СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "Развитие технических навыков виолончелиста,работа над штрихами"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИОЛОНЧЕЛЬ - ИНСТРУМЕНТ, ,ДЛЯ ИГРЫ НА КОТОРОМ  ОТ ИСПОЛНИТЕЛЯ ТРЕБУЮТСЯ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Развитие технических навыков виолончелиста,работа над штрихами"»

М инистерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»





Методический доклад на тему:

«Развитие технических навыков виолончелиста, работа над штрихами»







Подготовила педагог дополнительного образования:

Володина Анна Евгеньевна





2020 г.



Техническая оснащенность виолончелиста является одним из важных компонентов в обучении игре на этом инструменте. Виолончель – инструмент, для игры на котором от исполнителя требуется владение навыками выполнения сложнокоординированных движений, работа над развитием которых ведется, практически, с самого начала обучения ребенка в музыкальной школе. У учащихся проверяются умения исполнять гаммы определенными ритмическими рисунками и в заданных темпах.

Вопросы выбора этюдов на сегодняшний день стоят уже не столь остро как ранее, так как из печати выходят новые хрестоматии и методические пособия, содержащие богатый инструктивный материал различного уровня сложности. Однако не стоит забывать о том, что художественное содержание этюдов должно подвергаться педагогами тщательному анализу, так как техническое совершенствование исполнителя всегда должно развиваться вместе с музыкально-эстетическим вкусом и творческо-стилистическим мышлением.

Как было сказано выше, наряду с этюдами от учащихся требуется исполнение гамм. Как это ни странно, но данный вопрос практически не разработан в современной методической литературе по обучению игре на виолончели. Виды гамм, способы их исполнения, аппликатура, в основном выбираются преподавателями самостоятельно и зачастую, конечный итог их исполнения представляется им не очень отчетливо, но несомненно, что предполагаемой целью освоения этого инструктивного материала служит развитие исполнительской техники.

Гаммы во все времена были одним из важнейших инструментов технического развития музыканта-исполнителя любой специальности. Техника игры виолончелиста не является исключением. Практически во всех учебных пособиях по игре на виолончели можно обнаружить гаммы с различными видами аппликатуры. В свою очередь, поиски рациональной аппликатуры в гаммах существенно отодвинули на задний план главный вопрос: для чего же все-таки их играют. Чаще всего ответ звучит так: для развития беглости и техники игры гаммообразных пассажей. Если говорить о первом, то сегодня уже ни для кого не секрет, что беглость - природный дар, который можно развивать при его наличии. Однако вряд ли удастся существенно увеличить скорость движения пальцев, если от природы этого не дано. Однако прежде чем переходить к изучению гамм, необходимо идентифицировать приемы, которыми они исполняются. Проанализировать его сложность и доступность именно ученикам на начальном этапе освоения инструмента. 


Вот уже пятое столетие виолончель покоряет слушателей своим дивным голосом. Тёплый, бархатный тембр инструмента часто сравнивают с человеческим голосом. Виолончели подвластны и напевные мелодии и виртуозные, энергичные пьесы. Характер звучания во многом зависит от смычковой техники, способа управления смычком. Способ извлечения музыкального звука называется штрихом. Strich (нем.) - направленность, черта. Работа над техникой владения смычком- это очень важная часть обучения, которая не ограничивается только школой. Музыкант продолжает оттачивать технику владения смычком всю свою жизнь.

Начинать обучение следует с правильной постановки правой руки на смычке. На практике применяются различные способы держания смычка. Здесь нужно обязательно учитывать возрастные и анатомические особенности ученика. Но при любом способе нужно учиться удерживать смычок без напряжения и достаточно цепко. Чтобы избежать перенапряжения в кисти и пальцах, можно применять упражнение «Воздушное рисование»: сохраняя правильное расположение пальцев на трости, ученик кончиком смычка рисует в воздухе простые фигурки- круг, треугольник, восьмёрку и т.д. Важно следить, чтобы во время выполнения упражнения кисть и пальцы принимали активное участие, выполняя мягкие и лёгкие вращательные движения. Более подробно вопросы постановки рук рассматриваются в работах виолончелистов-педагогов Р.Сапожникова, К. Давыдова и др.

