СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации Разработка тетради по дисциплине "Технология швейного производства"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации Разработка тетради по дисциплине "Технология швейного производства"»

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний России

Профессиональное училище №228











Методические рекомендации:



«Разработка рабочей тетради по дисциплине «Материаловедение швейного производства»

















Выполнили:

Коробейникова (Ковелина) Елена Борисовна,

Александров Иван Альбертович.























СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

1.1 Рабочая тетрадь – средство для самостоятельной подготовки студента

1.2 Функции рабочей тетради

1.3 Типы и виды рабочих тетрадей

1.4 Структура рабочей тетради

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ

2.1 Разработка рабочей тетради по дисциплине «Материаловедение швейного производства»

2.2 Методические рекомендации по применению рабочей тетради по дисциплине «Материаловедение швейного производства»»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «МАТЕРИАЛОВЕНИЕ ШВЕЙНОГОПРОИЗВОДСТВА»



































ВВЕДЕНИЕ

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических и политических перемен, вызванных становлением демократических институтов и развитием рыночных отношений, большое значение приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. С другой стороны, сегодня можно наблюдать непрерывный рост числа учащихся в системе СПО, относящихся к «группе риска», окончивших 9 классов общеобразовательной школы, а подчас имеющие образование 6, 7 или 8 классов. Наряду с проблемой низкого уровня образования перед педколлективами учреждений СПО стоят не менее острые проблемы: нарушение эмоционально-волевой и мотивационной сферы, социальная дезодаптация учащихся. В данной ситуации необходимы новые концептуальные подходы к учебному процессу, новые методологические, теоретические и психолого-педагогические основания для его конструирования.

В связи с этим особую значимость приобретает выбор методического сопровождения профессиональной подготовки учащихся, учитывающий принципы коррекции, компенсации, индивидуализации и дифференциации, что, в свою очередь, требует выполнения целого комплекса взаимосвязанных педагогических условий, в том числе:

  • учет индивидуально-психологических особенностей и интересов обучающихся;

  • формирование у них социально-нравственного поведения для успешной профессиональной и социальной адаптации;

  • создание образовательной среды, влияющей на стимулирование и развитие познавательной активности, коммуникативных функций, учебных, профессиональных и социальных умений.

Как показывают научные исследования, формирование личности будущего профессионала невозможно без изменения учебной деятельности учащегося на занятиях. Именно возможность самостоятельного обновления знаний, саморазвития в значительной мере подготавливают молодого человека к жизни в современном быстро меняющемся мире.
























ГЛАВА 1 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА



1.1 Для повышения эффективности обучения необходимо изменить не только отношение к преподаванию, но и технологии работы с основным звеном учебного процесса – учебником и рабочей тетрадью.

Первые шаги по созданию учебников нового типа (рабочих тетрадей) в отечественной педагогике приходится на 20-е годы 20 века (В.Н. Шульгин, В.А. Десницкий, В.Р. Менжинская, Н.А. Рожков, Н.К. Крупская).
Н.А. Рожков писал: «Учебник должен заключать в себе, во-первых, сжато и точно сформулированные обобщения, явившиеся результатом классной работы, во-вторых, минимальное количество хорошо подобранных фактов, иллюстрирующих их обобщение»

Н.К. Крупская: «Учебник школе необходим, он должен содержать «общественно необходимый материал», должен быть созвучен ребенку, должен быть связан с трудом, должен писаться с участием детей и должен быть местным, «локальным»».

В 90-е годы поиски разрешения кризисной ситуации в обществе коснулись и школьной практики и привели к рождению нового жанра учебной литературы — рабочих тетрадей.

Рабочие тетради построены на принципах индивидуализации и диалогизации образования. Они являются материализацией идей гуманистической школы, так как именно ученик выступает соавтором, как тетради, так и организации учения и обучения. Новый жанр учебной литературы позволяет не только оптимизировать, но и повышать эффективность учебного процесса на всех его этапах. Кроме этого, рабочие тетради личностны по своей направленности, так как они обращены к каждому ученику. Это позволяет учащемуся быть равным субъектом, как коммуникативного пространства урока, так и учебного процесса.

Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития ученика. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами она направлена на «соавторство». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Поэтому одна из основных задач современного образования состоит в разработке и апробации новых жанров учебной литературы.

Исследуя данную проблему, мы пришли к выводу, что в системе СПО таких учебных пособий практически нет, а если появляются, то авторские из опыта работы самих педагогов.





1.2 Функции рабочей тетради

Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие:

обучающая

развивающая

воспитывающая







Функции рабочей тетради







формирующая

рационализирующая

контролирующая





Обучающая. Предполагается формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.

Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений обучающихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки



1.3 Типы и виды рабочих тетрадей



Рабочие тетради классифицируют по типам:

Для упражнений

По графическому моделированию





Типы рабочих тетрадей





Семиотико-семантические

хрестоматии







ТЕТРАДИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам.

Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради - ТЕТРАДИ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ. Профессиональная деятельность дизайнеров, модельеров-конструкторов, механиков, техников, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.

СЕМИОТИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля. Тетради данного типа весьма эффективны для развития творчества студентов, так называемого креативного мышления.

ТЕТРАДИ ХРЕСТОМАТИИ - авторы таких тетрадей полагают, что учебники содержат недостаточную информацию по всем или многим проблемам и дополняют её текстами источников, фрагментами из научно-популярной и художественной литературы.



Существует три вида рабочей тетради: 

Виды рабочей тетради







информационный



контролирующий



смешанный









ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИД рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.

СМЕШАННЫЙ ВИД рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.



    1. Структура рабочей тетради



Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям:

- отражать все темы курса учебной дисциплины (профессионального модуля);

- быть понятной, доступной и интересной каждому студенту, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал;

- стать "настольной книгой" студента по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, непосредственно выполняемой на ее страницах.

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования:

- Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.

- Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений.

- Задача автора - вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

- Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.

- Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.

- Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.

- Полнота - наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

- Целевая ориентация - для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность - достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.

Общие требования, которым должны отвечать задания в рабочих тетрадях:

- нацеливание студентов на усвоение важных узловых вопросов (знаний, умений) темы;

- наличие логической связи ранее изученного и нового материала, а также ориентирование студентов на установление межпредметных связей;

- задания должны требовать от студентов разнообразных умственных действий (сравнения, доказательства, выводов);

- нацеливание студентов на творческую и поисковую деятельность;

- ориентирование студентов на действия с разнообразными средствами обучения;

- постепенное усложнение как с точки зрения содержания материала заданий, так и по способам деятельности;

- разнообразные формы, способствующие появлению интереса и положительного мотива деятельности;

- четкая и понятная формулировка задания.

В структуру заданий, включаемых в рабочие тетради, необходимо закладывать решение логических этапных задач. Такой вариант самостоятельной работы вырабатывает у студентов логическое мышление, повышает мотивацию к изучению дисциплины, закрепляет практические умения и навыки и в конечном счете помогает лучшему запоминанию и усвоению учебного материала.

Рабочая тетрадь представляет собой систему структурных компонентов, состоящих из текстов и внетекстовых компонентов.

- Основной текст в рабочей тетради должен быть инструментально-практический — с ведущей трансформирующей и преобразовательной функцией (применение полученных знаний). Такой текст может содержать следующие элементы: выполни задание, лабораторнопрактическую работу; разработай чертеж, эскиз; нарисуй кинематическую схему; ответь на вопросы или тестовые задания; составь тесты на пройденный материал; разработай учебный (творческий) проект и т.д.

- Язык изложения текстов рабочей тетради должен быть доступным для конкретной возрастной группы студентов, лаконичным, литературным и образным.

