СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по предмету " Перевозка грузов на особых условиях"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по междисциплинарному курсу МДК 03.03 Перевозка грузов на особых условиях для выполнения практических занятий созданы в помощь учащимся для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчетов.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по предмету " Перевозка грузов на особых условиях"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Отделение: Экономики и транспорта








Методические указания для студентов

по выполнению практических занятий


МДК 03.01 ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

«Профессиональный цикл»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности 230201 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)




















Иркутск 2020

Согласовано

Председатель СПП

____________/Самышина В.В./

Протокол № _____



от «__» _________ 2020 г.




Рабочая программа учебной дисциплины

разработана на основе ФГОС СПО

по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)



23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта

Базовая группа специальностей

Заместитель директора по УМР

________________/Москаленко Н.И./


Составитель: Осокина Е.В., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ИО «ИКАТиДС»


Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» по специальности 230201 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических занятий адресованы студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практических занятий студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.



СОДЕРЖАНИЕ



Название практических занятий


стр.

1

Изучение нормативно-правовых документов

7

2

Определение класса опасных грузов

8

3

Маркировка опасных грузов

12

4

Определение знака опасности

14

5

Воздействие опасных грузов на человеческий организм и окружающую среду

15

6

Составление маршрута перевозки опасных грузов

20










































Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические указания по междисциплинарному курсу МДК 03.03 ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ для выполнения практических занятий созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчетов.

В результате освоения МДК 03.03 ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Вы должны:

уметь:

  • определять класс и степень опасности перевозимых грузов;

  • определять сроки доставки

Практические занятия направлены на овладение профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.

ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.

ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.

ПК 3.4. Выбирать транспортно-технологические схемы перевозок

отдельных видов грузов.

ПК 3.5. Учитывать порядок оформления документов при перевозке различных грузов в международном сообщении и организацию работы таможни.

В процессе выполнения практических занятий у Вас должны быть сформированы общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой

для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,

эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной

деятельности.

Приступая к выполнению практического задания, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практическом занятии Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны найти время для его/ее выполнения или пересдачи.


Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.



Желаем Вам успехов!!!


Тематический план


Наименование раздела и темы

Кол-во часов на прак. занятие

Раздел 1. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом .

32

Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение перевозки опасных грузов

6

Тема 1.2. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности.

6

Тема 1.3. Требования к маркировке опасных грузов и транспортных средств при перевозке опасных грузов.

24

Тема 1.4. Организация перевозки опасных грузов

6

ИТОГО

32


Раздел 3. Осуществление перевозки грузов на особых условиях


Тема 3.1. Нормативно-правовое обеспечение перевозки опасных грузов

Практическое занятие № 1. Изучение нормативно-правовых документов

Цель: научиться применять нормативно-правовую документацию при организации перевозок грузов на особых условиях.


Задачи:

1. Изучить нормативную и техническую документацию.

2. Выполнить данную задачу по конкретному нормативно-техническому документу.


Время на выполнение: 6 часов.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература.

  1. Справочная литература: Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ), ППОГ.

  1. Рабочая тетрадь в клетку.

  2. Ручка, карандаш, линейка.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия


При подготовке и организации перевозок опасных грузов (ОГ) необходимо руководствоваться нормативными актами, устанавливающими основные правила по обеспечению безопасности при перевозке грузов. На международные перевозки ОГ распространяется Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом ADR (ДОПОГ). Основная цель принятия ДОПОГ – повышение безопасности дорожных перевозок без ограничения на номенклатуру перевозимых грузов, кроме особо опасных для перевозки. Для достижения поставленной цели ДОПОГ определяет требования не только к перевозчику, но и к грузовладельцу, производителям тары и ПС, а также органам управления дорожным движением.


Задания для практического занятия:

  1. Изучить и применить нормативно-правовую документацию при организации дорожного движения.

  2. Провести анализ всех нормативно – правовых актов, регулирующих деятельность по организации дорожного движения.


Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Запись номера и темы практического занятия в тетради.

  2. Запись краткого теоретического и учебно-методического материала по теме практического занятия.

  3. Сделать вывод.


Образец отчета по практическому занятию: см. Приложение 1.


Тема 1.2. Общая характеристика опасных грузов по классам опасности

Практическое занятие № 2. Определение класса опасных грузов

Цель: Формирование умения определять класс опасных грузов


Задачи:

  1. Научиться давать характеристику опасному грузу по квалификационному шифру опасного груза.

