СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему: « Суджанские слободские казаки. История заселения, песенное творчество»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cуджанские слободские казаки. История заселения, песенное творчество.

Выполнил преподаватель суджанского колледжа искусств

Щёголев Владимир Викторович

      Отечественная история - это наше драгоценное наследие. Она включает в себя наиболее важные вехи и события сложного исторического пути.  Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен, чтобы познание прошлого облагораживало душу, чтобы не покидала гордость каждого человека за свою  родину, за его родной край.

      В 16 в. многие из Малороссийских казаков, страдавших от насилий и несправедливостей польского правительства, стали разыскивать новые места под поселение, подальше от Польши и панов.

     Такие вольные места естественно отыскались на востоке,  в так называемом Диком Поле, служившем убежищем лишь зверям, птицам да татарским разбойничьим шайкам.

     Особенно удобны для такого переселения, оказались привольные окрестности рек: Сулы, верховьев Дона, Псла, Ворсклы, Белой, Калитвы и Северского Донца. В эти местности,  казаки,   переселяются из Украины, селятся слободами и небольшими хуторами.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: « Суджанские слободские казаки. История заселения, песенное творчество»»


Cуджанские слободские казаки. История заселения, песенное творчество.

Выполнил преподаватель суджанского колледжа искусств

Щёголев Владимир Викторович

Отечественная история - это наше драгоценное наследие. Она включает в себя наиболее важные вехи и события сложного исторического пути. Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен, чтобы познание прошлого облагораживало душу, чтобы не покидала гордость каждого человека за свою родину, за его родной край.

В 16 в. многие из Малороссийских казаков, страдавших от насилий и несправедливостей польского правительства, стали разыскивать новые места под поселение, подальше от Польши и панов.

Такие вольные места естественно отыскались на востоке, в так называемом Диком Поле, служившем убежищем лишь зверям, птицам да татарским разбойничьим шайкам.

Особенно удобны для такого переселения, оказались привольные окрестности рек: Сулы, верховьев Дона, Псла, Ворсклы, Белой, Калитвы и Северского Донца. В эти местности, казаки, переселяются из Украины, селятся слободами и небольшими хуторами.

Приток казаков переселенцев, ушедших от польского рабства на новые места в ожидании найти вольную жизнь и сохранить казачье имя, продолжался почти целых два столетия, причем большинство продвигалось далее, на восток, вливаясь в различные казачьи территории, меньшинство же, предпочитающее спокойную жизнь трудам дальнего странствования, в то время весьма не безопасного, оседало в Диком Поле, как уже говорилось, слободами.

Историк, профессор В.П.Загоровский отмечал: «Вопрос о том, станет ли, именуемый ныне район Центрального Черноземья, частью Российского государства, был поставлен в 16 веке и решён в принципе в течении 16 века…Современные курские, белгородские, воронежские, липецкие, тамбовские земли, которые уже давно и традиционно считаются исконно русскими, в начале 16 века не являлись такими ни формально, ни фактически.. В исторических условиях 16 века, в ходе суровой упорной, кровопролитной борьбы русского народа с татарами, эти земли стали частью России».

Занятая этими поселенцами территория в 1503 году получила название Слободской Украины, или сокращённо Слобожанщина, которое стало использоваться российским правительством, как во внутренней, так и международной практике. Государева Слободская Украина термин «Государева» свидетельствовал, что эта территория являлась составной частью Российского государства и подчинялась власти российского царя.

Территория Слободской Украины занимала приблизительно теперешние: всю Харьковскую, восточную часть Сумской, часть районов Донецкой и Луганской областей Украины, юго-восточная часть Белгородской, южную часть Курской и западную часть Воронежской губерний.

Датой основания слободских полков считался 1651 год. Из переселенцев были сформированы слободские казачьи полки. Каждый полк имел свой особый округ и назывался по имени окружного города. Всех полков было пять: Харьковский, Сумский, Ахтырский, Изюмский и Рыбинский (Острогожский). Суджанские казачьи сотни (их было две) входили в состав Сумского слободского полка.

Что касается Суджанского района, то эта местность исстари была заселена, как было сказано ранее, в основном вольными людьми – казаками и ремесленниками. Взять, например, прилегающие к городу слободы: сл.Гончаровка, сл.Заолешенка, сл.Замостье, с.Махновка, сёла Казачья и Малая Локни, где жили казаки… Гуево и Горналь, Гоголевка, Рубанщина, Уланок, Воробжа, Мартыновка, Черкасское Поречное, Черкасская Конопелька тоже когда-то были казачьими хуторами.

