ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Методические указания для выполнения практической работы
по учебной дисциплине:
«Экологические основы природопользование»
По теме: «Использование и охрана земельных ресурсов»
для специальностей СПО
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
Разработчик:
Серикова Л.Х
преподаватель экологии
ОГБПОУ «ТомИнТех»
»
Томск, 2019 г.
Одобрена
цикловой комиссией
«Общеобразовательных дисциплин»
Протокол №5 от « 09 » января 2019г. | |
Председатель цикловой комиссии Серикова Л.Х подпись ФИО | |
| |
Составитель (автор): Серикова Л.Х., преподаватель химии ОГБПОУ ТОМИНТЕХ ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ |
| |
Содержание
1.Пояснительная записка 4
2.Задания практической работы 6
3.Глоссарий 10
4. Таблица №3 12
5. Список литературы 13
Пояснительная записка
Методические указания для выполнения практической работы предназначены для студентов технического профиля изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования» по теме: «Использование и охрана земельных ресурсов». Практическая работа выполняется в течение 2 академических часов. Данные методические указания использовать как на уроках в аудиторное время, так и на консультациях для самостоятельной отработки темы. Практическая работа является обучающей и предполагает работу с литературой, анализ материала, заполнение таблиц, выявление причинно-следственных связей. Дает возможность проверить преподавателем ранее изученный теоретический материал. В пособии содержится подробные инструкции по выполнению данной работы, дидактический материал и критерии оценки, что позволяет обучающимся самостоятельно оценить выполненную практическую работу.
Цель работы: Проанализировать совокупности факторов, губительных для почвы и ее плодородия.
Инструкция по выполнению:
1.Прочитайте внимательно задание.
2.Все задания выполняются письменно в тетради.
2.1.Запишите тему и цель практической работы
2.2. Значение слов со * (звездочкой) можно найти в глоссарии, их нужно выписать в тетрадь с определением.
2.3.При выполнения задания №5 вам понадобится учебник Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования» или можете воспользоваться альтернативными источниками, например Интернет-ресурсами.
3. Ответы должны быть четкими, полными.
Дидактические материалы
1.Глоссарий
2.Таблица №2 «Виды эрозии почв»
3.Таблица №3 «Типы почв»
4.Учебник Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования»
Критерии оценки:
Возле каждого задания стоит максимальное количество баллов, которое вы можете получить, выполнив его правильно. Сумма баллов за все задания дает общее количество баллов, из которых формируется оценка.
45-40 баллов оценка «5»
39-34 баллов оценка «4»
33-27 баллов оценка «3»
Менее 27 баллов оценка «2»
Задание №1 (максимально 10 б)
1.1 Охарактеризуйте роль в процессе почвообразования следующих факторов:
1) климат (температура, ветер, количество влаги);
2) рельеф;
3) обилие органических остатков;
4) разнообразие и количество живых организмов, обитающих в почве (эдафобионтов* );
5) время
1.2. Подумайте о том, как организмы влияют на состав и плодородие почв. Опишите ситуацию, при которой среди факторов почвообразования будут исключены организмы. Как это повлияет на плодородие почв?
Задание №2 (максимально 5 б)
В природе происходит закономерный круговорот химических элементов:
Почва – растения - животные – микроорганизмы – почва этот круговорот называют малым или биологическим (рис1).
Рис 1
2.1. Опишите его, более детально используя свои знания о продуцентах*, консументах*, редуцентах*.
2.2. Почему почву называют редуцентным звеном биосферы?
Задание №3 (максимально 5 б)
Весной и осенью часто пускают палы, поджигая сухую траву. Многие считают, что это ускорит рост молодых побегов, удобрит почву золой, уничтожит вредных насекомых. Как в действительности повлияет огонь на подстилку, гумус, влагозадержание, состояние наземных частей растений, полезных насекомых? Оцените вред и пользу от «мини-пожара».
Задание №4 (максимально 3 б)
Запишите и сравните понятия (что в них общего, чем различаются и как соотносятся): ЛИТОСФЕРА*, ЗЕМЛЯ*, ПОЧВА*.