  2. Находить информацию об опасном грузе по нормативно-правовым документам.

  3. Научиться классифицировать опасный груз по Приложению А ДОПОГ.

Время на выполнение: 6 часа


Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература.

  1. Справочная литература: ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка". ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". ГОСТ 26319-84 "Опасные грузы, поставляемые для экспорта". ГОСТ Р 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала)", ППОГ, ДОПОГ.

  2. Рабочая тетрадь в клетку.

  3. Ручка, карандаш, линейка.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Класс 1 «Взрывчатые вещества и изделия»

  • взрывчатые вещества – твердые или жидкие вещества (или смеси веществ), которые способны к химической реакции с выделением газов при такой температуре, таком давлении и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов;

  • пиротехнические вещества для производства эффектов в виде тепла, света, звука, газа или дыма, или их комбинаций в результате самоподдерживающихся экзотермических химических реакций, протекающих без детонации;

  • взрывчатые изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых или пиротехнических веществ;

  • вещества и изделия для производства взрывных работ или создания пиротехнических веществ.

В зависимости от последствий вещества включаются в конкретный подкласс, часто на это оказывает влияние и тип упаковки.

Класс 2 «Газы» (чистые газы, смеси газов, смеси одного или нескольких газов с одним или несколькими другими веществами и изделия, содержащие такое вещество):

Класс 3 «Легковоспламеняющиеся жидкости» - жидкости, которые выделяют пары, воспламеняющиеся при температуре 60ºС, например, ацетон, скипидар, бензол, бензин, дизельное топливо, краска, лак, скипидар, спирты, алкогольные напитки, парфюмерные продукты. К этому классу относятся растворенные взрывчатые вещества.

Класс 4. «Легковоспламеняющиеся твердые вещества»:

  • легковоспламеняющиеся твердые вещества – вещества, способные легко загораться (например, от спички), и вещества, способные вызвать возгорание при трении, например, алюминий в порошке, сено влажное, сера, спички;

  • самореактивные вещества – термически неустойчивые вещества, способные подвергаться бурному экзотермическому разложению даже без участия кислорода (воздуха), например, органические азиды (СN3), (CN2Z). Обычно такие вещества перевозятся только в условиях регулирования температуры;

  • твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества, которые смочены водой или спиртами либо разбавлены другими веществами для подавления их взрывчатых свойств.

Класс 4.2. «Вещества, способные к самовозгоранию»:

  • тирофорные вещества (жидкие или твердые), которые даже в малых количествах воспламеняются при контакте с воздухом в течение 5 мин;

  • самонагревающиеся вещества и изделия, которые при контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию. Например, мука рыбная, уголь, хлопок влажный.

Класс 4.3 «Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при

взаимодействии с водой» - вещества (твердые или жидкие), которые при реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать с воздухом взрывчатые смеси. Такие смеси легко воспламеняются от искр слесарных инструментов, незащищенных электрических ламп и т.п. Например, литий, магний.

Класс 5.1 «Окисляющие вещества» - вещества или содержащие их изделия, которые сами по себе необязательно являясь горючими, могут, обычно путем выделения кислорода, вызывать или поддерживать горение других материалов, например удобрения аммиачно-нитратные.

Жидкие и твердые вещества, относящиеся к классу 5.1, могут не вызывать дополнительной опасности или иметь сопутствующие легковоспламеняющиеся, самонагревающиеся, токсичные или коррозийные свойства.

Класс 5.2. «Органические пероксиды» - это термически неустойчивые вещества, которые могут разлагаться с взрывным эффектом, быстро гореть, опасно реагировать с другими веществами, вызывать повреждения глаз и при этом чувствительны к удару или трению. Большинство этих веществ должны перевозиться в условиях регулирования температуры.

Класс 6.1 « Токсичные вещества» - вещества, которые при однократном или непродолжительном воздействии и в относительно малых количествах могут причинить вред здоровью человека или явиться причиной смерти при вдыхании, всасывании через кожу или проглатывании. Например, мышьяк, бериллий в порошке, боеприпасы слезоточивые невзрывчатые, соединения ртути, пестициды.

Класс 6.2 «Инфекционные вещества» - вещества, содержащие патогенные организмы и способные вызывать заболевания животных или людей. Сюда относятся бактерии, вирусы, паразиты, грибки, гибриды и мутанты, а также загрязненные ими изделия. Инфекционные вещества подразделяются на опасные для людей, опасные только для животных и отходы больничного происхождения.