- Внетекстовые компоненты рабочей тетради должны содержать аппарат организации усвоения, иллюстративный материал и аппарат ориентировки.

- Аппарат организации усвоения рабочей тетради может включать вопросы-задания, систематизирующие и обобщающие таблицы.

- Иллюстративные материалы рабочей тетради технологического содержания должны дополнять и конкретизировать учебный текст, углублять и облегчать его восприятие.

- Аппарат ориентировки рабочей тетради призван помочь студенту оперативно находить конкретный материал в содержании тетради. Основными внетекстовыми компонентами аппарата ориентировки рабочей тетради являются предисловие, оглавление, рубрики, сигналы-символы, указатели, заключение, библиография.

- В предисловии в краткой форме раскрывается назначение тетради, система условных обозначений, указания, как пользоваться приложениями.

- Оглавление и рубрикация — ведущие составляющие аппарата ориентировки рабочей тетради. Они могут выделяться шрифтом, цветом, символами, графическими и изобразительными составами. Для рабочей тетради могут быть введены следующие рубрики: «Задание» (тестовые задания), «Ответь на вопрос» (вопросы), «Продолжи предложение» (предложения), «Вставь в текст пропущенные слова», «Впиши правильный ответ», «Выполни практическую работу», «Заполни таблицу», «Разработай учебный (творческий) проект», «Реши учебный кроссворд», «Для записей», «Приложение», «Список литературы» и т.д. Такое четкое оформление тетради повышает мотивацию занимающихся при освоении учебного материала.

- Библиография располагается в конце рабочей тетради, включает список дополнительной литературы и электронных ресурсов для самостоятельного и углубленного изучения.

Преимущества рабочих тетрадей очевидны:

- это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы;

- рабочие тетради быстрее других откликаются на потребности образовательных учреждений и одновременно формируют эти потребности;

- рабочие тетради являются материализацией идеи гуманистической школы, т. к. на смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.

Рабочая тетрадь - не замкнутая, жёстко централизованная и упорядоченная система; это система открытая, предполагающая постоянное содержательное и методическое обогащение, обновление, развитие.

Рабочая тетрадь - пособие исследовательское по своей направленности. Студенты, работающие с тетрадью, учатся выявлять и ставить проблему, искать известные и необычные пути к цели, сопоставлять, делать умозаключение. Именно это позволяет поставить учеников в позицию исследователей.

Рабочие тетради, заполненные обучащимися, позволяют им осмыслить свою деятельность, побуждают к самоанализу, саморазвитию.





ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ



2.1 Разработка рабочей тетради по дисциплине «Материаловедение швейного производства»



Рабочая тетрадь - особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Суть рабочей тетради обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов.

В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:

  • Усвоение понятий;



  • формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;



  • развитие мышления у учащихся;

  • контроль хода обучения.

Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений.

Требование к рабочим тетрадям

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям:

  • полнота - наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности;

  • группировка системы задач, обобщенные способы решения, которые переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности;

  • связность всех блоков информации на листах рабочей тетради;

  • возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения;

  • целевая достаточность - задач закрепления методов решения достаточно, если они обладают свойством переноса на другие предметные области;

  • психологическая комфортность для учащихся при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего коллеги.

Преимущества рабочих тетрадей в учебном процессе

Разработка листов рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний, сами лекции проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес аудитории, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются.

Рабочая тетрадь может выступать и как обучающее средство, т.е. преподаватель имеет право предложить выполнить соответствующий раздел рабочей тетради после рассмотрения нового материала на заданную тему с целью закрепления изученного материала.

В качестве контрольного средства обучения рабочая тетрадь может применяться после изучения соответствующего раздела. Студентам предлагается выполнить на оценку конкретный раздел рабочей тетради за отведенное время.

Преподаватель в таком случае может проверить не только теоретические знания учащегося, но и умения решать практические задачи проблемного характера.

Мы разработали рабочую тетрадь по дисциплине «Материаловедение швейного производства»



Рабочая тетрадь включает следующие разделы:

1.

