СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических работ ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Красночикойский филиал

ГПОУ «Читинский политехнический колледж»







ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена





Методические указания

по выполнению практических работ

для студентов специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах



























2021 г.






Методические указания могут быть использованы для проведения практических занятий при изучении дисциплины ОП. 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Составлены согласно программе, разработанной по ФГОС СПО.











Автор: Тароева М.Н., преподаватель биологии



























Введение

Целью методических указаний является помощь студентам в практическом освоении теоретических знаний, полученных при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека..

Задания для выполнения практических работ составлены по программе ОП. 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена для специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

практические задания направлены на формирование умений:

-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

-применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

-оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

-проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

-обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

-учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.













1. Перечень практических работ по дисциплине

ОП. 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Темы практических занятий

Кол-во

часов

1.

Определение топографического расположения органов и частей тела

2

2.

Определение возрастных и типологических особенностей ВНД ребенка по особенностям поведения

2

3.

Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте

2

4.

Определение физической работоспособности с помощью функциональных проб на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

2

5.

Гигиеническая оценка питания учащихся

2

6.

Разработка и проведение мероприятия по профилактике заболевания детей

2

7.

Гигиеническая оценка классной комнаты и её оборудования

2

8.

Гигиеническая оценка школьного режима и расписания уроков в классе

2


ИТОГО:

16










2.Методические указания по выполнению практических работ


Практические работы выполняются студентами самостоятельно по общим заданиям. Преподаватель объясняет цели и задачи работы, консультирует и контролирует студентов в ходе выполнения ими работы, оценивает качество выполнения задания по окончанию занятия.

Для качественного выполнения практических работ студент должен владеть пройденным на лекциях теоретическим материалом, уметь работать с учебной, справочной, табличной и методической литературой.

Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь при себе конспекты лекций и учебно-методическую литературу, рекомендованную преподавателем, рабочую тетрадь, ручку, карандаш, линейку.

При оформлении работы, необходимо указывать тему и цель работы, а также номер выполняемого пункта в соответствии с заданием.

Задания оформляются аккуратно, разборчивым почерком, в отдельной тетради, которую по окончании работы проверяет преподаватель.

Преподаватель оценивает качество и правильность выполнения заданий.


3. Задания для практических работ

Раздел 3. Строение и функции систем органов здорового человека


Практическая работа №1

Тема практической работы: Определение топографического расположения органов и частей тела

Цель занятия: научиться определять анатомическое расположение органов ОДА, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, зрительной и слуховой сенсорных систем по предложенным схемам.

.Задание: по предложенным схемам указать расположение органов.

1.Ход работы.

1.1. Подписать названия органов ОДА


































1 .2. Подписать названия органов пищеварительной системы













































1.3. Подписать названия органов мочевыделительной системы



1.4. Подписать названия органов эндокринной системы






1.5. Подписать названия органов зрительной и слуховой сенсорных систем









2. Выводы по работе









Раздел 4. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека


Тема 4.1. Физиологические основы ВНД


Практическая работа №2

Тема практической работы: Определение возрастных и типологических особенностей ВНД ребенка по особенностям поведения

Цель занятия: научиться определять особенности ВНД ребенка на основе его поведения в различных ситуациях.

Задание: проанализировать поведение детей, сделать выводы о связанных с возрастом и типом ВНД особенностях, указав к какой тип ВНД характерен для каждого ребенка.

1.Ход работы.

1.1. Лена В., ученица 5-го класса. Очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседями. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Мимика живая. Дисциплинирована. Быстро привыкает к новым требованиям.

Вывод: ____________________________________________________________


1.2. Восьмиклассница Липа К., под влиянием неудачи быстро опускает руки. Она хорошо поет и танцует, стремится участвовать в концертах художественной самодеятельности. Но сам концерт и подготовка к нему вызывают у Липы сильное нервное напряжение. На репетициях, когда у нее ничего не получается, у нее резко падает настроение, в такие минуты Липа может без оснований расплакаться.

Вывод: ___________________________________________________________

1.3. Игорь З., ученик 5-го класса. Занимается в кружке технического творчества, с увлечением работает над созданием сложных моделей и каждую доводит до конца. Учится хорошо, имеет богатый словарный запас, хорошую память. Часто оказывается победителем в беге на короткие дистанции. Отвечая на уроке, оживленно жестикулирует.

Вывод: ____________________________________________________________


1.4. Дима –чувствительный, обидчивый мальчик, 7 лет. Он обиделся, когда его пересадили на другое место и долго размышлял, почему так было сделано. На всех уроках он сидел расстроенным и подавленным. Часто начинал заниматься посторонними делами, мешал товарищам. Получая замечания от учителя, краснеет и долго оправдывается. На перемене примыкает к драчунам и, хотя сам в драке не участвует, подзадоривает других. При появлении дежурного сразу убегает. Видимо труслив.

Вывод: ____________________________________________________________


2. Общий вывод по работе.





Раздел 6. Влияние процессов физиологического созревания

и развития ребенка на его психофизическую и психическую работоспособность и поведение

Тема 6.1. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его психофизическую и психическую работоспособность

и поведение


Практическая работа №3

Тема практической работы: Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте

Цель занятия: научиться подразделять и оценивать факторы внешней среды на положительно влияющие на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте и оказывающие отрицательное воздействие на организм.

Задание: изучить материал лекции и заполнить таблицу.

1.Ход работы.

1. Прочитать предложенные материалы лекций и заполнить таблицу:


Название фактора

Воздействие фактора на организм ребенка

Факторы положительно вляющие на организм ребенка



Факторы отрицательно влияющие на организм ребенка




Выводы: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Практическая работа №4

Тема практической работы: Определение физической работоспособности с помощью функциональных проб на сердечнососудистую и дыхательную системы

Цель занятия: определение с помощью функциональных проб на сердечнососудистую и дыхательную системы физической работоспособности собственного организма.

Задание: определить реакцию сердечнососудистой системы на наклоны туловища (бельгийский тест) и кардиореспираторный резерв собственного организма по Штанге (модификация).

1.Ход работы.

1.1. Определение кардиореспираторного резерва.

1. В спокойном состоянии, сидя, измерить частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 сек.

2. После глубокого вдоха задержать дыхание. Измерить время максимальной задержки дыхания (МЗД).

3. Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить ЧСС2.

4. Занести результаты в таблицу:

ЧСС1

МЗД

ЧСС2




5. Оценить свой кардиореспираторный резерв:

МЗД, сек.

Кардиореспираторный резерв

50

Хороший

40-49

Удовлетворительный

40

Неудовлетворительный

6. Оценить показатель реакции (ПР1) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. ПР11,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва.

ПР1= ЧСС2/ЧСС1

Вывод: ____________________________________________________________

1.2. Реакция сердечно-сосудистой системы на наклоны туловища

1. Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек. (ЧСС1).

2. В течение 1,5 мин. сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук.

3. Повторно сосчитать пульс за 10 сек. сразу после выполнения наклонов (ЧСС2).

4. Сосчитать пульс за 10 сек. Через 1 мин. после выполнения наклонов (ЧСС3).

5. Рассчитать показатель реакции (ПР2) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по формуле: ПР2= (ЧСС1+ЧСС2+ЧСС3-33)/10=__/10=

6. Оценить полученные результаты:

ПР2

Оценка

0-0,3

Сердце в прекрасном состоянии

0,31-0,6

Сердце в хорошем состоянии

0,61-0,9

Сердце в среднем состоянии

0,91-1,2

Сердце в посредственном состоянии

1,2

Сердце в неудовлетворительном состоянии

Вывод: ____________________________________________________________

Общий вывод: _____________________________________________________



Раздел 7. Основы гигиены детей и подростков


Тема 7.1. Основы гигиены детей и подростков


Практическая работа №5

Тема практической работы: Гигиеническая оценка питания учащихся

Цель занятия: закрепить теоретические знания о значении питания в жизни человека, об основах рационального питания.

Задание: Проведите гигиеническую оценку рациона питания

1.Ход работы.

1.1. Определение суточных энергозатрат по таблице Сравните собственные данные (пол, возраст и характер трудовой деятельности) с данными таблицы, и подберите наиболее подходящую величину суточных энергозатрат для вас.


1.2. Определение химического состава и энергетической ценности суточного рациона; Составьте меню одного дня с указанием объема порций. Определите по таблице 1 примерный набор продуктов в каждом блюде. Составьте меню-раскладку, используя таблицу 2. Далее по таблице 3 определите содержание белков, жиров и углеводов в продуктах. Рассчитайте содержание пищевых веществ в граммах по каждому приему пищи и за сутки в целом, а также их соотношение. Вычислите энергетическую ценность (калорийность) пищевых продуктов по каждому приему и суточного рациона в целом. Затем калорийность каждого приема пищи выразите в процентах к общей калорийности всего рациона.

Таблица 1.

ПРИМЕРНАЯ РАСКЛАДКА ПРОДУКТОВ НА ОДНУ ПОРЦИЮ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ







Заполните таблицу:

Таблица 3

СУТОЧНЫЕ НОРМЫ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Таблица 4

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ПИТАНИЯ, ОТВЕЧАЮЩИЙ

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

2.Используя предложенные в работе таблицы и справочный материал, сформулируйте заключение о рациональности Вашего питания с учетом следующих моментов:

1) наличия соответствия между собственными суточными энергозатратами и энергетической ценностью потребляемых за сутки продуктов - полноценность питания;

2) соответствия потребляемых пищевых веществ нормативам, учитывающим возраст и физиологические потребности организма (см. табл. 3 и справочный материал) и правильность их соотношения - сбалансированность питания;

3) наличия в рационе разных групп продуктов (см. справочный материал), в том числе животного и растительного происхождения - разнообразие питания;

4) соответствия кратности питания, распределения суточного рациона по калорийности, интервалов между приемами пищи и времени приемов пищи физиолого-гигиеническим требованиям - режим питания (см. табл. 4и справочный материал);

В заключение работы дайте гигиенические рекомендации, направленные на устранение недостатков в рационе и режиме питания.


Раздел 9. Основы профилактики инфекционных заболеваний


Тема 9.1. Основы профилактики инфекционных заболеваний


Практическая работа №6

Тема практической работы: Разработка и проведение мероприятия по профилактике заболевания детей

Цель занятия: На основе знаний о детских инфекционных заболеваниях уметь определять цели и задачи мероприятий по профилактике заболеваний, разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике заболевания детей

Задание: разработать и провести мероприятие по профилактике инфекционных мероприятий.

Ход работы

1.1. Повторить материал лекции по теме «Детские инфекционные заболевания»,по плану:

1.Особенности инфекционных болезней.

2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней.

3. Источник инфекции и механизм передачи возбудителя при гриппе, ОРВИ.

1.2. Разработать мероприятие по профилактике инфекционного заболевания (по выбору). Конспект предоставить преподавателю на проверку.

1.3. По графику провести данное мероприятие в начальных классах ГОУ Красночикойская СОШ №2 во время прохождения учебной практики.


Раздел 10. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещению школы

Тема 10.1. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещению школы




Практическая работа №7

Тема практической работы: Гигиеническая оценка классной комнаты и её оборудования.

Цель занятия: овладеть методами оценки размеров, освещенности, воздушно-теплового режима, цветовой гаммы и оборудования классной комнаты, выявить факторы, влияющие на здоровье ребенка.

Задание: заполнить таблицу, следуя указаниям приведенным ниже и сделать вывод о соответствии кабинета предъявляемым нормам, о выявлении всех проанализированных факторов на работоспособность и здоровье детей.

Ход работы

1.1. Оценка размеров классной комнаты.

1. Измерить длину и ширину кабинета, вычислить площадь (Sк).

Выяснить количество учащихся, одновременно занимающихся в кабинете.