Литосфера (от греческого lithos - камень, sphaira - шар) – важная составляющая часть биосферы. Это верхняя «твердая» (каменная) оболочка Земли, постепенно переходящая с глубиной в сферы с меньшей прочностью вещества. Она включает в себя земную кору и часть верхней мантии Земли (осадочных и магматических пород).
Почва – верхний слой суши, образующийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
Земля представляет собой природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвами, водами, недрами, растительным и животным миром.
Задание№5 (максимально 12 б)
С помощью учебника Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования» глава 5 стр.108 проанализируйте факторы губительные для почвы и ее плодородия. Заполнить таблицу (таб. 1), сделайте соответствующие выводы .
Табл.1
Факторы губительные для почвы и ее плодородия | Особенности и характеристика факторов | Результат |
Эрозия | | |
Выпас скота | | |
Вырубка леса | | |
Неправильное применение пестицидов | | |
Неправильное применение мелиорации | | |
Неправильное применение удобрений | | |
Задание №6(максимально 4б)
Какие из почв (табл.2) наиболее распространены в Томской области? В чем их особенность?
Задание №7 (максимально 6б)
Проанализируйте схему, отображающую виды эрозии почв. Напишите, какие причины их вызывают, и к каким последствиям приводят.
Табл.2
Плоскостная
Виды эрозии почв
Бороздчатая (струйчатая)
Овражная
Селевые потоки
Повседневная
Пыльные бури
Водная эрозия
Ветровая эрозия (дефляция)
ГЛОССАРИЙ
Абиотическая среда (от греч. а – отрицательная частица и biotikos – жизненный, живой) – совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов.
Ареал (лат. Аrea – площадь, пространство) – часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон: вид, род, семейство.
Биогеоценоз – эволюционно сложившаяся, относительно пространственно ограниченная, природная система функционально взаимосвязанных живых организмов и окружающей их абиотической среды, характеризующаяся определённым энергетическим состоянием, типом и скоростью обмена веществом и информацией. Б. – элементарная экосистема и геосистема.
Биотическая среда – совокупность живых организмов, оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы
Деградация (фр. Degradation – ступень) – постепенное ухудшение, утрата исходных качеств.
Дефляция – выдувание и обтачивание горных пород минеральными частицами, приносимыми ветром, перенос продуктов выветривания.
Загрязнение антропогенное – загрязнение, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей.
Загрязнение биологическое - привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов. Случайное или происходящее как следствие деятельности человека проникновение в экосистемы или технические устройства видов животных (бактерий) и/или растений, обычно там отсутствующих.
Загрязнение физическое – Загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств.
Загрязнение химическое – Загрязнение окружающей среды, формирующееся в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени.
Загрязнение механическое - Засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий (например мусор).
Засоление почв – повышение содержания в почве легкорастворимых солей (карбонта натрия, хлоридов и сульфатов), обусловленное засоленностью почвообразующих пород, привносом солей грунтовыми и поверхностными водами, но чаще вызванное нерациональным орошением. Почвы считают засоленными при содержании более 0,25 % солей в плотном остатке (для безгипсовых почв).
Консументы – (лат. consumo– потребляю) – организм, питающийся органическим веществом (все животные, часть микроорганизмов, паразитические и насекомоядные растения). Все консументы – гетеротрофы.
Продуценты – (от лат.producentis- производящий, создающий) автотрофы и хемотрофы, производящие органическое вещество из неорганических соединений. Основные продуценты в водных и наземных экосистемах – зеленые растения.
Редуценты( от лат. Redycentis – возвращающий ) – организмы (бактерии и грибы), питающиеся мертвым органическим веществом и подвергающие его минерализации, то есть разрушению до неорганических соединений, которые затем используются продуцентами.
Рекультивация – искусственное восстановления плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т. п.).
Эдафобионты – это организмы заселяющие почву.
Табл.3
Литература:
1.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования .-М.: Академия, 2014( Допущено МО РФ)
2. https://bigenc.ru/geography/text/4196582
3.https://studfile.net/preview/1003994/