СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ по сказке "Г.Тукая "Заяц и черепаха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ по сказке "Г.Тукая "Заяц и черепаха"»






Утверждаю:

Заведующая СП

_________ /РК Тайсина/



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бардымская средняя общеобразовательная школа №2»

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»»



















МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


по сказке «Г.Тукая «Заяц и черепаха»»














Выполнила:

Кучукова Рафиля Вакиповна

Старший воспитатель МАОУ «Бардымская СОШ №2»



2023

Методический комплект по сказке Г.Тукая «Заяц и черепаха»

I. Название сказки: «Заяц и черепаха»

Автор сказки: Габдулла Тукай

Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста

II. Текст сказки

«Черепаха и Заяц ». Г.Тукай

Черепаха и Заяц,/ соревнуясь друг с другом /побежали к горе./
Заяц был уверен
(верил в себя) в своих силах/ и лёг спать на дороге./
Вдруг заяц проснулся/ и увидел, что Черепаха давно уже взобралась
(дошла, поднялась) на гору./

Заяц раскаялся (пожалел, был не рад) в своей самоуверенности (верил в себя), /постыдился, /что остался позади, /но какая от этого сейчас польза?

Вопросы к автору:

1. Почему Заяц был уверен в себе?

2. Почему Черепахе удалось победить Зайца в соревновании?

Реплика педагога:
Мне понравилась эта поучительная история. Хвастливый заяц конечно был быстрее черепахи, но пока он лежал, черепаха неуклонно шла к цели. И она заслуженно победила. Потому что отдыхать нужно после того, как дело сделано, а не прежде.

III. Виды информации

Вид информации

Содержание информации

Вопросы к детям на выделение информации








1. Фактуальная

1. Заяц и Черепаха

1. Кто является главными героями сказки?

2. Они решили посоревноваться друг с другом и побежали к горе.

2. Что они задумали?

3. Заяц был уверен в своей победе?

3. Кто был уверен в своей победе?

4. Он лёг спать на дороге.

4. Что в итоге решил сделать Заяц?

5. Заяц проснулся и увидел, что Черепаха давно взобралась на гору.

5. Что произошло потом?

6. Потому что, несмотря на свою быстроту и силу, Заяц проиграл Черепахе.

6. Почему в конце сказки Заяц постыдился себя?

2. Подтекстовая

1. Видимо, Зайцу стало скучно. И подумал, что он самый быстрый, ловкий и Черепахе, явно, его не обогнать.

1. Почему Заяц и Черепаха решили посоревноваться? Почему Заяц для соревнования выбрал именно Черепаху?

2. Потому что, по сравнению с Зайцем, Черепаха очень медленно двигается, а Заяц быстрый и ловкий.

2. Почему Заяц был уверен, что победит именно он и лёг спать?

3. Заяц лёг спать.

3. Как Черепахе удалось взобраться на гору быстрее Зайца?





3.Концептуальная

1. Не надо себя перехваливать и обижать других, может оказаться и так, что на деле, ты можешь проиграть.

1. Как вы понимаете пословицу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»?

2. Не нужно недооценивать и смеяться над соперником, каким бы неуклюжим и медленным он не казался. К любому соревнованию надо относиться серьезно.

2. Что советует сделать автор для того, чтобы победить?



IV. Варианты творческих заданий

1. Ответы на вопросы

а) Подумайте и ответьте, кого из героев сказки можно описать такими словами: ленивый, хвастливый, самоуверенный

Заяц

б) Смелая, целеустремленная, спокойная

Черепаха

в) Подскажите, кому какая подходит пословица:

- Ленивый и хвастливый всегда позадиЗаяц

- Кто не ленится, тот может победой похвалитьсяЧерепаха

2. Пословицы к сказке «Заяц и Черепаха»

Сделал дело, гуляй смело

Делу время, а потехе час

Хвастовство само себя наказывает

Дело лени не любит

Чем хвалишься, на том и провалишься

Разложите иллюстрации к сказке по порядку (в процессе раскладывания задавать вопросы на вычленение фактуальной информации).



