СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для выполнения практической работы. По теме: «Использование и охрана земельных ресурсов»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для выполнения практической работы предназначены для студентов технического профиля изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования» по теме: «Использование и охрана земельных ресурсов». Практическая работа выполняется в течение  2 академических часов. Данные методические указания использовать как на уроках в аудиторное время, так и на консультациях для самостоятельной отработки темы. Практическая работа является обучающей и предполагает работу с литературой, анализ материала, заполнение таблиц, выявление причинно-следственных связей.  Дает возможность проверить преподавателем ранее изученный теоретический материал. В пособии содержится подробные инструкции по выполнению данной работы, дидактический материал и критерии оценки, что позволяет обучающимся самостоятельно оценить выполненную практическую работу.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для выполнения практической работы. По теме: «Использование и охрана земельных ресурсов»»

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ








Методические указания для выполнения практической работы

по учебной дисциплине:

«Экологические основы природопользование»

По теме: «Использование и охрана земельных ресурсов»


для специальностей СПО


13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»



Разработчик:

Серикова Л.Х

преподаватель экологии

ОГБПОУ «ТомИнТех»

»



Томск, 2019 г.


Одобрена

цикловой комиссией

«Общеобразовательных дисциплин»




Протокол №5

от « 09 » января 2019г.


Председатель цикловой комиссии


Серикова Л.Х

подпись ФИО




Составитель (автор): Серикова Л.Х., преподаватель химии ОГБПОУ ТОМИНТЕХ ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ






















Содержание

1.Пояснительная записка 4

2.Задания практической работы 6

3.Глоссарий 10

4. Таблица №3 12

5. Список литературы 13



Пояснительная записка

Методические указания для выполнения практической работы предназначены для студентов технического профиля изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования» по теме: «Использование и охрана земельных ресурсов». Практическая работа выполняется в течение 2 академических часов. Данные методические указания использовать как на уроках в аудиторное время, так и на консультациях для самостоятельной отработки темы. Практическая работа является обучающей и предполагает работу с литературой, анализ материала, заполнение таблиц, выявление причинно-следственных связей. Дает возможность проверить преподавателем ранее изученный теоретический материал. В пособии содержится подробные инструкции по выполнению данной работы, дидактический материал и критерии оценки, что позволяет обучающимся самостоятельно оценить выполненную практическую работу.

Цель работы: Проанализировать совокупности факторов, губительных для почвы и ее плодородия.

Инструкция по выполнению:

1.Прочитайте внимательно задание.

2.Все задания выполняются письменно в тетради.

2.1.Запишите тему и цель практической работы

2.2. Значение слов со * (звездочкой) можно найти в глоссарии, их нужно выписать в тетрадь с определением.

2.3.При выполнения задания №5 вам понадобится учебник Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования» или можете воспользоваться альтернативными источниками, например Интернет-ресурсами.

3. Ответы должны быть четкими, полными.





Дидактические материалы

1.Глоссарий

2.Таблица №2 «Виды эрозии почв»

3.Таблица №3 «Типы почв»

4.Учебник Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования»


Критерии оценки:

Возле каждого задания стоит максимальное количество баллов, которое вы можете получить, выполнив его правильно. Сумма баллов за все задания дает общее количество баллов, из которых формируется оценка.

45-40 баллов оценка «5»

39-34 баллов оценка «4»

33-27 баллов оценка «3»

Менее 27 баллов оценка «2»



Задание №1 (максимально 10 б)

1.1 Охарактеризуйте роль в процессе почвообразования следующих факторов:

1) климат (температура, ветер, количество влаги);

2) рельеф;

3) обилие органических остатков;

4) разнообразие и количество живых организмов, обитающих в почве (эдафобионтов* );

5) время

1.2. Подумайте о том, как организмы влияют на состав и плодородие почв. Опишите ситуацию, при которой среди факторов почвообразования будут исключены организмы. Как это повлияет на плодородие почв?


Задание №2 (максимально 5 б)

В природе происходит закономерный круговорот химических элементов:

Почва – растения - животные – микроорганизмы – почва этот круговорот называют малым или биологическим (рис1).

Рис 1

2.1. Опишите его, более детально используя свои знания о продуцентах*, консументах*, редуцентах*.

2.2. Почему почву называют редуцентным звеном биосферы?


Задание №3 (максимально 5 б)

Весной и осенью часто пускают палы, поджигая сухую траву. Многие считают, что это ускорит рост молодых побегов, удобрит почву золой, уничтожит вредных насекомых. Как в действительности повлияет огонь на подстилку, гумус, влагозадержание, состояние наземных частей растений, полезных насекомых? Оцените вред и пользу от «мини-пожара».


Задание №4 (максимально 3 б)

Запишите и сравните понятия (что в них общего, чем различаются и как соотносятся): ЛИТОСФЕРА*, ЗЕМЛЯ*, ПОЧВА*.

Литосфера (от греческого lithos - камень, sphaira - шар) – важная составляющая часть биосферы. Это верхняя «твердая» (каменная) оболочка Земли, постепенно переходящая с глубиной в сферы с меньшей прочностью вещества. Она включает в себя земную кору и часть верхней мантии Земли (осадочных и магматических пород).

Почва – верхний слой суши, образующийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.

Земля представляет собой природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвами, водами, недрами, растительным и животным миром.



Задание№5 (максимально 12 б)

С помощью учебника Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования» глава 5 стр.108 проанализируйте факторы губительные для почвы и ее плодородия. Заполнить таблицу (таб. 1), сделайте соответствующие выводы .

Табл.1

Факторы губительные для почвы и ее плодородия

Особенности и характеристика факторов

Результат


Эрозия




Выпас скота




Вырубка леса



Неправильное применение пестицидов



Неправильное применение мелиорации



Неправильное применение удобрений









Задание №6(максимально 4б)

Какие из почв (табл.2) наиболее распространены в Томской области? В чем их особенность?







Задание №7 (максимально 6б)

Проанализируйте схему, отображающую виды эрозии почв. Напишите, какие причины их вызывают, и к каким последствиям приводят.

Табл.2

Плоскостная



Виды эрозии почв



Бороздчатая (струйчатая)



Овражная



Селевые потоки





Повседневная



Пыльные бури



Водная эрозия

Ветровая эрозия (дефляция)




















ГЛОССАРИЙ

Абиотическая среда (от греч. а – отрицательная частица и biotikos – жизненный, живой) – совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов.

Ареал (лат. Аrea – площадь, пространство) – часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон: вид, род, семейство.

Биогеоценоз – эволюционно сложившаяся, относительно пространственно ограниченная, природная система функционально взаимосвязанных живых организмов и окружающей их абиотической среды, характеризующаяся определённым энергетическим состоянием, типом и скоростью обмена веществом и информацией. Б. – элементарная экосистема и геосистема.

Биотическая среда – совокупность живых организмов, оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы

Деградация (фр. Degradation – ступень) – постепенное ухудшение, утрата исходных качеств.

Дефляция – выдувание и обтачивание горных пород минеральными частицами, приносимыми ветром, перенос продуктов выветривания.

Загрязнение антропогенное – загрязнение, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей.

Загрязнение биологическое - привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов. Случайное или происходящее как следствие деятельности человека проникновение в экосистемы или технические устройства видов животных (бактерий) и/или растений, обычно там отсутствующих.

Загрязнение физическое – Загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств.

Загрязнение химическое – Загрязнение окружающей среды, формирующееся в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени.

Загрязнение механическое - Засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий (например мусор).

Засоление почв – повышение содержания в почве легкорастворимых солей (карбонта натрия, хлоридов и сульфатов), обусловленное засоленностью почвообразующих пород, привносом солей грунтовыми и поверхностными водами, но чаще вызванное нерациональным орошением. Почвы считают засоленными при содержании более 0,25 % солей в плотном остатке (для безгипсовых почв).

Консументы – (лат. consumo– потребляю) – организм, питающийся органическим веществом (все животные, часть микроорганизмов, паразитические и насекомоядные растения). Все консументы – гетеротрофы.

Продуценты – (от лат.producentis- производящий, создающий) автотрофы и хемотрофы, производящие органическое вещество из неорганических соединений. Основные продуценты в водных и наземных экосистемах – зеленые растения.

Редуценты( от лат. Redycentis – возвращающий ) – организмы (бактерии и грибы), питающиеся мертвым органическим веществом и подвергающие его минерализации, то есть разрушению до неорганических соединений, которые затем используются продуцентами.

Рекультивация – искусственное восстановления плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т. п.).

Эдафобионты – это организмы заселяющие почву.


Табл.3























Литература:

1.Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования .-М.: Академия, 2014( Допущено МО РФ)


2. https://bigenc.ru/geography/text/4196582

3.https://studfile.net/preview/1003994/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!