Класс 7 «Радиоактивные материалы». К радиоактивным материалам относятся вещества, содержащие радионуклиды, удельная активность которых превышает установленные нормы.

Класс 8 «Коррозийные вещества» - вещества, которые химическим воздействием могут вызвать серьезные повреждения живой ткани при контакте, а также повреждения или даже разрушение ПС и грузов. Например, серная кислота, азотная.

Класс 9 «Прочие опасные вещества и изделия»:

  • вещества, мелкая пыль которых при вдыхании может представлять опасность для здоровья (асбесты и их смеси);

  • вещества и приборы, которые в случае пожара могут выделять диоксины (трансформаторы, конденсаторы);

  • вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся пары (различные пары);

  • литиевые батареи;

  • жидкие и твердые вещества, опасные для окружающей среды, генетически измененные микроорганизмы и организмы;

  • жидкие и твердые вещества, перевозимые при повышенной температуре (твердые вещества при температуре выше 240ºС и жидкие при температуре выше 100ºС).

Для указания групп опасных грузов при перевозках используются следующие буквенные обозначения:

А –удушающие;

О – окисляющие;

Fлегковоспламеняющиеся;

T - токсичные;

С – коррозийные;

СO коррозийные; окисляющие;

FС - легковоспламеняющиеся, коррозийные;

ТC - токсичные, коррозийные;

ТО - токсичные, окисляющие;

ТFС - токсичные, легковоспламеняющиеся, коррозийные;

ТОС - токсичные, окисляющие, коррозийные;


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Перечислите классы, на которые разделяются опасные грузы.

  2. На сколько подклассов делятся грузы 2,3 классов.

  3. Содержание аварийной карточки.

  4. Пояснить содержание классификационного шифра.

  5. Содержание приложения 2 ППОГ.

  6. Содержание приложения 1 ППОГ.


Задания для практического занятия:

1 Для любого из 10-ти наименований опасного груза определить класс, подкласс, опасности, №ООН, №АК. Исходные данные Бутилен, изопентан, керосин, метилацитат, кальция пероксид, скипидар, камфара, изооктан, мука рыбная.


Инструкция по выполнению практического занятия

Для выполнения практической работы необходимо ознакомиться с содержанием приложения 1,2 ППОГ. После ознакомления с приложением 2 ППОГ выполняется выписка для грузов указанного варианта.

Пример

КРЕМНИЯ ТЕТРАХЛОРИД 8012

8 – № класса – Едкие (коррозионные) вещества;

0 – На подклассы не делится (т.к вторая цифра 0), (см. приложение 1

ППОГ);

1 – № категории – без дополнительного вида опасности (приложение 1 ППОГ);

2 – № группы опасности – средняя группа опасности.

Разделение на группы опасности, кроме грузов 1, 2, 7 классов:

1 – высокая;

2 – средняя;

3 – низкая;

Грузы 2 класса по своим физическим свойствам и агрегатному состоянию делятся на 7 групп:

1 – сжатые, критическая температура которых ниже 20°С;

2 – сжиженные, критическая температура которых не менее 20°С;

3 – при перевозке находятся в жидком состоянии;

4 – при перевозке растворены в каком-либо растворителе;

5 –аэрозольные упаковки и малые ёмкости, содержащие газ;

6 – другие изделия, содержащие газ под давлением;

7 –не находящиеся под давлением, на которые распространяются

особые правила.

Все коды опасности перечислены в приложении 6 ППОГ.


Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Запись номера и темы практического занятия в тетради.

  2. Запись цели и задачи.

  3. Запись расшифровки для данного вида опасного груза.

  4. Ответы на контрольные вопросы.

Образец отчета по практическому занятию: см. Приложение 1.


Тема 1.3. Требования к маркировке опасных грузов и транспортных средств при перевозке опасных грузов.


Практическое занятие № 3. Маркировка опасного груза


Цель: формирование навыков нанесения маркировки для опасных грузов, перевозимых в таре.


Задачи:

  1. Изучение ППОГ.

  2. Научиться определять знаки опасности для опасных грузов по классификации.

  3. Закрепить теоретические знания о знаках опасности и маркировке опасных грузов.

Время на выполнение: 6 часов


Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература.

  1. Справочная литература: ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка". ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". ГОСТ 26319-84 "Опасные грузы, поставляемые для экспорта". ГОСТ Р 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала)", ППОГ, ДОПОГ.

