СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по социальной психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по социальной психологии»

НеКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ учреждение ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

«Колледж управления и экономики»



















Методические указания

для выполнения практических работ

по учебной дисциплине ОГСЭ.07 Социальная психология


по специальности среднего профессионального образования

54.02.08 Техника и искусство фотографии






г.о.Тольятти, 2023



Разработчики:

НЧУ ПО «Колледж управления и экономики»

Преподаватель специальных дисциплин, Макрухина Ю.В.



Методические рекомендации разработаны на основе рабочей про­граммы по учебной дисциплине ОГСЭ.07 Социальная психология

Федерального государственного образовательного стандарта среднего професси­онального образования (далее - ФГОС) по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии










































Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

        Методические указания по учебной дисциплине «Социальная психология» для выполнения практических  работ созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям и  для правильного составления отчетов.

        Приступая к выполнению практической  работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической  работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

        Все задания к практической  работе  Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

        Отчет о практической  работе  Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

        Наличие положительной оценки по практическим  работам  необходимо для сдачи зачета по учебной дисциплине «Социальная психология», поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу  Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам  или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

        Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!



















Перечень практических занятий

Практическое занятие № 1, 2 Самодиагностика по теме «Общение»

«Коммуникативные и организаторские способности».

«Ваш стиль делового общения».

«Ваши эмпатические способности».

Самоанализ результатов тестирования

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

Практическое занятие № 3.Тема: «Вербальное общение»

Понятие и виды вербального общения

Вербальные формы общения

Вербальные средства общения.

Практическое занятие № 4.Тема: Невербальное общение

Роль невербального общения

Науки, изучающие невербальные средства общения.

Этикет невербального общения

Практическое занятие № 5.Тема: «Социальная психология конфликта».

Определение и виды конфликтов.

Психологические особенности поведения в конфликте

Практическое занятие № 6.Тема: Модели поведения в конфликте.

Стратегии поведения в конфликте.

Тактики поведения в конфликте.

Практическое занятие № 7Самодиагностика по теме «Конфликт»

Диагностический инструментарий:

«Твоя конфликтность»

«Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса.

Анализ своего поведения на основании результатов диагностики


Материалы к занятиям.

Практическое занятие 1,2

Упражнение «Кто я?»

Каждый человек имеет свою собственную теорию относительно того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде, чем он отличается от всех других людей. При этом возникает вопрос: разделяют ли окружающие мою мысль о себе? Если же они видят меня иначе, то что лежит в основе их восприятия и оценки?

Попробуем выяснить этот вопрос в процессе выполнения следующих упражнений. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому Вы привыкли больше всего (это может быть просто имя, имя-отчество, фамилия, уменьшительно-ласкательное имя). После этого:

А. Дайте ответ на вопрос: «Кто я такой?» Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в такой форме и последовательности, как они приходят в голову.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Б. Дайте ответ на этот же вопрос так, как, по Вашему мнению, о Вас сказали бы Ваши отец или мать (выберите одного).

1.
2.
3.
4.
6.
7.
8.
9.
10.

В. Дайте ответ на это же вопрос так, как, по Вашему мнению, сказал бы о Вас лучший друг (подруга).

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Теперь сравните три набора ответов и в письменной форме укажите следующее:

  1. В чем состоит сходство?

  2. Какие отличия?

  3. Если есть отличия, то как Вы их объясняете их относительно самого себя? В какой мере Вы ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли играете во время общения с близкими людьми?

  4. Как можно объяснить эти отличия, исходя из индивидуальных особенностей этих людей, то есть каким образом их ожидания формируют те суждения о Вас, которые Вы им приписываете?

  5. Укажите, какие 10 ответов Вашей самохарактеристики (пункт 1) касались:

а) физических качеств (внешность, сила, здоровье и т.п.);
б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.);
в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное состояние и т.п.).

Теперь установите ту очередность перечисления этих трех групп качеств, которую Вы считаете наиболее целесообразной. Сохранили ли Вы свою начальную позицию по поводу своей самохарактеристики? Если нет, то запишите в новой последовательности свои качества, названных Вами вначале. Прибавились ли, изменились ли некоторые из них и чем Вы это объясняете?

Если Вы успешно выполнили упражнение, то сделанный Вами в письменной форме вывод и есть словесным определением Вашей Я-концепции, то есть относительно согласованного и зафиксированного представления о себе самом. Здесь же указана зависимость Я-концепции от других людей, которые Вас воспринимают, от варианта своего имени, которое Вы предпочитаете и которое во многом зависит от тех, кто Вас окружает.

Теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет наше отношение к ним, то есть выяснить особенности Я как субъекта восприятия окружающих.

Упражнение «Кто мне нравится и кто не нравится».

Общаясь с окружающими, мы замечаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей, которые нами воспринимаются, а не с особенностями собственного восприятия. Цель этого упражнения — продемонстрировать существования переменных, которые имеются у нас самых и не касаются других людей, которых мы оцениваем. Это наглядно проявляется в нашем отношении, часто противоречивом, к людям, которых мы хорошо знаем.

А. Вспомните двух людей, которые Вам очень нравятся. Укажите пять качеств, которые Вас в них больше всего привлекают.

Инициалы первого ________ Инициалы второго ________

Качества:                                 Качества

1.                                              1.
2.
3.
4.                                              4.
5.                                              5.

Б. Вспомните двух людей, которые Вам совершенно не нравятся. Обозначив их тем же образом, запишите качества, которые Вам не нравятся.

Инициалы первого ________ Инициалы второго________.

Качества:

1.
2.
3.
4.
5.

В. Указав все эти качества, Вы сможете увидеть, чем похожи люди, которые Вам нравятся или не нравятся. Проведя сравнение второй пары, Вы увидите сходство людей, которые Вам не нравятся (например, «жестокий», «жадный»). Теперь сравните все четыре списка и определите, какие личностные параметры людей заставляют Вас любить или ненавидеть их. Определите, какие качества людей важны для Вас, что Вы ищете в окружающих и что Вас в них отталкивает. Запишите свои выводы.

Теперь совсем нетрудно увидеть связь собственной самохарактеристики с характеристиками, которые Вы даете другим людям, и сделать вывод, что каждый индивид может понять другого лишь в границах собственной Я-концепции. Кроме того, упражнения помогают подойти к чувственному пониманию феномена «отношение». Оно не совпадает с объективным (адекватным) отображением действительности, а содержит в себе истоки субъективизма, который препятствует полному взаимопониманию людей. В конце концов, Вы сами можете перечислить множество выполняемых Вами ролей.

В целом следует сделать вывод о коллективистской природе Я-концепции человека, ее зависимости от окружающих. Здесь возникает реципрокная связь: чем большее нам нравятся люди, тем более мы нравимся им и, как следствие, улучшить себя можно лишь путем улучшения тех групп и коллективов, участниками которых Вы являетесь.

Выработка правил работы в группе

После

того, как состоялось знакомство, руководитель коротко повторяет главные нормы общения в группе. Потом следует коллективное обсуждение и уточнение этих норм: что-то можно прибавить, исправить и в дальнейшей работе пользоваться только этими нормами общения. Часто группа вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют во время занятий.

Упражнение «Девиз»

Все участники поочередно говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отображать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать его характеру.

Упражнение «Игрушка»

Каждый член группы думает о том, какой игрушкой хотел бы стать. Группа старается отгадать эту «игрушку», идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение «Отгадай, кто это?»

Каждый участник составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указывая отличительных признаков, по которым можно сразу же узнать человека. В этой самохарактеристике должно быть десять-двенадцать предложений.

Все написанное отдается руководителю, перемешивается и по очереди зачитывается. Группа старается узнать, где чья самохарактеристика.

Список качеств, важных для межличностного общения.

На первом этапе работы над этой задачей проводится дискуссия с целью выявления коллективного мнения. Любой член группы может высказаться, аргументируя свою позицию. В конце концов складывается общий список качеств, важных для межличностного общения.

На втором этапе каждый участник заполняет уже свой собственный список, указывая качества, которые, по мнению группы, важны для межличностного общения. В индивидуальный список можно включать и дополнительные качества, важные по мнению участника, но не поддержанные группой. Потом все оценивают наличие этих качеств у себя, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

После того, как все сделали это, оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен на следующем занятии.

Упражнение «Телефон доверия»

Инструкция: «Вообразите себе, что набираете номер «телефона доверия». О чем бы вы хотели спросить дежурного специалиста?» Ответом может быть коллективное обсуждение, или персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, который отвечает на вопрос клиента.

Творческая работа группы заканчивается заполнением анкеты, которая нужна для того, чтобы руководитель мог наблюдатель и за развитием группо-динамических процессов.

