СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические средства развития и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся начальных классов с нарушениями слуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые игры и упражнения адаптированы и рекомендованы для учащихся с нарушениями слуха начальной школы для использования на занятиях, во внеурочное время, на прогулке. Игры учат словесному общению, помогают непроизвольному усвоению словаря эмоций.

Просмотр содержимого документа
««Методические средства развития и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся начальных классов с нарушениями слуха»»




Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха №9 г.Иркутска»


РЕКОМЕНДОВАНА:

решением Педагогического совета школы

Протокол № 2 от 15.11.2021 г.


УТВЕРЖДЕНА:

приказом директора ГОБУ «СКШИ № 9 г. Иркутска»

№ 172 – О от 06.12.2021 г.


РАССМОТРЕНА:

методическим советом школы

Протокол № 2 от 08.11.2021 г.








Методическая разработка

Тема: «Методические средства развития и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся начальных классов с нарушениями слуха»



Выполнил:

Дьякова Татьяна Филимоновна, воспитатель

( высшая квалификационная категория)









г.Иркутск

2021г.


Тема: «Методические средства развития и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся начальных классов с нарушениями слуха».

Предлагаемые игры и упражнения адаптированы и рекомендованы для учащихся с нарушениями слуха начальной школы (1 – 4 классов) для использования на занятиях, во внеклассное время, во время прогулок.

Проблема: особенности эмоционально-волевой сферы (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведение при утомлении, недомогании, переживании, неумение адекватно выражать собственные эмоции и затруднения в осознании явлений эмоциональной сферы).

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста.

Задачи:

Обучение адекватным способам ориентировки детей в проблемных ситуациях;

развитие и корректировка воли, умения различать и анализировать эмоции;

повышение уровня самоконтроля в поведении;

развитие навыков совместной деятельности в коллективе.

Методическое пособие состоит из рекомендаций по организации и проведению игр и упражнений, их описания и приложения.

Структура:

I. Пояснительная записка

II. Средства развития эмоциональной сферы детей:

  • Игры (дидактические, ролевые (игры-драматизации), подвижные).

  • Психогимнастические упражнения и игры.

  • Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт.

  • Коммуникативные игры.

  • Артистические игры и упражнения.

  • Релаксация.

  • Элементы психологического тренинга.

III.Методическое обеспечение.

IV.Приложение



I.Пояснительная записка.

Важность проблемы социально-эмоционального развития ребёнка с особыми образовательными потребностями отмечают специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии Е.Л.Гончарова, О.Н.Кукушкина, О.А.Красильникова, Е.Г.Речицкая и другие. Данные экспериментов свидетельствуют о том, что особенно дети с нарушениями слуха испытывают затруднения в осознании явлений эмоциональной сферы, что связано с особенностями общего и речевого развития, взаимодействия с социумом. Специально проведенные исследования эмоциональной сферы детей с проблемами слуха (В.Петшак, Е.Г.Речицкая, Т.В.Суханова и др.) позволили выработать некоторые рекомендации по развитию эмоций у таких детей. Большую роль в этом играет создание эмоциогенных ситуаций, а также эмоциональное развитие ребёнка должно проводиться с опорой на различные виды деятельности.

II. Средства развития эмоциональной сферы детей:

1.Игры (дидактические, ролевые, драматизации, подвижные).

2.Психогимнастические упражнения и игры.

3.Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт.

4.Коммуникативные игры.

5.Артистические игры и упражнения.

6.Релаксация.

7.Элементы психологического тренинга.

III.Содержание.

1.Игры

Игры способствуют развитию и обогащению эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха, а именно:

- умение адекватно воспринимать и различать эмоции;

- понимать эмоциональное состояние других людей и причины его возникновения;

- сопереживать;

- передавать эмоциональные состояния вербальными (словесно) и невербальными (жестом, мимикой, пантомимой) средствами;

- понимать художественные произведения и оценивать поступки героев.

Дидактические игры:

Занятия с использованием дидактических игр обогащают воспитанников новыми знаниями, активизируют мышление для решения какой-либо задачи, развивает интеллектуальные эмоции. При проведении дидактических игр с детьми с нарушениями слуха первоочередная задача – это донесение до них значимости эмоциональных проявлений в жизни человека.

1.Игра «Домино». Приложение №1

Оборудование: набор из 18 карточек размером 5х7, разделённых пополам. На каждой половинке карточки пиктограмма эмоционального состояния (например: удивление-радость, веселье-страх, счастье-злость, обида-ужас, гнев-смущение, ярость-зазнайство, смелость-испуг, робость-спокойствие, грусть-стыд и т.д.).

