3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Методические рекомендации подготовки к пленэру
Особенности рисования деревьев
Выполнила: преподаватель
художественных дисциплин
отделения изобразительного
искусства Просвирина Н.С.
Холмск
2018
РИСУНОК ЛЕТНЕГО И ЗИМНЕГО ДЕРЕВА
Деревья - это важнейшая часть, какого либо пейзажа и от того, каким будет ваше дерево, будет зависеть и настроение всей картины.
Представим маленькую ровную березку, сразу думается Россия, ясная полянка, весна. А теперь подумайте о голом, изогнутом дубе - пустырь, кладбище.
Начинать следует со схемы, из которой будет ясно, какой формы будет ствол дерева и где будут расположены листья. Не вырисовывайте каждый лист! Мы концентрируемся на формах. На вашей первой схеме так же желательно обозначить положение света и тени. Хорошенько рассмотрите вот эти наброски, они помогут вам в дальнейшей работе.





Теперь рассмотрим ствол.
Как видите, если смотреть прямо, то тень падает на середину ствола.
Не забываем, если наше дерево находится в чаще леса, то пространство за ним будет довольно темным.

Рисуя группы деревьев, старайтесь делать их как можно разнообразнее.
Вы ведь никогда не найдете одинаковой рощи. Предлагаю вам нарисовать парочку поломанных деревьев и подложку из листвы и отмерших веток, а может и иголок с шишками.

Теперь, когда вы будете раскрашивать ваше дерево, придерживайтесь нескольких советов:
Делайте крону на переднем плане светлой, а на заднем затеняйте – это придаст глубины.
Не делайте фон ярче дерева.
Ваше дерево должно подходить к выбранной местности, стать ее частью.

Построение


изменим размер окружностей:
Теперь очерчиваем ствол и ветви:


Одеваем шапку из кроны, причем обозначая только контуры и возможные бреши.
Когда все основные часть отмечены, можно начинать детализировать, пока вы не будете довольны результатом.

Что касается листьев, то вы можете сделать их размазанными или наоборот отрисовать каждый листок, это зависит от того, какого эффекта вам хочется добиться а также от того, где на вашем рисунке будет дерево (передний, задний планы, центр).


У большинства деревьев ветки растут последовательно, по этому не стоит лепить их на одном уровне, как на рисунке слева:

Постарайтесь сделать так, чтобы ваше дерево не просто стояло на земле, а было в нее вкопано. На рисунке слева опять же плохой пример:

Крона
Крона - очень важная часть дерева, именно по ней мы можем сказать, что перед нами клен, а не осина. Но тем не мение вы не должны пытаться прорисовать каждый листик вашего дерева.
Хотя, если вам нужно нарисовать не всю крону, а например только одну веточку, то конечно же нужно поработать над каждым листиком:

А что, если нужно нарисовать целый лес?!
Чтобы покрыть дерево кроной, нужно прорисовать только общие контуры листьев.
Пример:

Техника довольно удобная, ее можно использовать для любых деревьев.
Вот пример с пальмами:

Лиственные деревья имеют базовою структуру состоящую из ствола ветвей и тонких веток, которые хорошо видны зимой. Это очень хорошее время для изучения деревьев и выполнения множества набросков, чтобы понять, как они растут. Во время работы будьте внимательны и не обобщайте. Изучите, как ветви соединяются со стволом, а ветки с ветвями.
Дерево зимой
Находясь на достаточно большом расстоянии от дерева, вы можете целиком увидеть его очертание. Каждый вид деревьев имеет свою характерную форму, поэтому смотрите внимательно – они очень сильно различаются. Деревья так же индивидуальны, как и люди, так что обобщать их форму было бы неправильно.
1.Черным карандашом Конте или угольным карандашом набросайте ствол и главные ветви. Прищурьте глаза, чтобы упростить форму дерева, и точками укажите внешний границы формы.
2.Маленькие штрихи по внешнему краю передают массу тонких веток, а осторожное смягчение пальцем создает ощущение наполненности.

Ствол дерева
Деревья изучать интересно. Так же как и форма, текстура их очень разнообразна. Для этих рисунков используют карандаш 4В. и пастельные карандаши.
Начните со ствола. Обратите внимание на то, как дерево внизу расширяется, как ветви крепятся к стволу, и на то, что большинство ветвей сохраняет свою толщину до следующего ветвения – они не сужаются.
2. Теперь попробуйте два разных способа передачи формы и текстуры коры. В первом примере показаны закругленные линии, опоясывающие формы. Когда мы смотрим на дерево снизу вверх, кривые выгнуты аркообразно, а внизу дерева - кривые переворачиваются. Линии искривляются под ветками и заходят в дупла.

