ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ
Часть 2.
по дисциплине | Основы экономики, менеджмента и маркетинга |
|
для студентов | 3 | курса |
|
специальности | 35.02.14 «Охотоведение и звероводство» |
|
СОСТАВИЛА
Преподаватель
О.Ю.Игнатенко
р.п. Красные Баки
201 г
СОДЕРЖАНИЕ
Назначение методических указаний…………………………………….. | 3 |
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ……………........................................................................................... | 3 |
Правила выполнения практических работ………………………………. | 5 |
Перечень практических работ……………………………………………. Задания на практические работы: | 5 |
Практическая работа № 11……………………………………………… Практическая работа № 12……………………………………………… Практическая работа № 13……………………………………………… Практическая работа № 14 ……………………………………………… Практическая работа № 15……………………………………………… Практическая работа № 16……………………………………………… Практическая работа № 17……………………………………………… Практическая работа № 18……………………………………………… Практическая работа № 19 ……………………………………………… Практическая работа № 20……………………………………………… Практическая работа № 21……………………………………………… Практическая работа № 22……………………………………………… Практическая работа № 23……………………………………………… Список рекомендуемой литературы…………………………………… Приложение 1:Титульный лист…………………………………………. | 6 8 10 10 12 14 16 18 19 20 22 23 26 31 32 |
Назначение методических указаний
Настоящий сборник практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «Основы экономии, менеджмента и маркетинга», для специальности 35.02.14. «Охотоведение и звероводство»
Методические указания состоят из двух частей. В части 1 включены практические работы с №1 по №10. Часть 2 содержит практические работы с № 11по № 23.
Каждая часть методических рекомендаций содержит темы, цель, задания по практическим работам, методические рекомендации по выполнению практических работ и основные понятия и формулы, рекомендуемую литературу для выполнения заданий.
Объем учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство» в соответствии с рабочей программой:
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 156 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: | |
практические занятия | 54 |
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
организации;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
-анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
должен знать:
-основные положения экономической теории;
-принципы рыночной экономики;
-современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и
ветеринарии;
-роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
-формы оплаты труда;
-стили управления, виды коммуникации;
-принципы делового общения в коллективе;
-управленческий цикл;
-особенности менеджмента в области ветеринарии;
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь
с менеджментом;
-формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) обучающихся:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПМ 01. Организация и проведение всех видов охоты.
ПК 1.1. Организовывать и проводить промысловую охоту.
ПК 1.2. Организовывать и проводить спортивную охоту.
ПМ 02. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по охране, поддержанию численности и рациональному использованию ресурсов диких животных.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять работы по охранеи рациональному использованию ресурсов среды обитания диких животных.
ПК 2.3. Организовывать и проводить разъяснительную работу среди охотников и местного населения по вопросам бережного отношения к природным богатствам, правильному и рациональному их использованию.
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять контроль за соблюдением существующих правил и законоположений в охотничьем хозяйстве.
ПК 2.5. Организовывать и проводить охрану государственного охотничьего фонда.
ПМ 03. Разведение, содержание и использование пушных зверей.
ПК 3.1. Организовывать и проводить работы по содержанию и уходу за животными на зверофермах и зообазах.
ПК 3.2. Организовывать товарное производство пушно-мехового сырья.
ПК 3.3. Организовывать и выполнять мероприятия по улучшению племенных качеств зверей и увеличению выхода приплода.
ПК 3.7. Выполнять назначения ветеринарного врача и проводить простые ветеринарные процедуры.
ПМ 04. Заготовка, первичная обработка, переработка и сбыт продукции охотничьего промысла и звероводства.
ПК 4.1. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт мяса диких животных.
ПК 4.2. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт пушно-мехового сырья.
ПК 4.3. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья.
ПК 4.4. Организовывать и проводить заготовку, первичную переработку и сбыт продукции пчеловодства.
Правила выполнения практических работ
1. Студент выполняет практические работы на листах формата А4 и подшивает в папку – скоросшиватель для выполнения практических работ.
2.Студент допускается к выполнению практической работы при отсутствии задолженности по данной теме и по предшествующей практической работе.
3.Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом.
4.В заголовках граф таблиц обязательно приводить буквенные обозначения величин и единицы измерения.
5. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.
6.При исправлениях неправильное слово (буква, число и т. п.) аккуратно зачеркивают и над ним пишут правильное пропущенное слово (буква, число) или с использованием быстросохнущей жидкости.
7. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
8. Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:
- расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
- студент может пояснить выполнение любого этапа работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренной программой практических работ.
Перечень практических работ
ЧАСТЬ 2
11.Расчет оплаты труда при различных формах и системах.
12.Внутрибригадный расчет оплаты .
13.Оформление учёта выходов на работу и начисления заработной платы.
14.Составление калькуляции себестоимости продукции, работ и услуг.
15.Расчет показателей прибыли.
16.Расчет показателей рентабельности производства продукции, работ, услуг
17.Расчёт экономической эффективности инвестиций и инноваций.
Дисконтирование и компондирование доходов или затрат.
18.Расчет налогов взимаемых с юридических лиц
19.Расчет налога на доходы физических лиц
20.Построение организационной структуры управления предприятия
21.Составление плана проведения совещаний.
22.Умение выходить из конфликтных ситуаций.
23.Выявление лидера в коллективе
Практическая работа №11
Тема 2.4.: Трудовые ресурсы, нормирование и оплата труда.
Цель: Научиться рассчитывать оплату труда при различных формах и системах.
Задание:Выполнить задачи № 1.,2., 3., 4., 5., 6., 7..
Время выполнения: 2 часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия и формулы
Оплата труда - система отношений работодателя и работника, связанная с установлением и осуществлением денежных выплат работникам за их труд в соответствии с законодательством и трудовыми договорами.
Заработная плата - денежное вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда - МРОТ) - гарантируемый федеральным законом размер месячной оплаты за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
Тарифная сетка - таблица, содержащая номера разрядов рабочих или работ данной отрасли и соответствующие им тарифные коэффициенты.
Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки 1-го разряда.
Тарифная ставка - размер оплаты труда за единицу рабочего времени или норму выработки в зависимости от квалификации работника.
Основная заработная плата - заработная плата и премии, начисленные работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время, выполненную работу, стимулирующие надбавки и доплаты к тарифным ставкам, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда.
Дополнительная заработная плата - это выплаты, предусмотренные трудовым законодательством за очередные и дополнительные отпуска и прочие неявки на работу, подлежащие оплате по Трудовому кодексу РФ.
Процент дополнительной заработной платы определяется по формуле:
Д = Дн:Др * 100%, (1)
где:Д - дополнительный фонд оплаты труда в процентах к основному фонду оплаты труда;
Дн - дни невыходов на работу, которые оплачиваются из дополнительного фонда заработной платы;
Др - годовой полезный фонд рабочего времени на одного рабочего, дни.
Оплата труда рабочих-сдельщиков определяется по формулам:
ОТ = Р * Q или 0Т = Тдн*К (2)
где:Р - сдельная расценка за единицу продукции или работы, руб;
Q - количество выработанной продукции или работы в натуральном измерении, га, м3, шт.;
Тдн - дневная тарифная ставка, руб;
Сдельная расценка при индивидуальной организации труда:
Тдн
Р =_________ или Р = Тчас. Нвр (3)
Нвыр
Сдельная расценка при коллективной форме организации труда:
∑Тдн
Рк =___________ (4)
Нвыр.бр.