Все население Слободской Украины разделялось на „реестровых казаков”, обязавшихся военной службой и их подпомощников, то есть, пожелавших сделаться крестьянами или мещанами и за то освобожденных от военной службы, но обязанных „помогать” казакам при справе на службу и обложенными особой податью в войсковую казну. Слободские полки верно несли, нередко очень тяжелую, пограничную службу и участвовали во многих походах и сражениях и восстаниях, отличаясь примерной храбростью и стойкостью.

Достоверно неизвестно, когда именно первые поселенцы засе­лили суджанские земли, но то изве­стно достоверно, что в 1664 году черкасские (украинские) казаки се­лились по реке Псел и впадающим в него рекам, строили на них плоти­ны, водяные мельницы, имели рыб­ные ловли, винокурение, шинки.

Грамотою царя Алексея Михайловича от 1669 года суджанским казакам за их службу, «за кровь, за раны, за полоненное терпение и разорение от изменников и от крымских и ногайских татар, и за осадное сидение, и что они царям русским служили и над татарами чинили поиски и в полки давали знать», велено вместо годового денежного оклада промышлять безоборочно и служить без жалованья на собственном иждивении.

Прибывшим на поселение каза­кам были омежеваны земли в гра­ницах от реки Псел (в 25 верстах от Суджи) к Путивльской пасеке Молчанского монастыря, откуда через сумскую дорогу, идущую из Сум на Суджу до вершины речки Беловода (от Суджи в 25 верстах), по течению Беловода до речки Снагосгья (в 30 верстах), по Снагостьи до Толстого Ольху (в 25 верстах) и по Кутузовскому стругу (в 25 верстах), откуда по реке Локня и через Локню до реки Ивница (в 25 верстах), от реки Ивница на Паро­вой Колодезь (в 20 верстах), до реки Суджа и вверх по реке Суд­жа до реки Скородной (в 30 вер­стах), откуда до верховья реки Белицы (в 25 верстах) и по течению ее до реки Псел (в 22 верстах).

На этих землях и селились при­бывшие на территорию Суджанщины украинские казаки, строившие ук­репления.

Город Суджа был сотенным ка­зачьим местечком Сумского полка. Он построен на средней татарской сакме (были еще две: одна тянулась выше реки Суджа и Локни до Кур­ска, вторая - от Сагайдачного шля­ху, между Воркслой и Потом к Обояни, а третья же, средняя сакма, тя­нулась через реки Олешня и Суджа по Сагайдачной дороге, идущей из Суджи в Курск, между речкою Олешня, рекою Суджа и Гусиным болотом, втекающим в Суджу).

Город был окружен со всех сто­рон водой, кроме одного узкого прохода в 70 сажень, где была улица в Гончарную слободу по Миропольской дороге. По тогдашним оценкам в военном отношении го­род был надежным неприступным убежищем, вокруг которого был большой посад и по ним - четыре слободы. Малый городок представ­лял собой квадрат со стороной в 21,5 сажени по периметру был ров, на бруствере которого поставлен острог. Малый городок (детинец) имел одну башню с воротами, и в черте городка были казенный погреб, карауль­ная изба и воеводский двор. Большой город (посад) имел в длину по периметру 625 сажень, был так же окопан рвом и забран деревянною стеною (час­токолом), имел 4 башни (и было еще 10 недостроенных). В посаде была деревянная соборная Успенская церковь с другим престолом в приделе во имя архангела Михаила, 20 шинковых и 250 жилых и пус­тых дворов.

В одной подгорной слободе была построена церковь во имя Вознеся имя Вознесения. В этой слободе было 100 дворов жилых и один шинок. В другой слободе - церковь Покрова Святой Богородицы, 118 жилых дворов и один шинок. В третьей, находящейся за р. Суджа, - де­ревянная церковь во имя Преображе­ния и 182 жилых дворов. В четвертой церкви не было, а было 100 жилых дворов. Всего же в городе Судже и в прилегающих слободах было 782 шин­ковых и жилых дворов, а в них было 225казаков, 219мещан и 1043«пашенных людей». Всего мужского населения, таким образом, было 1387 человек.