После этого начинается работа над звукоизвлечением. Важнейшим элементом мастерства виолончелиста является атака звука. Со стороны смычка хорошая атака звука обеспечивается плавным движением, а также умением переносить вес смычка и руки на игровую точку в момент начала игры. Игровой точкой называется место контакта струны с волосом смычка. Характер звучания, громкость и тембр определяются соотношением скорости ведения, силы давления и положения игровой точки.

Первый штрих, с которым знакомится ученик, - это штрих деташе. Detache (франц) - разделять, отрывать – приём игры, при котором каждый звук исполняется отдельным движением смычка вниз и вверх. Каждый звук извлекается новым направлением движения смычка без отрыва от струны. Начало звука должно быть мягким, а смена направления движения смычка - плавной. От колодочки до середины смычка движение осуществляется преимущественно всей рукой, а в верхней части- предплечьем. Кисть и пальцы выравнивают направление и должны быть очень пластичными. Чтобы звук получился ровным, нужно регулировать нажим на струну: у колодочки уменьшать, а у конца увеличивать. Гибкость и свобода пальцев, держащих смычок, одна из решающих предпосылок достижения легкости движений правой руки во всех штрихах. Эластичность пальцев, передающих на трость смычка импульсы руки, обеспечивается с помощью закругленности всех пальцевых суставов. Педагоги постоянно ведут борьбу с «выпиранием косточек» и вытягиванием напряжённых пальцев на смычке. Это всегда приводит к ограничению подвижности пальцев, крайне необходимой при сменах движения смычка и при исполнении штрихов. Особенно важна роль закругленного мизинца, гибкость которого способствует свободе движений смычка у колодки. Также податливым, изменчивым в своем положении должен быть большой палец. При приближении к колодочке рекомендуется «подбирать» пальцы, как бы приподнимая смычок над струной, тем самым нейтрализуя лишнюю его «тяжесть». Штрих деташе целесообразно отрабатывать на открытых струнах, впрочем, как и любой другой. И лишь когда появится относительная свобода исполнения, можно пробовать играть двумя руками. Как для работы на открытых струнах, так и для игры двумя руками подойдут народные попевки: «Сорока», «Андрей - воробей», «Петушок», «Зайчик», «Ворон» и другие. Они позволяют работать над штрихом в медленно и подвижном темпе, в разных частях смычка, применяя различные динамические оттенки. Падение пальцев должно совпадать с переменоц направления движения смычка. Далее хорошо применять этюды для работы над деташе Р. Сапожникова, К. Давыдова, Л.Григоряна и др

После изучения штриха деташе ученик приступает к изучению штриха легато. Легато (итал. Legato) - плавное соединение звуков, взятых на один смычок. Хорошее выполнение штриха легато связано не только с мягкой атакой звука и плавным движением смычка, но и с правильным его распределением. Смычок условно подразделяется на 2.3.4 и т.д. частей столько, сколько основных ритмических единиц связаны одной лигой. При исполнении следует контролировать ритмическую точность движений пальцев левой руки, добиваться дослушивания длительностей, особенно слабых долей. Отрабатывать легато удобно во время исполнения гамм - сначала по 2 ноты на смычок, затем по 4, 8 и так далее. Исполняя гаммы и арпеджио легато, необходимо тщательно следить за качеством звука, интонацией, незаметностью позиционных переходов, соединением струн, добиваться ровного звучания во всех регистрах. Надо уделять большое внимание правильному распределению смычка в соответствии с количеством нот, исполняемых одним движением смычка, а также в зависимости от динамики исполнения. Легато требует очень цепких «певучих» пальцев левой руки. Все звуки, объединенные одним движением смычка, должны хорошо «проговариваться» в левой руке. Р. Сапожников рекомендует применить легато в ранее изученных учеником этюдах и пьесах. Переходы из позиции в позицию отрабатываются на легато отдельно, буквально по две ноты. Пьесы редко бывают написаны только одним штрихом, чаще встречается их сочетание. Поэтому желательно сразу после освоения легато, начать отрабатывать в гаммах комбинацию этих основных штрихов - два легато+ два деташе и наоборот. Нужно сосредоточить внимание ученика на равномерно-спокойном ведении смычка, на одинаковом звучании длительностей легато и деташе в в разных частях смычка. Когда пройденные этюды и пьесы технически не будут представлять трудностей, следует несколько разнообразить динамику исполнения. Позже добавляется работа над несимметричными комбинированными штрихами.