где: Рк - сдельная расценка за единицу продукции или работы, руб.;
∑ТДН - сумма дневных тарифных ставок, руб.;
Задания к практической работе № 11
Содержание задания | № варианта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задача1. Определить сдельную расценку, если часовая тарифная ставка рабочего-руб.коп., норма времени - 0,308ч.ч. | 57,89 | 61,15 | 63,20 | 68,60 | 60,11 | 65,72 | 70,26 | 64,51 | 66,76 | 72,32 |
Задача 2. Определить среднюю дневную ставку рабочего комплексной бригады, если работает бригада из 14 человек, из них 2 имеют п-й разряд, 3чел. имеют п-й разряд , 5чел.имеют п-й разряд, 4чел.имеют п-й разряд Используйте тарифную сетку. | 2 8 5 7 | 2 3 6 7 | 3 4 6 8 | 3 8 4 6 | 4 3 6 7 | 4 7 6 5 | 5 6 8 3 | 5 4 8 6 | 6 7 8 4 | 6 8 4 5 |
Задача 3. Определить сдельную расценку на посадке леса, если: норма выработки на агрегат п-га, агрегат обслуживают 4.5 человека–тракторист 8-го разряда, два сажальщика 7-го разряда, оправщик 6-го разряда и один подносчик и заправщик на две лесопосадочные машины работает по 6 разряду. | 3,6 | 4,1 | 3,9 | 4,5 | 3,7 | 4,2 | 4,6 | 3,8 | 4,0 | 4,3 |
Задача 4. Определить сдельную расценку, количество рабочих дней и оплату труда тракториста, если норма выработки составляет -га, объем работы - га. Исполнитель - тракторист 8-го разряда, 8-часовой рабочий день, районный коэффициент - 1.2, премия - 20%, надбавка за выслугу лет - 30%. | 4,2 67 | 4,6 70 | 3,8 65 | 4,0 75 | 4,3 68 | 3,6 73 | 4,1 80 | 3,9 74 | 4,5 78 | 3,7 76 |
Задача 5. Бригада из 5 человек за 24 дня заготовила п- м3 леса при плане 700 м3. Комплексная расценка за 1 м3–90,60 руб. Премия составляет 2% за каждый процент перевыполнения плана. Рассчитать общий заработок с премией. | 770 | 735 | 749 | 777 | 742 | 728 | 784 | 756 | 763 | 791 |
Задача 6. Определить заработную плату мастера 8 разряда. Он отработал п-дней; в месяце 21 рабочий день; районный коэффициент - 1.2, выслуга лет п-%. | 15 10 | 16 15 | 14 20 | 20 10 | 17 25 | 11 30 | 18 15 | 13 20 | 19 5 | 12 25 |
Задача 7. Слесарь обслуживает 5 тракторов.Дневная норма выработки на один тракторный агрегат п- га. Определить заработок слесаря за 5 дней(дневная тарифная ставка - 470 руб. 84 коп.) , если всеми 5 тракторами было выполнено п -га. У слесаря косвенно-сдельная оплата тру | 1,8 50 | 1,9 52 | 2,0 46 | 2,1 54 | 2,2 48 | 2,3 60 | 2,4 65 | 2,5 58 | 2,6 63 | 2,7 67 |
Практическая работа №12
Тема 2.4.: Трудовые ресурсы, нормирование и оплата труда.
Цель: Научиться выполнять внутрибригадный расчет оплаты.
Задание: Выполнить задачи № 1.,2., 3..
Время выполнения: 2 часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия и формулы
Оплата труда рабочих-сдельщиков определяется по формулам:
ОТ = Р * Q или 0Т = Тдн*К (1)
где:Р - сдельная расценка за единицу продукции или работы, руб;
Q - количество выработанной продукции или выполненной работы в натуральном измерении, га, м3, шт.;
Тдн - дневная тарифная ставка, руб;
Сдельная расценка при индивидуальной организации труда:
Тдн
Р =_________ или Р = Тчас. Нвр (2)
Нвыр
Сдельная расценка при коллективной форме организации труда:
∑Тдн
Рк =___________ (3)
Нвыр.бр.
где: Рк - сдельная расценка за единицу продукции или работы, руб.;
∑ТДН - сумма дневных тарифных ставок, руб.;
Распределение заработка между членами бригады
Распределение общего заработка бригады между рабочими осуществляется с учетом отработанных дней, квалификации и коэффициента трудового участия.
Распределение оплаты труда пропорционально отработанным дням. Все рабочие бригады имеют одинаковые разряды, но разное число отработанных дней. В этом случае заработок бригады распределяется между ними пропорционально отработанным дням.
Распределение оплаты труда с учетом квалификации и отработанных дней. Рабочие бригады отработали разное число дней, имеют разные квалификационные разряды. Общий заработок бригады распределяется между ними пропорционально тарифным коэффициентам и отработанным дням, т.е. по коэффициентодням.Коэффициентодни определяются для каждого рабочего путем умножения тарифного коэффициента на отработанные дни.
Распределение оплаты трудапо коэффициентам трудового участия (КТУ) производится так же, как и по тарифному коэффициенту.
Устанавливается КТУ советом бригады. Коэффициентодни определяются для каждого рабочего путем умножения коэффициентатрудовогоучастия (КТУ)на отработанные дни.
При распределении заработка между членами бригады вместо тарифных коэффициентов можно применять тарифные ставки.
Задания к практической работе № 12
Задача 1.Все рабочие бригады имеют 6-й разряд, но за месяц отработали разное количество дней:ИвановА.И. отработал 18 дней, ПетровС.А.– 15 дней, НиколаевТ.Н. и СидоровП.И. - по 20 дней. За объем выполненной работы бригада заработалап- рублей( по вариантам)
Показатели | № варианта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Сумму заработка на бригаду за месяц | 45600 | 57100 | 48700 | 39800 | 46400 | 58300 | 37200 | 42300 | 38500 | 52700 |
Распределите заработную плату между членами бригады по количеству отработанных дней. Расчет выполните в таблице:
ФИОрабочего | Отработанные дни | Суммазаработка,руб. |
Иванов А.И. | | |
Петров С.А. | | |
Николаев Т.Н. | | |
Сидоров П.И. | | |
Всего | | |
Задача 2.Все рабочие бригады за месяц отработали разное количество дней: ИвановА.И. отработал 18 дней, ПетровС.А. – 15 дней, НиколаевТ.Н. и СидоровП.И. - по 20 дней и имеют разные тарифные разряды: ИвановА.И. имеет 8 рзряд, ПетровС.А. и НиколаевТ.Н. имеют 7 разряд ,СидоровП.И. - 6 разряд. За объем выполненной работы бригада заработалап- рублей( по вариантам)
Показатели | № варианта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Сумму заработка на бригаду за месяц | 45600 | 57100 | 48700 | 39800 | 46400 | 58300 | 37200 | 42300 | 38500 | 52700 |
Распределите заработную плату между членами бригады с учетом квалификации и отработанныхднейкаждым работником, т.е. по коэффициентодням. Расчет выполните в таблице:
ФИОрабочего | Тарифный разряд | Тарифный коэффициент | Отработанные дни | Сумма коэффициентодней | Сумма заработка,руб |
Иванов А.И. | 8 | 2.02 | 18 | | |
Петров С.А. | 7 | 1.84 | 15 | | |
Николаев Т.Н. | 7 | 1.84 | 20 | | |
Сидоров П.И. | 6 | 1.67 | 20 | | |
Всего | - | - | | | |
Задача 3. Все рабочие бригады за месяц отработали разное количество дней: ИвановА.И. отработал 18 дней, ПетровС.А. – 15 дней, НиколаевТ.Н. и СидоровП.И. - по 20 дней и имеют разные тарифные разряды: ИвановА.И. имеет 8 рзряд, ПетровС.А. и НиколаевТ.Н. имеют 7 разряд ,СидоровП.И. - 6 разряд, но на Совете трудового коллектива работникам установлен коэффициент трудового участия (КТУ) : ИвановА.И. – 1.2,,
ПетровС.А. -1.1, иНиколаевТ.Н. 1.3, СидоровП.И. - 1. За объем выполненной работы бригада заработала п- рублей( по вариантам)
Показатели | № варианта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Сумму заработка на бригаду за месяц | 45600 | 57100 | 48700 | 39800 | 46400 | 58300 | 37200 | 42300 | 38500 | 52700 |
Выполните внутрибригадный расчет заработной платы в бригаде по коэффициенту трудового участия (КТУ).