Конспект занятия по нравственному воспитанию

«Хвастовство само себя наказывает»

(по сказке «Черепаха и Заяц»)



Цель: познакомить детей со значением сказки «Черепаха и Заяц» в жизни людей.

Задачи:

- учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;

- способствовать развитию внимания и памяти при запоминании и пересказе сказки. Развивать умение пересказывать сюжет сказки, подбирать нужные слова для характеристики героев.

- воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность, целеустремленность, умение уважать товарища.

Ход занятия.

Организационный этап.

Ребята, возьмитесь за руки и поверните голову к другу слева и улыбнитесь. А потом к другу справа и тоже улыбнитесь. А теперь присаживайтесь на стульчики.

1 часть занятия.

На столе стоит Зайчик и Черепаха. Но они почему то отвернулись друг от друга. Как вы думаете, почему?

Ребята, вы хотите узнать, что же произошло между ними? Тогда послушайте сказку.

2 часть занятия.

Чтение текста сказки «Черепаха и Заяц ». Г.Тукай

Черепаха и Заяц, соревнуясь друг с другом побежали к горе.
Заяц был уверен
(верил в себя) в своих силах и лёг спать на дороге.
Вдруг заяц проснулся и увидел, что Черепаха давно уже взобралась
(дошла) на гору.
Заяц раскаялся (
пожалел, был не рад) в своей самоуверенности(верил в себя), постыдился, что остался позади, но какая от этого сейчас польза?

3 часть занятия.

- Ребята, о ком эта сказка?

- Кто предложил устроить гонки?

- Почему Заяц уснул во время состязания?

- Кто победил во время состязания?

- Почему Заяц проиграл?

- Черепаха шла к цели не останавливаясь. А Заяц спал под деревом. Он был уверен, что легко сможет победить.

4 часть занятия.

Разобрать смысл (суть) пословицы: Не нужно хвалиться и хвастаться пока не сделал дело.

Ребята, теперь вы поняли, почему они друг от друга отвернулись?

Как можно помочь Черепахе и Зайцу, чтобы они помирились?

5 часть занятия.

Черепаха всех нас и Зайца приглашает на зарядку.

Физкультминутка «Черепашка» .

Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)

Встала с мягкого дивана. (встают рядом со своим стульчиком)

Черепашка потянулась, (потягиваются)

Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)

И надела черепашка (изображают, что одеваются)

Свою в клеточку рубашку. (руками в воздухе рисуют клетку)

И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)

Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что – то в сумку)

По тропиночке пошла (шагают на месте)

Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)

То направо повернет, (поворачивают голову направо)

То налево, то вперед. (поворачивают голову налево и в исходное положение)

Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)

Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)

Черепашка вдруг зевнула, (зевают)

Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)

И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)

Медленно пришла домой. (открывают глаза, садятся на свои места)

Я попрошу всех сесть за стол.

Ребята, Заяц говорит, что ему очень понравилось делать зарядку вместе с нами. Просит, чтобы мы его простили.

6 часть занятия

Ребята, покажем Зайчику путь Черепахи до финиша? (Выполнение задания)















Раскрась путь Черепахи до финиша и покажи Зайчику.



1. Ответы на вопросы

а) Подумайте и ответьте, кого из героев сказки можно описать такими словами: ленивый, хвастливый, самоуверенный

Заяц

б) Смелая, целеустремленная, спокойная

Черепаха

в)мудрая, все делает не спеша, хорошенько подумав.

г) Подскажите, кому какая подходит пословица:

- Ленивый и хвастливый всегда позадиЗаяц

- Кто не ленится, тот может победой похвалитьсяЧерепаха

Подберите пословицы к картинкам по сказке «Заяц и Черепаха»

Сделал дело, гуляй смело

Делу время, а потехе час

Хвастовство само себя наказывает

Дело лени не любит

Чем хвалишься, на том и провалишься



Итог. - Ответьте сами себе, на кого вы хотели бы быть похожи, чему вас научила сказка? (Дети выбирают смайлик с изображением черепахи или зайчика. Обосновывают. Могут выбрать смайлик с изображением зайчика, потому что он исправился).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя