содержащего ветвления, циклы, логические операции и запись этого алгоритма на изучаемом языке программирования. Учащийся может самостоятельно выбрать один из двух вариантов задания, тем самым от учащегося не требуется уметь записывать программы на каком-либо языке программирования, поскольку вариант задания 23.1 содержит полное описание учебного исполнителя «Робот».
Также для упрощения понимания заданий 2 и 12 обозначения для логических операций в этих заданиях заменены на русские слова «И», «ИЛИ», «НЕ».
Символьные обозначения «&» для конъюнкции и «|» для дизъюнкции сохранены только в задании 20, поскольку именно такая форма записи принята в языках запросов для большинства поисковых систем.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 3 частей, включающих 23 задания. К выполнению части 3 учащийся переходит, сдав бланк с выполненными заданиями частей 1 и 2 экзаменационной работы. Учащийся может самостоятельно определять время, которое он отводит на выполнение части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение частей 1 и 2 работы 1 час (60 минут) и на выполнение заданий части 3 — также 1 час (60 минут).
Части 1 и 2 экзамена выполняются в бланковой форме. При решении заданий частей 1 и 2 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой.
Часть 1 включает 8 заданий (1—8) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный. Выберите правильный вариант ответа и обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 включает 12 заданий (9—20) с кратким ответом. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 представляет собой практическое задание, которое необходимо выполнить на компьютере.
Часть 3 содержит 3 задания (21—23), на которые следует дать развернутый ответ. Решением для каждого задания является файл, который необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена в формате, также установленном организаторами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
В экзаменационных заданиях используются следующие соглашения:
Обозначения для логических связок (операций):
а) отрицание (инверсия, логическое НЕ) обозначается (например, А);
б) конъюнкция (логическое умножение, логическое И) обозначается (например, А В) либо & (например, А & В);
в) дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ) обозначается V (например, А V В) либо | (например, А | В);
г) символ 1 используется для обозначения истины (истинного высказывания); символ 0 — для обозначения лжи (ложного высказывания).
Приоритеты логических операций: отрицание (инверсия), конъюнкция (логическое умножение, логическое И), дизъюнкция (логическое сложение, логическое ИЛИ). Таким образом, А В V С D обозначает ((А) В) V (С D). Возможна запись А В С вместо (А В) С. То же относится и к дизъюнкции: возможна запись А V В V С вместо (А V В) V С.
Варианты (примерные тесты) КИМов
Вариант 1
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части обведите номер выбранного ответа кружком. Если вы выбрали не тот номер, зачеркните его и обведите номер правильного ответа. |
1. В соответствии с кодовой таблицей ASCII символы, использованные в данных словосочетаниях, кодируются двузначными десятичными числами. Словосочетание I СОМЕ кодируется как 733267797769. Какая числовая последовательность кодирует словосочетание I CAME?
733265797769
739567797769
733267657769
733267797769
2. В стене имеется прямоугольное отверстие с длинами сторон X и Y. При каком условии труба, сечением которой является круг радиуса R, пройдет в это отверстие, если длина трубы превышает X + Y?
(3,14*R*R и (R X+Y)
(2*R X) или (2*R Y)
(2*R X+Y) или (R Y)
(X = 2*R) и (Y = 2*R)
3. Если в качестве образца сдать слово «он», то в процессе автоматического поиска в тексте:
Он, Словно СЛОН в посудной лавке, неповоротлив и смешон, и окончательно смутившись, нам всем представился: «Антон». будет найдено
три слова
пять слов
одно слово
четыре слова
4. Друзья отправились на рыбалку, провели на реке некоторое время и вернулись обратно той же дорогой. Какой из графиков описывает зависимость пройденного друзьями расстояния от времени, которое они пропели I пути?
5. Слово АРКА закодировано числовой последовательностью 0100100010, причем код согласных и гласных букв имеет различную длину. Какое слово по этому коду соответствует последовательности 0001001?
1) КАРА 2) РАК 3) АКР 4) КАР
6. Действия пользователя при работе с файлами и каталогами занумерованы следующим образом:
№ команды | действие пользователя |
1 | Создать файл LAB.DOC |
2 | Создать каталог SUBJECT |
3 | Создать каталог BIOLOGY |
4 | Войти в созданный каталог |
Расположите приведенные действия пользователя так, чтобы на пустом диске D был создан файл с полным именем D:\SUBJECT\BIOLOGY\LAB.DOC.
