СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации. Система подготовки к ГИА (ОГЭ) учащихся 9 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешные результаты ГИА обеспечиваются целостной системой филологического образования, которая представлена в данных методических рекомендациях. Именно она создаёт условия для качественной подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Система подготовки к ГИА (ОГЭ) учащихся 9 класса.»

Система подготовки к ГИА (ОГЭ) учащихся 9 класса.

Учитель русского языка и литературы Ильичёва Т.А.

Успешные результаты ГИА обеспечиваются целостной системой филологического образования, сложившейся в нашей школе. Именно она создаёт условия для качественной подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации.

Основой является «Образовательная программа школы», в которой заложено непременное соблюдение преемственности содержания, применяемых технологий, учебно-методических комплектов на всех ступенях обучения. Главным приоритетом всей деятельности является создание условий для максимального развития природных задатков и способностей каждого ребёнка. Модель филологического образования в школе – это фундамент, без которого, на мой взгляд, невозможно в полной мере подготовить выпускников к сдаче ГИА.

Я обучаю наших девятиклассников по трёхчасовой программе.

Кроме урочных трёх часов, каждый учитель имеет по 1 часу в неделю занятий с учащимися «группы риска». Кроме того, если в какой-то период необходимы часы дополнительных групповых или индивидуальных консультаций, я провожу их по своему усмотрению. На параллели, как правило, работают обычно два учителя, это полезно со всех сторон: всегда можно посоветоваться с напарником, увидеть со стороны и разобрать какие-либо западающие или спорные моменты; опять же удобно с точки зрения подбора и подготовки методики, раздаточного материала, тестов.

Немного о структуре работы.

  1. Дифференцированный подход в обучении

Хорошо известно, что задача учителя – в условиях «обучения всех», прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучение позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися, в том числе и учащимися «группы риска», уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к русскому языку, литературе и желают освоить больше.

  1. Сквозное знакомство с тестами и заданиями из тестов.

Уже с пятого класса я включаю в контрольные работы задания тестов ГИА, обращая на это внимание учащихся. Кроме того, какие-то «срезы», проверочные работы также стараюсь проводить в форме тестов. При этом есть возможность формулировать одни и те же задания по-разному, что позволяет учить детей «узнавать» их в разных видах.



  1. Подготовка выпускников к ГИА.

С тестами из ГИА я начинаю знакомить уже 8-классников, давая им понять, что они много знают, умеют, и экзамен в 9 классе просто обязаны пройти успешно, если к нему подготовиться.

А в 9 классе работу начинаю с мотивации. Прежде всего обучающихся убеждаю в том, что экзамен показывает истинную картину знаний, умений и навыков, т.к.на экзамене не у кого списать, нельзя воспользоваться «решебником», а нужно надеяться только на себя и свои знания.

В начале учебного года администрация школы подробно знакомит учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА. Я тоже подробно разбираю с учащимися особенности структуры, содержания и оценивания экзаменационной работы, знакомлю с бланками и правилами их заполнения. Обязательно подробно разбираю каждое задание демоверсии (по мере изучения тем).

Следующий этап – повторение. Я считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки - по отдельным темам, поэтому начинаю готовить учащихся с сентября, создавая базу знаний для успешного написания первой части (изложения) и для выполнения заданий второй части экзаменационной работы. Повторение каждой темы выстраивается по следующему алгоритму: сначала через фронтальную работу повторяем правила, затем разбираем различные типы заданий по теме, особо уделяем внимание тем из них, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащимся даю возможность выполнить тренировочные тесты, работая в парах или группах. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, слабоуспевающему ученику предлагаю посильные индивидуальные задания. Самостоятельные работы обучающего характера провожу на различных этапах урока и на дополнительных занятиях для учащихся «группы риска». При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: «Умею я выполнять задания по этой теме или есть нерешённые проблемы, и какие именно?»

После завершения работы обязательно провожу проверку ответов. Далее работу выстраиваю по индивидуальным траекториям. Результаты выполнения тематических тестов отражаю в листе текущего контроля в виде отметки. Родители обязательно получают информацию о подготовке детей к экзамену (на собрании или индивидуально).

Для учащихся «группы риска» составляю на каждого индивидуальный образовательный маршрут, в котором отражаются мероприятия по преодолению неуспеваемости и выхода из зоны «риска».

Следующий этап подготовки к ГИА – это решения экзаменационных тестов. При проверке тестов заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксируется вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии разбираем фронтально сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным запросам учащихся.

В конце ноября, в феврале и в апреле администрация школы проводит мониторинги в формате ГИА (4 часа, несколько вариантов, весь тест). Работа проводится с жестким ограничением времени и в условиях близких к экзамену. Первый раз учащимся сложно выдержать этот режим, но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее. Мониторинг проводится с заполнением бланков – это тоже способствует снятию напряженности на экзамене.

За основу оценивания результатов выполнения тестов беру экзаменационные критерии.

Ну, и последний – завершающий этап подготовки к ГИА. Он начинается обычно в 4-ой четверти, в середине апреля. К этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идёт уже непосредственно на каждом уроке, а с учащимися «группы риска» ещё и на дополнительных занятиях.

Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, с другой стороны, результаты говорят сами за себя, мы неплохо пока справляемся с задачей подготовки учащихся к ГИА. По крайней мере, у нас нет двоек. Наша цель – привести детей к успеху. И такая работа с учащимися 9а привела к хорошим результатам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!