Правила игры: играть, как в обычное домино. Выигрывает тот, кто первым выложит свои карточки.

2. Игра «Шашки». Приложение №2

Оборудование: доска для игры в шашки; шашки-фишки с пиктограммами эмоциональных состояний (например 20 – с эмоцией «радость», 20 штук с эмоцией «злость»). Правила игры: играть, как в обычные шашки.

3. Игра «Лишний». Приложение №3

Оборудование: 1-3 бланка для каждого участника. На бланках – несколько рядов рисунков. В каждом ряду изображены три мальчика, два из которых испытывают одинаковые эмоции.

Описание игры: Педагог раздаёт детям бланки. Им предлагается подумать и сказать, кого из мальчиков они считает лишним в каждом ряду и почему. После выполнения задания рекомендуется обсудить варианты ответов детей.

Ролевые игры: «У врача», «Магазин», «Дочки-матери», «Школа», «В театре» и т.д.)

При проведении ролевых игр с детьми с нарушениями слуха главная задача – донести до них значимость эмоциональных проявлений в жизни человека. Поэтому по ходу игры следует обсуждать модели поведения персонажей с различным темпераментом и с различными чертами характера, которые проявляются в той или иной ситуации. По окончании игры рекомендуется подвести к выводу о том, какое поведение наиболее оптимально и почему. Сюжетно-ролевые игры применяются для коррекции самооценки ребенка, помогают в формировании у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Материал, эмоционально близкий для ребёнка, всегда прорабатывается заранее. В процессе игры ведётся наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка. Следует поочередно менять детей ролями, это будет способствовать пониманию эмоций и внутреннего мира другого человека.

Инсценировка сказок (эпизодов из текстов): «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Три товарища», «2 козлика» и т.д.

Младшие школьники с нарушениями слуха с интересом воспринимают игры на воспроизведение эмоциональных состояний и сами проявляют активность в разыгрывании ситуаций из сказок и рассказов, обыденной жизни. Это не только позволяют формировать коммуникативные умения, но и способствует расслаблению, снятию мышечного напряжения, улучшению настроения и оптимизации эмоциональной экспрессии у ребёнка. Содержание воспроизводимых эпизодов должно быть обязательно хорошо знакомо детям, поступки и характеры героев обсуждаются заранее, чтобы ребёнок мог лучше прочувствовать эмоциональное состояние персонажа. Способность ребенка хорошо войти в роль — это залог того, что коррекция поведения будет иметь максимальный эффект.

Подвижные игры:

Подвижные игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отличающееся большой устойчивостью, создают хорошее настроение, «заряжают» ребёнка энергией. Происходит социализация ребёнка через игру, т.е. регулирование поведения в коллективе. Обязательным является создание речевой среды во время игр, поскольку в работе с детьми с нарушениями слуха немаловажное значение имеет активизация и обогащение словарного запаса.

1. «Найди себе пару». Приложение №4

Описание игры. Педагог предлагает каждому игроку взять табличку с подноса, но не разрешает рассмотреть их. На одних табличках сделаны надписи, характеризующие эмоциональные состояния, на других –изображены соответствующие надписям пиктограммы. Выбранная табличка вешается ребёнку на шею со стороны спины. По команде педагога дети должны найти себе пару (надпись к рисунку или наоборот).. Разрешается спрашивать друг у друга, что написано (изображено), но не разрешается трогать таблички. Дети, нашедшие друг друга, становятся в пару. Поощряются пары, которые первыми нашли друг друга и не нарушили правил игры.

2.«Найди противоположность. Приложение №5

Описание игры. Педагог предлагает каждому игроку взять с подноса пиктограмму и рассмотреть её. По команде дети должны найти себе пару – участника, у которого имеется пиктограмма с изображением противоположной эмоции.

3.«Встань в свой круг». Приложение №6

Описание игры. На полу лежат два обруча. Педагог кладёт в центр одного обруча красный круг, обозначающий положительные эмоции, в центр другого – черный круг, обозначающий отрицательные эмоции. Каждому игроку предлагается взять с подноса табличку и по сигналу педагога встать согласно выбранной надписи в «свой» круг (таблички можно заменить пиктограммами эмоционального состояния, но при этом определить эмоцию).

2.Психогимнастические игры и упражнения

Дети с нарушениями слуха испытывают большие затруднения при общении (неумение словесно общаться). Психогимнастика помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможности для самовыражения. Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми, чему придается большое значение.