Вводная часть.

2.

Волокнистые материалы.

3.

Технология ткани.

4.

Строение и свойства тканей.

5.

Сортность тканей.

6.

Ассортимент тканей по видам волокон.

Технологические свойства тканей.

7.

Кожа натуральная и искусственная.

8.

Нетканые материалы.

9.

Трикотажные материалы.

10.

Материалы для соединения деталей одежды.

11.

Утепляющие материалы.

12

Мех натуральный и искусственный.

13.

Отделочные материалы и фурнитура.

14.

Подкладочные и прокладочные материалы.

15.

Уход за швейными материалами и изделиями, их хранение.



1.Тестовые задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенных альтернатив - тестовые задания, в которых нужно выбрать несколько правильных ответов из числа предложенных

Пример: подчеркните правильный ответ.

Текстильный вязаный материал, изготовленный из одной или нескольких непрерывных нитей путём изгибания их в петли, которые переплетаются между собой, называют:

а) нетканое полотно; б) трикотажное полотно; в) тканое полотно.



2.Тестовые задания на соответствие - тестовые задания, в которых надо установить соответствие элементов одного столбца с элементами другого

Пример: поставьте стрелки соответствия.


Первый этап отделки хлопчатобумажных тканей:

очистка и подготовка


.

операции


Характер


1. беление;


а) выявление и устранение различных пороков ткачества, комплектация производственной партии;

2.мерсеризация

б) удаление одиночных волокон, выступающих на поверхности на опаливающих машинах;

3. ворсование;

в) удаление шлихты и части естественных примесей ( замачивание в воде, укладывание в ящики и вылёживание);

4. крашение;

г) кипячение тканей без доступа кислорода с целью удаления крахмала, жира, воска, пектина и др. веществ;

5. отваривание;

д) разрушение и обесцвечивание естественной окраски ткани с помощью окислителей;

6. опаливание;

е) обработка натянутой ткани раствором едкого натра, для придания ткани шелковистости и блеска;

7. приёмка и разбраковка;

ж) пропускание ткани через ворсовальные машины с целью образования ворса.


8.расшлихтовка





Требования к заданиям на установление соответствия.

  • Содержание задания желательно выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

  • Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа;

  • Желательно, чтобы каждый столбец имел определённое название, обобщающее все элементы столбцов;

  • Необходимо, чтобы правый столбец содержал несколько дистракторов (лучше, когда их в 2 раза больше);

  • Необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобными;

  • Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;

  • В дополнительной инструкции к заданию необходимо сообщить обучающемуся о наличии дистракторов в правом столбце, и сколько раз используется каждый элемент правого столбца (один или более);

  • Задание располагается на одной странице, без переноса его элементов на другую.

3.Тестовые задания на установление правильной последовательности - тестовые задания на составление алгоритмов и на установление правильной последовательности событий, процессов, операций и т. д.

Пример: промышленное производство химических волокон включает в себя пять этапов, пронумеруйте их в технологической последовательности:

( ) отделка;

( ) приготовление прядильного раствора или расплава;

( ) текстильная переработка;

( ) формование нитей;

( ) получение и предварительная обработка сырья.




Требования к заданиям установление последовательности.

Задание данной формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов, и т.п., которые приводятся в случайном порядке. Обучающийся должен установить правильный порядок действий, процессов и указать его с помощью цифр (алгоритм сортировки). Инструкция к заданиям имеет вид:

Установите правильную последовательность.

4.Тестовые задания на дополнение суждения или понятия - тестовые задания, формулирующиеся в виде незаконченных суждений или понятий, которые превращаются в истинные высказывания при подстановке ответов

Пример: Дополните предложения.

Волокнистая масса натуральных волокон после сбора и первичной обработки поступает на ___________________ фабрику. Здесь из относительно коротких волокон вырабатывают непрерывную прочную нить- ___________.

