СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад на тему: "Виды памяти и их развитие на уроках вокала".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический доклад Перевязко Лилианы Сергеевны на тему: «Виды памяти и их развитие на уроках академического вокала». 

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: "Виды памяти и их развитие на уроках вокала".»

Методический доклад

преподавателя академического вокала

ГУ ЛНР «Луганское учреждение

дополнительного образования –

музыкальная школа № 2»

Перевязко Лилианы Сергеевны

На тему: «Виды памяти и их развитие на уроках академического вокала.»


Развитие музыкальной памяти становится все более актуальным в музыкальной школе. Быстрое и эффективное запоминание и воспроизведение музыкальных произведений является сложной задачей для многих учащихся. Данная проблема находится в центре внимания многих ученых, педагогов, музыкантов всех специальностей и обусловлена ключевой ролью музыкальной памяти в исполнительской деятельности.

Ведущая задача преподавателя – развить у учащихся комплексную музыкальную память в процессе обучения. Как считает А.Д. Алексеев, «музыкальная память — понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти».

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:

Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации.

Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания).

Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).

Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации).

Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени).

Психолог и исследователь из Университета Калифорнии Бенджамин Шторм подчеркивает: забывание обеспечивает правильную работу памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.

Тонкие механизмы работы памяти ученым еще предстоит открыть. Однако то, что знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения возможностей. О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной (познавательной) функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно.



Виды памяти по содержанию информации:

Образная память. Это самая большая часть того, что мы запоминаем. Образы поставляются органами чувств – глазами, ушами, обонятельными, осязательными и вкусовыми рецепторами. Образы в сознании появляются с самого рождения человека. Иногда они могут отличаться детальной точностью запоминания; такова «эйдетическая» память. Наиболее часто она встречается среди зрительных образов. Примечательно, что такой тип памяти нередко наблюдается у людей, имеющих какие-то психические отклонения или болезни (шизофрения, аутизм и др.). Большая часть информации, которая попадает и остаётся в нашей памяти, приходит из внешней среды через анализаторы и после обработки данных имеет отдельные конкретные образы:

слуховая (звуки) – по словам Щапова А.П., это « музыкальная совесть музыканта»;

обонятельная(запахи);

тактильная (осязание) - память прикосновения к клавиатуре: кончики пальцев запоминают характер прикосновения; для развития этого типа образной памяти полезно играть в темной комнате;  

зрительная (зрительные образы) - к сожалению, некоторые дети не любят смотреть в ноты и, выучив произведение наизусть, всю работу проводят без нот. Это не даёт возможности тексту как следует закрепиться в зрительной памяти. В результате этот вид памяти остаётся незадействованным. Кроме того, в нотном тексте содержится масса интересной информации, которая при таком подходе остаётся незамеченной. Качество исполнения от этого страдает;

вкусовая – от рецепторов в ротовой полости.

У большинства людей преобладает конкретный вид образной памяти, поэтому некоторым нужно несколько раз прослушать информацию, а другим – просмотреть глазами.

Моторная (двигательная) память. Это очень древний тип памяти, который, сохраняет свою значимость и сейчас. Более того – у современного человека значение этой разновидности памяти только возросло: ведь она способствует выработке письменного навыка, профессиональной игре на музыкальных инструментах, спортивным достижениям. Многие действия в быту мы совершаем неосознанно, по памяти, благодаря чему мозг освобождается для обработки какой-то более важной информации.

Без неё невозможны такие обыденные и привычные нам движения, как:

ходьба из одной точки в другую;

употребление еды с помощью столовых приборов или питье из стакана;

вышивание крестиком;

уборка.

Именно моторная память способствует обучению ребёнка первым шагам, удержанию предметов, письму и рисованию. А также разговорной речи, поскольку в ней принимают участие мышцы лица.

Эмоциональная память. Эмоции – это то, чем пропитана вся наша жизнь, они делают её интересной или, наоборот, скучной, привлекательной или отталкивающей. Чаще всего мы запоминаем наиболее яркие переживания. Эмоции могут сохраняться на длительное время, окрашивая и дальнейшие события в нашей жизни. К примеру, с утра человек получил поздравление от лучшего друга, и хорошее настроение у него может сохраняться на весь день, несмотря на имеющиеся невзгоды.