Расчет выполните в таблице
ФИО рабочего | Тарифный разряд | КТУ | Отработанные дни | Сумма коэффициентодней | Сумма заработка,руб. |
Иванов А.И. | 8 | 1.2 | 18 | | |
Петров С.А. | 7 | 1.1 | 15 | | |
Николаев Т.Н. | 7 | 1.3 | 20 | | |
Сидоров П.И. | 6 | 1.0 | 20 | | |
Всего | - | | | | |
Практическая работа № 13
Тема 2.4.:Трудовые ресурсы, нормирование и оплата труда.
Цель: Научиться оформлять учет выходов на работу и начислять заработную плату.
Задание:Выполнить задания № 1, 2.
Время выполнения: 4 часа
Задача 1. Составить табель учета использования рабочего времени по охотничьему хозяйству за месяц, согласно штатному расписанию по, учитывая, что зам.директораИ.И.Иванов с 15 по 22 число болел и имел лист нетрудоспособности, уборщица А.А. Петрова с 20 числа и находится в очередном отпуске.
Штатное расписание:
ФИО | Должность | Количество единиц | Должно стной оклад, руб. | Надбавки, руб. | Месячная заработная плата, руб . | Справочно |
Премия 40% | Выслуга 20% | количество детей,чел. |
1.Савин А.С. | Директор | 1 | 15000 | | | | 1 |
2.Иванов И.И. | Зам.директора | 1 | 12000 | | | | 2 |
3.Мухин А.К. | Охотовед | 1 | 9000 | | | | - |
4.Петров В.Н. | Охотовед | 1 | 9000 | | | | 3 |
5.ЛаринаА.Д. | Бухгалтер | 1 | 10000 | | | | 1 |
6.Петрова А.А. | Уборщица | 1 | 5000 | | | | - |
7.Удин Н.И. | Егерь | 1 | 8000 | | | | - |
8.Юхин В.Е. | Егерь | 1 | 8000 | | | | 2 |
Задача 2. Составить расчетно-платежную ведомость за месяц по охотничьему хозяйству на основе табеля учета использования рабочего времени и штатного расписания(данные задачи 1). Начислить заработную плату за месяц работникам охотничьего хозяйства.
Практическая работа №14
Тема 2.5.:Основные технико-экономические показатели
деятельности организации
Цель: Научиться составлять калькуляции себестоимости продукции, работ и услуг.
Задание:Выполнить задачи № 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Время выполнения: 2 часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия
Издержки производства - затраты живого и овеществленного труда на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг.
Себестоимость - затраты предприятия в денежном выражении на производство и реализацию продукции.
Структура себестоимости - распределение общей суммы затрат по статьям калькуляции или экономическим элементам, выраженная в процентах.
Основные расходы - затраты, непосредственно связанные с технологией производственного процесса (затраты на сырье, материалы, оплату труда производственных рабочих, амортизационные отчисления и т.д.).
Накладные расходы - затраты, которые непосредственно не связаны с технологическим процессом, но неизбежны при организации производства продукции(например, общехозяйственные расходы), управлении предприятием.
Прямые расходы - расходы, которые при калькуляции в полном объеме относятся на себестоимость данной продукции (например, стоимость израсходованного сырья, оплата труда производственных рабочих).
Косвенные расходы связаны с производственной деятельностью предприятия в целом и относятся на себестоимость изделий косвенным путем (например, общехозяйственные и общепроизводственные расходы; или распределяются пропорционально затратам труда или пропорционально прямым расходам).
Задания к практической работе № 14
Содержание задания | № варианта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задача 1. Определить полную себестоимость производства дверных блоков, если производственная себестоимость 1 шт. - * руб. коммерческие расходы -*руб | 3200 653 | 4100 494 | 5600 722 | 3400 579 | 4300 615 | 5080 630 | 3880 460 | 4400 648 | 5230 760 | 4650 590 |
Задача 2. Определить производственную себестоимость продукции и ее структуру (долю каждой статьи), если стоимость основных материалов-*тыс. руб., возвратные отходы- * тыс. руб. заработная плата -* тыс. руб., амортизация -* тыс. руб., содержание оборудования -* тыс. руб. | 800 28 67 35 42 | 450 32 53 27 40 | 510 23 45 36 61 | 630 54 75 25 59 | 760 52 68 47 51 | 470 21 55 41 66 | 560 24 64 39 52 | 840 35 70 65 34 | 660 52 61 53 57 | 780 31 60 45 52 |
Задача 3 Производственные затраты на заготовку 1 м3 древесины составили - 887руб., заготовлено -*.м3, коммерческие расходы -*% производственных затрат. Определить коммерческую себестоимость и объем реализованной продукции, если цена составляет -2100 руб. за 1м3. | 360 5 | 610 7 | 430 5 | 710 6 | 490 5 | 520 6 | 570 7 | 670 8 | 640 7 | 750 6 |
Задача 4. Составить калькуляцию себестоимости одной машиносмены трактора, если: (затраты даны на 1 машиносмену) затраты на запасные части -78руб, на материалы - 130 руб., топливо и энергия - 530 руб., заработная плата -* руб., начисления на оплату труда - 30% , услуги вспомогательных производств - 48 руб.,общехозяйственные расходы25руб | 160 | 200 | 150 | 180 | 220 | 170 | 210 | 250 | 190 | 230 |
Задача 5. Составить калькуляцию и определить технологическую, производственную и полную себестоимость заготовки 1 л березового сока при условиях: основная заработная плата - * руб., дополнительная заработная плата - 10 %основной заработной платы, начисления на оплату труда 30% основной и дополнительной заработной платы, содержание вспомогательно-обслуживающих производств - 4 руб. 20 коп., стоимость вспомогательных материалов - 12 руб. 80 коп., прочие расходы - 7 руб. 05 коп., общехозяйственные расходы - 15% основных затрат, коммерческие расходы –17% общехозяйственных расходов. | 10 | 12 | 9 | 13 | 11 | 8 | 14 | 7 | 6 | 15 |
Задача 6. Определить затраты на 1 руб. товарной продукции, если предприятие выпустило товарной продукции на сумму- * тыс. руб., а полная (коммерческая) себестоимости продукции-*тыс.руб | 850 670 | 451 396 | 570 439 | 780 617 | 423 376 | 956 780 | 714 609 | 653 580 | 810 681 | 923 772 |
Практическая работа №15
Тема 2.5.:Основные технико-экономические показатели деятельности организации
Цель: Научиться рассчитывать показатели прибыли.
Задание: Выполнить задачи № 1, 2, 3, 4, 5.
Время выполнения: 2 часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия и формулы
Продукция - экономический результат производственного процесса.