  1. Рабочая тетрадь в клетку.

  2. Ручка, карандаш, линейка, цветные карандаши


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

На каждую упаковку ОГ должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка (номер ООН с буквами UN). Для ОГ классов 1, 2 и 7 помимо номера должно указываться отгрузочное наименование.

Помимо транспортной маркировки на каждой упаковке с ОГ, а также на внешней таре наносятся знаки опасности и необходимые предупреждающие надписи.

Система информации об опасности при перевозке опасных грузов включает в себя:

 аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП. Она заполняется грузоотправителем по единой форме;

 информационную табличку для обозначения ПС, которая крепится спереди и сзади транспортного средства;

 информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной табличке. Информационная табличка находится в органах, имеющих отношение к ликвидации последствий аварий.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Порядок нанесения маркировки на тару при перевозке опасных грузов.

  2. Требования к нанесению знаков опасности на тару при перевозке опасных грузов.

  3. Требования к основному и дополнительному знакам опасности.

  4. Основные размеры и место нанесения знаков опасности на тару при перевозке опасных грузов.


Задания для практического занятия:

1 Сделать выписку из приложения 2 ППОГ для опасных грузов №1,2, согласно исходных данных (по варианту).

2. Нанести маркировку на тару опасного груза согласно исходных данных.

3. Описать требования к нанесению знаков опасности на транспортную тару.

Инструкция по выполнению практического занятия

Для выполнения практического занятия необходимо ознакомиться с приложением 2 и приложением 6 ППОГ.

В соответствии с исходными данными выполнить выписку из приложения 2 ППОГ для грузов №1 и 2 для 0 варианта – бензин и эфир хлорметилэтиловый. В соответствии с приложением 6 ППОГ, исходными данными нанести маркировку на тару опасного груза.

В соответствии с целью работы формулируется вывод.


Порядок выполнения отчета по практическому занятию

  1. Запись номера и темы практического занятия в тетради.

  2. Запись цели и задачи.

  3. Запись расшифровки для данного вида опасного груза.

  4. Ответы на контрольные вопросы.

  5. Формулируется вывод.


Образец отчета по практическому занятию: см. Приложение 1.


Практическое занятие № 4 Определение знака опасности


Цель: формирование умения определения характера опасности опасного груза.


Задачи:

1. Ознакомление с приложением 6 Правил перевозок опасных грузов.

2. Получение навыков прочтения кодов опасности.

3. определение знаков опасности по классификации опасных грузов


Время на выполнение: 12 часов.

Обеспеченность занятия (средства обучения): (лишнее убрать)

  1. Справочная литература:

− ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 N 37, от 14.10.1999 N 77)

2. Рабочая тетрадь (обычная).

3. Раздаточные материалы (карточки-задания).

4. Ручка, карандаши (простой и цветные), линейка.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз, наносят на транспортную тару и транспортные средства с опасными грузами. Если груз обладает несколь­кими видами опасности, на упаковку и транспортные средства на­носят все знаки, соответствующие этим видам опасности.

Для обеспечения легкой распознаваемости упаковок и транспортных средств с опасными грузами экспертами ООН на основании классификации опасных грузов разработана система знаков опас­ности. Для этого использованы форма, цвет и символы опасности, указание классов и подклассов опасности и другие информационные элементы.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию (лабораторной работе):

1. Какие значения могут принимать коды опасности.

2. Где наносятся коды опасности, при перевозке опасных грузов.

3. Порядок определения кодов опасности.


Задания для практического занятия:

  1. Необходимо определить код опасности по приложению 2 ППОГ для двух грузов, данных по исходным данным для каждого варианта. Каждому коду опасности дать пояснения.

  2. Определить знак опасности для двух грузов, данных по исходным данным для каждого варианта.

  3. Составить информационную таблицу для опасного груза.


Инструкция по выполнению практического занятия

1. Для выполнения практического занятия необходимо ознакомиться с приложением 6 ППОГ. Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности.

Если для указания опасности, свойственной веществу, достаточно одной цифры, после этой цифры ставится ноль. Однако следующие сочетания цифр имеют особое значение: 22, 323,333, 362, 382, 423, 44, 446, 462, 482, 539, 606, 623, 642, 823, 842, 90 и 99. Если перед кодом опасности стоит буква «Х», то это означает, что данное вещество вступает в опасную реакцию с водой. В этом случае вода может использоваться лишь с одобрения компетентного органа. Коды опасности, перечисленные в колонке 6 Алфавитного указателя (Приложение 2 ППОГ), имеют следующие значения:

20 – удушающий газ или газ, не представляющий дополнительной

опасности;

22 – охлажденный сжиженный газ, удушающий.

