СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся Тема: « Ведущие капиталистические страны» Предмет: «История» Специальность «Сестринское дело»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся Раздел 14. Мир во второй половине XX – начале XXІ вв Тема: « Ведущие капиталистические страны» Предмет: «История»  Специальность «Сестринское дело»

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся Тема: « Ведущие капиталистические страны» Предмет: «История» Специальность «Сестринское дело»»


Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж» Рыльский филиал





Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Зам. председатель ЦМК _________ Литвинова О.А.

(подпись, Ф.И.О.)







Методические указания

по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Раздел 14.

Мир во второй половине XX – начале XXІ вв

Тема: « Ведущие капиталистические страны»

Предмет: «История»

Специальность «Сестринское дело»













2021 г.



1. Тема самоподготовки :

Ведущие капиталистические страны

2. Цели самоподготовки.

В результате самоподготовки студент должен

знать: определения понятий - интеграция, государство всеобщего благоденствия (благосостояния), пацифизм, феминизм, «зеленые»,

сущность наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причины и последствия этих изменений (на примере отдельных стран).


уметь: делать обзор политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века.

Высказывать суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия.

Раскрывать предпосылки, достижения и проблемы европейской

интеграции

3. Для достижения целей самоподготовки необходимо использовать имеющиеся знания (умения):

Изученные темы

Имеющиеся знания

Вторая мировая война.

Обществознание.

Миропорядок Ялты и Потсдама.

Массовые движения, политические партии, мировая экономика.


4. План самоподготовки:

Вопросы и задания

Источники информации

Прочитайте параграф 96 учебника и текст, данный в рекомендациях.

Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История: учебник для СПО. – М.: Академия, 2017

Составьте письменно глоссарий (определения понятий: интеграция, государство всеобщего благоденствия (благосостояния), пацифизм, феминизм, «зеленые».

Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История: учебник для СПО. – М.: Академия, 2017 Словарь терминов по истории . – Текст: электронный // Историк: информационный портал. - URL: https://istorikonline.ru/istoriya/slovar-terminov-po-istorii.html

3.Составьте таблицу «Лидеры ведущих капиталистических стран» о лидерах, указанных в параграфе 96 учебника Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История: учебник для СПО. – М.: Академия, 2017.

ФИО лидера

Страна. Годы правления.

Политика (кратко из учебника)





Дополнительный материал

Массовые движения: экологическое, феминистское, антивоенное.

После Второй мировой войны во многих странах мира, и прежде всего в развитых капиталистических странах, наряду со старыми массовыми движениями, сложивши­мися в последнее столетие (социалистические, профсоюз­ные, пацифистские, за эмансипацию женщин, за социаль­ные и демократические реформы), появились новые массовые движения. Среди них — антивоенное, антими­литаристское, антиядерное, экологическое, женское, сту­денческое, молодежное, религиозное, альтернативное дви­жения и др. Они были порождены новыми факторами, с одной стороны, как выражение социального протеста против разрушения социальной и природной среды в связи с бурным ростом городов, темпами индустриализации, уг­розой атомной войны, дискриминацией и нарушениями прав человека, с другой стороны, как попытки улучшить жизненные условия для реализации личностных потребно­стей, поиски альтернативных путей общественного бытия.

Таким образом, новые движения вызваны к жизни про­блемами функционирования гражданского общества. Их фактический лозунг — «общество против государства». Новые движения популярны и потому, что старые сдали свои позиции. После войны рабочее движение, в котором доминировали коммунисты, социал-демократы, профсою­зы, потеряло свой динамизм. Влияние коммунистических партий ослабевало, социал-демократические партии утра­чивали свое первоначальное «рабочее лицо» и станови­лись «партиями народа», а профсоюзы через «соучастие» интегрировались в систему смешанной рыночной эконо­мики. Новые социальные движения отвергают классовую направленность своей деятельности. В рядах новых дви­жений состоят, как правило, образованные и состоятель­ные люди из разных слоев общества. Они преобладают среди участников антивоенных, экологических, женских движений, а также в движениях за гражданские права, гражданские инициативы и т. д.

3.1.Движение сторонников мира. Пацифизм и антимили­таризм. Антивоенное движение в Европе имеет давние традиции. Конгрессы II Интернационала в начале XX в. принимали гневные резолюции протеста против милита­ризма и подготовки войны. После Первой мировой войны в ряде европейских стран активно заявило о себе пацифи­стское движение. Новая фаза антивоенного и антимилита­ристского движения началась после разгрома фашизма, но уже в условиях идейного и политического противобор­ства двух сверхдержав — СССР и США. Проблемы войны и мира в условиях «холодной войны» и появления атомно­го оружия, ставшего угрозой самоуничтожения цивилиза­ции, заявили о себе совершенно по-новому. Хотя во второй половине XX в. удалось избежать мировой войны, но эти десятилетия мир жил в условиях гонки вооружений.