Эмоциональная память основана на ассоциациях. Поэтому какая-то незначительная деталь, связанная с неким важным событием в прошлом, вызывает у нас целую бурю прежних эмоций. Эмоциональная память имеет важность и по другой причине. Благодаря ей мы можем успешнее запоминать факты. Ведь наиболее долго сохраняется та информация, которая имела яркую эмоциональную окраску. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала. «Музыка есть путь к познанию огромного мира человеческих чувств... - читаем в книге Б.М. Теплова- лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством». То, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и надолго, укладывается в памяти быстро и легко.

Словесно-логическая память. Этот вид памяти считается исключительно «человеческим». Многие животные тоже могут запоминать слова, и объём их словаря может быть достаточно большим. Но для животных слова – это просто сочетания звуков, связанные с каким-либо сенсорным образом – зрительным, слуховым, вкусовым и др. А человек способен запоминать слова на более высоком уровне – абстрактно-смысловом.

Так, слово «кормить» для кошки связано исключительно с чувственным образом еды, и при его упоминании у неё проявляются характерные рефлексы – например, выделение слюны. Для человека же это слово не является побудительным сигналом и не вызывает автоматического выделения слюны, однако имеет определённые смысловые связи. Значение слова «кормить» для человека может быть встроено в разный контекст, также оно связано с целым рядом других слов («повар», «блюдо», «завтрак» и др.).

Словесно-логическая память наиболее хорошо работает в тех случаях, когда нужно запомнить не отдельные слова, а составляющие предложения, встроенные в определённый текст. Эта разновидность памяти является самой молодой и требует осознанного развития. Свойственно исключительно людям. Лучше работает, когда запоминаются не отдельные слова, а целые фрагменты текста и сложные конструкции, которые несут смысл и имеют логическую связь. Логическая память связана с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора. Для этого ученик должен хорошо знать музыкально-теоретические предметы. К сожалению, уровень знания музыкальной грамоты в школах недостаточно высокий. Это первая причина возникновения проблем с запоминанием текста.

Также память бывает непроизвольная и произвольная. В первом случае запоминание происходит как бы само собой, без участия нашего сознания. Однако для того, чтобы такая память начала работать, требуется, чтобы информация отвечала определённым критериям. Непроизвольно мы запоминаем яркие и необычные сведения, неожиданные события, жизненно важные сведения (связанные, к примеру, с угрозой для жизни и здоровья); информацию, связанную с нашими интересами и увлечениями; эмоционально окрашенные события; сведения, непосредственно связанные с нашей профессиональной деятельностью. Вся остальная информация, будучи предоставлена сама себе, ускользает от нашей памяти.

Произвольная память существует там, где нужно сохранить в сознании какую-то нужную, но не очень интересную информацию. Прежде всего это школьные занятия и обучение профессиональной деятельности. Произвольная память не работает за счёт простого осознания того, что вот эти данные являются необходимыми и их нужно держать в голове; здесь необходимы особые мнемонические приёмы, направленные на запоминание конкретной информации.

Виды памяти по длительности хранения.

Оперативная память. Информация в данном случае хранится в сознании недолго, т.к. нужна только для совершения конкретных операций. Например, запомнить цены продуктов, чтобы сейчас же их сложить и посчитать сумму. После получения результата мы сразу забываем, сколько стоили макароны и помидоры. Такая память – поверхностная и небольшая по объёму. На первый взгляд она не критична для человека и незачем уделять внимание её развитию. Но если постоянно тренировать ее, к примеру, много читать, то со временем сможем охватывать всё больший объём текста для понимания.

Сенсорная память. Информация, полученная с помощью нервных окончаний, хранится недолго и элементарна по содержанию. Длительность хранения информации не превышает четырёх секунд. Хорошо изучены такие типы сенсорной памяти, как зрительная и слуховая. Благодаря сенсорной памяти мы можем воспринимать мир не как скопление отдельных символов и пятен, а как целостную картину, а музыку - как целостное произведение. Та информация, которая чем-то привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную; однако здесь существует сильная избирательность, и большинство поступающих в нервные окончания сигналов остаются без внимания и теряются. Образы, которые воспринимает ухо, хранятся немного дольше чем те, которые проходят через глаза. Сенсорная память помогает полностью воспринимать всю речь собеседника.

Кратковременная память. Это второй этап, который длится до 30 секунд. Этого количества времени достаточно для того, чтобы через анализаторы прошла информация, и мозг начал ее обработку: насколько это новый и важный материал. Разовый объем не должен превышать больше 7 разных и не связанных между собой объектов. Если человек осознаёт, что информация для него важная, то он принимает решение остановиться на ней какое-то время, но не более 7 минут. Ведь если не делать пауз и переключаться дальше, то поток будет слишком сильным, и новые данный будут вытеснять теми, которые стоило бы перенести в долгосрочную память.