Портато (итал. portato) – штрих, при котором в одном направлении смычка каждая нота подчеркивается и отделяется. Звуки берутся несколько протянутыми на одном направлении смычка и с цезурами. Портато отмечается черточкой между нотой и лигой, означает указание исполнять ритмически выдержанно, динамически ровно и протяжно. Особой трудности штрих не представляет, поэтому дети с удовольствием его исполняют. Начинать его изучение можно уже в первый год обучения.

Mартле (франц. martele) - отбиваемый молотком. Каждый звук извлекается твердым движением смычка в разные стороны с резкой остановкой. Острый акцентированный штрих, исполняемый раздельными движениями смычка вверх и вниз. Мартле исполняется как целым смычком, так и его частями. Особенностями мартле является острая атака звука и остановки между сменами смычка. Мартле имеет акцентированное начало и последующее стремительное проведение смычка. Исполняется резкой атакой, завершаясь внезапной остановкой руки. Эта внезапность остановки не должна сопровождаться «отдачей», ненужным призвуком. Звук должен быть приглушен весом смычка. После каждого штриха следует пауза, равная половине длительности звука. Во время паузы подготавливается следующий звук падением пальца на струну и установкой смычка в нужном месте. Острота атаки достигается плотной опорой смычка о струну в момент начала движения смычка и его быстрым проведением. При этом должно сохраняться направление движения параллельное подставке. Мартле – один из штрихов, типичных для исполнения маршевой музыки. При игре форте штрих мартле способствует созданию характера энергичного, волевого, мужественного. Острая ритмическая игра штрихом мартле при звучании пиано оставляет впечатление изящества и используется при исполнении старинной музыки.

Стаккато (итал. staccato) – играть отрывисто. Звук извлекается легким подталкиванием смычка при движении в одну сторону. Движение руки и смычка при этом штрихе очень короткие, толчкообразные, обычно с участием кисти и пальцев. Исполнение стаккато в быстром темпе особенно трудно и требует природной приспособленности. Но при внимании и настойчивости каждый играющий может добиться достаточно быстрого исполнения стаккато. Исполнять его нужно резкими толчками кисти, плотно прижав смычок к струне весом руки. Основное условие выработки штриха – координация движения всей руки с толчками кисти. Стаккато имеет ряд разновидностей:

1. Сотийе (фран.sautille) – образуется из штриха деташе. Двойной штрих – дублирование смычком каждого звука мелодической линии Сотийе исполняется между центром тяжести и серединой смычка вследствие ускорения движения руки и соответствующего сокращения размаха штриха. Пульсация трости смычка (отскакивание) вызывается легкими толчками кисти. Для овладения им следует достаточно плотно играть в середине смычка (маленьким отрезком) с помощью мелких движений предплечья и пальцев, хорошо координированных с движениями кисти и смычка. С помощью внезапного облегчения давления руки на смычок, дублированное деташе преобразуется в штрих сотийе (прыгающего штриха), создается благодаря пружинистости трости и ее воздействия на ленту волоса. При отсутствии широкого волоса и качества смычка подпрыгивание смычка становится трудно управляемым. Для исполнения штриха сотийе нужно найти на смычке определенную точку, где хорошо пружинит волос, не на всех участках смычка получается этот штрих. В начале работы штрих сотийе схож с деташе в быстром темпе. Иногда, педагоги требуют разучивать пьесу со штрихом сотийе в слишком медленном темпе. И, если этот период затягивается, ученику становится психологически трудно перейти к нормальному темпу, смычок так и не начнёт прыгать и произведение может не получиться. «Не всякий навык в медленном темпе автоматически переходит в быстрый темп,- так пишет в своей статье педагог Готсдинер. Есть произведения, которые учить медленно просто противопоказано. Было бы странно учить какое-нибудь «Вечное движение» четвертями вместо шестнадцатых. Если ученик не может сыграть быстрыми восьмыми вместо шестнадцатых, значит, он попросту не подготовлен для изучения этой пьесы. Играть быстро – это прежде всего мыслить быстро.» 