2. Оценить полученные данные, учитывая, что площадь классной комнаты должна быть не менее 50 кв. м., длина – 8-9 м, ширина – 5,7-6,2 м, минимальная площадь на одного учащегося должна составлять 1,25 кв.м для учащихся 1-4 классов. Наиболее целесообразная форма классной комнаты – прямоугольник с размещением окон по одной из его длинных сторон. Занесите данные в таблицу.

1.2. Оценка освещения.

1.Измерить площадь остекленной поверхности окон (S0) и рассчитать световой коэффициента по формуле СК= S0/ Sк. Оцените результаты, учитывая, что он должен быть не менее 0,25.

2. Отметьте чистоту стекол, наличие цветов на подоконниках, затенение шторами, с какой стороны падает свет на рабочую поверхность.

3. Оцените ориентацию окон кабинета по сторонам света, учитывая, что оптимальными считаются южная, восточная и юго-восточная стороны. Такая ориентация обеспечивает условия светового и теплового климата учебных помещений. Занесите все данные в таблицу.

1.3. Оценка воздушно – теплового режима

1. Измерьте температуру воздуха у доски на высоте головы учащегося. Измерьте психрометром влажность воздуха (В). Оцените полученные результаты, учитывая, что температура воздуха должна быть в пределах 18-20 ̊ С при относительной влажности 40-60%.

2. Измерьте площадь форточек (Бф) и вычислите коэффициент вентиляции (КВ):

КВ=Бф/Sк Оцените полученные результаты, учитывая, что КВ должен быть не менее 0,02.

3. Выясните частоту и длительность проветривания.

4. Все данные занесите в таблицу.

1.4. Оценка школьной мебели

1. Ознакомиться с ГОСТами школьной мебели и измерить высоту столов и стульев в кабинете, обратить внимание на наличие цветной маркировки. Определите, какие группы мебели присутствуют в классе.

2. Выясните рост учащихся, занимающихся в кабинете. Определите подходит ли данная мебель учащимся.

3. Выяснить, выполняются ли требования к расстановке мебели в классе:

- расстояние от доски до первой парты среднего ряда 2,0-2,5 м;

- расстояние от последней парты до задней стены классной комнаты 0,4-0,5 м;

- расстояние от парт первого ряда до наружной стены 0,4-0,6 м.

- расстояние между рядами 0,6-0,8м.

4. Все данные занесите в таблицу. Выясните, учтены ли при распределении учащихся их рост, зрение и другие особенности.

1.5. Оценка цветовой гаммы кабинета.

1. Определите окраску стен, пола, мебели, цвет штор и доски. Оцените насколько она гармонична. Все данные занесите в таблицу.

Гигиеническая оценка классной комнаты

Назначение учебной комнаты_______________________________________________


Показатель

Норма

Фактические данные

1

2

3

Размеры классной комнаты

Длина помещения



Ширина помещения



Высота помещения



Площадь



Площадь на одного ученика



Естественное освещение

Расположение окон



Ориентация окон



СК



Искусственное освещение

Характер освещения



Тип светильника



Суммарная мощность



Удельная мощность



Воздушно-тепловой режим

Температура воздуха



Относительная влажность воздуха



КВ



Школьная мебель

Группы мебели в классе



Расстояние от первой парты среднего до доски



Расстояние от последней парты среднего ряда до доски



Расстояние от последней парты до задней стены



Расстояние от первого ряда до наружной стены



Расстояние от последнего ряда до внутренней стены



Расстояние между рядами



Цветовая гамма

Окраска стен



Окраска пола



Окраска мебели



Окраска штор



Окраска доски




Сделайте вывод о соответствии данного кабинета предъявляемым нормам, о выявлении всех проанализированных факторов на работоспособность и здоровье учащихся.


Вывод: _______________________________________________________________________


Практическая работа №8

Тема практической работы: Гигиеническая оценка школьного режима и расписания уроков в классе

Цель занятия: научиться проводить анализ режима дня и расписания уроков в соответствии с гигиеническими требованиями.

Задание: проанализировать предложенный режим дня младшего школьника и расписание уроков в начальных классах.

