СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для проведения практических занятий по учебной дисциплине МДК 06.01. "Технология стропальных работ".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

представляю Вашему внипанию Методические указания по профессии 18897 "Стропальщик"

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для проведения практических занятий по учебной дисциплине МДК 06.01. "Технология стропальных работ".»



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)


ПРИНЯТО

методической комиссией
филиала № 3
ФКП образовательного
учреждения № 46

Протокол от «___» ____ 20__г № 3/__

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель филиала № 3
ФКП образовательного учреждения № 46

_________________О.В. Музыка

«___»________________ 20 __ г.



















МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для проведения практических занятий

по учебной дисциплине


МДК.06.01. Технология стропальных работ.

основной программы профессионального обучения

(профессиональной подготовки)

по профессии 18897Стропальщик.
























г. Владимир, 20__




Методические указания предназначены для организации работы обучающихся при выполнении практических работ по учебной дисциплине МДК.06.01 Технология стропальных работ по профессии 18897 «Стропальщик», разработана на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1".



Разработчик:

Музыка Ирина Владимировна, преподаватель филиала №3 ФКП образовательного учреждения № 46.


























Содержание


Пояснительная записка

4

Инструкции к практическим занятиям

7

Практическое занятие № 1


Практическое занятие № 2


Практическое занятие № 3


3.

Критерии оценки


4.

Заключение


5.

Список литературы и электронных ресурсов



Пояснительная записка


Данные методические указания к практическим занятиям
по программе учебной дисциплины МДК.06.01 Технология стропальных работ по профессии 18897 «Стропальщик», разработана на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1".

Знания строительных норм и правил производства стропальных работ, грузоподъемных машин и механизмов, назначение, правила применения и принцип работы грузозахватных приспособлений, предельные нормы нагрузки крана и стропов, определение требуемой длины и диаметра строп, сроки эксплуатации строп, их грузоподъемность , методы и сроки испытания, правила чтения чертежей и схем строповки грузов, визуальное определение массы и центра тяжести перемещаемых грузов, правила строповки, подъема и перемещения мелкоштучных грузов, емкостей с растворной и бетонной смесями, лесных грузов, сборных железобетонных и металлических конструкций и изделий, подмостей, технологического оборудования и других крупноразмерных строительных грузов, условную сигнализацию для машинистов кранов (крановщиков(, назначение и правила применения стропов-тросов, цепей, канатов, способы рациональной организации рабочего места стропальщика, требований безопасности при выполнении стропальных работ имеет очень важное значение для качественной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Цель практических занятий по МДК.06.01 Технология стропальных работ:

  • обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;

  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развитие общих и профессиональных компетенций;

  • развитие интеллектуальных умений у будущих квалифицированных рабочих;

  • выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность.

Методические указания содержат краткий теоретический материал
по темам практических занятий, инструкции, вопросы для самоконтроля
и перечень информационных источников.

По учебному плану на дисциплину выделено 66 часов из них на практические занятия - 6 часов.


№ п/п

Наименование темы согласно плану

Тема практического занятия

Кол-во часов.

Тема 1. 3. Грузозахватные приспособления и тара.

Практическое занятие № 1

Грузозахватные приспособления и тара

2

Тема 3.1. Производство работ грузоподъемными машинами

Практическое занятие № 2.

Система знаковой сигнализации при работе с кранами

2


Тема 3.3. Строповка, перемещение и складирование грузов

Практическое занятие № 3.