Очевидно, для подробного описа­ния такого укрепленного города как Суджа потребовалась бы отдельная статья, но мы лишь отметим, что значение этого укрепления состояло еще и в том, что возле него возникали села, хутора, слободы, и появление этих по­селений свидетельствует о том, что жизнь здесь стала безопасней.

Другие слободы и укрепленные селения в Суджанском уезде были Казачья Локня при р. Казачья Лок­ня, Черкасская Поречная при р. Суд­жа, Мартыновка при р. Смердица, Уланок близ р. Псел, Воробжа при р. Воробжа и некоторые другие.

К Мирополью же относились Великая и Малая Рыбицы, Криничная, Осоевка, Горналь, Демидовка, Гоптаровка, Грязное, Сытное, Забужевка, Петрушевка и другие.

Если говорить о культуре Суджанского края, то в силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, на протяжении веков она впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп.

В музыкальном быту малороссов основное место занимало коллективное вокальное исполнительство, представленное песенными формами. Сольно исполнялись в основном жанры, которые народные исполнители не считали песнями. Как и во всех традициях, это колыбельные и потешки, причитания по умершим.

Песни звучали на свадьбе, во время святочных обходов дворов и вождения весенних игровых хороводов. Свадебные и хороводные песни закреплены были за женскими певческими коллективами. В святочных обходах дворов задействованы разные по полу и возрасту группы: женские, мужские, смешанные, детские.

Песенный репертуар как обрядовый, так и внеобрядовый чаще всего исполнялся женскими певческими коллективами, реже смешанными, но с преобладанием женщин. Они формировались по разным принципам: семейному, соседскому (семейно-соседскому), производственному. Так, существовали ансамбли, состоящие из родственников или соседей-приятелей, живущих на одном краю улицы – в кутке («у нашем кутку»).

Основу репертуара составляют традиционные лирические, балладные и шуточные песни: «Шумлять вэрбы в кинци грэбли», «Ой, сады, мои сады зэлэнэньки», «Куковала зозулэнька в саду на помости», «В мэнэ батько нэ рид», «Ой, на покоси витыр вие», «На камини ноги мыла», «Ой, ты хмэлю, хмэлю», «По-за лугом зэлэнэньким», «Посияла огирочки», «Туман яром, туман долыною», Ой, у поли ричка, Маруся и др. Певческие коллективы, как на Украине и в Белоруссии, именуют здесь гуртами. «Спивать гуртом», «у куче» (всем вместе) раньше было принято не только во время праздничных гуляний, но и по дороге на службу, охрану, работу.

На застолье по случаю праздника, свадьбы, юбилея независимо от родственных и дружеских отношений иногда специально приглашают людей, имеющих репутацию хороших певцов и знатоков песен.

В отличие от других жанров местной традиции репертуар псальм передавался не только в устной, но и в письменной форме. Поэтические тексты содержались в рукописных сборниках (тетрадках), которыми исполнители очень дорожили. Особую ценность имеют тетрадки, полученные «по наследству» от певиц старшего возраста. Наряду с традиционными формами исполнительства у малороссов существовали и организованные. Известно, что в конце XVIII и XIX вв. существовали хоры при храмах, с которыми занимались регенты. Именно хоры малороссиян отличались певческим мастерством и регентской выучкой. Певчими в них были как взрослые мужчины и женщины, так и дети.

Песни местной традиции распеваются многоголосно. В современной исполнительской практике отмечено три вида соотношения голосовых партий: дублирование в параллельном движении, функциональное противопоставление, координация через гармоническое созвучие. В двухголосии с дублировкой ведущим может быть как нижний, так и верхний голос; он поддерживается терциями, пристраивающимися сверху или снизу. В каденциях голоса сходятся к унисону или расходятся в октаву. Такая фактура характерна для святочных обходных, свадебных песен и псальм.

Функциональное противопоставление голосов выражено в двухголосии с верхним солирующим подголоском – подводкой (в балладных и лирических песнях), а также в диафонии, где остинатному, преимущественно бурдонирующему нижнему голосу противопоставлен мелодический верхний (свадебные песни).

В фактуре с подводкой оба голоса развиты в равной мере и имеют сходный ритмический рисунок. Поскольку подводка относится к типу подголосков октавной координации, все опорные звуки подчеркнуты октавными стяжениями. О двухголосии с подводкой исполнители говорят: «нижний заводит песню» и «басует», верхний – «выводит».