Ориентировочный текст анкеты:

Имя ____________ Дата занятия ______

1. Сегодняшнее общение оказало на меня

большое впечатление 5-4-3-2-1 никакого впечатления

2. Я ощущал(ла) себя;

свободно 5-4-3-2-1 скованно

3. Наибольшее влияние на ход занятия, по моему мнению, имели: а)________6)__________в)_______

4. Лично мне очень мешало поведение

а)________ б) __________ в) _______

Заполненные анкеты сдаются руководителю группы. В конце занятия вся группа получает домашнее задание:

«Вспомните и запишите как можно больше ласковых имен, которыми вы в момент наибольшей духовной близости называете своих близких, родителей, родственников, друзей и др.»



 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ


Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы функции языка в общении?

  2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?

  3. Чем отличается научный стиль речи?

  4. Чем отличается публицистический стиль речи?

  5. Чем отличается разговорная речь?

  6. Вспомните типы приема и передачи информации.

Задание 1

Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как

«затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сцена- рий.


Фиаско

Статуя

Спираль

Океан

Ноготь

Финиш

Путешествие

Мостовая

Кнопка

Бумажник

Пальто

Вор

Дыня

Фанера

Суфле

Сон

Харизма

Ковбой

Мотоцикл

Армия

Коробка

Собака

Нос

Палка

Преступление

Хоккей

Плод

Задание 2

Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они право- мочны.

  • Творчество подобно приготовлению торта.

  • Творчество подобно падению в грязь.

  • Творчество подобно любви.

  • Творчество подобно починке протекающего крана.

  • Творчество подобно заточке топора.

Задание 3

Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключе- вые слова «как» или «подобно».

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

  1. Вода для корабля то же, что для бизнеса.

  2. Цветок вызывает радость так же, как гнев.

  3. Кран для для свободы.

то же, что

  1. Мой дом – это .

  2. Моя работа – это .

  3. Беспокойство – это .

  4. Правда это .

  5. Власть это .

  6. Успех это . 10.Счастье это . 11.Любовь это . 12.Идеалы это . 13.Размышление это . 14.Жизнь это .

Задание 4

Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попро- буйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обо- нять ощущения.

  • Чем пахнет слово «участвовать»?

  • Каково на ощупь число «семь»?

  • Какой вкус у голубого цвета?

  • Как выглядит идея свободы?

  • Какая форма у вторника?

  • Каков вкус радости?

Задание 5

Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, остро- вов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каж- дый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.

Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжа- ется до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что ко- раблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта от- правления, но в обратном порядке.

Задание 6

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Бал- дой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, пре- тендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, кон- сенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник. А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу». Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось. Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

  • Все ли условия соглашения выполняются?

  • Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации

«Прием на работу».

Задание 7

Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.

Задание 8

Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.

Задание 9

Продолжите фразы:

  • Стало ясно, что трудности с каждым годом будут .

  • Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет

.

  • Моя тревога с каждым днем.

  • Площадь засоленных почв с каждым годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)

Задание 10

Подберите синонимы к слову сказал.

Задание 11

Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.

Задание 12

«Переведите» наукообразные фразы:

  • Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.

  • Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настрое- нии, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовос- питании).


Практическое занятие 4. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему важно понимать язык телодвижений?

  2. Почему язык телодвижений неоднозначен?

  3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?

  4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.


Задание 1

Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсу- дите отличия.

Задание 2

Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесе- риал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.

Задание 3

В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «от- зеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.

Задание 4

Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его

позу.

Задание 5

Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о

том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение пер- вых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркали- вать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркали- вать» партнера. Потом поменяйтесь ролями.

Результаты и ощущения обсудите в группе.

Организация пространственной среды

Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность.

В речевой коммуникации существует три зоны приближения:

  • 1м 30 см – личностная зона;

  • 1м – социальная зона;

  • 45 см – интимная зона.

Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен.

Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нару- шаются их территориальные притязания.

Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим по- лем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает. Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег.

В деловом общении большое значение имеет использование возможно- стей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассажива- ются деловые люди?

  1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужден- ной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – паци- ент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует постоянному контак- ту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: при воз- никновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопо- нимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует.

А


В



  1. Такая позиция подходит для непосредственного делового взаимодей- ствия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализи- руемые материалы, обсудить и выработать общие решения.


А В

  1. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между

ними становится своеобразным барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот кон- фликт вполне возможен.


