Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в преподавании общественных дисциплин»»
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ профессиональноЕ
образовательное учреждение САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Методический доклад
на тему: «Дифференцированный и индивидуальный подходы как технология обучения»
Подготовила: Лабодина С.В
Балашов 2018
Информация о здоровьесбережении в ОУ.
Здравоохранение в ОУ включает пять компонентов, которые делают его результативным:
здоровую окружающую среду;
рациональное питание;
качественное медицинское обслуживание (включая поддержку умственного и эмоционального развития, т.е. психологическую службу);
систематическое и умное распространение знаний о здоровье среди обучающихся и педагогов;
5) взаимодействие ОУ и всего социума в деле охраны здоровья.
Анализ опыта работы ОУ, системно работающего в области содействия здоровью и образованию в сфере здоровья, показал, что ОУ опирается на следующие системные блоки:
обеспечение безопасной и здоровой среды в помещениях ОУ, на его дворовых территориях, рабочих помещениях;
воспитание чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества;
демонстрация реальных и привлекательных средств для выбора здорового стиля жизни;
обеспечение реализации личностного потенциала обучающихся в целях оптимального физического, психологического и гражданского развития;
ясность социальной миссии ОУ и освещение его роли для сохранения здоровья;
развитие здоровых межличностных отношений в молодежном коллективе;
использование профессионального потенциала сообщества для поддержки образования в области здоровья;
целесообразность и органическое единство учебных программ в области здоровья;
создание и поддержка базы данных о здоровье и «базы мастерства» для получения, обработки и распространения полезной информации.
Анализ здоровьесберегающих технологий в ОУ
Использование здоровьесберегающих технологий в ОУ — фактически, это наличие в организации самого процесса обучения и воспитания, тех условий, того комплекса мер и системы мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду.
Работа педагогов ОУ по здоровьесберегающим технологиям позволили выявить факторы риска (ШФР). К числу ШФР относятся:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Интенсификация учебного процесса.
3 Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся.
4. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укреплении здоровья.
6. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья подростков.
7. Недостатки существующей системы физического воспитания.
8.Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
На этой основе была разработана модель здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности. В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги считают индивидуальный подход к обучению обучающихся, формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям обучающегося уровня сложности заданий.
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ
Факторы риска | Способы устранения факторов риска | Формы здоровьесберегающей работы | Методы и организационные подходы |
Нерацио нальная организа ция учебного процесса | 1.Оптимизация образовательного пространства 2.Создание комфортности условий среды 3.Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания занятий, объему общей учебной нагрузки, объему заданий | 1.Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности обучающихся 2.Расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства | 1.Составление гибких вариантов расписания занятий - экскурсионных и выездных форм 2.Создание уголка психологической разгрузки, тренажерных залов, игровых комнат, «беспарточных» аудиторий |
Формы и методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ |
Низкая двигате льная активно сть обучающихся | 1.Повышение эффективности физического воспитания 2.Разработка и реализация режима повышенной двигательной активности | Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок | 1.Динамические паузы, физкультминутки, спортивные часы в расписании занятий 2. Туризм, спортивные соревнования 4.Тренинговые и релаксационные занятия |
Неадекватные возможностям учащихся приемы и методы обучения | 1.Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 2.Индивидуальный дифференцированный подход к обучению | 1.Применение технологий адаптивного, пробпемного, развивающего обучения 2.Индивидуальное дозирование объема, сложности, распределения учебной нагрузки 3.Гибкие формы режимов и учебных планов | 1.Индивидуальные обучения в разноуровневой системе 2.Наличие права выбора для обучающихся форм, приемов и методов обучения 3.Имитационно-моделирующие обучающие игры 4.Проектная деятельность |
Отсутст вие культуры здоровья | Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни | 1.Лекции, беседы 2. Разработка и внедрение учебных курсов по здоровому образу жизни 3.Просветительская работа с родителями и педагогами | 1.Клубная деятельность 2.Развлекательно-игровые формы воспитания 3.Лектории для педагогов и родителей 4.Консультации специалистов |
5