СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических работ на тему: "Текстовый редактор MS Word"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по дисциплине "Информатика" 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических работ на тему: "Текстовый редактор MS Word"»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»











МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ

для студентов медицинских техникумов и колледжей

по дисциплине: ОДБ.04 «Информатика»

Тема: «Текстовый редактор Microsoft Word»





специальность:34.02.01 «Сестринское дело»








2018

Рассмотрено на цикловой комиссии

«ОГСЭ, ОПД ЕН»

______________________________________

______________________________________


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

_____________________________________

_____________________________________






















Составитель: Дмитренко Р.Ф преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»







Содержание


Пояснительная записка….…………………………………………….………………… 3

  1. Ввод и редактирование текста…………………..………………………..………… 4

  2. Работа с файлами…………………………………………………………………….. 7

  3. Работа с фрагментами текста…………………………………….……………………9

  4. Форматирование символов………………………………………………….……… 12

  5. Форматирование абзацев……………………………………………….……………. 15

  6. Работа с таблицами………………………………………………………. . ……….…22

  7. Вставка графических объектов и формул в текстовый документ…………….……25

  8. Оформление страницы документа; печать документа.

Работа с текстовыми документами…………………………………………………..34

  1. Понятие гипертекста, гиперссылки……………………………………… …………37

  2. Работа с гиперссылками………………………………………………………..…….39

Список рекомендуемой литературы……………………………………….....................40


Пояснительная записка


Данная работа содержит методические указания к практическим работам по дисциплине «Информатика» и предназначена для обучающихся специальности «Сестринское дело».

Цель: оказание помощи студентам в выполнении практических работ по дисциплине «Информатика» при изучении темы «Текстовый редактор MS Word».

Содержание указаний соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам по дисциплине «Информатика» и разработано в соответствии с рабочей программой по специальности «Сестринское дело».

Описание каждой практической работы содержит: тему, цели работы, порядок выполнения работы, а так же перечень контрольных вопросов, с целью выявить и устранить недочеты в освоении рассматриваемой темы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведен список рекомендуемой литературы.

Данные методические указания могут быть использованы для освоения основных приемов работы в текстовом редакторе MS Word 2007 (так же подробно рассмотрены такие вопросы как создание и работа с макросами и гиперссылками).


Практическая работа №1. Ввод и редактирование текста

Цель работы: Изучить структуру окна MS Word 2007, общие способы его управления и наcтройки; приобрести практический опыт ввода и редактирования текста, работы со справочной системой редактора.

Порядок выполнения работы:

Упражнение 1. Настройка и управление окнами MS Word 2007.

    1. Запустить текстовой процессор (Пуск / Все программы/Microsoft Word).

    2. Изучить структуру окна редактора (рис. 1) и назначение его основных элементов (строка заголовка; кнопки управления окном Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть; строка меню; панели инструментов; линейка; рабочая область; полосы прокрутки; строка состояния; рамка).


Рис. 1. Внешний вид окна текстового редактора MS Word XP


    1. Изучить режимы отображения (просмотра) документа (Вид или кнопки в левом нижнем углу окна документа).

Режимы отображения документа:

Обычный — обычный режим отображения документа. Предназначен для большей части задач, таких как ввод, редактирование и форматирование текста. Установленный флажок Сервис/Парамет­ры/Вид/Перенос по границе окна в Обычном режиме просмотра документа упрощает чтение текста (при любом масштабе отображения документа текст будет переноситься по правой границе окна, что позволяет избежать использования горизонтальной полосы прокрутки).

Web-документ — режим, в котором документ можно просматривать и редактировать в том виде, в каком он будет отображаться в браузере.

Разметка страницы — режим, в котором документ представлен в таком виде, в каком он будет напечатан: указывается разбиение на страницы, отображаются все элементы форматирования, реальное расположение рисунков, таблиц, многоколоночного текста и списков.

Структура — создание и изменение структуры документа. Предоставляет возможность манипулирования целыми структурными единицами (абзацами, разделами, подразделами).

Во весь экран — режим, при котором с экрана удаляется большинство управляющих элементов, что увеличивает видимую часть документа. Возврат к прежнему режиму — кнопка Вернуть обычный режим или клавиша ESC.

    1. Включить контекстно-чувствительное переключение раскладки клавиатуры:

  • (Файл/Параметры). В окне «Параметры Word» перейти на вкладку /Дополнительно/, установить переключатель в квадратик «Автоматически переключать раскладку клавиатуры в соответствии с языком окружающего текста.

Эта функция удобна при редактировании текста. При помещении курсора в английский текст автоматически включается англоязычная раскладка, а при помещении его в русский текст — русскоязычная.


Упражнение 2. Набрать небольшой фрагмент текста, соблюдая следующие правила:


Правила набора текста:

  • Между словом и знаком препинания (точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие, точка с запятой, многоточие) пробел не ставится. Пробел ставится после знака препинания перед следующим словом. Исключение — специальные слова и выражения (например, имена файлов и расширения, дата и время и т. д.).

  • Пробел ставится перед открывающейся и после закрывающейся скобки или кавычки. Пробел не ставится после открывающейся и перед закрывающейся скобкой или кавычкой.

  • Для набора неразрывного (нерастяжимого) пробела следует применять комбинацию Ctrl-Shift-Пробел. Данный тип пробела запрещает перенос текста в этом месте на новую строчку и увеличение расстояния между словами при выравнивании по ширине. Вставку не­разрывного пробела необходимо использовать, например, для отделения инициалов человека от его фамилии.

  • Тире отделяется пробелами с обеих сторон. Для набора длинного тире следует использовать комбинацию Ctrl-Alt-Минус на цифровой клавиатуре (калькуляторе), короткого — Ctrl-Минус на цифровой клавиатуре.

  • Дефис в словах пишется без пробелов. Для набора неразрывного дефиса (перенос слова в этом месте запрещен) следует использовать комбинацию Ctrl-Shift-Минус.

  • Расстановка переносов слов в документе согласно правилам русского языка осуществляется автоматически. Мягкий (рекомендуемый) перенос устанавливается сочетанием Ctrl-Минус.

  • Клавишу Enter следует нажимать только для перехода к новому абзацу. Курсор автоматически переходит на новую строчку при достижении правой границы абзаца. Принудительный переход на новую строку в том же абзаце — Shift-Enter.

  • Границы абзацев (абзацные отступы) должны задаваться специальными средствами, а не с использованием пробелов.


Упражнение 3. Текстовые операции, перенос слов.

  1. Включить автоматическую расстановку переносов:

(Разметка страницы/Параметры страницы/ Расстановка переносов/Авто).

  1. Выполнить поиск и замену в тексте букв, слов, фрагментов слов, словосочетаний:

(Главная/Редактирование/Найти (Заменить).

  1. Ознакомиться с возможностями MS Word по подбору синонимов, антонимов, однокоренных (связанных) слов:

  • (Рецензирование/Правописание/Тезаурус).







Контрольные вопросы:

1. Структура окна MS Word и назначение его основных элементов.

2. Строка статуса и отображаемая в ней информация.

3. Настройка экрана и панелей инструментов. Режимы отображения документа. Масштаб отображения документа.

4. Правила набора текста.

5. Основные свойства документа и их определение.

6. Работа с несколькими одновременно открытыми окнами документов. Просмотр несмежных частей документа.

Практическая работа №2. Работа с файлами

Цель работы: приобрести практический опыт создания и сохранения документа.

Упражнение 1. Создание и сохранение документа.

  1. Создать новый документ (Файл/Создать).

