СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для студентов по выполнению практических работ по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания включают учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, обеспеченность занятия, средствами обучения, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочим учебным планом по  профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для студентов по выполнению практических работ по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»
















СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук


по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

(по отраслям)
















Надым, 2019




Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частью УМК по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук, составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС СПО). Методические указания включают учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, обеспеченность занятия, средствами обучения, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочим учебным планом по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)




Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)



Составитель: Абызнакаева С.М., преподаватель истории и обществознания ГПОУ ЯНАО «НПК»





РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 5

от «24» мая 2018 г.

И.о.председателя УМО:

_____________ (Е.Е. Тен)




ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 7

от «30» мая 2018 г.

Председатель МС:

_____________ (Е.В. Головань)







СОДЕРЖАНИЕ



1

Пояснительная записка

4

2

Общие требования для студентов по выполнению

практических работ

5

3

Критерии оценивания работ

5

4

Требования к технике безопасности при выполнении

практических работ

6

5

Содержание практических работ

8

6. Список литературы 26






Пояснительная записка

Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой предмета ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук и призваны оказать помощь обучающимся в организации и успешном выполнении практических работ по предмету «Обществознание» при освоении программ подготовки специалистов начального и среднего звена всех профессий и специальностей.

Целью методических указаний является: привитие навыков самостоятельной работы, принятие определённых решений, формирование навыков самообразования и самореализации.

Методические указания содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на практических занятиях - составление таблицы, схемы, опорного конспекта, кроссворда, презентаций, тестов, написание реферата, сообщений, эссе, работа с источниками, проведение социологических исследований по разделам.

В результате выполнения практических работ студент должен:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Практическое занятие – это:

1) одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений;

2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях.

Ожидаемый результат от использования данных методических указаний в образовательном процессе - овладение обучающимися знаниями и умениями, предусмотренными ОПОП.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Общие требования для студентов по выполнению

практических работ

1.Перед выполнением практической работы необходимо повторить теоретический материал, используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.

2.Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш, тетрадь для выполнения практических работ, атлас, контурные карты.

Критерии оценивания работ:

«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощипреподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Требования к технике безопасности при выполнении

практических работ

- Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя.

- На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.

- При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.

- Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.

- После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.




































Практическая работа «Межличностное общение и взаимодействие» (1 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об общении.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Запишите соответствие в виде 1-а, 2-б и т.д

1

Этикет

а)

— это взаимодействие между людьми.

2

Перцептивное общение

б)

— это общение с помощью слов, т.е. речевое общение.

3

Бытовое (повседневное) общение

в)

— это общение, которое возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

4

Вербальное общение

г)

— это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возникающих каждый день бытовых вопросов.

5

Убеждающее общение

д)

— это общение, которое осуществляется на работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель достижения положительных результатов трудовой деятельности.

6

Интерактивное общение

е)

— это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеждения и поведение.

7

Деловое (служебное) общение

ж)

— это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.

8

Межкультурное общение

з)

— это общение, которое сопровождает исследовательскую деятельность.

9

Культурное общение

и)

— это общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности.

10

Общение

к)

— это общение, связанное с пониманием собеседника на уровне психических процессов.

11

Научное общение

л)

— это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим.


Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1

Различают два вида общения:

а

речевое;









б

 

 

 

 

 

 




2

В зависимости от способов взаимодействия выделяют общение:

а

 

 

 

 

 

 




б

Вербальное общение





в

 

 

 

 

 

 




3

Общение выполняет несколько важных функций:

а

информационную;








б

 

 

 

 

 

 




в

воспитательную;








г

 

 

 

 

 

 




4

Выделяют несколько форм общения:






а

 

 

 

 

 

 




б

деловое;









в

 

 

 

 

 

 




г

 

 

 

 

 

 




д

культурное;








е

 

 

 

 

 

 




ж

 

 

 

 

 

 




з

ритуальное и др.









Практическая работа «Проблемы духовного кризиса в молодежной среде» » (1 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Прочитать нижеприведенный текст и законспектировать тезисами. Сделать собственный вывод по проблемам духовного кризиса в молодежной среде.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм). Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения». В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад». В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд». Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обладая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает со­знанием молодежи, приобретая универсальный характер. Начинает превалировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.»