Остальные значения можно посмотреть в приложении 6 ППОГ.


Порядок выполнения отчета по практическому занятию

1. Запись номера и темы практического занятия в тетради.

2. Запись цели и задачи.

3. Запись расшифровки для данного вида опасного груза.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Формулируется вывод.


Образец отчета по практическому занятию: см. Приложение 1.


Практическое занятие №5 Воздействие опасных грузов на человеческий организм и окружающую среду


Цель: Определить воздействие опасных грузов на человеческий организм на примере отдельных элементов, усвоить способы защиты.


Задачи:

  1. Подготовить презентацию по опасному грузу по вариантам.

  2. Определить меры защиты от воздействия опасного вещества в случае аварийной ситуации.


Время на выполнение: 6 часов.


Обеспеченность занятия (средства обучения): (лишнее убрать)

1. Учебно-методическая литература.

2. Справочная литература: Приложение А ДОПОГ, ППОГ автомобильным транспортом (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 N 37, от 14.10.1999 N 77).

3. Листы А4, ватман.

4. Ручка, карандаши (простой, цветные), фломастеры, линейка.



Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Опасные грузы – это в большинстве своем химические вещества, которые способны проникать в организм человека через кожу, органы дыхания и при проглатывании. Эти вещества отрицательно влияют на кровообращение и нервную систему. Ни одно химическое вещество не может оказать воздействия на здоровье без предварительного контакта или проникновения в организм.

Большинство химических веществ в случае аварии и утечки могут распространяться в воздухе в виде пыли, тумана, паров, газов и могут потом вдыхаться. Таким образом, персонал, находящийся в пределах действия химических веществ, может подвергаться их воздействию. Вред, наносимый химическим веществом организму, зависит от степени токсичности, характера воздействия, количества (концентрации) химического вещества и периода его воздействия.

Результатом воздействия вредных веществ на организм человека могут быть острые или хронические отравления. Острые отравления возникают при поступлении в организм относительно больших количеств вредных веществ за небольшой промежуток времени и выражаются в ярких типичных нарушениях нормальной жизнедеятельности непосредственно после отравления или через сравнительно небольшой (от нескольких минут до нескольких часов, реже – нескольких суток) период. Понятно, что острые отравления не могут возникать при нормальной работе, а являются следствием аварийных ситуаций, разливов вредных веществ или грубых нарушений техники безопасности.

Вдыхание газов, паров, туманов, аэрозолей. Поступление вредных веществ в организм человека через органы дыхания – наиболее распространенная опасность при обращении с химическими веществами. Поражению различных органов и систем организма при ингаляционных отравлениях способствует большая поверхность легочной ткани и быстрота проникновения вредных веществ в кровь. В случае аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов основной путь борьбы с ингаляционными отравлениями заключается в удалении от места утечки или просыпания.

Многие химические вещества не имеют никакого предупреждающего запаха и не вызывают раздражение слизистых оболочек. Даже в том случае, когда они присутствуют в воздухе в опасных концентрациях. Между тем, такие вредные вещества представляют гораздо большую опасность. В этом случае человек может не чувствовать, что подвергается опасности отравления, и не принимает своевременно мер предосторожности.

Проникновение через кожные покровы. Способность разных химических веществ проникать через кожу довольно разнообразна. Поглощение через кожу является вторым после выдыхания наиболее распространенным путем профессионального воздействия химических веществ. Опасность отравления при попадании токсичных веществ на кожу обычно остается недооцененной. Между тем, многие органические жидкости обладают способностью легко всасываться при попадании на кожу. Некоторые вещества проникают через кожу, не вызывая никаких ощущений. Защитный внешний слой кожи может быть размягчен (растворителями, раствором питьевой соды и пр.), что позволяет другим химическим веществам легко проникать в систему кровообращения. При этом количество яда, проникшего в организм при единовременном контакте, может исчисляться сотнями миллиграммов, а при продолжительном контакте или небольшой площади поражения – граммами. Те же количества ядовитых веществ могут попасть в организм через легкие только при длительном (несколько десятков часов) пребывании в атмосфере, содержащей высокие концентрации паров данного вещества.

