СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад: «Выдающиеся народные хоровые коллективы России»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад: «Выдающиеся народные хоровые коллективы России»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Новошахтинска

Ростовской области










Методический доклад:

«Выдающиеся народные хоровые коллективы России»






Преподаватель:

Петрова Оксана Сергеевна






3 декабря 2021 год

Содержание:



  1. Введение ………………………………………………………………………………………….3

  2. Кубанский казачий хор…………………………………………………………………….4

  3. Хор им. Митрофана Пятницкого………………………………………………………7

  4. Северный русский народный хор…………………………………………………….9

  5. Ансамбль песни и пляски Донских казаков…………………………………….11

  6. Фольклорный ансамбль Вольница………………………………………………….12

  7. Вокальный ансамбль Атаман…………………………………………………………..14

  8. Ансамбль песни и танца Легенда…………………………………………………….15

  9. Список интернет ресурсов………………………………………………………………..16

  10. Фотоматериалы ……………………………………………………………………………17

















Выдающиеся хоровые коллективы России

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором. Русский народный хор, имеющий древнюю историю, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоро­вое пение издавна было излюбленной формой массовых развлечений на народных гуляниях и празднествах. Да и не только на народных празд­нествах. Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению, на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном», в том числе и бурлацком, лямочном труде, на долгих посиделках, за домаш­ней работой. Где бы ни исполнялась хоровая песня, она непосредствен­но выражала раздумья, настроения большой массы людей.

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний

на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструментальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой. Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако исследователи отмечают, что ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни. Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела. Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла. Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Возникают хоры в различных учебных учреждениях. К концу XIX века количество частных хоров значительно возросло. Одновременно с этими хорами во второй половине XIX века в России появляются народные профессиональные хоры.

Исполнительскому росту русских хоровых коллективов в большой степени способствовало хоровое творчество русских композиторов. Появление первых записей народных песен в конце XVIII и начале XIX века, их хоровые обработки явились стимулом для развития стиля светского хорового творчества и исполнительства. Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII века Д.С. Бортнянский и М.С. Березовский. Их творчество было насыщено "мирским" народнопесенным, эмоциональным началом. Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков). С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового образования и воспитания, проведение музыкально-просветительной работы. Например, А.А. Архангельский один из первых ввел в 90-х годах XIX века в церковные хоры женские голоса.





Кубанский казачий хор

Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века.

Казаки - народ православный, поэтому сразу после переселения на Кубань начали строить церкви. Для боголепной службы в Воскресенском соборе Екатеринодара понадобился певческий коллектив. И первый регент хора Константин Гречинский, по просьбе духовного просветителя Кубани протоиерея Кирилла Россинского, стал собирать талантливых и голосистых казаков. Позже служба в хоре стала приравниваться к войсковой службе, певчие получали очередные войсковые чины и награды, находились на полном обеспечении Черноморского казачьего войска. Добрую часть из них составляли дети из небогатых семей, зачастую сироты. «Малолетки» исполняли партии альта и дисканта, ведь по церковным канонам в певческом хоре были только мужчины. Собрали и музыкантский хор, а проще говоря, духовой оркестр. И вот 14 октября 1811 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы певчие и музыканты выступали уже как официально утверждённые и поставленные на довольствие в Черноморском казачьем войске коллективы. Этот день и стал считаться днём основания Войскового певческого хора.

В 1861 году коллектив вслед за войском переименовали в Кубанский войсковой певческий хор.

С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину, — «тоски веселой».

После Февральской революции 1917 года впервые партии альта и сопрано были укомплектованы женскими голосами. Коллектив был востребован, ставили даже спектакли. 

В 1938 году, в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. С началом Великой Отечественной войны почти все его солисты ушли на фронт, но уже в 1944 году ансамбль возобновил свою деятельность. Основным в творчестве была патриотическая направленность. Тем не менее, в 1961 году по инициативе Н.С. Хрущева, посчитавшего, что национальная культура не нуждается в государственной поддержке, ансамбль был расформирован вместе с другими профессиональными народными хорами и ансамблями СССР. И только через восемь лет, 4 января 1969 года, по многочисленным просьбам кубанцев Краснодарский крайисполком принял решение о воссоздании Государственного Кубанского казачьего хора. На должность художественного руководителя был приглашен из Северного русского народного хора заслуженный деятель искусств России Сергей Алексеевич Чернобай.