А

В

С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субордина- ции. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным. Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может спо- собствовать конструктивному общению.

  1. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать независимую позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция ха- рактерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, напри- мер, на деловом совещании, семинаре и пр.


А

В

Форма стола тоже имеет значение:

  • квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперни- чества между людьми, равными по положению;

  • за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социаль- ного статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, об- ращенный лицом к двери;

  • круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденно-

сти.


Вопросы для самоконтроля

  1. Как вы понимаете выражение «программировать пространство»?

  2. Что означает организация пространственной среды?

  3. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации про- странственной среды?

  4. Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать?


Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?

  1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный мо-

мент;

б) дополнение к речи;

в) «предательское» проявление нашего подсознания.

  1. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразите- лен, чем у мужчин?

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

  1. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями? а) вы радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки; д) целуете друг друга в щеку.

  1. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? Дайте три ответа:

а) когда качают головой; б) когда кивают головой; в) когда морщат нос;

г) когда морщат лоб; д) когда подмигивают; е) когда улыбаются.

  1. Какая часть тела выразительнее всего? а) ступни;

б) ноги; в) руки; г) кисти; д) плечи.

  1. Какая часть вашего лица наиболее выразительна, по вашему мнению? Дайте два ответа:

а) лоб; б) брови; в) глаза; г) нос;

д) губы;

е) уголки рта.

  1. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) как на вас сидит одежда; б) на прическу;

в) на походку; г) на осанку; д) ни на что.

  1. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть что скрывать; б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

  1. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника? а) на глаза;

б) на рот; в) на руки; г) на позу.

  1. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе; в) собранности.

  1. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника? а) да;

б) нет;

в) не знаю.

  1. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что: а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней загово-

рили;

в) он достаточно мужественен для того, чтобы рискнуть получить от во-

рот поворот.

  1. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем

«сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

  1. Поп-звезды представляют публике «жесты», имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

  1. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с вами происходит?

а) я смотрю совершенно спокойно;

б) я реагирую на происходящее каждой клеточкой своего существа; в) закрываю глаза при особо страшных сценах.

  1. Можно ли контролировать свою мимику? а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

  1. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно: а) глазами;

б) руками; в) словами.

  1. Считаете ли вы, что большинство наших жестов… а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение; в) заложены в нас от природы.

  1. Если у человека борода, для вас это признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица; в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

  1. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них от- личаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

Ответы

1. а – 2, б – 4, в – 3

2. а -1, б – 3, в – 0

3. а – 4, б – 4, в – 3, г – 2, д – 4

4. а – 0, б – 0, в – 1, г – 1, д – 0, е - 1

5. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 2

6. а – 2, б – 1, в – 3, г – 2, д – 3, е – 2

7. а – 1, б – 3, в – 3, г – 2, д – 0

8. а – 3, б – 1, в – 1

9. а – 3, б – 2, в – 2, г – 1

10.а – 3, б – 2, в – 1

11.а – 0, б – 3, в – 1

12.а – 1, б – 4, в – 2

13.а – 0, б – 4, в – 3

14.а – 4, б – 2, в – 0

15.а – 4, б – 0, в – 1

16.а – 0, б – 2, в – 1

17.а – 3, б – 4, в – 1

18.а – 2, б – 4, в – 0

19.а – 3, б – 2, в – 1

20.а – 4, б – 0, в – 2

77-56 баллов – у вас отличная интуиция, вы обладаете способностью по- нимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Ваши «приговоры» слишком поспешны, и в этом кроется опасность. Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно разбираться в людях. А ведь это важно и на работе, и в личной жиз- ни, согласны?

55-34 баллов – вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще совсем не умеете использовать эту информацию в реальной жизни, напри- мер для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими. Вы

склонны буквально воспринимать сказанные вам слова и руководствоваться ими.

33-11 баллов – язык мимики и жестов для вас – китайская грамота. Вам необыкновенно трудно правильно оценивать людей. И не потому, что вы на это не способны, просто вы не придаете этому значения. Постарайтесь намеренно фиксировать внимание на жестах окружающих вас людей, тренируйте наблюдательность.



Практическое занятие 5.



Решение ситуационных задач: 

1.1      Студент допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел не выспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему преподавателя, который делает ему замечание.  Преподаватель выгнал ученика с урока и вызвал родителей.

