СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации учителю, работающему в сложно-коррекционном классе(III, IV, VIII вида).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации помогут начинающему учителю- дефектологу в проведении урока в сложно-коррекционном классе. В данной статье раскрывается характеристика детей, а так же стркутура  проведения урока, основные методы обучения, оценивание  в сложно-коррекционном классе.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации учителю, работающему в сложно-коррекционном классе(III, IV, VIII вида).»

Методические рекомендации дефектолога, воспитателю, работающему с детьми со сложными дефектами в развитии.

1.В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом, проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

2.Вся коррекционно –развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя –дефектолога и учителя –логопеда.

3. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами в развитии, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

4.Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Поощряйте малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при неудачах.

5. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно - развивающих занятиях.

6. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

7. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка со сложным дефектом в развитии.

8. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям. 

9. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом младшего школьника .

10. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

11. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность учащихся, облегчает выполнение задачи.

12. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

13. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

14. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

15. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

16. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

17. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

18. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

19.У ребенка со сложным дефектом в развитии ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал на самоподготовке в классе. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.  

20. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

21. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

22. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

23. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

24. Для развития мелкой моторики кистей рук рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).

25. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.

26. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.

27. Необходимо использовать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.

28. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);

29. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у младших школьников не должна 10 минут ( первый класс), а в 2-4-х классах -20 минут.  

30. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически   2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.  

31. Во время самоподготовки рекомендуется проводить физминутки, где подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

32. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

33. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

34. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

35. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

36. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

37. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

38. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

39 . Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

40. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

41. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

42. Формировать целостность восприятия образа предмета.

43. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

44. Развивать зрительный анализ и синтез.

45. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

46. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

47. Развивать зрительно – моторную координацию.

48. Работать над темпом восприятия.

49. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

50. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

51. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

52. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

53. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

54. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

55. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

56. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

57. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

58. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

59. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

60.Развивать прочность запоминания.

61. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

62.Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

63. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

64. Работать над увеличением объема памяти.

65. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.   

66. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

67. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

68. Учить выделять главное, существенное.

69. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

70. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

71. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

72. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

73. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

74. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).









































Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.  

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).













Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.

Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя - логопеда, воспитателя,   правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.   

Коррекция ощущений и восприятия  

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Формировать целостность восприятия образа предмета.

13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

14. Развивать зрительный анализ и синтез.

15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.  

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.



1. Развитие чувства сопереживания,

лучшего понимания себя и других, обучение

умению быть в мире с самим собой.

2. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и

навыков практического владения выразительными движениями

средствами

человеческого общения (мимикой, жес

том, пантомимикой).

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

4. Развитие у детей общения в различных жизненных ситуациях и формирование

адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного

поведения и пос

тупков окружающих людей.

5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему

взаимопониманию при общении.

6. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального

состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению со

беседника.

7. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия,

творческих способностей, воображения, речи.

8. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

9. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки,

развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов,

страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и

чувства вины



10. Обучение детей пр

авилам хорошего тона.

Методы обучения, воспитания и развития.

1.Игры с правилами: сюжетно

ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

2. Творческие игры: сюжетно

ролевые, игры

драматизации.

3. Дидактические

развивающие игры.

4. чтение художественн

ых произведений.

5. Беседы, Мини

конкурсы.

6. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

7. Импровизации.

8. Рассказы взрослого и рассказы детей.

9. Сочинение историй.

10. Свободное и тематическое рисование.

11. Аутотренинг с использованием

стихов. Записи

звуков природы,

р

елаксационной музыки.

В журнале

наблюдения за детьми воспитатели фиксируют положительные

результаты развития.

Проблемы и принятия мер к дальнейшему обучению, воспитанию и развитию

ребенка.

Планирование определенных основных воспитате

льных задач по развитию

ребенка.

Динамика развития ребенка



















Как развивать волевую сферу ребенка

  • Воспитывать у детей мотив достижения цели: не бояться трудностей; стремление их преодолевать; не отказываться от намеченной цели.

  • Повышать самостоятельность и ответственность ребенка: (закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение; учить стихи, пересказывать сказки и рассказы).

  • Развивать самоконтроль (использовать игры типа: "Сделай так же", "Конструирование по образцу", "Найди 5 отличий", "Да и нет, не говорите...").

  • Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.

  • Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

  • Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается старшем дошкольном возрасте.

  • Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Педагог должен стремиться к развитию у ребенка следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  • устойчивости чувств;

  • глубины чувств и эмоций;

  • осознания причин появления тех или иных эмоций;

  • проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

  • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!