СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический кейс для подготовки к занятию по разделу: «СТУДИЯ «МОДА» «ОДЕЖДА НАРОДОВ РОССИИ» (Височное украшение в русском народном женском костюме - ободок)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать во внеурочной и кружковой  деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методический кейс для подготовки к занятию по разделу: «СТУДИЯ «МОДА» «ОДЕЖДА НАРОДОВ РОССИИ» (Височное украшение в русском народном женском костюме - ободок)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
(ГОУ ЛНР «Белореченская СШ»)






Работа на участие в конкурсе

«Творческое пространство педагога»

Методический кейс для подготовки к

занятию по разделу:


«СТУДИЯ «МОДА»

«ОДЕЖДА НАРОДОВ РОССИИ»

(Височное украшение в русском народном женском костюме - ободок)



Автор

Левинцева Неля Ярославовна











2022 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Ход занятия………………………………………………………….5

1.1. Организационный этап….…………………………………………5

1.2. Подготовка к усвоению нового материала………………………5

1.3. Сообщение нового материала………………………………….....6

1.4. Повторение правил техники безопасности……………………...11

1.5. Физкультминутка………………………………………………....12

1.6. Практическая работа……………………………………………...12

1.7. Подведение итогов………………………………………………..13

2. Выводы………………………………………………………………14

Библиография………………………………………………………….16

Приложение 1…………………………………………………………..17

Приложение 2…………………………………………………………..30























Введение

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время художественно-эстетическому воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры. Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие. В наши дни традиционный костюм представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Народный костюм — важная часть традиционной художественной культуры. И эта часть народного искусства отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы, дает возможность подрастающему поколению приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в них определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства. Русский народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота. Структура костюма гармонична и природна, словно дерево, тянущееся ветвями в небо и врастающее корнями в родную землю-матушку. Поэтичны названия элементов народного костюма, очень русские и мотивированные. Ритм узоров и символов, изящность и предназначенность украшений, простота и целесообразность кроя. Старинный костюм и новый универсальный взгляд. Время сохранять оставленное предками и воспроизводить русский народный костюм бережно и с любовью.







Тема: Одежда народов России (Височное украшение в русском народном женском костюме - ободок).

Цель занятия: изготовить височное украшение в русском народном женском костюме – ободок.

Задачи:

  • познакомить с культурными традициями национальной одежды и головных уборов народов России;

  • закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов, отрабатывать навыки работы с тканью;

  • закрепить умения работать по технологической карте;

  • воспитывать бережное и уважительное отношение к культурно- историческому наследию; воспитывать культуру труда;

  • развивать аналитические способности;

  • развивать у обучающихся наглядно-образное мышление, развивать моторику рук, познавательный интерес;

  • содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Тип занятия: комбинированный (актуализация ранее полученной информации; открытие новых знаний, применение их в практической деятельности).

Форма проведения: практическое занятие с использованием приобретенных знаний.



Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, колонка, мр3 записи народных песен и мелодий, презентация, ткань, картон, ленты, ножницы, термоклей, термопистолет, игла, нитки, сантиметровая лента, бусы, паетки, искусственные кристаллы.

План занятия:

    1. Организационный этап.

    2. Подготовка к усвоению нового материала.

    3. Сообщение нового материала.

    4. Повторение правил техники безопасности.

    5. Физкультминутка.

    6. Практическая работа.

    7. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Организационный этап.

Просмотр презентации (приложение 1)

Слайд 1

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

– Здравствуйте, дети!

    1. Подготовка к усвоению нового материала.

Слайд 2

- Ребята, сегодня мы с вами изучим очень интересную тему, которая называется «Одежда народов России». Мы с вами узнаем, какую раньше носили одежду, из каких элементов она состояла, какую одежду носили дети, а какую взрослые. А полученные знания закрепим практической работой. Мы с вами изготовим височное украшение – ободок.

А сейчас давайте с вами разгадаем загадки о народном костюме:

  1. Я скажу вам без обмана

Лучше нету

Ответы обучающихся – Сарафана.

  1. Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди – кармашки.

Что это?...

Ответы обучающихся – Рубашка.

  1. Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять –

Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи…

Ответы обучающихся – Платок.

  1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали. 

Ответы обучающихся – Лапти.

  1. Он украшает голову,

На цветок похож.

Весь расшит узорами,

Уж очень он хорош.

Ответы обучающихся – Кокошник.


- Молодцы ребята, вы разгадали все загадки. А сейчас мы с вами посмотрим в какой же одежде ходили наши предки.


    1. Сообщение нового материала.

Слайд 3

У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Слайд 4

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Слайд 5

Русская народная одежда различалась по назначению:

будничная - максимально простая одежда, состояла из простых и самых необходимых элементов, шилась из более дешевых тканей;

праздничная – создавалась мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери, состоял из двадцати элементов;

свадебная или венчальная - отличалась от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения;

траурная одежда считалась белая. В такие дни взрослые носили белые рубахи с белой вышивкой, а дети — с черной. Без всякого украшения рубахи были только у женщин-вдов.

