| Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
|
| Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методические указания (разработка)
практического занятия для студентов
ТЕМА: «ВЫЧИСЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ И ОБЪЕМОВ МНОГОГРАННИКОВ»
Предмет (УД, МДК, ПМ)
Математика
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», 34.02.02 «Акушерское дело»
Курск
Тема практического занятия: Вычисление площадей и объемов многогранников
Цели занятия для студентов:
ознакомиться с различными многогранниками; учиться строить многогранники, вычислять площади и объемы многогранников.
3 Перечень ОК на которые ориентировано освоение темы:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с учителем, товарищами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.
4 Уровни освоения дидактических единиц.
В результате освоения темы студент должен:
Уметь:
изображать основные многогранники, выполнять чертежи по условиям задач, стоить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды, использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Знать:
определения многогранников, формулы площадей поверхностей и объемов многогранников.
4.1 Для ООД планируемые образовательные результаты:
Предметные:
сформированность представлений о многогранниках;
Личностные:
формирование представлений о математике как средстве моделирования явлений и процессов;
Метапредметные:
умение самостоятельно осуществлять, контролировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
5 Оснащение занятия:
Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008 – 255с.
Раздаточный материал
6 Продолжительность занятия: 90 мин.
7 Деятельность студентов в ходе занятия:
7.1 Выполнение заданий с целью контроля теоретической подготовки .
Экспресс-опрос (учитель задает вопросы, студенты отвечают).
Назовите и запишите формулы объемов параллелепипеда, призмы и пирамиды
Какие фигуры могут быть в основании и призмы и пирамиды
Может ли быть в основании прямого параллелепипеда быть треугольник и почему?
Назовите формулы для вычисления площади:
Квадрата
Прямоугольника
Параллелограмма
Трапеции
Треугольника
7.2 Самостоятельная работа студентов.
Решение задач с практическим содержанием (Приложение 1)
Работа в группах (Приложение 2 - 4)
7.3 Рефлексия (само- и взаимооценка)
сегодня я узнал…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
7.4 Задание на дом
Приложение 5
Преподаватель: ______________ ____________________________________
(подпись) (ФИО)
Приложение 1
Решение задач с практическим содержанием
Задача 1.Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного обучающегося приходилось не менее 6м3 воздуха. Можно ли в помещении с параметрами а =7,5м,
в =5м, с =3,3м заниматься 25 обучающимся, не нарушая санитарной нормы?
Задача 2. Клумба для цветов имеет форму прямой треугольной призмы. Сколько воды выпало за сутки на треугольную клумбу (основа – правильный треугольник) со стороной 4м? Суточное выпадение осадков составило 30мм ( по высоте клумбы).
Задача 3. (на развитие пространственного воображения)
На рисунке изображено здание. Назовите геометрические фигуры, из которых состоит это здание.
Приложение 2
Команда №1
Ваша команда решила организовать малое предприятие. В поисках необходимого помещения вы обратились к администрации города. В ответ администрации предоставила каждой команде требующее ремонта здание необычной формы: одной – в виде пирамиды, второй – в виде призмы, третьей – в виде параллелепипеда. Макет здания представлен у вас на столах. Необходимо рассчитать площадь поверхности здания, чтобы определить соответствующее количество материала на внутреннюю отделку, и объем помещения, чтобы оценить затраты на отопление помещения.
У каждой команды на столе по одному геометрическому телу.
План работы:
Произвести соответствующие измерения и занести данные в таблицу;
Выполнить соответствующие вычисления и занести полученные результаты в таблицу.
Ответить на вопросы:
Какое количество материала понадобиться для внутренней отделки помещения (стен, пола и потолка)?
Какой объем воздуха в помещении необходимо отапливать?