Игра «Огромный привет». (Проводится в начале урока или занятия)

 - Вы пришли сегодня в школу, но, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам предоставляется такая возможность.

(Педагог протягивает руку первому ученику, он следующему и так до тех пор, пока руки последних учащихся не соединяться рукопожатием.)

-Почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук нас сейчас объединило.

-Давайте, молча, при помощи рукопожатия, поприветствуем друг друга.

Упражнение «Колечки» (развитие мелкой моторики)                           Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.  Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение«Кулак-ребро-ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ребро. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - 8-10 раз

Психогимнастику можно провести вместо физкультпаузы. Только здесь используются упражнения, игры, этюды с психомышечной активностью, которые предполагают снятие как физического, так и психического напряжения, обеспечение необходимой двигательной активности учащихся, мышечной нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»

И.п. – стоя.  Вытянитесь в струнку как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигаетесь. Теперь наклонитесь вперед и опустите руки, чтобы они болтались как тряпочки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы, очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно негнущегося, как будто вырезанного из дерева (выполнять до тех пор, пока дети не почувствуют расслабление).                       

Упражнение"Гора"  Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.  

 Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.

Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: "Сила во мне" и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне" и тоже тянется вверх.

Нет! – решили они – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих. Потянулись обе вместе, сильно-сильно.

Медленно опустите руки и улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова.

Упражнение "Движения животных".

"Жираф" – голова вверх-вниз, круговые движение вправо-влево.

"Птица" – руки поднять, опустить как крылья, круговые движения назад и вперед.

"Лошадь" – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.

"Аист" – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, а затем левой (по полу).

"Кошка" – потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.

3.Релаксация.

Релаксация – это сильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения. Состояние расслабления, релаксации способствует регуляции различных физиологических процессов, что позволяет организму осуществить обмен энергии с внешней средой. Таким образом, он высвобождает заложенные в нем потенциальные возможности и получает баланс, равновесие. Благодаря чему, происходит саморегуляция всех систем организма. Цель релаксации – снятие умственного и физического напряжения, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы и т.д.



Упражнение «Заряд бодрости» Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение. Описание упражнения: Дети садятся, двумя пальчиками (большим и указательным ) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими. Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки. Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

Упражнение «Аплодисменты» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата. Содержание упражнения: Дети стоят в широком кругу. Педагог говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Он выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже воспитанник.

Упражнение “Ленивая кошечка”
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лицаОзорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

4.Коммуникативные игры

Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.

Упражнение «Встаньте все те, кто…» Упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий дает задание: Встаньте все те, кто - любит бегать, кто - радуется хорошей погоде, кто - имеет младшую сестру, кто - любит дарить цветы, и т.д.

Упражнение «Мое имя» Упражнение способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Каждый участник говорит о том, какая форма его имени ему больше нравиться (Лена, Леночка, Елена…) и какая не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.)

Упражнение «Как ты себя чувствуешь?» Развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и говорит об этом ( может показать пиктограмму с определённой эмоцией). Ребенок, состояние которого описывается, соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

Упражнение «Я не должен» Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»). Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой , объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

5.Элементы психологического тренинга Элементы психологического тренинга позволяют имитировать или проиграть реальную жизненную ситуацию из опыта ребенка, а также найти способ решения из нее как с вариантами концовки, как с положительным, так, возможно и с отрицательным результатом. В такой театрализованной игре дети наглядно могут убедиться в многополярности мира и в том, что в любой затруднительной жизненной ситуации возможно найти несколько вариантов решений. Также ребёнок начинает осознавать, что он сам может повлиять на исход ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант.

Упражнения, направленные на коррекцию понимания детьми своих и чужих эмоциональных состояний:

Этюд «Кто как радуется».

Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свои день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Этюд «После дождя».

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Игры, направленные на коррекцию агрессивных состояний у детей:

Игра «Смешинки и злючки»

Цель: развитие навыка распознавать эмоциональные состояния.

Ход игры: педагог-психолог подзывает детей и предлагает им рассмотреть два портрета: на первом изображено веселое выражение лица, а на втором лицо злое. Затем педагог предлагает подойдем к зеркалу и изобразить сначала веселое, а затем сердитое выражение лица».

6.Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт

Упражнение «Эмоции». Приложение№8

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, распознание эмоциональных состояний.