Валовая продукция включает готовую продукцию плюс полуфабрикаты собственного производства и незавершенное производство.
Товарная продукция - вся готовая продукция и полуфабрикаты, предназначенные для реализации.
Реализованная продукция - товарная продукция и полуфабрикаты, реализованные и оплаченные потребителем.
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Прибыль - доход, полученный предприятием от его деятельности после покрытия всех расходов.
Рентабельность - показатель доходности предприятия или продукции, выраженный в процентах.
Цена продукциипредприятия определяется по формуле:
P = CH + RH (1)
где:Р - цена продукции , руб.;
Сн - нормативная себестоимость единицы продукции, руб.;
RH- нормативная прибыль, руб.;
г - норматив прибыли в процентах по отношению к текущим затратам
(себестоимости).
Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на производство реализуемой продукции, работ, услуг.
Пр = В – С (2)
Пр – прибыль от реализации продукции,
В -выручка реализованной продукции
С -полнаясебестоимость реализованной продукции
В = Q х Ц(3)
Q – объем реализованной продукции,
Ц– цена единицы продукции
Балансовая прибыль определяется сложением прибыли от реализации продукции с суммой от прочей реализации и вычитанием внереализационных расходов.
Пвал= Пр± П (4)
П–внереализационные доходы и расходы
Чистая прибыль, составляет разницу между балансовой прибылью и общей суммой налогов, перечисляемых в бюджет из прибыли.
Пч = Пвал-Опл (5)
Опл – обязательные платежи ( сумма налогов)
Задания к практической работе № 15
Содержание задания | № варианта |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задача 1. Определить балансовую прибыль предприятия, если: прибыль от реализации продукции -* тыс.руб доходы предприятия от сдачи имущества в аренду -* тыс. руб., доходы от участия в совместных предприятиях - *тыс. руб., доходы от ценных бумаг-*тыс.р. убытки вследствие уплаты штрафа - *тыс. руб. | 455 14 28 33 10 | 756 42 31 16 22 | 655 24 38 23 20 | 450 17 23 35 15 | 656 22 21 26 12 | 706 12 35 12 6 | 485 34 48 43 30 | 750 40 30 14 2 | 536 32 11 6 25 | 365 18 26 39 16 |
Задача 2.Реализовано продукции на сумму -* тыс. руб. Производственная себестоимость равна -* тыс. руб.; коммерческие расходысоставляют 6.3% производственной себестоимости. Определить величину прибыли от реализации продукции. | 6200 5040 | 2100 1590 | 3480 2360 | 2600 1430 | 5070 3910 | 4560 3290 | 6370 5310 | 5800 4110 | 7300 5820 | 6830 5400 |
Задача 3. Выпуск пиломатериалов по предприятию составил -* м3, себестоимость 1 м3- 2680 руб., цена реализации - 4000 руб. За счет улучшения использования оборудования затраты снижены на 10%. Определить сумму выручки от реализации продукции, себестоимость и прибыль от реализации товарной продукции и сумму экономии от снижения затрат. | 650 | 820 | 430 | 1400 | 1670 | 750 | 560 | 1240 | 1700 | 910 |
Задача 4. Объем реализации товарной продукции составил 98.7 млн руб., затраты на производство - 81.9 млн руб. Продан орех кедровый -* кг, себестоимость заготовки - 32.8 руб. за 1 кг, цена реализации - 54.6 руб.за 1 кг. Определить сумму валовой прибыли. | 2500 | 2100 | 1700 | 3400 | 2000 | 2900 | 2300 | 3200 | 2600 | 1800 |
Задача 5. Предприятие выпустило и реализовало продукции на сумму 420 800 тыс. руб. Производственная себестоимость этой продукции - 320 440 тыс. руб. Коммерческие расходы составили -*% производственной себестоимости. Определить: прибыль от реализации продукции и затраты на 1 руб. товарной продукции | 4,5 | 5,1 | 6,3 | 4,8 | 5,6 | 6,5 | 5,4 | 6,8 | 5,9 | 6,0 |
Практическая работа № 16
Тема 2.5.:Основные технико-экономические показатели деятельности организации
Цель: Научиться рассчитывать показатели прибыли.
Задание:Выполнить задачи № 1, 2, 3, 4, 5.
Время выполнения: 2 часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия и формулы
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Прибыль - доход, полученный предприятием от его деятельности после покрытия всех расходов.
Рентабельность - показатель доходности предприятия или продукции, выраженный в процентах.
Цена продукциипредприятия определяется по формуле:
P = CH + RH (1)
Р - цена продукции , руб.;
Сн - нормативная себестоимость единицы продукции, руб.;
RH- нормативная прибыль, руб.;
г - норматив прибыли в процентах по отношению к текущим затратам
Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на производство реализуемой продукции, работ, услуг.
Пр = В – С (2)
Пр – прибыль от реализации продукции,
В -выручка реализованной продукции
С -полнаясебестоимость реализованной продукции
при этом
В = Q х Ц(3)
Q – объем реализованной продукции,
Ц– цена единицы продукции
Балансовая прибыль определяется сложением прибыли от реализации продукции с суммой от прочей реализации и вычитанием внереализационных расходов.
Пвал= Пр± П (4)
П–внереализационные доходы и расходы
3. Чистая прибыль, составляет разницу между балансовой прибылью и общей суммой налогов, перечисляемых в бюджет из прибыли.
Пч = Пвал-Опл (5)
Опл – обязательные платежи ( сумма налогов)
1.Рентабельность реализованной продукции. Данный показатель определяет величину прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции.
Пр
Rрп= ----------х 100% (6)
Сп
Пр– сумма прибыли от реализации продукции, руб.
Сп– полная себестоимость производства продукции, руб.
2.Рентабельность продаж, характеризует эффективность предпринимательской деятельности и определяет величину прибыли с рубля продаж.
Пр
Rпр= ----------х 100%
В (7)
Пр– прибыль от реализации продукции, руб.
В – сумма полученной выручки, руб.
3.Общая рентабельность. Этот показатель используют для характеристики типов роста прибыли и эффективности производства, он показывает величину балансовой прибыли приходящуюся на каждый рубль производственных фондов
Пвал
Rо= --------------х 100% (8)
Fср + СО
Пвал – прибыль балансовая, руб.
Fср – стоимость основных производственных фондов, руб.
СО – стоимость оборотных средств, руб.
4.Расчетная рентабельность - показывает величину чистой прибыли приходящуюся на каждый рубль производственных фондов.
Пч
Rр= --------------х 100% (9)
Fср + СО
Пч–Чистая прибыль
Задания к практической работе № 16
Задача 1. Определить сумму издержек на производство продукции, объем реализации, сумму валовой прибыли, рентабельность каждого вида продукции и производства в целом:
Продукция | Единица измерения | Себестоимость, руб. | Отпускная цена, руб. | Количество |
Горбыль деловой | м3 | 285.50 | 398.90 | 340.0 |
Штакетник из отходов | м3 | 1028.00 | 1746.00 | 150.6 |
Смородина | кг | 22.8 | 34.3 | 620 |
Задача 2. Определить балансовую прибыль, общую и расчетную рентабельность производства при следующих данных: объем реализации составил 990 тыс. руб., полная себестоимость продукции - 820 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов - 1000 тыс. руб., среднегодовая сумма нормируемых оборотных средств - 600 тыс. руб., обязательные платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на имущество) - 110 тыс. руб.