Слайд 6

Также одежда русского народа различалась по возрасту. Детская, молодежная и одежда пожилых крестьян.

Слайд 7

Одежду шили в основном изо льна, хлопка, шерсти и сама по себе она имела простой покрой и длинный, закрытый фасон. Зато те, кто мог себе это позволить, всячески украшали скромный наряд нескромными декоративными элементами: жемчужинами бусами, шелковой вышивкой, вышивкой золотой или серебряной нитью, меховой отделкой. Национальный костюм отличался и яркой расцветкой (багряный, червлёный, лазоревый, зелёный оттенки). Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Слайд 8

Мужской костюм состоял из: рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без неё; нешироких штанов из холста или крашенины.

Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком.

Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.

Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.


Слайд 9


Рубаха - Так как ткань была узкая (до 60 см), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом.

Рубахи носили навыпуск и подпоясывал узким поясом или цветным шнуром.

Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.


Слайд 10


Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.

К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными

завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Слайд 11


Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шуба.


Слайд 12


Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.


Слайд 13


Кафтан надевали поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением.


Слайд 14

Русская обувь славилась своей необычностью и, как ни странно, в отличие от одежды, не претерпела существенных изменений в течение почти всей нашей истории. Большинство той обуви, в которой ходили наши предки в VII-X веках, оставалось «действующей» и в русской деревне XIX века.

Лапти - самая распространённая на Руси обувь, плетёная из коры дерева.

Знатные сословия носили только кожаные сапоги. Они делались на мягкой подошве с приподнятым кверху носком. Так же сапоги могли быть разной длины: как до щиколотки, так и до колена. Кожу обуви красили в красный, зеленый или золотой цвета. А в качестве украшений использовались дорогие ткани, такие как атлас и шёлк, и драгоценные камни. Чем дороже была обувь, тем большим почётом и уважением пользовался их владелец.

Валенки – исконно русский предмет обуви. Они спасают в холодную погоду и придают ногам тепло. Ранее валенки изготавливали вручную и только в однотипных моделях.

Слайд 15

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

Слайд 16

Женская рубаха прямого покроя, с длинными рукавами.

Белый холст рубахи украшали узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия.

Для каждой части рубахи было своё традиционное орнаментальное решение.


Слайд 17


Передник - самой декоративной, богато украшенной частью и русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.

Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами.


Слайд 18


Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.


Слайд 19


Поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке.

Ткань для понёвы чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым узором.

Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками

По конструкции понёва представляет собой 3-5 полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край подогнут для шнурка – гашника.

Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили с «подтыком подола».

В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.


Слайд 20


Элементы зимней одежды. Верхняя женская одежда была запона - из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу.


Слайд 21


Летник - верхняя холодная, причем накладная одежда, надеваемая через голову. Отличался покроем рукава, который равнялся по длине всему летнику, а ширина его была равна половине длины.

Душегрея - самобытная русская одежда, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одежда. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча. Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана. Для небогатых женщин душегрея не была повседневной одеждой. Её надевали только на праздник.


Слайд 22


Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.


Слайд 23


Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. Традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными и могли привлечь злые силы. Поэтому девушки и женщины покрывали свои головы.

Кокошник - старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Свое название он получил от слова «кокош», что означает «петух, курица». Кокошник обычно изготавливали из какого-либо твердого материала, для того, чтобы он хорошо держался на голове. Для закрепления использовали ленты, завязанные на затылке. Вначале кокошник носили только замужние женщины, но через некоторое время он понравился и молодым девушкам. Головной убор обтягивали плотной тканью или кожей. Декорировали его бусинками, жемчужными нитями.

Зимняя шапка - Головной убор для зимнего времени года. Шапки были очень высокими, изготавливали их из меха лисицы, бобра или соболя. Молодым девушкам больше нравились изделия из зайца или белки.

Волосник - обязательный элемент русского головного убора замужней женщины. Главная его функция на протяжении многих веков оставалась неизменной – полностью закрыть волосы женщины, чтобы ни одна прядь не выбивалась наружу.

Повязка - этот головной убор носили юные девушки. Основная часть волос была не прикрытой, маленькие девочки носили обычные тряпичные тесемки. Старшие девочки надевали на голову повязку. Повязка полностью обхватывала лоб, крепилась на затылке несколькими узлами.

Сорока - головной убор изготавливали из парчи или бархата, с декором из речного жемчуга и золотых нитей. Надевали сороку молодые барышни только в праздники, так как убор стоил дороже породистого скакуна.

Сборник предназначался для повседневного ношения. Низкий моршень похож чепец. Высокий вариант убора надевали на торжества, так как выглядел богато.