Детям показывают картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях. Предлагается показать с помощью мимики и позы изображенные на них эмоции и назвать их. Затем объяснить, почему дети в таком настроении? Что могло произойти? Каждому ребенку предлагается выбрать по одной картинке и придумать по ней короткий рассказ. Примечание. Задание может использоваться как тест для определения эмоциональной восприимчивости ребенка - чем больше эмоций он различил, тем выше уровень его эмпатии.

«Закончи предложение»

Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей.

Детям предлагается закончить предложение: Когда ребенок плачет, мама чувствует… Когда дети играют, они чувствуют… Когда человек говорит неправду, он чувствует… Когда ребенок болеет, мама чувствует… Когда человек остается один, он чувствует… Когда человек сделал доброе дело, он чувствует… Когда у человека есть друг, он чувствует… Когда человек видит что-то необычное, он…

« Эмоции в цветных пятнах»

Цель: развитие воображения, фантазии, кооперации.

Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается нарисовать цветными пятнами определенную эмоцию. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – грусть, третья удивление и т.д. После выполнения задания дети рассматривают «листы эмоций» и обсуждают цветовые гаммы.

7.Артистические игры и упражнения.

Предлагаемые игры и упражнения способствуют развитию невербальных средств коммуникации:

«Передай эмоцию»

Описание игры: Игроки образуют цепочку, встав друг за другом в затылок. Игрок, замыкающий цепочку, трогает за плечо стоящего перед ним и показывает мимикой какую-либо эмоцию. Второй игрок с конца трогает за плечо третьего и «передаёт» ему ту же самую эмоцию и т.д. Последний игрок должен сказать, какую эмоцию «передавали по цепочке». Затем он встаёт в конец цепочки и игра продолжается.

«Живой портрет»

Описание упражнения: Воспитанники, поочередно выглядывая из портретной рамки, изображают какую-либо эмоцию с помощью мимики. Остальные участники должны назвать эмоцию, сказать, почему она могла возникнуть.

«Море волнуется»

Описание игры: Педагог предлагает встать игрокам полукругом и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура «радости» замри» ( показывает пиктограмму). Дети должны принят позу человека, характерную для заданной эмоции. Воспитанник, который наиболее точно передал позой и мимикой заданное эмоциональное состояние, становится ведущим.

Игры и упражнения представляют большие возможности для развития и активизации у детей эмоциональной сферы и усвоения ими эмоционально-оценочной лексики. В игре дети воспроизводят нормы социального поведения, приобретают опыт социальных взаимоотношений. Игры учат словесному общению, на что важно обращать внимание в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, помогают непроизвольному усвоению словаря эмоций, развивают наблюдательность, умение сопереживать, поставить себя на место другого человека.

Ожидаемые результаты:

  • Дети различают и умеют анализировать эмоциональные состояния;

  • Дети знают и выполняют правила, регулирующие поведение;

  • У детей отмечается повышение уровня коммуникативной компетентности.

III.Методическое обеспечение:

1.«Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом». Е.Г.Речицкая, Т.Ю.Кулигина. Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006.

2.«Общение. Дети 7-10 лет». Ярославль: Академия развития, 2002.

3.«Сурдопсихология».Т.Г.Богданова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

4.Интернетресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/03/13/konkursnaya-rabota-psihogimnasticheskie-uprazhneniya-kak-odno

https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-psikhoghimnastiki-na-urokakh-v-nach.html

http://sdshi.vgr.muzkult.ru/media/2018/08/01/1224988614/Igry_na_razvitie_emocionalnoj_sfery.pdf

https://www.maam.ru/detskijsad/relaksacija-v-shkole-kak-neotemlemaja-chast-sohranenija-i-ukreplenija-psihologicheskogo-zdorovja-detei.html

IV.Приложения

Дидактические игры: :

Приложение№1.Игра«Домино». Из таких пиктограмм можно сделать игру «Домино».



Приложение №2. Игра «Шашки».

Из таких пиктограмм можно сделать шашки.

Приложение №3. Игра «Лишний».





Подвижные игры

Приложение №4. Игра «Найди себе пару».

Таблички и пиктограммы: радость, удивление, печаль, гнев, страх.



Приложение №5. Игра «Найти противоположность»

Обиженное – довольное, испуганное – спокойное, радостное – сердитое, задушевное – грустное, безразличное – взволнованное, задумчивое – удивлённое.

Приложение №6. Игра «Встань в свой круг»

любопытный сердитый удивлённый злой

обиженный радостный грустный добрый счастливый

задумчивый равнодушный испуганный недовольный спокойный

Коммуникативные игры

Приложение №7. Упражнение «Я не должен»

Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт

Приложение №8. Упражнение «Эмоции»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!