Задача 3. Определить рентабельность продукции при следующих данных:
Продукция | Производственная себестоимость, руб. | Коммерческие расходы, руб. | Цена реализации, руб. |
Круглый лес | 652.1 | 49.9 | 900 |
Пиломатериалы | 927 | 51.6 | 1600 |
Задача 4. Выручка от реализации продукции в отчетном году составила - 255 940 тыс. руб., ее полная себестоимость - 199 633 тыс. руб., внереализационные доходы - 121180 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов - 236 200 тыс. руб., стоимость оборотных средств - 21 500 тыс. руб. Определить уровень общей рентабельности предприятия.
Задача 5. Предприятие реализовало продукции на сумму 4210 тыс. руб., затраты на производство и реализацию продукции составили 2980 тыс. руб., прибыль от реализации излишнего имущества - 78 тыс. руб, нереализационные расходы составили 210 тыс. руб., ставка налога на прибыль - 20 %.Определите прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, чистую прибыль и прибыль, рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности
Практическая работа № 17
Тема5.2.:Оценка экономической эффективности деятельности.
Цель: Научиться определять экономическую эффективность инвестиций и инноваций.
Задание: Выполнить задачи № 1; 2; 3; 4; .5; .6; .7; 8.
Литература:
1. Учебник А.П. Петров " Экономика лесного хозяйства" стр. 190-222.
2. О.Г. Мищенко, З.Е. Мишуткина, Л.Я. Климонтова. Практикум по экономике лесного хозяйства стр. 54-56, 57.
Время выполнения: 4часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия и формулы
Компондирование- способ приведения прошлых доходов (затрат ресурсов) к настоящему времени или настоящих доходов (затрат ресурсов) к будущим.
Дисконтирование - способ приведения доходов (затрат ресурсов) будущего к настоящему времени.
Компондирование по сложным процентам рассчитывается по формуле:
Vn=V0*(l + i)n (1)
где:
Vn - значение доходов (затрат ресурсов) в будущем, до которого возрастет их настоящая величина;
Vо - настоящая величина доходов (затрат ресурсов);
i - годовая норма прибыли;
n - период между настоящими и будущими доходами (затратами ресурсов)
Компондирование по простым процентам рассчитывается по формуле:
Vn=V0 *(l + n*i) (2)
Дисконтирование по сложным процентам рассчитывается по формуле:
V0 = Vn:(l+i)n (3)
Дисконтирование по простым процентам рассчитывается по формуле:
V0 = Vn:(l+n*i) (4)
Норма прибыли ( i ) в формуле называется нормой дисконта.
Эффект - следствие каких-либо действий, их результат. Эффективность - величина эффекта, приходящаяся на единицу затрат.
Инвестиция - долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.
Норма интереса (коэффициент эффективности) определяется по формуле:
(Ц - С) *Q
E=__________ ( 6)
К
где:
Е - коэффициент общей эффективности, норма интереса;
Ц - цена продукции по ценам реализации, руб.;
С - себестоимость готовой продукции, руб.;
К - инвестиции, капитальные затраты на осуществление мероприятия, руб.;
Q - объем производства, руб.
Период риска (срок окупаемости) определяется по формуле:
К
Ток =______ = ____________ ( 7 )
Е (Ц - С) *Q
где:
Ток - срок окупаемости капитальных затрат, или период предпринимательского
риска, лет.
Годовая экономия (интерес), или упущенная выгода определяется по формуле:
Эг=(C1-C2)-(q1+q2) или Эг= (C1 - С2)*Q( 8 )
где:
Q=q1 + q2;
Эг - годовая экономия, интерес;
С1- затраты на единицу продукции (работы) или цена до внедрения
мероприятия;
С2 - затраты на единицу продукции (работы) или цена после внедрения мероприятия;
q1 - объем выпуска продукции (работы) с начала года до внедрения мероприятия;
q2 -объем выпуска продукции (работы) с момента внедрения мероприятия до конца года.
Экономия (доход) с момента внедрения мероприятия до конца года определяется по формуле:
Эф = (С, - С2) • q2 ( 9 )
где:
Эф - фактическая экономия.
Задания к практической работе № 17
Задача 1. Определить годовую и фактическую экономию, исходя из следующих данных. Транспортировку древесины производят автомобилями ЗИЛ-130 с прицепом по грунтовой улучшенной (летом) и по снежной (зимой) дороге на расстояние 25 км. С 1 мая предполагается спрямление пути (постройка моста), благодаря чему расстояние вывозки будет 12 км. Годовой объем вывозки по дороге составляет 24000 м3 в месяц. Плановая себестоимость одной машино/смены - 1205 руб., фактическая себестоимость одной машино/смены до спрямления пути - 1250 руб.
Задача 2. Действующая норма высева семян в питомнике составляет 50 кг на 1 га, внедрение предпосевной обработки семян снижает норму высева на 10%. Площадь посевного отделения питомника - 3 га. Цена приобретения 1 кг семян - 1550 руб. Определить фактическую экономию от внедряемого мероприятия.
Задача 3. Лесхоз внедряет инновационный метод, в результате которого затраты на единицу продукции, равные 150 руб., снижаются на 20%. Объем выпуска продукции за год - 30 тыс. шт., в том числе на период после внедрения приходится 40% этого количества. Затраты на внедрение - 200 тыс. руб.
Определить годовую экономию, фактическую экономию, период риска и норму интереса.
Задача .4. Выгодно ли лесхозу внедрять рационализаторское предложение, если: Эг - 60 тыс. руб., К - 480 тыс. руб., Ток - 5 лет (нормативный срок окупаемости затрат в лесном хозяйстве, т.е. норма интереса 0.2). Подсчитайте, какова должна быть годовая экономия, чтобы лесхозу было выгодно внедрить любое предложение по усовершенствованию производства.
Задача 5. Договорившиеся стороны считают эквивалентами 10 000 руб. сейчас и 20 736 руб. через 4 года. Найдите ставку дисконта.
Задача 6. Годовая норма прибыли - 10%. Затраты вложения в производство - 80 тыс. руб. Какой эффект будет получен через 3 года (компондирование)?
Задача 7. Имеются два долговых обязательства: вернуть 50 тыс. руб. через 4 мес. и 60 тыс. руб. через 9 мес. При какой ставке простого дисконта они эквивалентны?
Задача 8. Затраты на создание 1 га лесных культур составляют 6 тыс. руб. Стоимость заготовленной древесины через 40 лет составит 110 тыс. руб. (по действующим ценам). Норма дисконта - 7%. Привести доход будущего к настоящему времени.
Практическая работа № 18
Тема 2.6: Финансы и налоги
Цель: Научиться рассчитывать основные налоги взимаемые с юридических лиц.
Задание:Выполнить задачи № 1; 2; 3; 4; 5.6,7,8,9,10
Время выполнения: 4часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия
Налоги - обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц в доход государства, с целью регулирования экономических отношений.
Налоговая система - совокупность приемов и методов взимания налогов с юридических и физических лиц.
Налоговая ставка - величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения.
Налог на прибыль определяется умножением налогооблагаемой базы на ставку налога.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Сумма НДС рассчитывается умножением облагаемого оборота на ставку НДС.НДС в бюджет равна НДС начисленный минус вычеты.
Налог на доходы физических лиц
Налогооблагаемая база равна доходам минус доходы, не подлежащие налогообложению (налоговые вычеты).
Задания к практической работе № 18
Задача 1. Определить сумму налога на прибыль, если: выручка от реализации продукции (без НДС) составляет 400 тыс. руб., себестоимость - 350 тыс. руб., ставка налога на прибыль - 20%.
