СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания LibreOffice Draw

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрены основные принципы работы в программе LibreOffice Draw.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания LibreOffice Draw»











ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ


БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИИ


Методические указания

к выполнению лабораторной работы














Брянск 2018

ЦЕЛЬ РАБОТЫ



Научиться строить схемы с использованием библиотек элементов для оформления документов. Научиться создавать презентации для проведения докладов.

Продолжительность лабораторной работы – 2ч

  1. ПРОГРАММА LIBREOFFICE IMPRESS. ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ
    1. Создание схем в LibreOffice Draw



LibreOffice Draw является универсальным векторным редактором для автоматизации создания схем.

Загрузите программу. В верхней части окна расположены по умолчанию панели Стандартная, Линии и заливка, снизу – панель Рисование. В рабочей области находятся Навигатор (F5),Панель страниц, содержащая миниатюрные изображения страниц документа, область редактирования текущего листа, снизу которой находятся вкладки переключения слоёв и список стилей (F11) текста, линий, заливок.

Сначала задайте для последующих фигур толщину линии контура 0,10 см на панели Линии и заливка. Из группы фигур Схемы панели Рисование поместите в документ элементы блок-схемы программы

Положение и размер задайте для основных фигур размер 21,5 см, для окружности – 1 1 см, для фигур начала и конца программы – 2 1 см. Выровняйте фигуры, расположенные друг под другом, выделив их в группу мышью, контекстной командой Выравнивание/По центру. С помощью инструментов Соединительная линия со стрелкой на конце(из горизонтальных и вертикальных линий) и Прямая соединительная линия со стрелкой на конце соедините фигуры. С помощью инструмента Текстовые(F2) панели Рисование поместите текст в схему, выровняйте текстовые блоки относительно фигур с помощью контекстных команд Выравнивание. Сохраните документ как «Блок-схема.odg»

  1. СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Документы, используемые в качестве последовательности плакатов, называются презентациями, лист презентации называется слайдом (кадром). Презентации являются наглядными пособиями, пояснительными материалами к докладу или лекции. Обычно презентации содержат тезисы, рисунки, таблицы, схемы, диаграммы, но не содержат текст доклада. Следует учитывать, что таблицы с численными значениями воспринимаются хуже диаграмм при сравнении динамических значений. Для удобного восприятия текста с листа и плаката применяются различные шрифты. Так, для чтения с листа используются шрифты с засечками (Times New Roman, Cambria, Academia), для хорошего восприятия текста на плакатах и баннерах используют шрифты без засечек с постоянной толщиной линии (Arial, Helvetica, Calibri).

Для подготовки доклада можно распечатать несколько слайдов на листе в виде тезисов. Презентация по умолчанию сохраняется в формате программы, но также существует возможность сохранения публикации и в других форматах.

При запуске Impress отображается окно с меню и панелями инструментов, панель слайдов, панель задач, рабочее окно с шаблоном первого слайда. Рабочее окно содержит вкладки. По умолчанию для проектирования слайда используется вкладка Режим рисования. Вкладка Режим структуры последовательно отображает текст всех слайдов в виде нумерованного списка, объекты (изображения, таблицы, картинки и т.п.) не отображаются.

Вкладка Примечания содержит уменьшенный вид слайда (без возможности изменения) и поле ввода текста примечания. Примечания могут использоваться для подготовки к докладу или для понимания содержания отсутствующими на докладе людьми. Режим тезисов позволяет выбрать макет миниатюр для размещения нескольких слайдов на листе. Также может использоваться для подготовки к докладу. Вкладка Сортировщик слайдов позволяет менять последовательность слайдов в презентации, изменить последовательность слайдов также можно в панели Слайды, но на вкладке одновременно отображается большее количество слайдов.