Долговременная память. Это своеобразный «жёсткий диск» в человеческом мозге, может быть сколь угодно большим по объёму и содержать информацию, предназначенную для длительного или вообще бессрочного хранения. Некоторые люди могут запоминать просто невероятное количество информации. Другие же, наоборот, жалуются, что ничего не могут запомнить. На самом деле запоминать большое количество сведений может любой человек, если правильно организует процесс запоминания. В долговременной памяти хранятся только те сведения, которые являются осмысленными, включены в деятельность и связаны различными ассоциациями с уже имеющейся там информацией. Чем больше человек знает, тем быстрее запоминает новую информацию, поскольку смысловые связи образуются с большей скоростью. Однако неспособность запомнить много информации может быть связана и с другими причинами. Сама по себе долговременная память имеет два слоя – верхний и нижний. В первом хранятся сведения, которые используются часто, и для их извлечения не требуется больших усилий. Во втором слое необходимо произвести определённые действия, которые называют мнемическими. Чем реже используются такие сведения, тем в более глубоких слоях памяти они хранятся, поэтому для них требуются более длинные действия по извлечению. Такие действия связаны с построением цепочек ассоциаций. Иногда ассоциации возникают быстро, даже сами собой под воздействием какого-то случайного события. В других случаях приходится идти на крайние меры (к примеру, гипноз), чтобы данную информацию извлечь. Эта память имеет большой объём и служит долгие годы. Вот только попадает сюда та информация, которая была осмысленна, осознанна и отобрана для запоминания, связана смыслом и логикой, или носит сильный эмоциональный окрас.


Как сохранить свой мозг в тонусе?

1.Осваивайте новое. Изучение иностранного языка или обучение игре на музыкальном инструменте стимулирует активность клеток мозга и приводит к возникновению новых нейронных связей. Приобретая новый опыт, вы учите мозг приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, быть гибким, поскольку требуете от него того, чем он заниматься не привык.

2. Будьте социально активны. Тесный контакт с семьёй, друзьями и коллегами — хороший способ уберечь мозг от раннего старения. Регулярно проводите время с людьми, которые вам интересны. Неврологи уверены, во время тесного общения с другими людьми нейроны в мозге активизируются и это положительно сказывается на его работе.

3.Питайтесь правильно. Пища, которую вы едите, питает и ваш мозг. Именно поэтому нужно стараться есть продукты, полезные для поддержания мозговой активности. Обращайте внимание на «цветные» продукты (зеленые, красные и фиолетовые овощи и фрукты). В них содержится повышенное количество антиоксидантов, которые ответственны за замедление процесса старения. Некоторые продукты, такие как миндаль, черника, семга, очень полезны для мозга.

4. Поддерживайте физическую активность. Регулярные занятия спортом имеют большое значение для поддержания мозга в тонусе. Сердечный ритм во время занятий увеличивается, интенсивность кровотока возрастает, в мозг активно поступают питательные вещества, его клетки обогащаются кислородом.

5. Старайтесь снизить уровень стресса. Хронический стресс отрицательно влияет на настроение и режим сна, из-за него повышается артериальное давление и уровень кортизола. Постоянное напряжение может спровоцировать химический дисбаланс, который опасен для мозга и других клеток организма. Действенными способами справиться со стрессом являются медитация, йога, ароматерапия, аутогенные тренировки релаксации.

6. Мозг — орган пластичный, т. е. способный к изменениям. При помощи тренировок можно существенно увеличивать число нейронных связей между нервными клетками, а также развивать зоны, которые у большинства людей являются неактивными. Вы можете помочь своему мозгу, если будете помнить следующее:

7. Уметь расслаблять мозг не менее важно, чем использовать его. Лучший способ расслабления — сон.

8. Для развития мозгу нужны впечатления. Лекции, курсы, спектакли, разнообразные хобби помогают питать мозг.

9. Возраст — не причина отказываться от тренировок. Мозг приспосабливается к возрастным изменениям лучше, чем принято считать.


Законы памяти и методы ее развития на уроках вокала.

Для того, чтобы быть с памятью на «ты», нужно знать законы, по которым она живёт:

Первое, что стоит сделать – это пробудить в себе интерес к деятельности. Это поможет вам не демотивироваться и не забросить ее в первые часы занятий. Как бы вам не было сложно, если у вас есть интерес и мотивация – вы не забросите это. Этот аспект – ключевой в тренировке памяти и без него ничего не выйдет.

