СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические сопровождения учащихся при самостоятельной работы по географическим картам

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие в творческой группе "Самостоятельная работа учащихся на уроках географии".

Просмотр содержимого документа
«Методические сопровождения учащихся при самостоятельной работы по географическим картам»



Подготовила Глухова Н.Ю.

учитель географии МБОУ «Средняя школа г. Макеевки»

Методическое сопровождение самостоятельной работы учащихся по географическим картам

Для того, чтобы учащиеся вели самостоятельную деятельность, учитель должен организовать активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Самостоятельная работа представляет собой задание, которое должен выполнить ученик, объект его деятельности, выполнение которого приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению уже полученных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой многие ученые работают в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены.

Самостоятельную работу можно классифицировать по источникам знаний: с картами, учебником, раздаточными наглядными пособиями (образцы полезных ископаемых), цифровым материалом, дополнительной литературой.

Остановимся подробнее на самостоятельной работе с картами. На уроках географии использование карт для самостоятельных работ не только целесообразно, но и необходимо. Карта – важнейший источник географических знаний, который помогает ученикам сформировать понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе. Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей и закономерностей.








Приемы и методы самостоятельной работы на уроках географии.


«Географическая дуэль» - соревнование на быстроту нахождения географических объектов на карте. Стремление выиграть повышает интерес к изучению географических карт,

способствует зрительному восприятию и запоминанию названий и положения географических объектов на карте. Этот прием можно применить, изучая материки, горы, водные объекты и т.д. Учащихся нужно поделить на группы и дать задание.

Игра «Путешествие вокруг Африки». Например, при изучении физико-географического положения Африки можно провести игру - путешествие «Вокруг Африки». От участников игры требуется указать, мимо каких островов, полуостровов проходит путешествие, по какому морю, проливу. Во время этого «путешествия», учащимся предлагается нанести на контурную карту географические объекты. Изучение природных зон материка проводится в форме ролевой игры. Участники игры – учащиеся, египтянка Клеопатра (одному из учеников даётся опережающее задание), которая во время проведения экскурсии по своей стране рассказывает учащимся о природной зоне пустынь . Используя карты атласа, дополнительную литературу - составляют характеристику природных компонентов изучаемой зоны. Результаты работы фиксируются в таблице.

«Что это?»- учащиеся самостоятельно находят вулканы в атласе, записывают их названия, обозначить действующий он или потухший в конце работы сверяют с учителем. Учитель выводит на проектор карту, где объект указан жирной точкой и порядковым номером.

«Найди на карте лидеров» ( Мировое хозяйство)- учащиеся 10 класса с помощью этого приема хорошо ориентируются в атласе, умеют сопоставлять цвет и условные обозначения с отраслью, на политической карте находят размещения стран, тем самым закрепляют их местоположение.

«Опиши страну»- учащиеся 11 класса учатся рассказывать о стране факты, взятые из атласа : какими океанами и морями омывается, развитие обрабатывающей и добывающей промышленности, сельское хозяйство, электростанции, порты и т.д. Этот прием способствует развитию мышления, умения работать с картой, получать информацию.






Учитель-консультант

Как же организовать работу, чтобы учащиеся самостоятельно получили информацию, узнали новое? Учитель выстраивает свою работу так, чтобы он выступал в данный момент в роли консультанта. Учитель консультирует в случае трудностей, направляет на правильное решение проблемы.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели урока. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку , которая вызывала бы к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний. Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм. Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.




























Задания

  • Учитель дает описание того или иного объекта – постепенно, начиная с общих определений, переходя к более конкретным. Например: это остров, он находится в восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем расположен город такой-то…. Или это река, расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней стоит город такой-то. Дети работают с атласом, записывают ответ в тетради или отмечают ответ в контурной карте.

  • По темам «Материки», можно выполнить задание с шаблонами:

-Контуры каких материков изображены на рисунке? Разложи материки на свои места

( разместить на листе шаблоны так, как на карте мира).








  • По теме «Параллели и меридианы» назвать координаты (широту или долготу). Учащиеся должны выписать страны, через которые проходит параллель или меридиан; выписать океаны, моря и т.д.

  • По темам «Материки» можно провести самостоятельную работу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!