Панель Задачи (переключение отображения командой Вид/ Панель задач), расположенная по умолчанию справа от области дизайна слайда, содержит вертикальные вкладки Фоны страниц, Макеты, Дизайн таблицы, Эффекты, Смена слайда. Фоны страниц содержат перечень шаблонов, которые содержат настройки фона слайда и стилей текста. Откройте в обозревателе интернета сайт университета110 и сохраните с помощью команды контекстного меню изображение логотипа в корневую папку виртуального диска F:\ под именем KhPI.png (или другого типа, в зависимости от формата изображения). Позднее, для создания персонального шаблона, вы можете использовать любое изображение. В Impress, в разделе Используемые в данной презентации вкладки Фоны страниц панели Задачи вызовите из контекстного меню команду Редактировать Мастера.

Окно режим рисования переключится в режим редактирования шаблона, появится панель Режим фона, на которой нажмите кнопку Новый мастер, а затем кнопку Переименовать мастер и введите наименование «ХПИ». Выделите рамку заголовка и увеличьте отступ слева на2–3см, также уменьшите размер слева области структуры, расположенной ниже. В панели Рисование (отображается командой Вид/ Панели инструментов/ Рисование) снизу выберите инструмент Прямоугольник и нарисуйте прямоугольник вдоль левой границы слайда. В контекстном меню созданного прямоугольника выберите команды Расположение/ На задний план; Линия – вкладка Линии, Стиль– Невидимая; Область – вкладка Область, Заливка– Цвет/ Синий 9; Положение и размер – вкладка Положение и размер,

Положение –Позиции X и Y по 0 см относительно левой верхней базовой точки, Размер –Ширина: 2 см, Высота: 21 см относительно верхней левой базовой точки, Защита: Положение.

Командой Вставка/ Изображение/Из файла вставьте сохранённое ранее изображение F:\KhPI.png. Если изображение кроме собственно логотипа содержит также текст, то его необходимо обрезать. Вызовите контекстную команду рисунка Кадрировать изображение. Например, исходное изображение имеет размер 24,873,17 см, круглый логотип находится в правой части изображения (для других размеров и соотношений самостоятельно высчитайте размеры, для проверки обрезки используйте область предварительного просмотра окна команды), в блоке

Кадрировать /Сохранить масштаб задайте отступ Слева0,17 см

(удаление пустого места перед логотипом) и Справа 21,50 см (удаление надписи), установите Масштаб по ширине и высоте 100%. Поместите вырезанный логотип в верхний левый угол окна так, чтобы вертикальная граница фоновой полосы проходила по центру изображения. Контекстной командой Положение и размер защитите положение изображения от изменения.

На панели Режим фона нажмите кнопку Закрыть режим фона.

На панели Задачи откройте вкладку Макеты. По умолчанию Impress создаёт первый слайд макета Заголовок, слайд, а следующие слайды из макета Заголовок, текст.

Первый титульный слайд содержит две области. Нажмите на надпись «Для добавления заголовка щелкните мышью» и введите заголовок. Здесь и далее для заполнения используются синтетические данные, предназначенные для демонстрации возможностей редактора и не отражающие реальности. Нажмите на подзаголовок слайда, введите свою фамилию и инициалы (или список студентов, выполняющих лабораторную работу за компьютером через запятую), ниже в строке введите «БИТМ».

Вставьте новый слайд после текущего командой Вставка/Слайд. По умолчанию вставляется слайд макета Заголовок, текст. Шаблон содержит две рамки – заголовка и текста. Для созданного слайда командой Вставка/ Номер страницы откройте окно Колонтитулы, на вкладке Слайд уберите все галочки, установите галочки Номер слайда и Не отображать на первом слайде, нажмите кнопку Применить ко всем.