Занимайтесь систематически и всегда в определенное время.

Если дать себе установку, что материал нужно запомнить, это будет сделать намного легче. Память обязательно нужно «включать». Когда люди не ждут проверки усвоения информации, то забывают ее очень быстро. Исследователь когнитивных способностей человека профессор Брэд Уайбл выяснил: когда человек не ожидает, что его будут проверять, он зачастую не помнит ничего. Однако, когда предстоит проверка, запоминание происходит лучше в два или даже три раза.

Классическая музыка улучшает память. Прослушивание классических музыкальных произведений усиливает активность генов, которые связаны с процессами памяти и обучения, и одновременно снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы авторов показали, что классическая музыка активно влияет на геном человека. Стремись к тому, чтобы первые впечатления были правильными и музыкальными.

Информация лучше всего запоминается, когда вы поймете, о чем она и что хочет сказать собой. Осознав структуру и проанализировав, взглянув в суть, вы гораздо проще поймете, о чем идет речь и, как следствие, запомните ее намного лучше.

Найти интересное в информации (квинтэссенцию), которую надо запомнить, структурировать материал. Это позволяет более осмысленно и углублённо воспринимать, а поэтому – создавать крепкую логическую цепочку.

Формировать ассоциации между новым и старым материалом. Если же информация сильно похожа, но только в актуальной есть корректировка, то прошлые данные будут её вытеснять. Здесь надо хорошо постараться над запоминанием.

Текст, к которому прилагаются изображения или схемы, запоминается намного лучше, поскольку задействованы разные типы памяти. Также позитивно будет влиять эмоциональный окрас.

Лучше фиксируется в памяти материал, который был в начале и в конце. Чтобы запомнить весь объём, нужно делить его на фрагменты, и делать паузы для осознания информации. Мозгу проще запомнить небольшие кусочки информации, нанизанные друг на друга, чем огромные пласты. Поэтому старайтесь каждое упражнение дробить на более мелкие, чтобы упростить весь процесс запоминания.

Практикуйтесь осознанно. Наиболее очевидный шаг среди всех процессов развития музыкальной памяти. Осознанные репетиции и обучение, с пониманием того, что вы делаете, даст гораздо больше плодов чем просто повторение одного и того без какого-либо понимания. Именно поэтому рекомендуется тщательно разбирать каждый аспект ваших упражнений и песен – это поможет развить память музыкальной композиции. В идеале вы должны визуализировать в голове каждый свой шаг и пропускать музыку через себя.

Организуйте процесс. Структурируйте все, что вы делаете. Каждое упражнение, гамму и так далее – для того, чтобы лучше запоминать их. В идеале они все должны переходить из одного в другое и идти непрерывно. Кроме того, при выполнении задач отложите все остальные дела – поставьте телефон на беззвучный режим, выйдите из социальных сетей, и оставьте все, что будет вас отвлекать.

Добавление деталей в привычные упражнения позволяет вам более осмысленно продумать и понять материал. Вы уйдете от привычной структуры повторений и больше сконцентрируетесь на самих упражнениях.

 Вы можете попробовать методику, которая называется «замок памяти». Она заключается в том, чтобы простроить каждое упражнение как шаг в некоем путешествии, которое вам надо совершить. Например, вы можете визуализировать свою квартиру и связать каждое упражнение с комнатой в ней, и потом – отдельные детали квартиры с отдельными деталями вашего процесса запоминания. Проассоциировав упражнения со знакомыми вам элементами вы сможете быстрее их запомнить.

Запоминание происходит гораздо проще, если вы будете фрагменты, которые неизвестны вам, ассоциировать с теми, которые уже хорошо запомнились. Таким образом вы будете простраивать своеобразные якоря, которые будут вытягивать всю информацию. Чем лучше вы помните основную информацию, и чем лучше запомните неизвестную – тем будет лучше.

Закон повторения. Вам необходимо постоянное повторение материала. Это не только регулярные упражнения, но и пропевание, проигрывание одних и тех же мелодий по несколько раз подряд. Не стесняйтесь делать паузы между ними и отдыхать – самое главное постоянно возвращаться к ним в процессе обучения. Чтобы мозг посчитал, что информацию надо отправить в долговременную память, надо не просто ее много раз повторять — агрессивное запоминание может только вызвать отторжение. Надо повторять ее в определенном ритме: в первый раз повторить сразу после прочтения, второй раз — через 20–30 минут, третий раз — через сутки, четвертый раз — через две-три недели, пятый раз — через два-три месяца.