Расчет выбора строп



2



В результате выполнения практических занятий обучающийся должен

уметь:

  • выбирать грузозахватные устройства и приспособления, соответствующие схеме строповки, массе и размерам перемещаемого груза;

  • определять пригодность стропов;

  • читать чертежи, схемы строповки грузов;

  • рационально организовывать рабочее место при строповке и увязке различных строительных грузов и конструкций;

  • создавать безопасные условия труда;

  • выполнять строповку и увязку мелкоштучных грузов;

  • выполнять строповку емкостей с растворной и бетонной смесями;

  • выполнять строповку и увязку лесных грузов;

  • выполнять строповку и увязку сборных железобетонных и металлических конструкций и изделий, подмостей и других крупноразмерных строительных грузов;

  • выполнять строповку и увязку технологического оборудования;

  • подавать сигналы машинисту крана (крановщику) и наблюдать за грузом при подъеме, перемещении и укладке;

  • отцеплять стропы на месте установки или укладки

  • соблюдать правила безопасности работ.

Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса. Предусмотрена также самостоятельная подготовка к практическим занятиям. Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий.

Оценка за выполнение практического занятия выставляется
по пятибалльной системе и учитывается как показатель текущей успеваемости обучающегося.

В случае пропуска практического занятия по уважительной причине обучающийся обязан выполнить его самостоятельно внеаудиторно, либо
в аудитории в течение учебного времени по индивидуальному графику работы. Вопрос отработки практической работы решается преподавателем индивидуально
по каждому обучающемуся.

Выполнение всех практических занятий необходимо для допуска обучающегося к промежуточной аттестации по дисциплине.


Практическое занятие № 1


ТЕМА: Грузозахватные приспособления и тара.


Цель: сформировать умения правильно выбирать грузозахватные устройства и приспособления, соответствующие схеме строповки, массе и размерам перемещаемого груза.

Уважаемый обучающийся!


  1. в результате выполнения этой работы вы научитесь выбирать грузозахватные устройства, соответствующих массе и размерам перемещаемого груза.

  2. выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

  • тетрадь, карандаш, линейка, угольник, чертежный инструмент.

  • раздаточный материал,


Справочная литература:

  1. Покровский Б.С. Слесарное дело : учебник для проф. образования/ Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 320.

  2. Невзоров Л.А., ГудковЮ.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: учебник для нач. проф. Образования – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 448 с.


Порядок выполнения работы.

  1. Изучите информационный блок.

Грузозахватные приспособления (ГЗП) и тара применяются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин. Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи грузозахватных приспособлений.

Для подъема и перемещения грузов используются следующие по конструктивному исполнению грузозахватные устройства и приспособления:


стропы

захваты, траверсы, подвески

клиновые зажимы, рычажные ,

эксцентриковые,

гидрозажымы

Электромагниты,

вакуумные

грейферы

Ковши, бадьи, контейнеры, поддоны саморазгружающие емкости


Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие разрешение органов Ростехнадзора.

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. Грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.

Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъемность.

Осмотр грузозахватных приспособлений должен периодически производиться в следующие сроки:

- осмотр стропов – каждые 10 дней;

- осмотр траверс, захватов, и тары –каждый месяц;

- осмотр редко используемых ГЗП - перед выдачей их в работу.

Осмотр грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

Результаты осмотра грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.


ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА И ОСМОТРА СТРОПОВ (ТАРЫ)

Наименование стропа (тары)

Порядковый номер

Дата

Техническое состояние, содержание замечаний

Должность ответственного специалиста

Подпись ответственного специалиста








Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием:

- номера;

- паспортной грузоподъемности;

- даты испытания.

Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом.

ВНИМАНИЕ! Стропальщик перед началом работы и перед каждым использованием обязан проверять исправность ГЗП и наличие на них клейм, бирок или маркировки.

Стропы.

Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций.

Стропы бывают следующих видов:

- канатные, изготовленные из стальных канатов;

- цепные, изготовленные из круглозвенных цепей;

- текстильные, изготовленные из синтетических канатов и лент.

Все стропа имеют маркировочные бирки, на которых указаны следующие данные:

- наименование предприятеля-изготовителя или его товарный знак;

- заводской номер стропа;

- грузоподъемность;

- дату испытания на заводе-изготовителе (месяц, год).


Канатные стропы.