  2. Набрать небольшой фрагмент текста, соблюдая правила набора текста:


Шуточные правила техники безопасности в кабинете информатики

  1. Если ты хороший мальчик, то не суй в розетку пальчик, проводами не играй: неизвестно, есть ли рай? 

  2. Если где-то заискрит, или что-нибудь дымит, время попусту не трать - нужно взрослого позвать. Ведь из искры, знаем сами, возгореться может пламя. 

  3. Бережливым быть умей, и по клавишам не бей, там, учтите этот факт, электрический контакт. 

  4. Мышка может другом стать, коль её не обижать. Дрессируй её умело, не крути в руках без дела 

  5. Если вводишь ты "ответ", а компьютер скажет "нет", по дисплею не стучи, лучше правила учи! 

  6. Если сбой дает машина, терпение Вам необходимо, Не бывает без проблем даже в умной ЭВМ! 

  7. Остальное всем известно:

Чтоб не вскакивали с места,

Не кричали, не толкались,

За компьютеры не дрались. 

  1. В куртках шубах и пальто не приходит к нам никто.

  2. В грязной обуви, друзья, в кабинете быть нельзя. 

  3. Начинать работу строго с разрешенья педагога!

  4. И учтите: Вы в ответе, за порядок в кабинете. 

  1. Сохранить набранный текст на диске в указанной преподавателем папке (Файл/Сохранить, задать необходимые диск, папку, тип файла).

  2. Защитить файл паролем от просмотра или редактирования

(Рецензирование/Защита/Ограничить редактирование)

Пароль чувствителен к регистру букв и может содержать до 15 символов. При вводе пароля вместо символов отображаются звездочки.

Задание параметров сохранения следует выполнять перед записью файла на диск, либо после их установки необходимо заново сохранить документ. Повторное использование команды Файл/Сохранить записывает документ на магнитный носитель под тем же именем и в ту же самую папку.

  1. Определить:

1) количество страниц, абзацев, строк, слов, знаков, знаков и пробелов в набранном тексте:

(Рецензирование/Правописание/Статистика)

2) размер, дату и время создания файла:

(Файл/Сведения)

  1. Задать свойства созданного документа: фа­милию и инициалы автора, название, тему, ключевые слова

(Файл/Сведения/Свойства).

  1. Сохранить созданный вами документ под новым именем, на другом диске или в другой папке (Файл/Сохранить как). При сохранении задать тип файла, отличный от Документ Word (например, Текст в формате RTF). Формат RTF представляет собой универсальный формат для обмена текстовыми документами, содержащими элементы форматирования и графику, между различными несовместимыми текстовыми процессорами.

  2. Закрыть сохраненный документ (Файл/Закрыть).

  3. Завершить работу с MS Word (Файл/Выход).


Контрольные вопросы:

  1. Создание, открытие, сохранение, закрытие документа.

  2. Защита файлов паролем.












Практическая работа №3. Работа с фрагментами текста

Цель работы: изучить работу с фрагментами документа, способы защиты документа от сбоев.

Упражнение 1. Операции с фрагментами текста.

  1. Загрузить MS Word 2007 (Пуск/Все программы/Microsoft Word) и открыть текстовый документ, созданный в лабораторной работе № 2 (Файл/Открыть).

  2. Изучить выделение фрагментов документа с помощью клавиатуры и мыши. Выделить символ, слово, строку, предложение, абзац, произвольный фрагмент, прямоугольный блок, весь документ.


Выделение

Действие
Выделение с помощью клавиатуры

фрагмента текста

Установить курсор в начало (конец) фрагмента, перемещать курсор с нажатой клавишей Shift с помощью клавиш управления курсором.

всего документа

Ctrl-5 (на цифровой клавиатуре).

Выделение с помощью мыши

произвольного фрагмента

Установить указатель мыши в начало фрагмента и, удерживая нажатой кнопку мыши, перетащить указатель через область выделения.

слова

Дважды щелкнуть левой кнопкой мыши внутри слова.

строки текста

Установить указатель мыши слева от строки (он должен превратиться в стрелку) и щелкнуть левой кнопкой мыши. Для выделения нескольких строк дополнительно перетащить указатель вверх или вниз.

предложения

Установить указатель мыши внутри предложения, нажать Ctrl и левую кнопку мыши.

прямоугольного блока

Установить указатель мыши в углу блока и, нажав Alt, перетащить его в противоположный угол.

абзаца

Трижды щелкнуть левой кнопкой мыши внутри абзаца.

всего документа

Установить указатель мыши слева от текста нажать Ctrl и левую кнопку мыши.

  1. Скопировать любой абзац текста несколько раз.

Копирование и перемещение фрагментов документа можно производить по технологии Drag&Drop (перетаскивание выделенного объекта с помощью мыши) и с использованием буфера обмена.

Буфер обмена (Clipboard) — это область оперативной памяти для временного хранения информации. Информацию, размещенную в буфере обмена, в течение одного сеанса работы компьютера можно использовать многократно, извлекая ее из буфера обмена и помещая в любое место произвольного документа. Буфер обмена MS Office 2000 может хранить до 12 фрагментов. Фрагмент храниться в буфере обмена до очистки буфера обмена, до его заполнения (удаляется первый), до выключения питания компьютера.

Перемещение выделенного фрагмента в буфер обмена осуществляется командой Правка/Вырезать (Shift-Del) или нажатием на кнопку Вырезать на панели инструментов Стандартная. Копирование — Правка/Копировать (Ctrl-Ins) или нажатием на кнопку Копировать на панели инструментов Стандартная.

Для вставки фрагмента из буфера обмена нужно поместить текстовый курсор в точку вставки и выполнить команду Правка/Вставить (Shift-Ins) или нажать кнопку Вставить на панели инструментов Стандартная.

Если в документе уже выделен некоторый фрагмент, то при вставке из буфера обмена происходит замещение всего выделенного фрагмента на вставляемый.

Команда Правка/Специальная вставка позволяет создавать связь, внедрять или осуществлять преобразование форматов при вставке содержимого буфера обмена.

  1. Поменять местами два произвольных предложения.

  2. Создать новый документ. Скопировать весь текст из старого документа в новый.

  3. Закрыть текстовый документ из лабораторной работы № 2 и далее работать с новым документом.

  4. Удалить последний абзац текста (выделить абзац/клавиша Dele­te). Для отмены ошибочного действия можно воспользоваться командой Правка/Отменить или кнопкой Отменить на панели инструментов Стандартная.


Упражнение 2. Защита документов от сбоев.

Существуют 2 способа защиты документа от сбоев (например, сбой электропитания): Автосохранение и резервное копирование, направленные на создание копий редактируемых документов.

При аварийном выходе из программы копии документа могут быть использованы для восстановления несохраненной информации.

  1. Настроить интервал Автосохранения:

  • (Файл/Параметры/Параметры Word/Сохранение/ Автосохранение каждые 10 минут).

При Автосохранении через заданный интервал времени происходит сохранение служебной информации, необходимой для восстановления документа в аварийных ситуациях. Данные записываются в специальный файл. Автосохранение не отменяет необходимости использования команд Файл/Сохранить, Файл/Сохранить как. Папка, в которой расположены файлы Автосохранения, задается посредством команд:

  • Файл/Параметры/Параметры Word/Сохранение/Расположение файла по умолчанию.

  1. Включить резервное копирование:

  • (Файл/Параметры/Параметры Word/Дополнительно/Всегда создавать резервную копию).

При резервном копировании во время второго и последующего сохранений документа сохраняется его предыдущая копия. К названию документа добавляется слово "Копия", а расширение становится .wbk.