14 октября 1974 года художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора назначен коренной кубанец, талантливый хормейстер и учёный-фольклорист, композитор Виктор Гаврилович Захарченко – выпускник Новосибирской консерватории, 10 лет проработавший главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора. Всего за несколько месяцев он подготовил с артистами совершенно новую концертную программу на основе народных казачьих песен. Виктор Захарченко с увлечением записывал фольклор и в сибирской глубинке, и в станицах и хуторах Кубани. Многие песни были знакомы ему с детства, их пела его мама и земляки певучей станицы Дядьковской. В народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр. За 45 лет неустанной творческой деятельности на Кубани Виктору Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. Он уверен, что в традиционной культуре кроется историческая и генетическая память народа. Фольклор – не просто жанр, а средство защиты от нависшей над миром угрозы глобализма.

Уровень мастерства вокалистов и танцоров Кубанского казачьего хора признан во всем мире, это подтверждается многочисленными приглашениями коллектива на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и восторженными отзывами прессы.

В репертуаре Кубанского казачьего хора сохранены песни разных эпох. В них запечатлены факты военного и культурного освоения Кубани, биография Кубанского казачьего войска, светская и духовная культура  Екатеринодара. В этих песнях нашли отражение и трагические события Гражданской войны, и гонение на казачество и репрессии 30-х годов прошлого столетия, и советская эстетика «большого стиля» в национальном искусстве. Хор в своих песнях и вокально-хореографических композициях знакомит всё новые и новые поколения зрителей как с судьбами отдельных личностей, повседневностью музыкальной культуры Кубани, так и с исторической героикой, большой драмой казачества в целом. В определенном смысле Кубанский казачий хор является историческим памятником, запечатлевшим события двухвековой истории в формах музыкальной и певческой культуры.

Руководство 

Художественный руководитель и главный дирижер Кубанского казачьего хора – народный артист России, Украины, Адыгеи, Абхазии, Карачаево-Черкесии, заслуженный артист Республики Южная Осетия, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, Дагестагна и Республики Крым, дважды лауреат Государственной премии РФ, лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, дважды Герой труда Кубани, доктор искусствоведения, профессор, композитор Виктор Захарченко.

Директор хора – заслуженный работник культуры России, Украины и Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств Республики Крым  Анатолий Арефьев. Главный хормейстер –  заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики  Андрей Кобельков. Балетмейстер – заслуженная артистка Республики Адыгея,  заслуженный деятель искусств Кубани Елена Арефьева. Руководитель оркестра – лауреат международных и всероссийских конкурсов Денис Адаев.



Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, — хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов, Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

В 1910 году под руководством М. Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с четырнадцатью хористами в народных костюмах.

Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 года в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин — великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню.

До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых «артисты» разъезжались по своим деревням, возвращаясь к привычному крестьянскому труду. После Октября 1917 года у крестьянского хора началась новая жизнь. 22 сентября 1918 года на концерте хора перед кремлевскими курсантами присутствует Ленин, который приглашает Пятницкого на беседу в Кремль. Оценив достоинства и большой потенциал нового коллектива, Ленин обещает Пятницкому всяческое содействие. Участники хора переезжают на постоянное место жительство в Москву. Концертная деятельность становится более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 года Хор узнала и услышала вся страна.

После смерти М. Е. Пятницкого в 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, Петр Михайлович Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.

В 1929 году в прессе тех лет развернулась кампания под девизом «нам нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне — новые песни». Творческий кризис разрешил приход в хор в 1931 году талантливого композитора Владимира Григорьевича Захарова, который направил развитие коллектива по новому руслу. В репертуаре хора появились авторские песни, в том числе прославляющие начавшиеся коллективизацию, электрификацию, индустриализацию: «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелеными просторами» и др. А лирические песни В. Г. Захарова — «И кто его знает», «Провожанье», «В чистом поле» — запела вся страна. Они «уходили в народ» со временем становясь народными.

В годы Великой Отечественной войны Хор ведет активную концертную деятельность, выступая в составе фронтовых концертных бригад. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышали в тылу и на фронтах рядовые и командиры, летчики и моряки, от которых потоком летели фронтовые треугольники по адресу: «В Хор Пятницкого» (они хранятся по сей день).

Всенародную известность приобретает песня «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в 1943 году В. Захаровым на слова М. Исаковского, ставшая гимном всего партизанского движения.

9 мая 1945 года вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве. В послевоенные годы гастрольно-концертная деятельность коллектива расширяется. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.

 

С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, в сложные годы перестройки она, взяв на себя бремя лидерства, не только сохранила коллектив, но и успешно развила достижения своих предшественников. Главное — возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более ста лет назад М. Е. Пятницким. Хор никогда не стремился к этнографической достоверности. Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связью с современностью. «Песню не поют, ее играют», — любит повторять А. А. Пермякова и ставит во главу угла музыкальное действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательной калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны ни каких шаблонов, с другой ничего лишнего и случайного.

Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.

Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей — Россия в миниатюре, Россия молодая.

Любовь зрителей к хору не преходяща. Где бы они не выступали — залы переполнены. Это современные Россияне, для которых искусство хора — «Времен связующая нить», наши корни, наши истоки.





Государственный академический

Северный русский народный хор


единственный на Северо-Западе России высокопрофессиональный художественный коллектив, чья многолетняя просветительская деятельность способствует приобщению зрителей и слушателей к традиционной русской культуре.

История коллектива началась с деятельности любительского народного хора, которым руководила Антонина Колотилова – сельская учительница из Великого Устюга. Ей удалось объединить вокруг себя любителей народной песни. Обладая хорошим голосом, превосходными вокальными данными, отличными исполнительскими навыками на народном щипковом музыкальном инструменте цитра, Антонина Яковлевна Колотилова была не просто организатором местного хорового сообщества, она заряжала потрясающей энергетикой всю Великоустюжскую округу.

В 1931 году Антонину Яковлевну приглашают на работу в областной радиокомитет, она переезжает в Архангельск, а вместе с ней – 12 участников ее коллектива, к которым впоследствии присоединяются любители народной песни из Лешуконского, Мезенского, Пинежского, Каргопольского и других районов Поморского Севера. Самобытный народный коллектив становится любимым детищем и гордостью Северного края и всей страны. Он концертирует по области, выезжает на гастроли в Москву, по городам России. Артисты Северного хора собирают и обрабатывают фольклор, изучают народные традиции и обычаи жителей Русского Севера.

С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США и других странах. За активную концертную деятельность А. Я. Колотилова получает звание Народной артистки РСФСР.

В 1960 году по инициативе Министерства культуры в хор приходит работать хормейстером Нина Константиновна Мешко. С 1961 года Н. К.Мешко – художественный руководитель Северного хора. Она – неподражаемый мастер русского народного хорового искусства, основатель целой школы профессионального народного пения. Ее долгий и славный творческий путь тесно связан c двумя знаменитыми коллективами – Хором русской песни Всесоюзного радио и государственным Северным русским народным хором, которым Нина Константиновна Мешко руководила до 2008 года.

Н. К. Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора, профессор кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных.

С 2008 года художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора – заслуженная артистка России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева. Коллектив сохраняет традиции, заложенные Антониной Яковлевной Колотиловой, Ниной Константиновной Мешко и в то же время развивается, ищет новые формы работы с фольклорным материалом, а главное – продолжает прославлять Архангельскую область, Русский Север на необъятных просторах нашей Родины и далеко за ее пределами.



Государственный академический

ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков

имени Анатолия Квасова


был создан 4 апреля 1936 года. В 1936 году создаётся профессиональный ансамбль Донских казаков в Ростовской филармонии. Первым художественным руководителем ансамбля Донских казаков стал С. К. Иванов. В последующие годы коллективом руководил известный на Дону музыкант, Заслуженный артист Армянской ССР В.А. Никольский и балетмейстер Е.Л. Секержинский. Наиболее продолжительный период в 50-60 годы руководителем ансамбля был Заслуженный артист РСФСР П.И. Лысоконь, балетмейстер – Заслуженный артист РСФСР С.А. Книжников.

С 1970 по 2007 год ансамблем Донских казаков руководил Народный артист России, лауреат Государственной премии им. М. Глинки, профессор Анатолий Николаевич Квасов. Успехи ансамбля отмечаются различными государственными наградами: в 1980 году ансамбль получает звание лауреата Ленинского комсомола, в 1986 году ансамбль Донских казаков удостоен ордена Дружбы народов, а в 1996 году звания «академический».

С 2009 года художественный руководитель ансамбля – Александр Буйвол. Выпускник Ростовской консерватории, Александр пришёл работать в ансамбль Донских казаков в 1995 году на должность артиста хора и проделал яркий путь к должности художественного руководителя. Яркая сценическая внешность, врождённый артистизм, чувство народной пластики движений, высокий профессионализм, неоднократно отмечал А.Н. Квасов. Александр Буйвол привлекает в ансамбль молодых талантливых артистов, способных воплотить творческие замыслы.

Ансамбль Донских казаков пополнился молодыми талантливыми артистами, созданы многочисленные концертные программы, которые восторженно принимаются зрителями. «Как за Доном за рекой», «Вспомним всех героев Дона», «Как на Дону казаки братались», вокально- хореографическая композиция «На кордоне», органично вплелись в программу ансамбля. Особая гордость ансамбля - создание школы-студии. Преподаватели студии, это ведущие артисты ансамбля: Заслуженная артистка России Ирина Тюрина и Татьяна Стасенкова. Молодое поколение «Донских казаков» уже активно выступает в концертных программах ансамбля. В январе 2016 года на Международном конкурсе в Казани, воспитанники школы при ансамбле Донских казаков заняли первые места и стали лауреатами.



Фольклорный ансамбль «Вольница»



В 1986 году Областном доме народного творчества был создан фольклорный ансамбль «Вольница", который ведет серьезную исследовательскую и пропагандистскую работу казачьего песенного фольклора. Руководителем его является выпускник Ростовской консерватории им. С. Рахманинова Александр Венглевский, Лауреат государственной премии Правительства Российской Федерации за вклад в развитие народного творчества «Душа России», ученик профессора А. Квасова. Активное участие в создании ансамбля приняли директор Областного дома народного творчества заслуженный работник культуры России Александр Владимирович Ларионов и ведущий фольклорист Дона, доцент кафедры теории музыки Государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Татьяна Семеновна Рудиченко.

С первых дней существования ансамбль «Вольница» изучал и осваивал традиционную манеру пения донских казаков. Песни собираются в многочисленных экспедициях, проводимых ансамблем по всей исторической территории Войска Донского. В процессе кропотливой работы над материалом участники ансамбля сознательно избегают каких-либо попыток обработать его, «улучшить» звучание, «облагородить", считая, что в народной песне, прожившей не одну сотню лет, нет ничего лишнего.

Серьезный и творческий подход к сохранению и пропаганде песенных традиций Дона позволил «Вольнице» подняться на высокий уровень.

Первый серьезный успех приходит к ансамблю в 1990 году. Май - II Международный фестиваль фольклора в г. Киеве, где он удостаивается звания Лауреата и чести выступить в заключительном концерте в концертном зале «Украина". В 1991 году ансамбль «Вольница» завоевывает звание Лауреата на II Международном фестивале-конкурсе «Золотое руно» в г. Сочи. В этом же году во время гастролей во Франции на концерте в зале ЮНЕСКО в Париже состоялась незабываемая встреча с ректором Парижской консерватории господином Резниковым, который сказал: «От вас исходит русский дух. Слушаешь вас - видишь Россию!"

Эта оценка очень важна для участников ансамбля, потому что главное для них - это традиционная манера пения и подлинный материал, взятый в процессе работы от аутентичных исполнителей.

В 1994 году по итогам выступления ансамбля с серией концертов в Париже в театре «Renaud - Barroult", расположенном на Елисейских полях, «Вольница» записывает свой первый лазерный диск с Донскими казачьими песнями. Но не только Франция по достоинству оценила творчество «Вольницы". С неизменным успехом в течении 90-х годов проходили выступления ансамбля в США, Германии, Японии, Испании, Швейцарии, Португалии, Ирландии и других странах.

В 2000 году ансамбль проводит два месяца в турне по Японии с программой «Музыка пяти континентов", организованной министерством образования Японии. В ней приняли участие по одному фольклорному коллективу из Австралии, Южной Америки, Африки, Азии и Европы. За турне был проделан путь более 15 000 км. от Хоккайдо до Окинавы. Концерты проходили в общеобразовательных школах, где учащиеся 1-11 классов знакомились с фольклором народов мира.

За прошедшие 25 лет со дня основания, ансамбль «Вольница» дал более 1500 концертов на различных площадках, в том числе, трижды в Кремлевском Дворце съездов, в Государственном концертном зале «Россия", в концертном зале имени Чайковского, Всероссийском Выставочном центре, на Красной Площади, Поклонной горе.

Сегодня ансамбль «Вольница» – это профессиональные музыканты разных специальностей. В их репертуаре около 200 подлинных распевов былин, баллад, исторических, походных, плясовых, лирических, обрядовых песен Донских казаков.

В 2012 году коллектив стал победителем Всероссийского конкурса «Казачий круг», в котором принимали участие лучшие казачьи коллективы России. Апофеозом этого события в феврале 2012 года стало победное выступление ансамбля «Вольница» в итоговом конкурсном состязании и заключительном гала-концерте Конкурса на исторической сцене Большого театра в г. Москве.

В мае 2012 года Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым подписано Распоряжение о выделении средств на изготовление костюмов и реквизита для фольклорного ансамбля «Вольница».

Благодаря этой поддержке коллективу сшиты сценические костюмы на основе реконструкции традиционной одежды донских казаков XIX века и приобретено звукотехническое оборудование. В новых костюмах с концертами ансамбль посетил Воронежскую область, территории Донского края: города Азов, Таганрог, Аксайский, Заветинский, Усть-Донецкий районы.