В окне Стили (F11) на вкладке Стили презентации (вкладки переключаются кнопками в заголовке окна панели) выполните команду

Изменить для стиля Объекты фона, на вкладке Шрифт в списке

Гарнитура задайте шрифт Arial, закройте окно кнопкой OK. На вкладке Фоны страниц панели Задачи для текущего шаблона выполните команду контекстного меню Редактирование Мастера, в правом нижнем блоке

Область номера слайда выделите поле , в панели Форматирование текста или в контекстном меню Кегль задайте размер шрифта 18 пт. В случае требования поместить номер слайда по центру, поменяйте блоки Область номера слайда и Область нижнего колонтитула местами, строке поля задайте выравнивание по центру (Ctrl+E), закройте редактирование мастер-слайда кнопкой Закрыть режим фона панели Режим фона. Номер слайда используется при обсуждении доклада для ссылок на нужные слайды. В списке слайдов слева выберите второй слайд и в контекстном меню выполните команду Новый слайд. Контекстная команда Дублировать слайд создаёт новый слайд и помещает на него копию содержимого текущего. Повторите команду Новый слайд пять раз. Сочетание клавиш операции повторения последнего действия можно назначит на вкладке Клавиатура окна Сервис/ Настройка (например, сочетание Ctrl+Shift+Y).

Область текста слайда кроме шаблона маркированного текста содержит кнопку-пиктограмму вставки таблицы, диаграммы, графического объекта или видео. При вводе текста кнопки-пиктограммы автоматически удаляются, но объекты по прежнему можно добавить командами меню Вставка. Текст и таблица имеют рамку, позволяющую сдвигать их границы. Количество и расположение блоков задаётся шаблонами вкладки Макеты панели Задачи. Слайд может иметь локальные примечания, добавляемые командой Вставка/ Примечания (Ctrl+Alt+C). Локальные примечания могут использоваться для пояснений при коллективном редактировании презентаций, они сворачиваются в цветные прямоугольники с номером у верхней границы слайда. Кроме текста пользователя локальные примечания содержат дату и время изменения. Вставьте примечание на второй слайд и введите в

него текст «Пояснения к изменению», сверните примечание, щёлкнув мышью вне поля примечания.

На слайде 2 введите заголовок План работы, в области текста введите маркированные абзацы: Построение схемы; Сбор данных о потоках; Основные зависимости; Диаграмма; Результаты. На слайде 3 введите заголовок Схема процесса, в обозревателе интернета, в поиске изображений Google найдите схему атмосферно-вакуумной перегонки нефти, сохраните её на диск F: и ставьте в слайд. Также можно скопировать URL рисунка контекстной командой обозревателя интернета и вместо указания локального файла задать интернет адрес (удобно для использования публичных сетевых альбомов изображений). Обычно поиск производится по растровым изображениям и довольно часто возникает необходимость перерисовки схемы в векторных редакторах (Microsoft Visio, LibreOffice Draw, Inkscape), а затем через буфер обмена растровый объект вставляется в слайд.

Для описания схемы выберите макет расположения блоков Заголовок, текст над текстом на вкладке Макеты напели Задачи, в нижний текстовый блок введите перечень аппаратов, отключив маркирование абзацев (поместите курсор в начало абзаца и нажмите кнопку Backspace (Забой), повторное нажатие опять включит маркер). Описание аппаратов возьмите со страницы рисунка в интернете. При необходимости создания нумерованного списка, тип маркировки переключите контекстной командой Маркеры и нумерация. Переместите текстовый блок ниже, если осталось свободное место, а изображение увеличьте до заполнения свободного места.

Если при вставке изображения выделен текстовый блок, то загружаемое изображение назначается фоном текстового блока и масштабируется к размеру блока. Для вставки автономного изображения выделение текстового блока необходимо отключить, щёлкнув мышью вне текстовых блоков.

Impress позволяет создавать в слайдах простые блок-схемы(рассматривалось в разделе Writer) используя инструменты Схемы и Соединительная линия панели рисование.

На слайде 4 введите заголовок Данные о потоках, в центре рамки основного текста нажмите пиктограмму Вставить таблицу, в открывшемся диалоге укажите Количество столбцов5, Количество строк5,

заполните таблицу следующими данными:

Поток

Начхол

Конхол

Начгор

Конгор

Хол1

8

27

70

50

Хол2

27

40

50

30

Гор1

40

45

30

25

Гор2

45

50

25

15

Для помещения части текста в индекс выделите символы и нажмите

Ctrl+Shift+B.