  1. Сохранить документ.

  2. Закрыть документ, а затем открыть его резервную копию.

  3. Завершить работу с MS Word.


Контрольные вопросы:

  1. Выделение фрагмента документа, его копирование, перемещение, удаление.

  2. Принципиальное отличие удаления фрагмента документа от перемещения его в буфер обмена.

  3. Средства защиты документа от сбоев и пути их активизации.


















Практическая работа №4. Форматирование символов


Цель работы: Получить практические навыки форматирования символов


Порядок выполнения работы:


Упражнение 1. Атрибуты формата символов.

Символ — наименьшая неделимая составляющая документа.

Выделяют следующие атрибуты формата символов:

1) Гарнитура (Формат/Шрифт/Шрифт/Шрифт) определяет художественное изображение шрифта, позволяющее различать его среди других шрифтов. Гарнитуры шрифтов различаются по контрастности (отношению толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символов); по наличию засечек (серифов) — небольших черточек на концах линий, образующих символ; по пропорциональности (пропорциональные и моноширинные). Моноширинные шрифты — шрифты с фиксированной шириной символов. Пропорциональные — каждый символ занимает столько места, сколько ему необходимо. Пропорциональные шрифты разделяют на сверхузкие, узкие, нормальные, широкие, сверхширокие. Для определения пропорциональности вычисляется отношение ширины буквы «М» к ее высоте.

2) Начертание Формат/Шрифт/Шрифт/Начертание. Различают обычное (прямое), курсив (наклонное), полужирное начертание.

3) Размер или кегль (Формат/Шрифт/Шрифт/Размер) определяет высоту символов. Задается в пунктах (пт) от 1 до 1638. 1" = 72,27 пт. 1 пт = 0,353 мм.

4) Цвет (Формат/Шрифт/Шрифт/Цвет текста).

5) Дополнительные эффекты (Формат/Шрифт/Шрифт/Подчерки­вание или Видоизменение): подчеркивание и его цвет, зачеркивание, верхний/нижний индекс, приподнятый/утопленный, с тенью, контур, скрытый текст и др. Скрытый текст — это текст, который используется для записи примечаний, комментариев и т. п. Чтобы напечатать скрытый текст, установите флажок Файл/Печать/Параметры/Скры­тый текст.

Отдельно следует отметить эффект прописных символов или капитель — строчные буквы выглядят как прописные, но меньшего размера (Формат/Шрифт/Шрифт/Малые прописные).

6) Кернинг (Формат/Шрифт/Интервал/Кернинг для знаков размером … пунктов и более) — изменение расстояния между символами, входящими в специальные пары.

7) Межсимвольный интервал (Формат/Шрифт/Интервал/Интер­вал). Трекинг — изменение расстояния между символами в зависимости от размера шрифта для улучшения читабельности текста: чем меньше кегль, тем больше расстояние между символами и наоборот. В векторных шрифтах трекинг рассчитывается автоматически для символов произвольного размера по специальным формулам.

8) Позиция символа в строке (Формат/Шрифт/Интервал/Смеще­ние … на …) — смещение символов вверх или вниз относительно опорной (базовой) линии строки.

9) Ширина символов (Формат/Шрифт/Интервал/Масштаб). Данная команда задает горизонтальный размер символов в процентах относительно исходной величины (от 1 до 600%).

10) Анимация (Формат/Шрифт/Анимация/Вид). Эффекты анимации отображаются на экране, но не выводятся на печать.

Для изменения атрибутов символов можно использовать команд:

  • Главная/Шрифт/Открытие диалогового окна Шрифт;

  • кнопки на панели Форматирование;

  • команду Шрифт из контекстного меню.

Если текст уже набран, то перед форматированием необходимо выделить нужный фрагмент, а затем установить атрибуты.

В диалоговом окне форматирования присутствует поле Образец, в котором отражается результат форматирования.

Кнопка По умолчанию… применяется для сохранения параметров, установленных командой Шрифт. Эти параметры будут применяться во всех новых документах, создаваемых с помощью текущего шаблона.

Команда Формат/Регистр служит для переключения регистра букв: как в предложениях (первое слово предложения начинается с прописной буквы); все строчные (нижний регистр); все прописные (верхний регистр); начинать с прописных (каждое слово начинается с прописной буквы); изменить регистр (инверсия регистра — нижний регистр меняется на верхний и наоборот).

  1. Загрузить MS Word. Открыть файл, созданный в лабораторной работе №3.

Иногда для демонстрации возможностей MS Word требуется случайный псевдотекст. Чтобы не набирать его вручную, наберите в начале нового абзаца выражение =rand(x, y), где х — требуемое количество абзацев, у — необходимое количество предложений в абзаце, и нажмите Enter.

  1. Скопировать любые три строки в конец документа и отформатировать их следующим образом.

  1. Первая строка: шрифт Courier New размером 12 пунктов, синий цвет символов и разреженный межсимвольный интервал 2 пункта.

  2. Первое и третье слово второй строки: шрифт Times New Roman размером 16 пунктов, начертание — полужирное с двойным подчеркиванием, смещение символов вверх на 3 пункта, цвет — красный.

  3. Остальные строки: шрифт Arial, 11 пунктов, полужирный курсив.

  1. Опробовать различные варианты использования команды Формат/Регистр по изменению регистра букв.

  2. Подписать созданный документ своей фамилией и инициалами. Подпись разместить в конце документа. Отформатировать подпись как скрытый текст «Вкл./выкл. отображение скрытого текста».

  3. Сохранить документ на диске.


Контрольные вопросы:


1. Атрибуты формата символов. Их установка. Просмотр (определение) атрибутов форматов.


Практическая работа №5. Форматирование абзацев

Цель работы: Получить практические навыки форматирования абзацев, приобрести опыт использования стилей.

Упражнение 1. Атрибуты формата абзацев.

Абзацэто часть текста, представляющая законченный по смыслу фрагмент, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши ENTER и отображается символом ¶ (конец абзаца).

К маркеру абзаца привязана вся информация о формате абзаца. Если скопировать или перенести абзац без этого маркера, то информация о формате абзаца не будет сохранена. Если удалить маркер, то абзац сольется со следующим. При этом формат верхнего абзаца будет распространен на весь абзац.

Для форматирования абзаца достаточно установить текстовый курсор внутри абзаца. Любая операция форматирования будет применена ко всему абзацу.

Выделяют следующие атрибуты формата абзаца:

1) Отступы абзаца (Формат/Абзац/Отступы и интервалы/Отступ или перетащить маркеры на горизонтальной линейке). Величина абзацных отступов измеряется от полей страницы до текста абзаца. При отрицательном значении отступа текст абзаца перемещается за границу левого (правого) поля. Кнопки Уменьшить отступ, Увеличить отступ на панели инструментов Форматирование предназначены для сдвига левого абзацного отступа на один интервал табуляции вправо или влево соответственно. Если установлен флажок Сервис/Парамет­ры/Правка/Установка отступов клавишами, то сдвигать абзацные отступы (левый и первой строки) согласно установленному шагу табуляции можно с помощью клавиш Tab (вправо) и BackSpace (влево).

2) Табуляция (Формат/Табуляция или установить с помощью табуляторов на линейке). Чтобы добавить табулятор нужно щелкнуть мышью в нужном месте линейки. Для удаления табулятора перетащите его маркер за пределы линейки. Табуляторы используются для выравнивания текста или чисел по столбцам. Различают следующие виды позиции табуляции: по левому краю (текст размещается справа от позиции табуляции); по центру (текст выравнивается по центру относительно позиции табуляции); по правому краю (текст размещается слева от позиции табуляции, если свободного места недостаточно, он смещается вправо); по разделителю (целая часть числа располагается слева от позиции табуляции, а дробная — справа); с чертой (вставка вертикальной линии в позицию табуляции). Вид табулятора задается перед его установкой на левом краю горизонтальной линейки.