Задача 2. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: выручка от реализации продукции с НДС - 1500 тыс. руб., себестоимость продукции - 900 тыс. руб., сумма налога на добавленную стоимость - 250 тыс. руб., ставка налога на прибыль - 20%.
Задача 3. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: выручка от реализации продукции без НДС - 840 тыс. руб., себестоимость продукции - 700 тыс. руб., прибыль от реализации имущества - 100 тыс. руб., доходы от сдачи имущества в аренду - 30 тыс. руб.
Задача 4. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: продан пиломатериал в количестве 300 м3 по цене 5200 руб. за 1 м3 (с учетом НДС); себестоимость 1 м3 пиломатериала - 2930 руб., ставка налога на прибыль - 20%.
Задача 5. Рассчитать сумму налога на прибыль, если: выручка от реализации 1 м3 круглого леса составляет 2100 руб., без НДС, производственная себестоимость 1 м3 - 1082 руб., коммерческие расходы на I м3 - 50 руб., реализовано - 600 м3 круглого леса, ставка налога на прибыль - 20%.
Задача 6. Рассчитать сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет, если: сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные товары, - 650 тыс. руб.; сумма НДС по материальным ресурсам, уплаченная поставщикам, - 560 тыс. руб.
Задача 7. Рассчитать сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет, если: выручка от реализации продукции с НДС - 110 тыс. руб., стоимость приобретенных товаров и услуг с НДС - 98 тыс. руб., ставка НДС составляет 18%.
Задача 8. Рассчитать сумму НДС, если выручка от реализации товаров составила
11200 тыс. руб., в том числе продуктов питания - 600 тыс. руб.Общая ставка НДС - 18%, НДС на продукты питания - 10%.
Задача 9. Предприятие оказало услуг на сумму 11 320 тыс. руб. Рассчитать сумму НДС, если ставка НДС составляет 18%.
Задача 10. Произведите расчет страховых взносов по видам во внебюджетные фонды и всего по предприятию за месяц, если сумма начисленной заработной платы всем работникам за месяц составила 685000 руб.
Практическая работа № 19
Тема 2.6: Финансы и налоги
Цель: Научиться рассчитывать налоги взимаемые с физических лиц.
Задание:Выполнить задачи № 1, 2, 3, 4, 5.
Время выполнения: 2часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия
Налоги - обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц в доход государства, с целью регулирования экономических отношений.
Налоговая система - совокупность приемов и методов взимания налогов с юридических и физических лиц.
Налоговая ставка - величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения.
Налог на доходы физических лиц
Налогооблагаемая база равна доходам минус доходы, не подлежащие налогообложению (налоговые вычеты).
Задания к практической работе № 19
Задача 1. Рассчитать сумму налога на доходы физических лиц работнице с начисленным заработком за январь 9960 руб. Работница имеет на иждивении двух детей в возрасте до 18 лет.
Задача 2. Рассчитать налог на доходы физических лиц работнику | начисленным заработком за январь 8300 руб., если он имеет сына в возрасте 20 лет - студента очного отделения техникума.
Задача 3. Рассчитать налог на доходы физических лиц работнику | начисленным заработком за январь 17130 руб. Работник является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и имеет двух несовершеннолетних.
Задача 4. Участник ВОВ выиграл в лотерею 230 тыс. руб. Рассчитать налог на доходы физических лиц.
Задача 5. Работница заплатила за обучение дочери 36 200 руб. за год. Рассчитать сумму налога, которую ей должны вернуть в виде социальных вычетов.
Задача 6. Рассчитать помесячно налог на доходы физических лиц работнику, имеющему ребенка в возрасте 12 лет и в октябре предоставил документы о рождении второго ребенка. Заработок по месяцам года составил, руб.:
Месяц | Доход, руб. | Стандарт ные вычеты, руб. | Доход, руб .облагаемый налогом, руб. | Налог на доходы,руб, руб. |
за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | за месяц | с начала года |
Январь | 5560 | | | | | | |
Февраль | 5730 | | | | | | |
Март | 5680 | | | | | | |
Апрель | 5850 | | | | | | |
Май | 5880 | | | | | | |
Июнь | 5920 | | | | | | |
Июль | 7890 | | | | | | |
Август | 7910 | | | | | | |
Сентябрь | 7040 | | | | | | |
Октябрь | 7020 | | | | | | |
Ноябрь | 7160 | | | | | | |
Декабрь | 8280 | | | | | | |
Всего: | | | | | | | |
Практическая работа №20
Тема 3.2. Цикл управления
Цель: Построение и анализ организационной структуры управления предприятия.
Задание:Выполните задания 1, 2.
Время выполнения: 2часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия
С точки зрения качества и эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:
иерархический тип, к которому относятся линейная организационная
структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура управления, штабная структура, линейно-штабная организационная структура, дивизиональная структура управления;
органический тип, включающийбригадную, или кросс-функциональную, структуру управления; проектную структуру управления; матричную, или
программно-целевую, структуру управления.
Характер структуры аппарата управления, как правило, определяется:
-объѐмом выполняемой работы;
-сложностью изготовляемой продукции;
-численностью работающих;
-уровнем специализации производства;
-степенью технологической оснащѐнности.
В структуре управления различных предприятий много общего.
Это даѐт возможность менеджеру в определѐнных пределах использовать так называемые типовые структуры. Необходимым условием при этом должен быть учѐт специфики производства продукции предприятия, для которого разрабатывается адекватный вариант организационной системы управления.
Задания к практической работе № 20
Задание1.Внимательно ознакомиться с нижеприведенными схемами организационных структур управления:
Схема 1.
Схема 2.
Схема 3.
Схема 4.
Схема 5.
Схема 6.
Схема 7.
Задание 2.
1)Выбрать один из типов организационной структуры управления для своей организации, обосновав свой выбор (преимущества и недостатки)
2)Составить конкретную схему организационной структуры управления для своей организации
3)Проанализировать эффективность различных организационных структур
управления для выбранной студентом конкретной коммерческой организации (по профилю своей специальности).
Задание 3.
Ответить на контрольные вопросы:
1. Каковы достоинства и недостатки линейного типа структуры управления?
2. Каковы достоинства и недостатки функционального типа структуры управления?
3. Каковы достоинства и недостатки линейно-функционального типа
структуры управления?
4. Каковы достоинства и недостатки дивизиональной структуры
управления?
5. Каковы достоинства и недостатки матричного типа структуры управления?
6. Каковы достоинства и недостатки проектного типа структуры управления?
Практическая работа № 21
Тема 3.3.: Методы управления
Цель: Научиться составлять план проведения совещаний.
Задание:Выполнитьзадание № 1.
Время выполнения: 2часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Технология организации и проведения совещания
Этапы | Элементы |
1. Подготовка | Определение целесообразности проведения совещания. Определение повестки дня. Определение состава участников. Назначение даты и времени совещания. Определение места проведения. Подготовка участников совещания. |
2. Проведение | Продолжительность совещания. Регламент. Протокол. |
3. Подведение итогов и принятие решения | Выводы. Определение тех, кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ. Определение формы подведения итогов совещания. Принятие решения о широте информирования. Способы выработки решения. |
4. Контроль за выполнением решения | Определение лиц, которые осуществляют контроль |
Задание № 1.
Составьте план проведения планового совещания:
1. Дата, место и время проведения совещания.
2. Повестка дня.
3. Списки участников совещания.
4. Докладчики совещания.
5. Перечень работ, которые будут выполнены службами предприятия при подготовкесовещания.
6. Составьте текст приглашения на совещание.
7. Составьте список рассылки приглашений на совещание. Какими способами будет осуществлена рассылка?
