Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1 г. Павлово
(МАОУ СШ №1 г. Павлово)
Методический бюллетень
«Активные методы обучения
на уроках математики»
Ефанова Оксана Владимировна,
учитель математики
МАОУ СШ № 1 г. Павлово
г. Павлово, 2022г.
Проблема активности личности ученика в обучении - одна из актуальных в образовательной практике. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация образовательного процесса неизбежно приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие современные активные методы обучения, которые вызвали бы интерес обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.
Как показывает практика, современный урок в условиях реализации ФГОС нельзя себе представить без применения активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки более интересными и познавательными.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.
На этапе выяснения целей, ожиданий, опасений можно использовать методы «Фруктовый сад» или «Прогноз погоды». Они позволяют лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Метод «Фруктовый сад»
Заранее готовятся два плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево» (или можно изображения воспроизвести на интерактивной доске). Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках они записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. По желанию обучающиеся зачитывают вслух свои записи.
Метод «Прогноз погоды»
Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано Солнышко, на другом - Туча (или можно изображения воспроизвести на интерактивной доске). Ученикам раздаются также заранее вырезанные из бумаги солнышки и тучки. Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения - на тучках.
Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.
Актуализировать знания обучающихся по ранее изученной теме, помогает метод: «Парный выход».
Метод «Парный выход»
Обучающиеся выходят к доске по парам. Один ученик задает вопрос по пройденной теме (например, «Рациональные числа»), второй отвечает. Каждый ученик должен побывать в роли задающего вопросы и отвечающего. При этом вопросы не должны повторяться. Иногда в качестве домашнего задания предыдущего урока я даю задание подготовить такие вопросы.
Наиболее популярным из современных методов является кластер. Это метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы.
Метод «Кластер»
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Однако кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что обучающиеся изучили.
Подвести учеников к изучению нового материала помогает
Метод «Верные – неверные утверждения»
Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые ученики смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Можно на стадии рефлексии вернуться к этому методу, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.
На этапе изучения нового материала особенно важно акцентировать внимание обучающихся на основных моментах изучаемой темы.
Привлекают внимание обучающихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил.
Ассоциации вместо правил
Например, при изучении зависимости пути от скорости и времени движения и других формул эффективно применять «правило треугольника».
Или чтобы ученики с самого начала изучения темы «Обыкновенные дроби» не путали расположение числителя и знаменателя дроби, можно воспользоваться таким предложением «Человек стоит на земле» и соответствующим рисунком.
Слово «человек» начинается на букву «ч» и слово «числитель» тоже начинается на букву «ч».
Слово «земля» начинается на букву «з» и слово «знаменатель» тоже начинается на букву «з».
Значит, числитель и знаменатель дроби будут расположены по отношению друг к другу точно так, как человек и земля, изображённые на рисунке.
Таким образом, ученики легче и с большим интересом усваивают формулу, правила благодаря наглядности и удобству такой визуализации.
Не стоит забывать и об ИКТ на уроках математики. Благодаря зрительному восприятию информации, интерактивности моделей на экране, у обучающихся формируется более полное представление изучаемого материала.
Мною на уроках, наряду с обычными презентациями, применяется интерактивный контент «Learnis», сорбонка с удалением (этому я научилась на творческой группе).
Сорбонка — высокоэффективный метод, применяемый в различных учебных ситуациях. Применение сорбонок способствует формированию навыков, закреплению нового и повторению пройденного материала. Она может быть как интерактивной, так и в виде карточки, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Таким образом, ученик, отвечая на вопрос, тут же может проверить себя. Использование сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, формулы, теоремы, значения и т.д.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
Например, на уроке математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» можно использовать такие вопросы:
-12 - число отрицательное? (да)
56 - число положительное?(да)
При сложении отрицательных чисел получается число положительное (нет)
-13+(-15) = 28 (нет)
-5 +(-24)= -29 (да)
Нуль больше любого отрицательного числа? (да)
Н
а уроках при организации работы в группах использую «Математическое домино» (состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию), «Формула-пазл», «Определение-пазл», где ученики должны сопоставить две карточки так, чтобы получилась логическая цепочка.
На уроках необходимо использовать и метод релаксации (проведение физкультминутки).
Иногда достаточно 2 – 3 минут, чтобы восстановить энергию обучающихся, не выходя из класса.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели…
Вновь за дело.
Для подведения рефлексии можно использовать метод «Незаконченное предложение».
Ученикам предлагается закончить, например, такие предложения, как:
Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
Сегодня я понял(а), что…
Активные методы обучения позволяют обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся.
8