3) Выравнивание (Формат/Абзац/Отступы и интервалы/Вырав­нивание или кнопки на панели инструментов Форматирование): по левому краю (Ctrl-L), по центру (Ctrl-E), по правому краю (Ctrl-R), по ширине (Ctrl-J). Выравнивание абзаца производится не относительно полей страницы, а относительно установленных отступов абзаца. Для применения разных типов выравнивания текста в пределах одной строки следует использовать табуляторы.

4) Междустрочный интервал или интерлиньяж (Формат/Абзац/ Отступы и интервалы/Междустрочный) определяет расстояние между строками текста внутри абзаца. Различают: одинарный (определяется наибольшим размером шрифта в данной строке, к которому добавляется величина, зависящая от используемого шрифта); полуторный (превышает одинарный междустрочный интервал в полтора раза); двойной (превышает одинарный междустрочный интервал в два раза); минимум (соответствует минимальному междустрочному интервалу, который может быть установлен для шрифтов или рисунков большего размера, для которых заданного междустрочного интервала недостаточно); точно (фиксированный интервал, который не изменяется в зависимости от размера шрифта; все строки абзаца будут иметь одинаковую высоту); множитель (интервал увеличивается или уменьшается на указанную относительную величину).

Стандартным машинописным интервалом называется величина, равная 1/6 " = 12 пт = 4,236 мм.

5) Интервал между абзацами (Формат/Абзац/Отступы и интервалы/Интервал перед и после). Комбинация клавиш Ctrl-0 вызывает увеличение интервала перед текущим абзацем на одну строку, повторное нажатие — уменьшение до первоначального значения.

6) Положение на странице (Формат/Абзац/Положение на страни­це). Представляется возможным запретить образование висячих строк (последняя строка абзаца, перенесенная на новую страницу, или первая строка абзаца, оставшаяся на предыдущей странице); предотвратить разрыв страницы внутри абзаца; запретить отрыв абзаца от следующего при переносе на новую страницу; разместить абзац с начала новой страницы; запретить нумерацию строк и автоматический перенос слов внутри абзаца.

7) Заливка, обрамление (Формат/Границы и заливка).

Граница — рамка, которой можно обвести абзац или группу абзацев, а также линия, которую можно нарисовать с любой стороны абзаца. Характеризуется типом, толщиной, цветом линии, полями (расстоянием от линии до текста), эффектом тени или объема.

Существует возможность обрамления целой страницы. При этом допустимо использование рисунка в качестве рамки (графической рамки).

Заливка — это фон абзаца, группы абзацев, страницы. Характеризуется узором, цветом узора и цветом фона.

Следует отметить, что, хотя заливку и обрамление применяют, как правило, для оформления абзацев, возможно использование команды Формат/Границы и заливка для форматирования отдельных слов или символов.

8) Буквица (Формат/Буквица) — стилизованное оформление первой буквы абзаца. Буквица характеризуется положением (в тексте или на полях), гарнитурой шрифта, высотой (в строках), расстоянием до текста.


Для изменения атрибутов форматирования абзацев можно использовать команды:

  • Главная/Абзац/Открытие диалогового окна Абзац;

  • Линейка;

  • команда Абзац из контекстное меню;

  • Главная/Абзац/Заливка, Границы

  • Вставка/Текст/Буквица;

  • кнопки на панели инструментов Форматирование.

Чтобы увидеть все установленные атрибуты символов и абзацев можно воспользоваться командой Справка/Что это такое?/Щелкнуть мышкой по требуемому фрагменту текста.

Порядок выполнения работы:

    1. В текстовом процессоре создайте новый документ.

    2. Наберите черновик документа (Times New Roman, 14 пунктов, выравнивание по левому краю) со следующим текстом:

Принтер

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство — принтер. Существуют различные типы принтеров.

Матричный принтер печатает с помощью металлических иголок, которые прижимают к бумаге красящую ленту.

Струйный принтер наносит буквы на бумагу, распыляя над ней капли жидких чернил. С его помощью создаются не только черно-белые, но и цветные изображения.

В лазерном принтере для печати символов используется лазерный луч. Это позволяет получать типографское качество печати.

    1. Отформатировать документ следующим образом:

  1. Для 1-го абзаца: с помощью горизонтальной линейки задать отступы 0 см с левой и правой сторон абзаца, отступ первой строки — 1 см, выравнивание по центру страницы (с помощью панели инструментов Форматирование).

  2. Для 2-го и 3-го абзацев: отступы слева и справа по 0,5 см, отступ первой строки — 1,25 см (используя команду Абзац), одинарный межстрочный интервал, выравнивание по левому краю абзаца.

  3. Для 4-го абзаца: задать интервал перед абзацем 12 пунктов, после — 18 пунктов, двойной межстрочный интервал, выравнивание по центру, заполнение 30% голубым цветом по белому фону, обрамление рамкой толщиной 3 пункта синего цвета с тенью.

  4. Для 5-го абзаца: задать обрамление двойной линией красного цвета слева от абзаца, выравнивание по ширине страницы, отступ с левой стороны — 2 см.

    1. Запретить образование висячих строк во всем документе и перенос слов в произвольном абзаце.

    2. Оформить первый абзац текста с применением буквицы.

    3. Сохранить созданный документ в своей папке под именем «Практика5Упражнение1.doc»


Упражнение 2. Работа со списками.

MS Word позволяет создавать 3 типа списков: маркированные, нумерованные, многоуровневые.

Для создания списков можно использовать команду Формат/Спи­сок или кнопки Маркеры и Нумерация на панели инструментов Форматирование.

Можно создавать список в процессе ввода текста или преобразовывать в список уже набранный текст. Элементом списка является абзац. При добавлении/удалении элементов списка они автоматически переформатируются. Для завершения ввода списка необходимо дважды нажать Enter или BackSpace или отжать кнопку на панели инструментов Форматирование.

Маркированные и нумерованные списки создаются автоматически при вводе текста, если строка начинается с символов "*", "-", "", номера с точкой или скобкой и пробела после указанных символов. Автоматическое создание списков происходит и при использовании команды Формат/Автоформат.

Многоуровневые списки допускают не более 9 уровней вложенности. Чтобы изменить уровень вложенности используйте кнопки Уменьшить отступ, Увеличить отступ на панели инструментов Форматирование. Чтобы понизить (повысить) уровень абзаца на 1, надо нажать Tab (Shift-Tab) в начале абзаца.

Кнопка Формат/Список/Маркированный/Рисунок дает возможность использовать в документе рисованные маркеры из библиотеки клипов MS Clip Gallery 5.0.

Кнопка Формат/Список/Изменить для Word 2003 или Главная/Абзац/Маркеры (Нумерация)/Определить новый маркер (формат номера…) для Word 2007, позволяет изменить формат маркированного (символ, шрифт, положение маркера, положение текста), нумерованного (шрифт номера, вид нумерации, начальный номер, положение номера и текста) и многоуровневого (практически те же элементы форматирования, что и для нумерованного списка, но представляется возможным задавать их для каждого уровня вложенности) списков.

Порядок выполнения работы:

  1. Создать новый документ в MS Word.

  2. Ввести указанные преподавателем элементы списка как отдельные абзацы (список фамилий студентов подгруппы, оглавление учебника).

