Cуджанские слободские казаки. История заселения, песенное творчество.
Выполнил преподаватель суджанского колледжа искусств
Щёголев Владимир Викторович
Отечественная история - это наше драгоценное наследие. Она включает в себя наиболее важные вехи и события сложного исторического пути. Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен, чтобы познание прошлого облагораживало душу, чтобы не покидала гордость каждого человека за свою родину, за его родной край.
В 16 в. многие из Малороссийских казаков, страдавших от насилий и несправедливостей польского правительства, стали разыскивать новые места под поселение, подальше от Польши и панов.
Такие вольные места естественно отыскались на востоке, в так называемом Диком Поле, служившем убежищем лишь зверям, птицам да татарским разбойничьим шайкам.
Особенно удобны для такого переселения, оказались привольные окрестности рек: Сулы, верховьев Дона, Псла, Ворсклы, Белой, Калитвы и Северского Донца. В эти местности, казаки, переселяются из Украины, селятся слободами и небольшими хуторами.
Приток казаков переселенцев, ушедших от польского рабства на новые места в ожидании найти вольную жизнь и сохранить казачье имя, продолжался почти целых два столетия, причем большинство продвигалось далее, на восток, вливаясь в различные казачьи территории, меньшинство же, предпочитающее спокойную жизнь трудам дальнего странствования, в то время весьма не безопасного, оседало в Диком Поле, как уже говорилось, слободами.
Историк, профессор В.П.Загоровский отмечал: «Вопрос о том, станет ли, именуемый ныне район Центрального Черноземья, частью Российского государства, был поставлен в 16 веке и решён в принципе в течении 16 века…Современные курские, белгородские, воронежские, липецкие, тамбовские земли, которые уже давно и традиционно считаются исконно русскими, в начале 16 века не являлись такими ни формально, ни фактически.. В исторических условиях 16 века, в ходе суровой упорной, кровопролитной борьбы русского народа с татарами, эти земли стали частью России».
Занятая этими поселенцами территория в 1503 году получила название Слободской Украины, или сокращённо Слобожанщина, которое стало использоваться российским правительством, как во внутренней, так и международной практике. Государева Слободская Украина термин «Государева» свидетельствовал, что эта территория являлась составной частью Российского государства и подчинялась власти российского царя.
Территория Слободской Украины занимала приблизительно теперешние: всю Харьковскую, восточную часть Сумской, часть районов Донецкой и Луганской областей Украины, юго-восточная часть Белгородской, южную часть Курской и западную часть Воронежской губерний.
Датой основания слободских полков считался 1651 год. Из переселенцев были сформированы слободские казачьи полки. Каждый полк имел свой особый округ и назывался по имени окружного города. Всех полков было пять: Харьковский, Сумский, Ахтырский, Изюмский и Рыбинский (Острогожский). Суджанские казачьи сотни (их было две) входили в состав Сумского слободского полка.
Что касается Суджанского района, то эта местность исстари была заселена, как было сказано ранее, в основном вольными людьми – казаками и ремесленниками. Взять, например, прилегающие к городу слободы: сл.Гончаровка, сл.Заолешенка, сл.Замостье, с.Махновка, сёла Казачья и Малая Локни, где жили казаки… Гуево и Горналь, Гоголевка, Рубанщина, Уланок, Воробжа, Мартыновка, Черкасское Поречное, Черкасская Конопелька тоже когда-то были казачьими хуторами.
Все население Слободской Украины разделялось на „реестровых казаков”, обязавшихся военной службой и их подпомощников, то есть, пожелавших сделаться крестьянами или мещанами и за то освобожденных от военной службы, но обязанных „помогать” казакам при справе на службу и обложенными особой податью в войсковую казну. Слободские полки верно несли, нередко очень тяжелую, пограничную службу и участвовали во многих походах и сражениях и восстаниях, отличаясь примерной храбростью и стойкостью.
Достоверно неизвестно, когда именно первые поселенцы заселили суджанские земли, но то известно достоверно, что в 1664 году черкасские (украинские) казаки селились по реке Псел и впадающим в него рекам, строили на них плотины, водяные мельницы, имели рыбные ловли, винокурение, шинки.