Этот процесс называют _______________.

Требования к заданиям на дополнение.

При ответе на открытое задание с ограниченным ответом обучающийся дописывает пропущенное слово, формулу, символ или число на месте прочерка. Разработка заданий на дополнение с ограниченным ответом подчиняются следующим правилам:

  • Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком;

  • Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;

  • Все прочерки в открытых заданиях рекомендуется делать одинаковой длины;

  • Дополнения ставятся в конце задания или как можно ближе к концу;

  • После прочерка, при необходимости, указываются единицы измерения;

  • Текст задания должен иметь простую синтаксическую конструкцию и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;

  • В тексте исключаются повторы и двойное отрицание.

5.Тестовые задания – типовые задачи - тестовые задания, которые характеризуются тем, что содержат условия, необходимые для решения, т. е. данные и требования того, что необходимо найти в ходе решения задачи

Пример:Проанализируйте ситуацию и дайте правильный ответ.

Трикотажное изделие из текстурированных нитей выстирали и подвергли сушке в сушильной камере.

После чего обнаружилось, что изделие потеряло объём и пушистость.

В чём причина такого явления?



6.Конструктивное тестовое задание - тестовые задания, требующие самостоятельного конструктивного ответа: воспроизвести формулировку; дать характеристику; написать формулу; проанализировать явление; выполнить принципиальную схему

Пример:

Дайте определение терминам.

пряжа________________________________________________________________________________________________комплексная нить__________________________________________________________________________________________________мононить_____________________________________________________________________________________________


7.Тестовые задания – нетиповые задачи - тестовые задания, решением которых является их сведение к типовым задачам путем преобразования известных формул или нахождения алгоритма решения

Пример:

Эссе - тестовое задание, которое представляет собой один или несколько вопросов (заданий), на которые нужно ответить в свободной форме за определенный период времени.

Пример короткого эссе: Ответьте на вопрос.

. Как следует ухаживать за изделиями из ворсовых тканей?



8. Расширенное эссе:

. Проанализируйте ситуацию и дайте правильный ответ.

Группа художников- модельеров экспериментального производства разработала партию летних мужских костюмов из льняной ткани.

Опытная партия получилась красивой, изделия обладали хорошими гигиеническими свойствами, но костюмы быстро сминались, приобретая неопрятный вид.

Какие будут Ваши предложения по уменьшению сминаемости и сохранению гигиенических свойств?

.

9. Тестовые задания по решению проблемы - тестовое задание, которое представляет собой решение задачи (проблемы) на основе имеющихся у тестируемого знаний

Пример:Проанализируйте ситуацию и дайте правильный ответ.

Туркмены в жаркое летнее время ходят в халатах (толстая стёганая одежда с хлопковым теплозащитным слоем) и шапках из шкуры тонкорунных овец.

Не грозит ли им тепловой удар?

Объясните, почему они так одеваются?


10. Тестовые задания по применению знаний (на практике) - тестовые задания, предназначенные для проверки способности обучающегося правильно действовать в конкретной (искусственно заданной или естественной) практической ситуации

Пример: Проанализируйте ситуацию и дайте правильный ответ.

Группа художников- модельеров экспериментального производства разработала партию летних мужских костюмов из льняной ткани.

Опытная партия получилась красивой, изделия обладали хорошими гигиеническими свойствами, но костюмы быстро сминались, приобретая неопрятный вид.

Какие будут Ваши предложения по уменьшению сменяемости и сохранению гигиенических свойств?





2.2 Методические рекомендации по применению рабочей тетради



Преподаватель имеет право предложить выполнить соответствующий раздел рабочей тетради после рассмотрения нового материала на заданную тему с целью закрепления изученного материала.

Обращаясь к студентам с просьбой открыть тетрадь на той или иной странице, преподаватель записывает номер этой страницы на доске.

Если студенты не пользовались рабочими тетрадями ранее, преподавателю необходимо пояснить, как работать с ними.