  3. Из списка фамилий сформировать маркированный (нумерованный) списки.

  4. Из оглавления учебника сформировать многоуровневый список.

  5. Сохранить созданный документ в своей папке под именем «Практика5Упражнение2.doc»


Упражнение 3. Автоматизация форматирования.

Повышение эффективности и скорости работы при форматировании больших документов достигается путем: использования стилей (Формат/Стиль или Главная/Стили); автоматического форматирования (Формат/Авто­формат); формата по образцу (кнопка Формат по образцу на панели инструментов Форматирование).

Примечание: Средство «Автоформат», которое являлось частью программы Microsoft Office 2003, не было включено в программу Microsoft Office 2007.

Если требуется использовать средство «Автоформат» в приложении Word, эту команду можно добавить на панель быстрого доступа.

Нажмите кнопку Кнопка Microsoft Office (Файл) и выберите пункт Параметры Word. Щелкните категорию Настройка ленты. В диалоговом окне Параметры Word в списке Выбрать команды: выберите Все команды. В списке команд выбранной категории выберите Автоформат и нажмите

Кнопку Добавить.

Стиль совокупность атрибутов формата, имеющая уникальное имя. Фактически, стиль — это команда форматирования, при выполнении которой производится установка сразу нескольких атрибутов формата.

MS Word предоставляет пользователю возможность как использования готовых стилей, так и создания, редактирования и удаления своих.

В режимах Обычный и Структура вдоль левого края документа размещена полоса стилей (в ней написаны имена примененных стилей). Чтобы ее увидеть, установите счетчик Сервис/Парамет­ры/Вид/Ширина полосы стилей в состояние, отличное от нуля.

Кнопка Организатор диалогового окна Стиль позволяет копировать стили из одних документов в другие или из шаблона в шаблон.

При использовании стилей необходимо учитывать следующие правила:

1) Нельзя изменять стиль Нормальный, на нем базируются многие стандартные стили MS Word.

2) Если вы удаляете стиль, то все абзацы этого стиля будут отформатированы стилем Нормальный.

Автоформат является составной частью Автозамены. Может реализовываться в 2 вариантах — автоформатирование в процессе ввода текста и команда Формат/Автоформат. Автоформатирование предполагает автоматическое форматирование текущего файла на основе анализа его содержимого.

При выполнении автоформатирования к каждому абзацу применяется определенный стиль; удаляются лишние маркеры абзацев; отступы, сделанные с помощью пробелов и табуляции, заменяются на абзацные отступы; создаются маркированные и нумерованные списки и т. д.

При пошаговом просмотре каждого изменения, сделанного командой Формат/Автоформат, можно Принять или Отменить внесенные изменения.

Форматирование по образцу — это способ переноса формата с одного абзаца на другой.

Для осуществления операции копирования формата необходимо:

1) Выделить фрагмент, формат которого надо скопировать.

2) Нажать кнопку Формат по образцу на панели инструментов Стандартная (один раз или дважды для фиксации с целью копирования в несколько мест).

3) После того, как указатель мыши изменит свою форму, выделить фрагмент текста, формат которого надо изменить. Затем выделить следующий фрагмент и т.д.

4) Закончив копирование, отжать кнопку Формат по образцу или нажать Esc.


Порядок выполнения работы:

а) Открыть документ «Практика5Упражнение1.doc». В режиме просмотра Обычный вывести на экран полосу стилей.

б) Отформатировать первый абзац документа стилем - стилем Заголовок 1, второй абзац документа стилем Основной текст (Обычный), третий абзац — стилем Нормальный (Normal) или Строгий.

в) Сохранить созданный документ в своей папке под именем «Практика5Упражнение3.doc»

г) Пригласить преподавателя для проверки выполненного задания.


Контрольные вопросы:


1. Атрибуты формата абзацев. Их установка. Просмотр (определение) атрибутов форматов.

2. Типы списков MS Word. Формирование списков.

3. Создание, настройка и использование собственных стилей форматирования. В отчет включить описания стилей Заголовок 1 и Обычный. В какой список включаются стили пользователя?

4. Применение автоформатирования.

5. Форматирование по образцу.


Практическая работа №6. Работа с таблицами


Цель работы: Приобрести практический опыт обработки табличных данных в MS Word и реализации автоматических вычислений в таблицах.

Упражнение 1. Создание и форматирование таблиц.

Таблица представляет собой некий объем информации, организованный с помощью строк и столбцов. Ячейки таблиц могут содержать не только текст, но и графические и прочие объекты.

Таблицы всегда были неотъемлемым атрибутом печатной научно-технической документации, а в последние годы стали эффективным средством оформления Web-страниц. В силу ограниченной возможности форматирования документов средствами языка HTML таблицы зачастую используются для принудительного управления размещением данных на экране: для имитации газетного стиля в виде колонок, размещения несколько иллюстраций по ширине Web-страницы. При этом иногда используют прием, когда рамки таблицы вообще не отображают, а между ячейками делают зазор. В результате объекты, находящиеся в ячейках, образуют ровные регулярные структуры, в то время как никаких следов таблиц на экране не видно.

Существует три основных средства создания таблиц:

  1. кнопка Добавить таблицу на панели инструментов Стандартная;

  2. команда Таблица/Добавить/Таблица или Вставка/Таблица;

  3. средство рисования таблиц Нарисовать таблицу на панели инструментов Таблицы и границы (Таблица/Нарисовать таблицу).

Чтобы преобразовать уже набранную группу слов, абзацев или предложений, разделенных некоторым символом, в таблицу, следует использовать команду Таблица/Преобразовать/Преобразовать в таблицу/указать число столбцов, режим автоподбора ширины столбцов, разделитель. Для обратного преобразования — Таблица/Пре­образовать/Преобразовать в текст.

Для каждого абзаца в выделенном фрагменте отводится одна строка таблицы. При автоматическом определении числа столбцов Word выбирает строку с наибольшим количеством символов-разделителей столбцов.

При создании таблиц весьма эффективным является использование режима Автоподбора: постоянная ширина (общая ширина таблицы равна ширине поля набора документа, а ширина каждого столбца постоянна и зависит от количества столбцов); по содержимому (ширина каждого столбца пропорциональна объему данных, содержащихся в нем); по ширине окна (режим для таблиц Web-документов — окончательное форматирование таблицы происходит не в момент ее создания, а во время просмотра).

Управлять отображением сетки таблицы можно командой Таблица/Скрыть сетку (Отображать сетку).

Редактирование структуры таблицы сводится к следующим операциям: добавление заданного количества строк/столбцов; удаление выделенных ячеек, строк и столбцов; слияние/разбиение выделенных ячеек.

Комбинируя вышеуказанные операции, можно на базе таблиц с простой структурой готовить таблицы, имеющие сложную структуру. Средства для выполнения этих операций находятся в меню Таблица или доступны через контекстное меню.

Для разделения таблицы на две части необходимо указать место разделения и выполнить команду Таблица/Разбить таблицу.

При работе с таблицами следует различать форматирование таблиц и форматирование содержимого. В первом случае происходит управление размерами структурных элементов таблицы (ячеек, строк, столбцов и т. п.), во втором — управление размещением содержимого ячеек.

В командном режиме для форматирования таблиц используют диалоговое окно Таблица/Свойства таблицы. Вкладка Таблица позволяет задать: размеры таблицы (Размер); выравнивание таблицы относительно страницы документа (Выравнивание); метод взаимодействия таблицы с окружающим текстом (Обтекание); оформление рамок таблицы и ячеек (Границы и заливка); размеры внутренних полей в ячейках и интервалы между ячейками (Параметры). Вкладка Строка/Столбец/Ячейка позволяет назначить параметры текущей строки/столбца/ячейки или выделенных строк/столбцов/ячеек.