Грамотою царя Алексея Михайловича от 1669 года суджанским казакам за их службу, «за кровь, за раны, за полоненное терпение и разорение от изменников и от крымских и ногайских татар, и за осадное сидение, и что они царям русским служили и над татарами чинили поиски и в полки давали знать», велено вместо годового денежного оклада промышлять безоборочно и служить без жалованья на собственном иждивении.
Прибывшим на поселение казакам были омежеваны земли в границах от реки Псел (в 25 верстах от Суджи) к Путивльской пасеке Молчанского монастыря, откуда через сумскую дорогу, идущую из Сум на Суджу до вершины речки Беловода (от Суджи в 25 верстах), по течению Беловода до речки Снагосгья (в 30 верстах), по Снагостьи до Толстого Ольху (в 25 верстах) и по Кутузовскому стругу (в 25 верстах), откуда по реке Локня и через Локню до реки Ивница (в 25 верстах), от реки Ивница на Паровой Колодезь (в 20 верстах), до реки Суджа и вверх по реке Суджа до реки Скородной (в 30 верстах), откуда до верховья реки Белицы (в 25 верстах) и по течению ее до реки Псел (в 22 верстах).
На этих землях и селились прибывшие на территорию Суджанщины украинские казаки, строившие укрепления.
Город Суджа был сотенным казачьим местечком Сумского полка. Он построен на средней татарской сакме (были еще две: одна тянулась выше реки Суджа и Локни до Курска, вторая - от Сагайдачного шляху, между Воркслой и Потом к Обояни, а третья же, средняя сакма, тянулась через реки Олешня и Суджа по Сагайдачной дороге, идущей из Суджи в Курск, между речкою Олешня, рекою Суджа и Гусиным болотом, втекающим в Суджу).
Город был окружен со всех сторон водой, кроме одного узкого прохода в 70 сажень, где была улица в Гончарную слободу по Миропольской дороге. По тогдашним оценкам в военном отношении город был надежным неприступным убежищем, вокруг которого был большой посад и по ним - четыре слободы. Малый городок представлял собой квадрат со стороной в 21,5 сажени по периметру был ров, на бруствере которого поставлен острог. Малый городок (детинец) имел одну башню с воротами, и в черте городка были казенный погреб, караульная изба и воеводский двор. Большой город (посад) имел в длину по периметру 625 сажень, был так же окопан рвом и забран деревянною стеною (частоколом), имел 4 башни (и было еще 10 недостроенных). В посаде была деревянная соборная Успенская церковь с другим престолом в приделе во имя архангела Михаила, 20 шинковых и 250 жилых и пустых дворов.
В одной подгорной слободе была построена церковь во имя Вознеся имя Вознесения. В этой слободе было 100 дворов жилых и один шинок. В другой слободе - церковь Покрова Святой Богородицы, 118 жилых дворов и один шинок. В третьей, находящейся за р. Суджа, - деревянная церковь во имя Преображения и 182 жилых дворов. В четвертой церкви не было, а было 100 жилых дворов. Всего же в городе Судже и в прилегающих слободах было 782 шинковых и жилых дворов, а в них было 225казаков, 219мещан и 1043«пашенных людей». Всего мужского населения, таким образом, было 1387 человек.
Очевидно, для подробного описания такого укрепленного города как Суджа потребовалась бы отдельная статья, но мы лишь отметим, что значение этого укрепления состояло еще и в том, что возле него возникали села, хутора, слободы, и появление этих поселений свидетельствует о том, что жизнь здесь стала безопасней.
Другие слободы и укрепленные селения в Суджанском уезде были Казачья Локня при р. Казачья Локня, Черкасская Поречная при р. Суджа, Мартыновка при р. Смердица, Уланок близ р. Псел, Воробжа при р. Воробжа и некоторые другие.
К Мирополью же относились Великая и Малая Рыбицы, Криничная, Осоевка, Горналь, Демидовка, Гоптаровка, Грязное, Сытное, Забужевка, Петрушевка и другие.