По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования.

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение». Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие.

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия доминирующих ценностей молодых россиян выстраивается следующим образом:

- Материальное благополучие.

- Ценность «Я» (индивидуализм).

- Карьера (самореализация).

- Семья.

- Стабильность.

- Свобода.

- Уважение к старшим.

- Бог (вера в Бога).

- Патриотизм.

- Долг и честь.

При этом, анализируя нынешнее состояние российского общества, было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня в российском обществе экспертами были отмечены следующие антиценности:

- Культ денег;

- Безразличие и индивидуализм.

- Вседозволенность.

- Циничный прагматизм, культ карьеры.

- Крах семьи.

- Социальное иждивенчество.

- Сексуальная распущенность.

- Вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие.

- Коррупция.

- Ксенофобия.

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

- преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;

- вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;

- приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;

- слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;

- внеинституциональная культурная самореализация;

- отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей.

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически присущих нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей. Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, на наш взгляд, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.


Практическая работа «Государственные гарантии в образовании. Профессиональное образование» (1 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

На основе таблицы проанализировать как складывается и развивается в стране система образования.

Для оформления таблицы необходимо ознакомиться с дидактическими заданиями и ознакомиться с материалом учебника, касающиеся изучаемой темы, возможно пользование интернет источники и дополнительную литературу. При заполнении таблицы необходимо ответить на ряд важных вопросов:

Что такое образования? Что входит в систему образования? При заполнении таблицы обратите внимание какие функции выполняет профессиональное образование, среднее общее образование, дошкольное образование. «образовательные, воспитательные, развивающее,) и какие дополнительные услуги могут предложить одно из систем образования.

Предлагаемая работа, заполнение таблицы.

Профессиональное образование.

Среднее общее образование.

Дошкольное образование.











Практическая работа «Моральный выбор»(1ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Задание№1.Подготовьтесь к ответам и запишите:

1. Что такое мораль? Что входит в источники морали?

2. Назовите золотое правило нравственности?

3. Определите основные функции морали в обществе?

4. Что такое моральный идеал? Как моральные качества связаны с его душевной, умственной, эмоциональной жизнью?

5. Объясните, почему мораль относят к духовной сфере жизни общества? В чём сущность морали


Практическая работа «Типы экономических систем» » (1 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Заполните таблицу.

Экономические

системы

Характерные черты

Развитие технологии

Роль государства в экономике

собственности

Права населения

Традиционная






Административно

командная






Чистый капитализм






Современный

капитализм






Задание 2. Заполните таблицу.

Национальные модели экономики

Характерные черты


Американская


Шведская


Японская


Российская





Практическая работа «Составление плана бюджета семьи» (2 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Составить план бюджета семьи на основе типовых рекомендаций.

Планирование семейного бюджета включает в себя составление плана доходов и расходов семьи на определенный расчетный период (как правило – 1 месяц).

Схема планирования семейного бюджета сильно зависит от типа семейного бюджета, который используется в вашей семье. Поэтому, если вы думаете над тем, как составить семейный бюджет, прежде всего, вам следует определиться с видом бюджета семьи, который будет у вас использоваться (совместный, смешанный или раздельный).

Перед составлением семейного бюджета вы обязательно должны проанализировать свои доходы и расходы за предыдущие месяцы. Чтобы вы смогли это сделать, уже заранее следует начать вести учет домашних финансов. После того, как эти данные у вас появятся, вы сможете запланировать семейный бюджет на следующий месяц.

Составлять таблицу «Семейного бюджета» можно разными способами: в ручную на бумаге, в MS Excel, в специальных программах для домашней бухгалтерии или сервисах домашней бухгалтерии онлайн.