1. Записи в тетрадях следует делать аккуратно, кратко, самостоятельно.

2. Оценивать деятельность студента можно путем проверки выполнения заданий в тетради.

Если студент не справляется с каким-то заданием, следует предложить ему выполнить задание более простое, а затем, пояснив невыполненное задание, указать, что необходимо прочитать, выучить для его выполнения.































































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В нашем учреждении СПО было разработана и апробирована учебное пособие индивидуального пользования - рабочая тетрадь по материаловедению швейного производства. (Приложение1)

Апробация учебного пособия проводилась в условиях Федерального казённом образовательного учреждения №228 ФСИН РФ. Учащиеся данного учреждения это осужденные имеющие отклонения в поведении, где большая часть учащихся это педагогически запущенные учащиеся, обладающие нормальными способностями к обучению, но имеющие низкий уровень их развития, слабую базовую подготовку и низкую мотивацию учебной деятельности.

Рабочая тетрадь состоит из педагогических заданий в тестовой форме, которые разбиты на блоки по темам и подтемам спецкурса. При конструировании блоков педагогических тестов были использованы задания различной степени сложности.

Тетрадь предполагает параллельную самостоятельную или с помощью учителя работу ученика с содержанием учебника. Преимущество этой тетради в том, что учитель, работающий по государственной программе, не перестраивая коренным образом, содержание учебного материала, может расширить его, представить перед учащимися контекст учебника, что помогает и более осознанному усвоению материала, и появлению интереса к предмету.

В этом учебном пособии представлена специально выстроенная система вопросов и практических заданий к предметному содержанию изучаемого материала. Упражнения и задания обеспечивают усвоение материала, как на репродуктивном, так и на творческом уровне деятельности, предполагают формирование не только предметных, но и межпредметных знаний и умений: умения логически мыслить, рассуждать, систематизировать и классифицировать факты, обобщать, делать выводы.

Задания рабочей тетради использовались в ходе апробации рабочей тетради как:

  • формирующие тесты (контроль над знаниями учащихся в ходе самого образовательного процесса с целью оценки степени владения материалом, обеспечивая в ходе обучения обратную связь по корректировке и исправлению ошибок, допущенных учащимися);

  • диагностические тесты (выявление и определение трудностей усвоения знаний);

  • суммирующие тесты (оценка результатов обучения в конце учебного процесса).



Данная рабочая тетрадь обладает большим спектром функциональных возможностей:

  • при выборе форм организации познавательной деятельности (задания рабочей тетради могут быть использованы для фронтальной, парной, групповой, дифференцированно-групповой, индивидуальной работы);

  • при организации контроля знаний;

  • при организации самостоятельной работы на уроке и вне урока (закрепление нового материала, оперативный контроль над усвоением новых знаний, выполнение поисковых заданий, систематизация материала, выполнение домашнего задания, экспресс-контроль и т.д.)

Данное пособие может быть использовано при изучении, повторении и обобщении учебного материала. Оно предназначено для учащихся СПО и может быть использовано в профильных классах общеобразовательных школ.



Апробация рабочей тетради показала, что эффективность использования проявляется:

  • в повышении активизации самостоятельной деятельности учащихся;

  • в повышении эффективности обучения;

  • в повышении производительности труда преподавателя;

  • в контроле результативности обучения каждого учащегося и в системе обратной связи, которая позволяет учить в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;

  • в организации дифференцированного подхода;

  • в использование объективных методов контроля (как конечного, так и промежуточного), что даёт возможность снизить роль субъективного фактора при оценке качества знаний и умений;

  • в изменении внутренней мотивация учения, а не внешней, подкрепляемой поощрением и наказанием.

Все эти моменты были подтверждены положительной динамикой качества знаний во время проведения итоговых контрольных работ.

Проверка знаний учащихся позволяет осуществлять обратную связь между учащимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях учащихся. Проверяя и анализируя знания обучаемых, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.