8. Составьте краткий тезис доклада руководителя предприятия.
9. Составьте регламент совещания.
10. Как будет подготовлено и оборудовано помещение для проведения совещания?
11. Составьте визитку, рекламный проспект и т.д. предприятия для участников совещания.
12. Составьте порядковые номера участников (выступающих) на совещании и продолжительность докладов выступающих.
13. Как будет проходить регистрация участников совещания?
14. Составьте протокол совещания.
Практическая работа №22
Тема 3.3.: Методы управления
Цель:Цель работы – научиться находить выход из конфликтных ситуаций.
Задание: Проверьте себя, не слишком ли Вы агрессивны? (тест)
Время выполнения: 2часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия
Тест «Не слишком ли Вы агрессивны?»
Предлагаем Вам с помощью теста попробовать определить,
достаточно ли Вы корректны в отношениях со своими сотрудниками и
легко ли им общаться с Вами. Для большей объективности ответов
попросите кого-нибудь из коллег ответить на вопросы «вместо вас».
Это поможет Вам понять, насколько верна Ваша самооценка. Подчеркните
ответ. Если Вам не приходилось бывать в какой-либо ситуации, то вообразите еѐ и представьте свое поведение в ней.
Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного
служебного конфликта?
1. Всегда.
2. Иногда.
3. Никогда.
II. Как Вы себя ведете в критической ситуации?
1. Внутренне кипите.
2. Сохраняете полное спокойствие.
3. Теряете самообладание.
III. Каким считают Вас коллеги?
1. Самоуверенным и завистливым.
2. Дружелюбным.
3. Спокойным и независимым.
IV. Как вы отреагируете, если Вам предложат ответственную
должность (поручение)?
1. Примете еѐ с некоторыми опасениями.
2. Согласитесь без колебаний.
3. Откажетесь отнеѐ ради собственного спокойствия.
V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без
разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
1. Выдадите ему «по первое число».
2. Заставите вернуть.
3. Спросите, не нужно ли ему ещѐ что-нибудь.
VI. Какими словами Вы встретите близкого человека, если он
вернулся с работы позже обычного?
1. «Что тебя так задержало?»
2. «Где ты торчишь допоздна?»
3. «Я уже начал(а) волноваться».
VII. Как Вы ведѐте себя за рулем автомобиля (мотоцикла, мопеда)?
1. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост».
2. Вам все равно, сколько автомобилей Вас обошло.
3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.
VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
1. Сбалансированными.
2. Легкомысленными.
3. Крайне жѐсткими.
IX. Что Вы предпринимаете, если не всѐ удается?
1. Пытаетесь свалить вину на другого человека.
2. Смиряетесь.
3. Становитесь впредь осторожнее.
X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности
среди современной молодежи?
1. «Пора уже запретить такие развлечения».
2. «Надо создать возможность организованно и культурно отдыхать».
3. «И чего только с такими возятся».
XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять,
досталось другому?
1. «И зачем я только на это нервы тратил?»
2. «Видно, его физиономия шефу приятнее».
3. «Может быть, мне это удастся в другой раз».
XII. Как Вы смотрите страшный фильм?
1. Боитесь.
2. Скучаете.
3. Получаете искреннее удовольствие.
XIII. Если из-за дорожной пробки Вы опоздали на важное
мероприятие?
1. Будете нервничать.
2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
3. Огорчитесь.
XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
1. Обязательно стараетесь выиграть.
2. Цените удовольствие почувствовать себя в форме.
3. Очень сердитесь, если проигрываете.
XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане
(кафе, столовой)?
1. Стерпите, избегая скандала.
2. Вызовете
метрдотеля (администратора) и сделаете ему замечание.
3. Отправитесь с жалобой к директору заведения.
XVI. Как Вы себя поведѐте, если Вашего младшего товарища,
брата, сестру обидели в школе?
1. Поговорите с учителем.
2. Устроите скандал родителям «малолетних преступников».
3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
XVII. Какой, по-Вашему, Вы человек?
1. Средний.
2. Самоуверенный.
3. Пробивной.
XVIII. Что Вы ответите младшему товарищу, с которым
столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед
Вами?
1. «Простите, это моя вина».
2. «Ничего, пустяки».
3. «А повнимательнее вы быть не можете?»
XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях
хулиганства среди молодежи?
1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?»
2. «Надо бы ввести телесные наказания».
3. «Нельзя всѐ валить на молодежь, виноваты и воспитател
XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже
животным. Какое животное Вы предпочтете?
1. Тигра или леопарда.
2. Домашнюю кошку.
3. Медведя.
Оцените результаты с помощью таблицы.
Ключ к тесту «Не слишком ли Вы агрессивны?»
Вопросы | Очки за ответы на вопросы по разделам |
1 | 2 | 3 |
I | 1 | 2 | 3 |
II | 2 | 1 | 3 |
III | 3 | 2 | 2 |
IV | 2 | 1 | 1 |
V | 3 | 2 | 1 |
VI | 2 | 3 | 1 |
VII | 2 | 1 | 3 |
VIII | 2 | 1 | 3 |
IX | 3 | 2 | 1 |
X | 3 | 1 | 2 |
XI | 1 | 3 | 2 |
XII | 3 | 1 | 2 |
XIII | 1 | 2 | 3 |
XIV | 2 | 1 | 3 |
XV | 1 | 2 | 3 |
XVI | 1 | 3 | 2 |
XVII | 1 | 2 | 3 |
XVIII | 1 | 2 | 3 |
XIX | 2 | 3 | 1 |
XX | 3 | 1 | 2 |
Против римского номера вопроса в вертикальной колонке находится тот ответ, который Вы подчеркнули. Определите его оценку в очках. Очки суммируйте. Сделайте выводы:
36–44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идѐте по жизни, поскольку у Вас достаточно здравого честолюбия и самоуверенности.
45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь чрезмерно жѐстким к другим людям и неуравновешенным. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами
окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит что Вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И всѐ же больше решительности Вам не помешает. Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам – по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам Вы получили по одному очку и менее чем по семи вопросам – по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.
Практическая работа №23
Тема 3.3.: Методы управления
Цель: Научиться выявлять лидера в коллективе.
Задание: Определите степень выраженности лидерстваответив на вопросы теста «Лидер»
Время выполнения: 2часа
Методические рекомендации по выполнению практической работы
Основные понятия
Командовать или подчиняться? Это принципиальный вопрос, который приходиться решать неоднократно. Всегда есть кто-то, кто командует, поскольку всегда находится кто-то, кто хочет, чтобы им командовали. Даже в самой демократичной, общественной структуре в решающий момент выделяется лидер, заставляющий остальных прислушаться к его авторитетному мнению. Тот, кто стремится быть лидером, счастлив, когда командует. «Ведомый», даже если ему предоставить возможность руководить, не будет знать, что делать с данными ему полномочиями. Лидер охотно вызывается выполнять ответственные задания, стремится к руководящим постам и, как правило, справляется с тем, что ему поручено. В кризисных ситуациях он может стать опорой для других. В такие моменты с наибольшей очевидностью проявляются его способности. Лидеров любят, но и ненавидят тоже – это неизбежно. В современном обществе, однако, «полководец» (по сути это всегда человек щедрый и верный, готовый рискнуть собственной жизнью) порой уступает место другому – тому, кто маневрирует в тени, не показывает себя. Он не зажигает толпу, чтобы вести еѐ за собой, но умело использует еѐ в своих целях. Понять свою роль в обществе, в коллективе очень важно для правильного мироощущения: кто я – капитан или рядовой? Попробуйте определить это с помощью теста.