Канатные стропы менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (ЗСК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК),

Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100 С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, — не выше 150° С.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400° С, не допускается.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Крюки стропов должны иметь предохранительный замок, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепки груза.

Нормы браковки канатного стропа

-отсутствие или повреждения маркировочной бирки;

- число видимых обрывов проволок канатной ветви превышает указанное в таблице;


- обрыв 10 пряди каната;

- деформация стальных канатов: перекручивание 9, заломы, перегибы 8, узлы 11, раздавливание;

- надрывы 1, трещины 2 навесных звеньев и крюков;

- износ поверхности навесных звеньев и крюков или местные вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения на 10%

- отсутствие на крюках предохранительных замков 5;

- остаточная деформация 6, приводящее к изменению первоначального размера элемента более чем на 5% (крюк разогнут)

- деформация (выпадение) коушей 4 или их износ более чем на 15%;

- выступающие концы проволок 7 заплетки;

- трещины на отпрессованных втулках;

- признаки смещения каната в заплётке или втулке.


Цепной строп.

Цепной строп имеют высокая гибкость, простоту конструкции, технологичность и способность огибать острые грани, без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи.

П о числу ветвей стропы разделяют цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (ЗСЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (ЗСЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ).

Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру свыше 300 °С, но не более 500°С, снижают на 25%, а свыше 500 °С — на 50%.

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4



Нормы браковки цепных строп.

- наличие трещин, надрывов, расслоение металла в звеньях цепи;

- наличие погнутости звеньев цепи;

- уменьшения диаметра звена вследствие износа и других механических повреждений более 10%;

- удлинение (вытяжка) звена цепи более 3% от первоначального размера.


Текстильные ленточные стропы.

Текстильные ленточные стропы часто используются при подъеме и перемещении грузов. Обычно это прочная полиэстеровая текстильная лента с высоким коэффициентом сопротивления на разрыв, способные выдерживать нагрузки от 5 до 20 тонн и должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8 .

Каждая стропа должна соответствовать определенному ГОСТу, сопровождается паспортом качества, в котором указаны признаки выбраковки, и инструкцией по применению. В случае, если по какому-то признаку устройство не соответствует необходимой норме – оно просто не допускается к эксплуатации.



Особенности применения текстильных строп:

- в условиях низких температур необходимо пользоваться просушенными стропами, так как при наличии влаги образуется лед, который повреждает стропы;

- текстильные стропы боятся открытого огня, сварочных работ;

- они не устойчивы к порезам, поэтому необходимо избегать острых кромок или применять стропы с защитными накладками;

- при хранении текстильных строп необходимо защищать от воздействия солнечных лучей и других мощных источников ультра-фиолетового излучения;

- нельзя подвергать их воздействию концентрированных кислот и щелочей.


Нормы браковки текстильных строп:

- отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведения о стропе;

- узлы на стропе;

- поперечные порезы или разрывы ленты;

- разрыв шва у основания петли;

- сквозное повреждения или прожоги несущего слоя;

- повреждения более 10% площади поперечного сечения ленты;

- расслоение нитей лент.

Этикетка (бирка) текстильного стропа:

Подбор строп должнен осуществлятся в соответстви с массой и характером перемещяемого груза:

- тип стропа указан на схеме строповки;

- необходимо убедится , что грузоподьемность стропа , указанная на бирке , не меньше массы груза;

- необходимо убедится , что длина ветви стропа составляет не менее ¾ растояния А между местами строповки. При выполнении данного условия угол между между ветвями стропа будет не менее 90°.


ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъёмность стропа, указанную на бирке.


Траверсы.

Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и пространственные.


Нормы браковки траверс:

- отсутствие клейма или бирки;

- трещины (обычно возникают в сварочных швах);

- деформация балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2мм на 1 м длины;

- повреждения крепежных и соединительных звеньев.


Захваты.

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых - сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий.

Захваты бывают:

- Клещевые захваты удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.

- Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения.

- Эксцентриковые захваты - основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надёжно зажимает листовые материалы.