В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение учащихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение учащихся между собой. Очень важна и другая причина отсутствия ответов: коллективно обсуждать разные пути решения и искать правильные ответы. Самостоятельное нахождение правильного решения, тренировка по вопросам и заданиям способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой. В целом повышение эффективности обучения, через использование в учебном процессе рабочих тетрадей, достигается в условиях активного привлечения учащихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей



В связи с выше сказанным мы делаем вывод, что использование рабочей тетрадей способствует активизации самостоятельной деятельности учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Рабочая тетрадь может и должна быть включена в учебный процесс.





























































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. 3инченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. № 2. 2000. С. 23-34.

  2. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М., 1998.

  3. Аванесов B.C. Форма тестовых заданий. М., 2005.

  4. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. – М. 2002.

  5. Аванесов В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. – М. 1995.

  6. Адаптивное тестирование : учеб.-метод. пособие / Н. М. Опарина  [и др]. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2007. – 95. : ил.

  7. Айзенг Ю.Г. Проверьте свои способности. СПб., 1993.

  8. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982.

  9. Антропова М.В., Манке ГГ., Кузнецова Л.М., Бородкина ГВ. Диффе­ренцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. 1992. № 9-10. С. 23-28.

  10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

  11. Вишнякова СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключе­вые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.

  12. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. М., 1987.

  13. Кларин М.В. «Интерактивное обучение как инструмент профессио­нальной подготовки» // Магистр. № 4. 1999. С. 11-14.

  14. Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения В.А. Красильников. – М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. – 46 с.

  15. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?/ И.Я. Лернер. – М.: Знание, 1978. – 47 с.

  16. Майоров А.И. Теория и практика создания тестов для системы обра­зования. М., 2000.

  17. Макарова Т.Д. Итоговое тестирование. Дидактика - 2000. М., 1999.

  18. Мальцев А.В. Тестовая технология контроля знаний. Екатеринбург 1997.

  19. Матушанский Г. Педагогическое тестирование в России // Педагоги­ка. №2. 2002. С. 15-21.

  20. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003.

  21. Рубинштейн СП. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. М., 1989.

  22. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. − 166 с.

  23. Талызина Н.Ф. Управления процессом усвоения знаний. М., 1975.

  24. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в шко­ле. М., 1999.

  25. Шмелев А.Г. О различных моделях использования результатов тестирования // Психология. 2004. №4. – C. 50-56

  26. Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. 2004. №2. – C. 40-53

  27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

  28. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие – Екатеренбург: Издательство Уральского государственного профессионального-педагогического университета - 2009

  29. Н. А. Савостицкий, Э. К. Амирова. Материаловедение швейного производства.- Москва: Академия, 2001

  30. Е. П. Мальцева. Материаловедение швейного производства.- Москва: « Легкая индустрия», 1974

  31. Б. А. Бузов, Т. А, Мадестова. Материаловедение швейного производства.- Москва: Легпромбытиздат, 1986

  32. Г. Н. Кукин, А, Н, Соловьёв. Текстильное материаловедение. Волокна и нити. –Москва: Легпромбытиздат, 1989

  33. Е. П. Мальцева. Материаловедение текстильных и кожевенно-меховых материалов.- Москва: Легпромбытиздат, 1989

  34. Л. Н. Орленко. Терминологический словарь одежды.- Москва: Легпромбытиздат, 1996

  35. В. И. Стельмашенко, Т. В. Розаренова. Материаловедение швейного производства.- Москва: Легпромбытиздат, 1987

  36. К. Г. Гущина и др. Справочник. Эксплуатационные свойства материалов для одежды и методы оценки их качества. Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1984

  37. Пащенко Н.А. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов -  http://www.informio.ru/publications/id951/Uchebno-metodicheskoe-obespechenie-samostojatelnoi-raboty-studentov

  38. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. М., 2008.

  39. Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессиональнопедагогического университета. -2009.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!