Утверждаю:
Заведующая СП
_________ /РК Тайсина/
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бардымская средняя общеобразовательная школа №2»
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»»
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
по сказке «Г.Тукая «Заяц и черепаха»»
Выполнила:
Кучукова Рафиля Вакиповна
Старший воспитатель МАОУ «Бардымская СОШ №2»
2023
Методический комплект по сказке Г.Тукая «Заяц и черепаха»
I. Название сказки: «Заяц и черепаха»
Автор сказки: Габдулла Тукай
Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста
II. Текст сказки
«Черепаха и Заяц ». Г.Тукай
Черепаха и Заяц,/ соревнуясь друг с другом /побежали к горе./
Заяц был уверен (верил в себя) в своих силах/ и лёг спать на дороге./
Вдруг заяц проснулся/ и увидел, что Черепаха давно уже взобралась (дошла, поднялась) на гору./
Заяц раскаялся (пожалел, был не рад) в своей самоуверенности (верил в себя), /постыдился, /что остался позади, /но какая от этого сейчас польза?
Вопросы к автору:
1. Почему Заяц был уверен в себе?
2. Почему Черепахе удалось победить Зайца в соревновании?
Реплика педагога:
Мне понравилась эта поучительная история. Хвастливый заяц конечно был быстрее черепахи, но пока он лежал, черепаха неуклонно шла к цели. И она заслуженно победила. Потому что отдыхать нужно после того, как дело сделано, а не прежде.
III. Виды информации
Вид информации | Содержание информации | Вопросы к детям на выделение информации |
1. Фактуальная | 1. Заяц и Черепаха | 1. Кто является главными героями сказки? |
2. Они решили посоревноваться друг с другом и побежали к горе. | 2. Что они задумали? |
3. Заяц был уверен в своей победе? | 3. Кто был уверен в своей победе? |
4. Он лёг спать на дороге. | 4. Что в итоге решил сделать Заяц? |
5. Заяц проснулся и увидел, что Черепаха давно взобралась на гору. | 5. Что произошло потом? |
6. Потому что, несмотря на свою быстроту и силу, Заяц проиграл Черепахе. | 6. Почему в конце сказки Заяц постыдился себя? |
2. Подтекстовая | 1. Видимо, Зайцу стало скучно. И подумал, что он самый быстрый, ловкий и Черепахе, явно, его не обогнать. | 1. Почему Заяц и Черепаха решили посоревноваться? Почему Заяц для соревнования выбрал именно Черепаху? |
2. Потому что, по сравнению с Зайцем, Черепаха очень медленно двигается, а Заяц быстрый и ловкий. | 2. Почему Заяц был уверен, что победит именно он и лёг спать? |
3. Заяц лёг спать. | 3. Как Черепахе удалось взобраться на гору быстрее Зайца? |
3.Концептуальная | 1. Не надо себя перехваливать и обижать других, может оказаться и так, что на деле, ты можешь проиграть. | 1. Как вы понимаете пословицу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»? |
2. Не нужно недооценивать и смеяться над соперником, каким бы неуклюжим и медленным он не казался. К любому соревнованию надо относиться серьезно. | 2. Что советует сделать автор для того, чтобы победить? |
IV. Варианты творческих заданий
1. Ответы на вопросы
а) Подумайте и ответьте, кого из героев сказки можно описать такими словами: ленивый, хвастливый, самоуверенный
Заяц
б) Смелая, целеустремленная, спокойная
Черепаха
в) Подскажите, кому какая подходит пословица:
- Ленивый и хвастливый всегда позади – Заяц
- Кто не ленится, тот может победой похвалиться – Черепаха
2. Пословицы к сказке «Заяц и Черепаха»
Сделал дело, гуляй смело
Делу время, а потехе час
Хвастовство само себя наказывает
Дело лени не любит
Чем хвалишься, на том и провалишься
Разложите иллюстрации к сказке по порядку (в процессе раскладывания задавать вопросы на вычленение фактуальной информации).
Конспект занятия по нравственному воспитанию
«Хвастовство само себя наказывает»
(по сказке «Черепаха и Заяц»)
Цель: познакомить детей со значением сказки «Черепаха и Заяц» в жизни людей.
Задачи:
- учить анализировать и правильно оценивать поступки людей;
- способствовать развитию внимания и памяти при запоминании и пересказе сказки. Развивать умение пересказывать сюжет сказки, подбирать нужные слова для характеристики героев.
- воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность, целеустремленность, умение уважать товарища.
Ход занятия.
Организационный этап.
Ребята, возьмитесь за руки и поверните голову к другу слева и улыбнитесь. А потом к другу справа и тоже улыбнитесь. А теперь присаживайтесь на стульчики.
1 часть занятия.
На столе стоит Зайчик и Черепаха. Но они почему то отвернулись друг от друга. Как вы думаете, почему?
Ребята, вы хотите узнать, что же произошло между ними? Тогда послушайте сказку.
2 часть занятия.
Чтение текста сказки «Черепаха и Заяц ». Г.Тукай
Черепаха и Заяц, соревнуясь друг с другом побежали к горе.
Заяц был уверен (верил в себя) в своих силах и лёг спать на дороге.
Вдруг заяц проснулся и увидел, что Черепаха давно уже взобралась (дошла) на гору.
Заяц раскаялся (пожалел, был не рад) в своей самоуверенности(верил в себя), постыдился, что остался позади, но какая от этого сейчас польза?
3 часть занятия.
- Ребята, о ком эта сказка?
- Кто предложил устроить гонки?
- Почему Заяц уснул во время состязания?
- Кто победил во время состязания?
- Почему Заяц проиграл?
- Черепаха шла к цели не останавливаясь. А Заяц спал под деревом. Он был уверен, что легко сможет победить.
4 часть занятия.
Разобрать смысл (суть) пословицы: Не нужно хвалиться и хвастаться пока не сделал дело.
Ребята, теперь вы поняли, почему они друг от друга отвернулись?
Как можно помочь Черепахе и Зайцу, чтобы они помирились?
5 часть занятия.
Черепаха всех нас и Зайца приглашает на зарядку.
Физкультминутка «Черепашка» .
Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)
Встала с мягкого дивана. (встают рядом со своим стульчиком)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку. (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что – то в сумку)
По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед. (поворачивают голову налево и в исходное положение)
Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)
Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)
Медленно пришла домой. (открывают глаза, садятся на свои места)
Я попрошу всех сесть за стол.
Ребята, Заяц говорит, что ему очень понравилось делать зарядку вместе с нами. Просит, чтобы мы его простили.
6 часть занятия
Ребята, покажем Зайчику путь Черепахи до финиша? (Выполнение задания)
Раскрась путь Черепахи до финиша и покажи Зайчику.
1. Ответы на вопросы
а) Подумайте и ответьте, кого из героев сказки можно описать такими словами: ленивый, хвастливый, самоуверенный
Заяц
б) Смелая, целеустремленная, спокойная
Черепаха
в)мудрая, все делает не спеша, хорошенько подумав.
г) Подскажите, кому какая подходит пословица:
- Ленивый и хвастливый всегда позади – Заяц
- Кто не ленится, тот может победой похвалиться – Черепаха
Подберите пословицы к картинкам по сказке «Заяц и Черепаха»
Сделал дело, гуляй смело
Делу время, а потехе час
Хвастовство само себя наказывает
Дело лени не любит
Чем хвалишься, на том и провалишься
Итог. - Ответьте сами себе, на кого вы хотели бы быть похожи, чему вас научила сказка? (Дети выбирают смайлик с изображением черепахи или зайчика. Обосновывают. Могут выбрать смайлик с изображением зайчика, потому что он исправился).