Антивоенное и антимилитаристское движения носили международный характер, но в каждой стране были свои особенности. В первые послевоенные годы актуальной была пробле­ма перевооружения Германии. Берлинская конференция приняла решение о разоружении и демилитаризации Гер­мании. Однако создание ФРГ и присоединение Западной Германии к блоку НАТО сделали возможным возрожде­ние бундесвера. В ФРГ антивоенное движение началось уже в 1950 г. Молодые немцы организовали движение протеста против воссоздания армии, которое получило на­звание «Без нас». С принятием ФРГ в НАТО в 1955 г. на­чался новый этап движения с требованием исключить из военной доктрины НАТО атомное оружие. В движении «Против атомной смерти» в 1957 г. участвовало 150 тысяч человек. В начале 60-х гг. прошли «Пасхальные марши» против атомного оружия и за разоружение. Новый подъем антивоенного движения пришелся на начало 80-х гг. в ус­ловиях размещения в Европе стратегических ракет мень­шей и средней дальности. В конце 80-х гг. в ФРГ вновь прошли массовые демонстрации в поддержку политики сокращения стратегических, наступательных и обычных вооружений.

Во Франции антивоенное и антимилитаристское дви­жения проявили себя слабее. Пацифистское движение в 50—60-е гг. было монополизировано компартией и пото­му не смогло превратиться в массовое движение. Следует также иметь в виду, что французский народ, пережив два германских нашествия, считает необходимым националь­ную оборону и обладание атомным оружием.

В Великобритании иное отношение к вопросам гонки вооружений. В обществе отсутствует единство в отноше­нии ядерного вооружения страны. Лейбористская партия многие годы настаивала на запрещении атомного оружия и требовала удаления американского ядерного оружия с территории Великобритании. В стране проходили массо­вые марши к военным базам.

В США антивоенное и антимилитаристское движения были связаны с двумя крупными военными конфликтами современности — с корейской войной и войной США во Вьетнаме. Участие США в этих войнах породило мощное движение протеста. Эти две войны были причиной глубо­ких политических кризисов в США.

3.2.Альтернативные, экологические движения. Партии «зе­леных». Первая экологическая партия возникла в 1973 г. в ФРГ. Затем партии «зеленых» образовались в других ев­ропейских странах. Эти партии отмежевываются от тра­диционной партийной системы. «Зеленые» ФРГ заявили: «Мы не левые и не правые, мы — зеленые». В ряде стран на выборах «зеленые» получают до 10% голосов избирате­лей. Среди международных негосударственных организа­ций и движений значительное влияние приобрела органи­зация «Гринпис», представляющая собой международный координационный центр с отделениями в разных странах. Практическая деятельность «Гринпис» выражается в ак­тивном протесте против ядерных испытаний, загрязнения окружающей среды.

Движение «зеленых» включает также другие движе­ния, которые по своим задачам и целям близки к группам экологистов. Среди них — практика гражданских ини­циатив, которые в основном направлены против строи­тельства АЭС, на защиту своего города или поселка от по­явления предприятий, угрожающих окружающей среде, против захоронения и выброса токсических отходов.

Вместе с тем альтернативные и экологические движе­ния выходят за рамки социального протеста и выдвигают проекты альтернативной экономики, так называемую «экосистему», сбалансированное развитие общества при сохранении окружающей среды, избрав в качестве исход­ного принципа отказ от рыночной экономики и создание Могут ли новой социально-экономической системы. При этом воз­никает новый тип общественной организации, основанной на самоуправлении масс, — организационные комитеты, советы, группы, занимающиеся повседневной жизнью людей. Эта в основе утопическая конструкция тем не ме­нее находила место в жизни в создании небольших мас­терских, очагов службы быта и магазинов.

Другой сферой альтернативной деятельности новых социальных движений явилось образование жилищных сообществ и сельскохозяйственных коммун. В городах они ведут борьбу за качество жизни, выступают против разобщенности людей, порожденной урбанизацией, за со­хранение памятников культуры. Однако наиболее зна­чимыми явились акции в социальной сфере. Например, в ФРГ активисты движения помощи нуждающимся про­вели инициативы: «Акция — ребенок в больнице», «Ини­циатива для стариков и слепых», «Социальная терапия» и др. Участники этих движений не ограничиваются благотворительностью, они стараются обратить внимание на неблагополучное положение значительных слоев обще­ства. В некоторых странах возникли «группы взаимопо­мощи», «группы самопомощи», «партии пенсионеров». Пенсии, как правило, не соотнесены со средней зара­ботной платой и средним прожиточным минимумом. Так, в Шотландии Ассоциация пенсионеров насчитывала после войны 250 тыс. членов. Члены организации протестуют против отделения пенсионеров от общества как их дис­криминацией, так и созданием домов для престарелых.

3.3.Феминизм. В послевоенные годы женщины осваивают не только традиционные сферы производства и услуг, но и прежде «закрытые» сферы общественной деятельности, в том числе политику. Женщины составляют до 40% наемной рабочей силы в самодеятельном населении. До­ступность образования, уменьшение размеров семьи, со­кращение домашнего труда, более либеральное законо­дательство, касающееся контроля над рождаемостью, разводов и пр., стимулировали движение за равноправие женщин и их освобождение от дискриминации по призна­ку пола.

Феминистское движение многообразно. Защита семьи, материнства, обеспечение детей и многодетных семей так­же представляют собой сферы женского движения. В раз­личных странах вопросы о принятии законов о разводе (особенно в странах с сильным влиянием католической церкви), а также о легализации абортов становились пред­метом острой политической борьбы. В целом ряде стран были приняты законы в отношении семьи, детей, мате­ринства, оказания медицинской помощи и стимулирова­ния рождаемости.



5.Форма отчетности и контроля: терминологический диктант, презентация своей работы на занятии.



Преподаватель: ______________ Литвинова О.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!