Команда Таблица/Автоподбор автоматически изменяет размеры строк/столбцов согласно выбранному варианту (По содержимому, По ширине окна, Фиксированная ширина столбца, Выровнять высоту строк, Выровнять ширину столбцов).

В интерактивном режиме таблицу форматируют с помощью маркеров, появляющихся при наведении указателя мыши на таблицу или ее элементы. Маркер в левом верхнем углу таблицы позволяет перемещать таблицу по рабочему полю документа. Маркер в правом нижнем углу позволяет управлять общими размерами таблицы. Маркеры изменения размера, появляющиеся при наведении указателя мыши на рамки таблицы, позволяют интерактивно изменять размеры столбцов и строк методом перетаскивания.

Перемещение между ячейками таблицы осуществляется клавишами Tab (к следующей ячейке), Shift-Tab (к предыдущей ячейке).

С помощью клавиш управления курсором внутри текстовых фрагментов выполняется перемещение по тексту, но по достижении границы текста — переход к соседним ячейкам.

Все команды форматирования текста относятся к выделенному элементу. Текст в таблицах форматируется аналогично любому другому. Автоматическое форматирование выделенной таблицы (применение готовых форматов) выполняется командой Таблица/Авто­формат).

Сортировка содержимого таблицы осуществляется командой Таблица/Сортировка.

Команда Таблица/Заголовки позволяет определить одну или несколько начальных строк таблицы в качестве заголовка, который при печати будет выводиться на каждой странице, если таблица располагается на нескольких листах.

Порядок выполнения работы:

  1. Создать новый документ в MS Word.

  2. Создать таблицу вида:

    Сведения об успеваемости студентов

    Учебная

    дисциплина

    Группа


    Средний

    балл

    Всего сдавало

    Отлично

    Хорошо

    Удовл.

    Неуд.

    Неявки

    Математика

    11 «с»

    4,28

    25

    15

    4

    4

    2

    0

    12 «с»

    4,35

    23

    3

    10

    6

    4

    0

    13 «с»

    3,10

    21

    2

    3

    11

    5

    0

    Итого:


    3,91

    69

    20

    17

    21

    11

    0

    Философия

    11 «с»

    4,58

    24

    18

    4

    2

    0

    1

    12 «с»

    4,26

    23

    13

    7

    3

    0

    0

    13 «с»

    3,75

    20

    4

    9

    5

    2

    1

    Итого:


    4,2

    67

    35

    20

    10

    2

    2

    Средний балл:


    4,12







  3. Сохранить документ в своей папке под именем «Практика6».

  4. Пригласить преподавателя для проверки выполненного задания.

Контрольные вопросы:

1. Понятие таблицы. Ее структура. Выделение отдельных элементов таблицы.

2. Способы создания таблиц. Редактирование структуры таблицы.

3. Форматирование таблиц и их содержимого. Основные элементы форматирования таб

Практическая работа №7. Вставка графических объектов и формул в текстовый документ

Цель работы: Получить практические навыки создания рисунков средствами MS Word и вставки готовых графических объектов; приобрести практические навыки работы с редактором формул Microsoft Equation.

Упражнение 1. Создание рисунков средствами MS Word (Автофигуры).

На панели инструментов Рисование расположены инструменты для рисования, управления, и форматирования всех видов графических объектов (изменения толщины, цвета и типа линий, заливки, размеров, настройки тени и объема и др.).

  • Вставка/Иллюстрации/Фигуры


Форматирование всех видов графических объектов доступно также через меню Формат.

Существует возможность автоматического создания различных стандартных фигур (линии, основные формы, фигурные стрелки, элементы блок-схем, звезды и ленты, выноски), используя инструменты Автофигуры на панели инструментов Рисование; замены одной автофигуры на другую. Фигуры, нарисованные полилиниями, могут иметь заливку.



Представляется возможным добавления текста к любому графическому объекту (кроме линий и полилиний): команда Добавить текст из контекстного меню объекта. Заданный текст привязывается к объекту и перемещается вместе с ним. Если привязка текста к графическому объекту не является обязательной, используйте кнопку Надпись на панели инструментов Рисование. Эту кнопку можно использовать для добавления текста в любое место страницы, например, для создания подписей к рисункам.

Кнопка Действия открывает доступ к ряду команд по обработке векторной графики:

1) Группировать (объединение графических примитивов в один объект, чтобы изображение воспринималось как единое целое при перемещении и форматировании. Для одновременного выделения нескольких примитивов следует использовать клавишу Shift или выделить группу объектов рамкой при помощи инструмента Выбор объектов.

2) Разгруппировать — разделение ранее сгруппированного изображения на составляющие с целью их дальнейшего форматирования по отдельности.

3) Порядок — изменение порядка следования перекрывающихся объектов.

4) Сетка — установка режима привязки к узлам сетки, который позволяет легко выравнивать объекты при рисовании.

5) Выровнять/распределить — выравнивание выделенных графи­ческих объектов относительно страницы или друг друга.

6) Повернуть/отразить — поворот графических объектов на произвольный угол (Свободное вращение); поворот на угол, равный 900 (Повернуть влево, Повернуть вправо); зеркальное отображение объектов (Отразить слева направо, Отразить сверху вниз).

7) Обтекание текстом — задание характера взаимного расположения текста и графического объекта (Вокруг рамки, По контуру, За текстом, Перед текстом, Сверху и снизу, Сквозное, Изменить контур обтекания).

8) Начать изменение узлов — изменение формы выделенной полилинии или кривой.

Порядок выполнения работы:

  1. Создать новый документ в MS Word.

  2. Средствами MS Word (Панель инструментов Рисование) создать рисунок согласно варианту, указанному преподавателем.

  3. Сгруппировать графические примитивы, чтобы изображение воспринималось как единое целое (выделить весь рисунок/Действия/Группировать).


Вариант 1. Вариант 2.







Вариант 3.







Вариант 4.

x






Вариант 5. Вариант 6.







Вариант 7.


  1. Сохранить документ в своей папке под именем «Практика7.1».

  2. Пригласить преподавателя для проверки выполненного задания.





Упражнение 2. Использование фигурного текста.


1. Вставить в документ художественный текст средствами WordArt (Вставка/Текст/WordArt). Коллекция WordArt имеет 30 стилей надписей текста.

ИНФОРМАТИКА





2. Отредактировать внедренный объект: изменить текст надписи (двойной щелчок по объекту), цвет линий и заливки (кнопка Формат на вкладке «Средства рисования»); выполнить поворот объекта на произвольный угол (кнопка Свободное вращение на панели инструментов WordArt).


ИНФОРМАТИзация




Упражнение 3. Внедрение иллюстраций из библиотеки клипов и рисунков.

1. Вставить в документ готовый рисунок из MS Clip Gallery (Встав­ка/Иллюстрации/Картинка).

2. Изменить размеры рисунка (двойной щелчок по объекту) команда Формат/Размер на вкладке «Работа с рисунками»).

3. Настроить яркость и контрастность изображения (Формат/Изменение/Коррекция).

4. Преобразовать цветной рисунок к черно-белому (Формат/Изменение/Цвет).







Упражнение 4. Обмен графическими объектами между различными приложениями.

1. В графическом редакторе Paint создать рисунок, сохранить его на диске и вставить в Word-документ (Вставка/Рисунок/Из файла или использовать буфер обмена).