1.2    Студенты 1 курса обратились к куратору с просьбой провести в субботу вечер группы. Однако группа получила отказ. Куратор аргументировала свое решение тем, что в прошлый раз студенты не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не убрали за собой мусор и не расставили обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый урок в этом кабинете в понедельник).

1.3     Преподаватель выставляет оценки за работу на занятии. Один из студентов в течение последних трех занятий подряд получает отлично. И вдруг преподаватель слышит реплику одного из студентов: «Иванову как всегда пять?!»

1.4     Рабочие объявили забастовку, требуя повышение зарплаты в 100 раз. Владельцы предприятия уволили инициаторов забастовки.

1.5     Правительство повысило цены на самые необходимые продукты, народ вышел на улицы, забастовки и митинги парализовали работу транспорта, предприятий. 

1.6      Чеченский конфликт. В 1994 году российское правительство ввело войска на территорию Чечни, с целью разоружения бандформирований.

1.7    В 1773 году Емельян Пугачев объявил себя «спасшимся» царем Петром III, объявляет войну Екатерине II, началась крестьянская война.

1.8     В  феврале - октябре 1917 года , восставший народ привел к власти  большевиков, выражавших и защищавших интересы  рабочих  и крестьян. Эксплуататорские классы –дворянство и буржуазия были уничтожены. 




Практическое занятие 6. Поведение в конфликте.


Задание 1

Проанализируйте ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов кри- тики, выберите наиболее конструктивные приемы.

Ситуация 1

Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется боль- шой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и велико- лепно взаимодействует. Вместе с тем, у вас не сложились отношения с этим ра- ботником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и ре- шили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражи- тельным и настороженным. Как вести себя?

Ситуация 2

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и бала- гурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произо- шла у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Ситуация 3

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она

отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Ситуация 4

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до кон- ца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как добиться то- го, чтобы довести до нее свои соображения?

Ситуация 5

У вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улуч-шения работы?

Ситуация 6

Вы приняли на работу молодого способного специалиста, только окончившего престижный институт. Он отлично справляется с работой. Уже закончил несколько проектов, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление по поводу его грубости. Какие замечания и каким обра- зом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Ситуация 7

Во время делового взаимодействия с вами ваш сотрудник «вышел из се- бя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Ситуация 8

Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает ра- боту как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный чело- век и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, что- бы изменить стиль его взаимодействия с персоналом?




Практическое занятие 7.

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для обработки результатов удобно использовать маску.

































Критерии оценивания


Оценка

Критерии

«Отлично»

Показал полное знание технологии выполнения задания. Продемонстрировал умение применять теоретические знания/правила выполнения/технологию при выполнении задания. Уверенно выполнил действия согласно условию задания.

«Хорошо»

Задание в целом выполнил, но допустил неточности.

Показал знание технологии/алгоритма выполнения задания, но недостаточно уверенно применил их на практике.

Выполнил норматив на положительную оценку.

«Удовлетворительно»

Показал знание общих положений, задание выполнил с ошибка­ми.

Задание выполнил на положительную оценку, но превысил вре­мя, отведенное на выполнение задания.

«Неудовлетворительно»

Не выполнил задание.

Не продемонстрировал умения самостоятельного выполнения задания.

Не знает технологию/алгоритм выполнения задания.






























Основные источники:


  1. Гавра,Д.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие / Д.П.Гавра .- СПб.: Питер,2011.-288с. – ( Стандарт третьего поколения).

  2. Руденко,А.М. Психология : учебник / А.М. Руденко.- Ростов н / Д: Феникс,2012.- 556с.- ( Высшее образование).

  3. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д.Столяренко .-5-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.-426с.


Дополнительные источники:


  1. Социальная психология: учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - 3-e изд. - М.: Форум, 2010. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). Режим доступа: http://www.znanium.com/

  2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация: учеб. для ВУЗов / А.П.Панфилова. – СПб., 2005. – 494 с.

  3. Волкогонова О.Д.Управленческая психология .- М.,2005.

  4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 301с.

  5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д.Красовский .- М.: Юнити-ДАНА, 2003.-511с.

  6. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 192 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/


  1. Змановская Е.В. Психология семьи: основы супружеского консультирования и семейной психотерапии : учеб. пособие / Е.В. Змановская. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 378 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/


  1. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Крысько В.Г., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с. Режим доступа: http://www.znanium.com/


  1. Социальная психология/Платонов Ю.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с.: Режим доступа: http://www.znanium.com/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!