Твердые вещества также могут проникать через неповрежденную кожу, особенно если они находятся в мелкодисперсном, пылеобразном состоянии. При попадании под одежду, особенно на внутренние поверхности манжет, воротничков, частицы пыли постепенно втираются в поры кожи при движении. Увлажнение кожи, например, при потении, резко увеличивает скорость проникновения через нее.

Наконец, токсичные пары и газы могут попадать в организм через кожные покровы и непосредственно из воздуха, т.к. кожа участвует в процессе дыхания.

Необходимо учитывать способность текстильных материалов, особенно шерсти или хлопка, поглощать в значительных количествах из окружающей атмосферы жидкие и газообразные вещества. Работа без спецодежды создает условия для накопления ядовитых веществ в личной одежде. Постепенно удаляясь из ткани, яды впитываются всей поверхностью кожи, причем их действие продолжается и после удаления из опасной зоны.

Поступление через пищеварительный тракт. Непреднамеренное попадание небольших количеств вредных веществ в органы пищеварения возможно при нарушении правил личной гигиены, при курении и приеме пищи в опасной зоне. Это могут быть газы. Пары, жидкие или твердые вещества. Вдыхаемая пыль может быть проглочена, а пища или сигареты могут быть испачканы грязными руками. По этой причине при ликвидации аварий с опасными грузами не рекомендуется пить, принимать пищу, курить.

Попадание некоторых взрывчатых веществ на кожу может вызвать заболевания – дерматиты. Многие химические вещества могут оказывать острые локальные повреждения. Например, химические ожоги, вызываемые воздействием коррозионных веществ или повреждения легких в случае вдыхания таких газов, как озон, фосген и оксиды азота. Попадание химических веществ в глаза может нанести непоправимый ущерб здоровью.

Каким бы образом химические вещества не проникли внутрь организма. Попадая в систему кровообращения, они распространяются по всему организму. Таким образом, повреждение может произойти ка в месте проникновения, так и в органах, находящихся далеко от места воздействия.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

  1. Соглашение в котором содержатся общие правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом через границы 48 государств и по их территориям.

  2. Неконтролируемое горение вне специального очага, наносящего материальный ущерб.

  3. По классификации опасных грузов к классу 2. относятся…..

  4. Свойство опасных грузов, которое в процессе перевозки оказывает различные виды воздействия на организм человека и окружающую среду. При попадании в определенных количествах в живой организм может проявляться в виде раздражающих явлений, отравления, заболевания силикозом, а при тяжелых отравлениях – гибель.

  5. Основная опасность данного воздействия – это ионизация молекул тканей, которая приводит к изменению химической структуры различных соединений в организме.

  6. Процесс разрушения металлов в результате химического и электрохимического воздействия с окружающей средой

  7. Способность веществ проникать в организм и вызывать его отравление при однократном или кратковременном воздействии в относительно небольших количествах.

  8. Способность веществ вызывать повреждение живой ткани химическим воздействии при непосредственном контакте с нею.

  9. Маслянистая горючая субстанция природного происхождения, легковоспламеняющаяся и токсичная, относится к классу 3 по Классификации опасных грузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







7



 

 





5


 



 

 





 


 

8


 

 





 

6

 

 

9

 

 




4

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

1


3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 


 


 




 

 


 


 






 

 




 






 

 




 






 

 




 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задания для практического занятия:

1. Подготовить презентацию по данному опасному грузу по следующим пунктам:

  • Наименование, номер ООН в перечне опасных грузов приложение А ДОПОГ

  • Классификация (к какому классу относится)

  • Категория опасности

  • Описание опасного груза

  • Знаки опасности на упаковке

  • Использование в жизнедеятельности человека

  • Воздействие на организм человека и окружающую среду в случае аварии (чем опасен)

  • Меры защиты

  1. Презентация группы (использование изготовленного наглядного материала, таблиц, нестандартный творческий подход)


Инструкция по выполнению практического занятия

Разбиться на подгруппы по 2-3 человека. Каждой подгруппе выдаётся наименование опасного груза из Перечня опасных грузов Приложение А ДОПОГ: Ацетилен растворенный, Хлор, Ацетон, Спирт атиловый, Сера, Устройства сигнальные ручные, Калия пероксид, Морфолин

Используя справочную литературу, составить сообщение и презентацию по пунктам, перечисленным в зандании.