2. Отработать различные варианты обтекания рисунка текстом (Формат/Рисунок/Положение).

4. Сохранить документ на диске.

5. Завершить работу с MS Word.


Упражнение 5. Создание и редактирование формул.

Для создания какой-либо математической конструкции необходимо выполнить следующее:

1. Установить курсор в то место, где необходимо поместить формулу.

2. Запустить редактор формул (Вставка/Объект/Microsoft Equation 3.0).

3. Создать формулу.

4. Завершить ввод формулы нажатием клавиши ESC или щелчком левой кнопкой мыши где-либо в поле документа вне области ввода формулы. Введенная формула автоматически вставляется в текст в качестве OLE-объекта, для редактирования которого непосредственно в документе достаточно выполнить на нем двойной щелчок. Для изменения размера формулы ее следует выделить и потянуть за маркер на рамке.

После вызова редактора формул появляется пиктографическое меню, состоящее из двух строк кнопок (рис. 3). Первый ряд служит для вставки символов (операторов и греческих букв) в формулы, второй — для создания шаблонов математических формул.

Рис. 3. Пиктографическое меню редактора формул


За каждой из кнопок находится группа символов или шаблонов. После нажатия кнопки мышью снизу от кнопки появится изображение всех символов/шаблонов группы. Щелчок мыши по нужному символу/шаблону вставит необходимый элемент в место расположения курсора.

Перед созданием формулы надо определить, какой тип шаблона лежит в ее основе: дробь, знак суммы, интеграл, вектор, матрица и т.д. Если формула имеет сложную структуру (например, под знаком радикала содержится дробь), то необходимо вставлять шаблоны последовательно: сначала радикал, а затем под него дробь и т.д. Заполнение шаблонов символами и цифрами производится с клавиатуры и при помощи упомянутых выше инструментов первой строки.

Редактор формул может быть запущен автономно в виде обычного окна приложения. Оно содержит такие меню, как и вызванное из MS Word. Возврат к редактированию документа — Файл/Выход и возврат в ... . При автономной работе MS Equation возможен обмен частями формул между различными математическими выражениями посредством буфера обмена.

В редакторе формул курсор напоминает литеру L. Элемент формулы вводится в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий.

Настройка MS Equation позволяет назначать шрифты для различных элементов, входящих в формулы (Стиль/Определить), определять размеры элементов формулы (Размер/Определить), межстрочный интервал, расстояние между столбцами (Формат/Интервал), задавать выравнивание (Формат) и др.

При работе с редактором формул следует стремиться к максимальной полноте вводимых выражений, т. е. вводить всю формулу целиком в редакторе формул, не используя иные средства, как показано на рис. 4.


неправильно правильно

Рис. 4. Рекомендации по вводу формул


В редакторе формул не работает клавиша Пробел, поскольку необходимые интервалы между символами создаются автоматически. Для принудительного задания пробелов их следует вводить с помощью кнопки из пиктографического меню. Предусмотрено 5 видов пробелов различной ширины.

Порядок выполнения работы:

  1. Создать новый документ в MS Word.

  2. Вставить в документ формулы согласно варианту, указанному преподавателем.

Вариант 1.

;

Вариант 2.

Вариант 3.

.

Вариант 4.

;

Вариант 5.

Вариант 6.

.

Вариант 7.

;


Вариант 8.

Вариант 9.

.

Вариант 10.

Вариант 11.

Вариант 12.

.

Вариант 13.

;

Вариант 14.


Вариант 15.

Вариант 16.

;

Вариант 17.

Вариант 18.

  1. Отредактировать формулу. Изменить размер.

  2. Сохранить документ на диске.

  3. Завершить работу с MS Word.

Контрольные вопросы:

1. Основные средства создания рисунков в MS Word.

2. Основные действия, выполняемые над изображениями.

3. Нанесение надписей на рисунки.

4. Вставка готовых иллюстраций из MS Clip Gallery.

5. Вставка художественного текста.

6. Вставка объектов, созданных в других приложениях Windows по технологии OLE.

7. Изменение размеров графических объектов. Форматирование ри­сунков. Взаимодействие иллюстрации с текстом основного документа.

  1. Запуск редактора формул. Выход из редактора формул и последующее редактирование формулы.

  2. Порядок создания математических формул. Ввод специальных математических символов.

  3. Основные параметры редактора формул и их настройка. Вкл./выкл. отображения формул в MS Word.

Практическая работа №8. Оформление страницы документа; печать документа. Работа с текстовыми документами

Цель работы: освоить установку параметров страниц и создание разделов документа, вывод документа на печать.

Упражнение 1. Установка параметров страницы. Создание разделов документа. Печать.

К основным параметрам страницы относят:

1) Поля (Разметка страницы/Параметры страницы/Поля): верхнее, нижнее, левое (внутри), правое (снаружи), переплет и его расположение (слева, сверху).

Установка флажка Зеркальные поля приводит к изменению левых и правых полей так, чтобы при печати на обеих сторонах листа внешние и внутренние поля страниц, образующих разворот, имели одинаковую ширину.

Флажок 2 страницы на листе предназначен для печати второй страницы документа на первой странице. Этот флажок используется для печати страниц, которые сгибаются пополам и содержат две страницы на внутренней стороне. Как внутренние, так и внешние поля (поля переплета) такой страницы имеют одинаковую ширину.

2) Размер бумаги и ее ориентация (Разметка страницы/Параметры страницы /Размер).

3) Вертикальное выравнивание (Разметка страницы/Параметры страницы/Источник бумаги): по верхнему краю, по центру, по высоте.

4) Нумерация строк (Разметка страницы/Параметры страницы/Источник бумаги).

5) Границы (Разметка страницы/Параметры страницы/Источник бумаги).

6) Количество колонок (Разметка страницы/Колонки). Этот параметр изменяется только при необходимости создания многоколоночного текста. Команда Разметка страницы/Колонки позволяет задавать количество колонок (от 1 до 45), размер каждой колонки, расстояние между отдельными колонками, вертикальный разделитель.

Текст в колонках непрерывно перетекает из нижней части одной колонки в верхнюю часть следующей колонки. Для принудительного перехода к следующей колонке без завершения текущей следует воспользоваться командой Вставка/Разрыв/Начать новую колонку.

Существует возможность создания параллельных колонок текста на разных страницах (например, при параллельном размещении сходного текста на разных языках на одной странице), а также создания связанных текстовых цепочек, когда начало текста находится на текущей странице, а продолжение не на следующей, а где-нибудь далее по тексту (подобный прием может использоваться при создании брошюр или журналов): Вставка/Надпись/Создать связь с надписью.

7) Колонтитулы — текстовые/графические объекты или поля (номера страниц, имена файлов, фамилия автора и т. д.), которые выводятся на каждой станице документа. В зависимости от расположения различают верхний и нижний колонтитулы. Работа с колонтитулами идет так же, как и с обычным текстом.

Для создания колонтитулов может использоваться команда Вставка/Колонтитулы. Команда Разметка страницы/Параметры страницы/Поля позволяет задать расстояние от края листа до колонтитула. Существует возможность сделать различными колонтитулы четных и нечетных страниц, первой страницы (Разметка страницы/Параметры страницы/Источник бумаги/Раз­личать колонтитулы).

8) Раздел — это часть документа, имеющая заданные параметры форматирования страницы. Новый раздел создается, если требуется изменить нумерацию строк, страниц, число столбцов, колонтитулы, ориентацию бумаги и др. Создание нового раздела осуществляется командой Разметка страницы/Разрывы. Новый раздел может начинаться как на текущей, так и на следующей странице.