1)2,3,1 2)1,2,3,4 3)2,4,3,1 4)2,4,3,4,1
7. Дан фрагмент электронной таблицы;
| А | В | С | D |
1 | 1 | 2 | | |
2 | =А1 + 1 | =А2+2 | =В1-1 | =С3 |
После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.
1) 2) 3) 4)
8. Исполнитель Процессор в ячейках с именами А, В и С хранит целые числа. В СКИ исполнителя входят команды:
Команды | Действия исполнителя |
? nX | Ввод числа n в ячейку с именем Х |
=Х | Вывод содержимого ячейки с именем Х на экран |
XYZ | Содержимое ячейки Z заменяется суммой данных, содержащихся в ячейках X и Y, при этом числа в ячейках X и Y остаются неизменными. |
Какие числа будут выведены на экран после выполнения команд
?-3А ?5В ?6С АВС САВ ВСА АСВ =В =С =А
1) -1 2 1 2) 3 2 1 3) 1 3 2 4) -1 0 1
ЧАСТЬ 2
Ответом к заданиям этой части (9—20) является набор символов (букв или цифр), которые следует записать в поле, отведенном для записи ответа в задании. Если вы ошиблись, зачеркните ответ и запишите рядом другой. |
9. Сколько бит информации содержится в сообщении объемом 1/4 килобайта?
Ответ:
10. В данной блок-схеме приняты следующие обозначения:
Ul, U2, U3 — некоторые условия, А, В, С, D и Е — операторы.
Перечислить через запятую операторы в порядке их выполнения, если условия U1 и U3 истинны, а условие U2 ложно.
Ответ: ___________________
11. При каком начальном значении переменной у после исполнения серии команд получится ответ у = 11?
у:=у-4;
у:=у*3;
у:=у+2.
Ответ:_______________________
12. Дан фрагмент базы данных
Номер | Фамилия | Имя | Отчество | Класс | Школа |
1 | ИВАНОВ | Андрей | Петрович | 10А | 25 |
2 | КАТАЕВ | Сергей | Иванович | 9Б | 49 |
3 | БЕЛЯЕВ | Иван | Петрович | 10Б | 1 |
4 | НОСОВ | Антон | Павлович | 9А | 4 |
В каком порядке будут располагаться эти записи после сортировки по возрастанию, осуществленной по полю Класс? В ответе запишите номера записей через запятую.
Ответ: ___________________
13. В электронной таблице значение формулы =СУММ(В1:В4) равно 13. Чему будет равно значение ячейки В4, если значение формулы =СРЗНАЧ(В1:ВЗ) равно 3?
Ответ:
14. Дан фрагмент текста из произведения А. Пушкина «Капитанская дочка» до (слева) и после (справа) форматирования. В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства (гарнитуры).
Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви, и великодушно извинял своего несчастного соперника. Вскоре я выздоровел, и мог перебраться на мою квартиру. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться, и стараясь заглушить печальные предчувствия. С Василисой Егоровной и с ее мужем я еще не объяснялся; но предложение мое не должно было их удивить. Ни я, ни Марья Ивановна не старались скрывать oт них свои чувства, и мы заранее были уж уверены. В их согласии. Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо. Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему-то важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он и конце приписывал несколько строк. | Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви, и великодушно извинял своего несчастного соперника. Вскоре я выздоровел, и мог перебраться на мою квартиру. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться, и стараясь заглушить печальные предчувствия. С Василисой Егоровной и с ее мужем я еще не объяснялся; но предложение мое не должно было их удивить. Ни я, ни Марья Ивановна не старались скрывать от них свои чувства, и мы заранее были уж уверены в их согласии. Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему-то важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он в конце приписывал несколько строк. |
Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев были использованы при форматировании текста? В ответе перечислите номера свойств в порядке возрастания без запятых и каких – либо других разделяющих символов.
Начертание шрифта.
Размер символов.
Межстрочный интервал.
Величина абзацного отступа.
Величина дополнительного вертикального интервала между абзацами.
Выравнивание строк.
Ответ:
15. В систему команд исполнителя Переливашка входит 6 команд:
№ команды | Действие исполнителя |
1 | Наполнить сосуд А |
2 | Наполнить сосуд В |
3 | Перелить из А в В |
4 | Перелить из В в А |
5 | Вылить из А |
6 | Вылить из В |
Как получить 2 л в одной из емкостей, если объем сосуда А равен 4 л, сосуда В — 3 л, используя не более 4 команд? Составьте алгоритм решения задачи. В ответе запишите номера команд в нужном порядке без пробелов и запятых.