Ход работы

1.1. Проанализируйте режим дня школьника 9-10 лет

Режимные моменты

Часы суток

Пробуждение и подъем

7.00

Утренняя гимнастика, туалет, уборка постели

7.00-7.30

Завтрак

7.30-8.00

Дорога в школу

8.00-8.30

Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене, внеклассные занятия

8.30-12.30

Дорога из школы

12.30-13.00

Обед

13.00-13.30

Послеобеденный отдых (сон) или свободные занятия (чтение, просмотр телепередач, компьютерные игры)

13.30-14.30

Учебные занятия - приготовление домашних заданий

14.30-15.30

Прогулка

15.30-17.30

Свободные занятия

17.30-20.00

Ужин

20.00

Свободные занятия

20.00-21.00

Приготовление ко сну

21.00-21.30

Сон

21.30-7.00


Вопросы для анализа:

1. Какие элементы предусматриваются в режиме дня данной возрастной группы? Все ли необходимые элементы имеются?

2. Подсчитайте продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, сна, свободных занятий, самообслуживания. Соответствует ли она возрасту?

3. Соответствует ли распределение различных видов деятельности по времени динамике работоспособности школьника?

4. Предусмотрено ли рациональное чередование различных видов деятельности?

5. Соблюдены ли требования к режиму питания?

Сделайте общий вывод о соответствии режима дня гигиеническим требованиям.

1.2. Дайте анализ расписания уроков одного из классов начальной школы на соответствие гигиеническим требованиям, предварительно изучив теоретический материал

Теоретическая часть:

Расписание уроков должно соответствовать учебному плану по количеству еженедельных уроков

При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в сочетании с трудностью предметов.

Умственная работоспособность учащихся неодинакова в разные дни недели. В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день низкая. Во вторник работоспособность увеличивается и достигает максимального уровня. В среду у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности, а в четверг она несколько увеличивается, т.к. бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, школьники отдохнули за среду. В субботу работоспособность самая низкая.

В связи с этим распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

Установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть их чередование по сложности, по характеру материала, по умственной и физической направленности. Например, можно поставить рядом два достаточно сложных предмета, таких, например, как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом однотипные русский язык и литературу не рекомендуется. Хорошо зарекомендовала себя практика “перебивки” сложных уроков относительно простыми, такими как физкультура, труд, музыка, рисование. Поэтому эти уроки не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Желательно избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.

Шкала трудности предметов для младших школьников

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.


Вопросы для анализа:

1. Подсчитайте количество уроков по учебным предметам, предусмотренных в расписании. Соответствует ли недельная нагрузка учебному плану?

2. Пользуясь шкалой трудности предметов, подсчитайте в баллах нагрузку в каждый день недели. Начертите график, где по горизонтали отметьте дни недели, по вертикали - величину нагрузки. Сделайте вывод: соответствует ли расписание динамике недельной работоспособности.

3. На каких уроках проводятся основные предметы? Соответствует ли это гигиеническим требованиям?

4. Какими уроками поставлены физкультура, труд, рисование, музыка? Реализуется ли в расписании принцип чередования уроков по сложности, по умственной и физической направленности?

5. Предусмотрено ли чередование уроков по сложности и характеру материала?

6. Применяются ли сдвоенные уроки?

Сделайте общий вывод о соответствии расписания уроков гигиеническим требованиям.








Библиографический список


1. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. – 396 с. – Университетская серия: студентам педагогических высших и средних специальных учебных заведений, учителям и воспитателям.

2. Как вырастить здорового ребенка./Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 2011. – 416 с.: ил. – (научно-популярная медицинская литература).

Электронные ресурсы

1.http://www.psihu.net/library/file114 . Электронные ресурсы «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

2. http://www.edu.ru/modules.Каталог образовательных интернет-ресурсов. Курс "Возрастная анатомия, физиология и гигиена".
































Содержание



1.Введение…………………………………………………………..3

2.Перечень практических работ…………………………………...4

3.Методические указания…………………………………………..5

Библиографический список…………….…………………….…..22


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!