Примерная таблица «Семейный бюджет»

Статьи доходов и расходов

План

Факт

Отклонение

Доходы мужа

Основная зарплата

35000

 35000

0

Подработки

15000

 18000

+3000

Доходы жены

Социальное пособие

9000

 9000

0

Заработок в Интернете

6000

 8000

+2000

Доходы семьи

Проценты по вкладу

5000

 5000

0

Итого доходы:

70000

 75000

+5000

Обязательные расходы

Погашение кредита

10000

 13000

+3000

Сбережения

8000

 10000

+2000

Итого обязательные расходы:

18000

 23000

+5000

Расходы на семью

Постоянные расходы

Коммунальные платежи

8000

 7500

-500

Кабельное ТВ

500

 500

0

Интернет

500

 500

0

Переменные расходы

Продукты питания

20000

 21000

+1000

Одежда

2000

 5000

+3000

Бытовая химия

500

 0

-500

Отдых

5000

 2000

-3000

Развлечения

2000

 0

-2000

Итого расходы на семью:

38500

 36500

-2000

Расходы на детей

Оплата за садик

1500

 1500

0

Игрушки

1000

 1500

+500

Развлечения

500

 500

0

Итого расходы на детей:

3000

 3500

+500

Личные расходы мужа

Сигареты

1000

 1000

0

Рыболовные снасти

1000

 1500

+500

Итого личные расходы мужа:

2000

 2500

+500

Личные расходы жены

Косметика

1000

 500

-500

Парикмахерская

500

 500

0

Итого личные расходы жены:

1500

 1000

-500

Непредвиденные расходы:

7000

 2000

-5000

Итого расходы:

70000

 66500

 -3500

Экономия семейного бюджета:

0

3500

+3500


.


Практическая работа «Социальная роль. Социальный статус и престиж» (1 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Защита сообщений по теме «Я и мои социальные роли». Обсуждение вопросов по социальному положению человека в обществе. Критерием оценивания защиты докладов является:

«5» баллов выставляется, если при выполнении докладов учитывается правильная трактовка терминов; развернутое объяснение темы; хронологическая последовательность; объяснены причинно-следственные связи. При выставлении оценки так же учитывается аккуратность выполнения задания, точное выполнение всех методических указаний. «4» балла выставляется, если при выполнении задания допущены неточности, незначительные помарки или ошибки, например неправильное использование термина.

«3» балла выставляется, если в работе допущены грубые ошибки, такие как неправильное раскрытие исторического понятия или темы вопросы, и если был проведено менее двух аргументов.

«2» балла выставляется, если задание выполнено неверно, тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.


Практическая работа «Права и свободы» »(1 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Заполните таблицу. По сообщениям прессы подготовьте материал о том, как реализуются в государстве права человека. Ознакомьтесь со статьями 45 - 55 Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Что вам известно о проблеме соблюдении прав личности в нашей стране?

Права и свободы граждан РФ

Обязанности граждан РФ

Личные

Политические

Социально-экономические





Задание 2. Организуйте дискуссию на тему «Свобода слова в РФ». Разделитесь на две группы. Первая должна доказать важность свободы слова, а вторая - ее не нужность. Подготовьте аргументы и контраргументы на основе конкретных фактов.


Практическая работа «Гражданские правоотношения», «Правовое поведение» (1 ч)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Защита докладов по темам «Особенности гражданского права РФ», «Виды частной собственности в РФ», «Особенности трудового законодательства», «Организация способов защиты прав человека», «Административные взыскания: особенности применения». Анализ представленных докладов. Составление выводов.

Практическая работа «Трудовые правоотношения» (1 ч.)

Цель работы: развитие личности, ее культуры; формирование опыта применения полученных знаний и умений; овладение системой знаний об обществе; овладение умением получать и осмысливать социальную информацию.

Порядок выполнения работы:

Задание №1. Соберите пакет документов для поступления на работу.

Объясните для чего необходим этот документ напишите резюме и заявление и сверьтесь есть ли замечание по поводу вашего заявления и резюме. В интернет источниках имеются образцы правильного написания заявления и резюме.

Перечислить виды трудового договора, объяснить с какой целью он заключается. Перечислить причины при которых расторгается трудовой договор.

Задание №2. Попробуйте разрешить ситуационные задачи и предложите свои:

  1. В ООО «Рога и копыта» обратился некто Иванов И. И. с заявлением на трудоустройство, инспектор по кадрам указанного юридического лица сказала, что Иванову И. И. для трудоустройства необходимо внести кассу предприятия 5 000 руб. Разберите и оцените данную ситуацию.

  2. Петров А. А. отработал в ООО «ДСТ» полгода, при этом за указанный период времени зарплату не получал. Разберите и оцените ситуацию.