Первая команда: Пирамида
Стороны основания | Высота | Площадь основания | Периметр основания | Апофема | Площадь боковой поверхности | Площадь полной поверхности | Объем пирамиды |
| | | | h | Sосн | Pосн | d | Sбок | Sполн | V |
| | | | | | | | | | |
Приложение 3
Команда №2
Ваша команда решила организовать малое предприятие. В поисках необходимого помещения вы обратились к администрации города. В ответ администрации предоставила каждой команде требующее ремонта здание необычной формы: одной – в виде пирамиды, второй – в виде призмы, третьей – в виде параллелепипеда. Макет здания представлен у вас на столах. Необходимо рассчитать площадь поверхности здания, чтобы определить соответствующее количество материала на внутреннюю отделку, и объем помещения, чтобы оценить затраты на отопление помещения.
У каждой команды на столе по одному геометрическому телу.
План работы:
Произвести соответствующие измерения и занести данные в таблицу;
Выполнить соответствующие вычисления и занести полученные результаты в таблицу.
Ответить на вопросы:
Какое количество материала понадобиться для внутренней отделки помещения (стен, пола и потолка)?
Какой объем воздуха в помещении необходимо отапливать?
Вторая команда: Призма
Стороны основания | Высота | Площадь основания | Периметр основания | Площадь боковой поверхности | Площадь полной поверхности | Объем пирамиды |
| | | h | Sосн | Pосн | Sбок | Sполн | V |
| | | | | | | | |
Приложение 4
Команда №3
Ваша команда решила организовать малое предприятие. В поисках необходимого помещения вы обратились к администрации города. В ответ администрации предоставила каждой команде требующее ремонта здание необычной формы: одной – в виде пирамиды, второй – в виде призмы, третьей – в виде параллелепипеда. Макет здания представлен у вас на столах. Необходимо рассчитать площадь поверхности здания, чтобы определить соответствующее количество материала на внутреннюю отделку, и объем помещения, чтобы оценить затраты на отопление помещения.
У каждой команды на столе по одному геометрическому телу.
План работы:
Произвести соответствующие измерения и занести данные в таблицу;
Выполнить соответствующие вычисления и занести полученные результаты в таблицу.
Ответить на вопросы:
Какое количество материала понадобиться для внутренней отделки помещения (стен, пола и потолка)?
Какой объем воздуха в помещении необходимо отапливать?
Третья команда: Параллелепипед
Стороны основания | Высота | Площадь основания | Периметр основания | Площадь боковой поверхности | Площадь полной поверхности | Объем пирамиды |
| | | | h | Sосн | Pосн | Sбок | Sполн | V |
| | | | | | | | | |
Приложение 5
Задача 1.Найдите объем прямой призмы АВСА1В1С1 если: угол ВАС = 120°, АВ = 5 см, АС = 3 см и наибольшая из площадей боковых граней Sгр=35 см2.
Задача 2. Пусть дана наклонная треугольная призма АВСА1В1С1. В основании лежит треугольник АВС со сторонами АВ = 10 см, ВС = 10 см, АС = 12 см. Боковое ребро ВВ1 равно 8 см, которое наклонено к плоскости основания под углом 60˚. Необходимо определить объём призмы.
Рисунок к задаче | Краткое условие |
| Дано: АВСА1В1С1 – призма АВ = 10 см ВС = 10 см АС = 12 см ВВ1 = 8 см б = 60˚ Найти: V - ? см3 |
Задача 3.Призма АВСDA1B1C1D1, в основании которой лежит прямоугольник АВСD с известными сторонами 6 и 8 см. Боковая грань AA1В1В – квадрат. Известно, что угол наклона боковой грани к плоскости основания (б) равен 60˚. Определить объём призмы.
Рисунок к задаче | Краткое условие |
| Дано: ABCDA1B1C1D1 – призма ABCD – прямоугольник АВ = 6 см, AD = 8 см АА1В1В – квадрат АН ┴ABCD ∠ б = 60˚ Найти: V - ? см3 |
Задача 4. Найти объем пирамиды. Дана правильная четырехугольная пирамида Известно, что угол наклона бокового ребра к плоскости основания составляет Высота . Необходимо найти объем пирамиды.