Если говорить о культуре Суджанского края, то в силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, на протяжении веков она впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп.
В музыкальном быту малороссов основное место занимало коллективное вокальное исполнительство, представленное песенными формами. Сольно исполнялись в основном жанры, которые народные исполнители не считали песнями. Как и во всех традициях, это колыбельные и потешки, причитания по умершим.
Песни звучали на свадьбе, во время святочных обходов дворов и вождения весенних игровых хороводов. Свадебные и хороводные песни закреплены были за женскими певческими коллективами. В святочных обходах дворов задействованы разные по полу и возрасту группы: женские, мужские, смешанные, детские.
Песенный репертуар как обрядовый, так и внеобрядовый чаще всего исполнялся женскими певческими коллективами, реже смешанными, но с преобладанием женщин. Они формировались по разным принципам: семейному, соседскому (семейно-соседскому), производственному. Так, существовали ансамбли, состоящие из родственников или соседей-приятелей, живущих на одном краю улицы – в кутке («у нашем кутку»).
Основу репертуара составляют традиционные лирические, балладные и шуточные песни: «Шумлять вэрбы в кинци грэбли», «Ой, сады, мои сады зэлэнэньки», «Куковала зозулэнька в саду на помости», «В мэнэ батько нэ рид», «Ой, на покоси витыр вие», «На камини ноги мыла», «Ой, ты хмэлю, хмэлю», «По-за лугом зэлэнэньким», «Посияла огирочки», «Туман яром, туман долыною», Ой, у поли ричка, Маруся и др. Певческие коллективы, как на Украине и в Белоруссии, именуют здесь гуртами. «Спивать гуртом», «у куче» (всем вместе) раньше было принято не только во время праздничных гуляний, но и по дороге на службу, охрану, работу.
На застолье по случаю праздника, свадьбы, юбилея независимо от родственных и дружеских отношений иногда специально приглашают людей, имеющих репутацию хороших певцов и знатоков песен.
В отличие от других жанров местной традиции репертуар псальм передавался не только в устной, но и в письменной форме. Поэтические тексты содержались в рукописных сборниках (тетрадках), которыми исполнители очень дорожили. Особую ценность имеют тетрадки, полученные «по наследству» от певиц старшего возраста. Наряду с традиционными формами исполнительства у малороссов существовали и организованные. Известно, что в конце XVIII и XIX вв. существовали хоры при храмах, с которыми занимались регенты. Именно хоры малороссиян отличались певческим мастерством и регентской выучкой. Певчими в них были как взрослые мужчины и женщины, так и дети.
Песни местной традиции распеваются многоголосно. В современной исполнительской практике отмечено три вида соотношения голосовых партий: дублирование в параллельном движении, функциональное противопоставление, координация через гармоническое созвучие. В двухголосии с дублировкой ведущим может быть как нижний, так и верхний голос; он поддерживается терциями, пристраивающимися сверху или снизу. В каденциях голоса сходятся к унисону или расходятся в октаву. Такая фактура характерна для святочных обходных, свадебных песен и псальм.
Функциональное противопоставление голосов выражено в двухголосии с верхним солирующим подголоском – подводкой (в балладных и лирических песнях), а также в диафонии, где остинатному, преимущественно бурдонирующему нижнему голосу противопоставлен мелодический верхний (свадебные песни).
В фактуре с подводкой оба голоса развиты в равной мере и имеют сходный ритмический рисунок. Поскольку подводка относится к типу подголосков октавной координации, все опорные звуки подчеркнуты октавными стяжениями. О двухголосии с подводкой исполнители говорят: «нижний заводит песню» и «басует», верхний – «выводит».
В лирических песнях основной голос может развиваться гетерофонно; музыкальная ткань насыщается созвучиями из трех звуков за счет эпизодического выделения среднего голоса. В отдельных протяжных песнях отмечено полифоническое двух-трехголосие с основным – средним – голосом, басом и подводкой. Такой стиль пения характерен для замкнутых (по выражению Е. В. Гиппиуса) ансамблей, в которых каждую партию ведет один исполнитель.