  3. Сидоров С. С. работал в ООО «Шарага» и получал заработную плату: часть в соответствии с трудовым договором в размере МРОТ 5000 руб.через платежную ведомость, большую часть в размере 25 000 руб. в конверте. При увольнении Сидорова С. С. ему было выплачен окончательный расчет в соответствии с трудовым договором. Разберите и оцените данную ситуацию.

  4. Иванова Ольга Петровна перед отпуском по беременности и родам работала в ООО «Рога и копыта», перед указанным отпуском, инспектор по кадрам указанного юридического лица сказал, что ей не положен отпуск по беременности и родам, т. к. Иванова О. П. работает не по трудовому договору, а по договору гражданского правого характера, и вообще ООО «Рога и копыта» больше в работе Ивановой О. П. не нуждается. Разберите и оцените ситуацию.

  5. Сидоров С. С. отработал в ООО «ТТК» около месяца, при этом заработную плату не получал, когда он обратился бухгалтерию указанного юридического лица требованием о выплате заработной плате ему сказали, что он у них не работал т.к. с ним трудовой с ним не заключался. Разберите и оцените ситуацию.

  6. ООО «Шарага» не выплатила в положенный срок в соответствии ст. 236 Трудового кодекса РФзаработную плату работникам, после чего работники обратились в Инспекцию труда с требованиями о выплате заработной платы и пеней за нарушением сроков выплат. После проверки инспектором труда ООО «Шарага», предписанием обязал произвести выплату заработной и пеней работникам. Разберите и оцените ситуацию.


Тема: Нормативные правовые акты и их характеристика(2 ч.)

Цель работынаучить обучающихся работать с конкретными нормативно-правовыми актами, пользоваться юридической терминологией, применять полученные правовые знания на практике; закрепить у обучающихся основные модели правомерного поведения в типичных правовых ситуациях.

Порядок выполнения работы:

1. Задание №1.Определите вид каждого нормативно-правового акта приведенного ниже:

А) Статья 8. Основание уголовной ответственности

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

Б) Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В) Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях -влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Г) Статья 37

Государства - участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

в) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

г) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

Д) Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Е) В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю:

1.Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - Совет).

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) основными задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

2. Задание №2.Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы:

а) Федеральный закон «О мировых судьях в РФ»;

б) Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного суда РФ»;

в) Конституция РФ;

г) Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельность мировых судей Московской области»;

д) Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997г. N1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел РФ служебного оружия судьям»;

е) Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федераций»;

ж) Уголовный кодекс РФ

Задание №3. Решите тест

Вопрос 1: Какие из перечисленных нормативных правовых актов являются актами конституционного законодательства?
1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Уголовный кодекс РФ.

Вопрос 2: Как называется вводная часть нормативного правового акта?
1. Гипотеза.
2. Преюдиция.
3. Преамбула.

Вопрос 3: Какой нормативный акт обладает наивысшей юридической силой?
1. Постановление Правительства РФ.
2. Федеральный закон.
3. Конституция РФ.

Вопрос 4: От чего зависит юридическая сила нормативного правового акта?
1. От времени его издания.
2. От территориальной юрисдикции правотворческого органа.
3. От компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта.

Вопрос 5: Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом?
1. Указ Президента РФ.
2. Приказ о приеме на работу.
3. Положение о премировании работников конкретного предприятия.


Вопрос 6: В чем выражается обратная сила закона?
1. Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.
2. Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия. 
3. Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.

Вопрос 7 : Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к кодифицированным?
1. Конституция РФ.
2. Устав патрульно-постовой службы.
3. Правила дорожного движения.
4. Правильного ответа нет.

Вопрос 8: Назовите характерные свойства (признаки) юридической нормы.
1. Общеобязательная нормативность.
2. Формальная определенность.
3. Неперсонифицированность адресата.
4. Все перечисленные, плюс структурная организация.

Вопрос 9: Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?
1. Гипотеза.
2. Диспозиция.
3. Санкция. 

Вопрос 10: Какой элемент правовой нормы предусматривает условие применения юридической нормы?
1. Санкция.
2. Диспозиция.
3. Гипотеза.

Тема: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие»(1 ч.)Цель работы: Усвоить методику расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Методические указания:практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривых спроса и предложения, расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.

Коэффициент эластичности спроса:

Коэффициент эластичности предложения

Порядок выполнения работы:

Задание 1: В таблице №1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

Ситуация на рынке фасоли

Таблица 1

Цена одной банки,

ден.ед.