При наборе и форматировании текста MS Word автоматически разбивает документ на страницы. Для принудительного перехода к новой странице без завершения текущей (жесткий разделитель страницы) следует воспользоваться командой Вставка/Разрыв страницы. Принудительные разрывы страниц, как и разрывы разделов и колонок, относятся к непечатаемым знакам.

Для вывода на печать текущего документа служит команда Файл/Печать. Представляется возможным выбор страниц для печати (все, текущая, указанные номера страниц, четные/нечетные), задание количества копий, определение масштаба печати для вывода нескольких страниц документа на одном листе бумаги, настройка принтера и других параметров печати.


Порядок выполнения работы:

  1. Оформить произвольный фрагмент текста как трехколоночный. Левая и правая колонки одинаковые, средняя — приблизительно в полтора раза шире. Установить вертикальный разделитель между колонками.

  2. Вставить в документ несколько пустых страниц (Вставка/Раз­рыв/Начать новую страницу).

  1. Настроить параметры для раздела 1 (Файл/Параметры страницы):

а) Все поля по 2,5 см, расстояние от края листа до колонтитулов — 2 см, зеркальные поля — нет.

б) Размер бумаги — А4 210´297 мм, ориентация — книжная.

в) Различать колонтитулы — четных и нечетных страниц, первой страницы, вертикальное выравнивание — по верхнему краю, нумерация строк — нет, применить — ко всему документу.

4. Сформировать колонтитулы (Вид/Колонтитулы) для нечетных страниц: верхний колонтитул — название ВУЗа, нижний — номер страницы; для четных страниц: верхний — дата создания документа, фамилия и инициалы автора; нижний — номер страницы.

5. В конце документа создать новый раздел с новой страницы. Скопировать произвольный текст в созданный раздел.

6. Настроить параметры страницы для раздела 2: альбомная ориентация бумаги, не различать колонтитулы.

7. Сформировать колонтитулы для всех страниц — верхний отсутствует, нижний — номера страниц. Обеспечить раздельную нумерацию страниц каждого раздела.

8. Перейти в режим просмотра документа (Файл/Предваритель­ный просмотр) и посмотреть результаты макетирования разделов.

9. Выполнить редактирование и форматирование текста в режиме предварительного просмотра, изменить поля страницы.

10. Установить параметры просмотра так, чтобы видеть одновременно на экране только одну страницу, две страницы, все страницы документа.

11. Сохранить документ на диске.

12. Выполнить печать документа, задав параметры печати.

13. Завершить работу с MS Word.


Контрольные вопросы:

  1. Параметры страницы и их определение.

  2. Работа с колонтитулами.

  3. Создание многоколоночного текста.

  4. Автоматический и принудительный разрыв страницы. Нумерация страниц.

  5. Понятие раздела документа. Создание нового раздела.

  6. Режим предварительного просмотра документа перед печатью.

  7. Печать документа. Основные параметры печати и их установка.

Практическая работа №9. Понятие гипертекста, гиперссылки

Цель работы: изучить способы создания гиперссылок, гипертекстовых документов.

Порядок выполнения работы:

Упражнение 1. Создание гиперссылок.

Гиперссылка – это цветной подчеркнутый текст или графический объект, по щелчку которого выполняется переход к файлу, фрагменту файла или странице HTML в интрасети или Интернете.

  1. Изучить принципы создания гиперссылок.

Для вставки гиперссылки на существующий или новый документ, файл или веб-страницу:

  1. Выделите текст или графический объект, который предполагается использовать как гиперссылку, а затем нажмите кнопку Добавление гиперссылки на панели управления Стандартная либо выбрать в меню команду Вставка/Гиперссылка.

  2. Выполните одно из следующих действий.

Создание связи с существующим файлом или веб-страницей

    1. В области Связать с нажмите кнопку файлом, веб- страницей.

    2. Выполните одно из следующих действий.

      • Если известен адрес, ссылку на который необходимо создать, введите его в поле Адрес.

      • Выберите одну из папок в списке Папка, а затем найдите и выделите нужную ссылку.

      • Если адрес веб-страницы неизвестен, нажмите кнопку Найти в Интернете, чтобы перейти в веб-обозреватель, откройте нужную веб-страницу, а затем перейдите обратно в Microsoft Word.

  1. Изучить возможные способы изменения гиперрсылки.

Для изменение гиперссылки выполните одно из следующих действий:

Изменение адреса гиперссылки

  1. Щелкните правой кнопкой мыши гиперссылку, которую необходимо изменить, и выберите команду Изменить гиперссылку.

  2. Введите новый адрес гиперссылки.

Изменение текста гиперссылки

  1. Выделите текст гиперссылки.

  2. Введите новый текст.

Также можно щелкнуть гиперссылку правой кнопкой мыши, выбрать команду Изменить гиперссылку а затем ввести нужный текст в поле Текст.

Преобразование гиперссылки в обычный текст

  • Щелкните гиперссылку правой кнопкой мыши и выберите команду Удалить гиперссылку.

Упражнение 1. Создание гипертекстового документа.

Гипертекстовый документ – текстовый документ, содержащий гиперссылки.

Для создания гипертекстового документа необходимо:

  • Определиться с темой документа.

  • Подобрать материал.

  • Выделить структурные единицы документа, которые впоследствии будут связаны с помощью гиперссылок.

  • Набрать текст, сделать соответствующие переходы с помощью гиперссылок.

  1. Данные отдельные фрагменты текста. Необходимо сформировать связанный гипертекстовый документ.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие гиперссылки, гипертекстового документа.

  2. Способы создания гиперссылок.

  3. Способы изменения гиперссылок.

  4. Алгоритм создания гипертекстового документа.


















Практическая работа №10. Работа с гиперссылками.

Цель работы: приобрести практический опыт создания гиперссылок, гипертекстовых документов.

Порядок выполнения работы:

Упражнение 1. Создание гипертекстового документа.

Разработать тестирующий гипертекстовый документ по теме «Полтавская битва». На экран должны выводиться вопросы и предлагаться варианты ответа. В случае верного ответа выводить соответствующий фрагмент текста с сообщением, а в случае неверного — выводить верный ответ, после чего — возвращаться к текущему вопросу. Организовать связь между фрагментами, выделив ключевые слова, по которым будет производиться переход от фрагмента к фрагменту.

Фрагмент 1. Армии каких стран участвовали в Полтавской битве?

1. Россия и Франция 2. Россия и Польша 3. Швеция и Россия

Дальше Выход

Фрагмент 2. В каком году произошла Полтавская битва?

1. 1703 2. 1709 3. 1812

Дальше Выход

Фрагмент 3. Кто стоял во главе шведской армии?

1. Карл X 2. Карл ХII 3. Мазепа

Дальше Выход

Фрагмент 4. Какова была численность русской армии?

1.20 000 2.32 000 3.56 000

Выход

Фрагмент 5. Ответ верный.

Возврат к вопросу: 1 2 3 4

Фрагмент 6. В Полтавской битве участвовали армии России и Швеции.

Возврат

Фрагмент 7. Полтавская битва произошла в 1709 году.

Возврат

Фрагмент 8. Во главе шведской армии стоял король Карл XII

Возврат

Фрагмент 9. Численность русской армии составляла 32 000 человек.

Возврат


Список рекомендуемой литературы


  1. Гилярова М.Г. Информатика для медицинских колледжей. Ростов н/Д : Феникс, 2017г.

  2. Михеева Е.В. Практикум по информатике. М.: Издательский центр «Академия», 2007г.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, 2010г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!