Элементы функционально-гармонического мышления обнаруживают себя в ходах бурдонирующего голоса в диафонии. В святочных песнях и псальмах наблюдается влияние кантового трехголосия, правда не проводимого последовательно в качестве фактурного принципа: параллельно-терцовому движению ведущих голосов противостоит эпизодически появляющийся бас.
Наряду с вокальным в традиции малороссов существует и инструментальное исполнительство. Бытование таких инструментов как балалайка и гармонь зафиксировано было во многих поселениях суджанского района.
В репертуаре инструменталистов – песенные, частушечные, включая страдания, плясовые и танцевальные наигрыши: «Когда б имел златые горы», «Матаня», «Семеновна», «Яблочко», «Барыня», гопак, «Цыганочка», галоп, краковяк, вальс, полечка, «Карапет», «Наурская». Упомянутые наигрыши имеют широкое распространение не только на Дону, но и по всей России (Рудиченко 2003). Известны также кадрильные песни «На реченьку» и «Ветреная» («Бедная»).
Инструментальное ансамблевое музицирование, за исключением дуэта балалаечников, экспедициями 1990–2005 гг. не зафиксировано. По сведениям информантов, в слободе Верхне-Макеевке и с. Головке раньше существовали ансамбли в составе: цимбалы, бубен и скрипка, либо бас (басоля, большая скрипка – виолончель); балалайка, скрипка и большая скрипка.
Различные по тематике протяжные песни (былина, баллада, историческая, воинская песня). Все они представлены в своем классическом виде: в многоголосном протяжном распеве с ведущим верхним голосом и втóрой, где поэтическое слово своеобразно вплетается в песенный звукомир.
В многоголосии казаков выделяются две голосовые партии. Ведущим голосом, которому обычно принадлежит запев, является верхний, солирующий. Остальные голоса ведут нижнюю партию втóры, не всегда унисонную, иногда разветвляющуюся. Втора пристраивается к основному голосу в терцию, квинту, реже в октаву, тяготея к форме бурдонного подголоска. Такой тип многоголосия связывает казаков с русскими музыкальными традициями Верхнего и Среднего Поволжья, владимиро-суздальских земель. Возможно, гребенские казаки были переселенцами с Волги.
Протяжные песни в исполнении дуэта поражают удивительной мелодической изобретательностью в сочетании с мудрой простотой: всего две мелодические линии, обе отчетливо слышны, но как виртуозно голоса «играют» друг с другом. Минимальное варьирование сочетается с такими приемами «протяжности», как внутрислоговые и межслоговые распевы, словообрывы с допеванием, вставки разных междометий, вокализы на гласных. Заметна и тонкая темповая игра.
При лидирующей роли верхнего голоса в партии вторы, если она исполняется несколькими певцами, возможно мелодическое варьирование от строфы к строфе в каждом голосе, благодаря чему в этой партии возникает гетерофонная фактура.
Вот как красочно описывает малороссийскую песенную традицию Н.В.Гоголь: «песни малороссийские могут вполне назваться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами».
Мою главную задачу я вижу в том, чтобы сохранить и более подробно изучить казачью историю и песенную культуру Суджанского края, как части слобожанщины. Казачий ансамбль «Русь» в своём репертуаре имеет песни как великороссийских так и малороссийских казаков, что представляет собой симбиоз культур, проживавшего на этой территории населения, сложившаяся в результате взаимопроникновения, взаимовлияния друг на друга.
Cписок литературы.
1. «История Слобожанщины», стр. 5-8, профессор Международного Славянского университета им. Г.Р. Державина В.В. Овчинников.
2. Слюсарський А. Г., «СлобiдськаУкраiна. icторичнийнарис. XVII-XVIII ст»., Xapkiв, 1954.
4. Терлецкий А. И. «Исторические заметки города Суджи и его уездов» 1894 г.
5. Статья Евграфа Савельева – Слободская украина.
6. Багалий Д.И. История Слободской Украины. – Харьков: Основа, 1990.
7. Сухинин Д.В. Казачество в борьбе за свободу Родины. – Харьков, 2005.
Статья Анатолия Кряженкова.
3