Объем спроса,

млн. банок в год

Объем предложения,

млн. банок в год

8

70

10

16

60

30

24

50

50

32

40

70

40

30

90

А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.

Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

Задание 2: Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:Выпуск продукции в базисном году составил 70 тыс.руб.,

Выпуск продукции в отчетном году составил 100 тыс.руб.,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 21 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 26 руб.

Задание 3Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:

Объем продаж в базисном году составил 160000 кг,

Объем продаж в отчетном году составил 200000кг,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 5,5 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 4 руб.

Тема: Важнейшие социальные общности и группы.(1 ч.)

Цель работы: Понимать особенности устройства и развития многонационального и многоконфессионального общества России. Видеть роль государства в этом процессии и понимать значение семью для него и современного общества.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Ответить на вопросы

1. Дайте определение социальной структуры общества. Какую роль в обществе играет социальная стабильность?

2. Что такое социальная группа? Какие виды групп выделяют в обществе?

3. Чем различаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»?

4. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?

5. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?

6. В чем различие социологического и юридического подходов к пониманию семьи?

7. Какие виды семьи существуют?

Тема: Роль средств массовой информации в политической жизни общества »(1 ч.)

Цель работы :Создать условия для осознания обучающимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»

Порядок работы:

Задание 1. Подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль СМИ в политической жизни».

Примерный план:

  1. СМИ как четвёртая власть в современной политической жизни (понятие СМИ).

  2. Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы,);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы – Интернет)

  1. Функции СМИ:

а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);

б) критики и контроля (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к ценностям и .нормам);

г) представительства общественных интересов, мнений и позиций;

д) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)

4. Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность; неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

5. СМИ в политической жизни.

Задание 2Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, определяющее виды СМИ, и одно предложение, раскрывающее информацию о функциях СМИ. (Примерный ответ: 1) смысл понятия: «СМИ – средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию». 2) предложения: – Основные виды СМИ: печатные, аудиовизуальные, электронные. – СМИ формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателей.)

Задание 3. Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль.

  2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.

  3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики.

  4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.

  5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

(ответ: 123)

Тема: Политика и власть. Характеристика избирательной кампании в РФ» (1 ч.)

Цель работы: Понимать роль государство в общественном взаимодействии и роль государственных институтов в жизни человека. Понимать механизм действия основных политических режимов и уметь воздействовать на его составные элементы. Знать особенности государственного развития России на современно этапе существования нашей страны.

Порядок работы:

Задание 1.Ответить на вопросы.

1. Что такое власть? Каковы ее особенности? Какие виды власти существуют?

2. Назовите и охарактеризуйте признаки государства.

3. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета существуют?

Задание 2. Подготовить сообщение на темы: Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.













Основные источники

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 528 с.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Практикум / А. Г. Важенин. 8-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 208 с.

  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Контрольные задания / А. Г. Важенин. 7-е изд., перераб.– М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 128 с.

Дополнительные источники

  1. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. – М.: 2016

  2. Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. – М.: 2016

  3. Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И. – М.: 2016

  4. Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: 2016

  5. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. – М.: 2016

  6. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480

  8. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  9. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

  10. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М.: 2015

  11. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М.: 2016

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

  2. Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, №23. - Ст. 2381.

  3. Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - №32. -Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 5. - Ст. 410; ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. - 2001, №49. - Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, № 52 (ч. I). - Ст. 5496

  4. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001 , № 44. - Ст. 4147

  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, №1 (ч. I). - Ст. 1

  6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, № 1 (ч. I). - Ст. 3

  7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 25. - Ст. 2954

  8. Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1992, № 15. - Ст. 766.

  9. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1991, № 18. - Ст. 566

  10. Закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.

  11. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1995, № 10. - Ст. 823

  12. Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1 «О Нотариате» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1993

  13. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. - 2002

  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012

  15. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. - 1999, № 14. - Ст. 1650.

  16. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002, № 2. - Ст. 133.

  17. Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. - 1995. - 4 мая.

  18. Федеральный закон от 4.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. - 1999, № 18. - Ст. 2222.

  19. Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. - 1996, 18 мая.

  20. Указ Президента РФ от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012, 9 мая.

Электронные ресурсы

  1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

  2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

  4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

  5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!