- Клиновые захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.

- Подхваты заводятся под груз или в специальное отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты, предназначенные для спроповки поддонов.

Признаки браковки захватов:

- отсутствие клейма 2 или бирки;

- затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;

- изгибы и изломы рычагов;

- износ шарниров.


Тара.

Тара предназначена для перемещения штучных, тарно-штучных, сыпучих, пластичных грузов, полужидких и жидких грузов. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Тара должна изготавливается в соответствии с технологическими картами или индивидуальными чертежами.

После изготовления тара должна подвергаться техническому осмотру, испытание контрольным грузом не подлежит.

На таре, за исключением специально технологической, должно быть указано:

- назначение тары;

- номер;

- собственная масса;

- предельную грузоподъемность;

Тара должна заполнятся только тем материалом, для которого предназначена. Заполнение тары материалом с большой удельной массой может стать причиной перегруза крана или разрушения тары. Сыпучие и мелкоштучные грузы должны располагаться не выше 100 мм от уровня бортов.

Для предотвращения перегруза тары на её борту должна быть нанесена черта заполнения.

Полужидкие и жидкие грузы должны заполнять не более ¾ объёма тары

Признаки выбраковки тары:

- отсутствие маркировки (бирки)

- деформация бортов;

- трещины любых размеров ( обычно возникают в сварных швах)

- неисправность запорных устройств;

- износ проушин более 10% от первоначального.

2. Просмотреть видеосюжет о видах грузозахватных приспособлениях и видах тары.

3.Ознакомьтесь с формой учета и осмотра стропов и тары.

Наименование стропа (тары)

Порядковый номер

Дата

Техническое состояние, содержание замечаний

Должность ответственного специалиста

Подпись ответственного специалиста













4. Опишите нормы браковки грузоподъемных приспособлений: строп канатных, цепных строп, текстильных строп, траверсы, захватов.









Эталон ответа:


№п/п

Виды грузоподъемных приспособлений



Нормы браковки

1

Стропы канатные

- отсутствие или повреждения маркировочной бирки;

- число видимых обрывов проволок канатной ветви превышает указанное в таблице;

- обрыв 10 пряди каната;

- деформация стальных канатов: перекручивание, заломы, перегибы, узлы, раздавливание;

- надрывы, трещины навесных звеньев и крюков;

- износ поверхности навесных звеньев и крюков или местные вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения на 10%

- отсутствие на крюках предохранительных замков;

- остаточная деформация, приводящея к изменению первоначального размера элемента более чем на 5% (крюк разогнут)

- деформация (выпадение) коушей или их износ более чем на 15%;

- выступающие концы проволок заплетки;

- трещины на отпрессованных втулках;

- признаки смещения каната в заплётке или втулке.


2

Цепные стропы


- наличие трещин, надрывов, расслоение металла в звеньях цепи;

- наличие погнутости звеньев цепи;

- уменьшения диаметра звена вследствие износа и других механических повреждений более 10%;

- удлинение (вытяжка) звена цепи более 3% от первоначального размера.



3

Текстильные стропы

- отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведения о стропе;

- узлы на стропе;

- поперечные порезы или разрывы ленты;



- разрыв шва у основания петли;

- сквозное повреждения или прожоги несущего слоя;

- повреждения более 10% площади поперечного сечения ленты;

- расслоение нитей лент.


4

Траверсы

- отсутствие клейма или бирки;

- трещины (обычно возникают в сварочных швах);

- деформация балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2мм на 1 м длины;

- повреждения крепежных и соединительных звеньев.


5

Захваты

- отсутствие клей 2 или бирки;

- затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;

- изгибы и изломы рычагов;

- износ шарниров.



4. Ответить на контрольные вопросы:

1. Подлежат ли ремонту стропы?

2. Назовите виды строп?

3. Назовите виды захват?


Практическое занятие № 2


ТЕМА: Система знаковой сигнализации при работе с кранами.