Порядок выполнения отчета по практическому занятию

1. Запись номера и темы практического занятия в тетради.

2. Запись цели и задачи.

3. Составление презентации по заданию.

4. Ответы на контрольные вопросы (кроссворд)

6. Формулируется вывод.

Образец отчета по практическому занятию: см. Приложение 1.



Тема 1.4 Организация перевозки опасных грузов.


Практическое занятие № 6 Составление маршрута перевозки опасных грузов.


Цель: формирование умения составлять схему маршрута перевозки опасных грузов.


Задачи:

  1. Составить маршрут перевозки опасных грузов в соответствии с требованиями.

  2. Определить условия перевозки опасного груза по данному маршруту.


Время на выполнение: 6 часов.


Обеспеченность занятия (средства обучения): (лишнее убрать)

1. Учебно-методическая литература:

2. Справочная литература:

3. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.

4. Ручка, карандаши ( простой, цветные), линейка.

5. Бланк Маршрутного листа для перевозки опасного груза


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Основное требование к маршрутам перевозки опасных грузов заключается в запрещении прохождения маршрута вблизи мест возможного массового скопления людей. Важным организационным моментом является требование обязательного согласования маршрутов перевозки особо опасных грузов с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения.

При заполнении бланка маршрута в случае, если груз не относится к особо опасным, в верхнем левом углу необходимо делать надпись: «Маршрут не подлежит обязательному согласованию в соответствии с пунктом 2.6.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Следующим этапом является заполнение строки представитель грузополучателя с указанием конкретной фамилии и даты согласования маршрута перевозки особо опасного груза.

В бланке маршрута перевозки опасных грузов указываются:

- наименование перевозимого опасного (особо опасного) груза, его класс по ГОСТ 19433-88;

- код экстренных мер (КЭМ) указывается с учетом;

- номер вещества по списку ООН определяется с учетом;

- знак опасности должен соответствовать перевозимому опасному грузу.

Общий вес на одно транспортное средство не должно превышать его грузоподъемности. Если перевозимый груз не может быть перевезен одним транспортным средством, то для одновременного их перевоза должно быть выделены дополнительные средства, с указанием их количества.

Завершающим этапом заполнения бланка маршрута перевозки опасного груза является его утверждение руководителем автотранспортной организации с указанием фамилии и даты.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что называется маршрутизацией.

  2. Основные требования к перевозке опасных грузов.


Задания для практического занятия:

1. Составить маршрут движения транспортного средства с опасным грузом.


Инструкция по выполнению практического занятия

С помощью сервиса «Яндекс карты» разработать маршрут перевозки опасного груза по заданию, с учетом ППОГ. Выписать все АЗС по пути следования и находящиеся вблизи маршрута пожарные службы, МЧС и госпитали.

Особыми условиями движения транспортного средства по маршруту перевозки опасного груза являются:

- скорость движения на перегонах, которая регламентируется;

- необходимость прикрытия или сопровождения на всем маршруте или отдельных участках движения транспортного средства, с указанием (да или нет);

- разрешение или запрещение движения транспортного средства в ночное время, с указанием (разрешено или запрещено).

Оборотная сторона бланка маршрута перевозки опасного груза включает в себя сведения об особенностях маршрута движения с указанием:

- адресов и телефонов грузоотправителя и грузополучателя;

- адресов и телефонов аварийных служб, через которые проследует транспортное средство;

- адресов промежуточных пунктов, куда в случае необходимости можно сдать перевозимый опасный груз;

- места возможных стоянок транспортных средств;

- места заправок топливом транспортных средств.


Порядок выполнения отчета по практическому занятию

1. Запись номера и темы практического занятия в тетради.

2. Запись цели и задачи.

3. Составление маршрута для данного вида опасного груза.

4. Заполнение бланка Маршрутного листа.

5. Ответы на контрольные вопросы.

6. Формулируется вывод.

Образец отчета по практическому занятию: см. Приложение 1.










Приложение 1.



Практическое занятие № Изучение нормативно-правовых документов

Цель: научиться применять нормативно-правовую документацию при организации перевозок грузов на особых условиях.

Задачи:

1. Изучить нормативную и техническую документацию.

2. Выполнить данную задачу по конкретному нормативно-техническому документу.



Методика обследования: натурный, глазомерный, топографический.

Результаты обследования……..

Анализ полученных результатов. Формулирование выводов.

Ответы на контрольные вопросы.

1.

2.

3.

4.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!