3.Во втором примере кора передается сериями параллельных штрихов, одни из которых светлые , другие темные. Более темные штрихи на правой стороне ствола и под ветвями , создается впечатление округлой формы , выявляемой светом слева и сверху.
Ветви
При изображении ветвей и тонких веток очень важно обратить внимание на то, что они не сужаются. Это типичная ошибка. Посмотрите внимательно , и вы увидите, что ветви растут какое-то время, затем выпускают меньшие ветки, которые, в свою очередь, выпускают еще более тонкие ветки.
Осторожно начните рисовать ветви, обращая внимание как на толщину , так и на изменения контура и направления. Смотрите на очертания промежутков между ветвями .
Теперь можно добавить листья. Вовсе не обязательно вырисовывать каждый листочек – для изображения листвы будет достаточно коротких отрывистых штрихов. Кое-где можно добавить лист характерной формы, так как у разных деревьев разные листья.

Дерево летом
Может показаться страшным браться за дерево с густой листвой- за каждый листик, поэтому мы должны научиться упрощать очертания, находить в листве основные массы, или скопление, и подбирать подходящий способ «стенографического» изображения.
1. Коричневым пастельным карандашом начните с основных очертаний дерева, обязательно «посадите « дерево в землю.
2. Упростите дерево до главных скоплений листьев. Посмотрите на направление света – свет от неба и солнца создает области тени, которые можно обозначать штриховкой простыми параллельными линиями. Добавьте тень на земле и осторожно смягчите цвет пальцем.
3. Используйте снимку, чтобы, частично удалив цвет со светлых участков, получить вариации тона в листве. Сделайте в листве просветы, чтобы за ними было видно небо. Усильте тон ствола карандашом, добавьте ветви в просветах га фоне неба и в пределах листвы, маленькими точками и штрихами обозначьте листья и тщательно прорисуйте края дерева.

Набросок дерева
Дерево и расшатанная изгородь- идеальный объекты для наброска. Попробуйте скопировать мой эскиз, а затем сами найдите подобный объект для рисования. Дерево- важная часть наброска, а изгородь делает его более интересным.
1. Сначала черным мелком Конте определите основные очертания дерева и все ветви, которые будут видны в просветах листвы. Посмотрите внимательно, чтобы установить направление света и понять, выявляет ли он скопление листьев.
2. Боковой стороной мелка набросайте темные стороны групп листьев и введите темный тон в ствол. Дерево отбрасывает свою собственную тень на ствол, поэтому под листвой он темнее, чем у основания. Изобразите немного травы на земле короткими черточками и точками.
3. Теперь надо найти своего рода «стенографический» способ передачи листьев на дереве. В основном используют короткие черточки, мелкие галочки и иногда ромбики. Если вы хотите немного поэкспериментировать, попробуйте некоторые штрихи на другом листе бумаги, прежде чем работать над своим деревом.
4. Добавьте несколько листьев натуральной формы, в основном по краям дерева. Посмотрите справа и в промежутке, где дерево ветвиться. Форма листьев придает дереву характер, а рисунку правдоподобие. Под конец нарисуйте старую изгородь. Это легко и интересно – просто несколько прямых линий под разными углами, соединенных тонкой линией.

Ветви
При изображении ветвей и тонких веток очень важно обратить внимание на то, что они не сужаются. Это типичная ошибка. Посмотрите внимательно, и вы увидите, что ветви растут какое-то время, затем выпускают меньшие ветки, которые, в свою очередь, выпускают еще более тонкие ветки.
1. Осторожно начните рисовать ветви, обращая внимание как на толщину, так и на изменения контура и направления. Смотрите на очертания промежутков между ветвями, это тоже может помочь.
2. Теперь можно добавить листья. Вовсе не обязательно вырисовывать каждый листочек – для изображения листвы будет достаточно коротких отрывистых штрихов. Кое-где можно добавить лист характерной формы, так как у разных деревьев разные листья.

Дерево летом
Может показаться страшным браться за дерево с густой листвой- за каждый листик, поэтому мы должны научиться упрощать очертания, находить в листве основные массы, или скопление, и подбирать подходящий способ «стенографического» изображения.
1. Коричневым пастельным карандашом начните с основных очертаний дерева, обязательно «посадите» дерево в землю.
2. Упростите дерево до главных скоплений листьев. Посмотрите на направление света – свет от неба и солнца создает области тени, которые можно обозначать штриховкой простыми параллельными линиями. Добавьте тень на земле и осторожно смягчите цвет пальцем.
3. Используйте ластик, чтобы, частично удалив цвет со светлых участков, получить вариации тона в листве. Сделайте в листве просветы, чтобы за ними было видно небо. Усильте тон ствола карандашом, добавьте ветви в просветах на фоне неба и в пределах листвы, маленькими точками и штрихами обозначьте листья и тщательно прорисуйте края дерева.