Цель: сформировать умения использования знаковой сигнализации при работе с кранами

Уважаемый обучающийся!


  1. в результате выполнения этой работы вы научитесь понимать знаковую сигнализацию при работе с кранами.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

  • тетрадь, карандаш, линейка, угольник, чертежный инструмент.

  • раздаточный материал,


Справочная литература:

  1. Покровский Б.С. Слесарное дело : учебник для проф. образования/ Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 320.

  1. Невзоров Л.А., Гудков Ю.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: учебник для нач. проф. Образования – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 448 с.


Порядок выполнения работы.

  1. Изучите информационный блок.

Безопасность окружающих зависит не только от того, как выполняется сигнализация при перемещении грузов. Сам сигнальщик неукоснительно соблюдает требования охраны труда, исключая такие действия:

Правила погрузочно-разгрузочных работ

  • он не должен находиться под стрелой и поднятым предметом, между препятствием и грузом, в зоне реального падения поднятого предмета, вблизи вращающихся частей механизма;

  • не допускать во время перемещений нахождения людей рядом с предметами, под ними или на них;

  • нельзя находиться самому и не допускать присутствия посторонних у платформ, вагонов, автомобилей, на которые крановщик опускает или с которых поднимает предметы;

  • запрещено подавать их на балконы или в оконные проемы, если те не оборудованы специальными устройствами или выносными площадками;

  • нельзя поднимать неустановленный вес либо предметы с массой, превышающей допустимую грузоподъемность, а также приводящие к косому натяжению канатов;

  • не строповать предметы, примерзшие к земле или засыпанные ею, закрепленные или заваленные;

  • не допускается давать знаки крановщику на установку грузов к заборам, штабелям, стенам зданий и т. п. в наклонном положении;

  • нельзя освобождать зажатые стропы, а также поправлять их на весу;

  • запрещено выравнивать вручную перемещаемые предметы, разворачивать или оттягивать их во время подъема и опускания, не используя специальные приспособления.


  1. Заполните таблицу с видами сигнальных движений.


Операция


Описание сигнала

Поднять груз или крюк


Опустить груз или крюк


Передвинуть кран (мост)


Передвинуть грузовую тележку


Повернуть стрелу


Поднять стрелу


Опустить стрелу


Стоп (прекратить подъем или передвижение)


Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)



  1. Ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

    1. Разрешено ли находиться под стрелой и поднятым предметом?

    2. Разрешено ли выравнивать перемещаемые предметы вручную?

    3. В каких случаях используют сигналы?


Эталон ответов:


Поднять груз или крюк

Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или крюк

Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть кран (мост)

Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Передвинуть грузовую тележку

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки

Повернуть стрелу

Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Поднять стрелу

Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Опустить стрелу

Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)

Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения)

Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх



Практическое занятие № 3


ТЕМА: Расчет выбора строп

Цель: сформировать умения производить расчеты нагрузок, действующих на ветви стропа

Уважаемый обучающийся!


1) в результате выполнения этой работы вы научитесь производить расчеты нагрузок, действующих на ветви стропа, основанные на тригонометрических функциях углов, образованных ветвями стропа вертикально, либо горизонтально.

2) выполнение этой работы обязательно для допуска к экзамену.

Оборудование:

  • тетрадь, карандаш, линейка, угольник, чертежный инструмент.

  • раздаточный материал,


Справочная литература:

  1. Покровский Б.С. Слесарное дело : учебник для проф. образования/ Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 320.

  2. Невзоров Л.А., ГудковЮ.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: учебник для нач. проф. Образования – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 448 с.


Порядок выполнения работы.


  1. Изучите информационный блок.

Зарубежные стандарты используют угол, образованный горизонталью и ветвями стропа.

Основной угол, рекомендуемый Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов – это угол, образованный вертикалью и ветвями стропа. Этот угол называется углом строповки. Его мы и будем применять в дальнейшем. При использовании стропов по длине ветвями, за угол строповки применяется наибольший. При увеличении угла строповки, нагрузка на строп возрастает.