В лирических песнях основной голос может развиваться гетерофонно; музыкальная ткань насыщается созвучиями из трех звуков за счет эпизодического выделения среднего голоса. В отдельных протяжных песнях отмечено полифоническое двух-трехголосие с основным – средним – голосом, басом и подводкой. Такой стиль пения характерен для замкнутых (по выражению Е. В. Гиппиуса) ансамблей, в которых каждую партию ведет один исполнитель.

Элементы функционально-гармонического мышления обнаруживают себя в ходах бурдонирующего голоса в диафонии. В святочных песнях и псальмах наблюдается влияние кантового трехголосия, правда не проводимого последовательно в качестве фактурного принципа: параллельно-терцовому движению ведущих голосов противостоит эпизодически появляющийся бас.

Наряду с вокальным в традиции малороссов существует и инструментальное исполнительство. Бытование таких инструментов как балалайка и гармонь зафиксировано было во многих поселениях суджанского района.

В репертуаре инструменталистов – песенные, частушечные, включая страдания, плясовые и танцевальные наигрыши: «Когда б имел златые горы», «Матаня», «Семеновна», «Яблочко», «Барыня», гопак, «Цыганочка», галоп, краковяк, вальс, полечка, «Карапет», «Наурская». Упомянутые наигрыши имеют широкое распространение не только на Дону, но и по всей России (Рудиченко 2003). Известны также кадрильные песни «На реченьку» и «Ветреная» («Бедная»).

Инструментальное ансамблевое музицирование, за исключением дуэта балалаечников, экспедициями 1990–2005 гг. не зафиксировано. По сведениям информантов, в слободе Верхне-Макеевке и с. Головке раньше существовали ансамбли в составе: цимбалы, бубен и скрипка, либо бас (басолябольшая скрипка – виолончель); балалайка, скрипка и большая скрипка.

Различные по тематике протяжные песни (былина, баллада, историческая, воинская песня). Все они представлены в своем классическом виде: в многоголосном протяжном распеве с ведущим верхним голосом и втóрой, где поэтическое слово своеобразно вплетается в песенный звукомир.

В многоголосии казаков выделяются две голосовые партии. Ведущим голосом, которому обычно принадлежит запев, является верхний, солирующий. Остальные голоса ведут нижнюю партию втóры, не всегда унисонную, иногда разветвляющуюся. Втора пристраивается к основному голосу в терцию, квинту, реже в октаву, тяготея к форме бурдонного подголоска. Такой тип многоголосия связывает казаков с русскими музыкальными традициями Верхнего и Среднего Поволжья, владимиро-суздальских земель. Возможно, гребенские казаки были переселенцами с Волги.

Протяжные песни в исполнении дуэта поражают удивительной мелодической изобретательностью в сочетании с мудрой простотой: всего две мелодические линии, обе отчетливо слышны, но как виртуозно голоса «играют» друг с другом. Минимальное варьирование сочетается с такими приемами «протяжности», как внутрислоговые и межслоговые распевы, словообрывы с допеванием, вставки разных междометий, вокализы на гласных. Заметна и тонкая темповая игра.

При лидирующей роли верхнего голоса в партии вторы, если она исполняется несколькими певцами, возможно мелодическое варьирование от строфы к строфе в каждом голосе, благодаря чему в этой партии возникает гетерофонная фактура.

Вот как красочно описывает малороссийскую песенную традицию Н.В.Гоголь: «песни малороссийские могут вполне назваться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами».

Мою главную задачу я вижу в том, чтобы сохранить и более подробно изучить казачью историю и песенную культуру Суджанского края, как части слобожанщины. Казачий ансамбль «Русь» в своём репертуаре имеет песни как великороссийских так и малороссийских казаков, что представляет собой симбиоз культур, проживавшего на этой территории населения, сложившаяся в результате взаимопроникновения, взаимовлияния друг на друга.





Cписок литературы.


1. «История Слобожанщины», стр. 5-8, профессор Международного Славянского университета им. Г.Р. Державина В.В. Овчинников.


2. Слюсарський А. Г., «СлобiдськаУкраiна. icторичнийнарис. XVII-XVIII ст»., Xapkiв, 1954.


4. Терлецкий А. И. «Исторические заметки города Суджи и его уездов» 1894 г.

5. Статья Евграфа Савельева – Слободская украина.


6. Багалий Д.И. История Слободской Украины. – Харьков: Основа, 1990.

7. Сухинин Д.В. Казачество в борьбе за свободу Родины. – Харьков, 2005.


  1. Статья Анатолия Кряженкова.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!