Если предыдущий вариант для вас слишком долог, а вам надо выучить что-то быстро, то эффективный способ запоминания будет немного другим. В первый раз повторите сразу после прочтения, второй раз — через 20 минут, третий раз — через восемь часов, четвертый раз — через сутки.

Незавершённые и необычные события или действия запоминаются значительно быстрее и без особых усилий. Именно так в нашем сознании, возникают гештальты, от которых бывает очень сложно избавиться.

Более высокий эффект запоминания дают следующие приёмы:

Нахождение необычных ассоциаций в запоминаемых предметах и событиях.

Рифмование слов, в том числе составление полноценных стихотворений.

Запоминание новых слов по созвучию с уже известными.

«Римская комната»: каждому запоминаемому объекту мысленно присваивается отдельное место в хорошо известном человеку помещении.

Буквенный код: из начальных букв запоминаемых слов составляется отдельное слово или фраза. Есть и другие варианты: начальные буквы каждого слова в предложении связаны с элементами запоминаемой информации (как во фразах для запоминания цветов радуги типа «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

Буквенный код – достаточно древний способ запоминать нужную информацию. По одной из версий, именно так были даны названия буквам кириллицы, которые составляют мнемонический текст: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…» - то есть «Я буквы знаю, слово добро есть…» и т. д. Буквенные коды издавна использовались в шифровках.

Достаточно старый способ запоминания букв – понимание их как рисунков различных предметов. Собственно, вначале буквы и были рисунками – иероглифами, которые впоследствии приобретали звуковое значение (например - по первой букве обозначаемого: финикийский рисунок, обозначающий «бет», то есть «дом», со временем превратился в букву «б»). Впоследствии буквы современных алфавитов утратили связь с рисунками предметов, но человеческая фантазия, особенно детская, вновь наделяла их такими ассоциациями. И это, в частности, использовал русский писатель XVII века Карион Истомин, когда составлял свой знаменитый иллюстрированный букварь: буквы в нём представлены в виде изображений людей и животных в разных позах, растений, целых сцен.

Чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу комплекс всех видов памяти музыканта, а именно:

включение зрительных схем: всматриваясь в ноты, можно текст запомнить зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;

включение слуховых схем: вслушиваясь в мелодию, пропевать её а-капелла, чтобы запомнить на слух;

включение моторных схем: проигрывать пальцами произведения, чтобы запомнить его моторно-двигательно;

подключение логических схем: отмечая во время воспроизведения опорные пункты произведения, можно основываться на запоминании логики развития гармонического плана;

подключение аналитических схем: сравнивать отрывки, в которых есть что-то общее;

подключение эмоционального плана: выразительность должна запоминаться так же тщательно, как и ноты с мелодией.

 Когда что-нибудь учишь – сосредотачивай внимание на чем-то одном в каждый данный момент.

 Если допущена ошибка и нужно пропеть снова – не возвращайся к началу произведения: отправной точкой может служить предыдущая фраза.

Следи за точностью и правильностью, легкость придет сама собой.

Начинай с работы над более трудными местами.

Если ты забыл музыку во время занятий – немедленно посмотри в ноты и постарайся найти причину ошибки.

 Если ты что-то забыл во время исполнения и не в состоянии сымпровизировать, не возвращайся назад – продолжай со следующей музыкальной фразы.

 Когда мысленно повторяешь разучиваемую музыку – слушай звучание, но не называй ноты. Сознательно думай о выразительности, если хочешь добиться хороших результатов.

 В тексте, где часто забываются ноты, штрихи, можно нарисовать забавную фигурку, наклеить цветной стикер и т. д. Это позволяет привлечь внимание ученика к данному месту.

Иногда ученик испытывает психологический «тупик»: не может вспомнить какой-то кусок. Не стоит его заставлять повторять бесконечное количество раз этот кусок. Полезнее будет переключить внимание ученика на другое: выразительность, образность и достижение более целостного исполнения. В каждом фрагменте есть своя изюминка, только её надо разглядеть и достать, найти способ преодоления трудностей в данном фрагменте.

Когда произведение выучено целиком, но присутствуют ошибки и остановки может оказаться полезным способ записывания исполнения учащегося на камеру, а затем прослушивание (просматривание) с нотами и карандашом в руках.

При выучивании достаточно большого произведения у ученика часто не хватает терпения и сил учить в конце также активно, как в начале. В этом случае целесообразно начать работу над произведением с конца.