При расчете нагрузок на ветви стропа всегда необходимо учитывать влияние угла строповки. Как видно из таблицы, нагрузка на строп стремительно возрастает при увеличении угла свыше 45 град.

Угла строповки более 60 град не рекомендуется, за исключением случаев, когда высота просвета лимитирована. Тогда необходимо внимательно проверить соответствие применяемого стропа возникающим нагрузкам.

Угловой коэффициент (УК).

Согласно Правил устройства и безопасности грузоподъемных кранов, «при расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься 90 град. (угол строповки-45 град). При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол».

Для практического определения нагрузок, действующих на ветви стропа, рекомендуется применять следующий метод.

Пример №1: 12 тонный груз должен быть поднят 4- ветвевым стропом. Угол строповки-30 град, ветви стропа одинаковы, центр тяжести – в центре груза.

Нагрузку на каждую ветвь вычисляется следующим образом:

12 тн : 4 ветви х УК= 12:4х1,164=3,462 тн.

Это означает, что для подъема в этом случае достаточно иметь 4-хтонные ветви. При использовании стропа общего назначения мы должны были воспользоваться 12,5 тн стропом, состоящего из 5-тонных ветвей. Поэтому для редких подъемов тяжелых грузов, рекомендуется производить расчет с минимально возможным углом строповки. Это позволит выполнить работу, используя более дешевые и удобные в работе стропы цепные, у которых ветви меньшей грузоподъемностью по сравнению со стропами общего назначения.

Пример №2: на ветвь стропа общего назначения типа 4СК грузоподъемностью 5тн:


5тн:4 ветвихУК=5:4х1,414=1,7675 тн.,

То есть, пятитонный паук должен состоять из 2-тонных ветвей – и это хорошо известный факт

  1. С помощью таблицы произвести расчет нагрузок на ветви стропа, учитывая влияние угла строповки.

Задача 1: 6 тонный груз должен быть поднят 2- ветвевым стропом. Угол строповки -30 град, ветви стропа одинаковы, центр тяжести – в центре груза.

Задача 2: 16 тонный груз должен быть поднят 4- ветвевым стропом. Угол строповки-45 град, ветви стропа одинаковы, центр тяжести – в центре груза.

Задача 3: 10 тонный груз должен быть поднят 4- ветвевым стропом. Угол строповки-60 град, ветви стропа одинаковы, центр тяжести – в центре груза.

Решение записать в тетрадь.

  1. Ответь на контрольные вопросы:

  1. Какие показатели необходимо учитывать при расчете нагрузок на ветви стропа? (При расчете нагрузок на ветви стропа всегда необходимо учитывать влияние угла строповки.)

  2. Что называют углом строповки? (Угол, образованный вертикалью и ветвями стропа.)

  3. При увеличении угла строповки, нагрузка на строп возрастает или уменьшается? (возрастает).



3. Критерии оценки


Оценка

Критерии

Полнота выполненного задания

Самостоятельность при выполнении задания

Оформление

5

Обучающийся полностью справился с заданием:

правильно ответил на вопросы;

правильно выполнил практическую часть задания;

правильно заполнил таблицы.

Задание выполнено обучающимся полностью самостоятельно

Работа выполнена аккуратно. Использована профессиональная терминология при выполнении работы.

4

Обучающийся справился
с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности:

в ответах на вопросы;

в правильности выполнения практической части задания;

в правильности заполнения таблиц

Задание выполнено обучающимся самостоятельно.
В затруднительных моментах воспользовался устной консультацией с преподавателем для уточнения правильности своих действий.

Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии.

3

Задание выполнено не полностью (50%);

имеются ошибки в выполнении практической части задания;

имеются недостатки в заполнении таблиц.

Задание выполнено обучающимся с помощью дополнительного источника информации и практических действий преподавателя.