Кика - головной убор напоминает копыто или подкову. Лицевая часть изготавливалась из твердого материала, затем обтягивали украшенной тканью. Данный аксессуар на праздники надевали все без исключения замужние дамы.

Кичка - самый древний головной убор, берет свое начало от язычества. Такую кичку носили только замужние женщины. Надеть его женщина могла только после рождения первого ребёнка.


Слайд 24


Женской обувью служили кожаные полусапожки, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.


Слайд 25


Ребята, спасибо за внимание, мы с вами окунулись в мир наших предков. А теперь давайте попробуем с вами изготовить один из элементов национального русского костюма. Но для начала мы должны с вами вспомнить технику безопасности при изготовлении изделия.


    1. Повторение правил техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.


2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.


3. Употребляй инструменты только по назначению.


4. Не работай неисправными инструментами.


5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.


6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.


7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.


8. Не разговаривай во время работы.


9. Выполняй работу внимательно.


    1. Физкультминутка


Все движения разминки повторяем без запинки!


Эй! Попрыгали на месте.


Эх! Руками машем вместе.


Эхе - хе! Прогнули спинки,


Посмотрели на ботинки.


Эге – ге! Нагнулись ниже


Наклонились к полу ближе.


Повертись на месте ловко.


В этом нам нужна сноровка.


Что, понравилось, дружок?


Продолжаем наш урок!


    1. Практическая работа.

(для лучшего настроя на работу во время практической работы негромко звучит русская народная музыка)

Дети, а теперь приступим к практической части нашего урока, теперь мы с вами станем модельерами и изготовим височное украшение - ободок. Заранее вы принесли все необходимое, чтобы сделать красивое украшение для русской красавицы.

Приложение 2. Технологическая карта изготовления височного украшения.


    1. Подведение итогов.


Ребята, вы сами убедились, как нелегко создать элемент русского народного костюма. Но вы большие молодцы!







































Выводы

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время художественно-эстетическому воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

В наши дни традиционный костюм представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Народный костюм — важная часть традиционной художественной культуры. И эта часть народного искусства отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы, дает возможность подрастающему поколению приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в них определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.

И сегодня народный костюм привлекает многих. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Многие ведущие модельеры (не только российские) используют в своих коллекциях элементы народного костюма и даже создают целые коллекции по его мотивам. А ведь эти «сряды», «обряды», «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые не осознавая того создавали шедевры мировой художественной культуры.

Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Костюм отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом.



Русский народный костюм — это не только многообразие стилей и видов одежды, не только уклад жизни русских людей на огромном пространстве. Это взаимодействие видимого и невидимого мира. Это слышимые звуковые вибрации и сокрытые от всех женские чувства и помыслы, с которыми не принято было делиться в крестьянской среде, но которые «вшивались» в узоры и растворялись в многовековой толще времени, соотнося личную жизнь с жизнью предков.

Время уходит от нас безвозвратно, но сколько еще всего можно спасти, открыть, изучить. Ведь это невоспроизводимый материал, это часть нашей культуры, часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом, мы не имеем права.

































Библиография

  1. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. Автор: Ф. М. Пармон. Издательство: Издательство В. Шевчук, ISBN 978-5-94232-094-2; 2012 г.

  2. Костюмы народов с древности до XIX века. Автор: В. Калмыкова, иллюстратор: А. Кречмер. Издательство: Белый город. ISBN 978-5-7793-4010-6; 2012 г.

  3. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия.

Соснина Н., Шангина И., 2006 г. Санкт-Петербург «Искусство - СПБ»

  1. Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России. Леонова Н., 2018 г.: учебное пособие – М.: Издательство ВЛАДОС – (дополнительное образование детей).

  2. Сборник музея антропологии и этнографии, т. XVI «Височные украшения в русском народном женском костюме». Гринкова Н., 1955г., Ленинград.

  3. Фото и картинки из интернет ресурсов.

  4. Фото автора.









































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Практическая работа изготовление височного украшения в русском народном женском костюме – ободок.

Материалы:

  • ткань

  • картон

  • ленты

  • ножницы

  • термоклей

  • термопистолет

  • игла

  • нитки

  • сантиметровая лента

  • утюг

  • бусы, паетки, искусственные кристаллы.

Приступим к практической работе. Для начала измеряем голову от уха до уха сантиметровой лентой.

Длинна нашего ободка – 27 см, ширина – 7 см. Берем картон и делаем шаблон.

Из ткани вырезаем острыми ножницами заготовку 27,5 см и 7,5 см.

Сшиваем и вставляем картон.



Пришиваем атласные ленты и проглаживаем утюгом.

Примеряем нашу заготовку



Чтобы придать нашему изделию красивый вид, мы его украсим. Пришиваем бусы.







Нагреваем термоклей в термопистолете и приклеиваем кристаллы.

Также приклеиваем паетки.

Получаем готовое височное украшение – ободок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!