СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический бюллетень «Активные методы обучения на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом бюллетене приведены примеры активных методов обучения на уроках математики. 

Просмотр содержимого документа
«Методический бюллетень «Активные методы обучения на уроках математики»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 г. Павлово

(МАОУ СШ №1 г. Павлово)












Методический бюллетень

«Активные методы обучения

на уроках математики»







Ефанова Оксана Владимировна,

учитель математики

МАОУ СШ № 1 г. Павлово


















г. Павлово, 2022г.

Проблема активности личности ученика в обучении - одна из актуальных в образовательной практике. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация образовательного процесса неизбежно приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие современные активные методы обучения, которые вызвали бы интерес обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.

Как показывает практика, современный урок в условиях реализации ФГОС нельзя себе представить без применения активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки более интересными и познавательными.


Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.


На этапе выяснения целей, ожиданий, опасений можно использовать методы «Фруктовый сад» или «Прогноз погоды». Они позволяют лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Метод «Фруктовый сад»

Заранее готовятся два плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево» (или можно изображения воспроизвести на интерактивной доске). Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках они записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. По желанию обучающиеся зачитывают вслух свои записи.


Метод «Прогноз погоды»

Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано Солнышко, на другом - Туча (или можно изображения воспроизвести на интерактивной доске). Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги солнышки и тучки. Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения - на тучках.

Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.

Актуализировать знания обучающихся по ранее изученной теме, помогает метод: «Парный выход».

Метод «Парный выход»

Обучающиеся выходят к доске по парам. Один ученик задает вопрос по пройденной теме (например, «Рациональные числа»), второй отвечает. Каждый ученик должен побывать в роли задающего вопросы и отвечающего. При этом вопросы не должны повторяться. Иногда в качестве домашнего задания предыдущего урока я даю задание подготовить такие вопросы.

Наиболее популярным из современных методов является кластер. Это метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы.


Метод «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Однако кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что обучающиеся изучили.


Подвести учеников к изучению нового материала помогает

Метод «Верные – неверные утверждения»

Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые ученики смогут найти в течение занятия.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Можно на стадии рефлексии вернуться к этому методу, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.

На этапе изучения нового материала особенно важно акцентировать внимание обучающихся на основных моментах изучаемой темы.

Привлекают внимание обучающихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил. 


Ассоциации вместо правил

Например, при изучении зависимости пути от скорости и времени движения и других формул эффективно применять «правило треугольника».










Или чтобы ученики с самого начала изучения темы «Обыкновенные дроби» не путали расположение числителя и знаменателя дроби, можно воспользоваться таким предложением «Человек стоит на земле» и соответствующим рисунком.










Слово «человек» начинается на букву «ч» и слово «числитель» тоже начинается на букву «ч».

Слово «земля» начинается на букву «з» и слово «знаменатель» тоже начинается на букву «з».

Значит, числитель и знаменатель дроби будут расположены по отношению друг к другу точно так, как человек и земля, изображённые на рисунке.

Таким образом, ученики легче и с большим интересом усваивают формулу, правила благодаря наглядности и удобству такой визуализации.

Не стоит забывать и об ИКТ на уроках математики. Благодаря зрительному восприятию информации, интерактивности моделей на экране, у обучающихся формируется более полное представление изучаемого материала.










Мною на уроках, наряду с обычными презентациями, применяется интерактивный контент «Learnis», сорбонка с удалением (этому я научилась на творческой группе).










Сорбонка — высокоэффективный метод, применяемый в различных учебных ситуациях. Применение сорбонок способствует формированию навыков, закреплению нового и повторению пройденного материала. Она может быть как интерактивной, так и в виде карточки, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик, отвечая на вопрос, тут же может проверить себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, формулы, теоремы, значения и т.д.










В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Например, на уроке математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» можно использовать такие вопросы:

  • -12 - число отрицательное? (да)

  • 56 - число положительное?(да)

  • При сложении отрицательных чисел получается число положительное (нет)

  • -13+(-15) = 28 (нет)

  • -5 +(-24)= -29 (да)

  • Нуль больше любого отрицательного числа? (да)


Н а уроках при организации работы в группах использую «Математическое домино» (состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию), «Формула-пазл», «Определение-пазл», где ученики должны сопоставить две карточки так, чтобы получилась логическая цепочка.


На уроках необходимо использовать и метод релаксации (проведение физкультминутки).

Иногда достаточно 2 – 3 минут, чтобы восстановить энергию обучающихся, не выходя из класса.


А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны,

Вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели…

Вновь за дело.


Для подведения рефлексии можно использовать метод «Незаконченное предложение».

Ученикам предлагается закончить, например, такие предложения, как:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…

  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…

  3. Сегодня я понял(а), что…


Активные методы обучения позволяют обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!