Работа выполнена
неаккуратно. Наблюдаются затруднения при подборе слов, терминов и использовании профессиональной терминологии.

2

Задание не выполнено

Задание с помощью дополнительного источника информации не выполнено.

Профессиональная терминология при заполнении ведомостей отсутствует.

Заключение


Методические указания по учебной дисциплине МДК.06.01 Технология стропальных работ профессии 18897 «Стропальщик» соответствуют требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1".

Тематика и содержание практических занятий направлены на приобретение умений и знаний, требуемых для рабочих данной профессии.

Данная методическая разработка рекомендуется к использованию
для проведения практических занятий по МДК.06.01. Технология стропальных работ по профессии 18897 «Стропальщик». Методическую разработку рекомендуется использовать преподавателям дисциплин профессионального цикла при подготовке к практическим занятиям.

Практические занятия проводятся в групповой форме, что обеспечивает возможность коллективного взаимообучения и согласованных способов деятельности, направленных на достижение результата.

При формулировке выводов и ответах на контрольные вопросы развиваются умения самостоятельно работать с источниками учебной и технической информации, выделять главное и характерное, обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать необходимые выводы.

Разработанные методические указания помогают формировать у обучающихся умения по выполнению подсобных и вспомогательных работ на различных объектах.


Список литературы:


Основные источники:

Учебники:

  1. Невзоров Л.А., ГудковЮ.И., Полосин М.Д. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов: учебник для нач. проф. Образования – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 448 с.


Дополнительные:

1. Н.М. Заднипренко, Е.М. Костенко, Л.И. Кулева. Погрузочно – разгрузочные работы: практическое пособие для стропальщика - такелажника. – М.: ЭНАС, 2013 – 208с.: ил.- (Книжная полка специалиста).

  1. Игумнов С.Г. Стропальщик. Производство стропальных работ: учеб. пособие – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 64 с.

  2. Игумнов С.Г. Стропальщик. Грузоподъемные краны и грузозахватные приспособления : учеб. пособие — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 64 с.

  3. Дементьев А.И., Н.В. Юдаев Основы безопасности выполнения подъемно-транспортирующих работ: Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 180 с.;

  4. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. – М.: ЭНАС, 2015. – 80 с.

  5. Пособие по безопасному производству работ для стропальщиков. – М.: ЭНАС, 2014. – 64 с.: ил.;

  6. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов: пособие для изучения и подготовки к проверке знаний / авт.-сост. А.М. Меламед. – М.: ЭНАС, 2015. – 80с.

  7. Меламед А.М. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов: пособие для изучения и подготовки к проверке знаний – М.: ЭНАС, 2015. – 80с.


Интернет ресурсы:


1. http://www.tehlit.ru/ – ТехЛит.ру – электронная интернет-библиотека технической литературы.

2. https://rcmm.ru/ – Электронное сетевое издание «Строительство. RU»

3.http://www.pgs1923.ru/ – Ежемесячный научно-технический и производственный журнал «Промышленное и гражданское строительство».

4.https://ch4gaz.ru/ekspluataciya-gruzopodemnyx-kranov/osnovnye-svedeniya-o-gruzopodemnyx-kranax/ Эксплуатация грузоподъемных кранов » Основные сведения о грузоподъемных кранах.

5.https://www.zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_14/789_Lektsii_dlya_stropolschikov/000.htm Основные сведения о грузоподъемных кранах

6. https://studopedia.su/10_5175_indeksatsiya.html. Индексация.

7. https://kran-info.ru/b/book/4/page/25-prilozhenie-14-predelnie-normi-brakovki-elementov-gruzopodemnih-mashin/Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

8. https://base.garant.ru/12126870/5da741911cf9399494368b18de80fbe8/. Справочник промышленника.

9. https://businessman.ru/organizatsiya-pogruzochno-razgruzochnyih-rabot-pravila-instruktsiya-i-trebovaniya-bezopasnosti.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!