На слайде 5 введите заголовок Основные зависимости, введите текст кеглем 24 и формулы (для формул также задайте базовый размер 24 в редакторе Math командой Формат/Кегли):

Потоковая теплоёмкость:

 

 

 

Энергетический баланс:

(все холодные

все горячие)

Реальное потребление:

Так как формулы представляют собой отдельные блоки, передвиньте их мышью к строкам текста, в случае необходимости вставьте пустые строки и отключите маркеры клавишей Backspace.

На слайде 6 введите заголовок Диаграмма. В области текста нажмите на кнопку-пиктограмму Вставить диаграмму (окно переключается в режим редактирования диаграммы), выполните контекстную команду диаграммы Тип диаграммы, в окне выберите тип Диаграмма XY/Только линии, контекстной командой Таблица данных диаграммы откройте окно, в котором выберите третий столбец, удалите его кнопкой Удалить ряд , первым должен быть столбец с синей меткой, а вторым – с красной (в случае необходимости выделите первый столбец значений Y и кнопкой переместите ряд вправо). В заголовок первого столбца введите «Хол», второго – «Гор». Введите данные из таблицы, представленной ниже. Первый столбец таблицы хранит нумерацией строк, поэтому вводить его в Impress не нужно. В случае отсутствия постоянного шага (нумерации строк), для явного задания значений X необходимо использовать Calc как рассматривалось ранее, а затем вставить диаграмму через буфер обмена.



H

Хол

Гор

1

 

15

2

8

25

3

27

30

4

40

50

5

45

70

6

50

 

Закройте окно таблицы данных, а затем окно изменения диаграммы, нажав мышью на поле вне диаграммы (двойной щелчок мышью по диаграмме включает режим редактирования диаграммы снова).

На слайде 7 введите заголовок Результаты, в области основного текста введите маркированные абзацы: Экономия холодного теплоносителя 250 т/год; Экономия горячего теплоносителя 375 т/год; Срок окупаемости 15 месяцев.

На вкладке Смена слайда панели Задачи выберите переход

Появление справа, скорость– высокая, нажмите кнопку Применить ко всем слайдам.

Сохраните презентацию с именем «Энергосбережение.odp» на виртуальный диск. Запустите показ презентации командой Вид /Демонстрация (F5 или Ctrl+F2), ниже представлены клавиши управления показом:

Переход к следующему слайду или эффекту анимации: Левая кнопка мыши, пробел, стрелка вправо или стрелка вниз, N, ввод или Page Down.

Переход к предыдущему слайду: P, Backspace, Page Up, стрелка влево или стрелка вверх.

Переход к первому слайду: Home.

Переход к последнему слайду: End.

Переход к указанному слайду: ввести номер слайда и нажать ввод.

Завершение показа: Esc, минус.

Команда контекстного меню Указатель мыши в виде карандаша позволяет во время презентации рисовать по слайду (толщина карандаша по умолчанию обычная, цвет: красный). В режиме карандаша нажатие левой кнопки мыши без перемещения также выполняет переход к следующему слайду. Командами контекстного меню можно изменить

толщину и цвет карандаша, а также стереть всё нарисованное на слайде. Контекстными командами Монитор можно временно скрывать отображение слайда. Опробуйте работу режима Карандаш при демонстрации презентации. Сотрите внесённые изменения. Завершите демонстрацию клавишей Esc.

Для подготовки доклада слайды могут быть распечатаны. Вызовите команду Файл/Печать (Ctrl+P), увеличьте диалоговое окно для увеличения области просмотра, если это возможно, на вкладке Общие в списке Документ выберите по очереди Тезисы и Примечания, рассмотрите результат в окне просмотра, нажмите кнопку Отменить для закрытия окна.



Задания для самостоятельной работы:

Создайте презентацию объемом от 6 слайдов на любую интересующую Вас тему.  Настройте презентацию на автоматическое воспроизведение слайдов с интервалом в 1 минуту, с использованием анимации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!