Когда у ребёнка возникают проблемы технического и координационного характера, считаю полезным способ пропевания произведения вместе с учащимся. Ребёнок слышит, как целиком звучит трудный кусок (или целиком) и получает правильные представления. Плюс этого способа в том, что учащийся начинает верить, что он может справиться с трудным фрагментом. У ребёнка эмоциональный подъём, он верит в себя!

Ученика всегда надо одобрять, вселять веру, что всё получится, надо только найти ключ к решению конкретной трудности.

Конкретная ситуация на уроке с учащимся порой заставляет изобрести новый метод, персонально для данного ученика. Это Ваш синтез известных способов, профессиональное творчество.

Слуховой тип памяти можно успешно развить благодаря регулярным упражнениям:

Пропеть услышанный музыкальный отрывок голосом

Подобрать мелодию по слуху на инструменте

Транспонировать музыкальный отрывок на определенный интервал (секунду, терцию, кварту и т.п.).

Не всегда понимают, что слуховую память можно развить и в зрелом возрасте. Несколько минут ежедневной тренировки слуха с последующим изучением гармонии за фортепиано постепенно создадут привычку мыслить музыку в звуковых образах. Это значительно расширит исполнительские возможности.

Очень полезно тренироваться в записывании по памяти отрывков прослушанных произведений (с последующей сверкой), деталей инструментовки, нюансировки крупных артистов.
Шенберг заставлял учащихся ходить в оперу, а затем по клавиру оркестровать отдельные отрывки, разумеется, с последующим сличением работы ученика и подлинной партитуры и их тщательным анализом.

Известно много примеров, свидетельствующих о феноменальной слуховой памяти, которой обладали некоторые выдающиеся музыканты и композиторы. Так, например, В.А.Моцарт записал мессу по памяти с двух прослушиваний. Чтобы хорошо, отчетливо помнить, надо, прежде всего, хорошо, отчетливо видеть. Этой закономерности подчинена зрительная память. Смысл этих слов сводится к тому, чтобы рассматривая нотный текст, музыкант сознательно заострил свое внимание на отдельных деталях. И не просто фиксировал нотный материал, а детально анализировал мелодию, гармонию, динамические нюансы, штрихи и т.д.

В книге К.С.Станиславского, помощник Торцова – Рахманов собирает учеников и предлагает каждому из них внимательно рассмотреть какой-либо предмет. Через некоторое время гаснет свет, и ученики в темноте описывают предметы. Когда свет зажигается вновь, обнаруживается, что все ученики осрамились. Один напутал в описании ковра, другой увидел на картине тона, которых там не было. Рахманов переспрашивал по два и по четыре раза, с каждым разом сокращая время для рассматривания предмета при свете. В конце концов, он добился того, что все изучили указанные им предметы до мельчайших подробностей и описали их.

Хорошо читающие с листа пользуются преимущественно зрительной памятью, однако, не имея времени осмыслить воспринимаемую ими музыку, они обычно оказываются не в состоянии и вспомнить ее. Это свидетельствует о том, что музыка, сфотографированная зрительным путем совсем не обязательно должна долго сохраняться в памяти.

Можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы учащегося. Основа их развития – регулярность занятий. Разработайте расписание и уделяйте определенное количество времени на эту самую практику. Сделайте ее частью вашего дня – и тогда регулярность придет сама собой. Заинтересовав ребенка изучаемым произведением, мы создаем благоприятные условия для развития комплексной музыкальной памяти.



Список литературы

Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.1997-178с.

Савшинский С. Пианист и его работа. - Л.: Советский композитор1961-271с. 

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Академия наукРСФСР.1947-213с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 416 с.

Железнова Е. Бим Бом! Читаем, рисуем, играем, поем. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. М.: изд. В. Катанского, 2006. – 48 с.

Железнова Е. Паучок ходил по ветке. – М.: Карапуз, 2008. – 16 с.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989 – 224 с.

А.Н. Лук «Информация и память». М., 1963 г. (Б.В. Гнеденко Предисловие к брошюре)

Алексеев А.Д. «Работа над музыкальным произведением с учениками школ и училищ», М.,1957.

Зинченко П.И. «Непроизвольное запоминание», М.,1961.

Коган Г.М. «У врат мастерства», «Советский композитор», М.,1977.

Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия», «Музыка», М.,1972.

Синельников Р.Д. «Атлас анатомии человека», «Медицина», М.,1978.

Станиславский К.С. «Работа актера над собой», часть I, М.,ГИХЛ,1938.

Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», «АПН», М - Л,1947.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!