Набросок дерева
1. Сначала карандашом определите основные очертания дерева и все ветви, которые будут видны в просветах листвы. Посмотрите внимательно, чтобы установить направление света и понять, выявляет ли он скопление листьев.
2. Мягким карандашом набросайте темные стороны групп листьев и введите темный тон в ствол. Дерево отбрасывает свою собственную тень на ствол, поэтому под листвой он темнее, чем у основания. Изобразите немного травы на земле короткими черточками и точками.
3. Теперь надо найти своего рода «стенаграфический» способ передачи листьев на дереве. Посмотрите внимательно на рисунок – вы увидите, что в основном используют короткие черточки, мелкие галочки и иногда ромбики. Если вы хотите немного поэкспериментировать, попробуйте некоторые штрихи на другом листе бумаги, прежде чем работать над своим деревом.
4. Добавьте несколько листьев натуральной формы, в основном по краям дерева. Посмотрите на мои справа и в промежутке, где дерево ветвиться. Форма листьев придает дереву характер, а рисунку правдоподобие. Под конец нарисуйте страрую изгородь. Это легко и интересно – просто нестколько прямых линий под разными углами, соединенных тонкой линией.

Изобразим схематически листья, пучок листьев, ветки и различные типы деревьев, пытаясь понять их общую структуру. Наблюдая и зарисовывая вы можете открыть для себя многое о деревьях.
Ветку дерева можно разбить на соединяющиеся цилиндры.
Группирование различных листьев
Различные виды деревьев
Это упражнение поможет вам улучшить понимание текстуры и трехмерной формы дерева.
Анатомия дерева.
Изображение голых зимних деревьев – отличный способ изучить их анатомию.
Если дерево не стоит на твердой опоре, то создается ощущение что оно плывет на бумаге.Б
Большинство деревьев будут утолщаться в месте соприкосновения с землей. Необходимо дать дереву хорошее основание подчеркнув это утолщение и избегать изображения ствола прямым;
-помните, что стволы деревьев имеют форму цилиндра; тени должны изображать цилиндрический объект. Кора деревьев будет становиться более сжатой на краях, так как она окутывает ствол.
-обязательно положите тени на основание ствола и нарисуйте траву около него;
-изменение интенсивности штриха карандаша помогает развить глубину при рисовании дерева. Более темные области следует рисовать более интенсивными линиями.
«Чувствуйте» тени идущие через вашу руку по мере того, как вы кладете штрихи.
Эскиз основания ствола дерева.
Советы при рисовании зимних деревьев
1.Уделяйте особое внимание «точкам сочленения». Имеется ввиду точка где ветка прикрепляется к стволу, мелкие сучки к веткам и т.д. ответвление за ответвлением. Это поможет понять природу дерева. Изображение правильных пропорций дерева и углов точек сочленений – вот что создает дерево.
2.Типичная ошибка – это рисование веток слишком прямыми. Попробуйте обозначить узелки и изгибы на ветках. Это даст «жизнь» дереву. Для того чтобы увидеть это, полезно смотреть в пространство между ветками а не на сами ветки.
3.Еще одна типичная ошибка это рисование слишком толстых веток. Еще совет -следите за угловыми соединениями ветвей. Угол между ветками должен быть больше к основанию дерева и постепенно становиться уже к вершине.
Легко кладем слой F графитового механического карандаша на небо, идущего от более темного на верху к более светлому на горизонте. Небо с правой стороны также более светлое т.к. это источник света. Затем берем кусочек замши и выравниваем тон неба. Используем твердость грифеля F по всему рисунку. Перключаемся на «В» грифель, чтобы нарисовать деревья справа.
Для того чтобы тени не были плоскими, используем мелкие штрихи и кладем тени медленно, пытаясь осознавать место нахождения пучков веток и направление веток на которые крепятся листья. Работаем тенями в пространстве между листьями и ветками. Грифелем «3Н» пользуемся для проработки деталей и более светлых веток.
Вытягиваем несколько веточек из самых темных теней, используя клячку
Начинаем с правого дерева на переднем плане. Прорисовываем все ветви, т.к. это действительно помогает прослеживать куда ветви должны идти.


Текстуру дерева нужно рисовать легко и быстро.
Для выполнения задания понадобится мелованная бумага, гуашь и хозяйственная губка, которая с одной стороны мягкая, а с другой жесткая.
1. Сначала можно покрыть лист мягкой стороной губки тонким слоем гуаши. Цвет подходит почти любой, все зависит от породы дерева. При этом рукой нужно проводить по листу быстро в одном направлении.
Можно не ждать пока краска высохнет и сразу начинать делать второй этап.
2. Теперь переворачиваем губку на жесткую сторону кладем не много темной краски и так же в одном направлении быстро рисуем древесные жилы.
3. Чтобы нарисовать сучек, нужно кончиком губки на листе зделать круговое движение и несколько расходящихся от сучка прожилок.