СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические вопросы школьной адаптации обучающихся с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об организации работы по внедрению в школьную жизнь учащихся с ООП

Просмотр содержимого документа
«Методические вопросы школьной адаптации обучающихся с ОНР»

Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР), принадлежащих к одной из самых многочисленных категорий детей с особенностями психофизического развития. Полноценное включение детей в общее образовательное пространство обусловлено успешностью их школьной адаптации, что особенно актуально в период начала школьного обучения. Являясь одним из самых сложных в жизни ребенка, данный этап требует мобилизации интеллектуальных и физических сил, влечет перестройку всей психофизиологической структуры организма. Школьная адаптация как осознание себя в качестве субъекта общества, полноправного члена социума, реализующего свой потенциал, не приходя в противоречие со средой, является результатом формирования внутренней позиции школьника, предполагающего изменение места ребенка в системе социальных отношений и субъективное отражение данного изменения в сознании. Формирование внутренней позиции школьника обусловлено эмоциональным состоянием ребенка, развитием его личностных качеств, межличностного взаимодействия. Положительное эмоциональное состояние, проявляясь в позитивном отношении к школе, отсутствии повышенной школьной тревожности, определяет тот фундамент, на котором возможно формирование необходимых для успешной школьной адаптации личностных качеств — адекватности самооценки, отсутствия повышенной обидчивости. Изменение социальной ситуации развития требует усвоения и личностного принятия учащимся предъявляемых ему школой норм, требований, что детерминировано умением объективно оценивать свои способности и реальные возможности, требования и ожидания окружающих, способствуя ориентации не только на собственные желания, потребности, но и соизмерение их с реальностью окружающей действительности.

Позиция школьника определена необходимостью ребенка вступить со сверстниками и взрослыми в новые социальные отношения при реализации социальных и познавательных потребностей, что возможно через включение в совместную деятельность, обусловленную способностью бесконфликтно взаимодействовать, координировать собственные действия, определяя усвоение общественного опыта. Налаживая отношения с одноклассниками, педагогом, ребенок пытается приспособить определенные образцы поведения к конкретной ситуации, реализуя активный характер адаптации к школе. Результатом данных изменений выступает сформированность внутренней позиции школьника. Для учащихся с ОНР школьная адаптация осложняется наличием у них трудностей коммуникации. Развитие речи является необходимым условием личностного становления человека, его формирования, полноценного функционирования, выступая предпосылкой развития социальных форм поведения, взаимоотношений с окружающими. Отражаясь на личностном становлении ребенка, его межличностном взаимодействии, нарушения речи задерживают и искажают формирование у него внутренней позиции школьника, определяющей успешность школьной адаптации. Опыт работы со школьной адаптацией учащихся с ОНР показывает, что в сравнении с нормально говорящими сверстниками дети с ОНР демонстрируют более выраженное негативное отношение к школе, что находит отражение в нежелании посещать школу, учебные занятия. Для учащихся с ОНР характерна повышенная школьная тревожность при речевом высказывании, взаимодействии с одноклассниками, проверке знаний, что находит отражение в низкой речевой активности, пассивности, нежелании отвечать на уроке, вступать в диалог с одноклассниками, педагогом. Большинство детей с ОНР демонстрируют завышенную самооценку, что проявляется в их желании стать лидером в коллективе при отсутствии соответствующих личностных характеристик. Дети с ОНР чаще показывают стремление добиваться успехов в учебе, не преодолевая трудностей, не прилагая усилий. Для них характерна повышенная обидчивость, что обусловлено ожиданием от окружающих более высокой оценки своих возможностей, способностей, поступков. Это вызывает у детей отказ от взаимодействия, нежелание выполнять поручения педагога, агрессивность, частые жалобы на одноклассников. Недостаточность адекватной интерпретации поступков окружающих, ориентации в разнородных ситуациях общения, трудности в выражении собственных мыслей, недостаточная вариативность используемых при этом приемов и средств вызывают нарушение межличностного взаимодействия, которое у учащихся с ОНР характеризуется ограниченностью либо отсутствием дружеских контактов, нежеланием поддерживать дружеское общение. Свойственны неумение инициировать диалог, принимать участие в беседе, начать и закончить коммуникацию. Дети преимущественно используют простые предложения с небольшим количеством слов, для них характерна низкая речевая активность. Дети с ОНР демонстрируют недостаточную сформированность представлений о ролевых отношениях, правилах поведения в ходе учебной деятельности, которая требует умений выстраивать собственное поведение с учетом определенных требований и правил. Они с трудом могут предвидеть возможное возникновение конфликта в результате расхождения интересов в процессе учебного взаимодействия, адекватно поступать по его предотвращению. Им свойственно неумение бесконфликтно выходить из проблемных ситуаций, что проявляется в агрессивности, демонстративности поведения, нежелании участвовать в совместных играх, школьных мероприятиях. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков, культуры общения еще более ограничивает социальные контакты детей с ОНР со сверстниками. Данные особенности учащихся с ОНР свидетельствуют о нарушении становления у них внутренней позиции школьника, что детерминировано эмоциональной незрелостью, личностной деформацией, несформированностью межличностного взаимодействия, обусловленными нарушением речевого развития. Это определяет необходимость проведения специальной коррекционно-педагогической работы по школьной адаптации учащихся с ОНР с целью оптимизации их вхождения в школьную жизнь, предупреждения возможных нарушений адаптации к школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!