Задания к практической работе № 26
Тест «Лидер»
1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих:
а) да; б) нет.
2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение послужбе, чем Вы:
а) да; б) нет.
3. Находясь на собрании людей, равных Вам по служебному положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своѐ мнение, даже когда это необходимо:
а) да; б) нет.
4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам руководить играми ваших маленьких друзей:
а) да; б) нет.
5. Испытываете ли Вы большое удовольствие, когда Вам удается убедить кого-либо, кто Вам до этого возражал:
а) да; б) нет.
6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком:
а) да; б) нет
7. Согласны ли Вы с утверждением: «Всѐ самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»:
а) да; б) нет.
8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность:
а) да; б) нет.
9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в беседе с людьми:
а) да; б) нет.
10. Доставляет ли Вам удовольствие, когда Вы видите, что окружающие побаиваются Вас:
а) да; б) нет.
11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли Вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло Вам легче контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание:
а) да; б) нет.
12. Считаете ли обычно, что Ваша внешность производит внушительное впечатление:
а) да; б) нет.
13. Считаете ли Вы себя мечтателем:
а) да; б) нет.
14. Легко ли Вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением:
а) да; б) нет.
15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных развлекательных и т.п.) групп:
а) да; б) нет.
16. Если мероприятие, которым Вы занимаетесь, не даѐт намечавшихся результатов:
а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;
б) умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было
принято.
17. Какое из этих двух мнений ближе Вашему:
а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;
б) настоящий руководитель должен уметь управлять.
18. С кем Вы предпочитаете работать:
а) с людьми покорными; б) с людьми строптивыми.
19. Стараетесь ли Вы избегать горячих дискуссий:
а) да; б) нет.
20. Когда Вы были ребѐнком, часто ли сталкивались с властностью вашего отца:
а) да; б) нет.
21. Умеете ли Вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше с Вами был не согласен:
а) да; б) нет.
22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;
б) Вы просто полагаетесь на решение других.
23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы Вы делали выбор, то что бы Вы предпочли:
а) быть первым в деревне; б) быть вторым в городе.
24. Считаете ли Вы, что Вы – человек, сильно влияющий на других людей:
а) да; б) нет.
25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить Вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы:
а) да; б) нет.
26. С Вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:
а) самый компетентный; б) у кого самый сильный характер
27. Всегда ли Вы стараетесь понимать (оценивать) людей:
а) да; б) нет.
28. Умеете ли Вы уважать дисциплину вокруг Вас:
а) да; б) нет.
29. Какой из двух типов руководителей кажется Вам более значительным:
а) тот, который решает все сам; б) тот, который постоянно
советуется.
30. Какой из двух типов руководства, по Вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия:
а) коллегиальный тип; б) авторитарный тип.
31. Часто ли у Вас бывает впечатление, что другие Вами злоупотребляют:
а) да; б) нет.
32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к Вашему образу:
а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;
б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.
33. На рабочем совещании Вы один имеете мнение, противоположное мнению других, ноВыуверены в своей правоте. Как поведете себя:
а) будете молчать;
б) будете отстаивать свою точку зрения.
34. Называют ли Вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела:
а) да; б) нет.
35. Если на Вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете лиВы при этом чувство тревоги:
а) да; б) нет.
36. Что Вы бы предпочли в своей профессиональной деятельности:
а) работать под руководством хорошего руководителя;
б) работать независимо
37. Как Вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»:
а) да; б) нет.
38. Случалось ли Вам покупать что-то, в чѐм Вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц:
а) да; б) нет.
39. Считаете ли Вы, что Ваши организаторские способности выше средних:
а) да; б) нет
40. Как Вы обычно ведѐте себя, встретившись с трудностями:
а) трудности обескураживают;
б) трудности заставляют действовать активнее.
41. Часто ли Вы делаете резкие упрѐки сотрудникам, когда они их заслуживают:
а) да; б) нет.
42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система успешно выдерживает напряжѐнность жизни:
а) да; б) нет.
43. Если Вам предстоит произвести реорганизацию, как Вы поступаете:
а) ввожу изменения немедленно;
б) предлагаю медленнее, эволюционные изменения.
44. Если это необходимо, сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника:
а) да; б) нет.
45. Согласны ли Вы с мыслью: «Чтобы быть счастливым, нужно жить незаметно»:
а) да; б) нет.
46. Считаете ли Вы, что каждый из людей должен сделать что-то выдающееся:
а) да; б) нет.
47. Кем (из предложенных профессий) Вам в молодости хотелось стать:
а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.;
б) руководителем коллектива.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать:
а) торжественную, могучую; б) тихую, лирическую.
49. Испытываете ли Вы некоторое волнение при встрече с важными личностями:
а) да; б) нет.
50. Часто ли Вы встречаете человека с более сильной волей, чем у Вас:
а) да; б) нет.
Результат: с помощью таблицы подсчитайте количество набранных баллов. При ответе на вопрос Вы получаете балл только за вариант «а» или «б» в левой колонке («Ваш ответ»).
Степень выраженности лидерства:
до 25 баллов: лидерство выражено слабо;
до 26-35 баллов: средняя выраженность лидерства;
до 36-40 баллов: лидерство выражено в сильной степени;
свыше 40 баллов: склонность к диктату.
Ключ к тесту «Лидер»
Вопрос | Ваш ответ | Вопрос | Ваш ответ |
1 | а | б | 26 | а | б |
2 | а | б | 27 | б | а |
3 | б | а | 28 | а | б |
4 | а | б | 29 | б | а |
5 | а | б | 30 | б | а |
6 | б | а | 31 | а | б |
7 | а | б | 32 | а | б |
8 | а | б | 33 | а | б |
9 | б | а | 34 | а | б |
10 | а | б | 35 | б | а |
11 | а | б | 36 | б | а |
12 | а | б | 37 | а | б |
13 | б | а | 38 | б | а |
14 | б | а | 39 | а | б |
15 | а | б | 40 | б | а |
16 | б | а | 41 | а | б |
17 | б | а | 42 | а | б |
18 | б | а | 43 | а | б |
19 | б | а | 44 | а | б |
20 | а | б | 45 | б | а |
21 | а | б | 46 | а | б |
22 | б | а | 47 | б | а |
23 | а | б | 48 | а | б |
24 | а | б | 49 | б | а |
25 | б | а | 50 | б | а |
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
1.Грибов В.Д..Менеджмент.,М.;-КНОРУС.,2013.
2.Грибов В.Д. Менеджмент:, М.: КНОРУС, 2015
3.Грибов В.Д., Грузинов В.Д., Кузьменко В.А..Экономика организации (предприятия).,М.:КНОРУС.,2015.
4.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
5.Носова С.С. Основы экономики.,М.:КРОНУС,2015.
Дополнительные источники:
2.Сетков В.И. Менеджмент: учебное пособие/В.И. Сетков – М.: КНОРУС, 2012.
Интернет – ресурсы:
1.Электронный ресурс «Экономика организации». Форма доступа
www.ofguu.ru/ files/Экономика организации.pdf
2. Экономика организации - реферат. Форма доступа: www.BestReferat.ru/referat-61034.html
Приложение 1
ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
Практические работы
по учебной дисциплине
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»
специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство
Выполнил студент (ка) III курса группы 32-ОЗ ФИО______________________ | Проверил преподаватель О.Ю.Игнатенко Оценка ________________ Дата___________________ |
р.п.Красные Баки
201.. год
36