Ошибки: выполнение резких движений препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию; увеличение давления на смычок препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки.

2. Спиккато (итал. spiccato) штрих, исполняемый в быстром темпе, достигается посредством коротких бросков смычка с одновременным его проведением по струне. Звук извлекается движением слегка подпрыгивающего смычка. Впоследствии гибкости смычка и упругости струны смычок после каждого броска отскакивает вверх. Спиккато обычно исполняется предплечьем и кистью в середине смычка, а при игре форте ближе к колодке. В этом случае заметное участие принимает вся рука.

Маркато (итал. marcato) - выделяя, подчеркивая. Штрих маркато характеризуется акцентированным началом звука с последующим затуханием. Акцент в начале звука выполняется небольшим нажимом смычка на струну и энергичным его проведением. Затухание происходит в результате ослабления нажима и некоторого замедления скорости движения смычка. Перед каждой нотой, в точке смены направления смычка, исполнитель делает движение кистью со смычком, похожее на отталкивание от невидимой стены, что даёт хорошую атаку в начале ноты. Далее смычок будто по инерции «проезжает» по струне, замедляясь естественным образом.

Рикошет (фран. ricochet) штрих, выполняемый броском смычка на струну. В зависимости от темпа нужно найти удобный для исполнения участок смычка, сомкнуть пальцы левой руки на колодке и расслабить кисть.

Поскольку штрихи способствуют раскрытию музыкального образа произведения, работу над их освоением нужно вести постоянно. Для этого исполнять гаммы разными штриховыми вариантами, постепенно увеличивая сложность и учитывая индивидуальные особенности учащихся. Обязательно работать над этюдами, которые помогают сконцентрировать внимание на выполнении конкретных задач.

В чем же заключается техническая работа? Вот что об этом говорит Мстислав Ростропович. «Главным образом в поисках наиболее удобного «общения с инструментом». Прямого общения, чтобы ни что не мешало, не стояло между инструментом и исполнителем, чтобы играл виолончелист легко и естественно. Определив, как мне хотелось бы играть, сажусь за фортепиано и «прощупываю» музыкальную ткань, виолончельную партию подпеваю. Затем играю произведение на виолончели. Целиком. Со стороны послушайте: каскад фальши. Темпераментной фальши. Но я должен сразу представить, как нужно играть, какими «мазками». Потом уже расставляю правильные штрихи, аппликатуру и учу тщательно. Что касается естественности движений, то они у виолончелиста не менее естественны, нежели у пианиста, дирижера или скрипача. Обычно я работаю над начальными движениями смычка: замах смычка соответствует дирижерскому жесту в некотором смысле. Левая рука виолончелиста – это голосовые связки певца, правая – дыхание. Перед тем как вести смычок, я вдыхаю воздух, первое движение на выдохе. Тогда появляется правильное ощущение движения, выразительности, вовсе не всегда связанное с реальными физическими возможностями. Допустим, мне хочется сыграть фразу с «бесконечным» дыханием, но у меня нет бесконечного смычка. Однако, если я правильно почувствую фразу, страстно захочу ее спеть и привыкну к правильному дыханию, смена смычка покажется незаметной.»

В заключение остаётся вспомнить слова С. Фейнберга: «Штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов».




Использованная литература:


  1. Р. Сапожников «Школа игры на виолончели» М:, Советский композитор , 1977

  2. К. Давыдов «Школа игры на виолончели» М:, ГМИ, 1958

  3. Л. Григорян «Школа этюдов для виолончели» М:, Советский композитор, 1989

  4. Г. Каюкова «Работа над штрихами в классе виолончели» Добрянка, 2010




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!