Ответ:
16. Средняя скорость передачи данных с помощью модема равна 30 Кбит/с. Определите, сколько секунд понадобится модему, чтобы передать 80 страниц текста, если считать, что один символ кодируется 1 байтом и на каждой странице в среднем 96 символов?
Ответ:
17. Некоторый алгоритм из одного числа получает новое число следующим образом. Если сумма цифр в исходном числе четная, то удаляется цифра, стоящая в разряде десятков, иначе удаляется цифра, стоящая в разряде сотен. Получившееся число является результатом работы алгоритма. Например, если исходное число было 325, то результатом работы алгоритма будет число 35.
Дано число 83796412. Применяйте алгоритм столько раз (т.е. исполните алгоритм для исходного числа, а затем к результату его работы еще раз примените алгоритм и т.д.), сколько необходимо для получения двузначного числа. В ответе запишите найденное число.
Ответ:
18. Найдите в списке записи, которые могут быть адресами электронной почты. В ответе запишите через запятую в порядке возрастания номера выбранных вариантов.
ege@edu@ru
www.pk.ru
[email protected]
Катя@уаг.ги
www.egc.edu.ru
Tatyana®
[email protected]
[email protected]
Ответ:
19. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.
Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» — &.
А | Рецензия & статья |
Б | Рецензия | фельетон | статья |
В | фельетон | рецензия |
Г | рецензия & фельетон & статья & памфлет |
Ответ: ________________________
20. Некоторое число в двоичной системе исчисления записывается как 1100001. определите число и запишите его в ответе в десятичной системе исчисления.
Ответ: _________________________________
ЧАСТЬ 3
Задания этой части (21—23) выполняются на компьютере. Результатом исполнения задания является отдельный файл (для одного задания — один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения вам сообщат организаторы экзамена. |
21. Создайте в ТЕКСТОВОМ редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times New Roman) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по левому краю, первая строка абзаца имеет отступ в 1 см, интервал перед абзацем установлен 6 пунктов.
Допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Текст сохраните в файле. Имя, каталог и формат файла вам сообщат организаторы экзамена.
Трением называется сопротивление возможному или действительному перемещению соприкасающихся тел, возникающему в месте их соприкосновения.
По кинематическим признакам различают:
трение скольжения (трение 1-го рода);
трение качения (трение 2-го рода).
Шарль Кулон (1736—1806) установил основные приближенные законы для сухого трения скольжения при покое.
Третий закон Кулона:
Максимальная сила трения скольжения пропорциональна силе нормального давления тела на опорную поверхность:
Fc = N,
где Fc — модуль силы трения скольжения; — безразмерный коэффициент трения скольжения; N — модуль силы реакции опоры.
Значения коэффициента трения скольжения для некоторых материалов:
Материалы | Коэффициент трения |
Сталь по льду | 0,027 0,008 – 0,010 |
Сталь по стали | 0,15 0, 012 – 0,180 |
Бронза по чугуну | 0,16 0,025 – 0,050 |
Бронза по железу | 0,19 0,030 – 0,080 |
Кожаный ремень по чугуну | 0,28 |
Дуб по дубу | 0,54 – 0,62 |
22. Данные об участии школьников в интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок» и «Золотое Руно» хранятся в электронной таблице. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
| А | В | С | D | Е | F | G |
1 | Фамилия | Имя | Класс | Кенгуру | Русский медвежонок | Золотое Руно | |
2 | Захаров | Андрей | 9 | да | Да | нет | |
3 | Осипова | Ирина | 7 | нет | нет | нет | |
4 | Арсеев | Михаил | 6 | да | нет | да | |
В столбце А электронной таблицы записана фамилия ученика школы, в столбце В — его имя, в столбце С — класс, в котором он учится, в столбцах D, Е и F — «да» или «нет» в зависимости от участия данного ученика в соответствующем конкурсе. В электронную таблицу были занесены данные по всем 861 ученикам школы.
Для аналитического отчета директору требуется информация, представленная в графическом виде, о количестве ребят, принимавших участие во всех трех конкурсах, в каких-либо двух, только в одном и не принимавших участие в названных конкурсах.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). Необходимую информацию представьте в виде круговой диаграммы с четырьмя секторами, указав числовое значение каждого из секторов. (Пример диаграммы см. на рисунке).
В трех конкурсах
В одном конкурсе
Н и в одном конкурсе
В двух конкурсах
Полученную таблицу с диаграммой необходимо сохранить в каталоге под именем, указанным организаторами экзамена.
23. Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Ниже приведено описание Робот.
У Робота есть четыре команды перемещения:
Вверх
Вниз
Влево
Вправо
П ри выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх, вниз, влево, вправо.
Между соседними клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. Если Робот получает команду перемещения через стену, то он разрушается.
Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия Стены у каждой из сторон той клетки, в которой находится Робот:
сверху свободно
снизу свободно
слева свободно
справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «ЕСЛИ», имеющим следующий вид:
ЕСЛИ ТО
последовательность команд
КОНЕЦ
«Последовательность команд» — это одна или несколько любых команд, полученных Роботом. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, можно использовать такой алгоритм:
ЕСЛИ справа свободно ТО
вправо
КОНЕЦ
В одном условии можно использовать несколько команд, используя логические связки И, ИЛИ, НЕ, например:
ЕСЛИ (справа свободно) И (НЕ снизу свободно) ТО
вправо
КОНЕЦ
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «ПОКА», имеющий следующий вид:
ПОКА ДЕЛАТЬ
последовательность команд
КОНЕЦ
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
ПОКА справа свободно ДЕЛАТЬ
Вправо
КОНЕЦ
Также у Робота есть команда закрасить, которая закрашивает клетку, в которой робот находится в настоящий момент.
Выполните задание
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. С одной стороны стены между соседними клетками могут стоять перегородки высотой в 1 клетку. Известно, что ни с одного из краев стены перегородок нет. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно под стеной, где перегородок нет. Одно из возможных положений Робота приведено на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»).
| А | И | С | D | Е |
А | | 1 | | 1 | |
В | 1 | | 4 | | 3 |
С | | 4 | | 2 | |
D | i | | 2 | | 5 |
Е | | 3 | | 5 | |
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше стены и прилегающие к стене. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены, произвольного местоположения перегородок и любого допустимого начального расположения Робота.
Алгоритм напишите в текстовом редакторе и сохраните в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения вам сообщат организаторы экзамена.
Список литературы
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 271 с.
ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Информатика. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Кириенко Д.П., Осипов П.О., Чернов А.В. - М.: Астрель, 2010.
Лапшева Е.Е. «Машинная информатика» (ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»)
Макарова Н.В. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию.
Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
Первин Ю.А. Лекции по Роботландии. – М.: КУДИЦ, 1994.
Поднебесова Г.Б. Основы компьютерной алгебры. Элективный курс: учебное пособие/ Г.Б. Поднебесова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Радченко Н.П. Школьная информатика: впереди экзамены/ Н.П.Радченко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 475 с.
Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2006. – 416 с.
Самылкина Н.Н. Материалы для подготовки к экзамену по информатике/ Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 372 с.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: методическое пособие/ Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.
Самылкина Н.Н. Экзамен по информатике в основной школе/ Н.Н. Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 125 с.
Сурчалова Л.В. «Кодирование информации» (МОУ «Лицей прикладных наук» г. Саратов).
Ссылки на Интернет-ресурсы:
Все для экзамена по Информатике и ИКТ http://www.examens.ru/otvet/11/9/
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
Контрольные измерительные материалы (КИМ) по Информатике и ИКТ, http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/
Методическая копилка учителя информатики http://www.metod-kopilka.ru/
Образовательные ресурсы портала Информатика http://www.alleng.ru/edu/comp2.htm
Сообщество творческих учителей информатики http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com
Ссылки по информатике http://marklv.narod.ru/inf/links.htm
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
тесты-online на портале Клякса.Net http://www.klyaksa.net/test_online/
Методические материалы и программное обеспечение http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
Сообщество "ЕГЭ по информатике" http://www.openclass.ru/communities/7166
Методическая помощь учителям Информатики и ИКТ http://www.openclass.ru/node/128/
Сообщество учителей информатики http://oivt.ru/group/internet-resursy-dlya-uroka-informatiki
Для учителя информатики http://www.uroki.net/docinf.htm
Сайты для учителей информатики http://ipk.edu.ru/links/obr_res/inform/comp1.htm
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Сообщество педагогов http://www.openclass.ru/node/347/
методическая копилка учителя информатики http://www.openclass.ru/blogs/29751
Подготовка к ГИА http://www.gotovkege.ru/aboutgia.html
Сообщество учителей информатики и ИКТ http://pedsovet.su/load/7
подборка ссылок для учителей информатики по подготовке учащихся к ГИА http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=62318
Страница на региональном портале СарВики Итоговая аттестация по информатике и ИКТ http://wiki.saripkro.ru/index.php/Государственная_(итоговая)_аттестация_в_независимой_форме_по_Информатике_и_ИКТ
ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК
13