Казаки всегда стремились быть лучшими во всем. «Вольница» – продолжатель этих традиций.

Вокальный ансамбль «Атаман»



В целях популяризации донской казачьей культуры в молодежной среде на базе Областного дома народного творчества в 2011 году был создан вокальный ансамбль «Атаман». Художественный руководитель ансамбля – заслуженный работник культуры РФ, Лауреат Государственной премии Правительства РФ «Душа России» Александр Венглевский, хормейстер – заслуженный деятель Всероссийского хорового общества Нина Венглевская, балетмейстер – Виктория Колесникова.

С 2017 года художественным руководителем коллектива является Лучший работник культуры Ростовской области Виктория Колесникова, хормейстер – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Лариса Французян.

В 2020 году художественным руководителем вокального ансамбля «Атаман» стал Александр Топчий, хормейстер – Татьяна Топчий.

В составе ансамбля студенты и выпускники Ростовской Государственной консерватории им. Рахманинова, Ростовского колледжа искусств, Ростовского колледжа культуры.

Репертуар ансамбля составляют старинные и современные донские казачьи песни и авторские песни в современной обработке. Основополагающей концепцией построения репертуара коллектива является изучение не только песенной, но и танцевальной культуры донских казаков и сценическое воплощение номеров программы коллектива – это яркие вокально-хореографические номера.

Коллектив является постоянным участником фестивалей: Всероссийского литературно-фольклорного фестиваля «Шолоховская весна», фестиваля казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого», Международного фестиваля народного творчества «Содружество», Праздника национальных культур «Народов Дона дружная семья», Областного фестиваля на родине А.В. Калинина «Калининское лето», Областного праздника «Масленица».

В 2013 году ансамбль «Атаман» стал Лауреатом III степени Всероссийского фольклорного конкурса «Казачий круг», в 2018 г. Лауреатом I степени I Всероссийского фестиваля патриотической песни «Мое Отечество – моя Россия», Лауреатом I степени Международного фестиваля «Звездный дождь». Коллектив принял активное участие в творческих мероприятиях Ростовской области, посвященных Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Ансамбль песни и танца «Легенда»



Художественный руководитель - заслуженный деятель искусств Украины Марина Комарова
Свою историю коллектив начинает с 2002 года, он был создан на базе Луганской областной филармонии и на протяжении 12 лет дарил своё искусство родной земле. Стал лауреатом многочисленных конкурсов и фестивалей. Артистам ансамбля «ЛЕГЕНДА» также рукоплескали жители Белоруссии, Италии, Польши, России, Франции, Швейцарии, Эстонии. 
 
В 2014 году, из-за военных действий на территории Донбасса, коллектив был вынужден покинуть родной Луганск и переехать в Ростовскую область. С Ростовской землёй ансамбль «Легенда» связывает многолетняя творческая дружба, коллектив является неоднократным участником Всероссийских фестивалей и праздничных концертов. При поддержке губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева, ансамбль «ЛЕГЕНДА» был сохранён в его полном творческом составе, обрёл свой второй дом в стенах ОБЛАСТНОГО ДОМА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.


 
Талант артистов ансамбля «ЛЕГЕНДА» многогранен, все они поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, являются актёрами в ярких театральных постановках. Каждая творческая программа ансамбля – это неповторимый запоминающийся праздник, который, без всяких сомнений, не оставит равнодушным никого из зрителей. 





Список интернет ресурсов:

https://kkx.ru/history/

https://pyatnitsky.ru/

http://pesny.pskovlib.ru/pesny/KHOROVOE_ISKUSSTVO_V_ROSSII.HTM

https://megalektsii.ru/s59213t1.html

https://rostovadk.ru/

http://sevhor.ru/istoriya/istoriya-khora

https://www.folkro.ru/tvorcheskie-kollektivy/ansambl-pesni-i-tanca-legenda/#WebElementsUniGalleryCollage-1087-1

https://www.folkro.ru/tvorcheskie-kollektivy/fol-klornyj-ansambl-vol-nica/#BlocksGalleryGallery002-237-5

https://www.folkro.ru/tvorcheskie-kollektivy/vokal-nyj-ansambl-ataman/



















Кубанский казачий хор


Виктор Гаврилович Захарченко






Хор имени М. Пятницкого

Александра Андреевна Пермякова



Северный русский народный хор

Нина Константиновна Мешко






Донские казаки



Анатолий Николаевич Квасов





Фольклорный ансамбль Вольница

Александр Альбинович Венглевский




















Вокальный ансамбль Атаман



Ансамбль Легенда

26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!